Научная статья на тему 'Новые медиа в протестном движении: эксплицитное и имплицитное выражение мнения в Твиттере по отношению к движению “Occupy Wall Street”'

Новые медиа в протестном движении: эксплицитное и имплицитное выражение мнения в Твиттере по отношению к движению “Occupy Wall Street” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
205
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МЕДИА / NEW MEDIA / ЭКСПЛИЦИТНОЕ И ИМПЛИЦИТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЧНОГО МНЕНИЯ / EXPLICIT AND IMPLICIT EXPRESSION OF PERSONAL OPINION / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ / PROTEST MOVEMENT / OCCUPY WALL STREET

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Габриелова Елена Валерьевна

В статье представлены результаты изучения лингвистических особенностей выражения личного мнения с помощью Твиттера по отношению к протестному движению в США. В первой части статьи дается краткий обзор движения “occupy wall Street” и описывается роль новых медиа в освещении политических событий. В работе также изучается Твиттер как средство коммуникации. Основанная часть статьи посвящена результатам контент-анализа сообщений, собранных с Твитера и подвергшихся лингвистическому анализу. В конце статьи приводятся выводы, опирающиеся на данные исследования, представленные в таблицах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Media in Protest Movement: explicit and Implicit expression of Point of View on the Protest Movement occupy wall Street on twitter

The article presents the results of the research of linguistic peculiarities in expression of personal opinion about the protest movement on twitter in the uSa. In the first part of the article there is an overview of the event, its description and specific features. there is also described the role of new media in coverage of the political events. further in the investigation there was examined twitter as a means of communication. the core part of the article presents a content analysis of the messages taken from twitter microblog and exposed to linguistic analysis. In the end of the article there is a conclusion, based on the research data which is also presented in tables.

Текст научной работы на тему «Новые медиа в протестном движении: эксплицитное и имплицитное выражение мнения в Твиттере по отношению к движению “Occupy Wall Street”»

Elena V. Gabrielova

УДК 81'23

NEW MEDIA IN PROTEST MOVEMENT: EXPLICIT AND IMPLICIT EXPRESSION OF POINT OF VIEW ON THE PROTEST MOVEMENT OCCUPY WALL STREET ON TWITTER

The article presents the results of the research of linguistic peculiarities in expression of personal opinion about the protest movement on Twitter in the USA. In the first part of the article there is an overview of the event, its description and specific features. There is also described the role of new media in coverage of the political events. Further in the investigation there was examined Twitter as a means of communication. The core part of the article presents a content analysis of the messages taken from Twitter microblog and exposed to linguistic analysis. In the end of the article there is a conclusion, based on the research data which is also presented in tables.

Keywords: new media, explicit and implicit expression of personal opinion, social networks, protest movement, Occupy Wall Street.

Е.В. Габриелова

НОВЫЕ МЕДИА В ПРОТЕСТНОМ ДВИЖЕНИИ: ЭКСПЛИЦИТНОЕ И ИМПЛИЦИТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ МНЕНИЯ В ТВИТТЕРЕ

ПО ОТНОШЕНИЮ К ДВИЖЕНИЮ "OCCUPY WALL STREET"

В статье представлены результаты изучения лингвистических особенностей выражения личного мнения с помощью Твиттера по отношению к протестному движению в США. В первой части статьи дается краткий обзор движения "Occupy Wall Street" и описывается роль новых медиа в освещении политических событий. В работе также изучается Твиттер как средство коммуникации. Основанная часть статьи посвящена результатам контент-анализа сообщений, собранных с Твитера и подвергшихся лингвистическому анализу. В конце статьи приводятся выводы, опирающиеся на данные исследования, представленные в таблицах.

Ключевые слова: новые медиа, эксплицитное и имплицитное выражение личного мнения, социальные интернет-сети, протестное движение, Occupy Wall Street.

The present investigation is interested in a political campaign with the name Occupy Wall Street (OWS). This protest movement started on September 17th in 2011 in Zuccotti Park. The aim of the campaign was to occupy Wall Street in the financial center of New York. The goal of the event was to attract the attention of public to the crime of financial elite and initiate structural changes in economy. During the whole movement the activists produced and distributed media texts and documentation, using any platform they could access. Social nets were the most important instrument of information distribution. Information was created every day by the participants of the protest movement, while media groups placed the information in social networks (especially on Twitter and Facebook), prepared texts and videos, carried out live stream broadcasting on

Globalrevolution.tv, prepared prints (such as occupied wall Street Journal), developed and coded web-sites (for instance, occupyTogether.org), and also created independent media platforms and technological infrastructure (occupy.net).

The role of new media in organization and conducting the protest movement

the discussion of people who disagree moved to the Internet long time ago and is realized by new media [Dzyaloshinsky & Pilgun 2012; Leistert 2013; Pilgun 2010]. Media coverage of the protest movement occupy wall Street is realized practically in full on the Internet. the exchange of news, the dialogue with potential followers of the movement, video-streaming from different states and countries make it possible to unite people with common views and interests. Planning of the protest events and informing about them is also carried out interactively with the help of new media. the protest movement occupy wall Street originated due to the Internet as it is hard to imagine how it could become possible to gather so many people in Zuccotti Park without the use of blogs and direct mailing. the rest of the public, especially in other countries, would hardly have learnt about the movement, if it had not used social networks for distributing video and photo reports from the venues, taking into account the fact, that the press and television did not cover the mentioned events in a proper way.

It is also necessary to note, that media activity of the movement occupy wall Street is marked by an extensive use of offline, analog, printing and so-called low-technological forms of media together with the most modern technological developments, such as autonomous wireless networks, new instruments and platforms. In most cases the followers of the movement occupy wall Street created and exchanged media elements through these platforms (including analog forms of communications and channels) in the process, called transmedia mobilization [constanza-chock 2011: 13]. with this connection, a question rises which platform were more frequently used during the protest movement occupy wall Street. the observation of the participants of the movement, the results of the surveys, conducted within the scope of General demographic research of the protest movement and investigation of political participation online of more than 500 respondents, organized by occupy Research Network with cooperation with Datacenter. org, present the following results. Answering the question which various types of media were used for getting information about the protest movement, respondents mentioned a number of digital media platforms. the majority (64%) used Facebook, only a quarter of respondents named twitter as a source of information (23%) or blogs (24%). face to face communication also played a significant role. around a half of respondents (43%) discussed the movement in a live time, while almost the same number of people (44%) used web-sites and e-mail (42%) to discuss the events. while examining the sources of getting the information it was found out that a third of respondents (29%) used Youtube, a quarter (24%) took advantage of printed press and a fifth of respondents (19%) used the web-site of live stream broadcasting, television and radio were used only by 17% [constanza-chock S, 2012:15]. concerning the creation of media material, the most popular activity was observed on facebook (74%) and the participation in face to face communication (73%). the smallest part of respondents was involved in more intensive forms of mediacontent creation: about one fifth of all respondents (18%) placed their messages in blogs, while less than one out of ten (8%) created videos about the movement. If such form of participations was compared with other types of activities, than the percentage ratio

would have the following form. Respondents actively participated in general assemblies and protest events, organized in camps (69% each), more than a third were involved as volunteers and were responsible for providing food (41%), around 40% took part in work meetings, 17% lived in tents and 4% were arrested. Thereby, the majority of respondents directly participated in the protest movement and only a small number of people were involved in media-content creation, devoted to the movement. Mainly they posted short messages on Twitter and Facebook.

Twitter u Occupy Wall Street

Wide use of Twitter during the protest movement Occupy Wall Street lets us speak about such a phenomenon as "natural learning/education" of users. Scientists claim that such process usually is unplanned, spontaneous and does not meet the schedule of an institution in contrast to formal education. [Greenhow, Robelia 2009: 119-140]. Natural education is characterized as united, integrated and encouraged by the interest of an individual [Jenkins 2006]. Twitter facilitates natural education, as the platform allows establishing immediate, short social communication. Quite often the messages contain external links on materials outside the social network. This allows speaking about expanding of information resources, encouraging natural education and raising the level of awareness on a certain issue. Thereby, Twitter demonstrated a new ability of social media to provide users with a possibility not only to post textual and video information, but also become its consumer. With regard to the fact mentioned above it is proper to note the change of the forms of media consumption, for the use of the content created by users as a source of information is equal to watching news. Moreover, Twitter platform became a convenient instrument of information distribution and involvement of citizens into participation in the protest movement occupy Wall Street as it has horizontal, non-hierarchical structure. According to the research data, Twitter was used for carrying out the following functions: facilitating the organization of the real protest and fundraising for its conducting, news distribution through links and retweets, reporting on the ongoing events from the venue, expression of the personal point of view on the movement, involvement into the discussion, establishing personal relationships with the participants of the protest movement and organization of online activity, connected with the movement [Penny, Dadas 2013: 7]. Particularly Twitter was used for distribution of the information about the venue and the time of special events. Earlier handbills and leaflets were used for the same reason, but Twitter significantly broadened the opportunities of informing people and gathering them, making the information available for a vast majority of users, regardless time or their location. Such use of social networks was named «e-mobilization» of the population [Earl, Kimport 2011]. It also presupposes informing of the needs of protesters and types of assistance, which could be provided by volunteers on the venues in real time mode. Moreover, Twitter contained posts with the summary of the meetings, which were held by protesters. For a number of reasons, a lot of volunteers could not attend such meetings in person, but were able to receive the information about the current events and take part in the meeting remotely through the application. As activists of occupy Wall Street movement point out, personal communication between the participants contributed a lot to unity and consolidation of solidarity, group identity and partnership. As a consequence, participants became more cohesive both in views and actions, as well as in forms of expression the common protest. But there are also some disadvantages

of using Twitter as a platform for discussion and planning the events. The users of the social network state that faced difficulties while posting messages tagged «occupy». Such messages were censored and became unavailable for the common view. In addition, Twitter appeared to be a good source of information not only for the participants of the protest, but also for policemen. All the plans of the activists were exposed to a detailed analysis of the authorities and further certain actions were taken by the police. Nevertheless, the participants of the movement themselves looked at such circumstance positively as they consider transparency and sincerity of the actions their public attitude.

The instrument of the research. Twitter platform is a social network, which allows posting messages of 140 symbols in a twitter stream. There are two types of post streams: the stream of a certain user (account) and a stream on a certain topic with messages tagged with # symbol (hashtag). Messages (tweets) of a user are available for his close environment that is a group of users subscribed on him. However symbol # with the following tagging of the message to a certain topic enables grouping of messages into one stream, which is available for a wide audience. The search function with commands "since" and "until" makes it possible to find messages with a certain tag for a definite time period.

Research data

The investigation is based on the analysis of messages in microblog Twitter for the period of September 2011 with a hashtag #OWS or #occupywallstreet. There was conducted the analysis of authors according to gender characteristics. Further on there was made a content analysis with the help of program Atlas.ti, aiming at revealing explicit and implicit appraisals of events in the Wall Street by Twitter users. Atlas.ti program allows retrieving, structuring and coding separate actual elements from the whole data file. Coding in Atlas.ti represents the main component of work in the program. Coding is realized as marking the elements of data in question (words or word phrases), categories - blocks of elements - as peculiar codes. Codes (key words) are divided into groups depending on aims of the investigation. Distribution of words occurs according to their meaning structures with a glance to the defined criteria. The program also allows creating a picture - scheme, showing the main results of the analysis, key words, groups and their links between each other.

Theoretical basis of the research

At present time from the point of view of linguistics the information is usually studied from different angles. As it is well-known, it can be presented I the text as statements, suppositions and opinions. As a plan of contents an utterance consists of a number layers, different from each other according to the extent of explicit meaning, then the statements are regularly divided into evident (explicit) and hidden (implicit). To explicit statements are generally referred those the content of which can be easily defined from the form of the utterance without any additional conversion of the meaning, which can base both on the word meaning and context of the statement. Under hidden statements are usually understood such statements, the meaning of which is defined from additional analysis of sense of the statement, constituting the utterance and with the help of the meaning of the context of the statement. In other words, evident (explicit) statements are directly reflected in lexical-semantic structure of a sentence, while hidden are not. Thus,

Research

according to Baranov A.N., the extent of explicit-implicit component of the linguistic content is not binary, but gradual. To explicit phenomena the scientist first of all refers ellipsis, and also the statement, containing anaphoric pronouns. Such forms are restored from the context or situation of communication. It is generally accepted that not all of the cases of ellipsis are comparable with explicit methods of information presentation. for example, close to ellipsis is the method of indication at proposition, based on the use of textual macrostructure. Idioms, according to Baranov A.N. can be classified as both explicit and implicit methods of information transition. concerning presuppositions and consequences, these components of the content of the statement often carry implicit nature [Baranov 2007: 40].

the aim of the investigation is to point out quantity ratio of implicit and explicit utterances in microblog twitter, devoted to discussion of protest movement occupy wall Street. Based on the research data, it is planned to make a conclusion which way of information transition (implicit or explicit) prefer the users of social network when expressing their views on political events (particularly, the protest movement in the USA in 2011).

From the message tagged #OWS and #occupywallstreet in September 2011 for a detailed analysis were chosen 200 tweets with expressive views on on-going events. It is necessary to point out that the number of messages for the defined period increased considerably by the end of September, which is connected with the force influence from the side of the government of the USA. The analysis of the authors of the messages was carried out according to gender characteristics; the content-analysis was done with further revealing of the main topic of the utterances.

Participants

The authors of the majority of the messages in a defined time-period were organizations, (50%), such as Adbusters, US Day of Rage, Occupy Denver, Occupy Houston, Occupy LasVegas, Occupy Wall Street. It is interesting to note, that men more often started the discussion than women (30% and 20% relatively). Also it is important to note, that the majority of Twitter messages contained the link to the outside source: a video on Youtube, user's blog, the publisher's website or TV channel.

The main topics of messages

First of all, the messages in Twitter had informative nature. Users exploited the microblog for informing the participants of the protest about the venue and time of the meetings, conferences, sessions and other protest activities. Also, the participants shared the information via Twitter, adding a link to the additional resource of information. Moreover, Twitter was exploited by active participants of the movement to report from the venue of the event in real-time. Such messages could be used by news companies for creating an article about the event from the place of it in live broadcast. Also, a number of tweets containing imperative structures appeared in the microblog, aimed at encouraging more and more users to join the movement. Finally, Twitter became the platform for discussions and expressing personal views of ordinary citizens. Thereby, the list of topics has the following look, presented in Table 1.

Procedure

Table 1

Topic of the message Example

Informing about upcoming events "Someone announces that cops intend to kick us out of #occupywallstreet square at 10 PM" "7PM #occupyWallStreet General Assembly meeting beginning now at Zuccotti Park. Join Us!"

Sharing the information from external sources "Are you following this? There is no reason not to follow this. OCCUPY WALL STREET. Link: http://tumblr.com/ xjy4wno225 " "NOW LIVE STREAM VIDEO! general assembly in NYC http://www. livestream.com/globalrevolution"

Life-stream reporting from the venue of events "Hundreds of people sleeping at #OCCUPYWALL STREET plaza, sounds of drums. PHOTO is my view from sleeping bag :) " "Um, there's a rumor circulating that 50,000 people were down on Wall Street. That ain't true, folks. Just came from there"

Expressing personal point of view on the events "All right, I'll admit it. I'm getting sick of Occupy Wall Street. The problem is not the stock exchange or banks. It's Congress"

Encouraging users to join the protest movement and take active actions "Express your outrage on the day of rage, by being there or supporting the principle of holding corporations to account"

Asking for help in organization and conducting the protest actions "Asking for more ppl to stand at Welcome Stations to engage the public"

The outcomes

For processing the messages in Atlas.ti the data was coded according to the following parameters: explicit and implicit expression of a personal view-point on the events. Moreover, there were added such criteria as the use of idioms in an utterance, irony, imperative constructions, aimed at encouraging people to take actions and expression of critics of the protest movement. After processing the data the frequency of occurrence of each criterion has the following look (Table 2):

Table 2

code (criterion) Frequency of usage Example

Explicit expression of a personal opinion 105 "Fact - I am unhappy with the current social, economic and political environments all around the world today"

Implicit expression of a personal opinion 95 "Wall St fat cats are drinking champagne watching protesters from bank balcony"

Critics of the protest movement 11 "Thankfully I have tons of work to somewhat distract me from the symptoms of #OWS"

The use of irony 34 "Tomorrow we should chant, « the police need a raise»"

The use of idioms 11 "WE will not pass the buck to our children!"

The use of imperative constructions 21 "PRotesters and observers: PLEASE set your mobile devices to auto upload pics and video immediately in case you 'lose' your camera"

Total number of tweets 200

From Table 2 it is clear that the users prefer to express their opinion freely, but simultaneously 17% of citizens use irony to express their view-point. Imperative constructions are contained in 10% of all messages analyzed. And only 5% of the statements are aimed at encouraging people to take actions. And authors of 5% of messages have critics of the protest movement. Such a low percent of messages with critics is characterized by the maximum support of activists for the movement in the first months of Occupy Wall Street. Once again it proves the data of the research carried out by National Broadcasting Company (NBC) together with Wall Street Journal, the results of which were mentioned earlier in this article. The high percentage of statements with

implicit expression of opinion hints at the fact that a hidden view expression, demanding an additional analysis for comprehension, can represent a characteristic of a political discourse.

It is interesting to observe the interconnection of the criteria between each other. Thereby, in the course of investigation were determined certain patterns, presented in the following Table 3.

Table 3

Critics of the protest movement The use of irony The use of idioms The use of imperative constructions

Explicit expression of personal opinion 5 5 2 16

Implicit expression of personal opinion 6 29 11 5

Critics of the protest movement - 8 - -

The use of imperative constructions - - 2 -

As can be seen from Table 3 with correlation of codes, the majority of coincidences are registered between such criteria as implicit expression of personal opinion and the use of irony in statements. For example, such a coincidence can be observed in the following posts: "Apparently there is a dress code to protest. People are getting arrested for what they are wearing"; "Did anyone order any cops at #occupywallstreet? We already have plenty. It's a peaceful demonstration", etc. In examples, mentioned above the meaning of the statement can be extracted only with the help of the context (the following sentences). Such a coincidence seems to be rather natural for the stylistic device "irony" itself presupposes the contrast of both visible and implicit meaning of the utterance, creating an effect of mockery; most frequently it means notorious mismatch of positive and negative subtexts. [Novyj slovar' inostrannyh slov 2009]. Thus, the stylistic device itself demands additional analytical actions to derive the true sense of the statement, which corresponds to characteristics of implicit statements.

Further, it is interesting to investigate the frequent use of imperative constructions in explicit statements. As it is well-known, imperative constructions represent one of the meanings of the category of mood. The imperative often expresses a request, an order or advice. With the help of imperative constructions the speaker informs of his wish for some action to be carried out by another actor. An important peculiarity of imperative statement is that it is regarded both as a message and an action at the same time: the speaker not only informs of his wish, but tries to force the recipient to fulfill it. In consequence of that, it is important to carry the sense of the message directly to the recipient in order to force him or her take certain actions, the appeal to which is hidden in an imperative statement. The meaning of the statement in this case should be as clear as possible, otherwise the

aim of the imperative statement is unlikely to be achieved. The recipient should clearly understand what actions he is called for by the author of the utterance, extra analytical operations to define the sense can prevent him from following the order of fulfilling the request. The examples of such messages are: "Go on, criticize the unclean, unclear goal-having Occupy Wall Street folks. But! Utilize your wise detachment and suggest a better idea", "Thanks #occupywallstreet..keep sending the messages.keepfighting..this is one we MUST not lose our lives and dreams and hopes depend on it!" The meaning of utterances as well as the call for action is clearly expressed in the examples mentioned above.

From the table it is also seen that idioms were used more frequently in implicit statements, while in explicit statements they occurred two times less. It is necessary to note, that the concept of an idiom as a collocation, the sense of which cannot be derived from the meaning of its components, for the first time was formulated by a Swiss linguist Charles Bally in his work Précis de stylistique, where he juxtaposed them with another type of word combinations - phraseological groups with variational combination of components. At a later date VV. Vinogradov marked out three main types of phraseologisms: phraseological fusion (idioms), phraseological unitis and phraseological combinations. N.M. Shanskiy points out also an additional type - phraseological expressions. As idioms represent semantically indivisible phrases and in most cases are clear only to native speakers, then for defining their meaning it is necessary to carry out a number of additional actions and analysis of the utterance for decoding the message of the statement. That is why the use of praseologisms or idioms in implicit expressions seems to be very justified. On the other hand, as it is seen from the table, a small number of phraseologisms were combined together with imperative constructions and explicit expressions. This fact can be explained by the existence of phraseological word combinations, the structure of which allows semantic substitution or replacement of certain words and their general meaning is derived from the meaning of their separate constituents. Thereby, to state the meaning of such message is frequently not as difficult as it may seem. As a result, the statement with the use of phraseological combination can be considered as explicit.

And finally, the critics of the protest movement according to the research data was expressed both explicitly and implicitly in an equal extent. However, it is necessary to note the use of irony in expression of critics of the ongoing events. As it was mentioned above, the irony presupposes the negative context in a statement. In compliance with this, the use of irony in critical expressions appears to be quite logical and rightful. This regular occurrence is easily seen in the following expressions: "Wonder what it feels like at #occupywallstreet right now, with 200 kids there fighting for economic justice + another 1000 to see Radiohead"; "Visibly homeless people taking advantage of #OccupyWallStreet's food table".

As it is seen from the research results, the participants of the movement Occupy Wall Street used the platform Twitter for solving a number of tasks at the same time. Linguistic characteristics of the messaged changed depending on the aim of communication. In most cases users expressed their opinion explicitly, that is characterized by the tendency to share their opinion with other users of the microblog and carry the meaning as clearly as possible within the scope of technical restrictions of the social net (the length of the message cannot exceed 140 characters). On the other hand, high percentage of implicit statements among the messages of activists and people who took part in discussion of

the protest indicates the tendency to express their point of view on political events in a concealed way especially if the opinion is critical.

Reference

Baranov A.N. Lingvisticheskaja jekspertiza teksta. Teoreticheskie osnovanija i praktika. - М., 2007.

Boxer S.B. Romney: Wall Street protests "class warfare"// National Journal -URL: http://www.nationaljournal.com/2012-presidential-campaign/romney-wall-street-protests-class-warfare--20111004 (the date of access 20.10.2013).

Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. Ресурсы коммуникативного воздействия // Медиаскоп. - 2012. - № 2. - С. 14.

Constanza-Chock S. Mick Check! Media cultures and the Occupy movement// Social Movement Studies, Journal of Social, Cultural and Political Protest. - 2011: 3-4, 375-385. - 2012: 15.

Costanza-Chock S. Se ve, se siente: Transmedia mobilization in the Los Angeles immigrant rights movement. Doctoral Dissertation// University of Southern California. -Los Angeles. - 2011: 13.

Earl J., Kimport K. Digitally enabled social change: Activism in the Internet age// Cambridge, MA - MIT Press. - 2011.

Greenhow C., Robelia B. Informal learning and identity formation in online social networks// Learning Media and Technology, №34(2). - 2009: 119-140.

Jenkins H. Confronting the challenges of participatory culture: Media education for the 21st century. Working paper for the MacArthur Foundation. - 2006 - URL: http:// digitallearning.macfound.org (the data of access 03.11.2013).

Leistert O. From Protest to Surveillance - The Political Rationality of Mobile Media Modalities of Neoliberalism.Peter Lang: Frankfurt am Main, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien. - 2013. IX, - 280 p.

Montopoli B. Occupy Wall Street: more popular than you think// CBS news -URL: http://www.cbsnews.com/8301-503544_162-20120052-503544.html (the data of access 17.12.2013).

Novyj slovar' inostrannyh slov- by EdwART, 2009 - URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/dic_fwords/17590/ (the data of access 21.12.2013).

Penny J., Dadas C. (Re) Tweeting in the service of protest: Digital composition and circulation in the Occupy Wall Street movement// New Media Society, Sage. - 2013: 7.

Пильгун М.А. Речевые особенности политической комуникации. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. Т. 152. - № 2. - С. 236-246.

Saba M. Wall Street protestors, inspired by Arab Spring movement//CNN - URL: http://www.cnn.com/2011/09/16/tech/social-media/twitter-occupy-wall-street/index. html (the data of access 29.10.2013).

Santo A. Occupy Wall Street's media team// Columbia Journalism Review - URL: http://www.cjr.org/the_news_frontier/occupy_wall_streets_media_team.php (the data of access 29.10.2013).

Stein J. Occupy Boston - Oct. 9th, 2011 - URL: http://www.youtube.com/ watch?v=lnPvgeZG_2Y&w=560&h=315 (the data of access 05.11.2013).

Ю.в. Бекреева

УДк 811.111'37 (045)

признаки категориальной принадлежности субъекта в значении глагола (в контексте теории прототипов э. рош)

Статья посвящена определению семантических признаков, указывающих на категориальную принадлежность субъекта в структуре значения субъектно-ориентированных глаголов физического действия. Рассматривая проблему нежесткого ограничения на сочетаемость глагола с именами, обозначающими субъект действия, автор опирается на концепцию прототипической категории Э. Рош. На основе анализа словарных конкретизаторов, данных об устойчивых ассоциациях и контекстов употребления глагола в сочетании S - P автор приходит к выводу о прототипической организации субъектного компонента в глагольном значении, который включает образ субъекта-прототипа и вероятностные семантические признаки, отражающие физическое и психическое состояние субъекта.

Ключевые слова: субъектно-ориентированный глагол, семантический компонент «субъект», прототипическая категория, эффекты прототипичности, уровни категоризации (супербазисный, базисный, суббазисный), прототип, «семейное сходство», вероятностные признаки.

Yuliya V. Bekreyeva

features of subject categorical membership in the

VERB meaning

(in context of the prototype theory of e. rosch)

The article reveals semantic features of subject categorical membership in the structure of meaning of subject-oriented verbs of physical action. The author applies E. Rosch's theory of prototypical category. On the basis of definition analysis, data of associations and contextual analysis of S-P constructions the author concludes about a prototypical organization of the "subject" component. It includes an image of subject-prototype and stochastic features, denoting physical and emotional state of the probable doer.

Keywords: subject-oriented verb, semantic component «subject», prototypical category, prototypical effects, levels of categorization (superordinate, basic, subordinate), prototype, family resemblance, stochastic features.

Когнитивный аспект изучения глагольной семантики предполагает стремление к более полному описанию значения глагола. Глагол рассматривается не столько как обозначение разных процессов, действий или состояний, сколько как обозначение свернутых ситуаций, включающих участников действия и отношения между ними (например, [Кубрякова 2004: 266-267; Уфимцева 2002: 137]). В нашем исследовании мы обращаемся к детальному изучению отдельного компонента значения глагола, отражающего информацию о предполагаемом исполнителе (субъекте) обозначаемого действия.

Между субъектом и действием существует тесная взаимосвязь: в объективной действительности действие не проявляется как изолированное нечто, оно осуществляется как функция субъекта. Данная онтологическая связь находит свое отражение в глагольной семантике, что подтверждается многочисленными исследованиями. Так, например, А.А. Уфимцева в качестве обязательного компонента глагольной номинации называет «ракурс логико-семантических связей обозначаемых признаков и предметов, как они складываются в предметном или идеализированном (отображенном в языке) мирах» [Уфимцева 2002: 142]. Автор выделяет класс субъектно-ориентированных глаголов, в значениях которых отражена ономасиологическая направленность на характеристику субъекта - исполнителя или источник действия [там же: 160]. Семантические признаки, выделяемые в структуре субъектно-ориентированных динамических глаголов современного английского языка и отражающие различные свойства и характеристики предполагаемого исполнителя действия, и составляют предмет нашего исследования. Совокупность субъектных, или, точнее, субъектно-ориентированных семантических признаков формирует содержание семантического компонента «субъект» в структуре лексического значения глагольного слова. Определение субъектно-ориентированных сем в значении динамического глагола позволит расширить понимание природы взаимосвязи «субъект - действие» и ее репрезентации в глагольной семантике. Кроме того, вскрытие механизмов «упаковки» знания о предполагаемом исполнителе действия в глагольных лексемах, а также определение способов активизации этих знаний в процессе коммуникации вносит определенный вклад в развитие когнитивного направления.

Предметом осмысления в предлагаемой статье является проблема выделения признаков категориальной принадлежности субъекта в структуре значения субъектно-ориентированных глаголов. Способность глагола регламентировать класс имен, обозначающих исполнителя действия, при порождении высказывания неоднократно отмечалась языковедами (сравните, например, исследования семантической валентности или теорию глубинных падежей глагола). В этой связи отметим работу О.А. Михайловой, в которой автор определяет сему специализированного субъекта как лимитирующий компонент глагольной семемы [Михайлова 1998]. Такие семы указывают на конкретный класс субъекта, ограничивая денотативное поле глагольного действия. В нашем исследовании мы акцентируем внимание на двух диалектически связанных явлениях: отсутствии жестких ограничений на сочетаемость с именами, обозначающими определенный класс субъектов, и присутствии в глагольном значении семантических признаков, которые в предложении соответствуют категориальным признакам субъектного актанта. Такая постановка вопроса согласуется с прототипическим подходом к пониманию категории, наиболее полно представленным в работах Э. Рош и ее последователей.

Предваряя дальнейшее изложение, остановимся на важнейших положениях теории Э. Рош, которые послужили теоретической основой для нашего исследования. Исследования проблем категоризации Э. Рош и ее последователей доказали ограниченность классического подхода к категоризации, сводимую к выделению необходимых и достаточных признаков категории, установлению четких границ и одинакового статуса для всех членов категории [Залевская 1999: 112]. Э. Рош пред-

лагает другой путь определения категории, связанный не столько с установлением межкатегориальных границ, сколько с выделением наиболее ясных фактов категориальной принадлежности [Rosch 1978: 35-36]. Проводя серии экспериментов по изучению естественных категорий, кодированных в языке и культуре, Э. Рош обнаружила асимметрию (получившую название «прототипных эффектов» [Лакофф 1988]): испытуемые оценивали некоторые члены категории как более репрезентативные для данной категории, чем другие. Проявление асимметрии позволяет предположить, что категория должна иметь дополнительную внутреннюю структуру, благодаря которой появляются оценки степени соответствия элемента категории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное положение концепции Э. Рош заключается в том, что процесс категоризации осуществляется по линии прототипа, определяемого человеком в результате субъективного восприятия как наиболее репрезентативный член категории [Rosch 1978: 36]. В понимании Э. Рош прототип максимально полно воплощает характерные для данной категории свойства и особенности и связан отношениями подобия одновременно со многими членами категории на основе «семейного сходства». Показатель «семейного сходства», заимствованный Э. Рош у Л. Вит-геншейна, рассматривается как совокупность признаков «прототипичности», которыми обладает член категории. Вес каждого признака определяется тем, сколько всего членов категории им обладает. Р.М. Фрумкина приводит следующий пример рассуждения Э. Рош: «...для категории ''птицы'' большим весом обладает признак ''летать'', поскольку он присущ подавляющему большинству членов данной категории; признак ''петь'' обладает меньшим весом, так как далеко не все птицы - певчие, и т.д. Птицы, обладающие большим числом характерных признаков, оказываются ближе к центру (соловей), а меньшим числом - дальше от центра (пингвин)» [Фрумкина 1991: 52]. Таким образом, члены категории дифференцируются по степени типичности, а признаки категориальной принадлежности рассматриваются с точки зрения вероятности их проявления в описании членов категории.

Прототипичность в концепции Э. Рош связывается не только с понятием прототипа, но и с выделением разных уровней категоризации: супербазисного, базисного (прототипического) и суббазисного (сравните, например, furniture - chair - kitchen chair) [Rosch 1978: 34]. Дифференциация категориальных уровней определяется как «виденье объекта то с позиций более «высокой» (абстрактной) категории, в которую он входит, то, напротив, с позиции той более «низкой» (конкретной) категории, члены которой ему подчинены» [Кубрякова 2004: 109]. Э. Рош и ее ученики экспериментально подтверждают, что базисный уровень является наиболее подходящим уровнем абстракции для представления, называния и оперирования объектом в большинстве ситуаций [Rosch 1978: 43]. Именно на этом уровне люди вычленяют объекты легче всего и оперируют при этом их перцептивными и функциональными признаками, соответственно формируя представление о прототипи-ческих и непрототипических членах категории.

Подводя итог описанию ключевых положений теории Э. Рош, представим основные признаки прототипической категории, которые Д. Гирертс называет «прототипическими эффектами»[Geeraerts 2009: 187]:

1) прототипическая категория имеет нечеткие очертания границ;

2) прототипическая категория не может быть определена посредством един-

ственного набора критериальных (необходимых и достаточных) признаков, которые разделяли бы все члены категории;

3) структура категории отражает разные уровни типичности ее элементов: некоторые члены категории определяются как образцы и типичные представители данной категории, другие члены категории оцениваются как более периферийные единицы;

3) связь членов категории осуществляется по принципу «семейного сходства», т.е. большей или меньшей степени подобия.

Выводы и положения, сформулированные в рамках концепции Э. Рош и ее последователей, позволяет с иных позиций подойти к вопросу о том, как знание о категориальной принадлежности субъекта «встраивается» в структуру глагольного значения. В настоящей статье мы ставим задачу показать прототипический характер семантического компонента «субъект» в значении динамических субъектно-ориентированных глаголов. Для решения поставленной задачи мы обратились к анализу нескольких источников языкового материала:

- выборка субъектно-ориентированных глаголов осуществлялась по толковым словарям на основании наличия в дефиниции прямого указания на субъект, выраженного конкретной лексемой;

- данные ассоциативного словаря Edinburgh association thesaurus использовались при определении связи действия, обозначенного глагольным словом с про-тотипическим субъектом (реакция со значением «исполнитель действия» должна иметь высокий ранг (1-3) в ассоциативном поле стимула-глагола);

- выборка текстового материала для анализа условий контекстуальной актуализации прототипического субъекта, имплицированного в значении глагола, производилась по электронному корпусу текстов British National Corpus (относительная частота глагольной леммы в корпусе должна составлять не менее 20 примеров для каждого глагола).

В группу анализируемых глаголов вошли ЛЕ, обозначающие физические действия: звукопроизводство (например, bark, bleat, howl, roar и др.), передвижение (например, flutter, gallop, toddle и др.) прием пищи (gobble, nibble), физическое воздействие (например, sting).

Анализ словарных дефиниций позволяет установить способы представления релевантной информации о субъекте для значения глагола, которые должны быть понятны и полезны (а практика использования толковых словарей это доказывает) для большинства людей. Категориальный тип конкретизаторов, определяющих субъект для обозначаемого действия, устанавливается в соответствии с тремя уровнями категоризации.

Указание на субъект, заключенное в скобки, обладает обобщенно-отвлеченным значением и относится к супербазисному уровню категоризации в понимании Э. Рош. Дифференциация субъекта проводится на основе естественных категорий: «животные», «птицы», «насекомые», «жидкость (вода)», «транспорт» и т.д. Например,

ramp '(esp. of animals) to rush around in a wild excited manner'; flow '(of liquids) to move as in a stream';

twitter '(of a bird) to utter a succession of chirping sounds'.

Общий класс «человек» не указывается в определении глагола (за редким исключением в производных значениях). В этом мы усматриваем проявление антро-поцентричности в представлении действия: человек мыслится как активный субъект, способный к волитивному, контролируемому, целенаправленному действию - т.е. как типичный агенс для глаголов со значением действия. При отсутствии спецификации, по умолчанию, субъектом действия мыслится человек. Например, в значении глагола mime 'to express (an idea) in actions or gestures without speech' очевидным субъектом выступает человек. В отдельных глаголах при семантизации может указываться конкретная социальная группа:

lynch '(of a mob) to punish (a person) for some supposed offence by hanging without a trial';

или называться представитель определенной профессии: undershoot '(of a pilot) to cause (an aircraft) to land short of (a runway). Наиболее интересным случаем, раскрывающим особенности категоризации субъекта через глагольное значение, на наш взгляд, является смена общего класса субъекта на основе оппозиции «животное - человек» во вторичных значениях глагольных лексем. Дальнейшее изложение будет направлено на анализ таких субъектно-ориентированных глаголов, в первичном значении которых указан не-антропонимический субъект.

Анализ словарных дефиниций глаголов, ономасиологически ориентированных на неантропонимический субъект, позволил выделить три основных способа представления субъекта:

1. Оформление субъектного конкретизатора может производиться по схеме:

общий класс конкретный представитель

супербазисный уровень прототип (базисный уровень)

Например, в определении bark '(of a dog or any of certain other animals) to make its typical loud abrupt cry' названо конкретное животное (собака) и отмечена возможность расширения класса субъектов (выраженное союзом or) на некоторых представителей класса «животные», которые, могут быть определены на основе подобия с прототипом dog.

В дефиниции nibble '(esp of animals, such as mice) to take small repeated bites' указан онтологический класс «животные»; сравнительный оборот уточняет прото-типический субъект «мыши».

2. Дефиниция может включать перечисление нескольких субъектов, способных выполнять данное действие. Например, в следующих дефинициях субъектный компонент представлен несколькими номинациями субъекта базисного уровня: coo '(of doves, pigeons, etc.) to make a characteristic soft throaty call' - перечисленные названия субъектов относятся к одному роду птиц. На возможность выбора из членов перечислительного ряда указывает союз or: yean '(of a sheep or goat) to give birth to (offspring). Уточнение с помощью перечислительного ряда также выполняет иллюстративную функцию и ориентировано на среднего пользователя языком. Частичное представление семантического множества активизирует в сознании человека весь участок парадигматически связанных членов категории, и говорящему не сложно продолжить соответствующий перечислительный ряд. Перечислительный

ряд может указывать на отсутствие единственного прототипа для субъектов в обозначаемой ситуации действия. Такую возможность отмечала и Э. Рош.

3. В определении глагола представлен прототипический субъект обозначаемого действия. Такой способ представления субъекта самый частотный для глаголов, обозначающих физические действия животных. Например, neigh 'to utter the characteristic sound of a horse' или bellow 'make a cry like that of a bull'. Словарный конкретизатор может определять субъект на базисном уровне категоризации с пометой especially, которая подчеркивает типичность указанного исполнителя действия: cackle '(esp of a hen) to squawk with shrill notes'.

4. Указание на субъект выражено атрибутивным словосочетанием, представляющим категорию суббазисного уровня. Например, toddle 'to walk unsteadily as a small child';yip 'to bark sharply, as a young dog'; lap3 '(of small waves) to wash against, usually with light splashing sounds'. В указанных субъектных конкретизаторах из группы субстанций (child, dog, waves) выделяются субстанции, характеризуемые по определенному параметру («возраст» young или «размер» small). В этом случае мы имеет дело с самым строгим, конкретизированным ограничением.

Следует отметить, что и перечислительный ряд с указанием возможных исполнителей данного действия, и обозначенные базисные конкретизаторы категориальной принадлежности субъектов остаются открытыми, обеспечивая возможность расширения категории на основе функционального подобия с указанными субъектами. Отсутствие четких границ в денотате субъектного компонента подтверждает часто встречаемая в дефиниции помета etc., используемая для обозначения неопределенного множества членов ряда.

Анализ способов представления субъекта при определении глагольного значения позволил установить следующие закономерности в организации содержания субъектного компонента:

- различение естественных классов при определении субъекта;

- употребление классообразующего имени для обозначения субъектного компонента;

- отсутствие четких границ при определении круга возможных субъектов (т.е. в экстенсионале субъектного компонента);

- наличие равновозможных вариантов спецификации субъекта (т.е. вероятностный характер субъектных сем);

- регулярное указание на типичный субъект из ряда возможных, потенциальных исполнителей действия.

Данные закономерности соотносятся с «прототипическими эффектами», выделенными Д. Гирертсем, и свидетельствуют о том, что компонент «субъект» в глагольном значении структурирован по прототипическому принципу. Данная структурная модель включает признаки наивного понятия (совокупность категориальных признаков, которые с определенной степенью вероятности обнаруживаются в характеристике членов категории) и представление о стандартном образце - прототипа категории. Э. Рош подчеркивала в своих работах, что прототип подразумевает целостное представление, а не набор отдельных признаков. Соглашаясь с данным тезисом, мы рассматриваем прототип, обозначенный в глагольной дефиниции, как устойчивый целостный образ, включенный в импликациональную часть глагольной семемы.

Подтверждение ассоциативной (психологически устойчивой) связи прототи-пического субъекта и действия, обозначенного глагольным словом, демонстрируют результаты ассоциативного эксперимента, представленные в Эдинбургском ассоциативном тезаурусе. Мы сопоставили определения глаголов, в которых зафиксированы прототипические субъекты с ассоциативными полями реакций на стимул-глагол из данного тезауруса. Выделив в ассоциативном поле слова со значением исполнителя действия, мы получили класс субъектов, который совпадает с обозначенным в дефиниции прототипическим субъектом, причем номинация субъекта является частотной реакцией для таких глаголов (1 - 3 ранг в поле). Примеры сопоставления указаны в таблице 1.

Таблица 1.

Глагол Субъектный конкретизатор в словарной дефиниции Ассоциаты со значением «субъект»

bleat a sheep, goat, or calf sheep (0,44'), lamb (0,35)

flutter birds, butterflies bird (0,14), butterfly (0,09)

gallop a horse or other quadruped horse (0,48)

howl a dog, wolf, or the like wolf (0,18), dog (0,13)

nibble animals such as mice mouse (0,11)

toddle as a young child child (0,15), baby (0,14)

На основе установленной связи действия, обозначенного глагольной лексемой, с прототипическим субъектом мы попытаем реконструировать семантические признаки, которые обеспечивают синтагматическую связь глагола с «непрототи-пическим» субъектом действия в контексте употребления. Данные семантические признаки являются субъектно-ориентированными и носят вероятностный характер, т.е. с большей или меньшей степенью вероятности актуализируются в агентивных сочетаниях глагола в функции предиката.

Экспликация субъектно-ориентированных семантических признаков производилась на основе анализа корпусных примеров конструкций S - Р с субъектно-ориентированными глаголами в функции предиката. В результате анализа для каждого субъектно-ориентированного глагола был сформирован список агенсов. Данный список рассматривается как реализованный экстенсионал субъектного компонента, репрезентирующий категорию субъекта для определенного глагола. Очевидно, что значение самостоятельной лексемы, функционирующей в роли агенса при глаголе-предикате богаче содержанием, чем семантический компонент «субъект», включенный в состав глагольного значения. Сравнительный анализ контекстуального значения агенсов и содержания компонента «субъект», включающим образ прототипического субъекта, позволил определить общие, интегральные семантические признаки, которые закреплены в глагольном значении, а также структурировать экстенсиональное поле субъекта по модели «центр - периферия». Таким образом, мы рассматриваем семантические отношения между лексемами на

1 В скобках указана частотность слова-реакции в процентном отношении

синтагматической оси - между номинацией субъекта (агенсом) и номинацией действия (точнее части его значения, отражающей представление о предполагаемом субъекте); и на парадигматической оси - между именными лексемами, способными заполнять позицию агенса при глаголе-предикате в речевой цепи.

Определение категории агенса проводилась на супербазисном уровне: «животное», «человек», «предмет», «природное явление», «механизм» и т.д. Мы также учитывали особенности смысловой структуры глагола (т.е. наличие вторичных ЛСВ в системном значении). В некоторых семемах вторичные значения имеют свое ограничение на выражение субъекта. Например, во вторичном ЛСВ глагола howl субъект конкретизируется указанием на природное явление: '(of the wind, etc.) to make a wailing sound'. Следует отметить, что во вторичных значениях исследуемых глаголов ограничение на неантрононимичность субъекта нивелируется, т.е. субъектом обозначаемого действия мыслится человек. Контекстуальный анализ показывает, что именно человек является самым частотным агенсом при глаголе со значением физического действия. Проиллюстрируем данный вывод примерами процентного распределения агенсов по супербазисным категориям для нескольких глаголов в Таблице 2:

Таблица 2.

Елагол Супербазисная категория агенса

человек животное часть тела явление природы предмет абстрактная сущность

bellow2 92 % 4 % 4 %

coo 88 % 8 % 2 % 2 %

growl 76 % 13 % 2 % 3 % 6 %

Прототипический субъект-животное в первичном значении глагола выступает как самый частотный агенс в рамках выделенной супербазисной категории. Так, в группе агенсов «животное» для приведенного выше глагола growl слово dog выступает агенсом в 5 из 14 примеров (36 %). Другие обозначения агенсов выстраиваются вокруг данного прототипа на вертикальной и горизонтальной оси:

Bear, cat, fox и т.д. связаны отношениями функционального подобия с прототипом dog как животные в состоянии агрессии

Rottweiler, Labrador, puppy, Sam (кличка собаки) и под. связаны отношениями субординации с прототипом dog.

Связь с прототипическим субъектом, который включен в импликационал первичного значения глагола, прослеживается и в сочетаниях с агенсом, супербазисная категория которого не совпадает с категорией прототипа. Анализ контекстов употребления позволяет установить, каким образом происходит расширение экс-тенсионала субъектного компонента за счет включения непрототипических агенсов. С этой целью мы выделили группы конструкций, в которых агенс выступает как периферийный член категориальной оппозиции «животное - человек».

2 Для глаголов с конкордансным списком, включающим более 100 примеров, данные вычислялись на материале первых 100 предложений по запросу Sketch Engine.

1. Агенс может обозначать мифическое или сказочное человекоподобное существо. Например, животное может наделяться способностью говорить, как человек: "C'mon Sid," the tiger growled. - в данном случае глагол growl, определяя особенности произношения, отличные от «нормальной» человеческой речи, актуализирует семы категориальной принадлежности субъекта к классу животных.

2. Предложение с глаголом-предикатом, ориентированным на прототипиче-ский субъект-животное, может описывать ситуацию, при которой человек намеренно имитирует поведение животного. В следующем примере человек имитирует лошадь, двигаясь определенным образом и катая ребенка на плечах: When Loc, with another worried glance in Jacques Devraux's direction, insisted it was time for them to go to bed, Paul galloped across the clearing with little Hoc on his shoulders and dumped the boy squealing with laughter on his sleeping mat.

3. В конструкции может присутствовать эксплицитное сравнение агенса-человека с прототипическим субъектом: ...the country men brayed like donkeys and women swooped like owls... Подобные сравнения служат для создания определенной образности в описании ситуации действия. В ряде случаев агенс сравнивается с некоторым центральным членом категории, отличным от прототипического субъекта: I just howled some more like a jackal, like a pathetic pye-dog. В приведенном примере нетипичное сравнение создает яркий образ: агенс-человек в состоянии сильных эмоциональных переживаний не способен контролировать свою речь, тем самым уподобляясь дикому животному и бродячей собаке.

4. Подобие с прототипическим животным может имплицироваться контекстуально. Например, употребление глагола bellow в следующем контексте усиливает уподобление героя с быком: "Lachlan Maclean, you bellowing bull!" he yelled. ... "Dhia knows", Lachlan suddenly bellowed with laughter. - Субъективная характеристика героя (Лахлан - бык) вызвана его характерной манерой говорить громко и его внешним видом (по описанию он - грузный, большой мужчина).

Следует отметить, что для глаголов, в первичном значении которых присутствует указание на прототипический субъект-животное, при употреблении с агенсом-человеком актуализируются общие с прототипическим субъектом признаки, указывающие на «ненормальное» для человека физическое или эмоциональное состояние. Для приведенного выше глагола bellow, например, это признаки, «большой, грузный, массивный», характеризующие фигуру субъекта действия, и признаки «неадекватный, в состоянии аффекта», описывающие его эмоциональное состояние. Такие признаки мы определяем как вероятностные субъектно-ориентированные семантические признаки, выделяемые на основе «семейного сходства» с прототипическим субъектом. Эти семантические признаки выполняют интегрирующую функцию в смысловой структуре глагола для тех ЛСВ, которые дифференцируются по признаку категориальной принадлежности субъекта.

Подводя итог нашему анализу, отметим, что семантический компонент «субъект», выделяемый в значении глагола, характеризуется сложной структурой и включает образный компонент, как представление о прототипическом субъекте для обозначаемого действия, и вероятностные семантические признаки, определяющие категориальную принадлежность субъекта. Категоризация субъекта в глагольной семеме производится на супербазисном уровне как указание на основной онтологи-

ческий класс субъекта, и именно на данном уровне категоризации осуществляется дифференциация семем и семантических вариантов в смысловой структуре глагола. Интегральными семантическими признаками при смене супербазисной категории субъекта выступают признаки, определяющие физические свойства и психическое состояние исполнителя действия, которое связывается с функциональными способностями субъекта. Такой набор признаков является отражением усредненного представления об исполнителе действия в ситуации действительности: эти представления и образы основаны на базовом знании, на том, что относится к базовому опыту носителей данного языка. Определение прототипической организации субъектного компонента на содержательном и экстенсиональном уровнях дает необходимое обоснование языковым фактам нежесткого ограничения глагольной сочетаемости по линии агенса.

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М.: РГГУ 1999. - 201 с.

Кубрякова Е.С. Язык и знание. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.

Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике - Вып. XXIII. - М.: Прогресс, 1988. - С. 12-51.

Михайлова О.А. Ограничения в лексической семантике русского слова: дис. .. .д-ра филол. наук : 10.02.01. - Екатеринбург, 1998. - 270 c.

Уфимцева А.А. Лексическое значение: Принцип семиологического описания лексики. - 2-е изд. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 240 с.

Фрумкина Р.М., Михеев А.В. [и др.] Семантика и категоризация. - М.: Наука, 1991. - 168 с.

Geeraerts D. Theories of lexical semantics. - New York: Oxford University Press Inc., 2009. - 327 p.

Rosch E. Principles of categorization // Cognition and categorization. - Hillsdale, NJ: Lawrence Eribaum Associates, 1978. - p. 26-48.

Источники примеров

British National Corpus [Electronic resource] / Brigham Young University. -2012. - Mode of Access: http:// corpus.byu.bnc.edu.

Collins English Dictionary: Complete and unabridged / an Imprint of Harper Collins Publishers ; general consultant J.M. Sinclair. - 6th edition. - Glasgow: Collins and Sons Ltd., 2003. - 1873 p.

Edinburgh Association Thesaurus [Electronic resource]. - Mode of Access: http:// http://www.eat.rl.ac.uk.

Wordnet [Electronic resource]. - Mode of Access: http://wordnetweb.princeton.

edu.

список литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.