References
1. Drobyshev V.l., Trubnikov V.G., Panin V.O. Voprosy opredeleniya professional'noj napravlennosti grazhdan, prohodyaschih obucheniya po programmam podgotovki oficerov zapasa. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ot 10.12.2017 g. «Problemy 'effektivnogo ispol'zovaniya nauchnogo potencíala obschestva». Ufa: NIC «A'eterna». 2017: 121.
2. Drobyshev V.l. Pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'noj napravlennosti voinov-kontraktnikov pri prohozhdenii voennoj sluzhby: monografiya. Krasnodar: Izdatel'stvo KubGAU, 2017.
3. Psihologicheskie testy. V 2 t. / Pod redakciej A.A. Karelina. Moskva: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2002; T. 1.
4. Orlov Yu.M. Potrebnostno-motivacionnye faktory 'effektivnosti uchebnoj deyatel'nosti studentov vuza. Moskva, 1984.
5. Drobyshev V.l., Tomilin A.N. Tehnologiya aktivizacii processa razvitiya voenno-professional'noj napravlennosti voinov-kontraktnikov: monografiya. Krasnodar: Izdatel'stvo KubGAU, 2015.
Статья поступила в редакцию 04.06.18
УДК 371
Zavgorodnyaya Ye.A., postgraduate, Gzhel State University (Gzhel, Russia), E-mail: zavgorodni@mail.ru
NEW DIRECTIONS OF POLICY IN THE SEGMENT OF VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING IN REPUBLIC OF KOREA. The work describes new directions of government policy in field of vocational education and training in Republic of Korea and their positive effect for development of this segment of educational system. Due to the fact that currently the Government of Republic of Korea pays special attention to the improvement of prestige of the professional education among young generation, it takes special measures to change the attitude to this type of education in the Korean society. The new directions of the educational policy put a special emphasis on training employees for particular industries and setting basic criteria for employment and salary level. The article provides short explanation per each direction and its effectiveness to fulfill the task of the Korean Government.
Key words: vocational education and training, Republic of Korea, competency, employment, national policy, national certification.
Е.А. Завгородняя, аспирант ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», г. Гжельск,
E-mail: zavgorodni@mail.ru
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ
В данной статье описываются новые направления политики в сфере профессионального образования и подготовки в Республике Корея и их положительный эффект на развитие данного сегмента системы образования. В связи с тем, что в настоящее время правительство Республики Корея уделяет особое внимание повышению престижу профессионального образования среди молодежи, оно принимает меры по изменению отношения к данному типу образования в корейском обществе. В частности, новые направления политики в области профессионального образования делают акцент на подготовке кадров для конкретных отраслей промышленности и установке базовых критериев при приеме на работу и для определения заработной платы. Данная статья дает краткое представление об особенностях каждого из данных направлений и их эффективности для выполнения поставленной правительством задачи.
Ключевые слова: профессиональное образование и подготовка, Республика Корея, компетенция, трудоустройство, государственная политика, государственная сертификация.
Начиная с 1990-х гг. ХХ века Республика Корея добилась впечатляющих социально-экономических результатов и признана одной из самых быстроразвивающихся стран в мире. В настоящее время Республика Корея представляет собой 15-ю по величине экономику в мире с ВВП, составляющим около 1,457 трлн. долларов США (около 27600 долларов США на душу населения). Не в последнюю очередь такой успех обусловлен тому вниманию, которое правительство Республики Корея уделяло и продолжает уделять развитию профессионального образования и подготовки в стране [1].
Государственная политика в отношении профессионального образования и подготовки в Республике Корея начала
проводиться в полном объеме с 1960-х гг. ХХ века в рамках реализации Государственного пятилетнего плана экономического развития. Как показано в таблице 1, правительство играло ключевую роль в развитии профессионального образования и подготовки практически с момента принятия вышеуказанного Плана.
К основным особенностям системы профессионального образования и подготовки в Республике Корея относятся:
1) В традиционном корейском обществе получение образования является задачей наивысшего приоритета.
2) Существующие системы профессионального образования и подготовки в основном регулируются правительством.
Таблица 1
Период, гг. Особенности периода Основные задачи
1960-1970 Принятие Государственного пятилетнего плана экономического развития. - Полномасштабное проведение правительством политики в области профессионального образования. - Расширение числа профессиональных средних школ и ВУЗов для подготовки технических кадров в процессе модернизации промышленности.
1970-1990 Переход от трудоёмкой к высокотехнологичной промышленности. Акцент на количественное развитие системы образования.
1990-2000 Переход от высокотехнологичной к наукоёмкой промышленности. Переход от количественного к качественному развитию системы образования.
2000 - н.вр. Сближение наукоёмкой промышленности и сферы информационных коммуникаций и технологий. Укрепление значения профессионального образования для перехода к обществу, основанному на компетенции кадров.
Основные этапы развития профессионального образования и подготовки в Республике Корея
3) В настоящее время правительство Республики Корея придаёт очень большое значение повышению престижа профессионального образования [2; с. 247].
В этой связи уместно остановиться на новых направлениях политики в сфере профессионального образования и подготовки в Республике Корея, среди которых выделяются следующие.
1. Внедрение системы по подготовке квалифицированных кадров, отвечающих нуждам конкретных отраслей промышленности.
2. Принятие профессиональной компетенции работника в качестве основного критерия при приеме на работу и определении заработной платы.
Ключевой мерой в реализации данных направлений становится разработка и применение системы «Государственные стандарты компетенций». Основной контекст создания системы «Государственные стандарты компетенций» (или сокращенно «системы ГСК») в Республике Корея - это стремление создать общество, ориентирующееся главным образом на профессиональную (практическую) компетенцию работника в отличие от общества, ставящего во главу угла академические знания, получаемые в ВУЗе.
Основой разработки системы ГСК в Республике Корея являются следующие факторы:
1. В настоящее время из-за проблем, связанных с трудоустройством и неопределенностью в отношении будущего места работы, большинство молодых людей стремятся приобрести квалификацию, связанную с такими сферами работы, как иностранные языки и информационные технологии, или получить опыт работы за рубежом.
2. На рынке труда наблюдается избыточное предложение рабочей силы с высшим образованием, и поэтому люди начинают трудовую деятельность в более позднем возрасте, чем раньше, в то время как несоответствию между выполняемой работой и уровнем образования не уделяется должного внимания.
Таким образом, основными чертами системы ГСК являются:
- общегосударственная система стандартов знаний и практических навыков, необходимых для работы по конкретной специальности;
- научные и системные стандарты для измерения компетенции сотрудника, такие как возможности планирования, профессиональные знания, работа и способность анализа рынка;
- подготовка высококвалифицированных кадров для удовлетворения требований и запросов со стороны работодателей.
В рамках системы ГСК все отрасли промышленности подразделяются на 24 секции, 77 подразделений, 226 групп и 856 классов, охватывающих абсолютно все компании в стране.
Стандартные уровни системы ГСК варьируются от базовых знаний, необходимых в каждой отрасли, таких как грамотность и умение производить расчеты, до создания новых теорий с использованием самых передовых знаний в каждой отрасли.
Как показано в таблице 2, система ГСК является всеобъемлющим стандартом, который доступен для работодателей, учебных заведений профессионального образования и органов аттестации.
Таким образом, преимуществами системы ГСК для всех заинтересованных сторон являются:
- работодатели получают официально утвержденные критерии для справедливой и точной оценки работы каждого сотрудника;
- сами сотрудники получают возможность проверить уровень собственной компетенции, используя инструменты самодиагностики, доступные на официальном сайте системы ГСК в Интернете.
Ожидается, что повсеместный запуск системы образования на базе системы ГСК приведет к положительным изменениям в различных аспектах от учебной программы до оценки преподавателей, сотрудничества в области промышленности и образования. [3, с. 74-76]. Ещё одной важной мерой, направленной на реализацию новых направлений политики в сфере профессионального образования и подготовки в Республике Корея, является введение комбинированной системы «Работа-учеба», основанной на концепции «Обучение непосредственно по месту работы» с некоторыми изменениями, соответствующими системе профессионального образования и подготовки Республики Корея.
Ключевыми особенностями данной системы являются:
1) Компания, выбранная правительством, предоставляет учебный план на базе системы ГСК и учебную литературу для слушателей. По завершении программы стажеры могут получить государственную сертификацию в соответствии с результатами обучения, которые оцениваются непосредственно компанией.
2) Отобранные в качестве стажеров молодые соискатели и студенты проходят стажировку либо в самих компаниях, либо определенных для стажировки учебных заведениях для повышения квалификации.
3) В то время, как существующие программы обучения на местах занимают не более 6-ти месяцев, срок обучения по новой системе составит 1-4 года, что сопоставимо с долгосрочными учебными программами.
4) Для стимулирования использования данной системы на рынке труда, стажерам, прошедшим полый курс обучения, предоставляется возможность получения степени или сертификация.
Комбинированная система обучения «Работа-учеба» является возможностью сотрудничества как для молодых людей в поисках работы, так и для работодателей. В рамках этой системы стажерами являются официальные сотрудники, которые защищены соответствующими положениями закона, прежде всего трудового законодательства. Таким образом, такие условия трудовых договоров стажеров, как заработная плата, условия увольнения, страховка и др., гарантируются в той же мере, как и штатным сотрудникам. Между тем, существуют некоторые условия для компаний, которые хотят присоединиться к комбинированной системе обучения «Работа-учеба». В частности, приоритет отдается отраслям промышленности с высоким спросом на квалифицированную рабочую силу, возможностью предлагать стажировку и рабочие места с достойной оплатой труда по тем направлениям, для которых в настоящее время не предоставляется надлежащей программы обучения.
Таким образом, посредством анализа задачи и собеседования с работодателями разрабатываются и предоставляются образовательные и обучающие программы, адаптированные к нуждам конкретных компаний [3; с. 78 - 80]. В заключение стоить упомянуть о введении новой Системы подготовки кадров, ориентированной на нужды конкретного региона и отрасли -это политика, направленная на устранение нехватки рабочей силы на малых и средних предприятиях (МСП) Республики Корея и повышение уровня занятости. В соответствии с этой новой политикой существующая система подготовки кадров будет реформирована и унифицирована в связи с низкой эффективностью предлагаемых учебных программ для безработных граждан и снижением спроса на учебные программы для работников МСП. Основными задачами Системы подготовки кадров, ориентированной на нужды конкретного региона и отрасли, являются:
Таблица 2
Применение системы ГСК
Работодатели Учебные заведения Органы аттестации
- Разработка модели непрерывного продвижения по службе; - Разработка перечня вопросов для первоначального трудоустройства, определения на должность и продвижения по службе; - Инструмент для самооценки результатов/эффективности работы сотрудником. - Разработка курсов профессионального образования и подготовки; - Разработка учебных планов и учебной литературы; - Разработка стандартов обучения. - Установление нового типа квалификации; - Разработка и реформация принципов квалификации; - Подготовка вопросов и методик для тестов по оценке квалификации.
1. Предоставление компаниям и отраслям образовательных и учебных программ, адаптированных к их фактическим потребностям в персонале.
2. Содействие участию т.н. «соискателей, не имеющих преимуществ» (например, женщин с перерывом в трудовом стаже, людей пожилого возраста) в учебных программах с целью увеличения квалифицированных кадров для МСП и повышения уровня занятости.
Создание новой Системы подготовки кадров - это стремление к внедрению таких систем промышленного производства, которые отвечают фактическим потребностям в человеческих ресурсах в компаниях определенного региона. Таким образом, в этом отношении система управления кадрами будет функционировать на системной основе.
Библиографический список
Таким образом, на основе вышесказанного, можно определить следующие направления будущего развития государственной политики в сфере профессионального образования и подготовки в Республике Корея [4, с. 188 - 192]:
1. Переход от системы, регулируемой правительством, к системе, напрямую отвечающей на конкретные запросы со стороны отраслей промышленности.
2. Усиление роли и влияния со стороны отраслей промышленности и крупных корпораций в процессе формирования системы профессионального образования и подготовки.
3. Реорганизация критериев оценки квалификации работника на основе системы Государственных стандартов компетенции.
1. Модуль страны: Южная Корея. Международный отдел распознавания. Nuffic, Гаага, 2013.
2. Тен Е.П. Особенности становления и развития высшего образования Республики Корея. Проблемы современного педагогического образования. 2014; 46 - 4.
3. Ли Янг Хьюн. Профессионально-техническое образование и обучение в Корее. Корейский исследовательский институт для профессионально-технического образования & обучения (KRIVET): материалы исследований, 2000.
4. Ли Йонг-скоро, парк Дун Ёль ли му Кён, пел Цзинь мА. Политика в области профессионально-технического образования в Республике Корея: прошлое, настоящее и будущее. Корея: научно-исследовательский институт профессионального образования & обучения (KRIVET), 2017.
References
1. Modul'strany: Yuzhnaya Koreya. Mezhdunarodnyjotdelraspoznavaniya. Nuffic, Gaaga, 2013.
2. Ten E.P. Osobennosti stanovleniya i razvitiya vysshego obrazovaniya Respubliki Koreya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2014; 46 - 4.
3. Li Yang H'yun. Professional'no-tehnicheskoe obrazovanie i obuchenie v Koree. Korejskij issledovatel'skij institut dlya professional'no-tehnicheskogo obrazovaniya & obucheniya (KRIVET): materialy issledovanij, 2000.
4. Li Jong-skoro, park Dun El' li mu Ken, pel Czin' mA. Politika v oblasti professional'no-tehnicheskogo obrazovaniya v Respublike Koreya: proshloe, nastoyaschee i buduschee. Koreya: nauchno-issledovatel'skij institut professional'nogo obrazovaniya & obucheniya (KRIVET), 2017.
Статья поступила в редакцию 25.05.18
УДК 37.034
Ignatova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia),
E-mail: IIgnatova@bgiik.ru
Sоpunova S.G., postgraduate, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia),
E-mail: sopunova31@yandex.ru
TEACHER'S SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES AS A FACTOR OF THE SUCCESS IN EDUCATION OF OLDER STUDENTS. The author examines features of an educational process among high school children through the prism of the teacher's personal qualities. This is of particular importance in modern pedagogy, since the teacher has high demands for both professional and personal development. The author's structuring of personal qualities, based on the degree of their closeness to the teacher's personality or his professional skills makes it possible to orient the direction of pedagogical activity more clearly to achieve the maximum result. The totality of psychological and pedagogical characteristics, with the installation of a spiritual and moral aspect, in the opinion of the author, is able to significantly influence the effectiveness of the process of senior student education. A highly moral value reference, supported by a personal example of a teacher, provides modern education with a set of solved problems ranging from the formation of a harmoniously developed personality to the creation of a healthy society of the future.
Key words: pedagogical science, upbringing, spirituality, morality, teacher's quality, educational process.
И.Б. Игнатова, д-р пед. наук, проф., ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»,
г. Белгород, E-mail: IIgnatova@bgiik.ru
С.Г. Сопунова, аспирант, ФГОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский
университет» г. Белгород, E-mail: sopunova31@yandex.ru
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье автор рассматривает особенности воспитательного процесса среди старших школьников через призму личных качеств педагога. Это имеет особое значение в современной педагогике, поскольку к педагогу предъявлены высокие требования как профессионального, так и личностного плана. Проведённая автором структуризация личностных качеств, исходя из степени их близости личности педагога или его профессиональным навыкам, позволяет чётче ориентировать направление педагогической деятельности для достижения максимального результата. Совокупность психолого-педагогических характеристик с установкой на духовно-нравственный аспект, по мнению автора, способна в значительной мере повлиять на результативность процесса воспитания старшего школьника. Высоконравственный ценностный ориентир, подкрепляемый личным примером педагога, обеспечивает современное образование совокупностью решаемых задач в диапазоне от формирования гармонично развитой личности до создания здорового общества будущего.
Ключевые слова: педагогическая наука, воспитание, духовность, нравственность, качества педагога, воспитательный процесс.