Научная статья на тему 'Возможности и последствия повышения пенсионного возраста в России'

Возможности и последствия повышения пенсионного возраста в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2618
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ТРУДОВОЙ СТАЖ / PENSION REFORM / RETIREMENT AGE / DEMOGRAPHIC FORECAST / LABOR EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапенко Вадим Викторович

Рассматриваются текущие и прогнозируемые демографические условия для повышения пенсионного возраста в России. На основе анализа этих условий определяется траектория повышения пенсионного возраста и оценивается воздействие такого решения на государственные финансы и уровень жизни пенсионеров в долгосрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibility and Consequences of Increase of Retirement Age in Russia

The article considers current and future demographic condition for increase of retirement age in Russia. The analysis lets determine scheme and consequences of the increase on the state finance and retired people life standards in the long-term period.

Текст научной работы на тему «Возможности и последствия повышения пенсионного возраста в России»

В'В' ^отапенко

ВОЗМОЖНОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ

В последние годы состояние пенсионной системы стало одним из основных вопросов социальной политики России. Это связано как с быстрым ростом расходов, идущих на выплату пенсий, так и с демографическими вызовами, стоящими перед страной. В ближайшие десятилетия заметно изменится возрастная структура населения: возрастет численность населения старших возрастов и сократится население, находящееся в трудоспособном возрасте. Ухудшающаяся демографическая ситуация в сочетании с вероятным замедлением темпов экономического роста может привести к тому, что пенсионная система превратится в «балласт», препятствующий развитию экономики. Поэтому неудивительно, что в дискуссиях, посвященных состоянию и перспективам пенсионного обеспечения, постоянно всплывает тема повышения пенсионного возраста.

Разумеется, Россия не единственная страна, столкнувшаяся с проблемой старения населения, - в большей части развитых стран этот процесс начался довольно давно, и повышение пенсионного возраста в них нередко является ответом на изменяющуюся демографическую ситуацию и ухудшение экономической динамики. Готова ли наша страна в настоящий момент использовать этот опыт и к каким последствиям приведет принятие решения о повышении пенсионного возраста?

В статье оцениваются возможности и определяется предполагаемая схема повышения пенсионного возраста на основе долгосрочного демографического прогноза, дается оценка последствий такого решения для государственных финансов и уровня жизни пенсионеров, а также анализируется целесообразность «мягкого» повышения пенсионного возраста за счет ужесточения требований к трудовому стажу.

4 07

Демографический аспект повышения пенсионного возраста. При обсуждении демографического аспекта повышения пенсионного возраста прежде всего необходимо определить показатели, наиболее точно его характеризующие. Часто для этой цели рассматривается показатель ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) при рождении, а поскольку он в России относительно низок, делается вывод, что для изменения возраста выхода на пенсию нет никаких демографических оснований.

Однако ОПЖ при рождении не может служить характеристикой соответствия того или иного возраста выхода на пенсию демографической ситуации. Во-первых, ОПЖ рассчитывается для так называемого условного поколения и показывает, сколько лет в среднем проживет человек, родившийся в текущем году, при сохранении возрастных вероятностей смерти на уровне этого года. Но вероятности смерти год от года, не говоря уже о десятилетиях, меняются. Поэтому демографические характеристики реальных поколений людей7, выходящих на пенсию в разные годы, могут существенно отличаться от характеристик условных поколений тех же лет.

Во-вторых, ОПЖ при рождении не вполне характеризует адекватность пенсионного возраста из-за того, что на нее влияют вероятности смерти как до наступления возраста выхода на пенсию, так и после него. Эта особенность не позволяет отдельно рассмотреть демографические характеристики различных периодов жизненного цикла человека.

Также структурные показатели, как доля пенсионеров в численности населения или соотношение численности групп трудоспособных и нетрудоспособных возрастов, при всей их важности характеризуют главным образом не пенсионный возраст, а нагрузку на экономику, связанную с обеспечением пенсионеров при этом пенсионном возрасте.

В то же время приобретают пенсионные права, а потом выходят на пенсию конкретные люди. Поэтому в качестве характеристик возраста выхода на пенсию, учитывающих различные периоды жизненного цикла (работа и нахождение на пен-

1 Здесь под реальным поколением, или когортой, понимается совокупность лю-

дей одного года рождения.

408

сии) и смертность людей, выходящих на пенсию в каком-либо году, предлагается использовать два показателя:

• вероятность дожития до возраста выхода на пенсию двадцатилетних представителей реальных поколений, достигающих этого возраста в определенном году;

• ОПЖ при достижении пенсионного возраста представителей реальных поколений, входящих в этот возраст в определенном году.

Вероятность дожития до пенсии людей, достигших возраста 20 лет2, показывает, насколько справедлив пенсионный возраст в смысле участия работника в пенсионной системе. Это характеристика смертности трудоспособного населения. Если данный показатель высок, то пенсионная система отчасти теряет смысл, так как значительная часть работников просто не доживает до пенсии, тем самым частично утрачивается мотивация для полной уплаты страховых взносов. Вероятность дожития рассчитывается для представителей реальных, а не условных поколений, что позволяет описать демографическую историю когорт, достигающих пенсионного возраста в определенном году5.

ОПЖ при достижении пенсионного возраста характеризует смертность пенсионеров: она показывает, сколько в среднем проживут представители реального поколения, достигающего в заданном году пенсионного возраста.

Как видно из табл. 1, возраст выхода на пенсию по старости у российских мужчин и женщин - 60 и 55 лет соответственно -ниже, чем в странах Западной Европы, США и Японии, а также некоторых странах Восточной Европы. У мужчин отставание от наиболее развитых в социально-экономическом отношении стран составляет 5-6 лет, а у женщин - 5-11 лет.

2 Оценка дожития с позиции именно двадцатилетних условна. Предполагается, что значительная часть людей к этому возрасту начинает трудовую деятельность. Рассмотрение соответствующего показателя, например, для восемнадцати- или двадцатидвухлетних не повлияло бы на результаты. 5 Для 2010 г. вероятность дожития до возраста выхода на пенсию у реального

поколения российских мужчин 1950 года рождения показывает, какая доля мужчин этого года рождения, достигших двадцатилетия, дожила до возраста 60 лет. Для условных поколений вероятность дожития показывает, какая доля мужчин, достигших двадцатилетия, дожила бы до возраста 60 лет, если бы вероятности смерти для мужчин 20-59 лет сохранились бы на уровне 2010 г.

4 09

Таблица 1

Демографические характеристики возраста выхода на пенсию в России и других странах в 2009-2010 гг.

Вероятность того,

что двадцатилетний

Страна Возраст выхода на пенсию по старости в 2010 г., лет* ОПЖ при достижении возраста выхода на пенсию по старости в 2009 г**., лет представитель когорты, достигающей возраста выхода на пенсию по старости в 2009 г.,

дожил до

этого возраста

муж. жен. муж. жен. муж. жен.

Россия 60 55 14,4 24,1 0,61 0,90

Западная Европа

Австрия 65 60 17,7 25,3 0,80 0,94

Великобритания 65 60 17,9 24,8 0,84 0,94

Германия 65 65 17,3 20,5 0,81 0,90

Испания 65 65 18,1 22,1 0,83 0,93

Италия 65 60 18,0 26,1 0,84 0,95

Португалия 65 65 17,0 20,4 0,80 0,90

Финляндия 65 65 17,2 21,2 0,78 0,91

Франция 60 60 22,2 27,0 0,86 0,94

Швеция 65 65 18,3 21,5 0,86 0,91

Восточная Европа

Беларусь 60 55 14,2 24,6 0,66 0,93

Латвия 62 62 14,9 20,4 0,62 0,86

Польша 65 60 14,7 23,0 0,68 0,91

Словакия 62 62 15,9 20,2 0,74 0,90

Украина 60 55 14,8 23,9 0,65 0,92

Чехия 65 65 15,2 18,6 0,73 0,88

Другие страны

США 66 66 16,8 19,5 0,77 0,86

Япония 65 65 18,9 23,9 0,84 0,92

* В некоторых из перечисленных в табл. 2 стран в будущем планируется повышение

пенсионного возраста: в Великобритании - до 65 лет у женщин к 2020 г., Германии

- до 67 лет у обоих полов к 2027г., во Франции - до 62 лет у обоих полов, на Украине -

до 60 лет у женщин к 2021 г. в США - до 67 лет у обоих полов к 2027г.

** Данные для условных поколений.

Примечание. Демографические данные для России, Австрии, Швеции, Беларуси соответствуют 2010 г., для Италии - 2008 г., для США - 2007 г.

Источники: U.S. Social Security Administration, Human Mortality Database, расчеты автора.

410

ОПЖ при достижении пенсионного возраста в 2010 г. у российских мужчин составила 14,4 года4 - по сравнению со странами Запада это очень низкий показатель, а у женщин -24,1 года. Одновременно из 100 мужчин 1950 г.р., доживших до 20 лет, в возраст 60 лет в 2010 г. вступил только 61 мужчина. Такое низкое значение вероятности дожития обусловлено катастрофически высокой смертностью мужчин трудоспособного возраста. В том же году из 100 женщин когорты 1955 г.р., доживших до 20 лет, в пенсионный возраст вступили 90 женщин.

Для понимания демографической ситуации, связанной с пенсионным обеспечением, важны не только межстрановые, но и временные сопоставления. С 1965 г., когда пенсионная система охватила практически все население Советского Союза, границы пенсионного возраста не менялись. Вместе с тем демографические показатели, характеризующие эти границы, за последние полвека также практически не изменились (табл. 2).

Таблица 2

Демографические характеристики возраста выхода на пенсию в России в 1965-2010 гг.

Вероятность того, что двадцати-

ОПЖ при достижении воз- летний представитель когорты,

Год раста выхода на пенсию по достигающей возраста выхода на

старости, лет пенсию по старости в заданном го-

ду, дожил до этого возраста

муж. жен. муж. жен.

1965 15,4 23,9

1970 14,8 23,6

1975 14,6 23,4

1980 14,3 23,2

1985 14,3 23,0

1990 14,7 23,6

1995 13,1 22,3 0,91

2000 13,2 22,5 0,63 0,90

2005 13,2 22,8 0,58 0,90

2010 14,4 24,1 0,61 0,90

4 Здесь приходится использовать данные для условных поколений, так как для перехода к реальным поколениям необходимо знать возрастные вероятности смерти на 50-40 лет вперед.

411

Примечание 1. Данные по ОПЖ при достижении пенсионного возраста соответствуют условным поколениям, так как в настоящее время возраст представителей поколений, достигших этого возраста в 1985 г. и позже, не превышает 85 лет. Поэтому для них нет возможности точно рассчитать показатели, соответствующие реальным поколениям.

Примечание 2. Из-за отсутствия официальных данных о численности населения до 1959 г. нет возможности рассчитать вероятности дожития до возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин за 1965-1990 гг. и для мужчин за 1995 г.

Источники: Human Mortality Database, расчеты автора

Таким образом, сравнительно низкий возраст выхода на пенсию у мужчин имеет под собой веские основания (с демографической точки зрения он даже немного завышен), у женщин - нет. Но при снижении смертности, которого вполне можно ожидать в ближайшие годы, вопрос повышения пенсионного возраста будет актуален не только применительно к женщинам, но и к мужчинам.

Демографические сценарии. На основе нескольких сценариев относительно рождаемости, смертности и миграции с помощью метода передвижки возрастов нами для РФ сделан демографический прогноз на период до 2050 г. Результаты прогноза представлены в табл. 3.

В настоящий момент смертность в России заметно выше, чем в странах со схожим уровнем социально-экономического развития, причем расхождение наиболее заметно для населения трудоспособных возрастов. Более того, для многих возрастных групп - также в основном трудоспособных - вероятность смерти сейчас выше, чем соответствующие российские показатели середины 1960-х годов. Правда, смертность населения в возрасте до 15 лет в течение нескольких десятилетий неуклонно снижается, а за последние 10 лет наметилась тенденция к снижению смертности практически во всех остальных половозрастных группах.

При построении демографического прогноза нами рассмотрены два сценария снижения смертности: умеренный и оптимистический. Умеренный сценарий предполагает, что к 2030 г. вероятности смерти для всех половозрастных групп (старше 15 лет) достигнут своих минимальных исторических значений (для большинства групп такие значения зафиксированы в

412

1960-е и 1980-е годы), а к 2050 г. - текущих значений, характерных для Восточной Европы.

Таблица 3

Результаты демографического прогноза

Умеренный Оптимистический

2011 г. сценарий сценарий

2030 г. 2050 г. 2030 г. 2050 г.

Численность населения, 141,9 132,6 119,6 137,0 129,6

млн. чел.

в том числе

в возрасте до 20 лет 29,6 28,5 23,3 28,6 23,4

мужчин 20-59 лет и жен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щин 20-54 лет 81,1 66,5 53,6 67,8 54,7

мужчин 60 лет и старше и

женщин 55 лет и старше 31,2 37,6 42,7 40,6 51,5

Ожидаемая продолжитель-

ность жизни при рожде-

нии, лет

мужчины 63,0* 66,8 74,1 74,1 77,8

женщины 74,8* 76,4 80,3 80,3 84,6

* Данные за 2010 г.

Источники: 2010-2011 гг. - Human Mortality Database, прогноз - расчеты автора.

О возможности довольно быстро снижения смертности говорит опыт этих стран. В них в течение нескольких десятилетий она была сопоставима с российской, но последние 20 лет стабильно снижается. Однако маловероятная возможность стагнации текущего высокого уровня смертности в России может стать препятствием для повышения возраста выхода на пенсию. Оптимистический сценарий предполагает достижение к 2030 г. возрастными вероятностями смерти текущих восточноевропейских значений, а к 2050 г. - текущих западноевропейских. В обоих сценариях смертность населения в возрасте до 15 лет задается так, чтобы к 2030 г. были достигнуты современные западноевропейские значения.

В прогнозных расчетах используется единственный сценарий рождаемости, предполагающий сохранение в перспективном периоде суммарного коэффициента рождаемости на текущем уровне, равном 1,5, и изменение возрастной структуры

413

рождаемости в связи с ростом среднего возраста матери при рождении ребенка. Миграционный прирост задается на уровне 150 тыс. чел./год, а распределение мигрантов по полу и возрасту - в соответствии с данными за 2010 г.

Согласно построенному в таких предпосылках прогнозу, сокращение численности населения России продолжится. К 2050 г. она составит, в зависимости от рассматриваемого сценария, 120-130 млн. чел. (см. табл. 3). Кроме того, сократится численность населения в возрасте до 20 лет и численность населения в трудоспособном возрасте. В то же время численность людей в пенсионном возрасте значительно возрастет - на 11,5 и 20,3 млн. чел. по умеренному и оптимистическому сценарию соответственно.

Траектория повышения возраста выхода на пенсию. Траектория возможного повышения пенсионного возраста должна соответствовать прогнозируемой демографической динамике. Мерами такого соответствия являются два показателя - ОПЖ по достижении возраста выхода на пенсию и вероятность дожития до этого возраста лиц в возрасте 20 лет, причем оба показателя должны рассчитываться для реальных поколений.

В дальнейших расчетах границы возраста выхода на пенсию задаются таким образом, чтобы при реализации оптимистического демографического сценария пенсионный возраст у мужчин повышался только тогда, когда ОПЖ при его достижении составляет не менее 17 лет, а соответствующая вероятность дожития - не менее 0,7. Повышение пенсионного возраста у женщин предполагается проводить так, чтобы значения обоих рассматриваемых показателей оставались на текущем уровне. С учетом заданных критериев и демографического сценария схема повышения пенсионного возраста имеет следующий вид (на рис. 1 подробно показано, как определяется траектория изменения возраста выхода на пенсию у мужчин):

Мужчины (повышение пенсионного возраста до 66 лет к 2045 г.) - возраст выхода на пенсию достигает 61 года в 2032 г., 62 лет - в 2034 г., 63 лет - в 2037 г. 64 лет - в 2040 г, 65 лет -в 2043 г. и 66 лет - в 2045 г.;

Женщины (повышение пенсионного возраста до 63 лет к 2043 г.) - граница пенсионного возраста достигает 56 лет в 2016 г.,

414

57 лет - в 2020 г., 58 лет - в 2023 г., 59 лет - в 2029 г., 60 лет - в 2032 г., 61 года - в 2035 г., 62 лет - в 2039 г. и 63 лет - в 2043 г.5

Возраст 201: 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2044 2045

66 0.49 0,57 0,5" 0,53 0,59 0,60 0,61 0.69 0,70

65 0>4" 0,59 0,60 0,61 0,62 0,63 0.64 0,71 0,72

64 0:54 0,61 0,62 0,63 0.64 0,65 0:66 0,73 0.74-

63 0,52 0.64 0.64 0,65 0,66 0,67 0,63 0,75 0,76

62 0,55 0,66 0,67 0,67 0,63 0,69 0,70 0,7" 0,73

61 0,53 0,63 0,69 0,69 0,70 0,71 0,71 0,79 0;30

60 0,60 0,70 0,70 0,71 0,72 0,72 0,73 0:31 0,32

Возраст 2012 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2044 2045

66 12.6 15,3 15,9 16 Д 16,2 16,4 16,5 17,5 17,5

6э 13Д 16,5 16,7 16,3 17,0 17,1 1та 13Д 13:3

64 13:3 17,3 17-4 17,6 17,7 17,9 18,0 19,0 19,0

63 14.4 13,0 13.2 15:3 13.5 13:6 13:3 19,7 19,3

62 15Д 13,3 19,0 19,2 19,3 19.4 19,6 20,5 20,6

61 15.7 19,7 19.3 20,0 20,1 20,2 20,4 21:3 21:3

60 16.4 20,5 20,7 20,3 20,9 21.1 21.2 1 22 1

Возраст 2012 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2044 2045

66

64

63

62 2

61 1 1

60

Траектория повышения пенсионного возраста в соответствии с ростом вероятности дожития до пенсии

Траектория повышения пенсионного возраста в соответствии сростом ожидаемой продолжительности жизни на пенсии

Рис. 1. Определение траектории повышения пенсионного возраста у мужчин

Обозначения:

1а - Вероятность дожития до возраста 60-66 лет двадцатилетних представителей когорт мужчин, достигающих возраста 60-66 лет в заданные годы (выделены клетки, соответствующие году, в котором вероятность дожития для заданного возраста равна или превышает 0,7, а для старших возрастов - не достигает 0,7)

1б - Ожидаемая продолжительность жизни при достижении возраста 60-66 лет представителей когорт мужчин, достигающих возраста 60-66 лет в заданные го-

5 Здесь предполагается, что у мужчин возраст выхода на пенсию начинает повышаться с 2025 г., а у женщин - с 2013 г., при этом рост не превышает нескольких месяцев в год. В дальнейшем под повышением пенсионного возраста понимается именно эта схема.

415

ды, лет (выделены клетки, соответствующие году, в котором ожидаемая продолжительность для заданного возраста равна или превышает 17 лет, а для старших возрастов - не достигает 17 лет)

1в - Совмещение траекторий повышения пенсионного возраста для рис. 1а-1б

Цифры на рис. 1в означают:

1 - В 2032 г. обе траектории впервые одновременно достигают 61 года (следовательно, в 2032 г., согласно заданному критерию, пенсионный возраст у мужчин может быть повышен до 61 года)

2 - В 2034 г. обе траектории впервые одновременно достигают 62 лет (пенсионный возраст повышается до 62 лет)

3 - В 2045 г. обе траектории впервые одновременно достигают 66 лет (пенсионный возраст повышается до 66 лет)

При реализации оптимистического сценария и повышении пенсионного возраста в соответствии с описанной схемой, демографические характеристики у мужчин ощутимо улучшатся, а у женщин -существенно не изменятся по сравнению с 2010 г. (табл. 4).

Таблица 4

Демографические характеристики возраста выхода на пенсию при его увеличении и сохранении

Показатель

ОПЖ при достижении возраста выхода на пенсию по старости у представителей когорт, достигающих возраста выхода на пенсию по старости в заданном году, лет Вероятность того, что двадцатилетний представитель когорты, достигающей возраста выхода на пенсию по старости в заданном году, дожил до этого возраста

2010 2030 2050 2010 2030 2050

16,0 26,8 19,8 26,8 17,7 24,3 0,61 0,90 0,69 0,90 0,75 0,92

16,0 26,8 20,7 30,7 22,2 31,4 0,61 0,90 0,70 0,92 0,85 0,96

14,6 24,4 16,0 22,6 14,5 20,2 0,61 0,90 0,64 0,88 0,64 0,88

14,6 24,4 16,7 26,2 18,6 27,1 0,61 0,90 0,66 0,91 0,76 0,94

Оптимистический сценарий Повышение возраста мужчины женщины Сохранение возраста мужчины женщины

Умеренный сценарий Повышение возраста мужчины женщины Сохранение возраста мужчины женщины

Источник: расчеты автора.

416

Реализация умеренного сценария при повышении пенсионного возраста не приведет к ухудшению характеристик у мужчин по сравнению с современными значениями и немного ухудшит характеристики у женщин. Но и тогда они будут сопоставимы с показателями многих стран Западной Европы.

Сохранение действующих границ возраста выхода на пенсию независимо от рассматриваемого сценария приведет к чрезмерному росту ОПЖ на пенсии и вероятности дожития до нее у женщин, так что эти показатели превысят максимальные значения, наблюдаемые сегодня в наиболее развитых странах.

Повышение пенсионного возраста сократит численность населения в возрасте старше трудоспособного (по сути это численность получателей пенсии по старости без учета пен-сионеров-досрочников) к 2030 г. на 4,5 млн. чел., а к 2050 г. -на 13-14 млн. чел., и к концу прогнозного периода она составит, в зависимости от сценария, 29,9 или 37,7 млн. чел. по сравнению с 31,2 млн. чел. в 2011 г., т.е. описанная схема позволяет стабилизировать численность пенсионеров по старости в долгосрочном периоде (рис. 2).

Рис. 2. Численность населения в возрасте старше трудоспособного: оптимистический сценарий -о- при повышении пенсионного возраста;

-----при сохранении пенсионного возраста;

умеренный сценарий -□ - при повышении пенсионного возраста; --- при сохранении пенсионного возраста

417

При стабилизации численности пенсионеров население трудоспособных возрастов будет сокращаться. Поэтому важно понимать, как будут соотноситься численности населения трудоспособных и старших возрастов, а также численности населения в трудоспособном и старше и младше трудоспособного возраста.

На рис. 3 представлены фактические за 1959-2011 гг. и прогнозируемые на 2012-2050 гг. значения коэффициентов демографической нагрузки6 (при оптимистичном демографическом сценарии7). Коэффициент нагрузки для населения старших возрастов, в настоящее время равный 38,5%, в ближайшие 40 лет продолжит рост и при отсутствии повышения пенсионного возраста в 2050 г. достигнет 94,1%; если же возраст выхода на пенсию будет повышен, коэффициент составит 55,1%.

%

Рис. 3. Коэффициенты демографической нагрузки (высокий демографический сценарий):

-при повышении возраста выхода на пенсию;

------при сохранении возраста выхода на пенсию

6 Под коэффициентом демографической нагрузки для населения старших возрастов понимается соотношение численности населения в возрасте старше трудоспособного и населения трудоспособного возраста (здесь в качестве его нижней границы принимается возраст 20 лет, верхняя граница соответствует возрасту выхода на пенсию).

Под общим коэффициентом демографической нагрузки понимается соотношение совокупной численности населения в возрасте старше трудоспособного и населения моложе 20 лет и населения трудоспособного возраста.

7Значения показателей, соответствующих умеренному демографическому сценарию, аналогичны представленным на рис. 3.

418

Для оценки нагрузки на трудоспособное население со стороны иждивенцев следует использовать общий коэффициент демографической нагрузки. Он последние десятилетия изменялся циклически, причем максимальное его значение - 106,9% - было зафиксировано в 1967 г. Если будет реализован сценарий повышения пенсионного возраста, общая демографическая нагрузка даже не приблизится к значениям середины 1960-х годов, в противном случае к 2050 г. общий коэффициент составит 136,9%.

Расходы на выплату пенсий. В результате ускоренного роста пенсий в 2009-2010 гг. расходы на выплату трудовой пенсии по старости в 2010 г. составили 3,1 трлн. руб., или 6,9% ВВП, в то время как в 2008 г. на эти цели тратилось 4,0% ВВП. На фоне международных сопоставлений сейчас эта цифра относительно невелика (табл. 5) - российские расходы на пенсии по старости всего лишь достигли уровня (измеренного в % к ВВП), характерного для большей части стран Восточной Европы. Более богатые европейские страны часто тратят на пенсии по старости 10% ВВП и более.

Таблица 5

Расходы на выплату пенсий по старости в 2009 г. в России и других странах, % ВВП

Страна Расход Страна Расход

Россия 6,9* Великобритания 10,2

Болгария 7,7 Германия 10,8

Венгрия 8,6 Греция 10,4

Латвия 7,3 Испания 6,8

Литва 7,6 Италия 13,1

Польша 9,6 Португалия 10,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Словакия 6,5 Финляндия 9,6

Чехия 7,2 Франция 11,8

Эстония 7,8 Швеция 10,1

*Данные за 2010 г.

Источники: Россия - ПФ РФ, Росстат, другие страны - Евростат.

В связи с демографическими изменениями рост и даже поддержание жизненного уровня пенсионеров потребует увеличе-

419

ния расходов на выплату пенсий. Сейчас эти расходы не чрезмерны, но необходимо иметь обоснованные оценки их величины в долгосрочной перспективе при сохранении и повышении возраста выхода на пенсию. Такие оценки были получены на основе используемых в ИНП РАН моделей пенсионной системы и экономики России8.

Повышение пенсионного возраста может преследовать две во многом противоположные цели: во-первых, сокращение расходов на выплату пенсий и, как следствие, дефицита бюджета Пенсионного фонда, во-вторых, повышение жизненного уровня пенсионеров при сохранении суммарной величины пенсионных расходов. При построении прогноза рассматриваются сценарии, позволяющие оценить последствия решения обеих задач.

К основным экзогенным переменным, используемым при расчетах, относятся:

• индекс потребительских цен - постепенно снижается до 2% к 2030 г. и стабилизируется на этом уровне;

• соотношение фонда начисленной заработной платы и ВВП - при сохранении пенсионного возраста увеличивается к 2030 г. до 30% по сравнению с 24,3% в 2011 г., при повышении пенсионного возраста достигает 32% в 2030 г. и 34% в 2050 г. (вследствие роста числа занятых);

• уровни занятости половозрастных групп - при повышении пенсионного возраста уровни занятости групп, которые оно затрагивает, увеличиваются до значений, в настоящее время соответствующих предпенсионным возрастам;

• дополнительная индексация страховой части трудовой пенсии и расчетного пенсионного капитала (РПК) - с 2015 г. проводится ежегодная дополнительная индексация на 2%. Ее необходимость связана с тем, что при росте заработной платы определенная законом схема индексации пенсии и РПК ведет к уменьшению коэффициента замещения9. В случае отсутствия дополнительной индексации к 2050 г. коэффициент замещения упадет до совершенно неприемлемых 15%.

8 Подробное описание этих моделей можно найти в статьях [1, 2].

9 Соотношение средней пенсии и средней начисленной заработной платы.

420

Среднегодовой темп прироста ВВП, согласно расчетам, в 2012-2030 гг. составит 4,6%, а в 2031-2050 гг. - 2,5%, т.е. ВВП увеличится приблизительно в 4 раза по сравнению с 2011 г.

Кроме того, действующая пенсионная формула в случае принятия решения о повышении пенсионного возраста будет способствовать исключительно повышению величины пенсии. Дело в том, что размер пенсии определяется соотношением величины РПК, формируемого за счет страховых взносов, и ожидаемой продолжительности получения пенсии, согласно законодательству равной 19 годам. Повышение пенсионного возраста приведет к росту численности занятых в старших возрастах, они будут получать зарплату, с которой страховые взносы будут идти на их индивидуальные счета и увеличивать величину РПК. Для того чтобы оценить возможности сокращения пенсионных выплат в результате повышения возраста выхода на пенсию, рассматривается сценарий с модифицированной пенсионной формулой - ожидаемая продолжительность получения пенсии в 2015-2049 гг. увеличивается с 19 до 24 лет.

Как видно из табл. 6, в случае сохранения нынешних границ пенсионного возраста совокупные выплаты трудовой пенсии по старости (без учета выплат пенсионерам-досрочни-кам10) возрастут, в зависимости от демографического сценария, к 2030 г. до 8,7-8,8% ВВП, а к 2050 г. - до 10,9-11,6% ВВП. При этом характеристики уровня жизни пенсионеров для обоих сценариев сопоставимы.

Если повышение возраста выхода на пенсию до 66/63 лет (числитель - мужчины, знаменатель - женщины) будет преследовать цель сократить величину пенсионных выплат, для чего (см. выше) произойдет модификация формулы начисления пенсий, совокупные выплаты пенсии по старости к 2030 г. сократятся на 0,4-0,5% ВВП, к 2050 г. - 1,4-1,9% ВВП. Это и есть фискальная выгода от повышения возраста выхода на пенсию до 66/63 лет. Одновременно при реализации этого сценария поддерживается приемлемый уровень жизни пенсионеров: коэффициент замещения находится на уровне 29-34%, а реальная средняя пенсия за 40 лет возрастает в 5 раз.

10 Здесь пенсионер-досрочник, достигший официального возраста выхода на пенсию, перестает считаться получателем досрочной пенсии.

421

Таблица 6

Характеристики пенсионной системы при сохранении и повышении пенсионного возраста до 66/63 лет

Показатель 2011 г. Сохранение пенсионного возраста Повышение пенсионного возраста

с изменением пенсионной формулы без изменения пенсионной формулы

2030 г. 2050 г. 2030 г. 2050 г. 2030 г. 2050 г.

Оптимистический

демографический

сценарий

Выплаты трудо-

вой пенсии по

старости*, % ВВП 6,2** 8,8 11,6 8,4 10,2 9,0 11,8

Коэффициент за-

мещения, % 34,6 27,1 24,1 28,6 32,5 30,5 37,6

Реальная величина

средней пенсии,

2011 = 1 1,0 2,35 4,09 2,43 4,73 2,59 5,47

Умеренный демогра-

фический сценарий

Выплаты трудо-

вой пенсии по

старости*, % ВВП 6,2** 8,7 10,9 8,2 9,0 8,7 10,4

Коэффициент за-

мещения, % 34,6 28,0 26,3 29,2 33,9 31,0 39,2

Реальная величина

средней пенсии,

2011 = 1 1,0 2,48 4,59 2,54 5,15 2,70 5,96

* Без учета выплат лицам, получающим трудовую пенсию по старости дос-

рочно, и накопительной части трудовой пенсии.

** Данные за 2010 г.

Источники: 2010-2011 гг. - ПФ РФ, Росстат, расчеты автора, прогноз -расчеты автора.

В случае если будет принято решение повысить пенсионный возраст и оставить без изменений пенсионную формулу, объем совокупных выплат пенсии по старости останется на том же уровне, что и при сохранении пенсионного возраста, но заметно повысится благосостояние пенсионеров. Так, к 2050 г. коэффициент замещения достигнет 38-39% при росте реальной средней пенсии до 6 раз по сравнению с 2011 г.

422

Досрочный выход на трудовую пенсию по старости. Повышение пенсионного возраста, по-видимому, потребует определения перспектив развития системы досрочных пенсий, тем более что иногда большое число пенсионеров-досрочни-ков называется одной из главных, если не главной, проблемой российского пенсионного обеспечения.

В соответствии с действующим законодательством работники некоторых профессий могут выходить на трудовую пенсию до достижения возраста 60/55 лет (для большинства льготных категорий - не ранее 50/45 лет и при наличии трудового стажа достаточной продолжительности). По данным Росстата11, в начале 2011 г. из 32,5 млн. получателей трудовой пенсии по старости 3,3 млн., или 10,2%, были младше 60/55 лет.

Официальная статистики не разрабатывает подробную информацию о пенсионерах-досрочниках, и, вероятно, единственный источник, содержащий такую информацию, - Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ)12. По расчетам, выполненным на основе данных 19 волны РМЭЗ (октябрь 2010 г. - март 2011 г.), мужчины, получающие сейчас трудовую пенсию по старости, начали ее получать в среднем в возрасте 57,6 лет, а женщины - в возрасте 53,7 лет, т.е. средний фактический возраст выхода на пенсию по старости ненамного ниже официального. При этом в течение последних 15 лет, как следует из данных табл. 7, средний возраст выхода на пенсию по старости находится примерно на одном уровне.

Официальная статистика не даёт ответа и на вопрос, сколько средств расходуется на выплату пенсий досрочникам. По данным РМЭЗ, на эти цели расходуется 10,9% всех выплат на финансирование трудовой пенсии по старости, что в 2010 г. приблизительно равнялось 0,7% ВВП.

11 http://www.gks. ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/06-12.htm

12 «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (ММ&-Н8Е)», проводимый Национальным исследовательским университетом - Высшей школой экономики и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН (сайты обследования ВИМ&НБЕ: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms и http://www.hse.ru/rlms)». Выборка РМЭЗ репрезентативна для всего населения России.

423

Таблица 7

Средний возраст выхода на трудовую пенсию по старости, лет

Все пенсионеры по старости В том числе вышедшие на трудовую пенсию по старости

2005 г. и позже 2000-2004 гг. 1995-1999 гг.

Мужчины Женщины 57.6 53.7 58.2 54.3 57,1 53,7 57,7 52,9

Источник: расчеты автора по данным РМЭЗ.

Разумеется, это огромная сумма, но все же она в несколько раз меньше, чем совокупные пенсионные выплаты или дефицит бюджета Пенсионного фонда, поэтому модификация или даже упразднение системы досрочных пенсий не сможет решить финансовые проблемы пенсионного обеспечения.

Последствия ужесточения требований к трудовому стажу. При обсуждении путей развития пенсионной системы России иногда высказывается мнение, что официальный возраст выхода на пенсию изменять не стоит (во многом из-за непопулярности такого решения), а вместо этого нужно «мягко» увеличивать фактический возраст выхода на пенсию. Для этого, к примеру, предлагается увеличить продолжительность стажа, необходимого для получения трудовой пенсии по старости. Подобной позиции, в частности, придерживается руководство Минздравсоцразвития и Пенсионного фонда75.

Международные сопоставления показывают, что невысокие требования к стажу не являются особенностью России. Например, в Германии, Италии, США для получения пенсии по старости совсем не обязательно иметь продолжительный стаж, а в Канаде требования к нему и вовсе отсутствуют (табл. 8).

В настоящее время мужчинам и женщинам, достигшим возраста 60/55 лет, чтобы получать пенсию по старости, необходимо иметь 5 лет официального стажа, и существует опасе-

13 Интервью Ю.Воронина, заместителя министра здравоохранения и социаль-

ного развития (http://www.1npf.com/media/reforms/736/) и интервью А.Дроздова,

председателя правления ПФ РФ (http://www.pfrf.ru/leadjnterview/19892.html).

424

ние, что такой порядок значительно увеличивает совокупные расходы на выплату пенсий.

Таблица 8

Стаж, необходимый для получения пенсии по старости, в России и других странах

Страна Лет Стрна Лет

Россия 5 Австрия 15

Италия 5 Великобритания 30

Латвия 10 Германия 5

Польша 25/20 Испания 15

Португалия 15 Канада Требований к стажу нет

Словакия 15 США 10

Украина 25/20 Швеция 30

Чехия 15 Япония 40

Примечание. Наличие одного значения означает, что требования к стажу одинаковы для обоих полов, при наличии двух значений первое относится к мужчинам

Источник: U.S. Social Security Administration

Чтобы оценить последствия ужесточения требований к стажу, важно понимать, как распределяется сейчас и как будет распределяться в будущем численность пенсионеров в зависимости от продолжительности стажа. Однако официальная статистика не разрабатывает такие данные. Видимо, как и в случае с досрочными пенсиями, единственный источник информации о распределении пенсионеров и других групп населения по продолжительности стажа - данные РМЭЗ.

Согласно выборке РМЭЗ, в 2010-2011 гг. 81% получателей трудовой пенсии по старости в момент ее назначения имел стаж 30 лет, более - 90% у мужчин и 77% - у женщин (рис. 4а). Стаж от 5 до 14 лет имел всего лишь 1% респондентов, следовательно, по имеющимся данным, требования к стажу не могут заметно влиять на величину суммарных пенсионных выплат.

У многих пенсионеров значительная часть стажа (или даже весь стаж) приходится на советский период, когда официальная занятость была практически полной. Поэтому для построения прогноза надо знать, как меняется распределение продолжительности стажа у различных половозрастных групп, которые в средне- и долгосрочном периоде будут выходить на пенсию.

425

На рис. 4б-в видно, что с возрастом и у мужчин, и у женщин форма распределения численности возрастных групп в зависимости от официального стажа практически не меняется, а только смещается на величину, равную разности возрастов рассматриваемых групп. Это дает основания предположить, что в ближайшие 20-30 лет к моменту выхода на пенсию доля лиц с невысокими значениями стажа будет примерно равна сегодняшней, так что ужесточение требований к стажу не будет иметь сколько-нибудь значимых последствий и, скорее всего, не сможет стать альтернативой повышению пенсионного возраста.

а) Получатели трудовой пенсии

(N1 (N1 т т ^т

Рис. 4. Распределение численности различных групп населения в зависимости от продолжительности официального трудового стажа (по данным 19 волны РМЭЗ - октябрь 2010 г. - март 2011 г.):

-мужчины;-----женщины;

-о- 30-39 лет стажа; -□- 40-49 лет; -а- 50-59 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. В долгосрочной перспективе величина страховых взносов и средств федерального бюджета, направляе-

426

мых на выплату пенсий по старости, существенно возрастет, достигнув значений, характерных сейчас для наиболее богатых европейских стран. Такие расходы в 2050 г. будут составлять 12-13% ВВП по сравнению с 7% ВВП в 2010 г. (с учетом выплат пенсионерам-досрочникам).

Одним из способов сокращения пенсионных расходов может стать изменение системы предоставления досрочных пенсий по старости. Полная отмена таких пенсий приведет к ежегодной экономии приблизительно 1% ВВП. Другой способ - повышение пенсионного возраста. При принятии такого решения прежде всего должна учитываться текущая и прогнозируемая демографическая ситуация. Для этого следует использовать два основных показателя - ОПЖ при достижении возраста выхода на пенсию и вероятность дожития до нее, причем эти показатели должны рассчитываться применительно к реальным поколениям.

С демографический точки зрения нынешний возраст выхода на пенсию у мужчин немного завышен, а у женщин, наоборот, -занижен. Однако в случае стабильного снижения смертности демографические показатели позволят к середине 2040-х годов увеличить пенсионный возраст как у мужчин, так и у женщин до 66 и 63 лет соответственно.

Повышение пенсионного возраста до 66/63 лет при условии поддержания приемлемого уровня жизни пенсионеров и изменения формулы, по которой начисляется пенсия, позволит снизить величину расходов на выплату пенсий по старости на

0.5. ВВП к 2030 г. и на 2% ВВП - к 2050 г. С другой стороны, повышение возраста выхода на пенсию и сохранение действующей пенсионной формулы практически не изменит суммарную величину средств, идущих на выплату пенсий, по сравнению с вариантом сохранения пенсионного возраста, но приведет к заметному увеличению уровня жизни пенсионеров.

Литература и информационные источники

1. Широв А.А., Потапенко В.В. Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г. // ЭКО, №3, 2011.

2. Широв А.А., Янтовский А.А. Об инструментарии долгосрочного макроэкономического прогнозирования // Экономист, №2, 2008.

427

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.