крупных городов продуктами отечественного производства; содействие диверсификации сельской экономики путем поддержки и развития малого сельского предпринимательства, в том числе К(Ф)Х и сельскохозяйственных кооперативов для создания новых рабочих мест в сельской местности; создание условий для развития сельскохозяйственных рынков, в том числе кооперативных, облегчения доступа товаропроизводителей всех типов на рынок, преодоление административных и криминальных барьеров; совершенствование земельных отношений и прекращение нерационального перевода земель сельскохозяйственного назначения в иные категории; сохранение и восстановление природных и аграрных ландшафтов, развитие экологически ориентированного сельского хозяйства, повышающего устойчивость экосистем и обеспечивающего жизнь и деятельность людей, проживающих в сельской местности, а также рекреацию городского населения.
В регионах с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности и обширными зонами социально-экономической депрессии сельское развитие и развитие сельского хозяйства ориентируется на такие направления, как поддержку
развития традиционных для данных регионов отраслей сельского хозяйства, в т.ч. льноводства, овощеводства, козоводства, овцеводства; поддержку производства и сбыта экологически чистой продукции; переход в периферийных районах на экстенсивные отрасли сельского хозяйства (например, пастбищное животноводство); широкое распространение дотаций к закупочным ценам на молоко с одновременной стимуляцией продуктивности молочного стада.
А в регионах очагового освоения с преобладанием добывающей и лесной промышленности необходимо дополнять федеральные и региональные программы развития северных и отдаленных территорий специальными разделами по развитию сельской местности, предусматривающими сохранение и развитие традиционной сельской и сельскохозяйственной культуры народов Севера, поддержку личных подсобных хозяйств граждан.
Источники
1. Нефедова Т.Г. Городская сельская Россия /Демоскоп Weekly. - 2004. - № 141 -142, http://demoscope.ru/weeklv/ 2004/0141/tema01 .php
2. Обследование населения по проблемам занятости. Ноябрь 2006. - М., 2007. - С. 322.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СТАТИСТИЧЕСКОМУ ИЗМЕРЕНИЮ УРОВНЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Л.С. Корбут, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и
информатики им. А.А.Никонова
Важнейшей задачей аграрной политики в России является повышение уровня благосостояния и доходов сельских жителей. При этом следует учитывать, что сельское сообщество аккумулирует в себя различные социальные группы и категории населения, источники средств, к существованию которых разнообразны. Это наемные работники в сельскохозяйственных организациях, К(Ф)Х, у индивидуальных предпринимателей, главы и члены семей глав крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальные предприниматели, работники социальной сферы и сферы услуг, лица, занятые в других, не связанных с сельскохозяйственным производством секторах сельской экономики (охота, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство), прочие категории занятых.
От уровня доходов (как от официальных, так и неофициальных источников) напрямую зависят масштабы потребления и, соответственно, бедности сельского населения. В этой связи наличие статистических данных, в разрезе сельских домохозяйств, об источниках доходов, в особенности от сельскохозяйственной деятельности, и благосостоянии сельских домохозяйств представляет собой важную сферу анализа для оценки эффективности государственной политики, выявления причин, негативно влияющих на материальное положение той или иной социальной группы сельского населения, темпы экономического развития самих сельских территорий.
В последнее время особую значимость приобрела информация об источниках доходов сельского населения, не связанных с сельским хозяйством. Причем сочетание сельскохозяйственной деятельности с другими, несельскохозяйственными видами деятельности является общемировой тенденцией. Учитывая объективную диверсификацию источников доходов сельского населения, перспек-
тивы развития малых форм хозяйствования на селе возможно оценивать уже не только по данным об инвестициях или использовании сельскохозяйственных земель, но и по данным о доходах, формируемым вне сельскохозяйственной деятельности, прочих поступлениях. Однако это имеет значение только при проведении дополнительных обследований, причем методом анкетирования.
При этом следует отметить, что использование при анализе сельской бедности показателей дохода сельских домохозяйств исключительно от сельскохозяйственной деятельности может привести к существенным искажениям. Исходя из этого, необходимо, чтобы отбираемые для этой цели статистические показатели и индикаторы позволяли адекватно отслеживать реальную ситуацию в сфере формирования доходов сельских домохозяйств.
В то же время в мировой практике пока отсутствует унифицированная, разработанная на основании единой, официальной методики система получения статистической информации о доходах и материальном благополучии сельских домохозяйств, в частности, крестьянских (фермерских) хозяйств. В зарубежных источниках отмечается, что данные по этой проблеме, собранные в разных странах и полученные с использованием различных методик, далеко не полны, что не позволяет сравнивать ситуацию, связанную с формированием доходов сельских домохозяйств в той или иной стране.
Во многих странах отмечается наличие нескольких источников доходов сельских домашних хозяйств. Причем доля дохода от несельскохозяйственной деятельности имеет тенденцию к увеличению. В этой связи при оценке доходов сельских домохозяйств (в особенности К(Ф)Х) следует учитывать параметры и тенденции в динамике доходов в расчете на одного члена домохозяйства. Таким об-
разом, можно утверждать о необходимости проведения дальнейших отечественных исследований в разрезе отдельных групп (категорий) сельских домохозяйств. Это, в свою очередь, должно подтвердить (или опровергнуть) тезис о том, что уровень материального благосостояния домохозяйств, к примеру, ведущих К(Ф)Х, является наиболее высоким для сельского населения России.
В ходе реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. и формирования программы статистического наблюдения за развитием сельских территорий возникла объективная необходимость в более достоверной информации о доходах и материальном благополучии сельских домохозяйств, охватывающей доходы и прочие поступления не только от сельского хозяйства, а также различные социальные выплаты. В особенности это касается сведений о домашних хозяйствах с низкими доходами и связанных с этим масштабами распространения сельской бедности.
Общим принципом при анализе данных о доходах сельских домохозяйств в соответствии с мировой практикой должны быть данные о доходах в расчете на одного члена домохозяйства. Кроме этого, важно иметь данные о доходах домохозяйств, вообще получающих какие-либо иные доходы. При этом важно выделить домашние хозяйства, для которых сельское хозяйство является основным видом деятельности, а также те, для которых сельскохозяйственная деятельность (и, соответственно, доход от нее) не являются определяющими в плане формирования совокупного дохода домохозяйства. Значения этих данных необходимо анализировать в среднем не менее, чем за 3 года.
Особое внимание при проведении обследований следует уделять получению сведений о К(Ф)Х, имеющих наемных работников. При этом отдельно следует анализировать ситуацию в сельских домохозяйствах, члены которых, в свою очередь, являются наемными работниками в К(Ф)Х.
В зарубежных странах (в частности, странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в качестве источника данных для оценки дохода фермерских хозяйств используются: анализ счетов фермерских хозяйств (farm accounts surveys), анализ общих расходов хозяйства (general household expenditure surveys) и учетные налоговые записи (taxation records). В ряде других стран основным методом сбора данных являются обследования домохозяйств (например, обследование с целью оценки уровня жизни - Living Standards Measurement Study). Последний подход, по нашему мнению, вполне правомочен для России. В этой связи тематические обследования по уровню и качеству жизни населения целесообразно дополнить специальным бланком для сбора сведений о доходах различных групп сельских домашних хозяйств (на выборочной основе). При этом программа обследований в отношении сбора информации о доходах и уровне материального благосостояния сельских домохозяйств должна быть постоянной.
Важным источником статистической информации, подробно характеризующим условия жизни сельского населения, являются обследования бюджетов домашних хозяйств1, проводимые Росстатом
1 Домашнее хозяйство, представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его
ежеквартально практически во всех субъектах Федерации по выборочному методу и охватывающие порядка 49 тыс. домашних хозяйств. Данные обследования, в частности, позволяют получить объективные сведения о потреблении и расходах домохозяйств. На основании этих данных возможно проведение анализа сельской бедности, сельского населения по показателям доходов, расходов и потребления в разбивке на пожилых людей, лиц молодых возрастов и т.д.
Перечень показателей, используемых в обследованиях бюджетов домашних хозяйств, обычно включает позиции на укрупненном уровне. Программа обследований состоит из следующих разделов: типы домашних хозяйств (супружеские пары без детей, с детьми, с родственниками, одиночки, прочие домохозяйства); доходы и расходы домашних хозяйств (их структура, произведенные покупки, цены, потребление продуктов питания и др.); затраты домашних хозяйств на ведение личного подсобного хозяйства; сведения об основной и дополнительной занятости, безработице, дотациях и льготах; затраты домашнего хозяйства на ведение самостоятельной предпринимательской деятельности; сведения о поступлении продуктов из личного подсобного хозяйства, их расходовании на собственное потребление, продажу, корм скоту и другие показатели.
Тем не менее, представляется необходимым расширение программы выборочных обследований сельских домохозяйств, включая сбор сведений о посевных площадях и производстве сельхозпродукции, наличии скота и его продуктивности, постройках, имуществе и т.д. В современных условиях дополнительного изучения требуют такие вопросы как развитие фермерства, малого бизнеса, арендных отношений, несельскохозяйственной деятельности и их влияния на сельские сообщества, на условия жизнеобеспечения сельских домохозяйств, а также соответствия информации, получаемой в рамках обследований бюджетов домашних хозяйств, информации, собираемой по программам других обследований, сведениям о занятости, безработице пр.
Следует отметить, что в зарубежных странах значительная часть информации для анализа доходов сельских домохозяйств собирается преимущественно в рамках различных тематических обследований. Одними из них являются обследования «Исследование критериев оценки уровня жизни». Основная цель данных обследований заключается в определении и анализе показателей уровня жизни, в частности, уровня жизни бедных слоев населения. Так, собирается подробная информация для оценки модели и собственно потребления домохозяйства, информация о всякого рода доходах, включая доходы от трудовой деятельности, в том числе сельскохозяйственной, основанной на семейном труде, доходы от социальных выплат, других источников, что особенно важно для анализа благосостояния сельского населения в нашей стране.
Обследования же по тематике «Обследование рабочей силы» проводятся в целях получения сведений о проработанном времени, типе работы или виде экономической деятельности, образова-
части, как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домашнее хозяйство также может состоять из одного человека, живущего самостоятельно.
нии, специальной подготовке, доходах и т.д. Единицами наблюдения являются физические лица и хозяйствующие субъекты, включая хозяйства семейного типа. В сельском хозяйстве обследования рабочей силы нередко служат единственным источником информации о неполной или альтернативной занятости. В результате этих обследований предоставляется возможность получения сведений о наличии другой работы (например, фермеры, у которых есть работа вне хозяйства), собираются также сведения о занятости и безработице за предшествующих обследованию период, что помогает аргументированно охарактеризовать условия занятости (особенно на сельских территориях) и возможности получения дополнительных доходов.
В России существенная доля сельского населения занята производством продукции в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). Часть их производит продукцию не только для собственного потребления. В этой связи дискуссионный характер имеет вопрос, является ли в этом случае физическое лицо, ведущее производство сельскохозяйственной продукции в ЛПХ, работающим (занятым) в сельском хозяйстве. Согласно обычному определению занятости, человек считается работающим, если им выполнялась некая работа за оплату (в денежной или натуральной форме) или с целью получения дохода в течение определенного временного периода (как правило, месяца, недели).
В зарубежных источниках отмечается, что если производство продукции для собственного по-
требления входит в сферу производственных операций, отображаемую в национальных счетах (например, оно считается существенным относительно общего объема производства этих товаров), эту деятельность следует рассматривать как занятость. Считаем, что данное обстоятельство является вполне справедливым для России, так как, производство в ЛПХ дает значительную часть валовой сельскохозяйственной продукции в стране.
Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что для оценки мер, принимаемых государством по повышению уровня и качества жизни сельского населения, предотвращению расширения масштабов бедности и созданию условий для активизации сельских жителей в целях улучшения собственного материального положения требуется надежная и достоверная статистическая информация, содержащаяся в официальных источниках федерального и ведомственного уровня, собранная по единой государственной статистической методологии в соответствии с международными стандартами. В этой связи представляется целесообразным расширение используемых в анализе источников информации. Это касается прежде всего сведений, получаемых в ходе проведения всероссийских переписей населения и сельскохозяйственной переписи, а также в результате обследований бюджетов домашних хозяйств, в частности, данных о занятости, доходах, потреблении и расходах сельских домохозяйств, альтернативной занятости и прочих источниках средств к существованию.
ЗАНЯТОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СНИЖЕНИЯ БЕДНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Н.Ю. Пастухова, к.э.н., зав. отд. Дальневосточного НИИ экономики, организации и планирования АПК
Бедность сельского населения России в результате разрушения аграрного сектора в ходе аграрных реформ стала актуальной проблемой последнего времени
К основным факторам бедности в сельской местности обычно относят природно-климатические условия, экономические, социального и демографического развития. Среди социально-экономических факторов выделяется занятость.
Под влиянием оживления экономики в последние годы произошло увеличение численности занятых в экономике ДФО на 89,3 тыс. человек, или на 2,8%. Эти процессы затронули и сельскую местность. Реализация национального проекта по развитию АПК положительно сказалась на занятости сельского населения. В 2007 г. численность занятых в сельской местности по округу составила 968,0 тыс. человек, увеличилась по сравнению с 2004 г. - на 10,3% и 2006 г. - на 2,5%.
Уровень занятости сельского населения ниже, чем городского. В 2007 г. в целом по ДФО показатель составил 57,7% для сельской и 64,7% для городской местности. По территориям отмечаются различные соотношения. Так, в 2007 г. в Магаданской области и Камчатском крае занятость в сельской местности была выше, чем среди городского населения. А в основных сельскохозяйственных территориях занятость в городе была выше на 2,713,1 процентных пункта.
Низкая заработная плата, а в перспективе низкая пенсия, снижают престиж, мотивацию сельскохозяйственного труда, его качество и производительность. В сельскохозяйственных предприятиях
ощущается острая нехватка квалифицированных кадров массовых профессий. Сокращение занятых в сельском хозяйстве объясняется в значительной мере низкой привлекательностью данной отрасли из-за низкой оплаты труда.
В сельскохозяйственных организациях весь послереформенный период сохраняется низкая оплата труда. В 2007 г. по территориям она составила в Республике Саха (Якутия) - 37,8% (в 2000 г. -41,8%), Еврейской а.о. - 47,4 (32,0), Амурской области - 46,1 (37,8), Хабаровском крае - 90,6% (в 2000 г. - 73,0%) от средней по экономике.
Средний возраст занятых в сельском хозяйстве определяется структурой населения и долей занятых в отрасли. Так, в республике Саха (Якутия) он составил 39,9 лет, а в Еврейской а.о. 43,6 лет. При этом занятых до 30 лет было 23,6 и 17%, а старше 50 лет 27,4 и 36,8% соответственно.
В регионах с более молодым населением среди занятых преобладают лица с высшим, средним профессиональным и общим среднем образованием.
В последнее время идет изменение структуры занятости в сельской местности. При увеличении общей занятости она сокращается в сельскохозяйственных организациях. Так, в 2007 г. занятость в сельской местности ДФО составляла 57,7%, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве было занято 25,9% ко всем занятым, в сельскохозяйственных организациях только 8,2%.
В Камчатском крае, Еврейской а.о., Сахалинской области и Республике Саха (Якутия) в сельскохозяйственных организациях работает от 4,5 до 6,3% всех занятых в сельской местности.