Научная статья на тему 'Новые подходы к классификации институтов развития'

Новые подходы к классификации институтов развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1036
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / РАЗВИТИЕ / ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чашкин В. В.

В настоящее время в нашей стране созданы и функционируют разнообразные институты развития, однако их различия в особенностях организации и используемых инструментах приводят к частой подмене, что вызвано пробелами в научных исследованиях по данным вопросам. В статье представлен расширенный перечень признаков классификации институтов развития в России и осуществлена их группировка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к классификации институтов развития»

33 (123) - 2012

Бизнес-инжиниринг

УДК 336.717

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ

В. В. ЧАШКИН,

кандидат экономических наук, заместитель министра финансов Карачаево-Черкесской Республики E-mail: chashkin@mail. ru

В настоящее время в нашей стране созданы и функционируют разнообразные институты развития, однако их различия в особенностях организации и используемых инструментах приводят к частой подмене, что вызвано пробелами в научных исследованиях по данным вопросам. В статье представлен расширенный перечень признаков классификации институтов развития в России и осуществлена их группировка.

Ключевые слова: стимулирование, экономический, развитие, институт развития, государственно-частное партнерство, особая экономическая зона.

С недавнего времени острой проблемой в России стала необходимость стимулирования развития национальной экономики. Снижение темпов ее прироста, особенно в посткризисный период, объясняется в первую очередь неспособностью предприятий создать условия для эффективной деятельности, что проявляется как в недостаточности кадрового обеспечения и изношенности основных средств, так и в невозможности финансировать свою деятельность.

Для обеспечения нормального функционирования экономики она должна быть обеспечена инфраструктурой, которая в соответствии с общими положениями экономической теории представляет собой совокупность институтов, обеспечивающих участникам производственной деятельности доступ к различным ресурсам, создающих благоприятные условия и оказывающих разнообразные услуги,

позволяющих снизить совокупные затраты на получение результата и его коммерциализацию [3].

Если под институтом понимается определенная форма деятельности, основанная на четко разработанной системе правил и норм, а также на развитом контроле, то производственная инфраструктура может быть представлена следующими группами институтов.

1. Правовой институт призван создавать законодательство, адекватное потребностям экономики и рынка. Сюда относится не только собственно законодательство, регулирующее инновационную деятельность, но и соответствующие разделы в Гражданском и Налоговом кодексах РФ, ряде федеральных законов, а также нормативное регулирование бухгалтерского учета.

2. Производственно-технологические институты призваны создавать условия для доступа предприятий к производственным и интеллектуальным ресурсам. К этой группе относятся технопарки и бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, инновационно-производственные комплексы, технико-внедренческие зоны, наукограды (ноополисы).

3. Кадровые институты обеспечивают производственную деятельность квалифицированной рабочей силой, осуществляют подготовку и переподготовку кадров в соответствии с изменяющимися потребностями в инновационной сфере.

4. Сбытовые институты - это совокупность организационных структур, способствующих про-

движению разработок и наукоемкой продукции разработчиков и предприятий на внутренний и мировой рынки. Сюда можно отнести центры трансфера технологий, сети интернет-коммерции, электронные биржи и биржи высоких технологий, выставочно-ярмарочные организации.

5. Информационно-консалтинговые институты представляют собой сеть организаций, обслуживающих трансфер инноваций. Это статистические, аналитические, учебно-консалтинговые, консультационно-правовые центры, экспертные и патентные бюро на коммерческой и некоммерческой основах.

6. Финансовые институты, являющиеся источниками денежных потоков деятельности предприятий. К этой группе относят бюджетные и венчурные фонды, банки, фондовый рынок. Каждый из этих институтов обладает собственным потенциалом содействия и ускорения производственного развития.

Анализируя производственную инфраструктуру экономики, можно выделить такие ее составляющие, как фонды, банки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, которые объединены тем, что являются организациями или средой, имеющими государственную инициативу создания для увеличения экономического эффекта деятельности отдельных групп хозяйствующих субъектов. Иными словами, это институты развития, целью которых является стимулирование экономического роста путем:

• финансирования инвестиционных проектов модернизации приоритетных отраслей экономики и инфраструктуры;

• использования в качестве источника кредитных ресурсов, привлекаемых в качестве уставного капитала или на договорной основе и предоставляемых на специальных условиях;

• предоставления фондами финансовых ресурсов на безвозмездной основе;

• создания благоприятных налоговых режимов;

• предоставления в пользование соответствующей инфраструктуры (имущественной базы, офисов, прочих услуг).

Какого-либо законодательного определения института развития в настоящее время в российской практике нет, поэтому особый интерес представляет проблема определения термина «институт развития» экономики.

Как указывает К. С. Саблин [9], основываясь на материалах доклада «Инновационное развитие -

основа модернизации экономики России», институтом развития может быть любая социально обусловленная структура (инструмент, механизм), снижающая неопределенность в системе и стимулирующая более эффективную экономическую деятельность.

Следует отметить, что в представленном определении автор не отражает характерных особенностей института развития. Это не позволяет отличить, например, банк от бизнес-инкубатора. Хотя исследователь представляет институт и как механизм, и как инструмент, но не указывает на организацию или среду, в условиях которой снижается неопределенность деятельности хозяйствующего субъекта, порождаемая риском.

Авторы Ю. Г. Симачев и М. Г. Кузык [10] подходят к определению институтов развития с двух сторон: узкого и широкого, но лишь в рамках финансовой поддержки малого бизнеса. В узком смысле институты развития они определяют как организационно-экономические структуры (региональные венчурные фонды, фонды развития регионов, технопарки, промышленные парки, гарантийно-залоговые фонды) с жесткой внутренней структурой, являющиеся ключевым элементом создаваемой инновационной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В широком смысле авторы определяют институты развития как некие новые «правила игры», по которым взаимодействуют представители государственного аппарата и частнопредпринимательского сектора (при этом данные правила могут быть как формальными, так и неформальными). Таким образом, ученые указывают на характерную черту институтов развития - наличие партнерства между государством и бизнесом.

В литературе можно также найти определение, данное Э. Набиуллиной [7], которая указывает, что институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Основная цель институтов развития заключается в решении задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. Институты развития, указывает автор, выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечива-

ющей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.

В данном определении также представлена черта института развития, связанная с наличием государства, стимулирующего развитие субъекта.

Можно найти еще такое определение [12]: «Институты развития - специализированные государственные (квазигосударственные) корпорации (компании), деятельность которых направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны». Анализируя данную дефиницию, можно указать, что автор рассматривает институт развития исключительно как организацию, относя, вероятно, к данному типу институтов банки развития и фонды. Однако остается невыясненным, являются ли в понимании автора особые экономические зоны или бизнес-инкубаторы такими институтами. Хотя следует отметить, что автор опять же дает характерную особенность института развития - наличие государства.

Е. Р. Богатова в своей работе указывает, что «институты развития - это организационные структуры, специально создаваемые государством с целью реализации и софинансирования важных для экономики и общества проектов, развития приоритетных отраслей и инфраструктуры, перераспределения в их пользу ресурсов» [2]. Данное определение содержит определение института развития как организационной структуры, т. е. совокупности каких-то элементов, позволяющих достичь поставленных целей, но не дает отличительных особенностей.

Институт развития П. А. Полтавский [8, с. 13-17] представляет как формально определенные и неформальные рамки политического, экономического и социального взаимодействия.

Не дает определения институтам развития и О. Солнцев [ 12], но отражает целевые установки их создания и функционирования:

преодоление провалов рынка в сфере инноваций (квазиинноваций1);

устранение институциональных провалов в формировании отсутствующих, но необходимых сегментов рынка;

1 Под квазиинновацией понимается использование национальными производителями известных за рубежом технологий и их адаптация к условиям местных рынков. Термин введен известными американскими исследователями проблем отраслевой политики и институтов развития Д. Родриком и Р. Хаусманном.

формирование экономической (энергетика, транспорт, другие коммуникации) и социальной инфраструктур;

элиминирование существенных региональных дисбалансов развития.

Как видно, О. Солнцев прямо не указывает на наличие государства в структуре таких организаций, но содержательно поясняет значимость этих институтов для экономики.

Таким образом, анализ представленных дефиниций термина «институт развития» показал, что это специализированная организация, созданная государством, целью которой являются активизация и стимулирование развития определенных хозяйствующих субъектов различных сфер экономики.

Если исходить из того, что институт развития это некая организация, формально/неформально ограниченная рамками политического и экономического взаимодействия в части капитала, законодательно разрешенных льгот, то к такому виду партнерства можно отнести банки развития, особые экономические зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы, биржи, фонды и др. В представленном перечислении присутствуют как конкретные формальные организации, например банки, так и определенная неформальная среда функционирования, снабженная специальными механизмами, упрощающими ту или иную деятельность хозяйствующих субъектов. Однако остаются непонятными признаки классификации столь разных по содержательной части институтов, например банки развития и особые экономические зоны, или государственные (венчурные) фонды поддержки и технополисы.

Таким образом, актуализируется вопрос классификации институтов развития, что является важной методологической основой их исследования.

Анализируя существующие в литературе классификации институтов развития, можно встретить такое их представление.

В работе [15] основные различия между типами институтов развития определяются сферами их деятельности и набором используемых инструментов. Так, стимулирование предприятий всех отраслей экономики может осуществляться универсальными банками развития, в то время как отдельные сферы экономики финансируются из государственных или частно-государственных фондов или специализированных фондов и агентств.

Используя данный признак, М. Захарова выделяет такие институты развития:

• банки развития (Инвестиционный фонд РФ, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

• экспортно-импортные банки;

• институты социального и отраслевого развития (ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК), Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»);

• институты поддержки прикладных инноваций (бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, технопарки, особые экономические зоны, ОАО «Российская венчурная компания»);

• институты развития стратегических технологий (ОАО «РОСНАНО», Государственная корпорация «Ростехнологии»);

• институты развития вторичной инфраструктуры. Рассматривая деятельность организаций,

представленных выше, можно указать используемые ими инструменты поддержки (табл. 1) [5, с. 242-248].

Исследуя институты развития, С. С. Сулакшин [13] определяет две основные группы:

финансовые институты (банки развития, фонды, корпорации развития и т. п.);

координационно-консультационные центры (агентства развития, ассоциации предпринимателей, бизнес-инкубаторы и т. п.).

Автор выделяет следующие составляющие в инфраструктуре институтов развития.

1. Финансовый блок: фонд/корпорация регионального развития; инвестиционные банки, венчурные фонды и т. п.

2. Инновационный блок: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т. п.

3. Консультационный блок: агентства по развитию сфер/кластеров/районов; консалтинговые агентства и т. п.

4. Блок союзов и ассоциаций: ассоциации/союзы/партнерства/палаты предпринимателей, общественных организаций и т. п.

5. Особые зоны экономического развития: технико-внедренческие, туристско-рекреационные и др.

6. Образовательный блок: бизнес-школы, школы инновационных менеджеров и т. п.

В собственных исследованиях Внешэкономбанк [1] проводит классификацию институтов развития по финансовому признаку и выделяет: - финансовые институты развития (Государственная корпорация «Внешэкономбанк», Государственная корпорация «Агентство по страхова-

Таблица 1

Инструменты поддержки институтов развития в России

Институт развития Финансовая поддержка Нефинансовая поддержка

Финансирование на возвратной основе Выдача гарантий и поручительств Участие в уставном капитале Страхование экспортных кредитов Гарантийная поддержка экспорта Предоставление грантов Гранты на подготовку документации

ГК «Внешэкономбанк» + + + + + - - Консультационные услуги

ГК «Ростехнологии» + + + - - - + Рекламно-выставочная и маркетинговая деятельность

ОАО «РОСНАНО» + - + - - + - Организационно-информационная поддержка

ОАО «Российская венчурная компания» + Консультации

ОАО «Росинфокоминвест» + Поддержка компаний: - в разработке стратегии; - в маркетинговой политике; - в первичном публичном размещении

Агентства развития ЖКХ, ипотеки + + - - - - - Консультации

нию вкладов», Инвестиционный фонд РФ, ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Росагролизинг», Фонд содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный фонд);

- нефинансовые институты развития (ОАО «РОСНАНО», Государственная корпорация «Ростехнологии», Государственная корпорация «Олимпстрой», Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Государственная корпорация «Росатом», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», особые экономические зоны (ОЭЗ), технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы).

В своих работах К. Фрумкин [14] и Д. В. Емельянов [4] лишь перечисляют функционирующие в России институты развития, не определяя признака их классификации.

Интересной представляется классификация Ю. А. Сафоновой [13], где автор проводит группировку институтов развития по инструментам влияния на производственный процесс. Среди таких инструментов в работе выделены гранты, условно возвращаемые займы, гарантии и страхование, долевое участие.

Следует отметить, что ряд авторов в своих работах не рассматривают институты развития как организации или территории, а ограничиваются только банками. Например, А. А. Ильин [6] в своей работе классифицирует банки развития и указывает следующие их виды:

- общенациональный государственный банк развития, предназначенный для использования внутренних сбережений для производственных инвестиций;

- экспортно-импортный банк, осуществляющий кредитование экспорта; государственные финансовые институты, поддерживающие инвестиции населения в жилищное строительство;

- разнообразные инвестиционные корпорации по сферам деятельности.

Глубокий анализ особенностей банков развития как института провели А. Л. Смирнов и В. И. Путилин [11, с. 29-32] и отразили его в работе «Особенности деятельности банков развития на кредитном и финансовом рынках». Примечательно, что в этом труде авторы выделяют отличительную черту банка развития от универсальных коммерческих учреждений: банки развития на рынке находятся вне конкуренции, поскольку сфера их деятельности ограничивается производственной инфраструктурой и низкорентабельными, хотя и социально значимыми, сегментами рынка.

Однако далее в работе можно заметить некоторую подмену понятий, когда ученые, ограничиваясь только исследованием банков развития, используют термин «институт развития». Например, выделяя характеристики банка развития, указывают: «Кроме названной особенности, можно выделить еще... важные характеристики институтов развития, имеющих принципиальное значение для решения возложенных на них задач и определяющих их важность для целей модернизации и структурной перестройки национальной экономики». На взгляд автора, такая подмена понятий не совсем корректна, поскольку, как было указано, к институтам развития относят множество формальных и неформальных организационных структур.

Несмотря на это, укажем характерные особенности банка развития, представленные в работе А. Л. Смирнова и В. И. Путилина:

- ориентация на средне- и долгосрочные кредиты приоритетным отраслям экономики;

- использование льготного режима кредитования, который означает применение механизмов, не имеющих традиционного употребления при обычном банковском кредитовании. Речь идет об использовании субординированного кредитования, отсутствии залогового обеспечения, наличии отсрочек по процентным платежам, применении льготных ставок кредитования, возможности погашения кредита продукцией, полученной в результате реализации проекта;

- использование особых источников финансирования. Среди таковых преобладают бюджетные средства и займы, привлеченные на рынке ценных бумаг. Кроме того, для мобилизации долгосрочных капиталов используются часть резервов коммерческих банков, сбережения населения, средства пенсионных фондов. Помимо банков развития в классификации

институтов развития можно встретить такую ор-

ганизационную структуру, как агентство (агенты или операторы правительства). Пример - АИЖК, сформированное государством как акционерное общество открытого типа.

Граница между институтами развития и агентами правительства (операторами) довольно условна: в качестве основных отличий институтов развития выделяется поручение им комплекса задач государственной политики (а не функций) при разнообразии форм, инструментов их решения, существенный уровень автономности в принятии управленческих решений.

В этой связи к группе операторов, по мнению автора, можно отнести ГК «Олимпстрой», а также в определенной мере Фонд содействия реформированию ЖКХ. Обе корпорации фактически выполняют отдельные функции (операции) государственного управления, для них характерен узкий набор используемых инструментов, определенный временной интервал, в течение которого поставленные задачи должны быть решены.

Также в виде организаций (акционерных обществ и некоммерческих организаций) сформированы такие институты развития, как фонды поддержки, бизнес-инкубаторы.

Бизнес-инкубатор - это организация, занимающаяся поддержкой субъектов малого предпринимательства путем создания благоприятных условий и предоставления производственных, информационных, финансовых и других ресурсов на этапах становления и развития бизнеса.

Правовой основой функционирования бизнес-инкубатора в России можно назвать приказ Министерства экономического развития РФ от 16.02.2010 № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». Бизнес-инкубатор оказывает поддержку начинающим предприятиям, представляя на выгодных условиях следующие услуги:

- аренда (субаренда) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора;

- техническая эксплуатация здания (части здания) бизнес-инкубатора;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- почтово-секретарские услуги;

- консультации по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

- доступ к информационным базам данных. Наиболее необычным институтом развития из

всех указанных, на взгляд автора, является особая экономическая зона, не являющаяся формально сформированной организацией. Под ОЭЗ понимается ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

В России системное развитие особых экономических зон началось с момента принятия 22 июля 2005 г. Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В соответствии с ним ОЭЗ - это зона, определяемая Правительством Российской Федерации как часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности:

- инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;

- благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;

- предоставляется ряд налоговых преференций;

- система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами. Аналогичной территорией с развернутой инфраструктурой, нацеленной на поддержку деятельности хозяйствующих субъектов, являются технопарки. Это имущественные комплексы, в которых объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Следует отметить, что бизнес-инкубатор может являться составляющим элементом технопарка.

Наиболее развитые формы технопарков могут формировать:

индустриальный парк. Это более крупная площадка, в которой уже имеются все необходимые инженерные коммуникации, что позволяет наладить производство;

технополис. Он включает в себя все названные структуры: бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные парки, а также всю необходимую социальную инфраструктуру.

Таблица 2

Классификация институтов развития в России

Критерий Группировка Вид института развития

Тип института развития Организация Фонд, корпорация, банк, бизнес-инкубатор

Территория Особая экономическая зона, технопарк, индустриальный парк, технополис

Юридическая самостоятельность и автономность Формальные Организация (акционерное общество, некоммерческая организация)

Не формальные Ограниченная часть территории (в одном или нескольким муниципальных образованиях)

Сфера поддержки Производственная Фонды, банки, агентства для поддержки сельского хозяйства, производства малого и среднего бизнеса, нанотехнологий и др.

Социальная Фонды, банки, агентства для поддержки жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, подготовки кадров и др.

Инструменты поддержки Финансовые Гранты, займы, безвозвратные субсидии

Нефинансовые Гарантии, консультации, информационные базы данных, исследования рынка, выставки/ярмарки, экспертиза, трудоустройство и др.

Роль государства Полная поддержка государством Государственные фонды, государственные банки, бизнес-инкубаторы

Государственно-частное партнерство Технопарки, индустриальные парки

Среда распространения Национальные Институты развития, осуществляющие поддержку хозяйствующим субъектам вне зависимости от места их деятельности и регистрации

Региональные Институты развития, осуществляющие поддержку только субъектам региональной экономики

Таким образом, анализ исследований, посвященных существующим институтам развития в России, показал отсутствие четко сформулированных признаков их классификации, что является пробелом в методологии исследований изучаемых организаций. В этой связи предпримем попытку выделения формализованных критериев для классификации институтов развития.

По мнению автора, такими критериями могут служить:

- тип института развития;

- юридическая самостоятельность и автономность;

- сфера поддержки;

- инструменты поддержки;

- роль государства;

- среда распространения.

Используя данные критерии, проведем классификацию институтов развития (табл. 2).

Представленная в таблице классификация, на взгляд автора, является наиболее общей и в то же время развернутой, позволяя группировать институты развития таким образом, что подмена их в теории и практике исследований практически исключена.

Список литературы

1. Адрианов В. Д. Институты развития и их роль в реализации проектов государственно-час-

тного партнерства. URL: http://www. pppinrussia. ru/userfiles/upload/files/events/kafedra_2011/12.pdf.

2. Богатова Е. Р. Институты развития - что это такое? / URL: http: www. vkursedela. ru/article5129.

3. Верхотурова Т. А. Развитие финансовых институтов инновационной инфраструктуры России. URL: URL: http://www. lawmix. ru.

4. Емельянов Д. В. Эволюция институтов развития в фармпромышленности России. URL: http:// elibrary. ru/item. asp?id=17099985.

5. Захарова М. А. О роли институтов развития в диверсификации экономики России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 5.

6. Ильин А. А. Банки развития в России и зарубежный опыт // Финансы и кредит. 2010. № 9 (393).

7. Набиуллина Э. С. О задачах институтов развития по диверсификации экономики Российской Федерации: доклад на заседании Правительства РФ от 11.10.2007. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/instdev/institute.

8. Полтавский П. А. Институциональный подход к государственному регулированию деятельности в инновационной сфере // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 5 (186). Экономика. Вып. 25.

9. Саблин К. С. Формирование региональных институтов развития в экономике России: постанов-

ка исследовательской проблемы // Вестник КемГУ. 2010. № 2 (42).

10. СимачевЮ. В., КузыкМ. Г. Государственные корпорации. URL: http://www. asv. org. ru/agency/ methodological/007.doc.

11. Смирнов А. Л., Путилин В. И. Особенности деятельности банков развития на кредитном и финансовом рынках // Банковское дело. 2011. № 4.

12. Солнцев О. Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта / О. Г. Солнцев, М. Ю. Хромов, Р. Г. Волков. URL: http://institutiones. com/

general/1386-instituty-razvitiya. html.

13. Сулакшин С. С., СафоноваЮ. А. Об институтах развития в России // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Вып. № 15. М.: Научный эксперт, 2010. 32 с.

14. Фрумкин К. Институты развития берут количеством. URL: http://finansmag. ru/96108.

15. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2008. URL: http://www. oecd. org/sti/ outlook.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.