Научная статья на тему 'НОВЫЕ МЕДИА В ПРАКТИКЕ ЦИФРОВОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ'

НОВЫЕ МЕДИА В ПРАКТИКЕ ЦИФРОВОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТИЗАЦИЯ / МИД РФ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ TWITTER / FACEBOOK / MEDIATISATION / MINISTRY OF FOREIGN AFFAIRS OF THE RF / SOCIAL NETWORKS / DIGITAL DIPLOMACY / TWITTER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колесникова Наталия Львовна

В статье рассматривается тема использования новых медиа во внешнеполитической практике МИД России. На примерах публикаций и видеоматериалов, которые размещает это ведомство в социальных сетях Twitter и Facebook проводится анализ тематического спектра, прагматических установок, состава сетевой аудитории, степень формализации / персонализации взаимодействия с пользователями интернет ресурсов министерства. Цель проводимого исследования - определить поле сетевой активности МИД РФ, методы и средства, к которым он прибегает для воздействия на пользователей сетевого пространства, популярность и эффективность социальных сетей в деле вовлечения пользователей интернета во внешнеполитический дискурс. Кроме того, анализ деятельности российских дипломатов в этой среде позволит сделать выводы о степени эффективности этого инструмента в формировании лояльности и поддержании доверительных международных контактов как с институализированными структурами, так и с широким кругом индивидуальных участников нового сетевого пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MEDIA IN RUSSIA’S DIGITAL DIPLOMACY

The paper studies digital diplomacy in the practice of Russia’s Ministry of Foreign Affairs. To this end the author analyses two MFA social network accounts - Twitter and Facebook - in terms of their topical variety, pragmatic intentions, target audience, formality/informality of interaction with the users, and communicative strategies used. This study is aimed at defining the environment of MFA digital activity, the tactics used to influence the users (both institutions and individuals), popularity as well as effectiveness of their involvement in foreign policy discourse. More over the analysis shows how much efficient this tool is in shaping and maintaining the users’ loyalty and credibility to international relations in the web environment.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МЕДИА В ПРАКТИКЕ ЦИФРОВОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ»

УДК 316.773.4, ББК 76.0, ГРНТИ 19.21.91., ВАК 10.01.10

Н.Л. Колесникова г. Москва, Россия Новые медиа в практике цифровой дипломатии России

Аннотация. В статье рассматривается тема использования новых медиа во внешнеполитической практике МИД России. На примерах публикаций и видеоматериалов, которые размещает это ведомство в социальных сетях Twitter и Facebook проводится анализ тематического спектра, прагматических установок, состава сетевой аудитории, степень формализации / персонализации взаимодействия с пользователями интернет ресурсов министерства. Цель проводимого исследования - определить поле сетевой активности МИД РФ, методы и средства, к которым он прибегает для воздействия на пользователей сетевого пространства, популярность и эффективность социальных сетей в деле вовлечения пользователей интернета во внешнеполитический дискурс. Кроме того, анализ деятельности российских дипломатов в этой среде позволит сделать выводы о степени эффективности этого инструмента в формировании лояльности и поддержании доверительных международных контактов как с институализированными структурами, так и с широким кругом индивидуальных участников нового сетевого пространства.

Ключевые слова: медиатизация, МИД РФ, социальные сети, цифровая дипломатия Twitter, Facebook.

N. L. Kolesnikova Moscow, Russia New media in Russia's digital diplomacy

Summary. The paper studies digital diplomacy in the practice of Russia's Ministry of Foreign Affairs. To this end the author analyses two MFA social network accounts - Twitter and Facebook - in terms of their topical variety, pragmatic intentions, target audience, formality/informality of interaction with the users, and communicative strategies used. This study is aimed at defining the environment of MFA digital activity, the tactics used to influence the users (both institutions and individuals), popularity as well as effectiveness of their involvement in foreign policy discourse. More over the analysis shows how much efficient this tool is in shaping and maintaining the users' loyalty and credibility to international relations in the web environment.

Key words: mediatisation, Ministry of Foreign Affairs of the RF, social networks, digital diplomacy, Twitter, Facebook.

Постановка проблемы

Атрибутом мировой политики в последние десятилетия стала медиатизация государств, политических институтов, профессиональных сообществ, социальных групп.

Активными акторами современного медийного пространства становятся и государственные внешнеполитические органы, в том числе и МИД России, чья практическая деятельность в этой сфере способствует конструированию политической реальности, которая опирается на принципы и практики, характерные для собственного национального медийного пространства.

История вопроса

Активное использование новых технологий внешнеполитическими ведомствами сближает дипломатический дискурс с медийным и выводит коммуникацию за рамки традиционных практик дипломатов. Как отмечает Г.В. Малишевская, «все социальные институты сегодня в той или иной степени становятся медиаинститутами. Во внешнеполитической деятельности это проявляется особенно ярко.

Главной чертой внешнеполитической медиатизации стало сплетение медийной логики с политической. И даже происходит доминирование медийности в отдельные моменты. Речь идет о технологических приемах, которые помогают завладеть вниманием и донести свою позицию в доверительной манере межличностного общения» [Малишевская, 2017: 76]. Таким образом, внедрение цифровых технологий в деятельность государственных органов сделало их работу более открытой для широкой общественности.

В одной из работ Ю.Б. Грязнова характеризует традиционную парадигму коммуникаций как двуединую задачу: завладеть ресурсами внимания и участия целевой аудитории [Грязнова, 2018:158]. Использование новых медиа позволяет повысить эффективность решения этой задачи, поскольку вовлеченность пользователей социальных сетей в коммуникационный процесс носит непосредственный характер.

Для обозначения нового коммуникативного явления в обиход вошло понятие, обозначаемое терминами цифровая дипломатия, интернет-дипломатия, дипломатия социальных сетей, Web 2.0 дипломатия.

Описание методики исследования

Цифровая дипломатия МИД России осуществляется на различных интернет платформах.

Основой интернет-дипломатии МИД РФ выступает коммуникативное пространство официального сайта министерства - http://www.mid.ru/ru/home, который выполняет функцию общегосударственного информационного источника по внешнеполитической тематике. Он рассчитан не только на российских и зарубежных дипломатов, но и представителей международных организаций, общественных, политических и деловых кругов, политологов, журналистов, на всех граждан, интересующихся внешнеполитическими делами и проблемами двусторонних отношений государств, пользователей интернета, стремящихся получить информацию по другим вопросам. «Содержательную основу сайта составляют, прежде всего, выступления

Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Министра иностранных дел Российской Федерации, заявления и сообщения МИД России, нормативные акты федеральных органов исполнительной и законодательной власти по внешнеполитическим и внешнеэкономическим вопросам. Сайт содержит тексты основополагающих документов по внутренней и внешней политике России, программные выступления российских делегаций на международных форумах, тексты межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, справочно-информационные материалы о деятельности России в международных и региональных организациях, на двустороннем уровне, информацию по консульским вопросам, другие материалы» [Торкунов (ред.), 2002]

Использование социальных сетей позволяет дипломатическим ведомствам вовлечь граждан в информационную мультимедийную коммуникацию и тем самым значительно увеличить потенциал государственных связей с общественностью. Следует отметить, что успешное онлайн-общение МИД России по внешнеполитической тематике с пользователями соцсетей и популярных новостных сайтов получило высокую оценку профессионального сообщества уже в 2014 году, когда Департамент информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации (ДИП МИД России) стал лауреатом авторитетной премии российского сегмента сети Интернет в номинации «Культура, СМИ и массовые коммуникации».

В российском МИДе за связи с общественностью в соцсетях отвечает Отдел цифровой дипломатии, созданный в рамках Департамента информации и печати (ДИП) возглавляемого Марией Захаровой. Его руководитель Сергей Налобин считает, что цифровая дипломатия играет существенную роль в отражении пропагандистских атак против России, которые ведутся на полях информационных войн. По его словам, преимущество цифровой дипломатии состоит в том, что «она позволяет, во-

первых, оперативно опровергать какие-то некорректные сведения, "фейки", разного рода негативные "вбросы", во-вторых, она позволяет предоставлять адекватную информацию, соответствующую действительности. И подтверждать, в том числе, данные из официальных источников. То есть, мы видим цифровую дипломатию как стратегический элемент в информационной борьбе, в отражении соответствующих атак против нашей страны» [Налобин, 2017].

Традиционное общение МИД России с широкой аудиторией осуществлялось через СМИ, которые могли не только излагать факты, но и интерпретировать информацию. В соцсетях МИД имеет возможность излагать информацию, так сказать, «из первых рук» в неформальном общении. Поэтому наряду с языком официальных документов здесь используется язык, понятный рядовому пользователю интернета, что позволяет установить с ним более тесный контакт.

На официальном сайте МИД РФ размещены гиперссылки с логотипами популярных социальных сетей, в которых зарегистрирован МИД России. Официальные аккаунты МИД РФ на этих площадках являются продолжением официального сайта, где на них дается прямая гиперссылка. Это Facebook, Vkontakte, Instagram, Twitter, YouTube, Periscope, Flicr, Telegram.

Кроме того, в разделе «Пресс-служба» есть страница «Аккаунты в соцсетях», где указаны логотипы соц. сетей, а также аккаунты консульств, посольств, официальных представителей министерства, которые также публикуют материалы в блогах.

Из всего списка самыми популярными и посещаемыми являются Twitter и Facebook. Кстати, эти ресурсы стали столь популярны в практике цифровой дипломатии, что специалисты по международным отношениям выделяют фейсбукдипломатию и твипломатию в качестве подразделов дипломатии социальных сетей.

В оформлении обеих страниц использован единообразный дизайн и

включает несколько обязательных элементов:

1) Фоновое изображение, которое графически отражает институциональную специфику аккаунта и соотносится с деятельностью МИДа.

2) Профиль, который включает логотип МИДа и основную текстовую информацию о нем: в Facebook в разделе «Информация» справа, в Twitter -непосредственно под логотипом.

3) Список дружественных аккаунтов - блоги и интернет-ресурсы, которые читает и на которые ссылается МИД - расположены на главной странице: в Facebook они обозначены как «страницы, которые нравятся этой странице»; в Twitter - «Подписан(а) на», «Значится в». Гиперссылки на эти разделы ориентируют читателя страницы в системе источников получения информации.

Первая сеть, где появился аккаунт МИД РФ, — это Twitter, официальный аккаунт в котором был зарегистрирован 26 февраля 2011 года. За годы работы на этой платформе МИД стал одним из самых заметных и деятельных акторов в мире. Об этом свидетельствуют данные ежегодных исследовательских отчетов авторитетной коммуникационной компании BCW, публикуемые на сайте Twiplomacy. Исследованиям подвергаются аккаунты лидеров и внешнеполитических ведомств всех 187 стран, зарегистрированных в Twitter. Анализируются значимые для составления рейтинга цифровой дипломатии стран параметры, такие как списки твиттер-аккаунтов дипломатической сети государства, количество подписчиков, количество взаимных подписок, количество твитов, ретвитов, ответов на реттвиты, процент ретвитов и ответов на них.

Согласно июльскому отчету Twiplomacy 2018 года МИД РФ создал вторую в мире (после Великобритании) «твипломатическую» сеть, в которую вошли 244 российских посольства, консульства, торговых и дипломатических представительства, что способствует продвижению и популяризации этих организаций в Твиттере. О популярности аккаунта

российского МИДа свидетельствует количество подписчиков, которое составило более 1млн.241 тысяч, что вывело его на пятое место среди 131 действующих в Твиттере аккаунтов министерств иностранных дел. Еще один показатель сетевой активности - ежедневное количество публикуемых твитов. По этому критерию МИД РФ находится на 15 месте. Кроме того, о плодотворном взаимодействии МИД РФ с МИДами других стран в социальных сетях свидетельствует взаимная подписка на аккаунты, которых у российского министерства насчитывается 126. Наличие подобных связей в Твиттере - хороший показатель дипломатических отношений между двумя странами или личных отношений между их лидерами.

Официальный Твиттер-аккаунт МИД РФ ведется на русском, английском и испанском языках. Аккаунты на этих языках идентичны на 95%, что объясняется разницей в темах, к которым проявляет интерес российская и иноязычная аудитория. Кроме того, контент, размещаемый министерством в Твиттере, ориентирован на широкую общественность, что требует общения на менее официальном языке, чем с представителями прессы и государственных организаций. По словам Марии Захаровой, общаясь данным способом, МИД РФ отходит от жесткой официальной лексики, и для этого не обязательно использовать ту дипломатическую кальку международного общения, к которой мы привыкли [Как МИД РФ использует социальные сети, 2014].

Кроме официального аккаунта, у МИД РФ, есть имиджевый англоязычный аккаунт России, зарегистрированный в 2014 году, - Twitter -@Russia - и активно используется для освещения неполитических событий, набирая популярность среди англоязычной аудитории. Количество его читателей насчитывает 282 тысячи (в 2017 году оно составляло около 214 тысяч).

Все активнее российские дипломаты создают личные аккаунты в социальных сетях. На сегодняшний день в Твиттере можно подписаться на личные аккаунты начальника отдела цифровой дипломатии МИД Сергея

Налобина, посла России в Великобритании Александра Яковенко, посла России в Сербии Александра Чепурина, заместителя постпреда в ООН Дмитрия Полянского и сотрудников постпредства при ООН в Нью-Йорке Яна Наумкина, Александра Волгарева и Тараса Пронина, пресс-секретаря Посольства в США Николая Лахонина.

В Твиттере размещается не только текстовая, но и видео информация, правда, как и тексты, ее размер ограничен 140 секундами. Для расширения границ прямой видео трансляции, МИД пользуется приложением Periscope. С его помощью транслируются еженедельные брифинги представителя МИД М. Захаровой, пресс-конференции министра иностранных дел С.В. Лаврова. По данным отчета Twiplomacy за 2017 год просмотры 99 прямых включений получили «лайки» почти 500 тысяч пользователей.

Лидерами цифровой дипломатии среди российских представительств за рубежом являются посольства России в Великобритании, Японии, США, Турции, а также Постпредства при ООНи НАТО.

О том, что Твиттер-аккаунт российского посольства в Великобритании стал эффективным инструментом цифровой дипломатии свидетельствует количество его подписчиков - 84 тысячи (в 2016 году их было 46,7 тысяч). К настоящему времени сайт @RussianEmbassy стал наиболее посещаемым из дипломатических миссий в Лондоне, оставив позади сайты посольств США и Израиля. Кроме того, статистический анализ деятельности российского посольства за период с сентября 2017 по август 2018 года показал, что по сравнению с другими лидерами российской цифровой дипломатии при четвертом показателе по количеству подписчиков (81234) и публикаций (1183) у него самый высокий рейтинг вовлеченности пользователей (ER Post) и привлекательности (LR). О высокой популярности говорит и количество ретвитов по сравнению с другими дип. миссиями (120672) [popsters, 2018]:

Всего ER

Название Подписчиков Мне нравится Поделиться LR

публикаций Post

МИД России 1191051 906 55872 32355 0.008 0.005

MFA Russia Russian Mission UN

Russians at NATO Russian Embassy, UK Russian

Embassy, Japan Russia in USA RusEmbTurkey

190688 31563

610579

81234

40231

46357 13279

737 1783

1666

1183

1682

512 1114

49227

72851

6194

215419 106734

35520 27547

37745

57559

6435

120672 118167

29209 13813

0.062 0.035

0.232 0.129

0.001 0.001

0.350 0.332

0.273 0.280

0.224 0.158

0.150 0.186

Такая популярность стала результатом серьезной работы наших дипломатов по вовлечению пользователей соцсетей и одновременно противодействию агрессивным информационным кампаниям со стороны британских политиков. Поскольку аудитория социальных сетей - это не только (и не столько) узкие специалисты, но и широкая общественность, а стиль языка общения здесь ближе к медийному, то и средства коммуникации, к которым прибегают дипломаты, не связаны строгим протоколом и потому значительно разнообразнее: язвительные, а порой и резкие, мемы, иронические реплики, стихотворные комментарии, рисунки, фото- или видео сюжеты с музыкальным оформлением. В частности, можно вспомнить невозмутимую, но саркастическую реплику в Твиттере российского посольства на обвинение Терезы Мэй в адрес ЕС во вмешательстве во всеобщие выборы в Великобритании в 2017 году: «Слава богу, на этот раз — не Россия». Комментируя этот твит, газета Financial Times отмечает: «После того как сообщение набрало 9,7 тысячи ретвитов и 12 тысяч «лайков», даже некоторые ярые критики России в социальной сети признали (подобно тому, как футбольные фанаты неохотно аплодируют голу, забитому нападающим из команды соперника), что это был «эпический троллинг» [Нил Бакли, 2016].

Не менее ироничной была наша реакция на публикацию в The Guardian

материала об отсутствии свидетельств вмешательства России в ход референдума по Брекситу через социальные сети: «Жаль, что разочаровали вас, ребята».

Вот еще один пример креативности блогеров российского посольства: после отмены Борисом Джонсоном, министром иностранных дел Великобритании, своего визита в Москву весной 2017 года, посольство РФ в Лондоне разместило в Твиттере креативный музыкальный твит, в котором звучала увертюра «1812 год», написанная Чайковским в честь победы России над Наполеоном.

Анализ «твипломатической» работы посольства РФ в Великобритании показывает, что в Твиттере равномерно используются как текстовые сообщения, так и фото- и видео сюжеты. Также посольство постоянно публикует твиты со ссылками на партнеров из списка дружественных аккаунтов.

Деятельность российского посольства в Лондоне в соцсетях направлена на то, чтобы «реагировать на публикации в СМИ, когда позицию России представляют в ложном свете, сознательно искажают ее смысл или публикуют фальшивые новости о России». Как заявил представитель российского посольства в интервью корреспонденту Financial Times, «по всем аспектам, не считая культуры и отчасти экономики, публикации всех британских СМИ о России носят негативный характер» [Нил Бакли, 2016]. Деятельность посольства в соцсетях также направлена на то, чтобы информировать общественность о реальной ситуации внутри и вокруг России.

Активную работу российских дипломатов на британском «цифровом поле боя» отмечают и специалисты, занимающиеся исследованиями в области цифровой дипломатии. Так, по мнению Илана Мэнора из группы цифровой дипломатии при Оксфордском университете, Россия способна привлечь внимание, представить свою точку зрения в прессе, среди элит и тех, кто формирует общественное мнение [Manor, 2018].

Число подписчиков на Твиттер-аккаунт Посольства России в Японии -шестое в списке лидеров (40231), однако по привлекательности и вовлеченности подписчиков посольство не отстает от посольства в Лондоне (см. сравнительную таблицу выше). Успешность российских дипломатов в Японии можно объяснить тем, что они ведут диалог с пользователями на японском языке (за исключением ретвитов) и публикуют много фотоматериалов (рейтинг контента в формате фото в два раза превышает текстовый). Кроме того, пользователей привлекает то, что в ленте сообщений много внимания уделяется социальным и культурным темам, а не только внешнеполитическим и международным.

Число подписчиков (610579) и количество публикаций (1666) Представительства России при НАТО говорят о том, что темы войны и мира для людей стоят на первом месте. Однако по рейтингу вовлеченности аудитории и популярности у нее Твиттер-аккаунт @natomissюn_m находится на последнем месте в ряду российских «твипломатов». Но в ряду мировых дипмиссий наше постпредство занимает второе место после Посольства США в Маниле. Низкую активность во взаимодействии с аудиторией бывший постпред России при НАТО Александра Грушко объяснил тем, что между Россией и НАТО в Твиттере шло информационное противостояние, и в связи с этим внимание сотрудников миссии было направлено на «отслеживание информационного поля и формулирование реакции», когда «на каждый наш твит следовал натовский твит, на каждый натовский твит следовал наш твит», благодаря чему России удавалось сохранять конкуренттоспособность в сфере цифровой дипломатии [Будущее дипломатии, 2018].

В последние годы медиасфера превратилась в арену ведения агрессивных информационных кампаний, что отчетливо проявляется в стремлении Запада дискредитировать Россию и её внешнюю политику, а также дестабилизировать страну. В связи с этим оппозиция Западу стала одной из важных тем в коммуникации МИД в социальных сетях.

Первые схватки в Твиттере в 2014 году показали российским дипломатам, что их западные коллеги в социальных сетях готовы были выходить за рамки традиционных дипломатических правил, поэтому они также не чувствовали, что должны проявлять сдержанность, и отвечали, используя на страницах соцсетей определенные тактики и инструменты (например, юмористические иллюстрации как способ достойного троллинга оппонента, публикация ироничных материалов, которые, однако, не представляют основу контента). Надо сказать, что обмен подобными репликами иногда привлекал больше внимания, чем официальные пресс-релизы, и это помогало каждой стороне продвигать свою позицию. В результате МИД фактически предоставил дипломатам полную свободу действий во взаимодействии с Западом в интернете, позволяя им экспериментировать при условии, что их сообщения соответствовали общему курсу.

Посольства России овладели искусством использования социальных сетей для того, чтобы обращать внимание на случаи лицемерия Запада и делать это в понятной для интернета форме.

Еще одной активной площадкой цифровой дипломатии МИД стал Facebook. Аккаунт МИД РФ в БасеЬоок был создан 1 февраля 2013 года. На его странице на 13 апреля 2018 года было зарегистрировано 373352 подписчика, которые входят в сообщество МИД РФ в БасеЬоок. Общее число отметок "Мне нравится" сделали 378 тысяч посетителей сайта. Интерфейс страницы доступен не только на русском, но и на более чем 100 языках мира.

Коммуникативную базу страницы МИДа в БасеЬоок, составляет лента записей, размещенная в обратном хронологическом порядке на главной странице. Здесь размещаются фрагменты публикаций, заметок, сообщений о ближайших мероприятиях, видео, фотографии. Фрагмент каждой записи заканчивается гиперссылкой на основной сайт министерства, где можно ознакомиться с полноформатным документом, *после которого идут комментарии пользователей страницы. При этом нельзя сказать, что

информация, размещаемая в БасеЬоок, дублирует информацию официального сайта МИД РФ. Контент страницы соответствует формату интернет-пространства - это сетевой журнал, где возможно интерактивное общение.

Общение через социальные сетиО_ позволяет осуществлять обратную связь с массовой аудиторией, отследить ее реакцию на предоставляемую МИДом текстовую информацию и мультимедийный контент. Еще одним важным фактором становится возможность передавать информацию и получать отклики на нее в режиме реального времени, причем посетителями страниц МИД в глобальной паутине становятся как отечественные, так и зарубежные пользователи интернета.

Непосредственный интерактивный эффект можно наблюдать во время прямых трансляций брифингов официального представителя МИД России М.В. Захаровой. В качестве одного из примеров такого эффекта можно привести полноформатную трансляцию брифинга от 12 апреля 2018 года, где пользователи размещали свои комментарии в реальном времени (Ъ^: //www.facebook.com/MIDRussia/video s/1300864920012946/). Трансляцию смотрели 19 тыс. пользователей, комментарии оставили 66. По окончании брифинга на главной странице под видео сюжетом в течение двух часов комментариев было уже 867 и 180 перепостов. Комментарии были на русском, английском, арабском, белорусском, сербском, французском, немецком, болгарском, итальянском, испанском. Языки отражают географию комментаторов - со всех континентов, включая Австралию.

Надо сказать, что активность пользователей аккаунта зависит от важности материалов и день на день не приходится. Сравните статистику за три дня: 12 апреля - день брифинга Захаровой, вызвавший интерес пользователей. Следующий день - 13 апреля - рутинный рабочий день. А вот 14 апреля Facebook взорвался постами, комментариями, эмоциями и желанием поделиться с друзьями новостями о том, что произошло в Сирии.

Но контент страницы МИД в Facebook - это не только информация о

внешнеполитической работе МИД, официальных мероприятиях, заявлениях для прессы и брифингах, перепосты значимой информации иностранных коллег или государственных ведомств. Здесь идет общение наших дипломатов с коллегами из других стран, заинтересованными организациями, которые их цитируют, ссылаются на них, и это отражается на страницах МИДа.

В случае резонансных международных событий на страницах МИД в социальных сетях появляются заявления и комментарии профильных ведомств. В частности, в настоящее время МИД РФ чаще размещает ретвиты Миссий РФ при НАТО, ООН, ОБСЕ, посольств РФ (на русском и английском), Министерства обороны России, а также прямые трансляции брифингов и выступлений представителей МИД, Минобороны, репортажей СМИ из Сирии.

Страница МИД в БасеЬоок — это и своего рода научно-популярное издание, сетевое поле которого расширяется благодаря общению с дружественными аккаунтами («Страницы, которые нравятся этой странице»), где пользователи МИДовской страницы в БасеЬоок могут создавать новые сообщества или присоединяются к уже существующим.

По оценкам экспертов [Шакиров, 2017], в 2017 году Россия сохранила четвёртое место в глобальном рейтинге цифровой дипломатии, а русскоязычный Твиттер МИД, согласно отчёту Т^шр1ошасу, был четвёртым по количеству подписчиков (1,2 млн.) среди аккаунтов внешнеполитических ведомств и вторым по количеству взаимных связей с ними. Англоязычная страница МИД (194 тыс. подписчиков) занимает 3-е место в номинации «50 наиболее активных мировых лидеров» [Рябиченко, 2018]. За несколько лет МИД смог войти в число лидеров в этой сфере, что говорит о том, что российские дипломаты демонстрируют преимущества этой новой практики для достижения внешнеполитических целей. В этом смысле активность и успешность российской цифровой дипломатии свидетельствует о том, что Россия сумела адаптировать свою деятельность к «сетевой реальности

открытых политических коммуникаций» [Малишевская, 2017].

Необходимо отметить, что российская цифровая дипломатия используется не только как средство сопровождения традиционной политики дипломатии. В одном из выступлений перед студенческой аудиторией С.Н. Налобин говорил об информационно-просветительной деятельности департамента информации и печати МИД РФ, пояснив при этом: «Мы ... хотим сделать российскую внешнюю политику узнаваемой для вас, понятной, чтобы вы ориентировались в реалиях тех сложных сюжетов, которые связаны с российской внешней политикой» [Представители Министерства иностранных дел, 2018].

Результаты исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный анализ деятельности только двух сетевых платформ МИД РФ (Twitter и Facebook) за шесть месяцев 2018 года демонстрирует, что Россия является одним из наиболее активных и успешных внешнеполитических ведомств, эффективно использующих инструменты цифровой дипломатии, ставшей не только неотъемлемой частью информационного обеспечения внешней политики, но и инструментом «мягкой силы» на международной арене.

Перспективы дальнейшего исследования

Новым направлением в цифровой дипломатии России, подлежащей дальнейшему изучению, может стать информационно-просветительская работа как среди иностранной, так и российской аудитории. Эту сферу деятельности МИД России в новых медиа можно рассматривать и как элемент мягкой силы, и как инструмент для связей с общественностью, у которых есть большой потенциал для развития. Изучение коммуникативных стратегий, характерных для этой сферы, поможет выявить факторы, определяющие успех или неудачу, и прогнозировать или корректировать дальнейшую работу в этой сфере.

Выводы

Анализ деятельности российских дипломатов в интернет пространстве

позволяет сделать вывод о том, они успешно адаптируют свою деятельность к новым реалиям, и цифровая дипломатия становится эффективным и перспективным инструментом в формировании лояльности и поддержании доверительных международных контактов как с институализированными структурами, так и с широким кругом индивидуальных участников нового сетевого пространства.

Успешных результатов российская цифровая дипломатия достигает, прежде всего, благодаря твёрдой идеологической позиции, а также грамотно выбранным коммуникативным стратегиям и применению стиля общения с пользователями, соответствующего сфере общения.

Библиография

Бакли Н. Из России с «лайками»: твиты посольства оказались хитом (From Russia with likes: embassy tweets prove a hit for Moscow). // Сайт «inosmi.ru». Дата размещения 10.06.2017. Дата обращения 31.07.2018. URL:

https://inosmi.ru/politic/20170610/239560017.html

Будущее дипломатии и политической коммуникации. Экспертная дискуссия 03.04.2018. Валдай международный дискуссионный клуб. // Сайт «ru.valdaiclub.com». Дата размещения 03.04.2018. Дата обращения 14.04.2018. URL:

http://ru.valdaiclub.com/multimedia/video/budushchee-diplomatii-politicheskoy-kommunikatsii/ Грязнова Ю. Б. Новые коммуникации. Новый опыт. Новая субъектность. // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. М. 2018. Вып. 11. С. 157-170. Дипломатическая служба. Учебное пособие / Под ред. А.В.Торкунова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2002.

Как МИД РФ использует социальные сети в информационной войне. // Сайт «rb.ru». Дата размещения 25.09.2014. Дата обращения 14.04.2018. URL: https://rb.ru/article/kak-mid-rf-ispolzuet-sotsialnye-seti-v-informatsionnoy-voyne/7387277.html

Малишевская Г.В. Медиатизация в действии. Информационное сопровождение внешнеполитических инициатив. // Беларуская думка. 2017. № 6. С. 85-89. Малишевская Г. В. Медиатизация внешнеполитической деятельности: вызовы и возможности. Новые возможности переформатирования системы международных отношений: материалы междунар. круглого стола, Минск, 30 марта 2017 г. / сост. Е. А. Достанко. - Минск: Изд. центр БГУ. 2017. С.76-80.

Налобин: молодежь сейчас активно интересуется внешней политикой. Дата размещения

19.05.2017. Сайт «ria.ru». Дата обращения 15.06.2018. URL: https://ria.ru/radio_brief/20170519/1494695030.html

Представители Министерства иностранных дел рассказали о цифровой дипломатии.

10.10.2018. Сайт «sev.msu.ru». Дата размещения 10.10.2018. Дата обращения 11.12.2018. URL: https://sev.msu.ru/predstaviteli-ministerstva-inostrannyh-del-rasskazali-o-cifrovoj-diplomatii/

Рябиченко А. Цифровая дипломатия вчера и сегодня. Сайт «russiancouncil.ru». Дата размещения 16.11.2018. Дата обращения 20.12.2018.2018. URL:

http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/digitaldiplomacy/tsifrovaya-diplomatiya-vchera-i-segodnya/

Шакиров О. Российская цифровая дипломатия: 10 событий 2017 года. Сайт «russiancouncil.ru». Дата размещения 04.04.2018. Дата обращения 31.07.2018. URL: http://russiancouncil.ru/blogs/shakirov/russian_digital_diplomacy_2017/

Manor I. The Growing Importance of Journalists in Diplomacy. Сайт «digdipblog.com». Дата размещения 12.07.2018. Дата обращения 01.08.2018. URL:

https://digdipblog.com/author/ilanman1/.

Manor I. How Diplomats Can Combat Digital Propaganda. Сайт «digdipblog.com». Дата размещения 25.06.2018. Дата обращения 01.08.2018. URL:

https://digdipblog.com/author/ilanman1/.

Twiplomacy Study 2018 Executive Summary. Сайт "twiplomacy.com». Дата размещения 10.07.2018. Дата обращения 30.07.2018. URL: https://twiplomacy.com/blog/twiplomacy-study-2018/

Popsters - статистика и аналитика Твиттера. Сайт «popsters.ru». Дата размещения 03.08.2018. Дата обращения 03.08.2018. URL: https://popsters.ru/.

References

Buckley Neil. From Russia with likes: embassy tweets prove a hit for Moscow. Sayt «inosmi.ru». Data razmeshcheniya 10.06.2017. Data obrashcheniya 31.07. URL: https://inosmi.ru/politic/20170610/239560017.html

Budushcheye diplomatii i politicheskoy kommunikatsii. Ekspertnaya diskussiya 03.04.2018. Valday mezhdunarodnyy diskussionnyy klub. // Sayt «ru.valdaiclub.com». Data razmeshcheniya 03.04.2018. Data obrashcheniya 14.04.2018. URL:

http://ru.valdaiclub.com/multimedia/video/budushchee-diplomatii-politicheskoy-kommunikatsii/

Gryaznova Yu. B. Novyye kommunikatsii. Novyy opyt. Novaya sub"yektnost'. // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu: ezhegodnyy al'manakh. M. 2018. Vyp. 11. S. 157-170. Diplomaticheskaya sluzhba. Uchebnoye posobiye / Pod red. A.V.Torkunova. M.: «Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya» (ROSSPEN). 2002.

Kak MID RF ispol'zuyet sotsial'nyye seti v informatsionnoy voyne. // Sayt «rb.ru». Data razmeshcheniya 25.09.2014. Data obrashcheniya 14.04.2018. URL: https://rb.ru/article/kak-mid-rf-ispolzuet-sotsialnye-seti-v-informatsionnoy-voyne/7387277.html

Malishevskaya G.V.Mediatizatsiya v deystvii. Informatsionnoye soprovozhdeniye vneshnepoliticheskikh initsiativ. // Belaruskaya dumka. 2017. № 6. S. 85-89. Malishevskaya G. V. Mediatizatsiya vneshnepoliticheskoy deyatel'nosti: vyzovy i vozmozhnosti. Novyye vozmozhnosti pereformatirovaniya sistemy mezhdunarodnykh otnosheniy: materialy mezhdunar. kruglogo stola, Minsk, 30 marta 2017 g. / sost. E. A. Dostanko. - Minsk: Izd. tsentr BGU. 2017. S.76-80.

Nalobin: molodezh' seychas aktivno interesuyetsya vneshney politikoy. Sayt «ria.ru» Data razmeshcheniya 19.05.2017. Data obrashcheniya 15.06.2018. URL:

https://ria.ru/radio_brief/20170519/1494695030.html

Predstaviteli Ministerstva inostrannykh del rasskazali o tsifrovoy diplomatii. Sayt «sev.msu.ru». Data razmeshcheniya 10.10.2018. Data obrashcheniya 11.12.2018. URL:

https://sev.msu.ru/predstaviteli-ministerstva-inostrannyh-del-rasskazali-o-cifrovoj-diplomatii/ Ryabichenko A. Tsifrovaya diplomatiya vchera i segodnya. Sayt «russiancouncil.ru». Data razmeshcheniya 16.11.2018. Data obrashcheniya 20.12.2018.2018. URL:

http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/digitaldiplomacy/tsifrovaya-diplomatiya-vchera-i-segodnya/

Shakirov O. Rossiyskaya tsifrovaya diplomatiya: 10 sobytiy 2017 goda. Sayt «russiancouncil.ru». Data razmeshcheniya 04.04.2018. Data obrashcheniya 31.07.2018. URL: http://russiancouncil.ru/blogs/shakirov/russian_digital_diplomacy_2017/

Manor I. The Growing Importance of Journalists in Diplomacy. Sayt «digdipblog.com». Data razmeshcheniya 12.07.2018. Data obrashcheniya 01.08.2018. URL: https://digdipblog.com/author/ilanman1/.

Manor I. How Diplomats Can Combat Digital Propaganda. Sayt «digdipblog.com». Data razmeshcheniya 25.06.2018. Data obrashcheniya 01.08.2018. URL: https://digdipblog.com/author/ilanman1/.

Twiplomacy Study 2018 Executive Summary. Sayt «twiplomacy.com» Data razmeshcheniya 10.07.2018. Data obrashcheniya 30.07.2018. URL: https://twiplomacy.com/blog/twiplomacy-study-2018/

Popsters - statistika i analitika Tvittera. Sayt «popsters.ru». Data razmeshcheniya 03.08.2018. Data obrashcheniya 03.08.2018. URL: https://popsters.ru/.

Сведения об авторе

Колесникова Наталия Львовна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры международной коммуникации факультета мировой политики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Kolesnikova Natalia L'vovna - PhD in linguistics, Associate Professor, Lomonosov Moscow State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.