ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
www.orgpsyjournal.hse.ru
Новые перспективы психологии бизнеса. По итогам шестой международной научно-практической конференции «Бизнес-психология: теория и практика»
ИВАНОВА Наталья Львовна
Национальный исследовательский университет ««Высшая школа экономики», Москва, Россия
Аннотация. В статье проводится анализ современного состояния, тенденций и перспектив развития психологии бизнеса по итогам Шестой международной научно-практической конференции «Бизнес-психология: теория и практика (НИУ ВШЭ, Москва, Россия), которая проходила в НИУ ВШЭ с 29 ноября по 1 декабря 2019 года. Конференция была подготовлена и проведена по инициативе магистерской программы «Психология в бизнесе» департамента психологии НИУ ВШЭ при сотрудничестве с Ассоциацией бизнес-психологов России. Металогической основой конференции является психология бизнеса (business psychology) — междисциплинарное направление прикладной психологии, которое было создано в Великобритании и в последние годы активно развивается в НИУ ВШЭ. Представленные доклады, их обсуждение, мастер-классы продемонстрировали рост интереса исследователей и практиков к научно-исследовательской деятельности в области психологии бизнеса. Конференция показала, что сегодня психология бизнеса является тем направлением прикладной науки, которое объединяет на междисциплинарном уровне специалистов самых различных направлений, стремящихся к общей цели — сделать бизнес более эффективным и в то же время более «человечным», способствующим повышению субъективного благополучия всех включенных в него людей, их личностному и профессиональному развитию. В докладах и на мастер-классах было представлено много интересных идей и технологий для психологического сопровождения бизнеса на всех уровнях: личностном, организационном, средовом. Среди тенденций развития психологии бизнеса выделяется рост интереса со стороны психологов и практиков к бизнес-психологическим моделям и технологиям работы с личностью, организацией, внешней средой бизнеса. Становится всё более явной тенденция роста интереса к теории и практике бизнес-психологии со стороны представителей бизнеса, в том числе и руководителей компаний. Более понятными как исследователям, так и практикам, становятся основные сильные стороны бизнес-психологов: междисциплинарный подход, профессионализм и способность к адаптации, эффективность в коммуникациях, системное решение проблем, направленность на развитие. Последовательно проявляется тенденция роста требований к личностному и профессиональному уровню бизнес-психолога как профессионала, который работает на развитие руководителя, персонала, организации. Основные перспективы развития психологии бизнеса: включение в структуру психологии бизнеса новых предметных областей исследований и практической деятельности; появление новых треков в структуре подготовки бизнес-психологов; внедрение психологии бизнеса в различные сферы деятельности человека; усиление влияния психологии бизнеса на развитие методов психологической помощи.
Ключевые слова: конференция, бизнес-психология, психология бизнеса, тенденции развития психологии бизнеса.
Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.
E-mail: [email protected]
Методологическая основа конференции: бизнес-психологический подход
Ежегодная конференция по бизнес-психологии проводится в русле методологии психологии бизнеса — нового направления прикладной психологии. Психология бизнеса (business psychology) — это современная отрасль прикладной психологии, которая возникла на стыке организационной, социальной психологии, психологии труда и психологии личности, а также экономики, социологии и менеджмента под влиянием процессов социального и экономического развития общества. Объектом психологии бизнеса является деятельность людей и организаций по созданию, развитию и повышению эффективности бизнеса с учётом комплекса факторов. Предметное поле психологии бизнеса включает широкий круг психологических явлений, закономерностей, механизмов, связанных с этой деятельностью и формирующих бизнес как среду самореализации, развития и взаимодействия личности. Психология бизнеса изучает факторы и условия бизнеса как деятельности, социальной среды и социального института (Иванова, Михайлова, Штроо, 2008).
Развитие психологии бизнеса связано, прежде всего, с вузами Великобритании, которые стали научно-методической площадкой создания учебных программ и публикаций в этой сфере. Так, учебное пособие «Business Psychology and Organizational Behavior» профессора Е. Маккена из Университета Западного Лондона впервые было опубликовано в середине 1990-х годов и с тех пор переиздавалось несколько раз (McKenna, 2000). Первыми образовательными программами подготовки бизнес-психологов стали магистерские программы «Business Pcyhology» Университета Вестминстера (The University of Westminster, руководитель профессор Стивен Бентон) и Лондон Метрополитен Университета (London Metropolitan University, руководитель Найджел Мэрлоу). Эти программы работали около 20 лет и затем были преобразованы, в них появляются новые содержательные элементы. Так, бизнес-психологический подход, который формировался в Университете Вестминстера, теперь в большей степени фокусируется на решении организационных проблем бизнеса, что послужило открытию новой магистерской программы «Business and Organizational Psychology» в Школе Бизнеса. А подход к бизнес-психологии, который развивался в Лондон Метрополитен Университете, нашёл воплощение в Университетском колледже Лондона (University College London, UCL). В этом одном из лучших университетов мира сегодня успешно работает программа «Industrial/ Organisational and Business Psychology», директором которой является доктор Димитрий Тсиврикоз (Dr Dmitri Tsivrikos), ученик и соратник Н. Мэрлоу.
Надо отметить, что появление психологии бизнеса в Великобритании не является случайностью, а во многом отражает логику развития образования и науки в этой стране. Именно здесь ещё на рубеже XVII—XVIII веков были заложены основы обучения, направленного на подготовку человека к решению практически важных задач. Это ярко отражено в так называемой модели воспитания джентльмена Дж. Локка, сочетающей в себе научные, практические и ценностные компоненты. Хотя она изначально была адресована, тем кто имел возможность получить хорошее воспитание дома, как, например, в дворянских семьях, тем не менее, в ней были принципы, которые в последствие привели к повсеместному росту учебных программ, ориентированных на комплексное, гармоничное и практико-ориенти-рованное обучение. Джентльмен должен уметь не только утончённо вести себя в обществе, но и отличаться качествами предприимчивого человека, практически подготовленного к выполнению многих задач и решению проблем (Локк, 1981).
В России психология бизнеса начала оформляться также в конце ХХ века. Отчасти, в развитии этого направления проявилась сложившая в нашей стране методология и традиция
изучения поведения человека в рамках конкретных видов деятельности в сфере образования, промышленности, спорта, военного дела, покорения космоса и так далее. В 1990-е годы в России активно стал формироваться новый социальный институт — бизнес, который придал импульс появлению психологии бизнеса как новой прикладной отрасли психологии. В это время чётко обозначился запрос от организаций на экономически целесообразные инструменты психологического сопровождения бизнеса, способствующие его оптимальному развитию с учётом «человеческого фактора» и повышению эффективности бизнес-организаций (Емельянов, Поварницына, 1998). Как следствие, проявляется потребность психологов осмыслить со своих позиций закономерности становления бизнеса, его ценностную основу, факторы успеха в бизнес-деятельности. В конце 1990-х — начале 2000-х годов появились публикации, отражающие весьма непростой процесс формирования психологии бизнеса по отношению к уже сложившимся направлениям психологии: экономической, организационной, труда, спорта и так далее. Наиболее существенный вклад в развитие психологии бизнеса внесли работы: «Экономическая психология» (А. Л. Журавлёв, О. С. Дейнека и другие), «Бизнес-психология» (Г. Бардиер, Н. Рысёв и другие), «Психология бизнеса» (Е. Н. Емельянов, С. В. Поварницына), «Бизнес — это психология» (М. Мелия), «Экономика и психология бизнеса» (А. И. Самоукин, Н. В. Самоукина), «Введение в психологию бизнеса» (Н.Л. Иванова, Е. В. Михайлова, В.А. Штроо), «Психология бизнеса» (Н. Л. Иванова, В. А. Штроо и другие).
В России оформление этого направления во многом связано с деятельностью психологов Национального исследовательского университета Высшая школа экономики. В 2004 году была открыта первая в России образовательная программа подготовки психологов для бизнеса — магистерская программа «Психология в бизнесе» (со-руководители профессор Н. Л. Иванова и профессор В. А. Штроо), а позднее — научно-учебная группа по исследованию психологических проблем в бизнесе (руководитель — проф. В. А. Штроо). Большой вклад в разработку программы внесли профессор В. Д. Шадриков — научный руководитель факультета психологии НИУ ВШЭ, и профессор Л. А. Петровская — основатель теории и практики социально-психологического тренинга в нашей стране. Это помогло включить в содержание учебных дисциплин важнейшие для задач практико-ориентированного обучения наработки отечественных психологов, которые существенно обогатили существующую в то время британскую бизнес-психологическую модель. Создание такой программы, как «Психология в бизнесе» стало возможным благодаря коллективу специалистов, которые, имея высокий уровень теоретической подготовки, постоянно развиваются.
Такое развитие психологии бизнеса в НИУ ВШЭ было бы невозможно без развития научных и методических контактов с коллегами из Великобритании — места, где впервые мире было создано это направление. Это создатели первых программ подготовки бизнес-психологов в Лондоне — Найджел Мэрлоу, Димитрос Тсиврикоза (London Metropolitan University) и Стивен Бентона (The University of Westminster). Благодаря этому сотрудничеству также формировалось содержание курсов программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ. В этом процессе учитывался опыт подготовки бизнес-психологов в ведущих вузах Великобритании, а также многолетний мониторинг востребованных компетенций психологов в российском бизнесе. Благодаря сотрудничеству бизнес-психологов России и Великобритании сформировались те подходе к психологии бизнеса, которые сегодня становятся всё более узнаваемым в бизнесе и обществе в целом. Важным этапом развитие бизнес-психологического подхода в НИУ ВШЭ является разработка новых подходов к практической деятельности, таких как бизнес-психологический консалтинг (Елисеенко, Иванова, 2018).
Важно отметить, что сам термин «психология бизнеса» больше соответствует традиции названий направлений психологии в отечественной практике. Но применяется также и
термин «бизнес-психология», как буквальный перевод английского названия. В этом смысле данные понятия выступают как синонимы. В то же время, в России по отношению к новому направлению прикладной психологии закрепилось название «психология бизнеса», а по отношению к научно-практическому подходу, который развивается на основе этого направления — «бизнес-психологический подход». Психология бизнеса, как молодое направление в психологии, активно развивается. Каждая образовательная программа, которая работает в русле бизнес-психологического подхода, вносит свою лепту в методологию и практику, что делает палитру представлений о психологии бизнеса очень разнообразной. Поэтому необходим постоянный обмен мнениями, результатами исследований, технологиями с коллегами из разных вузов, для дальнейшего развития этого методологически сложного, но в высшей степени практически значимого направления в психологии. В этих целях в НИУ ВШЭ ежегодно проводится научно-практическая конференция по бизнес-психологии, которая привлекает всё больше специалистов из разных городов России и других стран.
Бизнес-психологическое содержание конференции
По сложившейся традиции программа конференции включала в себя три части: открытие, доклады спикеров и мастер-классы. На открытии конференции кроме приветственных слов, были обозначены основные этапы становления психологии бизнеса в мире и в департаменте психологии НИУ ВШЭ. Именно подход к психологии бизнеса, который сложился в НИУ ВШЭ, был представлен всем участникам конференции. Соответственно этому подходу, в содержании конференции были представлены доклады по направлениям: деятельность и личность бизнесмена; организация как инструмент бизнеса; социокультурная среда развития бизнеса.
Пленарное заседание
Открыла конференцию доктор психологических наук, профессор Н. Л. Иванова — председатель оргкомитета конференции, академический руководитель магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ, соучредитель Ассоциации бизнес психологов России. В своём докладе «Психология бизнеса: подходы и принципы» она кратко рассказала о становлении и развитии бизнес-психологии, подходах и сложившихся направлениях научно-исследовательской деятельности. Она отметила, что психология бизнеса как направление прикладной психологии, формировалось на протяжении последних десятилетий. В настоящее время в России основным центром развития бизнес-психологического подхода является магистерская программа «Психология в бизнесе» департамента психологии НИУ ВШЭ, которая работает с 2004 г. Преподавателями и студентами этой программы разрабатывается и наполняется новым содержанием оригинальный подход к психологии бизнеса. В докладе было показано, какую роль в развитии психологии бизнеса в России сыграли сотрудники факультета психологии НИУ ВШЭ: профессор В. Д. Шадриков, профессор А. К. Болотова, профессор Л. А. Петровская, профессор В. А. Штроо и другие. Кроме того, она подчеркнула, что большой вклад в развитие бизнес-психологии в России внесли наши коллеги из Великобритании: профессор Стивен Бентон, преподаватель Найджел Мэрлоу, доктор Димитрос Тсиврикоз и другие. Они неоднократно приезжали в НИУ ВШЭ со своими лекциями, мастер-классами, а также организовывали краткосрочные занятия для наших студентов в Лондоне.
Н. Л. Иванова кратко представила суть подхода к подготовке бизнес-психологов в НИУ ВШЭ. Она показала, что в бизнес-психологические технологии способствуют совершенствованию системы управления, реализации поставленных целей в бизнесе. Бизнес-психологи —
это профессионалы, которые получают системную подготовку. Они проходят путь личностного и профессионального самоопределения, осваивают инструменты диагностики, навыки тренинга, консультирования, коучинга на индивидуальном и групповом уровне, обучаются эффективным коммуникациям. Всё это создаёт для них возможность выявлять психологически обусловленные проблемы в бизнесе и эффективно справляться с ними. Как показывает ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников программы, в бизнесе востребованы люди, которые понимают смысл функционирования бизнеса и управления им, имеют комплексное видение проблемной ситуации в бизнесе, способны подходить к её анализу на различных уровнях: от индивидуального до социокультурного. В докладе были выделены следующие принципы подготовки бизнес-психологов: комплексный подход, сочетание проверенных психологических знаний и современных инструментов с практической ориентированностью, лёгкостью донесения информации.
Н. Л. Иванова также подчеркнула, что развитие психологии бизнеса в нашей стране, совершенствование профессионального развития бизнес-психологов требуют постоянного обмена опытом и поиска направлений дальнейшего развития бизнес-психологического сообщества. В этом направлении НИУ ВШЭ проводит большое количество научно-практических мероприятий: семинары, летние и зимние школы, международные конференции. Ежегодные международные научно-практические конференции по психологии бизнеса стали визитной карточкой магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ. Эти конференции носят междисциплинарный характер, дают представление о различных подходах к исследованиям и их практическому применению в сфере предпринимательства и бизнеса, поэтому привлекают широкий круг участников из разных сфер. В этом году, уже традиционно, в работе конференции приняли участие преподаватели вузов и студенты, консультанты, руководители компаний, предприниматели.
С приветственным словом «Бизнес-психология в НИУ ВШЭ» к участникам конференции обратилась профессор М. В. Фаликман, руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ. Она отметила, что департамент психологии НИУ ВШЭ сегодня относится к числу наиболее интенсивно развивающихся структур подготовки психологов. Это не случайно, так как в мире наблюдается бурный рост развития психологии среди всех наук о человеке, появляются новые научные направления. Положительный имидж департаменту психологии НИУ ВШЭ приносят как фундаментальные исследованиях, которые проводятся в русле общей, социальной, кросс-культурной, когнитивной психологии и психофизиология, так и прак-тико-ориентированные направления. Психология бизнеса занимает достойное место среди них. Исторически сложилось, что включились в разработку этого направления сотрудники кафедры организационной психологии департамента. Они разрабатывали одну из первых магистерских программ по направлению «Психология». Среди других психологических магистерских программ эта программа выделяется своим особым современным подходом, практической направленностью, качественной подготовкой студентов и неутомимо работой преподавателей. Эта программа постоянно развивается с учётом новых вызовов времени и возможностей психологии, как фундаментальной, так и прикладной. Сейчас развитие психологии бизнеса в России проходит преимущественно на базе этой образовательной программы. М. В. Фаликман выразила надежду, что благодаря конференции развитие психологии бизнеса получит новый импульс, а участники останутся довольны уровнем докладов и мастер-классов, обретут новые контакты для своего профессионального развития.
С приветственным словом от Ассоциации бизнес-психологов выступила (АБП) О. И. Ходзинская, Вице-президент АБП, член Ассоциации бизнес-психологов Великобритании (ABP), бизнес-психолог, консультант, коуч. Уже традиционно на конференциях по психоло-
гии бизнеса О. И. Ходзинская раскрывает важность развития профессионального сообщества бизнес-психологов, создания творческой и продуктивной среды профессионального становления этих специалистов. Она вновь провела экскурс в историю создания АБП в России, когда в 2013 на конференции «Бизнес. Общество. Человек» состоялось учредительное собрание АБП. На этом собрании присутствовали коллеги из многих городов России, а также представители Ассоциации бизнес-психологов Великобритании Адина Тэру и Билл Майтон-Уайт. Все они включились в обсуждение целей и задач АБП, актуальности и перспектив создания такого профессионального объединения. В ходе обсуждения были приняты некоторые важные решения по вопросам регистрации ассоциации, а также по основным направлениям её деятельности. Был избран президент АБП России, профессор Т. Ю. Базаров. Позднее, в 2104 г. было получено свидетельство о государственной регистрации Ассоциации как некоммерческой организации и создан официальный web-сайт: http://abp-rus.com. О. И. Ходзинская рассказала о современном состоянии и планах развития АБП, преимуществах, которые даёт членство в этой организации практикам, а также выделила проблемы роста нового направления, необходимость чёткого позиционирования среди других подходов и направлений в прикладной психологии.
Доклад «Счастливая организация: возможности и ограничения бизнес-психологии» представил д. психол. н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, президент АБП России Т. Ю. Базаров. Как всегда, доклад Т. Ю. Базарова отличался глубиной и опорой на серьёзные научные разработки и вместе с тем яркой подачей. Обсуждалась очень актуальная для условий нестабильности и турбулентности бизнеса проблема. В докладе были показаны возможности и ограничения бизнес психологии в исследовании феномена «организационного счастья» и оказании помощи бизнесу. Основные вопросы: Возможны ли «счастливые организации» или в этом и состоит ключевая цель управления бизнесом? Как связано организационное счастье с эффективностью организации? Какими общими чертами обладают счастливые организации?
Были представлены психологические механизмы, определяющие организационное счастье формулой «4С» (Самоопределение, Самоорганизация, Синхронизация и Субъектность). Как президент АБП России, Т. Ю. Базаров особое внимание уделил вопросам самоорганизации группы как важнейшему фактору успеха любой группы, в том числе и сообщества бизнес-психологов. Опираясь на работы известных отечественных социальных психологов, таких как А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Л. И. Уманский было представлено определение самоорганизации группы, которое будет полезно помнить всем, кто начинает создавать новое дело, новую организацию: «Самоорганизация группы выступает как способность её лидера и каждого члена к развитию своих внутренних ресурсов — личностных структур сознания, придающих смысл совместной деятельности». Обращение к формуле 4С позволяет выдвинуть гипотезы для будущих исследований, например: «самоорганизация связана с саморазвитием (развитие заставляет группу формировать собственную цель)», «самоорганизация реализуется через кризисы (они и есть — импульс к целеполаганию)», «самоорганизация обусловливается неопределённостью внешнего мира (предсказуемость и стабильность противопоказаны целеполаганию)». Всё это имеет прямое отношение к проблеме счастья в организации, в частности, в вопросе о связи организационного счастья с эффективностью организации.
Тахир Юсупович показал, что психология бизнеса представляет собой направление, которое отвечает на многие парадоксы и вызовы времени. Позиционирование бизнес-психологов демонстрирует запрос на междисциплинарный, комплексный взгляд, где мысль психолога придаёт новый импульс управленческому решению и помогает эти противоречия разрешать с гуманистической позиции, не забывая при этом и главную цель бизнеса, направ-
ленную на создание определённого продукта, востребованного обществом. Главное, что именно в методологии психологии бизнеса заложена органичность и непротиворечивость феномена «организационного счастья» и достижения целей бизнеса. Гармония ценностей и результатов — это труднодостижимая задача. Но в психологии бизнеса она ставится как практическая цель работы психолога. И это даёт надежду на жизнеспособность и перспективность счастливых организаций в условиях бизнеса.
Доклад «Rethinking Gossip in Organizations (Переосмысление сплетен в организациях)» представила Кэтрин Вэддингтон (K. Waddington), академический руководитель магистерской программы «Business Psychology» университета Вестминстера, бизнес-психолог, член АВР Великобритании. Будучи исследователем и практиком, К. Вэддингтон хорошо понимает спектр проблем, которые возникают в бизнесе и требуют психологического вмешательства. Она представила то направление в психологии бизнеса, которое в университете Вестминстера развивается уже на протяжении более 20 лет, начиная с разработки модели С. Бентона. Как бизнес-психолог, К. Вэддингтон работает на индивидуальном уровне с руководителями и персоналом организаций.
Доклад был посвящён проблеме организационных коммуникаций и значению бизнес-психологических исследований в этой области для повышения эффективности управления бизнес-организациями. Много лет К. Вэддингтон исследует сплетни в организациях и показывает, что не следует пренебрегать этим явлением организационных коммуникаций, знаниями и особым ресурсом бизнеса и управления. К этим выводам она пришла ещё в ходе работы над своей докторской диссертацией (PhD), которую она защищала в Университете Лондона (University of London). Своими исследованиями К. Вэддингтон бросает вызов господствующим в менеджменте представлениям о том, что сплетни — это тривиальные или испорченные разговоры, которые следует избегать на рабочем месте. Вместо этого она доказывает, что сплетни являются важнейшим процессом коммуникаций в организации. Именно в сплетнях информация, касающаяся индивидуальной жизни сотрудников, переформатируется на организационном уровне анализа. Это дает возможность получить реляционные знания о системных неудачах и плохой деловой практике в организациях.
В докладе автор показывает, что организационные сплетни также являются ценным индикатором раннего предупреждения о рисках и неудачах организационных систем, а не просто носителями какой-то информации относительно индивидуального поведения и межличностных отношений. Поэтому автор обращает внимание на то, что существует потенциально важная ценность в переосмыслении сплетен как аспекта организационной коммуникации и знаний. Автор считает, что своими исследованиями сплетен в организациях она бросает провокационный вызов господствующему мышлению о сплетнях в бизнесе и на рабочем месте. В докладе на основе данных эмпирических исследований показано, что если слушать, а не игнорировать или замалчивать сплетни, это может дать новое понимание таких областей деловой психологии, как принятие решений и лидерство в отношениях.
Доклад «Корпоративная психология: современные тенденции» представила проф. О. С. Дейнека. В докладе показано, что современная бизнес-организация функционирует в определённой культурной среде (менталитет населения, баланс «традиции / инновации», отношения в системе «бизнес — государство»). При этом она вырабатывает собственные нормы, ценности, модели поведения, ритуалы, которые формируют её корпоративную культуру. О. С. Дейнека рассматривает корпоративную культуру как модель поведения внутри бизнес-организации, сформированную в процессе её функционирования и разделяемую всеми её членами. О корпоративной культуре можно судить по целям, ценностям, нормам, правилам, принципам и традициям. Подробно раскрываются основные компоненты корпо-
ративной культуры: система лидерства, миссия организации, стиль разрешения конфликтов, система коммуникации, этикет делового общения, качество деятельности, символика, лозунги, организационные табу, ритуалы.
В яркой и полемичной форме представлены проблемы власти в организации, её роли в формировании и поддержании корпоративной культуры. Был поставлен риторический вопрос: Управление или политика фирмы? В качестве основной цитаты автор приводит высказывание Мишеля Крозье: «...всякая система коллективного действия складывается как система власти... Ибо коллективное действие есть не что иное, как повседневная политика». Далее на основе ответа на этот основополагающий для существования любой организации вопрос автор предложила своё видение психологических предпосылок корпоративности. Среди этих предпосылок были отмечены такие, как: прозрачность (транспарентность), обратная связь, долговременные отношения, рациональность отношений, эмоциональная связь, эмоции успеха, гордость. В докладе на примере анализа корпоративной культуры и этики большой организации, по сути, показаны направления психологического анализа корпоративной психологии, выделены составляющие корпоративной этики в рамках корпоративной культуры.
На примере университета, как организации были выделены следующие составляющие корпоративной культуры: общие цели и сопряженная мотивация всех участников большого коллектива, отношения между членами коллектива, общие ценности, нормы и принципы жизни и деятельности. О. С. Дейека показала, что дают различные модели типов культуры организации для практического анализа. Рассматривались модели К. Камерона и Р. Куинна, Г. Хофстеда, Д. Зоненфельда, Р. Акоффа, Б. Карлоффа. В докладе представлен тип взаимоотношений, характерный для корпоративной культуры вуза. В частности, показано, что в вузе преобладают умеренно-авторитарные вертикальные отношения, для которых типично повышенное внимание к позиции руководства, сравнительно высокий уровень ответственности перед организацией, которую представляет ректор. Выделены следующие основные корпоративные ценности вуза.
1. Постоянное совершенствование: обучение, развитие во всех направлениях своей деятельности, профессиональное и личное совершенствование работников, инициативность, творческий подход.
2. Партнёрские отношения: индивидуальный подход к каждому работнику, открытость к общению, умение учитывать иную позицию.
3. Командный дух: деловая этика, коллективная ответственность, взаимопомощь и взаимоуважение.
Эти ценности проявляются в правилах корпоративного поведения. Согласно этим правилам, всем участникам образовательного процесса необходимо проявлять вежливость, тактичность и ответственность: к себе, к коллегам, к администрации, к социальному окружению.
В корпоративном поведении определились две противоположные установки: на соперничество и на сотрудничество. Установка на соперничество проявляется в таких показателях как: усиление чувства одиночества, черно-белое видение мира, упрощение в оценках людей, тенденция обезличивания, снижение творческой активности, враждебность, агрессия, неуверенность, снижение самооценки, парадоксальный страх победы, снижение доверия. Установка на сотрудничество проявляется в показателях: повышается уверенность в себе, создается благоприятный фон для деятельности и творчества, повышается эффективность деятельности, выгода для обоих партнёров, возрастает доверие. Проведённый анализ корпо-
ративной психологии организации позволил сделать вывод, что коллектив, обладающий эффективной корпоративной культурой, отличается следующими признаками:
• слаженность, взаимодействие, командный дух;
• преданность организации и готовность соответствовать её высоким стандартам;
• удовлетворение работой и гордость за её результаты;
• готовность к переменам, вызванным требования прогресса и конкурентной борьбой, невзирая на трудности и бюрократические препоны;
• высокая требовательность к качеству труда.
Проведённый автором анализ корпоративной культуры и этики организации может быть применен к организациям любого типа. Для бизнеса здесь заложено много важных идей для развития системы управления на основе анализа корпоративной психологии.
Доклад «Психология бизнеса: от учебной дисциплины к формированию мировоззрения студентов-менеджеров» Е. Н. Махмутовой, канд. психол. наук, доцента кафедры педагогики и психологии МГИМО был посвящён анализу текущего состояния бизнес-психологии и представленности этого направления в российских вузах. В докладе сделан обзор индивидуально-психологических особенностей личности в бизнесе в соотнесении с некоторыми современными условиями ведения бизнеса в России. Показана проекция этих особенностей в компетенциях вузовской учебной дисциплины «Психология бизнеса». Показано, что благодаря сотрудничеству бизнес-психологов России и Великобритании, сформировался подход к психологии бизнеса, который привлекает специалистов из сферы образования благодаря его нацеленности на комплексную подготовку специалистов в области практической психологии. Е. Н. Махмутова большое внимание уделяет формированию мировоззрения студентов. Мировоззрение как предмет психологического исследования рассматривается через его основные компоненты — познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой, практический — с указанием возможного вклада формируемых компетенций в мировоззрение студентов-менеджеров.
Всем присутствующим было интересно узнать, что развитие психологии бизнеса имеет оптимистичные перспективы в МГИМО. В структуре подхода МГИМО к психологии бизнеса автор выделяет два типа составляющих - институциональные и образовательные (Иванова, Махмутова и др. 2019). Институциональные опираются на соответствующий контекст официальных документов РФ и выступлений главы министерства иностранных дел С. В. Лаврова. Образовательные — связаны с особенностями профессиональной подготовки студентов международного профиля, практике учебного процесса МГИМО и месте в нём психологии бизнеса.
Московский государственный институт международных отношений (университет), согласно его уставу, подотчётен Министерству иностранных дел РФ, что, по сути, определяет специфику проводимой им образовательной деятельности. Являясь системообразующим образовательным учреждением высшего образования Учебно-методического объединения по укрупненной группе направлений подготовки «Политические науки и регионоведение» и осуществляя функции базового образовательного учреждения высшего образования по направлениям подготовки «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «Реклама и связи с общественностью», МГИМО имеет разнообразные возможности для организации, проведения и развития как фундаментальных, так и прикладных научных исследований, и внедрения их в образовательный процесс вуза. Психология бизнеса как современная отрасль прикладной психологии не является в этом смысле исключением. Инновационной составляющей доклада явилось обсуждение проблемы формирования мировоззрения студентов-менеджеров в условиях цифровизации бизнеса.
Доклад «Новые способы работы в высшем образовании: повышение благополучия академических работников с помощью принципов холистической и позитивного психологии» (New Ways of Working in Higher Education: Enhancing Wellbeing in Academic Employees with Holistic and Positive Psychology Principles) представила доктор Л. Мэтьюмен (Dr L. Matthewman), старший преподаватель, Председатель руководящей группы форума ведущих руководителей курсов, Вестминстерская бизнес-школа Университета Вестминстер в Лондоне (Chair of the Course Leaders Forum Steering Group, Westminster Business School). Доклад посвящался проблеме благополучия работников высшего образования, связанной с высоким уровнем стрессов в этом виде деятельности, что может негативно сказываться на результатах образовательного процесса. Л. Мэттьюмен давно работает в области позитивной психологии. Она представила участникам журнал Psychology Teaching Review (Том 24, № 1, 2018), где была приглашённым главным редактором. Этот номер журнала был полностью посвящён проблеме благополучия (wellbeing).
В докладе проводится обобщение результатов исследований, проведённых в русле комплексной методологии, сочетающей позитивный и холистический подходы в обучении. Вводится понятие Холистического бизнес-психологического изучения (Holistic Business Psychology Studying), что означает «целостность и благополучие», системное сочетание в обучении инновационной психологической науки с традиционными целительскими мудростями и парадигмами исцеления в комплементарной терапии (The Association for Integrative Psychology, 2005).
В докладе поставлена цель показать, как принципы и методы позитивной психологии могут помочь в практике работы преподавателей для повышения их устойчивости и благополучия. Л. Мэттьюмен рассмотрела моделью благополучия PERMA для исследования межличностных отношений преподавателей, методы повышения устойчивости, используемые коллегами в повседневных взаимодействиях, соотнесла исследования с ценностями прогресса и сострадания. Были показаны интересные идеи и выводы из работ позитивных психологов.
1. Одним из преимуществ позитивного психологического мировоззрения на практике является то, что ощущение счастья и переживание положительных эмоций фактически увеличивает наши шансы на успех (Lyubomirsky, King, Diener, 2005).
2. Счастье заразительно; те, у кого есть счастливые друзья и значимые другие, с большей вероятностью будут счастливы в будущем (Fowler, Christakis, 2008).
3. Использование сильных сторон в командной среде может повысить личную производительность (Linley, 2007).
4. Более глубокое понимание сильных сторон может помочь достичь более высокую самоэффективность — ключевой компонент психологического капитала, от которого зависит субъективное и психологическое благополучие (Youssef, Luthans, 2010).
5. Люди, которые проявляют доброту по отношению к другим, не только повышают свое благосостояние, но и становятся более предпочтительными для своих сверстников (Layous, Nelson, Oberle, Schonert-Reichl, Lyubomirsky, 2012).
6. Ключевыми преимуществами счастья на работе, по-видимому, являются открытость к обратной связи, креативность и инновации, долгосрочный успех в карьере, а также психическое и физическое благополучие (Lutterbie, Pryce-Jones, 2013).
7. Небольшие, простые действия могут оказать большое влияние на наше счастье, а это означает, что не требуется много усилий, чтобы ваше рабочее место стало более счастливым и позитивным местом (Kjerulf, 2016).
В докладе была рассмотрена модель PERMA, включающая в себя следующие параметры: позитивные эмоции (positive emotions), взаимодействие (relations), достижения (accomplishment), вовлечённость (engagement), смысл (meaning). Было обнаружено, что благо-
получие является не только результатом благоприятных жизненных обстоятельств, таких как академический успех и удовлетворительные отношения, но и предиктором этих результатов (Любомирский и др. 2005).
Л. Мэттьюмен представала разные описания понятия «устойчивость» (sustainability). «Интерактивный продукт отношений, мыслей, подходов, поведения и, возможно, физиологии, который помогает вам лучше справляться с трудностями и быстрее восстанавливаться» (Dowlen, Knill, 2009). «Набор гибких когнитивных, поведенческих и эмоциональных реакций на ... неблагоприятные условия. Эти ответы могут быть изучены и доступны каждому» (Neenan, Dryden, 2009). «Способность объекта, личности или организации вернуться в своё прежнее состояние после нарушения, несчастья или изменения» (Bhamra et al., 2011). «Устойчивость грамотности в помогающих профессиях» (Grant, Kinman (2013). «Отношения и его внимание к сложным и динамичным взаимодействиям между индивидами» (Le Cornu, 2009).
Далее в докладе приводятся результаты качественного исследования проведённого Л. Мэттьюмен. Проводился анализ кейсов и данных полуструктурированных интервью в разговорном стиле. Интервью записывались на диктофон. На их основе были выделены темы, отражающие стратегии устойчивости. Были показаны пять ситуаций, связанные с анализом каждого компонента модели PERMA. Автор показывает достоинства и ограничения качественной методологии. В то же время, она считает, что, несмотря на малые количественные данные исследование позволяет сделать ряд выводов для практики. Прежде всего, важно развивать взаимодействие с другими людьми с точки зрения позитивной психологии, повышать осознанность и осознанность того, как мы взаимодействуем и работаем с другими, проявлять эмпатический или сострадательный подход к другим людям. Это может найти применение при подготовке мероприятий в организации. Например, перед собраниями можно включать созерцательный момент, эмоциональную регистрацию, менять тип разговора с коллегами, выражать благодарность, поздравлять с успехами, праздниками, давать положительную обратная связь и т.п. Также важно в работе с людьми включать коучинг и наставничество.
Доклад «Intercultural Corporate Team Communication and The Influence of Modern Technology» («Межкультурная корпоративная коммуникация и влияние современных технологий») представила Н. Ганапати (N. Ganapathi), старший специалист по административным и финансовым вопросам, Международная организация труда, профессор Университета народонаселения и ресурсов, приглашённый профессор Президентского колледжа в Индии (Женева, Швейцария). В своём докладе Н. Ганапати раскрывает суть бизнес-коммуникаций и их значение для организации. Она показывает, что коммуникации — это основной процесс, из которого вытекают все остальные функции организации. Эффективный коммуникационный обмен имеет основополагающее значение для устойчивых взаимоотношений и достижения организационных целей. Коммуникация — это то, что поддерживает эффективность внутренних процессов и помогает установить позитивные отношения с внешними клиентами; снижает частоту ошибок и конфликтов, но повышает жизнеспособность организации; влияет на удовлетворённость работой и лучшую производительность труда сотрудников.
Особое внимание уделяется значению командной работы в бизнесе. Показано, что это мотивирует единство на рабочем месте; раскрывает различные точки зрения и обратную связь; способствует достижению ясных и достижимых целей; приводит к большей эффективности работы; создает лучшие решения; способствует развитию отношений с сотрудниками; повышает удовлетворённость сотрудников и внешних клиентов. Автор выделяет коммуникационные технологии в командной работе. Среди них: быстрая связь; прямой
доступ; комфортное сотрудничество; повышение уверенности в себе; удалённое сотрудничество; устранение географических барьеров.
В докладе представлены результаты исследования, проведённого в многонациональной компании, в Восточной Европе. В этой компании работают представители более 55 национальностей, в общей сложности 372 человек. Среди них примерно поровну распределены мужчины и женщины. Филиалы этой компании находятся в Европе, Азии и Соединённых Штатах Америки. Первичные данные получены от 124 сотрудников (33%) для анализа влияния выделенных технологий на командную коммуникацию. Результаты показали, что технический прогресс помогает сотрудникам в различных направлениях быстро общаться (73%). Однако, в силу различных причин часто возникают недопонимание и непонимание (80%). Кроме того, существуют физические барьеры в организации выборки, взятой для исследования. Наибольшее внимание уделяется разнице во времени и расстояниях (29%), затем следуют шум (27%), окружающая среда и климат (19%), дизайн рабочего места (15%) и технические проблемы (10%). Несмотря на то, что технология стала частью нашей жизни, уменьшились личные взаимодействия со сверстниками, что привело к социальной изоляции. 82% респондентов ответили, что предпочитают неформальный и непринужденный стиль общения.
На основе проведённого исследования, автор даёт ряд рекомендаций по развитию системы коммуникаций в организации. Технология — это отличный инструмент для эффективного общения в команде. Однако для повышения личной эффективности и развития личностного потенциала владельцев бизнеса, очевидно, необходимо:
• практиковать политику открытых дверей. Это укрепляет доверие между сотрудниками;
• поощрять двустороннюю обратную связь;
• ценить индивидуальные сильные стороны и используйте их наилучшим образом;
• быть ясными в отношении задач и целей, чтобы человек знал свою приверженность и ответственность;
• использовать соответствующую платформу для коммуникации и воспользуйтесь преимуществами технического прогресса;
• обучаться навыкам деловых коммуникаций;
• понимать проблемы разнообразия в условиях мультикультурализма;
• поощрять личное общение или другие неформальные способы общения, чтобы избежать социальной изоляции.
Автор показывает, что это необходимые ступеньки технологии коммуникаций, на которые нужно обратить внимание в развитии управления бизнесом. В противном случае создается ситуация, которая негативно будет влиять на психическое благополучие сотрудников и поставит под сомнение имидж организации, её привлекательность для сотрудников и внешних наблюдателей и, как следствие, стабильность.
Проблемам управленческого консультирования был посвящён и доклад «Менеджмент и консалтинг здравого смысла» С. В. Елисеева, президента НИСКУ консультанта по управлению, независимого директора. С. В. Елисеев показал, что в современных условиях управленческое консультирование переживает кризис, так же как и многие направления бизнеса. Он выделил два условия возникновения кризиса в сфере управленческого консалтинга: а) неблагоприятные условия, воздействующие на всю систему; б) защитные механизмы управляющего мировоззрения, которое неспособно правильно отразить причинно-следственные связи. Усилению этих условий способствует информационный шум, разрыв реальной и виртуальной реальности (мира обсуждаемого и реального), смещение запросов на узкие решения, тонкие настройки. Здравый смысл в управлении оказывается между бюрократизмом и волюнтаризмом и всё больше превращается в категорию, присущую книжным
изданиям о бизнесе, а не реальности. В докладе были представлены типология консультационной помощи и типология взаимодействия, которые позволяют отчасти вернуться к здравому смыслу в управлении.
Доклад «Через сбалансированные организационные ценности к целевым организациям» («Through Balanced Organizational Values towards Purpose-Driven Organizations») представил И. Малбазик (Ivan Malbasic), PhD, доцент факультета Организации и информатики Университета Загреба, Хорватия. И. Малбазик пригласил участников поговорить о целях и ценностях организации, подумать над вопросом: Что такое «сбалансированные ценности» в организации и почему ценности в организации должны быть сбалансированы? За основу автор взял модель вдохновляющего лидерства С. Синека «Золотой круг». Согласно этой модели, для организации успешной работы компании, руководитель должен включить персонал в работу, вдохновить всех на достижение цели путем перехода от одного круга вопросов к другим: Почему? Как? Что? Иными словами, в основе любого серьёзного дела лежит вопрос ценностей, связанный с осознанием, зачем мы что-то делаем. В докладе проводится экскурс в историю понятия ценности, от древности до наших дней. Показано, что ценности, в широком смысле, определяют нечто ценное или желаемое для человека. В узком смысле они относятся к фундаментальным убеждениям и установкам, лежащим в основе общества или деятельности организации.
В организациях ценности являются руководящими принципами, в соответствии с которыми функционирует организация. Они объясняют, за что выступает организация, во что верит организация, и как таковые они направляют организационное поведение и решения. Образно говоря, это ДНК организационной культуры, «душа» каждой организации. Автор показывает, что сбалансированные организационные ценности необходимы современному бизнесу, поскольку остро стоит вопрос о балансе интересов между владельцами бизнеса, сотрудниками, менеджерами, государственными регуляторами, населением. Докладчик представил результаты исследования, посвящённого ответу на вопрос: Как управлять организационными ценностями для повышения общего успеха бизнеса? Изучалось влияние сбалансированных организационных ценностей на эффективность организации. Баланс организационных ценностей рассматривался как характеристика тех организаций, которые равномерно развивают ценности из разных, а не только из одной категории ценностей.
И. Малбазик познакомил участников конференции с моделью сбалансированных ценностей (МСЦ) в организации, позволяющей определить уровень сбалансированности ценностей и провести на этой основе сравнение эффективности организаций. МСЦ основана на миссии и включает в себя четыре основные ценностные категории.
A. Ценности бизнеса — относятся к системе бизнеса в организации как деятельность по извлечению прибыли.
Б. Реляционные ценности — относятся к системе коммуникаций, повышению качества в межличностных отношениях.
B. Ценности развития — относятся к системе развития персонала и компании, направлены на дифференциацию и постоянное совершенствование компании.
Г. Ценности вклада — относятся к системе результативности, направлены на то, чтобы сделать больше для заинтересованных сторон, чем строго требуют деловые отношения
На основе этой модели проводился ответ на вопрос: «Являются ли организации со сбалансированными ценностями, то есть с равным представлением ценностей из разных категорий с общей направленностью, более эффективными, чем организации с несбалансированными ценностями?» Проводилось масштабное исследование. Были изучены 24 крупных хорватских компании, опрошены 813 сотрудников. Результаты показали, что организации с более
высоким уровнем сбалансированных ценностей демонстрируют и более высокий уровень организационной эффективности. Приведённые в докладе данные способствуют лучшему пониманию роли организационных ценностей в бизнесе, особенно подчёркивая важность и роль сбалансированных организационных ценностей как одной из предпосылок успешного ведения бизнеса.
Доклад «Ситуативно-нормативный подход в системе управления кадрами» представила Л. Б. Садовникова, профессор Высшей банковской школы, Познань, Польша. В докладе на основе опыта работы в качестве исследователя и психолога-практика, автор показала, какие качества руководителей необходимо диагностировать и развивать для повышения эффективности их деятельности. Автор показывает роль ситуационно-нормативного подхода в развитии психологической готовности руководителей к выполнению своих задач в системе управления кадрами. Аргументируется, что без сформированной психологической готовности, в принципе, невозможно принимать адекватные и профессионально грамотные решения. При этом психологическая готовность к управленческому труду рассматривается как успешное решение задачи определения должного состояния объекта исследования и соответствия его деловых и личностных качеств требованиям среды и управленческой ситуации.
В докладе показано, что выявление и рациональное использование психологических составляющих личности управленца требуют кропотливой, многоуровневой работы как психологов-диагностов и психологов-консультантов, способных помочь в определении наличия у претендентов черт, качеств и управленческих способностей, так и постоянной работы самого управленца по самосовершенствованию (аналитическое регулирование, рефлексия и тому подобное). В докладе представлены результаты исследования, направленного на разработку модели качеств управленца с позиции проблемы интегральности психологических факторов. Были выделены следующие аналитические блоки этого исследования: разработка эффективной психологической модели управленца; построение оптимальной психологической модели; построение виртуальной (экспертно-заданной) модели управленца; построение реальной профильно-характерологической модели управленца; сопоставление оптимальной, реальной и виртуальной моделей (сравнительный анализ). На основе проведённого исследования автором была разработана интегральная профессионально-характерологическая модель личностных черт управленца. В модель вошли следующие качества: эмоциональность, самоорганизация, рациональность, экстраверсия-интроверсия, мотивация, стиль принятия решений, коммуникативность, социальная зрелось, эрудиция, лидерство-партнерство. Было показано, как применение этой модели используется в оценке и развитии управленцев промышленного предприятия.
Секционные доклады
Секционные доклады отражали все основные направления научных исследований современной психологии бизнеса: методология психологии бизнеса, особенности деятельности и личность бизнесмена, организация как инструмент бизнеса, проблемы рынка и культуры как факторов развития бизнеса. Первая секция была посвящена психологическим особенностям личности в бизнесе (модератор — доцент Н. В. Антонова). На второй секции обсуждались бизнес-психологические аспекты внешней и внутренней среды организации (модератор — профессор В. А. Штроо).
Новая традицией, которая создается на конференции — это специально организованная студенческая секция. Как и в прошлом году, её проводили профессор Т. Ю. Базаров и бизнес-психолог, аспирант НИУ ВШЭ Р. М. Кутуев. Они дают возможность студентам НИУ ВШЭ
представить результаты своих исследований и поделиться своим взглядом на существующие тренды в управлении персоналом. Эта секция интересна как для самих студентов, так и всех участников конференции. Студенты высоко оценили свой опыт участия в такой представительной конференции. Они также вдохновились высокими оценками своей работы со стороны преподавателей.
Практическая часть конференции
В практической части конференции традиционно были представлены мастер-классы ведущих практиков во всех содержательных областях бизнес-психологии: работа с личностью, организацией, рынком.
Первый мастер-класс «Настольная игра как ресурс развития бизнеса» провели В. П. Третьяков, д. психол. н., профессор кафедры эргономики и инженерной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, эксперт МАГАТЭ и А. В. Захаров, канд. психол. н., Ведущий инструктор АО «Авиакомпания «Россия», академик МНАПЧАК, EAAP. В. П. Третьяков и А. В. Захаров много лет занимаются разработкой игр, которые применяются в процессе подготовки персонала компаний с повышенными требованиями к вопросам безопасности. Согласно их подходу, эффективность тренировки персонала в этой сфере определяется не только техническими приемами и методами, но и работой со скрытыми психологическими факторами, определяющими поведение и взаимодействие пилотов. Для этого в процесс обучения включаются разнообразные психологический игры.
На мастер-классе они дали возможность участникам включиться в игру, которую применяют для подготовки пилотов-профессионалов с учётом отечественного опыта и международных стандартов. Это, так называемые порождающие игры, которые активно разрабатывает В. П. Третьяковым (Третьяков, 2016). Игра основана на включении участников в ситуацию, которая порождает понимания происходящего за счёт актуализации знаний и закрепляет «безопасное поведение» лётного состава. Интересно отметить, что использование таких игр позволяет достичь того уровня подготовки авиационного персонала, который рекомендован международным авиационным сообществом для обеспечения необходимого уровня безопасности полетов. Участники, пропустив через себя игровую ситуацию, познакомились также с принципами разработки различных деловых игр, узнали о специфике настольных игр.
Мастер-класс «Эмоциональная компетентность как метод роста осознанности бизнес-психолога» проводила А. В. Лебедева, генеральный директор Международного Эриксоновского Университета Коучинга, Executive Coach, Team coach, основатель и первый президент Представительства ICF в России. А. В. Лебедева представила специфику Эриксоновского подхода к коучингу как процессу профессионального партнёрства, направленного на творческое развитие, самореализацию личности во всех сферах жизни человека. Согласно определению коучинга, разработанному в Международной Федерации Коучинга (ICF), коучинг — это процесс партнёрства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором он с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал. Она показала как применяется коучинг, какая модель компетенций коуча лежит в основе его подготовки, что значит эффективный и профессиональный коучинг, в чём состоит значение коучинга для бизнес-организаций.
Долгожданной для всех участников стала возможность наглядно увидеть работу профессионального коуча и технологии современного коучинга. Поэтому все ждали демонстрацию
работы коуча с клиентом. В этом году проблема клиента была связана с его профессиональной неопределённостью, размытостью целей, задач и отсутствием чётких карьерных планов. Как первоклассный коуч, с многолетним опытом работы в самых разных организациях и самыми разными людьми, А. В. Лебедева наглядно показала, что значит правильно заданный вопрос для стимулирования мыслительной деятельности по анализу собственной ситуации. Она продемонстрировала тонкое владение техникой установления психологического контакта при общении с клиентом, умение создать благоприятную атмосферу для того, чтобы человек раскрылся и был готов и дальше продолжать развиваться в данном направлении.
Мастер-класс «Проективные методики арт-коучинга в диагностике и развитии бизнеса» провела Т. М. Венгржновская, PhD., Executive и командный коуч, член Ассоциации арт-терапевтов РАТА, основатель и директор Института Креативного мышления, автор уникальных методик по работе с рисунком. Она показала, что современный мир, который характеризуется высокой степенью неопределённости, диктует новые подходы к работе с человеком и группой. Талина Венгржновская, как основатель и директор Института креативного мышления, верит, что поскольку жизнь постоянно меняется и требует от нас новых качеств, билетом в новую реальность является креативное мышление. Она разрабатывает обучающие программы (семинары, тренинги, мастер-классы), которые помогают учиться изменять себя, чтобы не стоять на месте, включаться в новую жизнь. Прекрасный практик, коуч и консультант, Т. Венгржновская использует различные инструменты для оценки и развития потенциала лидеров и команд через инновационное мышление и креативность в бизнесе. Среди них арт-коучинг как искусство и практика изменений. На мастер-классе было показано, что арт-коучинг — это метод развития творческого потенциала человека или команды, соединяющий в себя техники и инструменты классического коучинга и неограниченные возможности арт-терапии и психологии зрительного восприятия.
Был представлен разработанный автором метод Арт Бриз. Методика диагностики и развития бизнеса. Аббревиатура (арт, бизнес, развитие, инновации, забота) вскрывает глубокий смысл работы психолога. В частности, активизацию творческих методов мышления в фокусе задач реального бизнеса, направленность на постоянный рост и трансформацию, поиск новых подходов и экологичность в отношении к человеку, организации и окружающей среде. Методика позволяет провести экспрес-диагностику команды на основе проектных методик. В результате создается: создание массива эффективных компетенций, оценка и выявление рисков деятельности самой командной в областях: команда-услуга / клиент-процессы, выработка сотрудниками индивидуальной карты развития на основе выбора личностных эффективных компетенций и заполнения индивидуальной карты, поднятие эффективности всех процессов бизнеса.
В качестве основного приема используются рисунки, которые позволяли всем раскрыть своё текущее состояние, настроиться на обсуждение темы, раскрыть некоторые элементы своего личностного потенциала и так далее. Было показано, как работает методика на примере нескольких реальных кейсов: реализация нового бизнеса, повышение эффективности лидера, стратегическая сессия: диагностика клиента, стратегическая сессия по диагностике бизнеса, оценка и развитие проектной команды, повышение вовлечённости команды и другое. Все участники мастер-класса почувствовали на себе креативную направленность арт-коучинга. Кроме того, они узнали, что создание креативного пространства способствует привлечению интересных людей, команд, компаний к совместным ярким творческим проектам.
Мастер-класс «Мистика продаж: символизм и психология в рекламе» провели проф. доктор философских наук Христо Кафтанджиев, Софийский университет, Св. Кл. Охридски,
КазГЮИУ д.п.н. Петр Константинович Власов, Институт Прикладной Психологии, Харьков, канд. филолог. наук Анна Аркадьевна Киселева, Институт Прикладной Психологии, Харьков. Мастер-класс включал в себя три презентации великолепных практиков о различных аспектах психологии рекламы. Первая часть мастер-класса посвящалась роль инициатора бизнеса, его мотивам и целям, представлениям о справедливом обмене, в создании продукта. В этом контексте уделялось внимание корпоративной культуре организации, сложившимся в компании представлениям о клиентах и способах взаимодействия с ними. Участники познакомились с подходом к рекламе как коммуникации инициатора бизнеса с клиентом. Они получили возможность подумать о проблеме психологического влияния разнообразных параметров организационного контекста на психологические особенности продвижения продукта организаций.
Во второй части был представлен процесс обучения клиентов сотрудничеству с организацией, использованию продукта и компетентному выбору. Было показано, что в ситуации изменений старые убеждения и стереотипы не работают, проверяется «мощность» бренда и его социальные позиции. Требуются действия, которые раньше не предпринимались. Поэтому перед компаниями возникают вопросы: «Что продавать?», «Кому продавать?» и «Как это лучше всего сделать?». Мастер-класс раскрывает психологические и символические механизмы маркетинговых и рекламных коммуникаций, позволяющие сформировать привлекательный образ бренда, пере-позиционировать компанию, произвести новое актуальное содержание в дискурсе на рынке. Участники познакомились со следующими компонентами маркетинговых и рекламных коммуникаций. 1. Психологические цели рекламы: реклама как влияние и процесс «обучения» клиентов сотрудничеству с организацией, использованию продукта, компетентному выбору и принятию решений. 2. Символизм в рекламе: создание символов и символического пространства. Мифологическое мышление потребителей, архетипы и их психологические, семиотические характеристики. Апелляция и мифы; физические, пространственные, биологические, психологические и социальные и культурные архетипы. 3. Рекламная концепция и план: образ брэнда. Психологические особенности формирования образа продукта и ожидания клиентов. Рекламная стратегия. Уникальное предложение о продаже. Многоаспектность и многоканальность в рекламе. Рекламный продукт. Критерии выбора рекламного продукта. Интенсивность рекламного влияния. 4. Рекламные тексты: разнообразие рекламных текстов. Смысл текста. Текстовая идея. Уровневая организация, восприятие и понимание текста. Структура и алгоритм построения рекламного текста. Текст и подтекст. Проблемы в текстовой рекламе. 5. Экспертиза эффективности рекламных продуктов.
Большую эмоциональную реакцию вызвала завершающая часть мастер-класса, которую проводил профессор Х. Кафтанджиев, автор известных работ по рекламе маркетинговым коммуникациям, такой как «Герои и красавицы в рекламе (иллюстрированное полноцветное издание)» (Кафтанджиев, 2008). На мастер-классе в оригинальной форме участникам было показано, как в рекламе проявляются архетипы — универсальные базовые врожденные структуры личности, связанные с потребности, чувствами, мыслями, поведением человека. Представления об архетипах позволяет более тонко управлять поведением через цветовые, звуковые, образные компоненты рекламы.
Итоги конференции
Подводя итоги шестой международной научно-практической конференции «Бизнес-психология: теория и практика», отметим, что бизнес-психология проявляет себя как
междисциплинарное направление, которое объединяет специалистов, имеющих различные взгляды, подходы, воспитанных на разных идеях. Всех этих людей привлекает желание быть полезными современному бизнесу. При этом они хотят применять психологические знания и технологии не только для повышения эффективности бизнеса, но и для создания благоприятной психологической среды в организациях и обществе в целом. Научная программа конференции отразила весь спектр научно-исследовательской активности в предметном поле психологии бизнеса, как направлении прикладной психологии. В докладах и на мастер-классы была представлено много интересных идей и технологий для психологического сопровождения бизнеса на всех уровнях: личностном, организационном, средовом.
Кратко остановимся на основных тенденциях развития психологии бизнеса, которые проявились в ходе конференции. Прежде всего, отметим, что более чётко оформилось представление о структуре психологии бизнеса с позиции личностных, организационных, социальных, культурных факторов управления бизнесом. Поэтому среди психологов, коучей, консультантов повышается интерес к бизнес-психологическим моделям и практическим технологиям работы с личностью, организацией, внешней средой бизнеса.
Растёт интерес представителей компаний к бизнес-психологической проблематике, модели психологии бизнеса и подготовки бизнес-психологов, которая развивается в НИУ ВШЭ. Основным центром подготовки бизнес-психологов в нашей стране остаётся программа «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ. Но интерес к психологии бизнеса появляется и в других вузах, где внедряются соответствующие курсы и программы (МГИМО, Академия им. Г. В. Плеханова и др.). Более понятными как исследователям, так и практикам, становятся сильные стороны бизнес-психологов в контексте их возможности системно решать проблемы и опираться на междисциплинарный подход. Наблюдается направленность на поиск комплексных подходов, которые могут быть основой для развития бизнес-психологической практики. В частности, в условиях изменений в организациях и обществе. В практическом плане, проявилась тенденция обоснования практических методов с позиции различных подходов. Это во многом связано с повышением запроса на гибкое применение бизнес-психологических технологий в ситуациях изменений.
Если говорить о бизнес-психологах, то среди них наметилась тенденция более глубокого интереса к фундаментальным направлениям психологии. Все большую роль в деятельности бизнес-психологов отводится исследовательской деятельности, анализу и представлению данных. Это связано повышением требований к обоснованности выводов эмпирических исследований, повышения их прогностической значимости. Последовательно проявляется тенденция роста требований к личностному и профессиональному уровню бизнес-психолога как профессионала, который работает на развитие руководителя, персонала, организации. Он должен обладать высоким уровнем профессионализма, широтой кругозора, гуманным отношением к человеку и миру в целом. Поэтому бизнес-психолог должен быть направлен на постоянный рост и развитие. Для решения стоящих перед ним задач, ему необходимо владеть не только классическими инструментами и техниками практического психолога, но и осваивать новые инновационные методы.
На основе проведённой конференции мы уже можем говорить о более чёткой определённости бизнес-психологов среди других профессионалов с психологическим образованием, а также о расширении сообщества бизнес-психологов. Становится очевидной и тенденция роста интереса к теории и практике бизнес-психологии со стороны представителей бизнеса, в том числе и руководителей компаний.
Основные перспективы развития психологии бизнеса: включение в структуру психологии бизнеса новых предметных областей исследований и практической деятельности;
появление новых треков в структуре подготовки бизнес-психологов; внедрение психологии бизнеса в различные сферы деятельности человека; усиление влияния психологии бизнеса на развитие методов психологической помощи; расширение географии и спектра проблем, решаемых с помощью психологии бизнеса. В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что формирование психологии бизнеса в нашей стране и мире требует объединения учёных и практиков. Становится всё более очевидным, что психология бизнеса и бизнес-психологи уже находят своё место, как в научном сообществе, так и в сообществе практиков. Сегодня психология бизнеса является тем направлением прикладной науки, которое объединяет на междисциплинарном уровне специалистов самых различных направлений, стремящихся к общей цели — сделать бизнес более эффективным и в то же время более «человечным», способствующим повышению субъективного благополучия всех включённых в него субъектов, их личностному и профессиональному развитию.
Как отметили участники, «Бизнес-психология — это очень интересное направление, которым хочется заниматься, потому что оно даёт возможность постоянно развиваться, общаться с интересными людьми и приносить пользу людям».
Литература
Антонова, Н. В., Иванова, Н. Л., Штроо, В. А. (2014). Психология бизнеса. М.: Юрайт. Бардиер, Г. Л. (2002). Бизнес-психология. М.: Генезис.
Бентон, С., Иванова, Н. Л. (2016). Психология бизнеса сегодня: в поисках подходов. В сб. Н. Л. Иванова (отв. ред.). Бизнес-психология в международной перспективе (7-23). М.: Университетская книга. Елисеенко, А. С., Иванова, Н. Л. (2018). Психология бизнеса. Заключительная статья. В кн.
К. Отт, Г. Гертер. Работа в команде (181-189). Харьков: Гуманитарный Центр. Емельянов, Е. Н., Поварницына, С. В. (1998). Психология бизнеса. М.: АРМАДА. Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б. (2004). Проблемы экономической психологии. Том 1. М.:
Институт психологии РАН. Иванова, Н., Бентон, С., Ваддингтон, К., Махмутова, Е. (2019). Тенденции и перспективы развития психологии бизнеса. Что показала пятая Международная научно-практическая конференция «Психология бизнеса: теория и практика»? Организационная психология, 9(1), 116-141. Иванова, Н. Л., Бентон, С., Штроо, В. А., Антонова, Н. В. (2016). Бизнес-психология в международной перспективе: коллективная монография. М.: Университетская книга. Иванова, Н. Л., Михайлова, Е. В., Штроо, В. А. (2007). Введение в психологию бизнеса. М.: Изд. дом ВШЭ. Кафтанджиев, Х. (2008). Герои и красавицы в рекламе. СПб: Питер.
Локк, Дж. (1981). Мысли о воспитании. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики (163-195). М. Мелия, М. (2006). Бизнес — это психология. М.: Альпина бизнес букс.
Нестик, Т. А., Журавлев, А. Л. (2018). Психология глобальных рисков. М.: Институт психологии РАН. Самоукин, А. И, Самоукина, Н. В. (2001). Экономика и психология бизнеса. Ростов-на-Дону: Феникс.
Третьяков, В. П. (2016). Порождающие игры. Практическое руководство по применению.
Харьков: Гуманитарный Центр. Benton, S. (2016). The business psychology model: a personal view. In N. L. Ivanova (ed.). Business
Psychology in international perspectives (24-40). M.: Yniversitskay kniga. McKenna, E. F. (2000). Business Psychology and Organizational Behavior: A Student's Handbook. New York: Psychology Press.
ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY
Development and prospects of business psychology. According to the Results of the Sixth International Conference "Business Psychology: Theory and Practice — 2019"
Natalia IVANOVA
National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia
Annotation. The article analyzes the current state, trends and prospects of the development of business psychology based on the results of the Sixth international scientific-practical conference «Business Psychology: Theory and Practice» (HSE, Moscow, Russia), which was held at the HSE from November 29 to December 1, 2019 of the year. The conference was prepared and held on the initiative of the master's program "Psychology in Business" of the Department of Psychology of the Higher School of Economics in collaboration with the Association of Business Psychologists of Russia. The metalogical basis of the conference is business psychology — an interdisciplinary area of applied psychology that was created in the UK and has been actively developed at the Higher School of Economics in recent years. Presented reports, their discussion, master classes showed a growing interest of researchers and practitioners in research activities in the field of business psychology. The conference showed that today the psychology of business is that area of applied science, which unites at the interdisciplinary level specialists of various fields who strive for a common goal — to make business more efficient and at the same time more "human", contributing to the increase of subjective well-being all people included in it, their personal and professional development. The reports and workshops presented many interesting ideas and technologies for the psychological support of business at all levels: personal, organizational, environmental. Among the trends in the development of business psychology, there is a growing interest on the part of psychologists and practitioners in business psychological models and technologies for working with the individual, organization, and external business environment. A growing trend is growing interest in the theory and practice of business psychology from business representatives, including company executives. The main strengths of business psychologists become more understandable both to researchers and practitioners: an interdisciplinary approach, professionalism and adaptability, efficiency in communications, systematic problem solving, and focus on development. The tendency towards the growth of requirements to the personal and professional level of a business psychologist as a professional, who works for the development of a leader, staff, and organization, is consistently manifested. The main prospects for the development of business psychology: the inclusion in the structure of business psychology of new subject areas of research and practice; the emergence of new tracks in the structure of training of business psychologists; the introduction of business psychology in various spheres of human activity; strengthening the influence of business psychology on the development of psychological assistance methods.
Key words: conference, business psychology, business psychology, trends in the development of business psychology.
Address: 20 Myasnitskaya St., Moscow 101000, Russian Federation E-mail: [email protected]