Научная статья на тему 'Новые подходы к обеспечению эффективности профессиональной подготовки педагогов в педагогическом университете'

Новые подходы к обеспечению эффективности профессиональной подготовки педагогов в педагогическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухов Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к обеспечению эффективности профессиональной подготовки педагогов в педагогическом университете»

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 12 (189)

УДК 378

00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-10-12

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Томский государственный педагогический университет осуществляет многоуровневую профессиональную подготовку по 14 укрупненным группам специальностей и направлений. Научно-образовательный процесс в университете обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом.

С каждым годом продолжает расти число студенческих академических обменов в рамках Болонского процесса с Вроцлавским университетом (Польша), Университетом имени Палацкого в г. Оломоуц (Чехия), Бристольским университетом (Великобритания), университетом Очаномидзу и Хиросимским университетом (Япония), Мудань-цзянским и Хубейским университетами (Китай).

ТГПУ в своей основной деятельности ориентирован на запросы системы образования и опирается на потенциал интеграции общего и педагогического образования Томской области. Сегодня, когда в мире произошла новая технологическая революция, многое изменилось. Во многом изменились современные дети. Общество ждет от системы педагогического образования нового учителя, готового адекватно реагировать на произошедшие перемены, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, формировать гражданскую позицию, патриотизм, способность к труду и жизни в условиях современного мира. Работать с детьми должны профессионально подготовленные люди, на это в ТГПУ направлен весь учебно-воспитательный процесс.

Во-первых, на протяжении многих лет к работе в качестве преподавателей практических занятий по методике обучения предметам и руководителей педагогических практик привлекаются лучшие школьные учителя.

Во-вторых, отдавая должное тому, что обучение происходит не только в аудитории, воспитывает будущего педагога прежде всего образовательная среда, сформировавшаяся в вузе. В ТГПУ созданы и успешно развиваются музейный комплекс (каждый факультет имеет в своем составе специализированный музей); Молодежный центр, в котором работают органы студенческого самоуправления; бизнес-инкубатор социальной направленности...

В-третьих, концепцией воспитательной работы ТГПУ предусматривается погружение первокурсника с первых дней его поступления в университет в особое педагогическое вузовское пространство: психологические тренинги, которые организуются старшекурсниками-психологами; кураторство;

вовлечение в реализуемые университетом социальные культурно-образовательные проекты, волонтерское движение и пр. Студенты ТГПУ постепенно из объектов воспитания превращаются в субъектов, т. е. из воспитуемых в воспитателей.

В-четвертых, вся концепция учебно-воспитательной работы нацелена на использование в процессе подготовки будущих учителей, воспитателей, психологов «полигонного принципа», т. е. максимально возможное погружение студента на протяжении всего периода обучения в профессиональную среду деятельности педагога. На это работают не только предусмотренные учебным планом педагогические практики в школах и детских загородных лагерях. Своеобразной школой профессиональных проб является участие в проекте «Городское лето» вожатыми летних городских площадок, шефство над детскими домами, работа кураторами проектов «Педагогические классы» для будущих абитуриентов, организация школьных педагогических олимпиад и фестиваля педагогических инициатив.

Современными стандартами школьного образования предусмотрена организация как внеурочной (продолжение обучения за пределами урока посредством экскурсий, музейной педагогики и др.), так и внеучебной (воспитательной в широком смысле слова) деятельности. В ТГПУ разработана программа массовых мероприятий, которые проводятся главным образом органами студенческого самоуправления. Организаторские навыки можно приобрести лишь через непосредственное практическое участие в организации мероприятий, а условия для этого созданы: в университете оснащены современным оборудованием студенческое телевидение, большой и малый актовые залы, помещения спортивных клубов и т. д.

Томский государственный педагогический университет, осознавая свое место в обществе и социальную ответственность за состояние общего образования, на протяжении многих лет проводит, в основном за счет средств, полученных от внебюджетной образовательной деятельности, ряд социально значимых культурно-образовательных проектов для населения Томской области.

Один из самых ярких примеров - совместный проект администрации города Томска и ТГПУ «Го -родское лето», ориентированный на детей и подростков, которые в период летних каникул по различным причинам находятся на территории города. Достижением лета 2016 г. стало официальное

Новые подходы к обеспечению эффективности профессиональной подготовки педагогов.

создание студенческого педагогического отряда с одноименным названием «Городское лето» и вступление его в Томское региональное отделение молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды».

В 2010 г. стартовала областная олимпиада школьников по педагогике с участием команд из организаций общего и дополнительного образования детей всех городов и районов Томской области. Конкурсные испытания сопровождаются игровыми и рефлексивными программами, организуемыми студентами-кураторами. С 2014 г. проходит конкурс образовательных событий «Студенты - детям», связанный с разработкой и реализацией проектов мероприятий, занятий, событий, конкурсов для детей дошкольного и школьного возраста в различных образовательных и социальных организациях. С 2015 г. проводится областной фестиваль вожатских идей.

С 2014 г. работает бизнес-инкубатор социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ На протяжении семи лет реализуется комплексная Программа непрерывного экономического образования, направленная на формирование навыков предприимчивости как ключевой компетенции у различных социальных групп населения, воспитания нового поколения граждан, способного думать и действовать по-предпринимательски и воплощать идеи в жизнь. В рамках программы реализуются проект T&Pro, целью которого является формирование предпринимательских навыков и предпрофессиональных знаний у школьников старших классов; проект «Бизнес-Land», направленный на формирование инновационной проектной культуры у школьников старших классов во время проведения профильных смен в детских оздоровительных лагерях; проект Blackvist, направленный на формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также способности лиц с ограниченными возможностями здоровья влиять на экономические ресурсы и управлять ими, справляться с рисками и неопределенностью.

Проект бизнес-инкубатора «Школа выходного дня» направлен на предотвращение социальной и информационной изоляции лиц третьего возраста, улучшение качества их жизни, возвращение к активной жизни в социуме. Проект Student city направлен на решение проблем, связанных с социальной адаптацией иностранных студентов. «Студенческий город» - это информационный интерактивный интернет-проект, представляющий собой единую централизованную базу данных, содержащую всю основную информацию о каждом томском вузе в отдельности, Томске, а также мнение студентов для привлечения молодежи из-за рубежа на обучение в Томске, и интерактивное сообщество для иностранных студентов. Для обеспечения

процесса адаптации сайт переводится на иностранные языки.

В 2016 г. проект Blackvist вошел в число лучших пяти проектов на Втором Международном фестивале социального предпринимательства в г. Санкт-Петербурге (организаторы форума - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО) и Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA)). Организаторы проекта получили право на прохождение стажировки в Академии социального предпринимательства в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. По итогам интернет-голосования, организованного на Втором Международном фестивале социального предпринимательства в г. Санкт-Петербурге, проект Student city занял первое место.

Томский государственный педагогический университет реализует программы поддержки талантливых детей. В Центре эстетического развития ТГПУ проходят совместные выставки художественных работ студентов и одаренных детей на базе творческой лаборатории «Ступени», региональные конкурсы рисунков и эссе, выставки работ студентов ТГПУ и молодых художников «Зеленая площадь». В 2016 г. совместно с Сибирским филиалом Государственного центра современного искусства организована серия выставок художественных работ молодых томских художников в рамках проекта «Молодость Сибири (Родом из Сибири)».

В 2011 г. на базе ТГПУ был создан Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования. Одна из главных задач центра - повышение интереса у молодого поколения к физике и математике. Являясь структурным подразделением университета, центр выполняет функции учреждения дополнительного образования детей, создает условия развития творческой среды для выявления одаренных ребят в общеобразовательных учреждениях. Второй не менее важной задачей центра является обеспечение томского научно-образовательного комплекса хорошо подготовленными педагогическими кадрами и создание корпуса тренеров по подготовке школьников к олимпиадам разного уровня, вплоть до высшего -международного, по физике и математике. Подготовка к олимпиадам включает в себя тренинги по решению сложных и нестандартных задач, в том числе экспериментальных и исследовательских.

Еще одно направление деятельности центра -это проведение конкурсов, соревнований, конференций, научно-популярных лекций, экскурсий и т. п. Ежегодно на его базе проводятся такие масштабные мероприятия, как конкурс педагогического мастерства учителей физики и математики «Лучший

Вестник ТГПУ (ШиБulletin). 2017. 12 (189)

по профессии», региональный командный турнир школьников «ФИЗИК на все руки», региональная олимпиада по физике для учащихся 7-8-х классов «Сила Архимеда», Всероссийская научно-методическая конференция «Преподавание естественных наук (биологии, физики, химии), математики и информатики в вузе и школе», областная научно-практическая конференция школьников «Я изучаю природу», конкурс по решению компетентностных задач «Актуальная математика».

На базе центра читают научно-популярные лекции известные ученые С. Д. Одинцов, А. М. Райго-родский (г. Москва), М. В. Волков (г. Екатеринбург), С. М. Пергаменщиков (г. Томск), А. В. Сава-теев (г. Москва) и др. Регулярно проводятся каникулярные школы по физике и математике, в работе которых принимают участие приглашенные тренеры высокого уровня (А. Н. Аполонский, Н. Х. Ага-ханов). Также в рамках каникулярных школ проходят экспресс-курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, занимательные занятия по физике и математике.

Эффективность деятельности центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования признана на федеральном уровне. Приказом Минобрнауки № 1563 от 30.12.2015 он включен в Перечень федеральных инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере дополнительного образования детей на 2016-2020 гг.

Наряду с образовательной, воспитательной и социальной работой в Томском государственном педагогическом университете активно развивается научная деятельность. В штате университета подавляющее большинство сотрудников имеют ученые степени и звания. Исследования ведутся по 25 основным научным направлениям. Причем несколько научных школ получили международное признание.

Так, научная школа теоретической физики «Квантовая теория поля. Гравитация» неоднократно отмечалась грантами Президента России как ведущая научная школа РФ. В настоящее время под руководством директора Центра теоретической физики и заведующего кафедрой теоретической физики ТГПУ доктора физико-математических наук, профессора, заслуженного деятеля науки России, члена экспертного совета Высшей аттестационной комиссии по физике при Министерстве образования и науки РФ И. Л. Бухбиндера ведутся исследования по крупным разделам теоретической и математической физики: суперсимметричной квантовой теории поля, полям высших спинов, теории гравитации, электродинамике релятивистских частиц, космологии, теории процессов в полупроводниковых наноструктурах.

Научная школа «Болота и биосфера» под руководством доктора сельскохозяйственных наук, профессора, члена-корреспондента РАСХН Л. И. Ини-

шевой осуществляет агроэкологический мониторинг болотных экосистем и торфяных месторождений. На базе научной лаборатории работает научный музей торфа, являющийся уникальным объектом высшей школы.

Научная лингвистическая школа А. П. Дульзо-на, работающая в настоящее время на базе кафедры языков народов Сибири под руководством доцента, кандидата филологических наук Е. А. Крюковой и доцента, кандидата филологических наук А. Ю. Фильченко, проводит документирование и анализ взаимодействия автохтонных языков и культур Западной Сибири, ведет работы по переводу накопленных материалов экспедиций в цифровой формат и формированию электронной базы данных по языкам и культурам народов Сибири.

Научная школа методики обучения математике «Математика. Психология. Интеллект» развивает новое направление в методике обучения, основанное на учете психологических возрастных особенностей учащихся. На основе фундаментальных исследований, поддержанных многочисленными грантами, разработаны школьные учебники и инновационные учебно-методические комплексы по математике, пять из которых включены в федеральный список учебников для общеобразовательных школ России. Руководитель школы - доктор педагогических наук, профессор Э. Г. Гельфман. Учебники всей школьной линейки по математике, разработанные группой профессора Э. Г. Гельф-ман, с 2011 г. входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе.

Томская философско-антропологическая школа во главе с директором Института теории образования доктором философских наук, профессором И. В. Мелик-Гайказян и заведующим кафедрой философской и педагогической антропологии доктором философских наук, профессором С. С. Аване-совым основной акцент в работе ставит на фундаментальные исследования, связанные с решением актуальных проблем в области семиотической диагностики социокультурной динамики, вызванных отсутствием в практике гуманитарных наук полноценной реализации собственных точных методов: измерение, наблюдение, эксперимент; методологии диагностики технологий информационного общества, биоэтики как формы самосознания современной культуры; осуществляется проект в рамках государственного задания по теме «Методология моделирования динамики образовательных систем».

В. В. Обухов,

доктор физико-математических наук,

профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.