Научная статья на тему 'Новые подходы к информационному обеспечению качества работы бюро технического контроля'

Новые подходы к информационному обеспечению качества работы бюро технического контроля Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
408
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / КАЧЕСТВО ПРОЕКТА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Иванов В. С.

В статье описывается среднесрочный инновационный проект поддерживающего типа по реорганизации и повышению качества работы бюро технического контроля (сокращенно БТК) на ЗАО «Колнаг», расположенного по адресу Московская область, город Коломна, Щуровское военное лесничество, строение 1. Проект по повышению качества работы бюро технического контроля проводится на уровне предприятия, но затрагивает отношения предприятия и с клиентами, и с поставщиками комплектующих материалов, которые находятся как на территории России, так и за рубежом. В данном проекте представлен новый для данного предприятия метод управления работой отдела и его взаимоотношений с другими структурными подразделениями. На данном этапе проект находится в инвестиционной стадии, хотя для качественного выполнения его не требуется значительных инвестиций. Основные затраты по проекту будут приходиться на заработную плату сотрудникам, вовлеченным в проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к информационному обеспечению качества работы бюро технического контроля»

УДК 330.31

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА РАБОТЫ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

© 2011 В. С. Иванов

аспирант каф. программного обеспечения и администрирования информационных систем e-mail: ivaviser@mail.ru

Курский государственный университет

В статье описывается среднесрочный инновационный проект поддерживающего типа по реорганизации и повышению качества работы бюро технического контроля (сокращенно БТК) на ЗАО «Колнаг», расположенного по адресу Московская область, город Коломна, Щуровское военное лесничество, строение 1. Проект по повышению качества работы бюро технического контроля проводится на уровне предприятия, но затрагивает отношения предприятия и с клиентами, и с поставщиками комплектующих материалов, которые находятся как на территории России, так и за рубежом. В данном проекте представлен новый для данного предприятия метод управления работой отдела и его взаимоотношений с другими структурными подразделениями. На данном этапе проект находится в инвестиционной стадии, хотя для качественного выполнения его не требуется значительных инвестиций. Основные затраты по проекту будут приходиться на заработную плату сотрудникам, вовлеченным в проект.

Ключевые слова: инновационный проект, качество проекта, информационное обеспечение, бережливое производство.

Постоянное развитие общества и его потребностей, а также действие объективных законов конкуренции во всех отраслях народного хозяйства ведет к созданию современных систем управления, одной из которых является методология управления проектом. Повышение эффективности проектного управления на российских предприятиях объективно выявило острую потребность в разработке системы управления качеством проекта. В настоящее время деятельность промышленных предприятий организуется в рамках конкретных инновационных проектов, что обусловливает необходимость в применении новых подходов в области управления и, соответственно, в совершенствовании информационного обеспечения качества управления проектами.

Основным продуктом исследуемого инновационного проекта является новая система работы бюро технического контроля (БТК) ЗАО «Колнаг» г. Коломна. В работе отдела планируется использовать как главный статистический метод сбора данных и информации для создания твердой и непредвзятой базы данных и выделения наиболее важных для организации проблем с качеством самого проекта и продукции компании для последующего их решения. Данный принцип используется в работе различных подразделений на производственных предприятиях по всему миру и зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный метод работы на настоящий момент. Качественным отличием от существующей системы работы является тот момент, что на основе статистики и методов бережливого производства, будут приниматься меры по превентивному устранению проблем. Планируется минимизировать фактор человеческого восприятия, что поможет выявлять и устранять корни проблем. Прозрачность и простота в оценке проделанной отделом работы, взаимосвязь с другими подразделениями и стремление к упрощению и наглядности работы сотрудников повлияет на дополнительные позитивные изменения в

деятельности сотрудников отдела. Контроль за выполнением основных поставленных задач планируется проводить в ходе всего процесса внедрения проекта, а также по его завершении. Для этого весь процесс необходимо разбить на легко измеримые и понятные шаги.

Дадим краткое описание ЗАО «Колнаг» и состояние бюро технического контроля до начала работы над проектом. Предприятие является одним из российских производителей оборудования для сельского хозяйства (молочное и мясное животноводство, картофелеводство). В производственную линейку компании входят комбайны, культиваторы, плуги, картофелесажалки, сеялки и кормораздатчики. Основная часть комплектующих (около 65%) производится на предприятии или закупается у фирм-поставщиков, расположенных в Московской области и других регионах России. Остальные комплектующие закупаются преимущественно в Нидерландах и Г ермании.

Компания появилась в 1995 г. на основе производственной базы одного из отечественных оборонных предприятий, которым было конструкторское бюро машиностроения (КБМ), расположенное в городе Коломна. За 15 лет своего существования ЗАО «Колнаг» осуществил планомерный переход от этапа «отверточной сборки» трех видов лицензионной сельхозтехники к собственному производству 14 видов машин и модификаций, не уступающих по качеству западным аналогам. Успешное развитие предприятия стало возможным благодаря последовательной реализации технологической и маркетинговой политики, направленной на поддержание и расширение производства, внедрение западных ноу-хау и собственных разработок, дальнейшее укрепление кооперации с зарубежными и российскими партнерами. На предприятии внедрен полный цикл производства, начиная от поступления металла и комплектующих до выпуска готовой техники. Для достижения соответствия европейским стандартам используется современное технологическое оборудование. Разработка конструкторско-технологической документации осуществляется с использованием системы автоматизированного проектирования ProENGINEER, обеспечивающей параметрическую связь исходных моделей с технологическим процессом. Начиная с 2009 года ЗАО «Колнаг» внедряет принципы бережливого производства и добилcя повышения эффективности производства и увеличения производительности труда на отдельных производственных участках на 50 и более процентов. Продукция его неоднократно удостаивалась высших наград престижных международных и российских выставок за внедрение новых технологий в сельское хозяйство. За достижения в развитии сельского хозяйства получил заслуженное звание лауреата конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России ХХ! века».

Бюро технического контроля предприятия, согласно нормативной документации, состоит из пяти человек. Но фактически, в нем имеются три сотрудника. Каждый из них ответственен за свой круг задач. Неукомплектованность отдела сотрудниками связана со снизившимися объемами производства. Данный фактор не повлияет на качество и результаты внедряемого проекта при имеющихся на предприятии объемах производства на настоящий момент. Каждый конкретный сотрудник ответственен за выполнение работ на своем участке, но на некоторых участках постоянного контроля не ведется. Схематически, работа бюро и производственные элементы предприятия изображены на рисунке 1.

РАБОТНИК СКЛАДА |

Рис. 1. Работа БТК на предприятии и стадии производственного процесса на ЗАО «Колнаг», г. Коломна

Из приведенной схемы можно увидеть, что бюро неполностью покрывает необходимые для контроля участки производства. Отсутствие организованного контроля на участке приемки входного материала и на складе импортной комплектации приводит к тому, что проблемы с качеством узлов и агрегатов проявляются только при их установке на машины, находящиеся в стадии финальной сборки. В некоторых случаях некачественные узлы или детали обнаруживаются уже непосредственно клиентом в процессе работы.

Тем не менее компания выпускает технику высокого качества, что обусловливается:

• высоким уровнем технических знаний производственного персонала;

• относительной простотой и конструкторской продуманностью выпускаемой техники;

• надежностью поставщиков и высоким качеством импортных комплектующих.

Это означает, что существует серьезная база возможностей для улучшения процесса контроля качества и вывода ее эффективности на новый уровень. Более того, это означает, что бюро технического контроля может не только заниматься исключительно вопросами контроля качества, но и активно участвовать в процессе повышения производительности и безопасности труда, что напрямую повлияет на качество произведенной продукции.

Второй, но не менее важной проблемой является отсутствие должного уровня коммуникаций между БТК и другими отделами организации. Необходимые коммуникационные каналы бюро технического контроля с другими отделами изображены на рисунке 2.

ОТДЕЛ ГАРАНТИЙНОГО И ПОСТГАРАНТИЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ

ДИСПЕТЧЕРСКИИ

ОТДЕЛ

БТК

ВНЕШНИЕ

ПОСТАВЩИКИ

КОНСТРУКТОРСКОЕ

БЮРО

ПРОИЗВОДСТВО

ОТДЕЛ ЗАКУПОК

Рис. 2. Необходимые коммуникационные каналы БТК

На практике бюро технического контроля осуществляет связь лишь с производственным и диспетчерским отделом. Это обусловливается не только рабочей необходимостью, но и территориальной близостью расположения отделов друг с другом. Прослеживается слабая связь с конструкторским бюро, в основном проходящая через производственный отдел. Отсутствие полноценной связи с другими отделами приводит к неполной информированности как самого БТК, так и других отделов о том, какие проблемы существуют касательно вопросов качества. К примеру, слабая осведомленность конструкторского отдела приводит к тому, что проблемы в чертежах, выявленные бюро технического контроля, на производстве не исправляются или исправляются, но не своевременно.

После анализа существующей ситуации в БТК можно выделить следующие положительные и отрицательные стороны работы отдела.

Положительные стороны работы бюро:

• профессионализм сотрудников, знание ими технологии производства и требуемых характеристик при контроле качества на выделенных им участках;

• ответственное отношение сотрудников при выполнении своих должностных обязанностей.

Отрицательные стороны работы бюро:

• деятельность направлена только на исправление уже существующих дефектов и не предусматривает профилактической и предупредительной работы;

• систематический учет большинства существующих на производстве проблем не ведется;

• слабая связь (или ее полное отсутствие) с другими отделами организации;

• отсутствие или недостаточность контроля на некоторых участках организации.

Для повышения эффективности работы бюро технического контроля ЗАО

«Колнаг» предложен новый статистически обоснованный подход к контролю качества производимых изделий и документации.

Разработку проекта по повышению качества работы бюро технического контроля следует начать с выработки основной концепции работ и определить

принципы и методы его работы для следования заданной концепции и достижения поставленных перед отделом задач. Концепция статистического сбора информации является основополагающей для работы отдела. На рисунке 3 изображен связанный подход к выстраиванию будущей деятельности отдела в рамках основной концепции.

5.2 СИСТЕМА 5.1 СИСТЕМА

ПООЩРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ 2.1 ЖУРНАЛЫ

ПЕРСОНАЛА ПЕРСОНАЛА КОНТРОЛЕРОВ БТК

5.3 СИСТЕМА 5. МЕТОДЫ РАБОТЫ С 2. МЕТОДЫ СБОРА 2.2 РЕКЛАМАЦИИ

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОТДЕЛА ИНФОРМАЦИИ КЛИЕНТОВ

РАБОТ

1. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ 23 ОТЧЕТЫ

ПОДХОД К РЕШЕНИЮ СЕРВИСНОГО

ПРОБЛЕМ ОТДЕЛА

4.3 СИСТЕМА

3.1 ПОКА-ЁКЕ

ОЦЕНКИ РАБОТЫ И (РОКА-УОКЕ)

ПОТЕРЬ

4. МЕТОДЫ 3. МЕТОДЫ

ОБМЕНА БОРЬБЫ С

ИНФОРМАЦИЕЙ БРАКОМ

3.2 УЛУЧШЕНИЕ

4.2 ВНУТРЕННЯЯ СРЕДСТВ

СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА

ОТЧЕТНОСТИ 4.1 СИСТЕМА

РАБОТЫ С 3.3 УМЕНЬШЕНИЕ

ПОСТАВЩИКАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ПАРТИЙ

ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ:

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СБОРУ И

АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ

Рис. 3. Выстраивание работы бюро в рамках выбранной концепции

Планирование и работу над решением проблем сотрудники отдела будут производить по принципу: Спланируй - Сделай - Проверь - Скорректируй (В

иностранных источниках концепция носит название: Plan / Do / Check /Act). Данная концепция подхода к решению различных проблем позволяет наиболее полно и четко добиваться желаемого результата. Важными особенностями этой концепции являются ее наглядность и простота в использовании как для персонала, так и для руководителя. При грамотном использовании методологии данной концепции можно четко контролировать процесс исполнения всех проводимых работ. Практически это происходит следующим образом.

1. Первым шагом является планирование действия, назначение ответственного лица. Для этого чертим круг, как показано на рисунке 1 и, после того как произведено планирование, заштриховывается первая четверть.

CKOPREK

“ГИ РУ й

V n ROBERb С/П.Е.П АЙ У

Рис. 4. Первый шаг

2. Как только спланированное действие выполнено, ответственный за него сотрудник заштриховывает вторую четверть

Рис. 5. Второй шаг

3. Далее аналогичным образом заполняются оставшиеся поля по мере выполнения работы.

Общий вид плана работы сотрудников отдела будет иметь следующий вид (таблица 1).

Таблица 1

План-задание для сотрудников отдела бюро технического контроля

Стадия выполнения Задание: Ответственный

6 3 Задание 1 Иванов С. С.

6 Задание 2 Иванов С. С.

ш Задание 3 Петров В.П.

1 Задание 4 Сидоров Е.Н.

Данный вид плана работ позволяет руководителю в реальном времени контролировать все имеющиеся задачи и помогает в осуществлении самоконтроля подчиненным.

Для выявления наиболее актуальных для решения проблем требуется определиться с основополагающими методами работы, а именно: методом сбора и обмена информацией, методами борьбы с браком и работой с персоналом отдела. Основным методом сбора информации о внутренних проблемах, связанных с качеством продукции и производительностью труда, будет являться журнал контролера БТК. В журнале контролер БТК записывает любые проблемы, связанные с качеством производимой продукции, производительностью и безопасностью труда рабочих. Каждую пятницу либо последний день рабочей недели журналы БТК анализируются начальником отдела. Проблемы, выявленные в течение недели, группируются по схожим признакам, и вносятся в общий журнал БТК. На основе их создается список проблем, который направляется непосредственно в ответственные за решение их отделы организации. На рисунке 6 показан первый шаг в сборе информации, полученной из журналов БТК.

Журнал БТК (неделя 33)

КОНТРОЛЕР 1

Журнал БТК (неделя 33)

КОНТРОЛЕР 2

Журнал БТК (неделя 33)

КОНТРОЛЕР 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий журнал БТК (неделя 33)

Выявленные проблемы:

Сборка - 4

Сварка - 1

Покраска - 2

Мех. обработка - О

Конструкторские - 7

Логистика - 3

Склад - 1

Другое(специфицировать):

Была необходимость в координатном

столике на участоке плазма резки

Рис. 6. Сводка данных журналов контролеров БТК в общий журнал

Далее, для составления статистики производства недельные журналы БТК сводятся в один месячный отчет (рис. 7).

Про6ж*М1 59 месяц

Оый мл«*ммы» проблемы.

Сборка -

Свэркэ - 29

ПОКр4ІК4 - в

Мск, обработке - 15

Конструкторские - 7

логистика - О

С клод - 8

Цруго*»(спе*^ифицирок<»т*,)

Быда необходимость координатною

стоянке не у^остке ППв5МОРЄЖИ

Рис.7. Сводка информации из журналов БТК в месячный отчет

Исходя из данных, полученных в месячном отчете, можно увидеть, что участок сварки ответственен за большинство инцидентов, связанных с качеством продукции, и, следовательно, именно на него стоит обратить более пристальное внимание отдела.

Проведем анализ данной проблемы, используя метод 5Почему/5Why?, чтобы выявить причину проблемы (рис. 8).

Проблемы на сырке (всего: 29) Классификация проблемы: Плохое шести шва -2

Пропущены места сварки -18

Приварена другая деталь -5 Плохая зачистка от окалины -4

Пропущены места сварки (всего: 1! Мало света на участке (всего: 15)

Классификация проблемы: Классификация проблемы:

Мало света на участке -15 Недостаточно ламп освещения -2

Недостаток конструкции -2 Окна цеха загрязнены -1(

Недостаточная квалификация-1 Много дыма (плохая вентиляция) -3

ї

ї

Используем технику Используем технику Используем технику

5Почему?/5УК1»у? 5Почему?/5ШЬу? 5Почему?/5Ш(гу?

1, Очинить окна цеха и предотвратить появление проблемы в дальнейшем

2, Изучить проблемы с вентиляцией, так как они

могут быть связаны с загрязнением окон,

Рис. 8. Выявление причины проблемы

Пользуясь подобным методом и последовательностью действий, можно выявить основную проблему, на которую приходится большинство нарушений или отклонений от нормы, и разобраться в самой причине ее возникновения. При этом заметно уменьшается влияние человеческого фактора и возможности предвзятого суждения.

Аналогичный подход применяется для анализа и работы с рекламациями, полученными от клиентов, и отчетов сервисной службы о проведенных ими работах.

За основу большинства методов борьбы с браком берутся принципы бережливого производства, разработанные в 50-60-х гг. XX века на японской фирме Тоуо1а. Также отдел будет заниматься изучением возможностей механизации и увеличения производительности труда. Рока-Уоке - методика автоматического недопущения бракованной продукции на вышестоящее звено в производственной цепочке. Так как на предприятии производится широкий спектр различных машин и опций к ним, то не представляется возможным применить все методы данной методики, пригодные для массового производства. Но эти методы полностью пригодны для разработки конструкторской документации, новых образцов оборудования, а также для внедрения их во внутренних информационных системах.

Под улучшением средств производства понимается внедрение новых типов оборудования или модернизация уже имеющихся образцов. Также под этим понимается упрощение и стандартизация производственной документации. Уменьшение размера производимой партии и стремление к единичному производству каждой детали является главной идеей бережливого производства. При кажущейся внешней экономической неэффективности именно за данной концепцией и будет будущее всего производства в целом.

Для грамотной работы отдела БТК необходимо настроить три канала обмена информацией:

1) между отделом БТК и иностранными предприятиями;

2) между отделом БТК и администрацией;

3) между отделом БТК и службой сервисного обслуживания и внутренними поставщиками.

Для налаживания грамотной системы обмена информацией как в самом бюро, так и между другими звеньями организации необходимо стандартизировать и унифицировать имеющуюся в нем документацию. При этом необходимо избавиться от неиспользуемых или дублирующих друг друга документов.

Актуальным направлением для работы является разработка упрощенного алгоритма заполнения иностранной документации сотрудниками, слабо владеющими английским языком. Отдельным направлением работы является разработка качественной системы оценки потерь, связанных с браком (рис. 9).

Учет проблем по качеству с покупной комплектацией в соответствии с общей методологией работы отдела

Унифицированная система заполнения формуляров на иностранные предприятия-поставщики

Унифицированная система заполнения формуляров для поставщиков в РФ

Унифицированная и максимально упрощенная система

внутреннего документооборота

оценки работы сотрудников отдела и потерь, связанных с проблемами качества

Рис. 9. Устройство системы обмена информацией для отдела БТК

Для повышения эффективности работы отдела БТК и других инженерных служб предприятия необходимо совершенствовать методы работы с персоналом. Работа с персоналом будет строиться на трех основных принципах:

- обучения и повышения квалификации персонала;

- поощрения персонала;

- распределения работ между сотрудниками.

Для повышения квалификации имеющегося персонала целесообразно использовать методики внутреннего обучения. Привлечение сторонних специалистов не актуально на данный момент. В процессе внутреннего обучения персонала будут преобладать короткие собрания от 10 до 30 минут, сопровождаемые презентацией. На этих собраниях будут представляться новые методы работы и подводиться итоги за отчетный период. Основной целью данных мероприятий будет не только представление сотрудникам новой информации, но и выработка совместной системы действий и информирование их о результатах проделанной работы.

При поощрении персонала основной упор будет ставиться на нематериальную часть. Материальная часть вопроса будет решаться в единой системе с действующей на предприятии системе наложения взысканий и получения вознаграждений.

Под нематериальными методами поощрения сотрудников понимаются:

- закупка нового измерительного инструмента для добросовестно выполняющих свои обязанности сотрудников. К примеру, замена стандартных штангенциркулей на электронные;

- улучшение рабочего места сотрудника, предоставление ему возможности доступа к рабочему компьютеру, выдача улучшенного комплекта рабочей формы.

Распределение работ между сотрудниками будет проводиться методом закрепления за каждым из них соответствующего участка производства. Необходимо выработать схему, при которой все необходимые стадии производственного процесса были бы вовлечены в систему постоянного контроля качества, которая изображена на рисунке 10.

Рис. 10. Рекомендации по работе для бюро технического контроля на предприятии и стадии производственного процесса на ЗАО «Колнаг»

Для успешного контроля качества на всех производственных участках необходимо решить ряд непростых задач.

1. Контроль входного материала крайне сложен, так как проконтролировать качество листовой стали без специальной лаборатории не представляется возможным. Для достижения минимального уровня контроля необходимо налаживание документооборота между отделом качества и службой закупки металла. В этой ситуации отдел будет осведомлен о том, какие именно материалы имеются на складе металла и сможет предсказать возможные последствия. Также это необходимо для стандартизации используемых материалов и максимального уменьшения используемой номенклатуры.

2. Контроль качества продукции на складе импортной комплектации должен проводиться сотрудником склада и сотрудником бюро контроля качества. Продукция должна быть проверена на комплектность, наличие видимых повреждений и соответствие ее заказу. В отдельных случаях импортная комплектация поставляется непосредственно в цех, минуя склад. В этой ситуации контроль происходит в цеху в присутствии сотрудника склада.

Широко известно, что не все подходы, применимые на зарубежных фирмах, могут с одинаковой эффективностью использоваться на отечественных предприятиях. Для оценки целесообразности использования статистического подхода необходимо проанализировать результаты проекта по прошествии шести месяцев.

По завершении проекта качество его исполнения необходимо оценить исходя из следующих критериев:

- были ли точно достигнуты поставленные перед сотрудниками цели;

- насколько удалось снизить относительную долю брака в продукции предприятия;

- удалось ли избежать неприятия проекта сотрудниками отдела и другими вовлеченными в процесс лицами. Каков был негативный эффект от человеческого фактора и как сильно он повлиял на конечные результаты проекта;

- какие другие факторы повлияли на работу над проектом и его конечными результатами;

- как данный проект повлиял на улучшение взаимосвязей бюро технического контроля и других структурных единиц организации и насколько повысил их производственные результаты.

Ответы на данные вопросы дадут понятную картину о целесообразности применения данного подхода на российских машиностроительных предприятиях.

Библиографический список

Lonnie Wilson (2010). “How to implement LEAN manufacturing”, The McGraw-Hill Companies.

Shingo Shigeo (1986). Zero quality control: source inspection and the Poka-yoke system. Portland, Oregon: Productivity Press. Retrieved 30 April 2009.

Cua K. O., McKone K. E. and Schroeder R. G. (2001). Relationships between implementation of TQM, JIT, and TPM and manufacturing performance // Journal of Operations Management 19 (6) 675-694.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.