Научная статья на тему 'Новые подходы к безопасности в связи с современными концепциями развития'

Новые подходы к безопасности в связи с современными концепциями развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
733
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Прохожев Алексей Александрович

В статье рассматриваются различные угрозы безопасности человека. Анализируется взаимосвязь между безопасностью и развитием. Дается оценка функций системы обеспечения безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к безопасности в связи с современными концепциями развития»

УДК 327:357.02

Прохожее А.А. Новые подходы

к безопасности в связи с современными концепциями развития

В статье рассматриваются различные угрозы безопасности человека. Анализируется взаимосвязь между безопасностью и развитием. Дается оценка функций системы обеспечения безопасности.

Ключевые слова: Человек. Безопасность. Развитие.

Prokhozhev A.A. The new approaches to

security due to modern development conceptions

In this article various security threats and inner connection between security and development are analyzed. The evaluation system security" functions is given.

Due words: Human being. Security. Development.

По мере формирования и развития концепций человеческого развития, глобализма и устойчивого развития западные идеологи соответствующим образом модифицируют свои взгляды на проблему безопасности и настойчиво продвигают их через международные организации в другие страны мира. Западные идеологи откровенно провозглашают, что "настало время сделать переход от узкого понятия национальной безопасности к всеобъемлющей концепции безопасности человека".1 Этот переход предполагается осуществить по двум направлениям. Во-первых,заменить безопасность стран и территорий безопасностью людей, во-вторых, заменить обеспечение безопасности с помощью вооружения поступательным человеческим развитием.

Эти принципы новой концепции безопасности выглядят весьма привлекательными, но где взять такие идеальные условия суще-

ствования человечества, в которых только они и могут быть реализованными?

Число суверенных государств в мире, стремящихся обеспечить свою национальную, (но не гипотетическую) глобальную безопасность, непрерывно увеличивается, а проблема разоружения вот уже столетия остается только мечтой простых людей всего мира.

Во всех изысках западных идеологов четко прослеживается явное стремление приучить мировую общественность и лидеров развивающихся и отсталых стран к мысли, что в их же интересах не следует уделять внимания вопросам обеспечения своей национальной безопасности, защиты своей территории, своей самобытности. Вместо этого им следует думать о безопасности своих людей, которую сводят фактически к проблемам человеческого развития.

Алексей Александрович Прохожее - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Безопасность человека предлагается понимать как отсутствие угроз в виде голода, болезней, репрессий и защиту от каких-либо нарушений повседневной жизни в семье, на рабочем месте или в обществе. Так, декларируется, что экономическая безопасность требует обеспечения дохода, достаточного для удовлетворения насущных потребностей, обычно за счет производительного и хорошо оплачиваемого труда или, в качестве крайней меры, за счет какой-либо финансируемой обществом социальной поддержки.

Предлагая миру свою концепцию безопасности человека, Запад говорит о свободе, но подразумевает под ней свободу выбора, не раскрывая содержательной стороны этого выбора. Если человеческое развитие, по западным взглядам, означает процесс увеличения возможностей выбора для людей, то безопасность человека, в соответствии с их концепцией, означает только наличие свободы этого выбора и сохранение нынешних возможностей этого выбора и на будущее2.

Характерно, что все западные страны не спешат отказываться от собственной национальной безопасности. Более того, в их концепциях национальной безопасности продолжает до сих пор доминировать внешний уклон, тесно увязанный с военной и внешней политикой, хотя прежней конфронтации в мире, как в годы "холодной войны", сейчас не существует.

В американской стратегии национальной безопасности, например, внутренним проблемам стало уделяться больше внимания, чем ранее, особенно после сентября 2001 г, однако и сейчас большей частью они только обозначены в самых общих формулировках, как "мы должны преодолеть вызовы со стороны преступности и наркомании. Мы должны обеспечить мир в обществе и расовую гармонию как национальные императивы. Мы должны иметь систему образования, которая сделает наших детей равными их сверстникам за рубежом; мы должны содействовать производственному обучению, улучшенному здравоохранению и реформе благосостояния".

В США уделяется крайне мало внимания экологическим проблемам и совсем

исключены из стратегии национальной безопасности вопросы предотвращения и ликвидации последствий техногенных и природных катастроф, хотя их влияние сплошь и рядом принимает глобальный характер. Конечно, внутренняя ситуация в США значительно стабильнее, чем у нас, но острые проблемы все-таки существуют.

Кроме того, та же американская стратегия национальной безопасности продолжает ориентироваться на силу. Наиболее отчетливо это было продемонстрировано Западом в агрессивном нападении на Югославию в 1999 г., в Афганистане, в Ираке и в дискриминационной политике по отношению ко многим государствам, особенно так называемым "странам-изгоям".

Фактически же, в полном соответствии с объективным состоянием мирового сообщества, в настоящее время значимость обеспечения национальной безопасности любой страны мира ничуть не уменьшится и на ближайшую, и на долгосрочную перспективу. Но характер и содержательная сторона угроз безопасности, безусловно, претерпят кардинальные изменения: в значительной степени модифицируются традиционные и появятся качественно новые угрозы безопасности, в том числе и угрозы глобального масштаба.

Многие угрозы безопасности человека стали действительно носить глобальный характер, во-первых, из-за того, что они вышли за пределы государственных границ в виде экономических угроз или наркобизнеса, и, во-вторых, из-за различий в уровне благосостояния между отдельными странами, что влечет за собой массовую миграцию людей в поисках лучшей доли или порождает протест против несправедливого неравенства, вплоть до религиозного фундаментализма и терроризма.

Реальные глобальные угрозы безопасности человека в текущем веке будут в большей степени порождаться результатами жизнедеятельности и поведения многомиллионных масс населения планеты, а не целенаправленной политикой отдельных государств, какими бы изгоями их ни называли. К таким угрозам безопасности человека следует прежде всего отнести следующие:

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

- стремительный рост социально-экономического расслоения стран и мира в целом;

- безработица;

- избыточная миграция населения;

- деградация окружающей среды;

- рост наркомании и наркобизнеса;

- разгул преступности;

- терроризм.

Как видим, никакая свобода выбора по западной концепции не обеспечит защиту человека от этих угроз. В эру глобализма состояние национальной безопасности любой страны определяется уровнем конкурентоспособности этой страны в различных сферах жизнедеятельности в рамках мирового пространства. Развивающиеся страны, не говоря уже о слаборазвитых, в стабильных условиях продвигаемой ныне модели глобализма совершенно неконкурентоспособны по сравнению с развитыми странами. Следовательно, столь же низок и уровень их безопасности, а Запад защищать национальные интересы этих стран, естественно, не собирается. Повысить уровень своей национальной безопасности, т.е. уровень защищенности своих национальных интересов как от внутренних, так и от внешних угроз, эти страны в сложившейся обстановке смогут только путем деструктивных воздействий на созданную Западом систему глобализма. Не допустить такого развития событий, обеспечить стабильность сложившегося миропорядка любыми средствами и есть стратегическая задача мировой политики стран "золотого миллиарда". В этой политике немаловажное место занимает как раз отмеченный курс Запада на подмену проблем обеспечения национальной безопасности развивающихся и слаборазвитых стран задачами их внутреннего развития в социально-экономической сфере. Смешение понятий "развитие" и "безопасность" в данном случае далеко не случайно и имеет целенаправленный характер, хотя сами авторы призывают не отождествлять оба эти понятия. Но при этом изначально закладывают основу для подобного смешения данных понятий, утверждая, что "человеческое развитие представляет собой более широкое понятие"3.

Тем самым "безопасность" включается в понятие "развитие" как его составная часть. Однако эти понятия, как следует из общей теории национальной безопасности, принципиально различны и вполне равноправны в своей значимости в жизнедеятельности людей.

Справедливости ради следует отметить, что для смешения указанных понятий имеются объективные обстоятельства. Это объясняется тем, что важнейшей особенностью социальной формы развития является теснейшая связь и взаимозависимость между развитием и безопасностью - этими двумя стронами общего процесса жизни общества. Первичным является развитие, безопасность вторична и призвана обеспечить это развитие, защитить его от различного вида угроз. Неразрывность отношений функций развития и безопасности объясняется прежде всего принципиальным единством всех процессов человеческой деятельности, деление которых на отдельные сферы, отрасли, направления носит чисто условный характер, облегчающий познание реальности, но не имеющих к ней отношения. Однако вторичность безопасности ничуть не умаляет ее роли и значения в объективной действительности.

Еще в XIX веке российские специалисты подчеркивали:"Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития. Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они делаются"4. Иными словами,без обеспечения безопасности всякая человеческая деятельность оказывается бесцельной.

Высокая значимость функции обеспечения безопасности объясняется также и тем, что она активно влияет на формирование направлений и возможные уровни развития в той или иной сфере жизнедеятельности. Однако содержание этого развития принципиально не может являться областью обеспечения безопасности. Действительно, многие задачи, стоящие в области общественного развития и в области обеспечения безопасности, зачастую близки и

похожи. К тому же, поскольку национальная безопасность обеспечивается всей совокупной мощью государства, естественно, что чем более развита страна в различных направлениях, тем больше у нее возможности обеспечения своей безопасности.

Однако по своей сути и содержанию задачи развития и обеспечения безопасности всегда имеют прямо противоположную направленность. Развитие органически требует постоянного расширения, обновления, инноваций в тех или иных сферах деятельности общества.

Безопасность же требует стабильности существующего положения, ограничения всякого рода новаций, особенно рискованных.

Конечно, реальная взаимосвязь между развитием и безопасностью носит более сложный диалектический характер, поскольку эти две важнейшие функции жизнедеятельности общества тесно связаны между собой и раздельно осуществляться в принципе не могут.

Задачи обеспечения безопасности страны однозначно требуют обеспечения ее развития, т.к. в противном случае страна неизбежно отстанет от своих геополитических соперников и утеряет возможности обеспечить свою безопасность.

Успехи в развитии расширяют также и возможности обеспечения безопасности. Провалы в развитии неминуемо ведут к снижению уровня безопасности из-за обострения старых угроз и превращения их из потенциальных в реальные, а порой также из-за появления качественно новых угроз безопасности, не существовавших раньше.

Всякий застой в человеческом развитии неотвратимо ведет к накоплению различных социально-экономических проблем, к росту нестабильности в обществе и в конечном итоге к снижению уровня внутренней безопасности страны.

С другой стороны, игнорирование задач обеспечения безопасности неминуемо ведет к торможению развития из-за негативного воздействия различных угроз интересам развития.

К сожалению, объективность этих обоих положений мы убедительно подтвердили на собственном опыте: великая держа-

ва, какой был Советский Союз, распалась на пике своего военного могущества в значительной степени из-за недооценки руководством страны приоритета социально-экономического развития.

Приоритет, безусловно, должен отдаваться первичной функции жизнедеятельности общества, т.е. его развитию. Однако в чрезвычайных ситуациях, когда возникает угроза самому существованию страны как суверенного государства, на первое место выдвигаются задачи обеспечения безопасности. Так, это вполне обоснованно имело место в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда основным лозунгом жизни страны было "Все для фронта, все для победы!".

В практической жизни нашего общества, к сожалению, нередки случаи, когда в течение порой длительных периодов времени под разными объективными, а чаще субъективными предлогами происходит неоправданная подмена приоритетов в направлении завышения роли функции безопасности, как это было, к примеру, в годы "холодной" войны, или в направлении полного забвения этой функции, как в период реформ 1990-х годов. Вполне понятно, что из-за подобных перекосов в политике государство ничего хорошего ожидать для себя не может, что и подтверждается реальной действительностью.

Задачи практической реализации обеих вышеуказанных функций общество возлагает на соответствующие органы государственной власти и управления. Именно эти органы и порождают случаи подмены приоритетов, а чаще недопустимого смешения в своей деятельности обеих функций. Известно, что каждый должен заниматься своим делом. Смешение же задач обеспечения принципиально отличных друг от друга, как отмечено выше, функций может только резко снизить эффективность государственного управления в целом. Примеров такого смешения функций более чем достаточно. Так, многие годы предпринимаются попытки решить экономические проблемы, стоящие перед страной, чисто силовыми методами, создавая все новые и новые силовые экономические структуры -от налоговой полиции до ВЧК.

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

С другой стороны, памятны неоднократные попытки МВД под руководством министра доктора экономических наук А.С. Куликова вплотную заняться задачами экономического развития страны.

Конечно, иногда конкретная обстановка вынуждает профессионалов той или иной области обеспечения безопасности расширять рамки своей деятельности и решать несвойственные им задачи совершенствования и реализации политики развития. Обычно это происходит, когда органы государственного управления, ответственные за реализацию функций развития, длительное время проводят политику, игнорирующую задачи обеспечения безопасности и порождающую в результате этого массу серьезных, не встречающих отпора угроз. Порой и сами органы власти, ответственные за реализацию функций развития, стремятся передать часть своих функций существующим или новым органам обеспечения безопасности, наивно полагая, что многие проблемы развития легче решить чисто силовыми методами под эгидой системы обеспечения национальной безопасности.

Однако по большому счету подобное расширение функций системы обеспечения безопасности неизбежно формирует новую реальную угрозу безопасности общества со всеми вытекающими из этого последствиями, в потенции аналогичными концу 30-х годов, когда НКВД в широких масштабах занимался решением многих проблем развития на основе подневольного труда. Поэтому общество, и в первую очередь государственный аппарат, включая работников системы обеспечения национальной безопасности, должны четко осознавать скрытую опасность отмеченной подмены приоритетов и понятий в нашей жизни. Все это не так безобидно и не может быть в полной мере объяснено простой безграмотностью в области государственного управления и национальной безопасности. О необходимости разделения функций развития и безопасности должны иметь четкое представление прежде всего работники системы обеспечения национальной безопасности, и в первую очередь силовых ведомств, потому что

именно на них, как это было уже неоднократно на протяжении всего XX века, политики спишут все изъяны своего интеллектуального, профессионального и морально-этического уровня.

Непонимание принципиального отличия развития и безопасности ведет вообще к парадоксальным выводам, в частности у российских законодателей. Так, Комиссия по проблемам устойчивого развития Государственной Думы ФС РФ утверждает даже, что "понятие устойчивого развития включает в себя экологическую, экономическую, военную и т.д. безопасность, а с другой стороны,безопасность предполагает определенную степень устойчивости"5.

Как видим, примеров подмены и смешения проблем развития и безопасности достаточно и у нас в стране, а не только на Западе. Объективная основа для этого, как уже отмечалось, есть: в современных условиях уровень безопасности определяется уровнем развития. Однако эта зависимость далеко не линейная и жестко детерминированная. История человечества убедительно свидетельствует о громадном числе прекрасных стран и даже цивилизаций, исчезнувших под напором куда менее развитых варварских стран и народов.

Поэтому высокий уровень развития ни в коей мере не гарантирует столь же высокого уровня безопасности. Следует четко понимать, что более развитая страна и более развитый человек имеют просто большие возможности для обеспечения своей безопасности. Реализация же этих возможностей в практической деятельности может быть далеко не адекватной. При этом к тому же возникает сложная проблема измерения как уровня безопасности, так и уровня самого развития, в том числе и человеческого развития.

1 Отчет по человеческому развитию 1994, ПРООН, Нью-Йорк, 1994. С. 24.

2 Отчет по человеческому развитию 1994, ПРООН, Нью-Йорк, 1994. С. 23.

3 Отчет по человеческому развитию 1994, ПРООН, Нью-Йорк, 1994. С. 23.

4 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.,1889. Т. 5. С. 304.

5 Материалы Парламентских слушаний Гос. Думы ФС РФ, 5 октября 2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.