Организационная психология. 2015. Т. 5. № 4. С. 74-81.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
www.orgpsyjournal.hse.ru
Бизнес-психология — современный ресурс развития организаций. Итоги конференции
ИВАНОВА Наталья Львовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
В сообщении излагаются основные итоги Международной научно-практической конференции «Бизнес-психология — современный ресурс развития организаций» (НИУ ВШЭ, Москва, Россия), которая проходила с 12 по 15 ноября 2015 г. Конференция была подготовлена и проведена по инициативе магистерской программы НИУ ВШЭ «Психология в бизнесе» и явилась важной вехой в развитии психологии бизнеса (Business Psychology) — нового направления прикладной психологии. На конференции были выделены тенденции развития психологии бизнеса, представленные в выступлениях профессора С. Бентона (Stephen Benton), руководителя магистерской программы Business Psychology и Директора Центра бизнес-психологических исследований Университета Вестминстера (Лондон, Великобритания), профессора Н.Л. Ивановой, академического руководителя магистерской программы «Психология в бизнесе», профессора Т.Ю. Базарова, Президента Ассоциации бизнес-психологов России, профессора О.С. Дейнеки, известного исследователя экономической психологии и др.
Ключевые слова: конференции; бизнес-психология; психология бизнеса.
Завершилась научно-практическая конференция «Бизнес-психология — современный ресурс развития организаций», которая проходила на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) с 12 по 15 ноября 2015 г. Конференция носила междисциплинарный характер, поэтому среди докладов были представлены различные подходы к исследованиям и их практическому применению в сфере предпринимательства и управления бизнес-организациями. В работе приняли участие психологи, менеджеры, предприниматели, преподаватели вузов и студенты, т.е. все те, кто исследует бизнес с психологической точки зрения, кто работает в бизнесе в качестве руководителей, HR-менеджеров, консультантов по организационному развитию, тренеров, а также те, кто хочет понять, чем вызвано появление и распространение в мире бизнес-психологического направления. Программа конференции включала в себя научную часть — пленарные и секционные доклады исследователей — и практическую часть, которую составили мастер-классы практиков, которые работают в отечественном и зарубежном бизнесе. В ходе открытия конференции прозвучали приветственные слова.
Профессор Н.Л. Иванова, академический руководитель магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ рассказала об истории создания бизнес-психологии в
Адрес: 10100, Москва, ул. Мясницкая, 20
E-mail: sinec@inbox.ru
74
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 4.
www.orgpsyjournal.hse.ru
России, направлениях исследовательской деятельности и воплощении результатов исследований на практике, о значении и проблемах профессиональной подготовки психологов, способных решать задачи повышения эффективности организаций и бизнеса в целом.
Профессор Т.Ю. Базаров, Президент Ассоциации бизнес-психологов (АБП) России, директор Института практической психологии НИУ ВШЭ в приветственном слове подчеркнул важность развития профессионального сообщества бизнес-психологов, создание творческой и продуктивной среды профессионального развития этих специалистов. Он обозначил проблемы роста нового направления, необходимость четкого позиционирования среди других подходов и направлений в прикладной психологии.
Эта же мысль звучала в выступлении О.А. Ходзинской, соучредителя и члена правления АБП, а также члена Ассоциации бизнес-психологов Великобритании.
Свой подход к содержанию, функциям и направлениям развития бизнес-психологии представил профессор Стивен Бентон (Stephen Benton), член правления Ассоциации бизнеспсихологов Великобритании, Директор Центра бизнес-психологических исследований, руководитель магистерской программы «Business Psychology», Университета Вестминстера (Лондон, Великобритания). С. Бентон по сути является основателем бизнес-психологи-ческого направления в прикладной психологии, человеком, который в 1998 году открыл в Университете Вестминстера (Лондон) первую в Великобритании (и в мире) программу подготовки магистров по направлению «Бизнес-психология». Через несколько лет он создал Центр бизнес-психологических исследований, в котором магистранты и преподаватели программы получили возможность осуществлять научную деятельность. В настоящий момент магистерская программа и исследовательский центр успешно работают на факультете науки и технологии Университета Вестминстера (Лондон).
В приветственном слове С. Бентон подчеркнул, что в современных очень непростых условиях развития бизнеса психологам важно владеть инструментами, помогающими не только выявить основные психологические проблемы бизнеса, но и, главное, помочь бизнесменам решать эти проблемы и выстраивать эффективную стратегию развития организации и бизнеса в целом. Это сложнейшая задача, которая требует консолидации бизнес-психологов, прояснения и понимания целей их подготовки и профессионального совершенствования, постоянного обмена опытом в преподавании и практике, поиска направлений сотрудничества.
Поскольку С. Бентон давно сотрудничает с преподавательским коллективом магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ, он отметил, что наши программы (НИУ ВШЭ и Университета Вестминстера) имеют много общего. Поэтому общение и взаимодействие, которое существует между нашими программами, является продуктивным и содержательным. В России и Великобритании мы реализуем уникальные подходы к подготовке специалистов к работе в области психологического сопровождения бизнес-деятельности. Сегодня во всем мире такие специалисты широко востребованы в структурах современного бизнеса, таких как банки, крупные промышленные холдинги, средние и малые предприятия, торговые организации. По мнению С. Бентона бизнес-психологи должны уметь направить активность руководителей и персонала на разработку стратегии, адекватной резко меняющимся социально-экономическим условиям, на преодоление трудностей и конфликтов в организациях, на повышение конкурентоспособности и развитие организации.
На вопрос о том, кто же такие бизнес-психологи в Великобритании С. Бентон ответил, что это специалисты, которые, зная психологию, могут помочь бизнесменам быть способными к эффективным коммуникациям с разными людьми, к управлению организациями с
75
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 4.
www.orgpsyjournal.hse.ru
учетом человеческого фактора, к работе над собой, личностному развитию для повышения конкурентоспособности и сохранению психического благополучия.
Научная программа конференции показала широту и вместе с тем глубину современной научно-исследовательской деятельности в предметном поле психологии бизнеса как направлению прикладной психологии. Пленарные доклады, по сути, представили все основные направления исследований в области психологии бизнеса: деятельность и личность бизнесмена (структура бизнес-деятельности, психология успеха в бизнесе, психологические аспекты принятия решений, профессиональное самоопределение и развитие и т.д.); организация как инструмент бизнеса (психология управления персоналом, организационная культура, развитие, коммуникации, обучение в организации и т.д.); рынок и культура как факторы развития бизнеса (потребительское поведение, психология межкультурного взаимодействия и т.д.).
Стивен Бентон выступил с докладом «Конфликт на работе и его роль в конкурентоспособной организации» (Workplace Conflict and Its Role in the Competitive Organisation). Докладчик рассматривает появление бизнес-психологии как реакцию психологов на новые условия практического применения выявленных фактов и закономерностей в области организационной, экономической и индустриальной психологии. В конце 1990-х гг возникла ситуация, когда отдельные направления прикладной психологии, которые должны были помогать людям решать конкретные практические задачи, на самом деле стали представлять собой скорее разделы академический психологии, далекие от реальных проблем, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни в организациях. Из практики пришел запрос на разработку подходов, в которых бы на основе обобщения данных из различных отраслей психологии, были даны ответы на конкретные проблемы людей, отвечающих за функционирование организаций и бизнеса в целом. Так появилась междисциплинарная область прикладной психологии — психология бизнеса (Business Psychology), которая объединяет несколько направлений (организационную, экономическую, индустриальную психологию) и решает комплексные задачи развития бизнеса. Стержнем деятельности бизнес-психолога является его умение выявлять личностные особенности в восприятии и управлении конфликтной ситуацией, стили общения в группе, управлять конфликтной ситуации, строить эффективное взаимодействие команд, анализировать принимаемые в организации решения, управлять процессом снижения разногласия в группе.
Свой подход к содержанию бизнес-психологии С. Бентон представил как основанный на объединении пяти основных блоков:
A) восприятие и особенности личности— личные поведенческие реакции на конфликтную ситуацию, пути и способы разрешения конфликтов, стили межличностного общения и взаимодействия;
Б) формирование команд — поведенческие реакции и установки в синергетической интеграции различных типов индивидуального и группового поведения;
B) разрешение конфликтов — поведенческие реакции и установки для урегулирования разногласий на различных уровнях социального взаимодействия;
Г) принятие решений в группе — поведенческие реакции для синергетического урегулирования разногласий в группе;
Д) компетенции — поведенческие реакции и установки для урегулирования разногласий при взаимодействии с моделями поведения, основанных на различных подходах.
Именно в рамках этих содержательно-предметных блоков заложены возможности бизнес-психологии в реализации своей основной цели, а именно: создание в бизнесе условий
76
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 4.
www.orgpsyjournal.hse.ru
для повышения эффективности как личностного функционирования, так и организации в целом (Personal and Organisational Effectiveness).
Елена де Превиль, доктор психологии Университета Paris Descartes Сорбонна), научный сотрудник Департамента организационных изменений Бизнес школы ESSEC (Париж, Франция) в соавторстве с Тьерри Рэнаром, руководителем группы сплоченности человеческих ресурсов HR-департамента, Национального общества французских железных дорог, SNCF (Париж, Франция), представила доклад «К вопросу об обучающейся организации: применение обучающих сетей в управлении организационными изменениями». Она показала, каким образом личностные и организационные факторы учитываются в управлении такой сложной системой, как железные дороги. Проблема управления такими системами заключается в создании условий для постоянного мониторинга и повышения эффективности деятельности руководства и персонала, работе всех специалистов в едином уровне требований и качества и обеспечении способности всей организации к развитию в соответствии с условиями нестабильности и неопределенности бизнеса.
Тимофей Александрович Нестик, Исполнительный директор Ассоциации бизнеспсихологов России, д. психол. наук, фасилитатор, тренер-консультант по организационному развитию выступил с докладом «Командные компетенции в условиях неопределенности». Он показал, что современные условия реализации и развития бизнеса характеризуются высокой степенью неопределенности, что сказывается на требованиях к эффективному функционированию всех участников бизнес-процессов. В этом смысле его доклад был созвучен идеям, отраженным в докладах С. Бентона и Е. де Превиль. В то же время Т.А. Нестик более детально рассмотрел структуру командных компетенций, лидерских качеств субъектов бизнеса, показал, как их можно развивать в конкретных организациях. Надо отметить, что сегодня это очень востребованное направление научных исследований и практического опыта в деятельности бизнес-психолога.
Пётр Константинович Власов, руководитель известного в нашей стране и за рубежом Института прикладной психологии «Гуманитарный центр» (Харьков, Украина) представил доклад на тему «Ценностные основания управленческих решений». Он показал, какую роль играет личность «человека-инициатора» в дизайне и последующей реализации стратегии развития бизнеса. Именно в ценностях заложено будущее направление развития организации, способность руководителя построить долгосрочную перспективу, вовлечь персонал в реализацию общих задач и тем самым обеспечить эффективность управленческих решений. П.К. Власов показал, что ценности являются основой психологического содержания замысла организации. Формирование замысла осуществляется человеком-инициатором, главным качеством, определяющим его возможность создания организации, выступает субъективная готовность, основанная на ценностях, на базе которой происходит использование и привлечение ресурсов организации для преодоления условия кризисов и неопределенность. Эти идеи имеют большое значение для развития психологии бизнеса в теоретическом и практическом направлениях.
Пленарный доклад также представила профессор Ольга Сергеевна Дейнека, д. психол. н., и.о. зав. кафедрой политической психологии СПбГУ которая по праву относится к числу родоначальников экономической психологии в нашей стране. В своем докладе «Руководителям о хозяйственно-психологических типах в практике управления» О.С. Дейнека уделила внимание психологическим факторам, которые необходимо учитывать руководителям при выработке и реализации управленческих решений в организации. Она показала, что в управленческой деятельности, связанной с принятием финансовых решений, проявляются типологические особенности (установочный/функциональный типы), которые важно
77
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 4.
www.orgpsyjournal.hse.ru
учитывать при выборе стимулов и их комбинаций. Так, для установочного типа в качестве наиболее ценного мотиватора могут выступать достижения группы, престиж, оценка и почет по общему показателю деятельности группы. В то время как для функционального типа более важными будут индивидуальные показатели и материальное вознаграждение. Проблема оптимального подбора баланса стимулов является очень важной в психологии бизнеса. В докладе было показано, как решать эту проблему в зависимости от преобладающего в группе типа.
Среди заявленных секционных докладов также были представлены все основные направления научных исследований современной психологии бизнеса, хотя и не все они были озвучены в ходе конференции. В частности, методология психологии бизнеса и особенности деятельности и личность бизнесмена рассматривались в докладах В.П. Серкина «Семь групп методологических проблем психологии бизнеса», О.И. Рудаевой «Проактивное поведение в неформальном электронном обучении сотрудников бизнес-организаций», Е.Д. Вашуриной «Способы формирования ролевого репертуара лидера малой группы в ситуации неопределенности», П.С. Глухова «Инновационное лидерство менеджеров: проблемы стандартизации «многофакторного опросника лидерства», И.И. Зотовой «Эффективность применения коучинга в организации»; В.В. Чердаковой «Что означает «готовый специалист»? И что означает «хорошая работа» для этого «готового специалиста?», Т.С. Чуйковой «Особенности отношения к работе в условиях негарантированной занятости: анализ результатов исследования», В.Г. Голубева «Стратегический самоменеджмент как инструмент информационно-психологической безопасности человека в современных условиях», А.А. Федоровой «Повышение эффективности творческой работы сотрудников в стрессовых ситуациях»,
A. К. Болотовой «Эффективность развития профессиональных компетенций специалиста в условиях организации стратегических ассессмент-сессий».
Роли организации как инструменту бизнеса были посвящены доклады Ж.Э. Федотовой «Особенности выбора стратегий взаимодействия в условиях неопределенности», Ю.С. Козловой «Оценка эффективности обучения и развития: наука, профессиональное сообщество, профессиональный стандарт», Е.И. Кудрявцевой «Управленческий потенциал персонала как ресурс реализации управленческой субъектности», А.А. Климова «Связь экстраролевого поведения в организации с организационной идентификацией работников: все ли мы знаем?».
Проблемы рынка и культуры как факторов развития бизнеса были отражены в докладах Д.А. Китовой «Психологические аспекты представлений молодежи о предпринимательской деятельности», А.Л. Чернышовой «Факторы принятия потребительского решения в ситуации экономических изменений», Е.К. Климовой «Психологические аспекты планирования траектории профессионального развития предпринимателей», Е.Н. Молодых «Business Agility: игровые технологии в контексте адаптации организации к изменениям внешней среды»,
B. В. Панюковой «Оценка многоаспектности поведения потребителей в условиях развития консюмеризма», В.И. Пищик «Социальные установки покупательского поведения представителей поколений», Н.В. Антоновой «Восприятие отечественных и зарубежных брендов российскими потребителями».
Практико-ориентированная часть конференции представляла собой серию профессиональных мастер-классов опытных специалистов в области психологии бизнеса.
Профессор С. Бентон в мастер-классе с провокационным названием «Могут ли быть эффективными команды в организациях?» (Are Teams in Organisations Essential?) вскрыл причины, по которым именно команды являются ключевыми компонентами бизнес-психо-
78
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 4.
www.orgpsyjournal.hse.ru
логической практики. В рамках его видения организации, в основе организационной эффективности лежит способность членов организации оптимизировать, прежде всего, процессы внутренних взаимодействий и предубеждений, на основе которых строятся коммуникации внешние. Поэтому бизнес-психологам необходимо учиться определять типы и особенности давления внешних и внутренних факторов на организацию; выделять наиболее сильные факторы, воздействующие на поведение людей в организации, определять «когнитивную сложность» руководителей и персонала в создании эффективных команд в организации.
Мастер-класс «Метод анализа проблем в управленческом консультировании» П.К. Власова было показано, что управленческое консультирование — область практической деятельности, в которой современные бизнес-психологи находят применение своим знаниям. Участники познакомились с авторской методикой «Анализ проблем», направленной на выявление «горячих точек», с которыми реальная компания сталкивается каждый день. Продемонстрированная процедура, включающая в себя последовательное движение по выявлению (и прояснению) заявляемой и реальной проблемы клиента, причинный анализ предпринимаемых клиентом действий и верификация их результатов, а также составление консультационного резюме позволила «примерить» участникам мастер-класса все это к собственному опыту.
Мастер-класс «Метафорический анализ самописаний организаций», который проводила А.С. Киселева, канд. филол. наук, зам. директора Института прикладной психологии «Гуманитарный центр», специалист в области потребительского поведения, рекламы, организационных коммуникаций, был посвящен анализу организационных метафор. Было показано, что метафоры представляют собой удобные и компактные описания организаций, передают смысл организационной ситуации, принципы объединения в группу, целевую ориентацию в проблемной ситуации. Участники овладели методом анализа организационных метафор, который позволяет понять организационную реальность, ее динамику, расстановку сил, приоритетов и ценностей.
Мастер-класс «Психосоциальные риски в организации: стрессы, их причины и преду-
преждение»,провела Е.деПревиль,PhD,научныйсотрудникдепартаментаОрганизационных изменений Бизнес-школы ESSEC Университета Paris Descartes/Сорбонна (Франция). В ходе работы было показано, что стресс входит в группу психосоциальных рисков, наряду профессиональным выгоранием, психологическим домогательством и др. Защита от психосоциальных рисков и оказание помощи в их преодолении, является одной из актуальных задач по гармонизации современной организационной действительности. Участники познакомились со структурой организационных факторов и обстоятельств, приводящих к стрессов, симптомами и механизмами стресса, а также методами и способами борьбы со стрессом, которые позволят успешнее справляться со стрессовыми ситуациями.
Мастер-класс «Креативные технологии в бизнес-консультировании» представила и провела Н.В. Грушко, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги (ППЛ), член-корреспондент Международной Академии Психологических наук (МАПН), почетный работник общего образования РФ. Участники познакомились с нейрологическими уровнями в создании бренда кампании, креативными подходами в бизнес-консультировании; персональными стратегиями в принятии решения; с практикумом по созданию бренда кампании с элементами телесно-ориентированных техник, с техникой медиация «Мандала» как вариантом знакомства с персональными стратегиями в принятии решения в группе.
79
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 4.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Общие итоги конференции позволяют сказать, что сегодня психология бизнес (Business Psychology) является тем направлением прикладной науки, которое объединяет на междисциплинарном уровне специалистов самых различных направлений, стремящихся к общей цели — сделать бизнес более эффективным и в то же время более «человечным», способствующим повышению субъективного благополучия всех включенных в него субъектов, их личностному и профессиональному развитию.
Как отметили участники, «Бизнес-психология как бренд существует, она приносит пользу практикам и обществу и будет востребована все больше и больше в будущем».
Фото 2. Елена де Превиль
Фото 3. Тимофей Нестик
Фото 4. Петр Власов
80
Organizational Psychology. 2015. Vol. 5. No 4.
www.orgpsyjournal.hse.ru
ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY
Business Psychology — contemporary resource for organizational development. The outcomes of the conference
Natalia IVANOVA
National Research University “Higher School of Economics”, Moscow, Russia
Abstract. The report sets out the main results of the International scientific-practical conference “Business psychology — a modern resource of organizational development” (HSE, Moscow, Russia), which took place from 12 to 15 November 2015. The conference was prepared and conducted on the initiative of the master's program “Psychology in business”. It was an significant milestone in the development of business psychology (Business Psychology)— new direction in applied psychology. The conference highlighted trends in the development of business psychology, presented in the presentations of Professor Stephen Benton, the head of the master's program Business Psychology and Director of the Center for business and psychological studies, University of Westminster (London), Professor Natalia Ivanova, academic Director of the master's program “Psychology in business”, Professor Takhir Bazarov, President of the Association of business psychologists of Russia, Professor Olga Deineka (St. Petersburg University), famous researcher of economic psychology, etc.
Keywords: conference; business-psychology.
Address: 20, Myasnitskaya, Moscow 101000, Russia
E-mail: sinec@inbox.ru
81