КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
йО! 10.34685/Н1.2023.96.91.030 Соловьев А.П., Абдурахманова З.Т.
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ ПО СОХРАНЕНИЮ И ПРИУМНОЖЕНИЮ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО
ДОСТОЯНИЯ РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются новые подходы государства в работе над сохранением и популяризации объектов культурного наследия. Рассмотрен «Региональный стандарт по сохранению и приумножению культурно-исторического достояния России» с точки зрения его целей задач. Подчеркивается его практическая значимость как инструментария для российских регионов, свода реально действующих практик по сохранению культурного наследия.
Ключевые слова: культура, объекты культурного наследия, общественные инициативы, региональный стандарт, сохранение наследия, культурно-историческое достояние России.
Российскими властями в последнее время была усилена работа по сохранению и популяризации объектов культурного наследия. Так, Министерство культуры Российской Федерации вместе с регионами работает с историческими поселениями по принципу «сохранение для развития».
Данная работа помогает поддержать местный бизнес и привлечь туристов. К примеру, в Арзамасе, Кяхте, Крапивне, Гороховце за последний год турпоток увеличился в два раза. Уделяется большое внимание работе с историческими поселениями: в России их 46 федерального значения и 112 -регионального [1]. Для этого учреждаются предметы охраны и разрабатывается концепции развития исторических поселений на десятилетия вперёд. Сейчас такие атрибуты утверждены и для Плёса, Арзамаса, Боровска, Тутаева, Гороховца, Енисейска, Крапивны, Кяхты в Республике Бурятия и Суздаля. А в планах у министерства культуры России - Выборг, Зарайск, Белёв, Вологда, Ярославль, Томск и Каргополь. Сейчас в реестре объектов культурного наследия России учтено почти 154 тысячи памятников [2] и совместно с новыми регионами планируется его дополнить до конца 2025 г. Ежегодно Министерство проводит работы по сохранению более 300 объектов и 16 процентов из них находятся в неудовлетворительном состоянии. Важно отметить, что услуги по сохранению объектов культурного наследия переведены в электронный вид, что привело к сокращению сроков в 2 раза, количества документов - в 3 раза.
Министерством культуры проводится большая работа по сохранению культурных и природных ландшафтов, связанных с историческими событиями или с жизнью выдающихся людей, устанавливаются достопримечательные места. И яркими примерами являются Поленово, Ясная Поляна в Тульской области, безусловно, Соловецкий архипелаг в Архангельской области, древний город Херсонес Таврический в Севастополе. В настоящее время в реестре зарегистрировано более двух тысяч достопримечательных мест.
В 2023 г. была решена также очень важная проблема людей, проживающих в многоквартирных жилых домах-памятниках. С 1 сентября 2023 г. вступил в силу закон, разрешающий проведение в таких домах работ в рамках капитального ремонта. Учитывая, что в стране насчитывается восемь тысяч жилых домов - объектов культурного наследия, и для их жителей это очень долгожданная мера поддержки, а также, по предварительным расчетам Министерства культуры России, это экономия в размере более 200 миллиардов рублей.
Министерство культуры России совместно с акционерным обществом «ДОМ.РФ» и общественными организациями сейчас прорабатывает также возможность вовлечения в хозяйственный оборот объектов культурного наследия с низкой инвестиционной привлекательностью. Для участия в пилотном проекте уже определены первые пять регионов: это Забайкальский край, Новгородская, Рязанская, Смоленская и Тверская области.
Также с 2020 г. Минкультуры реализуются ещё две новые программы. Первая - это программа «Консервация объектов культурного наследия», она позволяет сохранить памятники от дальнейшего разрушения и обеспечить возможность их реставрации в будущем, это 50 объектов ежегодно. Действует программа сохранения памятников деревянного зодчества, которая ежегодно обеспечивает реставрацию пяти объектов.
Стоит также отметить, что в настоящее время также ведется формирование федерального в рамках закона «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» [3], принятие которого стало одним из ключевых событий Года культурного наследия народов России, объявленного Президентом России Владимиром Путиным в 2022 году. Федеральный реестр формируется с целью учета, сохранения, изучения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния. В него будут вноситься не только исторически достоверные исчерпывающие сведения об объектах, но и информация о носителях и хранителях этнокультурного достояния. К объектам нематериального этнокультурного достояния относятся: традиционное исполнительство (пение, музыка, танцы), устное творчество (сказки, былины, эпические сюжеты), обычаи, обряды, праздники и др.
Предложения в федеральный реестр направляются региональными органами управления культуры в адрес Минкультуры России. Предложения формируются на основании заявок носителей и хранителей этнокультурного достояния или органов публичной власти.
Включение объектов в реестр будет происходить на основании заключения профильного экспертного совета при Минкультуры России. В его состав войдут представители федеральных органов исполнительной власти и экспертного сообщества [4].
Важно отметить, что к теме сохранения и популяризации нашего отечественного наследия активно подключились и общественные инициативы. Так, в 2022 г. участниками Федеральной рабочей группы Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по ценностно-ориентированному предпринимательству был реализован проект: «Разработка и внедрение Региональных стандартов по сохранению и приумножению культурно-исторического достояния России». (12 рекомендуемых региональных мер в сфере сохранения культурного наследия).
Вышеуказанный Стандарт был разработан коллективом авторов, являющихся известными учеными, общественными деятелями, юристами, представителями органов власти различных регионов России и имеющими прямое отношение к вопросам сохранения культурного наследия.
Основная цель Стандарта - аккумулировать лучшие практики и предложить действенные механизмы направления инвестиций в сферу сохранения историко-культурного наследия, а также сформулировать конкретные изменения в федеральное и региональное законодательство, направленные на привлечение дополнительного финансирования в данную область. Для этого был решен ряд сопутствующих задач:
- проведен анализ действующего федерального и регионального законодательства, регулирующего особенности участия инвесторов в сохранении ОКН;
- выявлены конкретные работающие механизмы и практики, привлечения дополнительного частного и государственного финансирования в сохранение ОКН;
- изучен опыт регионов, которые внедрили дополнительные современные меры поддержки и отобраны лучшие апробированные практики, которые целесообразно использовать в других субъектах РФ;
- сформулированы предложения по изменению федерального и, в первую очередь, регионального законодательства, которые позволят внедрить новые механизмы по привлечению дополнительного финансирования на сохранение ОКН;
- предложены принципиально новые и перспективные механизмы привлечения финансовых средств на сохранение ОКН.
Федеральная власть сделала много для внедрения новых мер поддержки собственников и инвесторов в объекты культурного наследия. Так, успешно внедрена программа льготной аренды и передачи в пользования ОКН; запущен проект консервации объектов культурного наследия [5]; реализуется Государственная программа «Развитие культуры» [6], по которой осуществляется выделение средств на реставрации ОКН федерального значения; выделяется серьезное финансирование на благоустройство исторически поселений из национального проекта «Жилье и городская среда» по линии Всероссийского конкурса Министерства строительства РФ лучших проектов создания комфортной городской среды [7] и т.д.
В различных субъектах РФ ситуация с сохранением культурного наследия сильно отличается. В некоторых регионах успешно внедрены уникальные механизмы, что позволило привлечь значительные частные средства и восстановить ряд памятников, в других же, напротив, по разным причинам, этот процесс протекает медленней.
Подготовленный Федеральной рабочей группой Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по ценностно-ориентированному предпринимательству в рамках реализации проекта «Разработка и внедрение Региональных стандартов по сохранению и приумножению культурно-исторического достояния России» и привлеченными экспертами Модельный региональный стандарт по сохранению и приумножению культурно-исторического достояния России - это инструментарий для российских регионов, свод реально действующих практик по сохранению культурного наследия. Данные практики были предложены специалистами из различных регионов, в том числе, в которых они уже внедрены и успешно реализуются. По наиболее эффективным механизмам в настоящем Стандарте представлены примеры апробации в некоторых субъектах РФ, где они показали свою эффективность. Дополнительно в Стандарте предложены новые практики по привлечению инвестиций в сохранение ОКН, разработанные при участии экспертов из региональных органов власти, НКО, предпринимательского и экспертного сообщества. Всего в работе над Стандартом приняли участие представители из 15 регионов, в том числе: Москва, Санкт-Петербург, Астраханская область, Башкортостан, Волгоградская область, Вологодская область, Иркутская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Нижегородская область, Омская область, Самарская область, Татарстан, Томск, Ульяновская область.
Отличительной особенностью Стандарта является то, что он задуман как обновляемый и пополняемый, поскольку содержащиеся в нем рекомендации будут периодически дополняться и корректироваться с учетом результатов их применения. Стандарт предназначен представителям органам власти и общественным организациям в сфере сохранения ОКН, собственникам ОКН и потенциальным инвесторам.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Совещание с членами Правительства // Президент России : официальные сайт. -URL: http://kremlin.ru/events/president/news/72692 (дата обращения: 03.12.2023).
[2] Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации // Министерство культуры Российской Федерации : Портал открытых данных : [сайт]. - URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn/ (дата обращения: 03.12.2023).
[3] Федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» от 20.10.2022 № 402-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429409/ (дата обращения: 03.12.2023).
[4] Минкультуры России объявляет о начале приема заявок на включение объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации в федеральный государственный реестр // Министерство культуры Российской Федерации : официальный сайт. - URL:
https://culture.gov.ru/press/news/minkultury_rossii_obyavlyaet_o_nachale_priema_zayavok_na_vklyuchenie_ obektov_nematerialnogo_etnokult/ (дата обращения: 03.12.2023).
[5] Проект «Консервация»: старт // Хранители Наследия : [сайт]. - URL: https://hraniteli-nasledia.com/articles/initsiativy/proekt-konservatsiya-start/ (дата обращения: 03.12.2023).
[6] Государственная программа «Развитие культуры» // Министерство культуры Российской Федерации : официальный сайт. - URL: http://gp-kultura.ru/ (дата обращения: 03.12.2023).
[7] Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды : [сайт]. -URL: https://gorodsreda.ru/konkurs2-2022 (дата обращения: 03.12.2023).
Соловьев Андрей Петрович
кандидат педагогических наук,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва) Email: [email protected]
Абдурахманова Зарема Таривердиевна
кандидат географических наук,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва) Email: [email protected]
Soloviev A., Abdurakhmanova Z.
NEW DIRECTIONS OF STATE AND PUBLIC INITIATIVES TO PRESERVE AND ENHANCE THE CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF RUSSIA
Abstract. The article discusses new approaches of the State in working on the preservation and popularization of cultural heritage sites. The goals and objectives of the "Regional standard for the preservation and enhancement of the cultural and historical heritage of Russia" are considered. Its practical significance is emphasized as a toolkit for Russian regions, a set of actually existing practices for the preservation of cultural heritage.
Key words: culture, cultural heritage sites, public initiatives, regional standard, heritage conservation, cultural and historical heritage of Russia.
Soloviev Andrey Petrovich
PhD in Pedagogy, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage (Moscow)
Abdurakhmanova Zarema Tariverdievna
PhD in Geography, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage (Moscow)
© Соловьев А. П., Абдурахманова З.Т., текст, 2023 Статья поступила в редакцию 29.10.2023.
Ссылка на статью:
Соловьев, А.П., Абдурахманова, З.Т. Новые направления государственных и общественных инициатив по сохранению и приумножению культурно-исторического достояния России. - dOi 10.34685/HI.2023.96.91.030. - Текст: электронный // Журнал Института Наследия. - 2023. - № 4. - С. 4-7. - URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/616.html.