ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 601: 1755-1757
Новые особенности в поведении черноухого коршуна Milvus lineatus в Новосибирской области
В. С. Жуков
Институт систематики и экологии животных СО РАН,
ул. Фрунзе, 11, Новосибирск, 630091, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 17 сентября 2010
Черноухого коршуна автор (Жуков 2008) рассматривает как отдельный вид Milvus lineatus (J.E.Gray, 1831), а не в качестве подвида чёрного коршуна Milvus migrans.
Наблюдения за поведением черноухих коршунов проведены летом 2010 года в Северном районе Новосибирской области (56°43' с.ш., 78° 40' в.д.) и в окрестностях наукограда Кольцово, расположенного примерно в 15 км юго-восточнее Новосибирска и в 4 км от левого берега правого притока Оби - реки Ини (54°54' с.ш., 83°10' в.д.).
Черноухий коршун под Новосибирском многочислен. Река Обь, леса, поля с перелесками и несколько свалок пищевых отходов — вот те благоприятные условия, которые способствуют поддержанию высокой численности вида в этом районе. Порой можно видеть коршунов, кружащих около автомобильных дорог и собирающих на них трупы мелких животных, сбитых автотранспортом. В тёплое время года коршунов постоянно приходится встречать на Обском водохранилище и на реке Обь, в том числе в районе плотины Обской ГЭС. Нередок коршун и в районе аэропорта Толмачёво, где отмечено несколько случаев столкновений этих птиц с самолётами (М.А.Грабовский, устн. сообщ.). Однако больше всего коршунов всё лето держится около свалок пищевых отходов под Новосибирском. Одно из таких мест — свалка, расположенная между наукоградом Кольцово и микрорайоном «Щ» Новосибирского Академгородка. С прилёта до отлёта здесь держится от нескольких до 100-200 черноухих коршунов.
Обычные сроки прилёта черноухого коршуна в окрестности Новосибирска — первые числа апреля. В 2010 году первая прилетевшая птица замечена 27 марта. Гнездится коршун в относительно крупных лесных массивах, чаще всего в приобских сосновых борах или мелколиственных лесах. Частичный отлёт начинается ещё в июле, в основном проходит в августе и завершается примерно в середине сентября. Так, 12 сентября 2010 около вышеупомянутой свалки находилось ещё около 20 последних коршунов.
Известно, что черноухий коршун, «по-видимому, более энергичный хищник, чем европейский подвид» (Дементьев 1951, с. 228). Как показали наблюдения Н.Н.Березовикова (2001) в Восточно-Казахстанской области Казахстана, способы охоты черноухого коршуна и его добыча очень разнообразны. Однако, в интересной статье этого автора не описано ещё одного способа питания и объекта питания, которые мы отметили в своих наблюдениях.
В Северном районе Новосибирской области 4 июля 2010 в 13 ч 30 мин местного времени (+3 ч к московскому времени) стояла прекрасная погода. Было тепло (около +25°C), ясно и тихо. В воздухе летало много крупных стрекоз. В небе на высоте около 100 м летал черноухий коршун. Я обратил внимание, что он совершает в воздухе какие-то необычные пируэты. Когда я начал рассматривать его в 12-кратный бинокль, то к своему изумлению увидел, что коршун пытается в воздухе поймать стрекозу. Он сделал 4 попытки и один раз попытка увенчалась успехом. При этом коршун пикировал на стрекозу сверху и затем, уже на выходе в горизонтальное положение, схватил её. При этом он поймал стрекозу не лапами, как он обычно берёт добычу, а раскрытым клювом. Схватив стрекозу, он сразу же её съел, причём без помощи лап (по-видимому, вместе с крыльями). Чуть позже удалось заметить вдали ещё одного коршуна. Он тоже ловил стрекоз в воздухе. Однако из-за большого расстояния не удалось рассмотреть, насколько результативной была его охота.
Такое же поведение одной особи черноухого коршуна я наблюдал в сходных погодных условиях 31 августа 2010 над Кольцово. Было тепло (+23°C), тихо и ясно. Коршун летел на юго-восток на высоте около 100 м. Было замечено несколько попыток поймать насекомых в воздухе клювом, затем птица скрылась за домом. На другой стороне от дома коршун вновь сделал несколько попыток поймать насекомых. Результативность попыток, однако, осталась не выясненной. Коршун набрал кругами высоту примерно до 300 м и полетел на юг или юго-восток. По-видимому, эта особь была пролётной.
Ловлю черноухим коршуном насекомых в воздухе я наблюдал впервые и нигде не нашёл опубликованных сведений о таком охотничьем поведении этого вида. Интересно то, что летом 2010 года в Новосибирской области наблюдалась высокая численность водяной полёвки Arvícola terrestris. Казалось бы, в такой год у коршуна не должно было быть проблем с питанием. Однако возможно, что причина именно в этом и состоит. Видимо, этот год действительно был для коршунов благоприятным в кормовом отношении. И у них оставалось свободное время, часть которого они использовали для игр, исследовательского или экспериментального поведения. Ловля стрекоз в воздухе — это, по-видимому, и есть проявление такого поведения, которое к
тому же иногда ещё и приносит плоды. Возможно, коршуны могли подражать другим видам хищных птиц, которые ловят крупных насекомых в воздухе.
Ещё одна особенность в поведении черноухого коршуна замечена в Новосибирской области впервые в 2010 году. Ранее я никогда не замечал, чтобы коршуны в этом регионе садились на здания. В течение же 2010 года я несколько раз видел, как эти птицы садились на жилые строения или на телевизионные антенны, расположенные на них. В течение нескольких минут они сидели там, отдыхая и высматривая корм. Один раз коршун замечен сидящим на невысоком здании на левом берегу Оби, в окрестностях приобского (Чемского) бора. Это было около конечной остановки общественного транспорта. Удивительно то, что в этом месте всегда много людей и транспорта. Коршун вначале летал охотничьим полётом над этим местом, а затем на несколько минут присаживался на невысокое двухэтажное здание. Остальные случаи присаживания коршунов на жилые 9-этажные здания и телевизионные антенны этих зданий отмечены в наукограде Кольцово летом 2010 года. Большинство (если не все) сидящих на жилых строениях и антеннах коршунов были взрослыми. Пока это ещё относительно редкое явление. Такое поведение следует рассматривать как проявление продолжающейся синантропизации этого вида. Известно, к примеру, что индийский коршун Milvus govinda Sykes 1832 гораздо более синантропный вид, чем наш черноухий коршун (В.М.Галушин, устн. сообщ. по ТВ).
Литература
Березовиков Н.Н. 2001. О территориальном и охотничьем поведении чеглока и
чёрного коршуна на южном Алтае // Беркут 10, 1: 105-110. Дементьев Г.П. 1951. Отряд хищные птицы Accipitres или Falconiformes // Птицы Советского Союза. М., 1: 70-341. Жуков В.С. 2009. Новые данные по таксономии и хорологии птиц Северной Евразии // Орнитогеография Палеарктики: современные проблемы и перспективы / Ю.С.Равкин, Г.С.Джамирзоев, С.А.Букреев (ред.). Махачкала: 23-35.