С.Ю. Никольский
Новые перспективные направления деятельности Росфинмониторинга
В качестве основной цели законодательство в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма провозглашает защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [1]. Ключевым звеном данной системы является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). В соответствии с п. 1.4. Регламента [2], Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Функции Росфинмониторинга практически совпадают с его обширными полномочиями, закрепленными в Положениях о Федеральной службе по финансовому мониторингу [3], но полномочиями правоохранительных органов Росфинмониторинг не обладает.
Принципы государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, стратегические цели и основные направления развития национальной системы противодействия на период до 2010 года определяет Концепция национальной стратегии, утвержденная Президентом Российской Федерации 11 июня 2005 года (№ Пр-984).
В 2009 году Президент РФ Д. Медведев сформулировал пять новых приоритетов развития страны, призванных обеспечить технологический прорыв экономики России по широкому спектру направлений. Это следующие приоритеты: энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями; медицинские технологии; стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.
Для продвижения и реализации данных проектов государством выделяются колоссальные денежные средства. В федеральном бюджете на финансирование различных федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов в 2010 году (помимо средств на антикризисные программы) предусмотрено выделение средств на сумму свыше 740 млрд рублей, а на развитие нанотехнологий до 2015 года планируется выделить 318 млрд рублей. В этих условиях все элементы системы государственного финансового контроля, включая национальную антиотмывочную систему, должны работать особенно эффективно.
Исходя из изложенного одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу является выработка действенных мер по созданию механизмов контроля за бюджетными средствами, направляемыми на развитие и модернизацию экономики страны, а также на преодоление негативного воздействия на нее мирового финансового кризиса. Это направление включает в себя: контроль за расходованием средств, выделяемых на национальные (государственные) проекты, федеральные целевые и государственные программы, поддержку системообразующих отраслей и предприятий промышленности, кредитно-банковской системы России, а также на проекты и программы, играющие значительную роль для положения и престижа Российской Федерации на международной арене, такие как подготовка и проведение зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 го-да в Сочи, саммита государств Азиатско-Тихо-океанского региона во Владивостоке «АТЭС-2012», Всемирной летней универсиады в г. Казани в 2013 году; противодействие преступлениям в бюджетообразующих и градообразующих сферах экономики, обеспечивающих продовольственную, энергетическую и сырьевую безопасность, таких как сельское хозяйство, лесопромышленный, рыбохозяйственный комплекс и др.; профилактику негативных явлений в национальной экономике и кредитно-банковской сфере, связанных с выводом в теневой оборот денежных средств в крупном объеме, в том числе путем
обналичивания, и выводом капиталов за рубеж; противодействие коррупции, финансированию терроризма и незаконному обороту наркотиков.
В соответствии с задачами, определенными Президентом РФ и Правительством РФ, в числе приоритетов антиотмывочной системы должно быть усилено взаимодействие всех задействованных органов и структур (Росфинмониторинга, правоохранительных, надзорных и судебных органов, финансовых организаций) в сфере контроля за расходованием средств, выделяемых на развитие и технологическую модернизацию экономики страны, государственные проекты и программы, поддержку системообразующих отраслей и кредитно-банковской системы России. При этом Росфинмониторингу совместно с правоохранительными, контролирующими и надзорными органами необходимо продолжить работу по формированию механизмов пресечения экономической преступности, а также принимать активное участие в разработке системы превентивных мер, затрудняющих процесс организации экономического преступления и препятствующих свободному перемещению преступно нажитых капиталов.
Учитывая, что противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма должно осуществляться как на стратегическом, так и на тактическом уровнях, от Российского государства требуются разработка и принятие таких политических, законодательных, организационных, идеологических мер, которые должны обеспечить правоохранительные органы достаточными уголовно-правовыми и иными правовыми средствами, позволяющими эффективно воздействовать на финансовые операции с денежными средствами и иным имуществом, добытыми преступным путем, их предупреждать, выявлять и реализовывать уголовную ответственность.
Однако следует отметить непоследовательность законодателя, принявшего 07.04.2010 Федеральный закон № 60-ФЗ, исключившего из диспозиции ст. 174-1 УК РФ отмывание денег в экономической деятельности, а также увеличившего сумму отмываемых денег до 6 млн рублей и тем самым декриминализировавшего значительный пласт общественно опасных деяний, без альтернативной замены на другие виды ответственности [4].
Для устранения образовавшегося законодательного пробела - ответственности за легализацию преступных доходов на сумму, не достигшую крупного размера, и в целях осуществления концептуального принципа государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, - повышение обеспечения неотвратимости ответственности за правонарушения в данной сфере, полагаем целесообразным введение в КоАП РФ норм об ответственности за отмывание денег.
Кроме того, на современном этапе в условиях устранения последствий глобального финансово-экономического кризиса, ставшего катализатором активизации преступных проявлений (в первую очередь в области экономики и финансов), руководством государства ставятся задачи модернизации экономики, разрабатываются и реализуются национальные проекты, под которые выделяются значительные финансовые ресурсы, а также начаты очередные преобразования правоохранительной системы, что естественным образом временно дестабилизирует деятельность правоохранительных органов и ослабит систему противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
Росфинмониторинг - российское подразделение финансовой разведки - уверенно занимает свое место в ФАТФ и имеет хороший потенциал для дальнейшего развития, что было отмечено в выводах по отчету и в ходе пленарного заседания ФАТФ (15-20 июня 2008 года). Не обладая полномочиями правоохранительных органов (МВД, ФСБ и др.), Росфинмониторинг относится к подразделениям финансовой разведки административного типа и обладает полномочиями, свойственными аналогичным подразделениям финансовых разведок других стран (Австралия, Бельгия, Испания, Канада, США, Украина, Франция и др.).
В целях повышения эффективности системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, финансирования терроризма и выполнения задач, определенных Президентом РФ и Правительством РФ, полагаем целесообразным рассмотрение вопроса о преобразовании Росфинмониторинга в независимое подразделение правоохранительного типа («финансовая разведка»), а для получения определенных преимуществ на первом этапе возможно преобразование Росфинмониторинга в ПФР смешанного типа,
сочетающего в себе характеристики подразделений правоохранительного и административного типов.
Литература
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп. от 17.07.2009 № 163-Ф3) // http://base.garant.ru
2. Регламент Федеральной службы финансового мониторинга от 24.12.2008, утв. Приказом Росфинмониторинга от 05.11.2008 № 264 // http://www.konslaw.ru/spisok.php?review=88000
3. Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу от 23 июня 2004 года № 307 (в ред. от 27.10.2007 № 708, от 07.11.2008 № 814, от 27.01.2009 № 43, от 08.08.2009 № 649) // Российская газета. 2004. 29 июня.
4. Федеральный закон от 28 июля 2010 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"» // Российская газета. 2010. 27 июля.