ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Титова Светлана Сергеевна
учитель биологии ГОУ ЦО № 879 г. Москва E-mail: [email protected]
J ^
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ:
ПРИМЕНЕНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Л_____________________________________________с
Аннотация. В статье обсуждаются преимущества рейтинговой системы оценивания знаний в старшей школе. Автор опирается на результаты собственного опыта рейтингового оценивания на уроках биологии, раскрывает технические моменты организации рейтингового оценивания.
Ключевые слова: рейтинговая система оценивания, активизация познавательной активности.
Обсуждая проблему оценивания образовательных результатов в контексте новой модели образования, очевидно, что важной составляющей школьного образования является выделение не только специфических методов и подходов к обучению, но и к оцениванию результатов обучения на разных возрастных ступенях. Изменение образования в соответствие с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
Основные направления модернизации контрольно-оценочной системы не отменяют и не заменяют достойные традиционные формы и методы оценивания, они лишь способствуют эффективной организации многоступенчатого и многофункционального контрольно-оценочного процесса для доведения его характеристик до уровня, адекватного современным задачам модернизации образования.
Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания учащихся в связи с этим выдвигает новые требования к оценке образовательных достижений современных школьников, связанных с:
1. Отказом от преимущественной ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний и перейти к оценке уровня владения компетентностями, к интегральным
многомерным оценкам, характеризующим способность учащихся к творческой деятельности.
2. Ориентацией не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями.
3. Внесением изменений в систему оценивания: дифференциация оценивания по видам работы, само- и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев для учащихся. Отказаться от привычной ориентации на «среднего ученика» и перейти к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля. Использовать аутентичную оценку, предполагающую выставление значимых для учащихся оценок по результатам выполнения ситуационных заданий и широкую проверку комплексных умений.
4. Изменением практики разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период. Перейти на накопительную систему отметок.
5. Изменением системы внутришкольного оценивания в старших классах в направлении перехода от поурочного оценивания к рубежному и объективированному контролю, основанному на методах теории педагогических измерений и качественных показателях. Отказаться от перегрузок выпускников в момент окончания школы и сдачи двойных экзаменов путем ввода независимой эффективной системы для внешней оценки качества подготовки выпускников с помощью единого экзамена.
6. Оцениванием труда педагога не только по знаниевым и навыковым достижениям его учеников, но и по ди-
26
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
намике основных показателей развития учеников (при этом каждая образовательная система имеет право и обязана определить свой вектор развития).
Существует несколько новых подходов к оцениванию знаний [3], но хочется остановиться на одном из них - на рейтинговой системе оценки знаний, которая была взята на вооружение в старших классах нашего центра образования.
Пассивность учащихся старших классов, в том числе, на уроках биологии вынуждает учителя постоянно искать новые подходы, приемы, методы, средства, формы организации учебного процесса с целью повышения результатов и создания устойчивой мотивации к предмету [2].
Основная идея рейтинговой системы заключается в создании условий для активации учебно-познавательной деятельности учащихся, усиления мотивации к исследовательской деятельности старших школьников и повышения объективности оценивания обученности учащихся.
В связи с выше изложенным можно сказать, что данная система имеет преимущества:
• осуществляет предварительный, текущий и итоговый контроль; текущий контроль является средством обучения и обратной связи;
• развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;
• контроль удовлетворяет требованиям содержательности и конструктивной валидности (соответствие формы и целей);
• развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;
• развернутая процедура контроля дает возможность развивать у учащихся навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в учебе.
Рейтинговая система является организующей образовательный процесс и активно влияющей на его эффективность; стимулирующей познавательную активность, исследовательскую деятельность; формирующей ответственное отношение к своевременному, выполнению основных видов работ; снижение числа пропусков без уважительных причин; формирующей ответственное отношение к выполнению основных видов работ.
Исходя из этого, я попыталась ввести рейтинговую систему в преподавание биологии в 10 классе. Мой выбор пал на данную параллель, т.к. учащиеся уже осознанно могут подойти к оценке своих возможностей, и использование индивидуального рейтинга явилось мощным средством мотивации деятельности отдельных учащихся к непрофильному предмету.
При составлении тематического планирование на учебный год мне пришлось разбить материал курса на блоки, чтобы можно было производить оценивание не по крупным модулям, а сделать систему оценки более дробной [1] (табл. 1).
Таблица 1
Разбивка учебного материала на блоки-модули по учебнику «Общая биология» (под редакцией В. Б. Захарова). Закономерности наследования признаков
№ модуля Тема блока, модуля Количество часов Макс. количество баллов Зачеты Дополнительные баллы
БЛОК № 1.Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле 10 часов 100 баллов
М-1 Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи
М-2 Возникновение жизни на Земле Зачет Презентации учащихся
БЛОК № 2. Учение о клетке 18 часов 100 баллов
М-3 Химическая организация клетки Зачет Семинар
М-4 Метаболизм - основа существования живых организмов Семинар
М-5 Строение и функции клеток Зачет Семинар
БЛОК № 3. Размножение и развитие организмов 11 часов 100 баллов
М-6 Размножение организмов Презентации
М-7 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) Зачет Семинар
БЛОК № 4. Основы генетики и селекции 22 часа 100 баллов
М-8 Основные понятия генетики Зачет Семинар
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013
27
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
В начале года я познакомила учащихся с данной системой, объявив им принцип зарабатывания баллов и систему итогового оценивания:
1. Представила учащимся шкалу оценивания по темам. Рейтинговая шкала оценки качества нормирована на 100 баллов за тему (это максимальное количество баллов которое может получить ученик за выполнение всех обязательных заданий).
2. Нормативы итогового рейтинга, на основании которого выставляется оценка по блоку или за полугодие: «отлично» - 80-100 баллов; «хорошо» -60-79 баллов; «удовлетворительно» - 45-59 баллов; «неудовлетворительно» - менее 45 баллов.
3. Помимо выполнения обязательных заданий по курсу учащийся может набрать дополнительные баллы за непредусмотренные виды работ: ведение тетради в соответствии с едиными орфографическими нормами - 10 баллов (в конце полугодия); выполнение сообщений с презентациями - 20 баллов.
ленных блоков (во время текущего и промежуточного контроля), так и от баллов набранных при итоговом контроле (по завершению изучения блоков). В ходе работы по рейтинговой системе оценки знаний повысилась результативность обучения на 5,7% по сравнению с результатами годовых оценок класса. При проведении микроисследования в данном классе, учащиеся отмечали комфортность труда на уроке без потери здоровья.
Рейтинговая система оценки знаний хорошо зарекомендовала себя в старших классах, когда учебу школьники уже начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как «близко» или «далеко» в данный момент времени до оценки в полугодии или в году, на которую ученик рассчитывает Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности,
Таблица 2
Структура индивидуального листа учащегося
ФИ учащегося Дата Тема модуля Тема урока Количество баллов за урок Дополнительные баллы Общая сумма баллов за тему
Таблица 3
Сводная ведомость учета баллов
Тема модуля Тема урока Количество баллов за урок Дополнительные баллы Общая сумма баллов за тему
4. Для того чтобы работа учащегося по предмету была систематической в течение всего полугодия, необходимо вводить не только баллы для поощрения, но и штрафные: за отсутствие на уроке без уважительной причины -минус 5 баллов; опоздание на урок -минус 2 балла; не выполненное домашнее задание -минус 5 баллов.
В начале года я провела входное тестирование по материалу прошлого года, чтобы знать уровень ЗУН учащихся на начало года. Эти баллы вошли в общую сумму баллов при подсчете итогового балла в полугодии. Были распечатаны индивидуальные листы для каждого учащегося (табл. 2), которые они вклеили в свои рабочие тетради по биологии.
У меня была сводная ведомость этих листов (табл. 3), в которой проставлялись баллы за работу всех учащихся. По мере прохождения темы я подсчитывала баллы и строила диаграмму рейтинга учащихся по неделям, по окончании предметных модулей и окончании полугодия.
Рейтинг учащегося зависел от количества набранных баллов, как при про- хождении модулей опреде-
уменьшает субъективизм педагога при оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе.
Данная система оправдала себя, может быть рекомендована для внедрения не только в старшей школе, но и 9 классах.
Однако есть и минусы в данной системе. У учащихся мало текущих оценок, что может вызывать нарекания со стороны администрации; учителю требуются дополнительные затраты времени на обработку результатов рейтинга.
Литература
1. Алексеева А. И. Модули для самостоятельной работы по биологии в 10 классе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011.- № 1.- С. 51-52.
2. Лопатко Т. Н. Активизация субъективного опыта школьников // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.-№ 3.- С. 24-25.
3. Пивоварова С. Н. Система оценивания результатов учебной деятельности учащихся школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.- № 4.-С. 20-24.
28
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013