Принцип «первого руководителя» означает активное участие в ходе работ по формированию и обоснованию стратегических приоритетов социально-экономического развития первых лиц управления территорией. Это обусловлено тем, что сравнительная оценка стратегических альтернатив социально-экономического развития является прерогативой высших руководителей органов управления территорией, несущих ответственность за результаты его комплексного социального и экономического развития.
Принцип социального и экономического мультипликатора предполагает формирование и реализацию социальных приоритетов территории, развитие которых осуществляется в интересах трудоспособного населения и обеспечивает наибольшую занятость, способствует росту совокупного дохода за
сравнительно короткий промежуток времени. Рост производства товаров и услуг в отраслях, непосредственно связанных с улучшением уровня жизни населения, в дальнейшем позитивно отразится и на отраслях, выпускающих средства производства для них, а также на отраслях, перерабатывающих их продукцию, что приведет к ускоренному росту производства и развитию социальной сферы территории в целом.
В регионах России конкретизируются и приобретают территориальную специфику все основные связи и отношения, действующие в обществе. В этой связи научное осмысление принципов формирования приоритетов социального развития северных территорий и их правильное применение имеет важное значение.
Литература
1. Стратегия социально-экономического развития Северо-Запада России до 2015 года: основные положения шестой редакции / С.Д. Воронцова, М.Н. Григорьев, С.М. Климов, Л.П. Совершаева, Е.Г. Слуцкий и др. — СПб: «Знание», 2005. — 100 с.
2. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года // Одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 10.04.2007 г., № 129р-П.
3. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года // Постановление Правительства Республики Коми от 27.03.2006 г., № 45.
4. Стратегия экономического развития Мурманской области // Постановление Правительства Мурманской области от 20.12.2001 г., № 251-ПП.
5. Коломийченко О.В., Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация. — СПб: Наука, 2003.
6. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности: Учебно-методическое пособие. — СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003.
новые подходы при определении и управлении рисками строительного комплекса региона в контексте развития государственно-частного партнерства
К.Э. Филюшина,
аспирант кафедры экономики и управления городским хозяйством Томского государственного архитектурно-строительного университета
Ю.А. Колыхаева,
ассистент кафедры экономики и управления городским хозяйством Томского государственного архитектурно-строительного университета
В статье рассматривается сотрудничество государства и бизнеса, в частности при реализации проектов государственно-частного партнерства, когда возникает значительное количество рисков, которые пока недостаточно исследованы в научной сфере.
Ключевые слова: риск, управление рисками, государственно-частное партнерство, внешние факторы, внутренние факторы.
УДК 330.131.7+338.28:69 ББК 65.9(2)-4:38
Определение рисков в строительном комплексе является экономической литературе вопросам управления рисками уде-
важнейшей частью территориально-экономического планиро- ляется значительное внимание, однако чаще всего источники
вания. Пример глобального финансово-экономического кри- не содержат в себе критерии, которые позволяют охватить все
зиса, начавшийся в 2008 г. и наиболее ярко отразившийся на многообразие возникающих рисков (или вовсе отсутствуют
строительном комплексе регионов (многочисленные факты не подходы к оценке и анализу рисков в строительном комплексе
исполнения обязательств перед дольщиками, резкое снижение отрасли). В связи с этим на первом этапе мы предлагаем обоб-
темпов ввода жилья, приостановление реализации важнейших щенную классификацию рисков (рис. 1).
региональных инфраструктурных проектов в сфере образова- Далее, опираясь на ранее проведенные исследования, це-ния, медицины и т.п.) показывает, что оценке и анализу рисков лью которых являлось выявление специфических признаков при необходимо уделять гораздо больше внимания чем это дела- определении рисков в строительном комплексе, необходимо
лось ранее. выделить внутренние и внешние барьеры развития строитель-
Классификаций рисков достаточно много. Одним из первых ного комплекса региона в проектах государственно-частного
классификацией рисков занялся Дж.М. Кейнс [1]. В современной партнерства региона (табл.1).
Внутренние и внешние барьеры развития строительного комплекса региона
Таблица 1
Проблемы Внутренние барьеры развития Внешние барьеры развития
Проблемы организационно-управленческого характера Требования к новому уровню развития автоматизированных систем диспетчерско-технологического управления; недостаточное ресурсное обеспечение для проведения последовательной научно-технической, кадровой и инвестиционной политики в части совершенствования организационно-управленческой структуры. Нестабильность условий внешней среды (конкурентная среда, законодательство, новые технологии, рыночная инфраструктура и т.д.).
Экономические проблемы внутреннего характера Отсутствие комплексного критерия (системы критериев) оценки эффективности и качества функционирования и развития строительных организаций. Отсутствие чётких регламентов по отводу земли под строительство; относительно высокие производственные и непроизводственные расходы, в частности, расходы на строительство инженерно-коммунальной инфраструктуры.
Проблемы правового регулирования Оперативная адаптация к условиям изменяющегося законодательства. Недостаточность нормативно-правовой базы функционирования и развития строительной отрасли
Проблемы технико-технологического характера Использование новых технологий строительства и новых строительных материалов. Общий дефицит строительных материалов на рынке.
Новые проблемы, связанные с реформированием строительной отрасли и изменением экономических условий в стране Необходимость построения новой системы управления, как на стадии перехода к саморегулируе-мым организациям, так и на последующих этапах развития рынка строительной продукции. Неопределённость характера новой среды функционирования; изменение акцентов регулирования градостроительной деятельности; изменение системы налогообложения.
РИСКИ
По характеру учета
внутрен-
ние
По длительности
кратко-
срочные
постоянные
По
последствиям
допустимый
критическии
катастрофиче-
ский
По характеру воздействия
спекулятив-
ные
По причинам возникновения
природно-
естествен-
ные
экологиче-
ские
политиче-
ские
финансовые
имуществен-
ные
торговые
производствен-
ные
транспорт-
ные
коммерче-
ские
техниче-
ские
инновацион-
ные
По частоте воздействия
постоянные
периодиче-
ские
разовые
По масштабу воздействия
локальные
региональные
национальные
международ-
ные
Рис. 1. Классификация рисков строительного комплекса региона
Следует отметить, что мировая практика анализа рисков основывается на следующей классификации (данную классификацию в частности использует международное рейтинговое агентство «Standard & Poor’s»):
1. Проектные риски.
2. Правительственные риски.
3. Институциональные риски.
4. Форс-мажорные риски.
5. Возможность получения дополнительных гарантий (Credit enhancement).
При этом каждый проект оценивается с точки зрения наличия и степени каждого из представленных пяти рисков. Отметим также, что данный подход используется компанией и при анализе рисков российских проектов, хотя в российских условиях возможность получения дополнительных гарантий вызывает серьезные сомнения. Следовательно, прямой перенос международного опыта может привести к почти стопроцентному снижению кредитных рейтингов российских проектов государственночастного партнерства, что естественно негативно скажется на возможностях привлечения дополнительного финансирования и повысит стоимость проектов [2].
Другим важным аспектом при определении рисков в строительном комплексе регионов следует считать тот факт, что в последние годы при реализации крупных инфраструктурных проектов строительного комплекса регионов используют схемы государственно-частного партнерства. Для того, чтобы разработать обобщенную классификацию рисков в строительном комплексе региона следует дать ряд определений: «Риски в строительном комплексе — это целый комплекс рисков, возникающих при строительстве и эксплуатации объектов, возникающие на всех стадиях, начиная от разработки технико-экономического обоснования до пуска объекта в эксплуатацию».
Данная классификация рисков в строительном комплексе необходима для выработки мер по управлению ими, а также для разработки мероприятий по предотвращению, ликвидации и минимизации рисков.
«Управление ГЧП проектом — это деятельность по достижению нового результата, расширение имеющихся возможностей, создание нового продукта или услуги для удовлетворения потребностей в определенное время и для достижения конкретного результата».
«Управление рисками ГЧП проекта — это процессы, связанные выявлением (идентификацией), анализом и оценкой рисков, которые включают определение вероятности наступления рисков и максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисков».
«Управление рисками в строительном комплексе — это непрерывный процесс, направленный на предотвращение, ликвидацию и минимизацию рисков в строительном комплексе региона, включающий в себя классификацию рисков в строительном комплексе, оценку и анализ рисков, а также разработку мероприятий по предотвращению данных рисков».
Далее предлагаем собственную классификацию рисков строительного комплекса региона в аспекте государственночастного партнерства. По мнению Корабельниковой С.С., наиболее существенным признаком для классификации рисков с учетом особенностей их минимизации является «по сфере возникновения» [3], в соответствии с которым риски можно разделить на внерегиональные и региональные.
Внерегиональные риски, воздействующие извне на строительный комплекс региона, носят случайный характер и не зависят или слабо зависят от производственной деятельности строительных организаций. Поэтому предвидение и минимизация внерегиональных рисков со стороны строительных организаций ограничены.
Схема внерегиональных рисков в строительном комплексе региона в проектах государственно-частного партнерства, а также основа для сознания комплекса мер по их предотвращению, ликвидации и их минимизации представлены на рис.2.
В работе предлагается дополнить схему Корабельниковой С.С., т.к. к внерегиональным рискам строительного комплекса региона можно отнести экологические и инновационные риски. Данные виды рисков также не зависят от деятельности строительных организаций и повлиять на них сами организации не способны. В соответствии с приведенной схемой внерегиональ-ными рисками строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства являются: финансовые, коммерческие, политические, экологические, управленческие, юридические и инновационные риски.
Источником финансовых рисков является непредсказуемость рыночной экономики: кризисы, нестабильность экономической ситуации; инфляция, изменение цен и процентной ставки кредитов; колебания курсов валют; изменение налогообложения; ненадежность источников финансирования.
Общее состояние макроэкономики является источником коммерческих рисков, которые проявляются в ошибочном определении объемов спроса и предложения; недостатками при ведении ценовой и инвестиционной политики; в возникновении жесткой конкуренции на рынке сбыта строительной продукции. Общее состояние макроэкономики является причиной дефицита государственного бюджета, что имеет существенное влияние на строительные организации, имеющие государственные заказы.
Отсутствие перспективного планирования развития страны на государственном уровне может привести к возникновению политических рисков: нестабильности политической власти; инфляции; политическим и экономическим кризисам; непредвиденным изменениям в законодательстве; проведению налоговой реформы и т.д. Общая нестабильность ситуации в стране может вызвать неритмичность загрузки строительно-монтажных объединений, а при неблагоприятном стечении обстоятельств может возникнуть полная неуправляемость отраслью.
Источником возникновения экологических рисков является отсутствие нужного контроля за строительным процессом, невнимание органов государственной и муниципальной власти к качественному и экологически чистому строительству объектов; появление дополнительных расходов по устранению последствий и загрязнение окружающей природной среды. Загрязнение окружающей природной среды может привести к различного рода болезням населения, более ранней смертности.
Рассматривая общие источники возникновения управленческих и юридических рисков, отмечаем слабую роль государственного регулирования, что выражается несовершенством законодательства, недостатком государственных заказов, а также субсидий малого бизнеса, что является актуальной проблемой на сегодняшний день.
Инновационные риски возникают из-за экономии на маркетинговых исследованиях и недостаточной информации о том, где лучше произвести строительство нового объекта, в результате чего уже построенный объект строительства не пользуется большим спросом. Так, государство не дает возможности перехода на новые технологии в строительстве, в результате чего сроки и затраты на строительство новых объектов значительно увеличиваются.
Таким образом, внерегиональные риски, представленные на рис.3, относятся к труднопрогнозируемым, возникающим при осуществлении строительной деятельности. Тем не менее, основой для создания комплекса мероприятий по минимизации рисков, может стать использование зарубежного опыта в области идентификации и управления рисками с обязательной адаптацией к современным российским рыночным условиям, а также создание в рамках строительных организаций специализированного отдела по учету влияния внешних рисков на деятельность организации и разработке мероприятий по их минимизации.
Рассмотрев внерегиональные риски строительного комплекса региона, перейдем к региональным, которые в основном зависят от действия органов власти и соответственно в большей степени поддаются управлению (рис. 3).
К основным региональным рискам строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства можно отнести:
— трудности с набором квалифицированной рабочей силы;
— снижение конкурентоспособности;
— ошибки при выборе поставщиков и субподрядчиков;
— недостаточное количество материалов и оборудования;
— увеличение продолжительности строительства;
— несостоятельность заказчика;
— недобросовестное отношение к процессу строительства;
— недостатки в сфере производства и управления;
— нарушение договоров подряда и др.
Возникновение рисков может привести к непроизводительным расходам, удорожанию работ, увеличению себестоимости строительства, снижению доходов и прибыли, возникновению убытков и другим последствиям. На рис.3 приведены региональные риски и их возможные последствия, а также предложено создание департамента по планированию и реализации мероприятий по предотвращению, ликвидации и минимизации рисков.
Анализ рисков строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства представленный в работе показал, что на данный момент в регионах отсутствует
476
Внерегиональныериски строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства, предотвращение, ликвидация и минимизация которых со стороны строительного комплекса ограничена
I
Источники
рисков
Виды
рисков
Непредсказуемость рыночной экономики
Общее состояние макроэкономики
Финансовые
Коммерческие
Отсутствие перспективного планирова-
Политические
Не надлежащий контроль за ОПС
Экологические
Слабая роль государственного регу-
лирования
Управленческие и юридические
Недостаточность
информации
Инновационные
Первичные факторы возникновения рисков
Кризисы, спады, инфляция
Потеря источников финансирования
Кредитные риски
Ценовая политика, налогообложение, конкуренция
Дефицит государственного бюджета
Инвестиционная
политика
Общая нестабильность
Неритмичность загрузки СМО
Полная неуправляемость отраслью
Отсутствие государственного контроля
Дополнительные расходы на устранение
Загрязнение ОПС
Несовершенство
законодательства
Слабая роль государственных заказов
Недостаточное субсидирование малого бизнеса
Недостаточный
спрос
Отсутствие маркетинговых исследований
Недостаточность
информации
Учет влияния внешних факторов с целью минимизации рисков
Наличие отдела занимающегося рисками в строительной организации или хотя бы риск - менеджера
Использование зарубежного опыта с адаптацией к российским условиям
Рис. 2. Схема внерегиональных рисков строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
477
Региональные риски строительного комплекса в проектах государственно-частного партнерства
1. Трудности с 2. Снижение 3. Ошибки при 4. Недостаточ- 5. Увеличение 6. Несостоя- 7. Недобросо- 8. Недостатки в 9. Нарушение
набором квали- конкурентоспо- выборе постав- ное количество продолжитель- тельность за- вестное отно- сфере произ- договоров под-
фицированной собности СМО щиков и суб- материалов и ности строи- казчиков, не- шение к про- водства и ряда
рабочей силы подрядчиков оборудования тельства платежи, банкротство цессу строительства управления
1. Длительный подбор кадров, дополнительные затраты на набор нового персонала и его обучение
2. Проигрыш торгов, уменьшение заказов, снижение объема работ, доходов и прибыли
3. Невыполнение планов работ, простои, штрафные санкции заказчика
4. Некачественное строительство объекта, увеличение сроков строительства, простои
5. Угроза срыва сроков сдачи объектов заказчику, штрафные санкции заказчика
6. Просрочки платежей, срыв поставки оборудования, простои, увеличение сроков строительства
7. Дополнительные затраты на переделку брака, невыполнение планов работ
8. Невыполнение планов работ, увеличение сроков строительства, штрафные санкции заказчика
Источники
возникновения
рисков
9. Претензии и иски заказчика и поставщиков, штрафные санкции, разрыв договоров, моральный ущерб
Первичные последствия проявления каждого риска
Финансовые, организационные, экономические, правовые последствия проявления всех возможных рисков
Непроизводительные расходы - удорожание работ - увеличение себестоимости - снижение доходов и прибыли - убытки - упущенная выгода
Возможные мероприятия по предотвращению, ликвидации и минимизации рисков
1. Заключение 2. Выявление и 3. Анализ со- 4. Заключение 5. Усиление 6. Тщательный 7. Системати- 8. Переход на 9. Устранение
контрактов с устранение стоятельности договоров на контроля за выбор заказчи- ческий кон- систему «project причин нару-
образователь- причин сниже- контрагентов, поставку мате- сроками произ- ков, принятие троль за ходом management» и шения догово-
ными учрежде- ния конкурен- работа с посто- риалов и обору- водства работ, их функций на строительства и управления ров, имущест-
ниями тоспособности янными, прове- дования только создание резер- себя, строитель- составление инвестицион- венная и личная
ренными по- с проверенными ва мощностей ство «под системы штра- ным циклом ответственность
ставщиками и организациями ключ» фов виновников
подрядчиками
Организационные методы минимизации рисков
Необходимость в создании департамента по планированию и реализации данных мероприятий
Рис. 3. Схема региональных рисков строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства
Т
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
отработанная система управления рисками, нет отделов по управлению рисками, а соответственно отсутствует возможность по планированию и прогнозированию возможных рисков, что значительно ухудшает деятельность, как строительных организаций, так и органов власти, вследствие чего увеличиваются расходы на строительство объектов.
Выявление (идентификация) рисков строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства поможет уменьшить вероятность возникновения рисков, тяжесть наступления рискового события, а также даст возможность организовать мероприятия по предотвращению, ликвидации и минимизации рисков.
Литература
1.Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег — М.: Гелиос АРВ, 1999. — 352 с.
2. Официальный сайт международного рейтингового агентства «Standard & Poor’s» http://www.standardandpoors.ru
3. Корабельникова С.С. Формирование механизма управления рисками организаций строительного комплекса: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — СПб., 2005. — 147 с.
рыночная адаптация предприятий -производителей товаров народного
ПОТРЕБЛЕНИЯ в УСЛОВИЯХ НЕСтАБИЛЬНОЙ
конъюнктуры
М.Т. Мильдзихов,
аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов
В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой решения задач рыночной адаптации предприятий — производителей товаров народного потребления в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры. Автор утверждает, что в современных условиях, характеризующихся крайней степенью изменчивости и нестабильности рыночной конъюнктуры, маркетинговым службам предприятий необходимо научиться разрабатывать и применять в режиме реального времени адаптационные механизмы, которые позволили бы избегать ошибок, связанных с неадекватной оценкой рыночных ситуаций.
Ключевые слова: рыночная адаптация, товары народного потребления, маркетинговая деятельность, рыночная конъюнктура.
УДК 658(082) ББК 65.29+У30(2)-17(2Р)я43
Серьезные и динамичные изменения, происходящие на современных промышленных рынках (не исключая, разумеется, и рынков товаров народного потребления — ТНП) столь фундаментальны и носят такой характер, что традиционное понимание таких явлений, как рыночная адаптация, рыночная устойчивость, сбалансированность спроса и предложения и т.п. уже не дает сегодня никаких гарантий успеха, не обеспечивает в полной мере адекватности действий компаний-производителей продукции, фирм и предприятий, работающих в сфере реального производства. Не является застрахованной от ошибок, связанных с неполным пониманием природы происходящих сегодня на промышленных рынках изменений и маркетинговая деятельность субъектов рыночных взаимодействий.
В этих условиях задачи рыночной адаптации предприятий в значительной степени определяются уровнем и качеством экономического мышления их руководителей, когда на первый план выдвигаются не столько сиюминутные вопросы, а, скорее, сама способность к продуцированию гибких и стратегически ориентированных решений в той сфере управления, которую принято относить к философии бизнеса и предпринимательства, т.е. решений непосредственно относящихся к компетенциям маркетингового управления.
К основным условиям развития эффективной маркетинговой философии фирмы современные исследователи [1] относят:
— глубокое осмысление сущности современной и, главное,
— будущей конкуренции, развертываемой, с одной стороны, по
линии сотрудничества и взаимодеиствия, и, с другой стороны, по линии нарастания жесткости противоречий глобального характера вплоть до военного противостояния;
— осмысление природы, принципов функционирования, эволюции и основ эффективности своей организации;
— внутреннюю способность к пересмотру принципиальных основ и реформированию своего бизнеса, рассматриваемую как потенциальное конкурентное преимущество, которое формируется и развивается внутри организации до получения конкретного результата.
Говоря о задачах рыночной адаптации предприятий — производителей товаров народного потребления, можно отметить, что поддержание адекватности функции маркетинга становится для маркетологов все более трудно реализуемым делом, связанным с резко увеличивающимися затратами ресурсов управленческого труда по всем базовым составляющим маркетинговой функции [2], к которым, следуя классическим воззрениям на маркетинг, следует отнести следующие элементы:
— рыночные исследования, т.е. сбор и обработка необходимой информации по базовым рынкам;
— планирование маркетинга, т.е. последовательность действий, ведущая к формулировке целей маркетинга и составлению планов для их достижения; цель планирования — определение, создание и поддержка конкурентного преимущества;
— организационная функция, т.е. организация материального обмена между производством и потребителем;