Научная статья на тему 'Новые подходы к определению пенсионного возраста'

Новые подходы к определению пенсионного возраста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕМОГРАФИЯ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / СТАЖ / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравлева Т.В.

Статья посвящена проблемам определения пенсионного возраста в Российской Федерации, в ней исследуются различные подходы к увеличению пенсионного возраста с учетом зарубежной практики. Особый интерес представляют предложения по введению в Российской Федерации «гибкого пенсионного возраста», основанного на стимулировании более позднего выхода работников на пенсию без директивного увеличения пенсионного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к определению пенсионного возраста»

Пенсионная система

УДК 336.13

новые подходы к определению пенсионного возраста

Т. В. МУРАВЛЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: Tanyam.07@mail.ru

Статья посвящена проблемам определения пенсионного возраста в Российской Федерации, в ней исследуются различные подходы к увеличению пенсионного возраста с учетом зарубежной практики. Особый интерес представляют предложения по введению в Российской Федерации «гибкого пенсионного возраста», основанного на стимулировании более позднего выхода работников на пенсию без директивного увеличения пенсионного возраста.

Ключевые слова: пенсия, пенсионный возраст, демография, пенсионный фонд, стаж, бюджет.

Пенсионный возраст - это юридическая граница старости, отмечающая момент, когда гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов в получателя пенсионных выплат. Таким образом, на макроуровне пенсионный возраст выступает одним из основных регуляторов соотношения между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионной системы, опосредованно воздействующих на ее сбалансированность и финансовую устойчивость. Поскольку получение пенсии по старости часто сопряжено с прекращением работы, то этот возраст совпадает с верхней границей трудоспособности и нижней границей оплачиваемой нетрудоспособности, влияя на совокупное предложение рабочей силы.

Пенсионный порог впервые был установлен в Германии в конце 1ХХ в. [1] Установление пенсион-

ного возраста приписывают Отто фон Бисмарку. Это был один из пунктов его предвыборной программы. Заняв пост канцлера, Бисмарк сдержал свое обещание. Пенсионный порог был равен 55 годам для женщин и 60 годам для мужчин. В позапрошлом веке глава семьи в Пруссии среднестатистически был именно на 5 лет старше супруги. И будь планка общей, жена содержала бы мужа в среднем 5 лет. Это не вписывалось в национальные традиции. В то же время средняя продолжительность жизни в Пруссии была менее полувека. А когда средняя продолжительность жизни повысилась, то был поднят и пенсионный порог.

В современном российском законодательстве пенсионный возраст устанавливается п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Такой же низкий порог пенсионного возраста в Украине, Белоруссии и Таджикистане. Остальные экс-республики СССР изменили эти параметры: в Казахстане - 58 лет для женщин и 63 года для мужчин, в Грузии - 60 лет для женщин и 63 года для мужчин, в Эстонии - 63 года для мужчин и женщин. Во многих странах возрастной пенсионный ценз для обоих полов одинаков. В США, Швеции, Нидерландах, Испании, Японии - 65 лет, в Норвегии - 67 лет. В Китае общенациональная

пенсионная система вообще отсутствует. Во время «культурной революции» китайские профсоюзы разогнали пенсионные фонды.

Ситуацию с установлением пенсионного возраста осложняют протекающие демографические процессы. В большинстве развитых стран на одного человека старше 65 лет в начале 2000-х гг. приходилось 4-5 чел. трудоспособного возраста, но к 2020-2025 гг. это отношение составит в странах Европы 1 к 2,5, в США - 1 к 3,5. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), расходы на пенсии, связанные со старением населения, в первые десятилетия XXI в. могут повыситься до уровня в 14-20 % от ВВП (в Японии и государствах Европы). По демографическим прогнозам и данным Евростата, в последующие 50 лет вся Европа будет стремительно стареть [3]. Уже в настоящее время (по данным Федеральной службы государственной статистики) каждый пятый житель Российской Федерации (30,7 млн чел. по состоянию на 01.01.2010) находится в пенсионном возрасте. Численность детей и подростков до 16 лет на 7,9 млн чел., или на 25,6 %, меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста. «Перевес» людей старшего возраста имеет место в 62 субъектах Российской Федерации, наибольший «перевес» наблюдается в Тульской области и Санкт-Петербурге (в 2 раза), в Рязанской и Воронежской областях (в 1,9 раза), в Тамбовской, Ленинградской, Ивановской, Пензенской, Псковской, Ярославской областях и в Москве (в 1,8 раза) [4].

Наиболее высокие показатели ожидаемой продолжительности жизни сохраняются в республиках Северного Кавказа и в Москве. В этих регионах показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении у мужчин в 2009 г. превысил 69 лет, у женщин - 77 лет. Наиболее низкая продолжительность жизни и мужчин, и женщин отмечается в Республике Тыва и в Чукотском автономном округе (у мужчин она не достигает 55 лет, у женщин - 66 лет) [4].

Численность населения в трудоспособном возрасте (по сравнению с началом 2009 г.) снизилась на 0,9 млн чел., или на 1,0 % (в 2008 г. -

на 0,4 млн чел., или на 0,5 %) и составила к началу 2010 г. 88,4 млн чел. Показатель демографической нагрузки увеличился до 606 чел. на 1 000 чел. населения трудоспособного возраста (в 2009 г. он соответствовал 590 чел.), в том числе показатель нагрузки детьми достиг 259 чел. (в 2009 г - 253 чел.), а показатель нагрузки людьми пенсионного возраста достиг 347 чел. (в 2009 г. - 337 чел.) [4].

Существующие показатели смертности и рождаемости в Российской Федерации позволяют предположить, что надеяться на улучшение демографической ситуации в ближайшее время не приходится (см. рисунок).

Демографы утверждают, что к 2020 г. 1 000 работающих россиян будет кормить 837 иждивенцев -детей и пенсионеров.

Кроме того, дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, компенсируемый за счет средств федерального бюджета, составляет порядка 1 трлн руб. в год и заставляет власти искать способы улучшения пенсионного обеспечения россиян и одновременного уменьшения дефицита Пенсионного фонда РФ.

Одним из таких способов является увеличение пенсионного возраста. Тема повышения пенсионного возраста была одной из самых горячих в 2010 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство финансов РФ занимают прямо противоположные позиции и не упускают возможностей их высказывать. Бывший министр финансов РФ А. Кудрин находит обязательства государства по пенсионным выплатам непосильными, особенно во временной перспективе 10-15 лет. Решение о повышении пенсионного возраста, по его мнению, необходимо будет принять в течение 5 лет, а сама реформа должна быть поэтапной: с увеличе-

1984

1989

1994

Рождаемость

1999 2004 ---Смертность

2009

Динамика смертности и рождаемости в Российской Федерации с 1984 по 2009 г.,

на 1 000 чел. населения

нием пенсионного возраста на 5 лет в течение 5-10 лет. Это позволит снять нагрузку на федеральный бюджет и индексировать пенсии.

Минздравсоцразвития России справедливо считает эту меру крайне непопулярной и способной спровоцировать социальный взрыв. Глава Минз-дравсоцразвития России Т. Голикова отметила, что повышение будет возможно только после 2015 г., когда вступит в силу новый порядок расчета выплат работающим пенсионерам. В июле 2010 г. Минздравсоцразвития России подсчитало экономическую целесообразность этого шага и сочло такую меру неэффективной и бессмысленной. Согласно их расчетам повышение пенсионного возраста не только не приведет к снижению дефицита пенсионной системы, но и поспособствует его росту в долгосрочной перспективе.

Так, повышение пенсионного возраста до 65 лет к 2015 г. сначала приведет к уменьшению дефицита на 82 млрд руб. в год, однако уже через 5 лет он будет увеличиваться ежегодно почти на 200 млрд руб. Это объясняется необходимостью индексировать пенсию в соответствии с реальными зарплатами и инфляцией. Более низкий пенсионный возраст позволяет проводить индексацию без существенного роста дефицита.

И еще один аргумент макроэкономического масштаба: перспективы снижения рынка труда до 2030 г. Необходимо отметить, что количество рабочих мест неуклонно сокращается и, если остановить или хотя бы притормозить процесс освобождения рабочих мест пенсионерами, то основная часть молодежи автоматически пополнит отряд безработных, что обойдется экономике еще дороже [2].

Премьер-министр РФ В. Путин 30.05.2011, отвечая на вопросы рабочих завода «Тверской экскаватор» о возможном повышении пенсионного возраста в Российской Федерации, заявил, что необходимости в этом «сегодня в стране нет».

Президент РФ Д. Медведев на встрече с активом «Единой России» 28.04.2011 отметил, что повышать пенсионный возраст можно только при наличии двух условий: при увеличении продолжительности жизни и при наличии широкого консенсуса в обществе [5].

Действительно, говорить о низком пенсионном пороге возможно только после сопоставления возраста выхода на пенсию со средней продолжительностью жизни. Российскую Федерацию относят к странам с наивысшими уровнями смертности.

Для России характерен один из самых больших гендерных разрывов в показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении (11,9 года в

2009 г.), что является следствием высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте. Только в последние четыре года ситуация начала несколько улучшаться. Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2009 г. по сравнению с 2006 г. вырос у мужчин на 2,4 года, у женщин -на 1,4 года. Рост продолжительности жизни у мужчин произошел в основном за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте, у женщин -в трудоспособном возрасте и в возрасте старше трудоспособного возраста [4].

Средняя продолжительность жизни мужчин в 2009 г. (по данным статистики) составляла 61,8 года, женщин - 74,2 года. К 2020 г. прогнозируемая средняя продолжительность жизни у мужчин должна увеличиться на 4,5 года и составить 67,3 года. У женщин показатель должен увеличиться на 3 года и составить 77,6 года. Эта гендерная разница в 12-13 лет сохраняется в России многие годы. Фактический средний возраст выхода на пенсию мужчин в нашей стране составляет 54 года (из-за более ранних пенсий для военных, работников силовых структур, людей, работающих в особо вредных условиях труда и пр.).

И, если порог выхода на пенсию поднять для мужчин до 65 лет, то не все физически доживут до законного отдыха, а те, кто на него уйдет, недолго смогут наслаждаться. По статистике, каждый пятый мужчина старше 60 лет в настоящее время не доживает до 65 лет.

Однако, судя по всему, окончательная точка в вопросе повышения пенсионного возраста у россиян пока не поставлена. Во время 19-й Балтийской конференции по вопросам социального обеспечения, проводимой в Калининграде в сентябре

2010 г., генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения Ханс-Хорст Конколевски заявил, что в странах Балтийского региона конечный возраст ухода на пенсию должен быть продлен. Он отметил, что вопрос повышения пенсионного возраста уже назрел, а Россия «щедра», особенно по отношению к женщине, которая выходит на пенсию на 5 лет раньше мужчины, а живет при этом на 12 лет больше. И с ним согласились российские участники конференции.

В 2011 г. на официальном сайте Пенсионного фонда РФ был размещен информационный листок

(касающийся вопросов пенсионного возраста), в котором было четко сказано, что в Российской Федерации повышение пенсионного возраста не планируется. Однако 09.06.2011 руководитель экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич на пресс-конференции в РИА Новости сообщил, что повышение пенсионного возраста в Российской Федерации неизбежно [5]. По его словам, ЭЭГ разработала несколько вариантов увеличения пенсионного возраста. Минимальный вариант предусматривает увеличение до 62 лет для мужчин и до 60 лет для женщин, максимальный - до 63 лет для обоих полов. Он высказал мнение, что необходимо объявить о начале повышения пенсионного возраста как можно скорее. При этом он напомнил, что объявлять о грядущем повышении пенсионного возраста надо задолго до самих действий. Также Гурвич предостерег, что «чем больше мы затягиваем принятие неизбежного повышения пенсионного возраста, чем более уходим от проблемы, тем потом будет труднее». Он напомнил, что еще в 2002 г. предлагалось объявить о возможном повышении пенсионного возраста в будущем. «Но тогда от этого отказались, не хватило политической воли», - напомнил Гурвич [5].

Повышать пенсионный возраст - мера не популярная не только в нашей стране, но и за рубежом. Ярким примером может послужить Франция, где нижняя палата парламента - Национальное собрание - одобрила проект пенсионной реформы, предполагающей к 2018 г. увеличить пенсионный возраст с 60 до 62 лет, а возраст для получения полных пенсионных выплат - с 65 до 67 лет. Масштабные акции протеста не заставили себя долго ждать: на улицы страны вышло, по разным оценкам, от 1 до 2,7 млн чел. России сложно ориентироваться на Францию, так как продолжительность жизни во Франции достигла 80 лет.

Решение о повышении пенсионного возраста в 2010. г приняли Латвия и Украина. В Латвии это начнется в 2016 г. Повышать возраст выхода на пенсию планируется на 3-6 мес. в год, пока этот возраст не достигнет 65 лет (средняя продолжительность жизни в Латвии составляет для мужчин 64 года, для женщин - 75 лет). Программа пенсионных реформ в Украине предусматривает увеличение пенсионного возраста для женщин до 60 лет уже в период с 2010 по 2014 г., а также дальнейшее доведение его для всех до европейского уровня - 65 лет.

Интересен опыт Великобритании, где уже начиная с 2010 г. отменили понятие «пенсионный

возраст». Теперь каждый британец сам будет решать, когда уйти на заслуженный отдых и получать пенсию. Соответствующее предложение внесла в британский парламент британская партия лейбористов. Свое решение парламентарии объясняют тем, что понятие «пенсионный возраст» является дискриминационным и вступает в противоречие с британскими законами, согласно которым при трудоустройстве запрещена любая форма дискриминации: в анкетах при найме на рабочие места запрещено задавать вопрос о возрасте соискателя вакансии. К примеру, в России эта проблема формально решена на законодательном уровне с 2000 г.: достигший пенсионного возраста человек имеет право работать. Впрочем, как отмечают эксперты, российские работодатели все равно часто увольняют престарелых работников.

Государство будет поощрять более поздний выход работников на пенсию без директивного увеличения пенсионного возраста. За точку отсчета берется трудовой стаж: 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. За каждый год переработки к 2015 г. фиксированный базовый размер страховой части пенсии будет увеличен на 5 %, а если человек отработал меньше этой нормативной величины, то будет уменьшен на 2 % за каждый неотработанный год. Таким образом, если к достижению пенсионного возраста гражданин чувствует в себе силы и желание продолжать трудовую деятельность, то есть смысл обратиться за назначением пенсии как можно позднее. В таком случае размер пенсии будет больше. В Италии также можно выйти на пенсию в любом возрасте при условии 35-летнего стажа.

По мнению автора, граждане России должны самостоятельно решать, до каких пор жить на заработную плату, а с какого возраста - на пенсию. Население должно иметь выбор: жить на пенсию или работать, пока есть желание и возможность. Наступление пенсионного возраста зачастую является поводом торжественно проводить сотрудника на пенсию, а если сотрудник в 60 лет хочет и может работать, то он должен иметь право это делать. У настоящих профессионалов своего дела, по сути, пенсионного возраста нет. Хорошие врачи, учителя, инженеры и т. п. востребованы и после наступления пенсионного возраста. Балерина Марина Семенова умерла в 102 года и проработала до 95 лет. Народный артист Владимир Михайлович Зельдин в свои 96 лет по-прежнему выступает на сцене. Целая плеяда замечательных актеров продолжает трудиться уже в весьма уважаемом возрасте: Маркова Римма Васильевна (86

лет), Баталов Алексей Владимирович (83 года), Броневой Леонид Сергеевич (83 года), Стриженов Олег Александрович (82 года), Ануфриев Олег Андреевич (80 лет). Такая же ситуация наблюдается и среди писателей, врачей, профессорско-преподавательского состава вузов и пр. Пятая часть всех пенсионеров работает. Среди пенсионеров по старости работает каждый четвертый, а среди тех, кто оформили пенсию недавно, работу имеют более половины. В то же время многие мужчины после 50-60 лет не могут трудиться по состоянию здоровья. Да и не все профессии могут это позволить, так что заставить принудительно выходить их на пенсию позже вряд ли получится. Поэтому право выбора возраста выхода на пенсию -это оптимальное решение и для бюджета Пенсионного фонда РФ, и для конкретного пенсионера.

Необходимо поощрять более поздний выход работников на пенсию без директивного увеличения пенсионного возраста. За точку отсчета берется трудовой стаж: 30 лет - для мужчин и 25 лет - для женщин (для сравнения: в Великобритании необходимый стаж для получения пенсии с 2010 г. - 30 лет). Уже в 2011 г. было принято решение о введении с 2015 г. системы дифференциации фиксированного базового размера, которая подразумевает повышение размера на 6 % за каждый год страхового стажа, превышающий 30-летний стаж, и снижение размера на 3 % за каждый год, не достигающий до 30 лет. Таким образом, с 2036 г. устанавливаемый фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости будет увеличиваться на 6 % за каждый полный год стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

Это правило начинает действовать с 2015 г. (тогда будет достаточно иметь только 9 лет страхового стажа для получения пенсии в увеличенном размере). С 2016 г. к этому нормативу будет прибавляться по одному году, до тех пор пока в 2036 г.

он не достигнет 30 лет. По мнению российского правительства, это будет стимулировать граждан к более позднему выходу на пенсию.

Таким образом, если к достижению пенсионного возраста гражданин чувствует в себе силы и желание продолжать трудовую деятельность, то у него будет стимул обратиться за назначением пенсии как можно позднее.

Подобный дифференцированный подход ранее не применялся, и насколько он «приживется» в нашей стране, может показать только практика. Идея очень интересная, но, к великому сожалению, масса интересных идей, применяемых в пенсионной реформе, на практике не были доведены до логического завершения. Таким негативным примером может служить и программа софинансирования пенсионных накоплений. Реформирование пенсионной системы предполагает комплексный подход, и если менять только подходы к установлению пенсионного возраста, то вряд ли можно будет говорить о создании сбалансированной пенсионной системы.

Список литературы

1. Соловьев А. К. Актуальный прогноз развития пенсионной системы России после 2010 г. // Вестник государственного социального страхования. 2010. № 6.

2. Хмыз О. В. Реформирование системы пенсионного обеспечения в Чехии // Финансы. 2010. № 1.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ population/demography.

4. Информационное агентство РИА Новости. URL: http://ria.ru/society/20110428/369185924. html.

вниманию кредитных организаций!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2008 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2009 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2009 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 721-85-75 http:\\www.fin-izdat.ru

E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.