ББК 66.4 YAK 327.54
Е.В. ОПЕНЬКО
Y.V. OPENKO
НОВЫЕ ПОДХОДЫ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАУИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-Х ГОДОВ
NEW APPROACHES IN US FOREIGN POLICY TOWARDS EUROPEAN INTEGRATION IN THE MID 1950-S
В рамках данной работы рассматривается политика администрации США в отношении европейской интеграции во второй половине 1950-х годов. При Д. Эйзенхауэре США продолжали поддерживать интеграционные процессы, однако к середине 1950-х годов, учитывая характер ситуации и настроения в Европе, они переходят к более «пассивному» официальному курсу в отношении европейской интеграции и более активному использованию инструментов неофициальной дипломатии и политики «мягкой силы».
This article considers Eisenhower's policy towards European integration. On the whole, the 1950-s were characterised by America's strong support of the European integration process. However, the political situation and the factors which defined US foreign policy differed in the early and in the mid 1950-s, as did the quality of the support. During the mid 50-s the main work on promoting European integration was undertaken unofficially, 'behind the scenes', via covert operations and American foundations, such as Ford and the Rockefeller Foundation.
Ключевые слова: европейская интеграция, администрация Д. Эйзенхауэра, неофициальная дипломатия, политика «мягкой силы», американские благотворительные фонды.
Key words: European integration, D. Eisenhower's administration, informal diplomacy, 'soft power' policy, American philanthropy.
Политика поддержки интеграции, активно начатая США в первые послевоенные годы, была продолжена президентом Д. Эйзенхауэром. Его профессиональная карьера и связи обусловили активную позицию президента в отношении объединения европейских государств. В целом европейская интеграция рассматривалась американскими лидерами в качестве инструмента достижения всего комплекса целей США в Европе после второй мировой войны. Объединение экономических и военных ресурсов и прежде всего включение ресурсов Германии в этот процесс были первоочередной целью Д. Эйзенхауэра в условиях необходимого сокращения бюджета на оборонные нужды и содержание военного контингента в Европе и пересмотра условий программ внешней экономической помощи. В этом плане интеграция представляла своего рода долгосрочное решение. Помимо этого в 1950-е годы уровень обеспокоенности США состоянием обороноспособности государств Западной Европы в условиях нарастающей коммунистической угрозы был особенно высок, так как оставались кризисные элементы в экономике Европы вплоть до конца этого периода. В то же время перед Д. Эйзенхауэром и его администрацией стояла задача решить экономические проблемы США того периода.
Вместе с тем стоит отметить, что политическая ситуация и факторы, определявшие внешнеполитические установки США, в период образования ЕОУС в начале 1950-х годов и в период образования ЕЭС и Евратома в середине 1950-х годов были различными, как и формат американской поддержки. Можно говорить о том, что провал ратификации ЕОС изменил тактику США в отношении Европы. Методы классической дипломатии, - заявления официальных лиц, предоставление экономической и военной помощи на опреде-
лённых условиях, метод «кнута и пряника» - посредством которых США оказывали официальную поддержку европейской интеграции, показали свою неэффективность в существовавшей на тот момент ситуации. Воздействие на европейских лидеров через официальные заявления и выступления президента, госсекретаря и других высокопоставленных официальных лиц США не достигали желаемого эффекта. При этом необходимо отметить, что возможности этого ресурса США были достаточно ограничены в условиях конфронтации с СССР. С одной стороны, США не могли оказывать прямое давление и прибегать к открытой пропаганде во избежание контрдействий со стороны СССР. К тому же американцы опасались, что излишнее давление с их стороны на официальном уровне приведёт к обратному эффекту, тем более в условиях нарастающего антиамериканизма в Европе. С другой стороны, западноевропейские государства учитывали «советский фактор» в своих взаимоотношениях с США и использовали его в тех моментах, когда были не готовы принять те или иные «рекомендации» США. Ключевые государства Западной Европы продолжали выступать с позиций баланса сил и защиты исключительно национальных интересов.
Анализируя документы, связанные с вопросами американской политики в отношении европейской интеграции во второй половине 1950-х годов, можно сделать вывод о том, что в период второго срока администрации Д. Эйзенхауэра параллельно с осуществлением официальной поддержки через дипломатические каналы значительная часть работы, направленной на содействие европейским интеграционным проектам и достижение желаемых результатов в Европе, осуществлялась посредством неофициальной дипломатии, секретных операций ЦРУ и деятельности крупнейших благотворительных фондов. Это согласовывалось с общими изменениям в подходах США к реализации внешнеполитических задач. Так, при обсуждении изменений в директиве об основах национальной безопасности на заседании СНБ 5 января 1955 года отмечалось, что в прошлом при реализации внешней политики по отношению к союзным и дружественным нациям США полагались в основном на военную или экономическую помощь. Участники заседания сошлись во мнении, что этот подход по большей части оказывался неэффективным. Безусловно, американские программы экономической и финансовой помощи, приток инвестиций сыграли колоссальную роль в процессе восстановления экономик государств Западной Европы. Однако цели политического объединения и сплочения государств региона вокруг идей коллективной безопасности и развития трансатлантического партнёрства не были достигнуты. Было высказано предложение о включении в директиву № 5501 положения о внедрении программ в сфере информационного сотрудничества, культуры, образования, взаимных обменов в процесс реализации вешней политики США [1, с. 18]. Д. Эйзенхауэр отметил, что эти инструменты, ранее не рассматривавшиеся в таком аспекте, должны быть обязательно включены в новый проект директивы [Там же]. В пересмотренном варианте директивы (№ 5602/1) в марте 1956 года эти инструменты утверждались как «чрезвычайно важные» при осуществлении внешнеполитических задач США [1, с. 250]. Установка на активное использование инструментов «мягкой силы» была подтверждена в последующем варианте - директиве № 5707/8, принятой в 1957 году [1, с. 520]. Как отметил глава отдела ЦРУ по международным организациям Т. Брэден, «газеты, радиостанции, журналы, авиалинии, корабли, фирмы и добровольческие организации покупались, субсидировались или создавались в качестве внешнеполитических инструментов во время холодной войны» [2, с. 13].
С одной стороны США начали активно использовать свою массовую культуру, а также развитие академических и культурных обменов для укрепления демократических ценностей в странах Европы в условиях распространения «коммунистической угрозы». В то же время были привлечены ресурсы американских неправительственных организаций и благотворительных фондов для проведения политики поддержки европейского объединения
и укрепления трансатлантического партнёрства. Главной организацией, через которую в тот период велась основная оперативная работа по поддержке европейских инициатив, стал Комитет в поддержку объединённой Европы (АКОЕ). Согласно обнаруженным ещё в 1967 году данным и документам, рассекреченным позже, большая часть этой деятельности финансировалась посредством секретных государственных источников через ЦРУ.
В деятельность по реализации задач американской внешней политики того периода были также включены крупнейшие американские благотворительные фонды. Известный историк, автор исследования «Америка и интеллектуальные холодные войны в Европе» В. Берган отмечает, что с началом холодной войны в деятельности американских благотворительных организаций наметился сдвиг: если до этого все крупные фонды и организации направляли большую часть финансовых ресурсов на решение внутренних проблем США, то начиная с середины 1950-х годов многие фонды, прежде всего фонд Форда и фонд Рокфеллера, стали очень заинтересованы в продвижении своих программ на территории Европы [3]. Это, в свою очередь, соотносилось с потребностями организаций на территории США, вовлечённых в деятельность по продвижению идей объединения и поддержке европейских инициатив, в условиях, когда они были вынуждены искать альтернативные источники финансирования при сокращении государственного бюджета.
Активная международная деятельность фонда Форда в 1950-1960-е годы связывается в первую очередь с политическими и идеологическими установками его руководителей. В 1953 году членом правления фонда стал Дж. Макклой, известный своей активной деятельностью в поддержку европейской интеграции. Помощником руководителя по международным вопросам был назначен Ш. Стоун, как и Дж. Макклой, проработавший долгое время в Европе и убеждённый в необходимости развития интеграционных процессов. Они считали, что фонд Форда должен активизировать свою деятельность в Европе и направить часть ресурсов на «культурную борьбу» с коммунистической угрозой и поддержку интеграционных процессов [3, с. 183, 208]. Также многие ключевые должности в фонде занимали люди, тесно связанные с государственными, в том числе секретными, службами, которые с начала 1950-х годов склоняли руководство фонда к сотрудничеству и участию в «оперативной» деятельности в качестве каналов секретного финансирования секретных операций и деятельности пропагандистских организаций в Европе [4, гл. 3]. Руководство фонда действовало очень осторожно в этом вопросе, так как не хотело дискредитировать деятельность фонда связями с секретными службами [4, с. 52-53]. Фонд Форда достаточно тесно сотрудничал с АКОЕ, являющимся ключевым звеном деятельности США по продвижению проевропейских инициатив. Руководители и представители организаций периодически встречались и обсуждали вопросы интеграции, развитие ситуации в Европе и роль американской помощи в этом процессе. Обмениваясь информацией о своей деятельности, они тем самым старались избежать пересечения в реализуемых проектах [5]. Помимо этого комитет предоставлял контакты и давал свои рекомендации в ответ на запросы фонда о европейцах, подходящих для работы в том или ином проекте [6].
Ещё в 1952 году фонд выделил грант Гарвардскому университету на исследование существующих возможностей федерализации Европы [7, с. 28]. В 1956 году фондом был выделен грант на организацию встречи Билдер-бергской группы, которая впервые прошла на территории США [8, с. 140; 9]. Эта конференция, в которой с американской стороны приняли участие такие крупные деятели, как П. Хоффман, Дж. Макклой, Д. Рокфеллер, Д. Раск, В. Джексон, стала важным американо-европейским форумом для обсуждения будущего Европы и трансатлантических отношений.
В 1957 году фонд учредил полноценную Европейскую программу. Как отметил Ш. Стоун в разговоре с П. Хофманном в ноябре 1957 года, фонд Форда планировал потратить в общей сумме около 6 млн. долларов на программы в Европе (в итоге было потрачено 5 млн долларов) [10]. В рамках этой про-
граммы с 1958 года в отдельную секцию были выделены гранты на поддержку проектов, направленных непосредственно на развитие европейской интеграции. Одним из первых стал грант на сумму 500 тыс. долларов, выделенный на открытие Института Европейских Сообществ [11, с. 80]. Всего за три года было направлено около 3 млн. долларов на инициативы по развитию европейской интеграции и укреплению трансатлантических отношений [12].
После подписания Римских договоров руководство фонда, как и АКОЕ, считало, что теперь самой большой проблемой является позиция Франции в отношении Зоны свободной торговли и включение Великобритании в интеграционный процесс [6]. В разговоре с руководителями АКОЕ руководитель международных программ фонда Форда Дж. Слотер охарактеризовал это как «ограниченность шестёрки» - определение, используемое англичанами [6]. Очень важным проектом в этом направлении, получившим финансирование фонда, стал грант исследовательской группы Политического и экономического планирования на проведение исследований по вопросам и проблемам функционирования Общего рынка и перспектив дальнейшего объединения Европы, включая Великобританию. Также в рамках этого гранта была создана кафедра изучения Общего рынка на базе университета в Лозанне [5, 13]. В 1957 году фондом был выделен грант на создание Центра документации и исследований комитета Ж. Монне. Основная цель его работы заключалась в изучении проблемы введения единой валюты и организации центральной банковской системы ЕЭС и подготовке пакета предложений по принятию необходимых решений в этих направлениях для правительств государств-участников [14].
К концу 1950-х годов фонд также интересовался проектами, связанными с НАТО и повышением степени информированности и лояльности в отношении этой организации. Фондом Форда была оказана поддержка Американскому Совету по вопросам НАТО [8, с. 139], ряду университетов для проведения исследований и конференций, посвящённых проблемам Атлантического партнёрства, а также Британскому обществу международного взаимопонимания на проведение молодёжных конференций [Там же]. В 1958 году фондом был выделен грант Ассоциации атлантического договора на проведение конференции для молодых политических лидеров Европы и Америки [6].
Другим основным спонсором деятельности США в отношении Европы стал фонд Рокфеллера. Гранты фонда позволили учёным-международникам и политологам исследовать актуальные вопросы международных отношений в сложившейся ситуации, сделали возможными научные обмены между американскими и европейскими интеллектуалами. Ряд крупных грантов получили такие научные центры, как Королевский институт международных отношений в Лондоне, Институт политики и экономики Европы во Франкфурте и другие [15, с. 232]. Поддерживаемые проекты были направлены на исследование проблем развития европейской интеграции и их решений. К примеру, институт во Франкфурте получил грант на исследование общественного мнения и подходов политической элиты Германии в отношении интеграционных процессов и развития информационно-образовательных программ, направленных на продвижение идей объединения Европы [15, с. 256]. В 1957 году был выделен пятилетний грант французскому Национальному фонду политических наук - одному из ведущих на тот момент центров научно-практических политических исследований [16, с. 184]. Эти гранты в значительной степени способствовали «интеллектуальному возрождению» Европы.
Также фонд поддерживал проведение исследований и разработку образовательных программ в области международных отношений, в том числе и европейской проблематики, в американских университетах. Например, в 1957 году Принстонский университет получил на эти цели новый пятилетний грант в размере 200 тыс. долларов [16, с. 206]. Через фонд Рокфеллера также оплачивались расходы участников исследовательских групп в рамках работы Конгресса за свободу культуры 1956 года, который долгое время спонсировался исключительно на средства ЦРУ и представлял собой одну из основных платформ для секретных операций в Европе [3, с. 222; 16, с. 257].
Таким образом, можно говорить о том, что существовало своего рода распределение обязанностей между частными фондами и другими организациями, поддерживаемыми государством (например, АКОЕ). Фонды в основном занимались поддержкой образовательных инициатив и научно-исследовательских проектов, направленных на изучение и решение долгосрочных проблем европейской интеграции [17]. В свою очередь миссия АКОЕ заключалась в финансовой поддержке информационно-пропагандистской деятельности. В этом отношении важной характеристикой Комитета было то, что он не насаждал программу политических действий, так как это представлялось нежелательным и нецелесообразным в тот момент. Программа политических действий по продвижению проектов европейской интеграции осуществлялась через работу европейских организаций, прежде всего Комитета действия за создание Соединённых Штатов Европы, возглавляемого Ж. Монне [17].
В целом можно говорить о том, что середина 1950-х годов оказалась пиком активности в отношении неофициальной поддержки интеграционных процессов в Европе. В этот период времени США, учитывая характер ситуации и настроения в Европе, переходят к более «пассивному» официальному курсу в отношении европейской интеграции, используя новые инструменты «мягкой силы».
Литература
1. Foreign Relations of the United States (FRUS). 1955-57 [Text] / National Security Policy. - Wash., 1990. - Vol. XIX.
2. Braden, T. The Birth of the CIA [Text] // American Heritage. - 1977. - Vol. 28. - № 2.
3. Berghahn, VR. America and the Intellectual Cold Wars in Europe: Shepard Stone between Philanthropy, Academy, and Diplomacy [Text] / VR. Berghahn. -Princeton, 2001.
4. Rhodri, J.J. The CIA and American Democracy [Text] / J.J. Rhodri. - New Haven, 1991.
5. Memorandum on the Meeting with S. Gordon, November 8, 1957 [Text] / Papers of P. Hoffman: American Committee on United Europe (ACUE), Truman Presidential Library.
6. Meeting with J. Slater, March 4, 1958 [Text] / Papers of P. Hoffman: American Committee on United Europe (ACUE), Truman Presidential Library.
7. The Ford Foundation Annual Report, 1952 [Text] / The Ford Foundation Archives. -New York, 1953.
8. The Ford Foundation Annual Report, 1955 [Text] / The Ford Foundation Archives. -New York, 1956.
9. Letter from D. Rusk to M. Bundy, December 17, 1956 [Text] / Kennedy Presidential Library, M. Bundy personal files: Bilderberg Group, Box 19.
10. Minutes of the meeting between P. Hoffman and S. Stone, November 6, 1957 [Text] / Papers of P. Hoffman: American Committee on United Europe (ACUE), Truman Presidential Library.
11. The Ford Foundation Annual Report, 1958 [Text] / The Ford Foundation Archives. -New York, 1959.
12. The Ford Foundation Annual Report, 1957, 1958, 1959, 1960 [Text] / The Ford Foundation Archives. - New York.
13. Talks with K. Gordon and S. Stone, June 20, 1957 [Text] / Papers of P. Hoffman: American Committee on United Europe (ACUE), Truman Presidential Library.
14. Meeting with S. Stone, December 19, 1957 [Text] / Papers of P. Hoffman: American Committee on United Europe (ACUE), Truman Presidential Library.
15. The Rockefeller Foundation Annual Report, 1953 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rn.rockfound.org/about-us/annual-reports/1950-1959.
16. The Rockefeller Foundation Annual Report, 1957. The Rockefeller Foundation Archives [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://m.rockfound.org/ about-us/annual-reports/1950-1959.
17. Board of Directors Meeting, Extended Minutes, April 15, 1958 [Text] / Papers of P. Hoffman: American Committee on United Europe (ACUE), Truman Presidential Library.