08.00.05 УДК 330
DOI: 10.24412/2227-9407-2021-4-71-80
Новые подходы к ценообразованию в зависимости от объёмов реализации продукции
И. В. Волков1, С. А. Банников2, Е. В. Губанова3
1 Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия
*^ог.^ог-у19б4@таИ. ги 2 Госкорпорация по ОрВД, Москва, Россия 3 Финансовый университет при Правительстве РФ, Калуга, Россия
Аннотация
Введение. Уровень цен является важным фактором, который определяет эффективность внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики. Рыночные цены выступают основным регулятором сбалансированности общественного воспроизводства и хозяйственных отношений в товарообороте производства продукции различных отраслей. Насколько правильно сформированы цены с учетом рентабельности производства, цены спроса на продукцию и цен на алогичный товар у конкурентов, будет зависить дальнейшее развитие организации.
Материалы и методы. Ценообразование предполагает формирование цен на товары и услуги, исходя из двух существующих систем ценообразования. Рыночное ценообразование определяет цену исходя из взаимодействия спроса и предложения. Централизованное государственное ценообразование, при котором формирование цен осуществляется государственными органами власти.
Результаты. В современной экономике для определения цен с целью достичь безубыточного производства используется анализ безубыточности производства с определением оценочного норматива объема продаж, который находится в прямой зависимости от цены. Безубыточность торгового предприятия показывает объем товарооборота, при котором предприятие покрывает издержки. Уровень валового дохода зависит от уровня торговой надбавки, при различных вариантах торговой надбавки будут колебаться его размер и сумма валового дохода, соответственно цена и объем товарооборота, необходимый для достижения безубыточности.
Обсуждение. В представленной статье предлагается авторский подход к формированию цены с учетом цены при точке безубыточности и максимальной цены, определяемой по методу предельного анализа. Данный подход позволяет своевременно реагировать на снижение цены конкурентов в рамках зоны эффективности продаж.
Заключение. Возможное снижение цены без значительных финансовых потерь как при защите от демпинга цены со стороны конкурентов, так и в части увеличения выручки при проведении атакующей стратегии снижения цены для повышения спроса на продукцию во многом определяет финансовую устойчивость организации, ее расширенное воспроизводство.
Ключевые слова: выручка, демпинг, корреляционно-регрессионный анализ, линия тренда, максимальная цена, маркетинг, объем продаж, организация, подход, предельный анализ, точка безубыточности, ценообразование.
Для цитирования: Волков И. В., Банников С. А., Губанова Е. В. Новые подходы к ценообразованию в зависимости от объёмов реализации продукции // Вестник НГИЭИ. 2021. № 4 (119). С. 71-80. DOI: 10.24412/22279407-2021-4-71-80
© Волков И. В., Банников С. А., Губанова Е. В., 2021
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
New approaches to pricing depending on the volume of product sales
I. V. Volkova, S. A. Bannikovb, E. V. Gubanovac
a Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics, Knyaginino, Russia
*Igor.Igor-v1964@mail. ru b State ATM Corporation, Moscow, Russia c Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Kaluga
Introduction. The price level is an important factor that determines the efficiency of foreign economic activity in a market economy. Market prices are the main regulator of the balance of social reproduction and economic relations in the turnover of production of products of various industries. How well the prices are formed, taking into account the profitability of production, the prices of demand for products and prices for illogical goods from competitors will overestimate the further development of the organization.
Materials and methods. Pricing involves the formation of prices for goods and services, based on two existing pricing systems. Market pricing determines the price based on the interaction of supply and demand. Centralized state pricing, in which the formation of prices is carried out by state authorities.
Results. In the modern economy, to determine prices in order to achieve breakeven production, the analysis of breakeven production is used to determine the estimated standard of sales, which is in direct proportion to the price. The break-even point of a trading enterprise shows the volume of turnover at which the enterprise covers the costs. The level of gross income depends on the level of the trade markup, with different options for the trade markup, its size and the amount of gross income will fluctuate, respectively, the price and the volume of turnover required to achieve breakeven. Discussion. The presented article proposes the author's approach to price formation, taking into account the price at the break-even point and the maximum price determined by the method of limiting analysis. This approach allows you to respond in a timely manner to competitors' price reductions within the sales effectiveness zone. Conclusion. A possible price reduction without significant financial losses both when protecting against price dumping from competitors and in terms of increasing revenue when conducting an attacking price reduction strategy to increase demand for products largely determines the financial stability of an organization, its expanded reproduction.
Key words: revenue, dumping, correlation-regression analysis, trend line, maximum price, marketing, sales volume, organization, approach, marginal analysis, break-even point, pricing.
For citation: Volkov I. V., Bannikov S. A., Gubanova E. V. New approaches to pricing depending on the volume of product sales // Bulletin NGIEI. 2021. № 4 (119). P. 71-80. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-4-71-80
Abstract
Использование современных подходов к ценообразованию с учетом изменяющихся рыночных условий и преобразований, возникающих в результате динамичного внедрения результатов технического прогресса в различные сферы бизнеса, является важнейшей составляющей в управлении маркетинговой деятельности организации, создании ее устойчивого финансового состояния.
Введение
Цены могут быть регулируемыми и договорными. Государственное (административное) регулирование цен осуществляется на продукцию естественных монополий (железнодорожный транспорт, газ, энергетика, связь, услуги жилищно-коммунального хозяйства, некоторые продукты питания и т. д.) [9; 17; 18].
В цене, как центральной экономической категории рынка, отражается вся система ценообразу-ющих факторов: динамика издержек производства (себестоимости), монополизация рынка, коррупционные явления, соотношение спроса и предложения и другие [9].
Рассматривая ценообразования в сельскохозяйственной деятельности, все больше ученых придают значение государственному регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию в России.
Исходя из этого ценообразование продукции должно учитывать затраты, исходящие от воздействия на процесс производства, как со стороны внутренний, так и внешней среды с учетом интересов всех заинтересованных групп.
Вождаева Н. Г. и Акифьева Л. В. считают, что политика ценообразования в период становления экономики должна идти в направлении усиления ее государственного регулирования через госзакупки, квотирование, интервенционные закупки зерна и
т. д. [15].
Для повышения уровня благосостояния населения государство на определенные виды продукции регламентирует верхний предел цены, однако в
условиях жесткой конкуренции правильно определенный нижний предел цены становится для организации механизмом как «самообороны», так и устранения конкурента.
Цены и ценовая политика влияют на значения экономических и маркетинговых показателей деятельности предприятия, таких как прибыль, объемы реализации продукции, доля рынка, сроки окупаемости инвестиций и др. [10; 19; 20].
Поэтому от экономической обоснованности изменения цены зависит конкурентоспособность организации, ее влияние на рынок вновь создаваемой и существующей продукции.
В современной экономике существуют различные взгляды ученых на процессы ценообразования, одним из которых является ценностное ценообразование.
Ценностное ценообразование - это подход, при котором предприятие сначала определяет продажную цену нового изделия, а уже потом проектирует сам продукт. Данный подход исторически самый старый и самый надежный, так как в его основе лежит такая реальная категория, как затраты предприятия, подтвержденные соответствующими бухгалтерскими документами [2].
Данный подход является базисом для ценообразования на основе себестоимости, который можно отнести к самой распространенной форме ценообразования.
Ценообразование на основе себестоимости является ценообразованием по принципу «затраты плюс». При использовании принципа «затраты плюс» продажная цена за единицу определяется путем прибавления к себестоимости продукции части прибыли (наценки). Общая формула цены в этом случае имеет следующий вид [1]:
Цена = Затраты + Наценка.
Однако окончательный выбор цены зависит от следующих факторов: уровня цен конкурентов, себестоимости и её структуры, позиции налоговых органов [13].
Исходя из концепции Адама Смита, конкуренция должна саморегулировать рыночные процессы, подталкивать организации к снижению затрат, а значит, и цены. К сожалению, в России данные процессы не всегда вписываются в представленное умозаключение.
Как заявляют ученые Глухарёв Л. С., Вику-ленко А. С., «ставка на чудодейственную конкуренцию в России пока себя не оправдала. Формально конкурирующие фирмы на рынке благ дружно повышают цены, не сталкиваясь с правовыми ограничениями» [8].
Однако, на наш взгляд, ежегодное повышение цен в России уже на фоне снижения благосостояния основной части населения в ближайшей перспективе может прекратиться. А для повышения потребительского спроса организациям придется проводить политику, направленную на формирование антикризисных мер, включающих сохранение такой цены, которая позволила бы противостоять демпингу цен со стороны конкурентов, а также расширять рыночную нишу за счет устранения производителей аналогичной продукции.
В условиях равновесия цена на аналогичный товар примерно одинакова у всех продавцов. Очевидно, что заметное снижение цены на товар одним из участников рынка окажет влияние на объем сбыта остальных продавцов (произойдет отток части покупателей и уменьшится объем продаж). Для сохранения достигнутого объема продаж остальные торговые предприятия вынуждены будут в той или иной степени также снизить цены. Причем это влияние будет тем значительнее, чем большую долю рынка контролирует изменившее цену предприятие (небольшой киоск не составит серьезной конкуренции крупному торговому центру при любом снижении им цен) [3].
В России организационно правовой формой большинства крупных компаний является акционерное общество. При неизменяющихся издержках снижение цены может значительно повлиять на величину прибыли, а значит, затронут интересы акционеров.
Ряд ученых, среди которых профессор Симон Х., указывали на то, что ценообразование в корпорациях должно зависить от интересов акционеров. Он выделяет пять основных тенденций, которые радикально изменяют роль ценообразования.
1. Ценообразование должно быть более тесно связано со стоимостью для акционеров.
2. Ценообразование приобретет большее влияние в корпоративной иерархии.
3. В будущем агрессивное ценообразование станет менее предпочтительным вариантом поведения.
4. Использование Интернета в процессе подготовки и принятия ценовых решений (Internet-Pricing) помогает скорее покупателю, чем продавцу.
5. Ценообразование станет «наукой», подобной финансам [4].
Яркова С. В. предлагает исходя из запланированного объема продаж и «кривой спроса», ввести понятие максимальной цены.
«Будем называть максимальной (рыночной) ценой Смах ту цену, по которой предприятие может
реализовать за плановый период времени весь плановый объем Ут продукции при условии расчета «день в день» «живыми» деньгами». При отсрочке платежа она предлагает определять цену с учетом коэффициента дисконтирования [5].
где Ц - цена на данный момент, Цотср - цена на сегодня с отсрочкой платежа, г - ставка дисконтирования, п - количество периодов, на которое производится отсрочка [5].
Ряд российских ученых высказываются о том, что более точным методом установления количественной взаимозависимости между ценой продукта инновации и его технико-экономическими характеристиками, позволяющими определить даже погрешность расчетов, является корреляционный и регрессионный анализ. На первом этапе на основе статистических данных выявляются параметры, которые взаимосвязаны (коррелируют) с ценой для продуктов-аналогов. Затем составляется аналитическая зависимость в виде уравнения регрессии вида: Ц = f (Р1, Р2,..., Рп), где Рп - параметр, оказывающий влияние на цену. Подставляя в уравнение регрессии значения параметров нового продукта, можно установить с определенной степенью достоверности уровень цены на новое изделие [6; 7; 16].
При формировании цены ряд ученых отмечают необходимость учета инфляции. Как указывает Маламбо Н., «когда страна испытывает или подвергается более высокой инфляции, стоимость или цены на продукцию этой страны идут вверх на мировом рынке, тем самым уменьшая спрос на товары на внешнем рынке. Это также наоборот, когда инфляция в стране идет вниз или когда страна испытывает или подвергается дефляции, цены на продукцию страны идут низко (в этом смысле их экспорт), спрос на товары на внешнем рынке идет высоко из-за низких цен на внешнем рынке» [11].
Одной из мер по сдерживанию рентабельности при снижении цены при высокой инфляции является замена дорогостоящих импортных составляющих продукции компонентами собственного производства в рамках импортозамещения.
Как заявляет ученый Устинов В. С., «им-портозамещение материального компонента затрат на производство как фактор, оказывающий значительное влияние на ценообразование, необходимое условие обеспечения ценовой конкурентоспособности в условиях ослабления рубля» [12].
Материалы и методы
Целью исследования является изучение имеющегося опыта в ценообразовании продукции и предложение нового подхода в политике ценообразования, связанного со снижением цены на продукцию массового потребления, с учетом сохранения финансовой устойчивости организации. При написании статьи были использованы: эмпирические методы познания, связанные с наблюдением процессов ценообразования на действующих организациях России; общенаучный метод синтеза, обобщающий при составлении представленного алгоритма такие экономические инструменты, как предельный анализ, метод определения точки безубыточности, определения уравнения линии тренда влияния факторных показателей на результат; научный метод с получением знаний при изучении ранее опубликованных трудов ученых-экономистов.
Результаты
Для определения годовой программы выпуска продукции, дающей наибольшую прибыль, используются такие подходы, как: предельный анализ; изучение динамики продаж предыдущего периода; нахождение точки безубыточности. Разница между объёмом производства продукции соответствующей точки безубыточности, и объемом продаж, определённого по методике предельного анализа, является некоторым допустимым диапазоном для регулирования объема реализации продукции и, соответственно, выручки. Зная интервал изменения объёма реализации продукции и выручки, можно определить возможное изменение цены продукции. Это способствует своевременному реагированию на ценообразование продукции при повышенном предложении на рынке или на временное снижение цены со стороны конкурентов.
Рассмотрим предлагаемый алгоритм нахождения возможного снижения цены для продукции массового потребления, который состоит из следующих этапов:
1. Определение точки безубыточности исходя из выручки постоянных переменных затрат и годового объема произведенной продукции.
В настоящее время многие организации при значительных объемах покупаемой продукции предлагают клиентам скидки.
В этом случае у покупателя снижаются расходы на закупку, но увеличиваются затраты на хранение [14, с. 212].
Рис. 1. Определение точки безубыточности Fig. 1. Determination of the break-even point Источник: разработано авторами
Если в результате расчета экономичного размера партии при скидке на количество общие издержки уменьшаются, тогда необходимо скорректировать определение точки безубыточности. То есть в данном случае переменные затраты с учетом скидки будут определяться по следующей формуле
I с = Ь-С^д-А Т, (2)
где L - переменные затраты; С - скидка на продукцию; АТ - прирост затрат в результате хранения дополнительной продукции; Qg - годовая программа выпуска.
Данные расчеты необходимы для определения значения в точки безубыточности объема продаж и значения выручки.
2. Определение максимального объёма продукции, исходя из методики предельного анализа. Для этого рассматриваем динамику месячных показателей прошедшего периода, находим уравнения
влияния в течение года выручки на объем продаж и производственных затрат на объем продаж. Высчитываем производные от данных уравнений и приравниваем их. Методом математического исчисления находим максимальный объем продаж.
Определяем интервал изменения объёма продаж. Для этого определяем функциональную зависимость выручки от объема продаж и находим линию тренда с линейным уравнением при условии, что коэффициент детерминации . На полу-
ченный график переносим значение объема продажи при точке безубыточности и показатель максимального значения объёма продаж, полученный по методике предельного анализа. Подставив данные показатели в уравнение линии тренда, находим соответствующие значения выручки как при точке безубыточности, так и при максимальном объеме продаж.
Рис. 2. Определение интервала допустимого изменения объема продаж Fig. 2. Determination of the interval of acceptable changes in sales Источник: разработано авторами 75
Исходя из представленного графика (рис. 3) определяем коэффициент соотношения выручки при максимальном объеме продаж (Wl) к выручке в точки безубыточности (W2) и коэффициент соотношения объема продаж при максимальном объеме продаж к выручке в точки безубыточности ^2):
(3)
д Щ
Л s = — ;
w7 '
Л к = ^ .
R?
(4)
Далее находим точку безубыточности по месячной выручке предыдущего месяца, исходя из существующих цен реализации продукции. Исходя из полученных показателей выручки в точке безубыточности (Wb) находим максимальное условное значение месячной выручки Wз
И/3 = Шь- Аз . (5)
Исходя из полученных показателей месячного объёма продаж в точке безубыточности ^ь), находим максимальное условное значение месячного объёма продаж Qз
< з = <(ъ - А к . (6)
3. Определение отклонения показателей линии тренда от рассматриваемых показателей значений влияния объем продукции на выручку.
Для этого на графике находим рассматриваемые значения, которые меньше соответствующих значений на линии тренда. Определяем среднеарифметическое значение показателей, которые меньше показателей линии тренда. Аналогично определяем среднеарифметическое значение показателей линии тренда и находим отклонение как отношение среднеарифметического значения рассматриваемых показателей к среднеарифметическому значению соответствующих показателей линии тренда.
Рис. 3. Определение отклонений показателей влияния выручки от объема продукции от показателей линии тренда Fig. 3. Determination of deviations of indicators of the influence of revenue from the volume of products from the trend line indicators Источник: разработано авторами
Для определения среднеарифметических значений рассматриваемых показателей и показателей линии тренда используем следующий алгоритм:
5, =
(7)
где 51 - среднеарифметическое значение рассматриваемых показателей (Х1, Х2, Хп), которые меньше
показателей линии тренда;
= г1+ г2 + . . . .+2„ , (8)
^ п
где 52 шт - среднеарифметическое значение показателей линии тренда (2Ь 22, 2П), которые больше рассматриваемых показателей;
Л5 = ^ ,
Ol
(9)
где А5 - коэффициент отклонения среднеарифметического значения рассматриваемых показателей от среднеарифметического значения показателей линии тренда.
При формировании новой цены в результате политики снижения цены у конкурентов, на наш взгляд, необходимо учитывать платежеспособность населения. Мы предлагаем в качестве факторных показателей использовать среднюю заработанную плату в муниципалитете, где производятся продажи, и в стране, где находится данный муниципалитет.
Предлагаемый коэффициент отклонения определяется исходя из вычитания из единицы отношения средней зарплаты в муниципалитете (£ 2 ) , где производятся продажи, к средней оплате труда в стране £ При этом коэффициент Д£ используется при условии больше 0.
Д£ = 1-^-1 0 0 % ,
(10)
где Д - коэффициент отклонения средней зарплаты в муниципалитете ( где производятся продажи к средней оплате труда в стране .
Таблица 1. Процент снижения цены исходя из значения коэффициента отклонения Table 1. Percentage of price reduction based on the value of the coefficient of deviation
Показатель / Indicator Снижение цены при значении Д £ / Decrease in price at value Д £
0-10 10-20 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90 100
0
Снижение цены (р), % / Price drop (р), % Источник: составлено авторами
10
Полученный коэффициент необходимо использовать при окончательном определении изменения цены.
4. Определение возможного снижения цены продукции.
Определяем снижение цены (Р) из-за несоответствия средней оплаты труда в муниципалитете по отношению к средней оплате в стране
^ с-0,0 1р ,
Qb Qb
где С - цена в точке безубыточности.
С учетом значения Р определяем допустимое снижение цены (Д С ) :
\Qb Q3J L Qb Vq3 J J w Условием применения данного уравнения является не снижающаяся динамика по выручке и объему продаж в течение рассматриваемого предыдущего года.
Рассмотрим данную методику на примере. В предыдущем расчетном периоде в точке безубыточности годовой объем продаж составил 20 т. Максимальный объём продаж 30 т. В течение предыдущего года коэффициент отклонения выручки составил Л5 (коэффициент отклонения) = 0,9. Линия тренда зависимости выручки от объема продаж у = 40 х + 10. В настоящее время месячный объем продаж в точке безубыточности составляет 2 т, выручка 20 тыс. руб. Средняя оплата по Российской Федерации 44 т. руб. по Нижегородской области 32,973. Определить возможное снижение цены.
Алгоритм решения.
1. Определяем выручку по уравнению линии тренда предыдущего года исходя из годового объёма продаж
у1 = 40 20 + 50 = 850 тыс. руб.; у2 = 40 30 + 50 = 1250 тыс. руб.
2. Находим коэффициенты соотношения
Д5 = НН = 1,42;
850 ' '
л 7 20 , ,
Д к = — = 1,5.
30
3. Определяем максимальное условное значение месячного объема продаж и выручки
Q з = 2 b ■ 1 , 5 = 3 т. W3= 20 ■ 1,42 = 28,4 тыс. руб.
4. Определяем возможное снижение цены 32,97
Д£ = 1 -
44
1 0 0 % = 2 5,0 7 %.
Исходя из рассчитанного показателя Д £ значение р = 3 %
Р = 10 ■ 3 ■ 0,01 = 0,3. /20 28,4^
20
т+
Д с = 1т+
28,4
0, 3 ) 0 , 9 ] = 1 , 2 2 руб .
На основе представленных расчетов максимальное возможное снижение цены составит 1,22 руб.
Выводы
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что изменение цены с учетом существующих условий должно учитывать такие факторы, как:
- предлагаемые условия от поставщика на поставку продукции, позволяющие получить скидку или снижение оплаты на доставку продукции;
- динамику изменения выручки продукции в течение предыдущего периода;
- платежеспособность населения муниципалитета, где предлагается реализация продукции.
Предлагаемая методика по изменению цены позволяет более гибко реагировать на ценовую политику конкурентов, обеспечивая стабильную финансовую устойчивость организации, а также обосновано предлагать меры по продвижению товара потребителю за счет скидок в результате акций и бонусных программ.
2
3
4
5
6
7
8
9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голов С. Ф. Управленческий бухгалтерский учет. Киев : Скарби, 2008. 384 с.
2. Воронченко Т. В. Стратегический подход к формированию системы ценообразования на предприятии // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2009. № 21. С. 125-131.
3. Сорокин С. А., Портнова Н. А. Математическое моделирование конкурентной стратегии предприятия в области ценообразования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2005. № 1. С. 783-788.
4. Симон Х. Ценообразование: основные направления развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2002. № 3. С. 112-119.
5. Ярковой С. В. Модель ценообразования на промышленном предприятии // Управление большими системами. 2000. № 2. С. 116-118.
6. Васильев С. В., Новичкова Н. Н., Рыжикова Т. Н. Люблю цену в начале дела особенности инновационного ценообразования // Российское предпринимательство. 2004. № 10. С. 32-37.
7. Петиненко И. А. Инновационное развитие российской экономики и ценообразование: проблемы, перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 139-141.
8. Глухарёв Л. С., Викуленко А. С. Создание справедливого и эффективного ценообразования в России // Экономический вектор. 2015. № 3 (2). С. 37-44.
9. Гадаев Р. Ф. Особенности сметного ценообразования в строительстве // Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства. Под редакцией А. М. Эсетовой. 2018. С. 70-73.
10. Чермошенцева М. И. Повышение экономической безопасности за счет механизма управления ценообразования на продукцию // Наука и образование. 2019. № 1. С. 49.
11. Маламбо Н. Ценообразование на мировом товарном рынке // Прогрессивные технологии развития. 2018. № 12. С. 109-112.
12. Устинов В. С. Влияние курса рубля на динамику цен в обрабатывающей промышленности России // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М. : МАКС -Пресс, 2016. С.326-342.
13. Павлович В. Е. Финансовые аспекты ценообразования // Вестник Самарского муниципального института управления. 2011. № 1 (16). С. 22-29.
14. Просветов Г. И. Менеджмент: задачи и решения. М. : Издательство «Альфа-Пресс», 2009. 586 с.
15. Вождаева Н. Г., Акифьева Л. В. Современные тенденции развития и управления сельским хозяйством в условиях санкций // Вестник НГИЭИ. 2018. № 7 (86). С. 107-116.
16. Collins S. M., James D., Servàtka M., Woods D. Price-setting and attainment of equilibrium: Posted offers versus an administered price // Games and Economic Behavior. 2017. № 106. P. 277-293.
17. Pitschner S. How do firms set prices? Narrative evidence from corporate filings // European Economic Review. 2020. № 124. P. 103406.
18. Nakamura E., Steinsson J. Price setting in forward-looking customer markets // Journal of Monetary Economics. 2020. № 58 (3). P. 220-233.
19. Subrahmanyan S. Using quantitative models for setting retail prices // Journal of Product & Brand Management. 2020. V. 9. № 5. P. 304-320.
20. Pangburn M. S., Stavrulaki E. Capacity and price setting for dispersed, time-sensitive customer segments // European Journal of Operational Research. 2020. № 184 (3). P. 1100-1121.
Дата поступления статьи в редакцию 19.01.2021, принята к публикации 22.02.2021.
Информация об авторах: ВОЛКОВ ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ,
к.э.н., доцент
Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Нижегородская область, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 6405-5943
БАННИКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,
кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по управлению персоналом Адрес: ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корпус 7 E-mail: [email protected] Spin-код: 9726-6857
ГУБАНОВА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА,
к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»
Адрес: Финансовый университет при Правительстве РФ, Калужский филиал, 248016, Россия, г. Калуга,
ул. Чижевского, 17
E-mail: [email protected]
Spin-код: 8710-5253
Заявленный вклад авторов:
Волков Игорь Викторович: общее руководство проектом, проведение критического анализа материалов и формирование выводов.
Банников Сергей Александрович: сбор и обработка материалов, подготовка текста статьи. Губанова Елена Витальевна: подготовка первоначального варианта текста.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Golov S. F. Upravlencheskij buhgalterskij uchet [Management accounting], Kiev : Skarbi, 2008, 384 p.
2. Voronchenko T. V. Strategicheskij podhod k formirovaniyu sistemy cenoobrazovaniya na predpriyatii [Strategic approach to the formation of a pricing system at the enterprise], Uchenye zapiski Rossijskoj Akademii predprini-matel'stva [Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship], 2009, No. 21, pp. 125-131.
3. Sorokin S. A., Portnova N. A. Matematicheskoe modelirovanie konkurentnoj strategii predpriyatiya v oblasti cenoobrazovaniya [Mathematical modeling of the competitive strategy of an enterprise in the field of pricing], Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Ekonomika i finansy [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Series: Economics and Finance], 2005, No. 1, pp. 783-788.
4. Simon H. Cenoobrazovanie: osnovnye napravleniya razvitiya [Pricing: the main directions of development], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment [Bulletin of St. Petersburg University. Management], 2002, No. 3, pp. 112-119.
5. Yarkovoj S. V. Model' cenoobrazovaniya na promyshlennom predpriyatii [Model of pricing in an industrial enterprise], Upravlenie bol'shimi sistemami [Management of large systems], 2000, No. 2, pp. 116-118.
6. Vasil'ev S. V., Novichkova N. N., Ryzhikova T. N. Lyublyu cenu v nachale dela osobennosti innovaci-onnogo cenoobrazovaniya [I love the price at the beginning of the business: features of innovative pricing], Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Journal of Entrepreneurship], 2004, No. 10, pp. 32-37.
7. Petinenko I. A. Innovacionnoe razvitie rossijskoj ekonomiki i cenoobrazovanie: problemy, perspektivy [Innovative development of the Russian economy and pricing: problems, prospects], Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2009, No. 325, pp. 139-141.
8. Gluharyov L. S., Vikulenko A. S. Sozdanie spravedlivogo i effektivnogo cenoobrazovaniya v Rossii [Creating a fair and efficient pricing in Russia], Ekonomicheskij vector [Economic vector], 2015, No. 3 (2), pp. 37-44.
9. Gadaev R. F. Osobennosti smetnogo cenoobrazovaniya v stroitel'stve [Features of estimated pricing in construction], Mekhanizm realizacii strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya gosudarstva [Mechanism for implementing the strategy of socio-economic development of the state], In A. M. Esetova (ed.), 2018, pp. 70-73.
10. Chermoshenceva M. I. Povyshenie ekonomicheskoj bezopasnosti za schet mekhanizma upravleniya cenoobrazovaniya na produkciyu [Increasing economic security through the pricing management mechanism for products], Nauka i obrazovanie [Science and Education], 2019, No. 1, pp. 49.
11. Malambo N. Cenoobrazovanie na mirovom tovarnom rynke [Pricing in the global commodity market], Progressivnye tekhnologii razvitiya [Progressive development technologies], 2018, No. 12, pp. 109-112.
12. Ustinov V. S. Vliyanie kursa rublya na dinamiku cen v obrabatyvayushchej promyshlennosti Rossii [Influence of the ruble exchange rate on the dynamics of prices in the manufacturing industry of Russia], Nauchnye trudy:
Instituí narodnohozyajstvennogo prognozirovaniya RAN [Scientific works: Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences], Moscow: MAKS-Press, 2016, pp. 326-342.
13. Pavlovich V. E. Finansovye aspekty cenoobrazovaniya [Financial aspects of pricing], Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta upravleniya [Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management], 2011, No. 1 (16), pp.22-29.
14. Prosvetov G. I. Menedzhment: zadachi i resheniya [Management: tasks and solutions], Moscow: Publ. «Al'fa-Press», 2009, 586 p.
15. Vozhdaeva N. G., Akifeva L. V. Sovremennye tendencii razvitiya i upravleniya sel'skim hozyaj-stvom v usloviyah sankcij [Modern trends in the development and management of agriculture in the context of sanctions], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2018, No. 7 (86), pp. 107-116.
16. Collins S. M., James D., Servátka M., Woods D. Price-setting and attainment of equilibrium: Posted offers versus an administered price, Games and Economic Behavior, 2017, No. 106, pp. 277-293.
17. Pitschner S. How do firms set prices? Narrative evidence from corporate filings, European Economic Review, 2020, No. 124, pp. 103406.
18. Nakamura E., Steinsson J. Price setting in forward-looking customer markets, Journal of Monetary Economics, 2020, No. 58 (3), pp. 220-233.
19. Subrahmanyan S. Using quantitative models for setting retail prices, Journal of Product & Brand Management, 2020, Vol. 9, No. 5, pp. 304-320.
20. Pangburn M. S., Stavrulaki E. Capacity and price setting for dispersed, time-sensitive customer segments, European Journal of Operational Research, 2020, No. 184 (3), pp. 1100-1121.
The article was submitted 19.01.2021, accept for publication 22.02.2021.
Information about the authors: VOLKOV IGOR VIKTOROVICH, Ph. D. (Economy), Associate Professor
Address: Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino,
Oktyabrskaya str., 22a
E-mail: [email protected]
Spin-code: 6405-5943
BANNIKOV SERGEY ALEKSANDROVICH,
Ph. D in Economics, Associate Professor, Deputy Director for Human Resources
Address: FSUE «State ATM Corporation», 125993, Moscow, Leningradsky prospect, 37, building 7
E-mail: [email protected]
Spin-code: 9726-6857
GUBANOVA ELENA VITALIEVNA,
Ph. D. (Economy), associate professor of the Department of Management and Marketing
Address: Financial University under the Government of the Russian Federation, Kaluga branch, 248016, Russia,
Kaluga, st. Chizhevsky, 17
E-mail: [email protected]
Spin-code: 8710-5253
Contribution of the authors: Igor V. Volkov: managed the research project, critical analysis of materials, formulated conclusions. Sergey A. Bannikov: collection and processing of materials, writing of the draft. Elena V. Gubanova: preparation of the initial version of the text.
All authors have read and approved the final manuscript.