УДК 323.2 DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10309
новые медиа в контексте формирования
общественного мнения
Попцов Дмитрий Александрович,
Аппарат Губернатора и Правительства Свердловской области, Заместитель начальника Управления системного мониторинга, Екатеринбург, Россия, E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.05.2020, принята к публикации 14.08.2020
Для цитирования: Попцов Д.А. Новые медиа в контексте формирования общественного мнения // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2020. № 3 (40). С. 140-152. doi: 10.24411/1817-9568-2020-10309
Аннотация
Цели исследования: на основе данных социологических служб провести компаративный анализ традиционных и новых медиа; сопоставить степень их проникновения в жизнь людей; проанализировать возможности влияния новых медиа на общественное мнение; оценить эффективность такого влияния на примере конкретных общественно-политических событий.
На основе двух кейсов (Майские протесты в Екатеринбурге в связи со строительством храма св. Екатерины и Правительственный кризис в Австрии в мае 2019 года) проводится анализ специфики использования новых медиа для формирования информационной повестки и воздействия на общественное мнение. Анализируются выступления и заявления лидеров общественного мнения (Познер, Проханов, Патриарх Кирилл). С помощью статистических данных определяется эффективность использования различных каналов распространения информации с помощью новых медиа.
В статье дается определение новых медиа, выделяются их типы и признаки, приводятся социологические данные о проникновении новых медиа в общество. Имеющиеся сведения об особенностях распространения новых медиа и их использования массовой аудиторией позволяют на конкретных примерах продемонстри-
© Попцов Д.А., 2020
I 1 DiacouRBB-p Я ft
Шскурс ш
ровать, каким образом они меняют общественное мнение по отдельным вопросам в случае их целенаправленного и широкомасштабного подключения к освещению тех или иных событий.
Фиксируются различия протестных выступлений в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины с использованием новых медиа (2019 год) и без их применения (2018 год). Подводятся итоги протестных выступлений в Екатеринбурге в контексте использования новых медиа.
Ключевые слова:
новые медиа, цифровые медиа, социальные медиа, общественное мнение, протест, информационная повестка.
UDC 323.2 DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10309
new media in the context of public opinion formation
Poptsov Dmitriy Aleksandrovich,
Administration of the Governor and Government of the Sverdlovsk region,
Deputy head of the System Monitoring Department of the Governor
and Government of the Sverdlovsk region,
Ekaterinburg, Russia,
E-mail: [email protected]
Article received on May 6, 2020, accepted on August 14, 2020
To cite this article: Poptsov D.A. (2020). Novye media v kontekste formirovaniya obshchestvennogo mneniya [New media in the context of public opinion formation]. Scientific Journal "Discourse-P", 3(40), 140-152. doi: 10.24411/1817-9568-2020-10309
Abstract
Research objectives: based on the data of sociological services to conduct a comparative analysis of traditional and new media; to compare the degree of their penetration into people's lives; to analyze the possibilities of new media influence on public opinion; to evaluate the effectiveness of such influence on the example of specific socio-political events.
Based on two cases (the May protests in Ekaterinburg in connection with the construction of St. Catherine's Church and the Government crisis in Austria in may 2019), the author analyzes the specifics of using new media to shape the information agenda and influence public opinion. The article analyzes the speeches and statements of public opinion leaders (Posner, Prokhanov, Patriarch Kirill). Statistical data is used to determine
the effectiveness of using various channels of information dissemination through new media.
The article defines new media, identifies their types and characteristics, provides sociological data on the penetration of new media into society. The available information about the features of the distribution of new media and their use by a mass audience allows us to demonstrate with concrete examples how they change public opinion on specific issues if they are purposefully and widely connected to the coverage of various events.
There are recorded the differences between protest actions in Ekaterinburg against the construction of St. Catherine's Church using new media (2019) and without their use (2018). The results of protest actions in Ekaterinburg in the context of the use of new media are summarized.
Keywords:
new media, digital media, social media, public opinion, protest, news agenda.
Широкое развитие информационных технологий в 90-х годах ХХ века, существенный рост скорости передачи данных, повсеместное распространение сети Интернет, взрывное развитие рынка мобильных и цифровых устройств, - все это стало необходимым условием для появления так называемых «новых медиа».
Цифровые медиа связаны преимущественно с технической стороной создания медиа-продукта, в рамках которого происходит отказ от прежних -аналоговых носителей информации вследствие глобальной компьютеризации.
Так, В.Ф. Олешко и О.В. Малик указывают, что данное понятие «включает в себя не только цифровые средства массовой информации, но и любые цифровые носители информации (тексты, изображения, видео, музыкальные произведения, компьютерные программы, элементы интерфейсов и др.), а также медиапродукты, которые требуют непосредственного физического участия аудитории (видеоигры, сетевые базы данных и др.)» (Олешко, Малик, 2017, с. 6). То есть цифровые медиа являются разновидностью новых медиа, но они связаны, прежде всего, с созданием и воспроизводством цифрового контента.
Сетевые средства массовой информации - вид цифровых медиа, под которым понимается «сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (О средствах массовой информации ..., 1991).
Социальные медиа - вид цифровых медиа, отличительной особенностью которых является использование в качестве преимущественного канала транслирования медиа-контента социальных сетей, а также других сетевых коммуникационных площадок. Среди них присутствуют:
• блоги и микроблоги;
• социальные сети;
• интернет-форумы;
• фото-, видео- и аудиохостинг;
• совместная работа (гуглдокс, вики и др.);
• онлайн игры;
I 1 тасоиавв-р жЛ
Шскурс ш
• социальные агрегаторы;
• электронная почта.
При этом по достижению определенного количества подписчиков, в соответствии с требованием законодательства РФ, отдельные социальные платформы обязаны регистрироваться в качестве средств массой информации.
В самом общем виде, основным типом новых медиа являются цифровые медиа, разновидностями которых выступают сетевые СМИ и социальные медиа.
В целом цифровые СМИ «не могут быть приравнены к традиционным, поскольку представляют собой самостоятельные программные продукты, которые отличаются мультимедийностью, интерактивностью, возможностью обеспечить «обратную связь» как аудитории, так и их разработчикам» (Олешко, Малик, 2017, с. 6). Выделяют следующие отличительные признаки новых медиа: интерактивность, трансграничность, мультимедийность, наличие личностного контакта, анонимность (Олешко, Малик, 2017, с. 8).
Всеобщая компьютеризация, использование мобильных устройств, доступность каналов передачи данных, высокоскоростной Интернет - вот те предпосылки, которые во многом предопределили изменение баланса аудитории традиционных и новых медиа. Так, согласно данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), почти 70 % граждан (69 %) пользуются сетью Интернет, 56 % смотрят новости в Интернете, 22 % не смотрят новости. Доля граждан, которые смотрят ТВ, составляет 85 % (СМИ: ТВ и интернет ..., 2019). По данным Левада-Центра, эта доля несколько ниже - 72 % (Волков, Гончаров, 2019, с. 2). Новости на «Первом канале» смотрят 47 % граждан, 43 % - на «России 1», 27 % -НТВ (СМИ: ТВ и интернет ..., 2019).
Таким образом, ТВ и Интернет являются сопоставимыми по охвату аудитории источниками новостей, при этом многие граждане совмещают просмотр ТВ-передач и изучение новостей в Глобальной сети.
Обращает внимание, что в Интернете новости чаще всего просматривают в поисковиках, доля которых в новостном контенте достигает 39 %, на втором месте - социальные сети с показателем 26 % (СМИ: ТВ и интернет ..., 2019). По данным Левада-Центра, аудитория социальных сетей несколько больше и составляет 34 % (Волков, Гончаров, 2017). Но в общем новости являются скорее фоном, нежели чем целью использования Глобальной сети отдельными пользователями.
Из поисковиков чаще всего читают новости в «Яндексе» (31 %), на втором месте - «Гугл» (17 %). Среди социальных сетей лидируют «ВКонтакте» (16 %), далее Instagгam (11 %), «Одноклассники» (9 %), Facebook (9 %) (СМИ: ТВ и интернет ..., 2019). Среди самых популярных источников новостей в Глобальной сети - интернет-СМИ. Их доля составляет от 13 % до 32 % (СМИ: ТВ и интернет ..., 2019). Именно данный сегмент можно рассматривать в качестве специализированного источника новостей, однако, в отличие от традиционных газет или телевизионных передач, здесь нет ограничений по полосам, тиражу или хронометражу. Новости доступны 24 часа в сутки, а длина информационной ленты может измеряться годами (в случае наличия открытого электронного архива новостей на сайте).
Среди Интернет-изданий лидируют в плане числа обращений vesti.ru (14 %), lenta.ru (9 %), rian.ru (8 %), aif.ru (7 %), gazeta.ru (3 %), meduza.io (3 %),
rbc.ru (2 %) (СМИ: ТВ и интернет ..., 2019). Левада-Центр указывает, что наиболее популярными Интернет-источниками новостей являются «Яндекс.Новости» (39 %), mail.ru (15 %), lenta.ru (10 %), sports.ru (4 %), rbc.ru (4 %), gazeta.ru (4 %), meduza.io (2 %) (Волков, Гончаров, 2017).
Замыкают рейтинг популярности новостей в сети Интернет мессенджеры, доля которых составляет 8 % (СМИ: ТВ и интернет ., 2019). Характерная черта этого новостного сегмента - оперативность и краткость подачи информации.
Приведенные данные социологических служб показывают:
- во-первых, реальную конкуренцию между традиционными и новыми медиа за внимание аудитории в части новостного контента;
- во-вторых, популярность интернет-СМИ как источника информации серьезно уступает поисковикам и социальным сетям;
- в-третьих, на текущем этапе новые медиа, помимо специализированных новостных средств массовой информации, могут предложить своей аудитории фоновый (но при этом оперативно обновляемый) новостной контент, что позволяет существенно расширить круг потребителей информации;
- в-четвертых, полиформатность новых медиа позволяет обеспечить транслирование соответствующего новостного контента для разных целевых групп, как заинтересованных в получении информации, так и использующих ресурсы Глобальной сети для других задач;
- в-пятых, мессенджеры как источник информации на текущем этапе своего развития существенно уступают другим новым медиа с точки зрения популярности и охвата аудитории.
Вместе с тем, имеющиеся сведения об особенностях распространения новых медиа и их использования массовой аудиторией позволяют на конкретных примерах (кейсах) продемонстрировать, как и каким образом они меняют общественное мнение по отдельным вопросам в случае их целенаправленного и широкомасштабного подключения к освещению тех или иных событий.
В нашей статье мы рассмотрим два кейса, связанных, на первый взгляд, с совершенно разными ситуациями, но, однако, демонстрирующих важную для нас закономерность - рост влияния новых медиа на итоги разрешения социально-политических конфликтов. Первый кейс относится к освещению медиаканалами протестных выступлений в г. Екатеринбурге относительно выбора места строительства нового православного храма. Второй кейс касается вопроса о влиянии медиа на процесс развёртывания политического кризиса в Австрии (весна-лето 2019 года).
Кейс 1.
Протестные выступления жителей г. Екатеринбурга в мае 2019 г.
против строительства храма св. Екатерины
в сквере возле Театра драмы
В мае 2019 года в Екатеринбурге прошла серия протестных акций против строительства храма святой Екатерины (небесной покровительницы города) в историческом центре города, а именно, возле сквера около Свердловского государственного академического театра драмы. Протесты продолжались несколько дней. Суммарно в них приняли участие около 10 тыс. человек. Основная причина
I 1 OIBCOURBB-P Ift
Шскурс Ш
конфликта - недовольство горожан выбором местными властями площадки под строительство храма, предполагающей ликвидацию сквера (Хроника и Анатомия протеста в Екатеринбурге, 2019).
Следует отметить, что ранее, в течение 2018 года, состоялось несколько протестных акций против строительства так называемого храма-на-воде - альтернативном месте строительства храма святой Екатерины, для размещения которого предполагалось создать искусственный остров в акватории городского пруда (Бардин, 2016). Тогда данный проект, не будучи поддержанный населением города, был отклонён.
Заметим, что ядро протестующих в 2018 году по своему составу было почти таким же, как в 2019 году. Однако в 2018 г. массовых протестных выступлений всё же удавалось избегать. По нашему мнению, одной из причин существенного роста протестной активности граждан в мае 2019 года стало широкомасштабное медийное освещение конфликта, возникшего по поводу выбранного властями нового места для строительства храма - в городском сквере, рядом с Театром драмы.
Необходимо подчеркнуть, что в августе 2018 года, после отказа областных властей от строительства храма-на-воде, фонд «Социум» провел социологическое исследование, в ходе которого изучалось мнение горожан относительно строительства культового сооружения. Согласно полученным данным, среди тех, кто проживал вблизи места размещения будущего храма, положительно отнеслись к нему свыше 55 % респондентов, отрицательно - чуть больше 21 %. По городу в целом доля тех, кто в 2018-м году положительно отнесся к идее будущего храма, составила более 41 %, отрицательно - около 24 % (Ольшаников, 2019). Полученные результаты опроса показали, что горожане тогда в большинстве своем поддержали идею строительства храма-на-воде.
Совсем другую картину общественных настроений мы видим из данных социологического опроса, проведенного ВЦИОМ сразу же после завершения протестных акций мая 2019 года: лишь 10 % горожан поддержали выбор места будущей стройки, 74 % охарактеризовали предлагаемый властями выбор места под строительство храма как неудачный (Город и храм: опрос ВЦИОМ в Екатеринбурге, 2019). Опрос также выявил высокий уровень информированности жителей Екатеринбурга о возникшем конфликте по поводу места строительства храма: о нём знало 94 % опрошенных.
Можно констатировать, что доля выступающих против строительства храма в мае 2019 г. существенно увеличилась по сравнению с 2018 г. - почти в четыре раза (с 24 % до 74 %), а доля апологетов стройки, соответственно, снизилась практически в пять раз (с 55 % до 10 %) (Город и храм: опрос ВЦИОМ в Екатеринбурге, 2019).
Приведенные социологические данные свидетельствуют о двух важных трендах, связанных с трансформациями, произошедшими в массовом сознании горожан в отношении нового проекта строительства храма, а именно:
• во-первых, отмечается крайне высокая информированность горожан о сложившейся конфликтной ситуации;
• во-вторых, фиксируется серьезный перелом в общественных настроениях: резкое снижения (пятикратное) доли сторонников новой идеи о выборе места строительства храма и существенный рост (четырёхкратный) доли её противников.
На наш взгляд, высокий уровень информированности жителей г. Екатеринбурга о данной конфликтной ситуации, а также произошедшее существенное изменение в соотношении сторонников/противников стройки были обусловлены в значительной степени заметным ростом активного влияния на состояние массового сознания со стороны СМИ, и прежде всего - новых медиа. Так, согласно данным агентства М-13 (система онлайн-мониторинга СМИ, 40000 источников), более 58 % от общего числа сообщений СМИ, опубликованных в России по поводу протестов против строительства церковных сооружений, состоявшихся в последние 5 лет, приходится на освещение конфликтов, складывающихся вокруг строительством храма святой Екатерины (Освещение в СМИ протестов против строительства православных храмов, 2015-2019 гг., 2019). При этом соотношение доли федеральных/местных СМИ в рамках освещения событий в Екатеринбурге составило, соответственно, 63 % и 37 %. То есть локальная протестная повестка столицы Среднего Урала стала фактическим событием федерального масштаба.
Действительно, в период протестной кампании ситуацию в Екатеринбурге в разное время прокомментировали: Президент РФ В. В. Путин (Путин -о противостоянии в Екатеринбурге ..., 2019); Председатель Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко (Валентина Матвиенко - о конфликте в Екатеринбурге ..., 2019); Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Патриарх Кирилл заявил ., 2019); телеведущий В. В. Познер (Победа гражданского общества: Познер о ..., 2019); писатель и публицист А.А. Проханов (Александр Проханов: Дело Голунова А. ..., 2019).
Следует также отметить большое разнообразие медиаканалов, освещающих конфликтную ситуацию, сложившуюся в Екатеринбурге в мае 2019 г. Сюжеты, посвященные данной ситуации, вышли:
- на федеральных телеканалах («Первый канал», «Россия 1» и др.) и в федеральных СМИ (ТАСС, «Интерфакс», РБК, «Ведомости», «Коммерсантъ», «Комсомольская Правда», «Известия» и др.);
- в зарубежных СМИ («Радио Свобода», Deutsche Welle, Associated Press, BBC, The New York Times, Fox News и других);
- в социальных сетях и блогах (комментарии экспертов и политологов, среди которых Е.Н. Минченко, К.Н. Костин, В.Д. Соловей, М.Ю. Виноградов, Д.И. Орлов, А.Р. Галлямов и др.).
Согласно результатам мониторинга агентства М-13, особенностью темы протестов против строительства церквей и храмов является доминирование информационной повестки, генерируемой противниками строительства: «В большинстве случаев протесты развиваются по сценарию, когда власти принимают те или иные решения, а противники этих решений в лице оппозиционных, политических и экологических организаций выступают против начинающегося строительства и, тем самым, конвертируют недовольство в уличные протесты местного населения» (Освещение в СМИ протестов против строительства православных храмов, 2015-2019 гг., 2019).
По данным СМИ основной актив протестующих в Екатеринбурге в мае 2019 года составили молодые люди до 30 лет. В свою очередь, опрос, проведенный Левада-Центром, фиксирует, что среди молодежи:
• в возрасте 18-24 года доля использования Интернета составляет 96 %;
I 1 oiacouRBB-p Ift
шщрпи
• в возрасте 25-34 года доля использования Интернета составляет 94 %.
При этом новости молодежь в возрасте 18-24 года узнает:
• из социальных сетей - 64 %;
• из Интернет-изданий - 49 %;
• по ТВ - 42 %.
Очевидно, что в возрастной группе 18-34 года, в которую входит большинство участников майских протестов в Екатеринбурге, среди основных источников получения информации доминируют Интернет и социальные сети.
Левада-Центр приводит следующие данные относительно использования молодым населением страны социальных сетей: «ВКонтакте» - 42 %; «Одноклассники» - 33 %; YouTube - 30 %; Instagram - 23 %; Facebook -9 % (Волков, Гончаров, 2017).
Таким образом, основными каналами информирования протестующих и их сторонников в Екатеринбурге стали новые медиа, а точнее их подвид - социальные медиа. Кроме того, важную роль в организации участников майских протестов сыграли мессенджеры. Так, например, акция по спонтанному включению фонариков среди участников в один из дней протестной активности была подготовлена и реализована как раз за счет использования мессенджеров.
Согласно данным Левада-Центра, по сравнению с 2016 годом доля использования мессенджеров возросла с 31 % до 62 %. Среди популярных платформ по степени использования выделяются: WhatsApp - 49 %; Viber - 31 %; «ВКонтакте» - 17 %; Skype - 14 %; Telegram - 8 % (Волков, Гончаров, 2017).
По некоторым подсчетам события в Екатеринбурге освещались практически в режиме реального времени более чем 40 независимыми телеграм-каналами, а также не менее 20 YouTube-каналами (Технология «Спираль молчания» ..., 2019). Были созданы протестные группы в основных социальных сетях, включая «ВКонтакте», Instagram, Facebook. Следует также отметить активную деятельность журналистов, обеспечивших широкое освещение протестов в независимых медиа (Хроника и Анатомия протеста в Екатеринбурге, 2019).
Принимая во внимание, что на протяжении майских протестов в социальных медиа доминировала точка зрения противников строительства храма, а также то, что местная власть под давлением разнообразных медиа не могла не прислушаться к сложившемуся общественному мнению, площадку, первоначально выбранную под строительство храма святой Екатерины, в итоге, пришлось перенести в другое место.
Кейс 2.
Правительственный кризис в Австрии в мае-июне 2019 г.
17-18 мая 2019 года двумя немецкими Интернет-изданиями - журналом Spiegel и газетой Suddeutsche Zeitung - была продемонстрирована видеозапись, сделанная летом 2017 г. на вилле испанского острова Ибица, в период предвыборной кампании, проходившей тогда в Австрии (В Австрии разгорелся грандиозный политический скандал ., 2019). На этой записи люди, среди которых присутствовала русскоговорящая женщина, обсуждали со Х.К. Штрахе (председатель Австрийской партии свободы) возможность покупки для своей партии доли в австрийской газете Kronen Zeitung, что позволило бы с помощью
данного издания оказать информационную поддержку Австрийской партии свободы в ходе выборов в 2017 году. В итоге, как известно, в октябре 2017 г. Австрийская партия свободы вошла в правительственную коалицию с представителями Австрийской народной партии, а господин Х.К. Штрахе получил пост вице-канцлера.
Однако широкое обнародование видеозаписи о переговорах в Ибице, тот огромный интерес, который проявили к ней СМИ, в особенности новые медиа, вызвали громкий скандал, который привел к тому, что в Австрии в мае 2019 года разразился политический кризис: Х.К. Штрахе официально подал в отставку с поста вице-канцлера и партийного лидера, а канцлер С. Курц объявил о досрочном сложении своих полномочий. После этого в стране были объявлены новые выборы.
Ниже приводится график динамики запросов в сети Интернет, касающихся деятельности С. Курца и Х.К. Штрафе в мае-июне 2019 года. Данный график хорошо показывает, как посредством новых медиа происходило информационное освещение политического кризиса по мере обострения и снижения напряженности сложившегося конфликта.
График 1 - Динамика запросов в сети Интернет в связи деятельностью
С. Курца и Х.К. Штрафе в мае-июне 2019 года (Google Trends, 2019)
Так, согласно данным Google Trends, в период с 5 мая по 8 июня 2019 года количество запросов, связанных с деятельностью С. Курца, выросло с 7 до 100 баллов (максимальный балл), с последующим спадом к 8 июня до прежних значений. Похожая картина наблюдалась и в отношении Х.К. Штрахе - с 8 баллов поисковых запросов 5 мая 2019 года и до 100 баллов 26 мая 2019 года.
Далее, по мере преодоления политического кризиса, к 9 июня фиксируется снижение количества запросов до уровня, предшествующего скандальной ситуации с обнародованием видеозаписи.
Таким образом, размещение на верифицируемых интернет-сайтах крупнейших немецких деловых изданий видеозаписи тайной политической сделки смогло обеспечить мгновенную общественную засветку скандальной темы. В итоге новые медиа обеспечили не только оперативное размещение информации,
I 1 DiacouRBB-p Ж ft
Шскурс ш
но и - посредством мессенджеров - сбор нелестных комментариев относительно ключевых участников событий.
По мнению ряда наблюдателей, обнародование видеозаписи в немецкоязычных СМИ было специально приурочено к дате выборов в Европарламент (выборы состоялись в конце мая 2019 года). Это имело своей целью подорвать позиции ультраправых и правых популистов, выразителями интересов которых являются «Австрийская партия свободы» и партия «Альтернатива для Германии». И эта цель была достигнута: по итогам голосования в Европарламент на территории Австрии партия Штрахе заняла лишь третье место (17,2 % голосов), а партия ФРГ «Альтернатива для Германии» получила в Европарламенте четвертое место (11 % голосов) (2019 European election results, 2019). Позже Штрахе назвал скандальное видео «целенаправленным политическим убийством» и потребовал расследования того, как запись оказалась в распоряжении СМИ. Suddeutsche Zeitung и Der Spiegel отказались раскрывать свои источники, ссылаясь на обязанность защищать их конфиденциальность» (Австрийский вице-канцлер ушел в отставку ..., 2019).
Рассмотренные нами кейсы показывают, какие большие возможности управления общественным мнением таят в себе новые медиа. Они используются как в интересах гражданских движений, так и в интересах определенных политических сил, участвующих в различных избирательных компаниях и в формировании состава правительств на разных государственных и местных уровнях. Их отличительными чертами являются: высокая степень мобильности, возможность оперативной корректировки информационного контента, комплексное применение таких цифровых технологий, как видеохостинг, стри-минг (потоковое мультимедиа), «прямой эфир» и др. Однако не стоит забывать, что данные технологии обладают очень высоким потенциалом манипулятивного воздействия на общественное мнение, что обязательно следует учитывать при их аналитическом исследовании.
Список литературы
1. Австрийский вице-канцлер ушел в отставку из-за переговоров с «племянницей российского олигарха». Он просил у нее денег и обещал огромное влияние в Австрии. (2019). Взято 18 февраля 2020, с https://meduza.io/ featuгe/2019/05/18/avstriyskiy-vitse-kantsleг-ushel-v-otstavku-iz-za-peгegovoшv-s-plemyannitsey-шssiyskogo-oИgaгha-on-pшsil-u-nee-deneg-a-obeschal-ogшmnoe-vliyanie-v-avstгii
2. Александр Проханов: Дело Голунова - результат огромной политической интриги. (2019, 12 июня). Взято 15 февраля 2020, с club.ru/17092
3. Бардин, Д. (2016, 29 марта). В Екатеринбурге возведут собор посреди городского пруда. Взято 16 февраля 2020, с https://ura.news/news/1052244929
4. В Австрии разгорелся грандиозный политический скандал с участием вице-канцлера и «россиянки» -Штрахегейт?Австрогейт?(2019, 18 мая). Взято 18 февраля 2020, с http://austгia-today.гu/?p=20791
5. Валентина Матвиенко - о конфликте в Екатеринбурге: «Если бы
с самого начала был диалог с людьми, обострения ситуации удалось бы избежать». (2019, 4 июня). Взято 3 февраля 2020, с http://www.justmedia.ru/ news/society/valentina-matviyenko-yesli-by-s-samogo-nachala-byl-dialog-s-lyudmi-obostreniya-situatsii-udalos-by-izbezhat
6. Волков, Д., Гончаров, С. (2017). Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ. Вестник общественного мнения, 1-2(124). Взято с https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-medialandshaft-osnovnye-tendentsii-ispolzovaniya-smi
7. Город и храм: опрос ВЦИОМ в Екатеринбурге. (2019, 22 мая). Взято 16 февраля 2020, с https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9702
8. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 (№ 2124-1) (ред. от 01.03.2020) ст. 2 (Россия). Взято 21 февраля 2020, с https://fzrf.su/zakon/o-sredstvah-massovoj-informacii-smi-2124-1/
9. Олешко, В.Ф., Малик, О. В. (2017). Влияние цифровых средств массовой информации на формирование глобальной системы социальных коммуникаций. Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. Т. 23, 4(168), 5-12.
10. Ольшаников, А. (2018, 06 декабря). Жителей столицы Урала наконец-то спросили о храме Екатерины. Взято 15 февраля 2020, с https://ura.news/ articles/1036277044
11. Освещение в СМИ протестов против строительства православных храмов, 2015-2019 гг. (2019, 23 мая). Взято с https://www.m13.ru/images/ materials/5/miting.png
12. Патриарх Кирилл заявил о политическом характере протеста против храма в Екатеринбурге. (2019, 14 июня). Взято 25 февраля 2020, с https://www. kommersant.ru/doc/4002728
13. Победа гражданского общества: Познер о протестах в Екатеринбурге и освобождении журналиста Голунова. (2019, 11 июня). Взято 27 февраля 2020, с https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fngzt.ru%2Fposts%2Fpobeda-grazhdanskogo-obschestva-pozner-o-protestah-v-ekaterinburge-i-osvobozhdenii-zhurnalista-golunova
14. Путин - о противостоянии в Екатеринбурге: Есть простой способ -провести опрос, и меньшинство должно подчиниться большинству. (2019, 16 мая). Взято 15 февраля 2020, с https://www.ural.kp.ru/daily/26977/4036112/
15. СМИ: ТВ и интернет. Об отношении к телепрограммам, качестве новостного телевидения и новостям в Интернете. (2019, 18 сентября). Взято с https://fom.ru/SMI-i-internet/14258
16. Технология «Спираль молчания» на примере изменения общественного мнения в Екатеринбурге. (2019, 29 мая). Взято с https://sea.com.ru/ru/cases/ tehnologiya-spiral-molchaniya-na-primere-izmeneniya-obshhestvennogo-mneniya-v-ekaterinburge/
17. Хроника и Анатомия протеста в Екатеринбурге. (2019, 02 сентября). Взято 15 февраля 2020, с https://matveychev-oleg.livejournal.com/9160600.html
18. 2019 European election results. (2019, 2 июля). Взято с https://resultats-elections.eu/
19. Google Trends. (2019, 1 января). Взято с https://trends.google.ru/trends/ explore?date=2019-01-01 %202019-12-31&geo=RU&q=%2Fm%2F0zn27yk
I 1 OIBCOURBB-P Ift
Шскурс Ш
References
1. Aleksandr Prohanov: Delo Golunova - rezul'tat ogromnoj politicheskoj intrigi [Alexander Prokhanov: the Golunov Case is the result of a huge political intrigue]. (2019, June 12). Retrieved February 15, 2020, from https://izborsk-club. ru/17092
2. Avstrijskij vice-kancler ushel v otstavku iz-zaperegovorov s "plemyannicej rossijskogo oligarha". On prosil u nee deneg i obeshchal ogromnoe vliyanie v Avstrii [The Austrian Vice-Chancellor resigned over negotiations with the "niece of a Russian oligarch". He asked her for money and promised her great influence in Austria]. (2019). Retrieved February 18, 2020, from https://meduza.io/ feature/2019/05/18/avstriyskiy-vitse-kantsler-ushel-v-otstavku-iz-za-peregovorov-s-plemyannitsey-rossiyskogo-oligarha-on-prosil-u-nee-deneg-a-obeschal-ogromnoe-vliyanie-v-avstrii
3. Google Trends. (2019, January 01). Retrieved from https://trends.google. ru/trends/explore?date=2019-01-01 %202019-12-31&geo=RU&q=%2Fm%2F0zn 27yk
4. Gorod I hram: opros VCIOM v Ekaterinburge [City and temple: VTSIOM survey in Yekaterinburg]. (2019, 22 мая). Retrieved February 16, 2020, from https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=9702
5. Hronika i Anatomiya protesta v Ekaterinburge [Chronicle and Anatomy of a protest in Yekaterinburg]. (2019, September 2). Retrieved February 15, 2020, from https://matveychev-oleg.livejournal.com/9160600.html
6. O sredstvah massovoji nformacii: Zakon RF ot 27 dekabrya 1991 (№ 21241) (red. ot 01.03.2020) [On mass media: Law of the Russian Federation dated December 27, 1991 (No. 2124-1) (ed. from 01.03.2020)] s. 2 (Russ.). Retrieved February 21, 2020, from https://fzrf.su/zakon/o-sredstvah-massovoj-informacii-smi-2124-1/
7. Ol'shanikov, A. (2018, December 6). Zhitelej stolicy Urala nakonec-to sprosili o hrame Ekateriny [Residents of the capital of the Urals were finally asked about the temple of Catherine]. Retrieved February 15, 2020, from https://ura.news/ articles/1036277044
8. Oleshko, V.F., & Malik, O.V. (2017). Vliyanie cifrovyh sredstv massovoj informacii na formirovanie global'noj sistemy social'nyh kommunikacij [The influence of digital media on the formation of a global system of social communications]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. T. 23, 4(168), 5-12.
9. Osveshchenie v SMI protestov protiv stroitel'stva pravoslavnyh hramov, 2015-2019 gg. [Media coverage of protests against the construction of Orthodox churches, 2015-2019]. (2019, May 23). Retrieved from https://www.m13.ru/images/ materials/5/miting.png
10. Patriarh Kirill zayavil o politicheskom haraktere protesta protiv hrama v Ekaterinburge [Patriarch Kirill declared the political nature of the protest against the Church in Yekaterinburg]. (2019, June 14). Retrieved February 25, 2020, from https://www.kommersant.ru/doc/4002728
11. Pobeda grazhdanskogo obshchestva: Pozner o protestah v Ekaterinburge i osvobozhdenii zhurnalista Golunova [Victory of civil society: Posner on the protests in Yekaterinburg and the release of journalist Golunov]. (2019, June 11). Retrieved
February 27, 2020, from https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fngzt. ru%2Fposts%2Fpobeda-grazhdanskogo-obschestva-pozner-o-protestah-v-ekaterinburge-i-osvobozhdenii-zhurnalista-golunova
12. Putin - o protivostoyanii v Ekaterinburge: Est'prostoj sposob - provesti opros, i men'shinstvodolzhnopodchinit'sya bol'shinstvu [Putin - about the confrontation in Yekaterinburg: there Is a simple way - to conduct a poll, and the minority must submit to the majority]. (2019, May 16). Retrieved February 15, 2020, from https:// www.ural.kp.ru/daily/26977/4036112/
13. SMI: TVi internet. Ob otnoshenii k teleprogrammam, kachestve novostnogo televideniya i novostyam v Internete [Mass media: TV and Internet. About the attitude to TV programs, the quality of news television and news on the Internet]. (2019, September 18). Retrieved from https://fom.ru/SMI-i-internet/14258
14. Tekhnologiya "Spiral'molchaniya " naprimere izmeneniya obshchestvennogo mneniya v Ekaterinburge [Social engineering Agency. "Spiral of silence" technology on the example of changing public opinion in Yekaterinburg]. (2019, May 29). Retrieved from https://sea.com.ru/ru/cases/tehnologiya-spiral-molchaniya-na-primere-izmeneniya-obshhestvennogo-mneniya-v-ekaterinburge/
15. V Avstrii razgorelsya grandioznyj politicheskij skandal s uchastiem vice-kanclera i «rossiyanki» - Shtrahegejt?Avstrogejt? [In Austria, a huge political scandal broke out with the participation of the Vice-Chancellor and the "Russian woman" -Strachegate? Athrogate?]. (2019, May 18). Retrieved February 18, 2020, from http:// austria-today.ru/?p=20791
16. V Ekaterinburge vozvedut soborpo sredi gorodskogo pruda [Yekaterinburg will build a Cathedral in the middle of the city pond]. (2019). Retrieved February 16, 2020, from https://ura.news/news/1052244929
17. Valentina Matvienko - o konflikte v Ekaterinburge: "Esli by s samogo nachala byl dialog s lyud'mi, obostreniya situacii udalos' by izbezhat'" [Valentina Matvienko - about the conflict in Yekaterinburg: "If there had been a dialogue with people from the very beginning, the situation would have been avoided"]. (2019, June 4). Retrieved February 3, 2020, from http://www.justmedia.ru/news/society/ valentina-matviyenko-yesli-by-s-samogo-nachala-byl-dialog-s-lyudmi-obostreniya-situatsii-udalos-by-izbezhat
18. Volkov, D., Goncharov, S. (2017). Rossijskij medialandshaft: osnovnye tendencii ispol'zovaniya SMI [Russian media landscape: main trends in the use of mass media]. Vestnik obshchestvennogo mneniya, 1-2(124).
19. 2019 European election results. (2019, July 2). Retrieved from https:// resultats-elections.eu/