Научная статья на тему 'Новые подходы к экологическому образованию в Ботанических садах'

Новые подходы к экологическому образованию в Ботанических садах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Hortus botanicus
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИОРАЗНООБРАЗИЕ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ NAUKA 0+ / БОТАНИЧЕСКОГО САД САМАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭКСКУРСИИ. / ECOLOGICAL EDUCATION / BIODIVERSITY / ALL-RUSSIAN FESTIVAL NAUKA 0+ / BOTANICAL GARDEN OF SAMARA UNIVERSITY / INTERACTIVE EXCURSIONS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогулева Наталья Олеговна, Янков Николай Викторович

В статье описывается опыт участия авторов во Всероссийском фестивале NAUKA 0+. Рассматривается такая форма взаимодействия с посетителями выставки как интерактивные мини-экскурсии, как способ повышения уровня экологического образования населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогулева Наталья Олеговна, Янков Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to environmental education in Botanic gardens

The article describes the experience of participation of authors in the All-Russian festival NAUKA 0+. Interactive mini-excursions are described as a way to increase the level of environmental education of public.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к экологическому образованию в Ботанических садах»

Новые подходы к экологическому образованию в

Ботанических садах

РОГУЛЕВА Наталья Олеговна Ботанический сад Самарского Университета, strona@yandex.ru

ЯНКОВ Николай Викторович Ботанический сад Самарского Университета, yankov-n@mail.ru

Ключевые слова:

наука, образование, социальная деятельность, экологическое образование, биоразнообразие, Всероссийский фестиваль NAUKA 0+, Ботанического сад Самарского университета, интерактивные экскурсии.

Аннотация: В статье описывается опыт участия авторов во Всероссийском фестивале NAUKA 0+. Рассматривается такая форма взаимодействия с посетителями выставки как интерактивные мини-экскурсии, как способ повышения уровня экологического образования населения.

Получена: 31 августа 2018 года

Подписана к печати: 03 октября 2018 года

*

За последние 50 лет антропогенное воздействие на экосистемы привело к резкому сокращению биоразнообразия (Foley et al. 2005). Многие считают, что для того, чтобы эффективно обратить вспять тенденцию утраты, мы должны восстановить нашу связь с природой (Fischer et al. 2012; Folke et al. 2011; Rands et al. 2010) и содействовать повышению осведомленности, знаний и навыков граждан для достижения перемен (Стратегия..., 2003; Jacobson and McDuff 1998; Mascia et al. 2003). Стратегии, способствующие сохранению биоразнообразия описаны в Конвенции Организации Объединенных Наций о биологическом разнообразии (КБР 1992) (Hesselink et al. 2007; Jime nez et al.

2014). **

Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм, специальных знаний и практических навыков по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и минимизации экологической опасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности (Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001г.).

Целью экологического образования является сохранение биоразнообразия. Так, Уэлс (WalsA.E.J., 1999) выделяет четыре основных составляющих экологического образования: эмоциональную; экологическую, этическую и политическую.

• Эмоциональная составляющая: приобщение к природе путем открытий и чувственного восприятия ее, знакомство с биоразнообразием и его значением для каждого человека (на уровне личности).

• Экологическая составляющая: понимание видовых отношений в природе, функций и (глобальных) взаимосвязей в природе.

• Этическая составляющая: осознание личных ценностей, принятие активной жизненной

позиции, умение критически мыслить.

• Политическая составляющая: поиск решений спорных вопросов, необходимость личного выбора, принятие ответственных решений и действенных мер.

Согласно стратегии по сохранению биоразнообразия растений ботаническим садам следует выделить работу по экологическому образованию населения в качестве приоритетного направления деятельности, а так же активно пропагандировать необходимость сохранения биологического разнообразия растительного мира (Стратегия..., 2003; Borsch, 2014).

Для повышения уровня знаний о природе многие сады уже используют различные формы взаимодействия, которые объединяют образовательный и развлекательный процесс. В России к ним можно отнести квесты, научные летние лагеря и различные мастер классы, школы садоводов (Ботанический сад Петра Великого, «Умные каникулы» ИГУ, дни рождения в «Аптекарском огороде» и.т.д.). В Европе, например в Кэмбридже «Science on Sundays» (наука по воскресеньям) - программа неофициальных ежемесячных бесед о растениях, в Ботаническом саду, которые проводятся в течение шести месяцев в году, с марта по август. Эта серия коротких научных докладов, куратором которых является профессор Беверли Гловер (Beverley Glover), директор сада, призвана донести до широкой аудитории последние открытия в области растениеводства (http://www.botanic.cam.ac.uk, 2018). В ботаническом саду Сольер (Jardí Botanic de Sóller), расположенном на острове Мальорка, проходят занятия в форме квеста для посетителей сада с детьми от 5 до 10 лет "El Guardapits del Botanic". Детям выдаётся жилет с карманами, полными необходимым оборудованием для полевых исследований и обучающих игр. Девиз данного познавательного развлечения "Наденьте жилет Ботанического сада и исследуйте все его уголки и закоулки, как настоящий ученый (Posa't el Guardapits del Botanic i investiga tots els racons del Jardí com un autentic científic.)" (http://www.jardibotanicdesoller.org/, 2018).

Основополагающей задачей для организаций, занимающихся экологическим образованием, становится пробуждение интереса к познанию природы у потенциального посетителя и поднятие у него желания прийти в ботанический сад.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ НАУКИ

МАиКА ©+

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

28 АПРЕЛЯ

ВХОД СВОБОДНЫЙ

https://uk.com/festiualnauki63

Самарский университет, А. Павлова, 1, корпус № 22

EJT*

Рис.1 Реклама Фестиваля NAUKA 0+ в г. Самаре, 2018г.

Fig.1 Advertising Festival NAUKA 0+ in Samara, 2018.

Одной из новых форм коммуникации между садом и его возможными посетителями может стать участие в различных выставках и фестивалях. Для ознакомления различных слоёв общества с научными достижениями ботанических садов может быть использована площадка Всероссийского фестиваля NAUKA 0+. Первый в России Фестиваль науки был проведен в МГУ в 2006 году по инициативе ректора, академика В.А. Садовничего. Мероприятия за три дня посетило более 20 тысяч человек. Успех первого Фестиваля науки убедил в необходимости проведения подобных мероприятий

ежегодно. В 2011 году Фестиваль NAUKA0+ получил статус Всероссийского и с тех пор проводится под эгидой Министерства образования и науки РФ. Цель его проведения - понятным и доступным языком рассказать обществу, чем занимаются ученые, как научный поиск улучшает качество жизни, какие перспективы он открывает современному человеку (http://festivalnauki.ru, 2018).

Последние несколько лет этот фестиваль проходит и в г. Самаре (рис.1). Оранжерея ботанического сада Самарского университета стала его активным участником. Формат участия подразумевает подготовку тематического стенда, экспозиции и интерактивной экскурсии на 7-10 минут для организованных групп и индивидуальных посетителей (рис. 2).

Рис 2. Площадки оранжереи Ботанического сада Самарского университета на Фестивале NAUKA 0+. Фотография а - дата проведения 28.04.2018, фотографии б и г - дата проведения 29.04.2017, фотография в- дата проведения с 6 по 8 октября 2017.

Fig. 2 Exposition greenhouse of Samara University in festival NAUKA0+. Photo a - date of event 28.04.2018, photos б and г date of event 29.04.2017, photo г- date of event 6-8 October 2017.

Темами для обсуждения и проведения мини-исследований на площадке Ботанического сада Самарского университета в рамках фестиваля науки были выбраны следующие: «Плоды и семена экзотических растений», «Плотоядные растения», «Эфирно-масленичные растения» (табл.1. и рис.3.).

Интерактивные экскурсии по всем темам состояли из нескольких разделов:

- Рассказ о коллекции оранжереи Ботанического сада Самарского университета и ее значении в сохранении биоразнообразия (1-2 мин.).

- В рамках представленной темы проводилось мини-исследование с участниками фестиваля с применением бинокуляра и средств визуализации (4-5 мин.)

- Обобщение результатов мини-исследования (1 мин.)

- Приглашение участников фестиваля посетить Ботанический сад (раздача визиток или буклетов) (1 мин.)

- Ответы на вопросы посетителей фестиваля (1-2 мин.)

Таблица 1. Состав экспозиции, средства визуализации и материалы для мини-исследования Table 1. Components of the exposition, visualization tools and materials for mini-research

Тема

Растения для

интерактивной

экскурсии

Средства визуализации

Материал для мини-исследования

«Плоды и семена экзотических растений»

Murraya

pan/culata(L.)

Jack

Tamar/ndus indica L.

Фотографии семян иплодов растений подготовленные с использованием планшетного сканера (масштаб 1:20 и 1:8)

Плоды и семена представленных растений. Наблюдение покровных структур семян с использованием бинокуляра

«Плотоядные Nepenthessp., Видео-демонстрация процесса активной ловли растения» Brocchinia насекомых

reducta Baker

Вегетативные органы следующих растений: Nepenthes sp., sp.

«Эфирно-масленичные растения»

Myrtus Фотографии трихом листьев. Рассматривались

communisL., следующие виды трихом: бугровидные, amboinicus (Lour.) железистые, сферические, шилообразные

Spreng.

хоботообразные, звездообразные-многоклеточные (названия даны по Анели, 1975)

Листья растений: Eucalyptuscitriodora Hook, helix L.

рассматривали в бинокуляр и выявляли трихомы. Эфирные масла.

Рис 3. Средства визуализации. Фотографии плодов: а- Hibiscus pedunculatus L.f., б- Murraya paniculata (L.) Jack. Фотографии трихом: в - Eucalyptus citriodora Hook, г - Hibiscus rosa-sienensis L.

Fig.3 Visualization tools. Fruit photos: а - Hibiscus pedunculatus L.f., б- Murraya paniculata (L.) Jack. Trichomes photos: в - Eucalyptus citriodora Hook, г - Hibiscus rosa-sienensis L.

Практика проведения таких мероприятий показала высокий интерес населения к заявленным темам.

Для нас была важна обратная связь: после доклада мы интересовались у посетителей, что им особенно понравилось или не понравилось, хотели бы они теперь посетить оранжерею, какие у них

есть пожелания о работе оранжереи и т.п. ***

Подводя итоги, следует отметить что:

1. Наибольший интерес у детей и школьников, вызвала возможность общения с природой путем открытий и чувственного её восприятия (посмотреть в микроскоп, понюхать эфирные масла и потрогать руками экспонаты). Детям было важно увидеть, то, что скрыто от глаз: опушение, клейкие выделения, железки на листьях.

2. Для взрослых посетителей в равной степени был интересен и доклад и экспозиция. Много вопросов было связано с деятельностью сада и его графиком работы. Выяснилось, что большинство опрашиваемых приравнивают Ботанический сад к парку, и неправильно понимают его цели и задачи.

3. Формат участия в научно-популярной выставке Фестиваль NAUKA 0+ подходит для объяснения членам общества в увлекательной форме необходимость сохранения биологического разнообразия растительного мира.

4. Участие в Фестивале NAUKA 0+ является хорошей рекламой для университетских Ботанических садов, которая не требует больших финансовых вложений.

Литература

Анели Н.А. Атлас эпидермы листа. Тбилиси: Мецниерба, 1975. — 105 с.

Ботанический сад МГУ имени М.В. Ломоносова «Аптекарский огород»; URL: https://www.hortus.ru/(дата обращения 30.07.2018)

Ботанический сад Петра Великого; URL: http://botsad-spb.com/ru/botanicheskij-sad-detyam/ (дата обращения 30.07.2018)

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 "О Федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (часть II). Ст. 4973.

Стратегия Ботанических садов России по сохранению биологического разнообразия растений. М. 2003.33с.

Умные каникулы Ботанический сад биолого-почвенного факультета ИГУ; URL:

https://www.irk.ru/afisha/children/20180615/42151/ (дата обращения 30.07.2018)

Фестиваль NAUKA 0+; URL: http://festivalnauki.ru/ (дата обращения 27.07.2018)

Borsch T., Löhne C. Botanic gardens for the future: integrating research, conservation, environmental education and public recreation // Ethiopian Journal of Biological Sciences. 2014. Vol. 13. P. 115-133.

Fischer J., Dyball R., Fazey I., Gross C., Dovers S., Ehrlich P.R.. Human behavior and sustainability // Frontiers in Ecology and the Environment. 2012. Vol. 10. № 3. P. 153-160.

Foley J.A., Defries R., Asner G.P., Barford C., Bonan G., Carpenter S.R. Global consequences of land use // Science. 2005. Vol. 309. P. 570-574.

Folke C., Jansson A., Rockstrom J., Olsson P., Carpenter S.R., Chapin F.S. Reconnecting to the biosphere

763

//Ambio. 2011. Vol. 40. №7. P. 719-738.

Jacobson, S. K., McDuff M.D. Training idiot savants: The lack of human dimensions in conservation biology // Conservation Biology. 1998. Vol. 12. №2. P. 263-267.

Jardi Botanic de Soller; URL: http://www.jardibotanicdesoller.org/ (дата обращения 1.08.2018)

Jimenez A., Iniesta-Arandia I., Munoz-Santos M., Mati n-Lopez B., Jacobson S.K., Benayas J. Typology of public outreach for biodiversity conservation projects in Spain // Conservation Biology. 2014. Vol. 28. №3. P. 829-840.

Mascia M.B., Brosius J.P., Dobson T.A., Forbes B.C., Horowitz L., McKean M.A., Conservation and the social sciences // Conservation Biology. 2003. Vol.17 №3. P. 649-650.

Rands M.R.W., Adams W.M., Bennun L., Butchart S.H.M., Clements A., Coomes D. Biodiversity conservation: Challenges beyond 2010 // Science. 2010. Vol. 329. P. 1298-1303.

Science on Sundays; URL: http://www.botanic.cam.ac.uk (дата обращения 27.07.2018)

Wals A. E. J. Environmental education and biodiversity. Wageningen, 1999. 118 p.

Willison J. Education for Sustainable Development: Guidelines for Action in

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Botanic Gardens, Botanic Gardens Conservation International, 2004. 23 p.

New approaches to environmental education in Botanic gardens

ROGULEVA Natalia Olegovna Samara National Research University, Botanical Garden, strona@yandex.ru

YANKOV Nikolay Victorovich Samara National Research University, Botanical Garden, yankov-n@mail.ru

Key words: science, education, social activities, ecological education, biodiversity, All-Russian festival NAUKA 0+, Botanical Garden of Samara University, interactive excursions. Summary: The article describes the experience of participation of authors in the All-Russian festival NAUKA 0+. Interactive mini-excursions are described as a way to increase the level of environmental education of public.

Is received: 31 august 2018 year Is passed for the press: 03 october 2018 year

Цитирование: Рогулева Н. О., Янков Н. В. Новые подходы к экологическому образованию в Ботанических садах // Hortus bot. 2018. Т. 1, 2018, стр. 759 - 764, URL: http://hb.karelia.ru/journal/atricle.php?id=5523. DOI: 10.15393/j4.art.2018.5523 Cited as: Roguleva N. O., Yankov N. V. (2018). New approaches to environmental education in Botanic gardens // Hortus bot. 1, 759 - 764. URL: http://hb.karelia.ru/journal/atricle.php?id=5523

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.