Научная статья на тему 'Новые материалы Рождественского мусульманского могильника'

Новые материалы Рождественского мусульманского могильника Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ / КАМСКАЯ АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МОГИЛЬНИК / РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОГИЛЬНИК / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Крыласова Наталья Борисовна, Ильин М. С., Брюхова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые материалы Рождественского мусульманского могильника»

Н.Б. Крыласова, М.С. Ильин, Н.Г. Брюхова НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ РОЖДЕСТВЕНСКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО МОГИЛЬНИКА

В 2008-2010 гг. КАЭЭ ПГПУ были продолжены раскопки Рождественского археологического комплекса, расположенного в 1300-1900 м к юго-западу от центральной части с. Рождественск (Рождественское) Карагайского района Пермского края, который занимает несколько выступов коренного левого берега р. Обва, правого притока р. Кама, и включает в себя Филипповское (малое) и Рождественское (большое) средневековые городища, мусульманский домонгольский могильник и обособленный от него средневековый языческий некрополь.

Мусульманская часть Рождественского могильника занимает мыс коренной террасы, непосредственно примыкающий к восточным оборонительным сооружением Рождественского городища. Между площадкой городища и могильником находится глубокий овраг (Поста-ноговский лог) со следами искусственной подрезки. Расположение некрополей непосредственно у городских укреплений характерно для многих домонгольских мусульманских могильников Волжской Болгарии.

Первые раскопки могильника произведены в августе 1897 г. Н.Н. Ново-крещенных, которым было изучено 12 погребений, представлявших

© Крыласова Н.Б., Ильин М. С., Брюхова Н.Г., 2011

собой неглубокие (40-50 см) узкие могилы, в которых зафиксированы костяки "лежащие на спине" слегка повернутые на правый бок. Костяки ориентированы головой на запад. Левая рука в 8 случаях согнута в локте и " лежит на бедре", правая — вдоль костяка или слегка согнута, три костяка Новокрещенных назвал " скорченными" с подогнутыми ногами, что соответствует положению погребенного "на правом боку", черепа развернуты вправо, т.е. на юг в сторону Мекки. В четырех погребениях найдены железные изделия, которые Новокрещенных назвал крючками (Новокрещенных, 1901, с.115-116) , — гвозди-костыли, которые, в частности, в Волжской Булгарии применялись для изготовления гробовищ (Халикова, 1976. С.39-50).

В 1990-1991 гг. раскопки мусульманского могильника были продолжены КАЭЭ ПГПУ под руководством Н.Б. Крыласовой. На двух раскопах II и IV общей площадью 173 кв. м было вскрыто 11 погребений. Часть погребений оказались нарушенными в результате оползания склона. Результаты исследований мусульманского Рождественского могильника были неоднократно опубликованы (Крыласова, Бочарова, Бочаров, 1997; Крыласова, Белавин, Ленц, 2002; Крыласова, Белавин, Ленц, 2003; Брюхова, 2006), в том числе, в обобщающей монографии (Белавин, Крыласова, 2008).

В 2008 г. работы на комплексе были возобновлены. На мусульманском могильнике был разбит раскоп площадью 82 кв. м на площадке между двумя раскопами предыдущих лет. На раскопе выявлено

I_____I____I____I

Рис. 1. Находки из слоя, перекрывающего погребения

три погребения, несколько аморфных ям неопределенного назначения и канавка, пересекающая раскоп по линии, параллельной ряду погребений. В 2009 г. на мусульманском могильнике был разбит раскоп площадью 40 кв. м, расположенный к северу от раскопа 11 1990 года. Никаких объектов на раскопе не зафиксировано.

Таким образом, общая изученная часть памятника (без учета раскопа Н.Н. Новокрещенных) составила 294 кв. м, количество изученных погребений — 26.

Наиболее интересные материалы, пополнившие наши представления об особенностях планировки и истории Рождественского мусульманского могильника были получены в 2008 г.

Во-первых, впервые под дерном на площади раскопа был зафиксирован культурный слой, выделявшийся стратиграфически в виде полосы плотного пестроцветного серо-коричневого суглинка мощно-

стью до 0,1-0,25 м. В этом слое содержались находки, связанные с функционированием деревни Поста-ногово XVII -XIX вв. Здесь найдены фрагменты русских гончарных керамических сосудов, разнообразные железные предметы, шлаки, кости животных.

Ниже, в слое плотного бурого суглинка, мощность которого составляла от 0,06 до 0,3 м, встречено несколько находок, относящихся к эпохе средневековья (рис. 1). Среди этих находок представлена стеклянная зонная одночастная бусина с серебряной фольгой с бесцветным внешним слоем. Такие бусы датируются в пределах VIII -XI вв. (Абдулова, 2008. С.525). Встречено также две бронзовые накладки: маленькая подквадратная с округлой прорезью в центре и маленькая сердцевидная с округлой прорезью в центре. Подобные накладки хорошо известны по материалам Рождественского археологического комплекса. По материалам языческого

Рис. 2. Сводный план раскопов на мусульманском могильнике

могильника, а также по известным аналогиям они датируются концом 1X^1 вв. (Белавин, Крыласова, 2008. С.417). К бронзовым предметам относится фрагмент вытянутой пластинки, возможно, часть пинцета. Найден железный " Г "-образный гвоздь, подобный тем, которые зафиксированы на могильнике еще Н.Н. Новокрещенных, а также при раскопках 1990-1991 гг. (Белавин, Крыласова, 2008. С.90-91). Такой тип гвоздей широко применялся в Волжской Булгарии в конце XI -X111 вв. для сколачивания гробовищ (Хали-кова, 1976, рис.17). К находкам, связанным с периодом средневековья, принадлежит также фрагмент петельчатой ручки лепного керамического сосуда. Лепные сосуды с ручками появляются в Пермском Пре-дуралье еще с конца IX в., но наиболее массовое их распространение начинается с XI-XII вв. (Крыласо-

ва, 2007. С 56). Таким образом, полученные материалы подтверждают датировку мусульманского Рождественского могильника XI — начало XIII вв. (Белавин, Крыласова, 2008. С.91).

Полученные материалы пока не позволяют решить вопрос о том, связаны ли находки эпохи средневековья с культурным слоем неукрепленного посада Рождественского городища, который существовал здесь до появления могильника, или эти материалы являются свидетельством проведения каких-либо поминальных обрядов.

Как указано выше, на раскопе I I 2008 г. было изучено три погребения, которые располагались в ряд компактной группой.

Погребение № 144 (нумерация сплошная, включая погребения языческого могильника) (рис. 3). Могильная яма подпрямоугольной фор-

мы имела размеры 2,1 х 0,9 м. Ориентирована по линии З-В с незначительным отклонением к ЗЮЗ-ВСВ. Дно относительно ровное глубиной в среднем 0,55 м, с незначительным уклоном к северу до -0,59 м, стенки вертикальные, за исключением пологой восточной. На дне были зафиксированы очертания десяти столбовых ямок, образующих ряды вдоль стенок могильной ямы. Ямки диаметром 0,04-0,07 м конусовидной формы глубиной до -0,540,67 м, вероятно, связаны с кольями, укреплявшими доски деревян-

ной рамы, сооруженной в яме. Кроме того, столбовые ямки, расположенные в ряд, выявлены вокруг ямы вдоль ее северной границы и у юговосточного угла. Диаметр их составлял от 0,07 до 0,15 м, ямки имели подцилиндрический и конусовидный профиль, в глубину достигали -0,440,52 м. Эти ямки связаны со столбами, относившимися либо к конструкции внутримогильной деревянной рамы, либо надмогильного сооружения.

В погребении обнаружен скелет одного индивида. Ось скелета

была вытянута вдоль продольной оси погребения. Все кости находились в анатомическом порядке, часть костей — в анатомическом сочленении. Череп продолжал линию позвоночника, шейные позвонки находились под черепом. Череп лежал на правой стороне, лицевым отделом на юг. Позвоночный столб был вытянут вдоль продольной оси погребения, слегка изогнут в поясничном отделе. Ребра правой стороны отсутствовали, ребра левой стороны раскрылись, лежали на наружных поверхностях. Кости правой руки были вытянуты по одной оси параллельно оси позвоночника. Кости левой руки согнуты в локтевом суставе, проксимальные эпифизы костей предплечья располагались в районе поясничных позвонков. Таз раскрылся только с правой стороной, левая сторона не раскрыта, и находилась в анатомическом сочленении с крестцом и бедренной костью. Кости ног были развернуты в правую сторону. Условные оси костей обеих ног параллельны друг другу и оси погребения, кости ног сближаются в районе щиколотки. Отсутствовали кости обеих кистей и кости левой стопы. Кости удовлетворительной сохранности: сильно крошатся, большинство эпифизов истлело.

Скелет принадлежал женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Судя по положению костей, покойная была уложена вытянуто на правом боку, головой направлена на запад, лицом развернута на юг, ноги вытянуты. Погребенная, вероятно, была обернута материалом, который был зафиксирован в районе пояса и стоп. В верхней части тело было менее сковано, что позволило

грудному отделу в процессе истле-вания мягких тканей развернуться на спину.

Погребение № 145. Могильная яма овально-подпрямоугольной формы размерами 2,23 х 0,7 м ориентирована по линии З-В с незначительным отклонением к ЗЮЗ-ВСВ. Стенки вертикальные. На дне могильной ямы с восточной стороны на глубине -0,47 м выявлена ступенька шириной 0,55 м, в 0,15 м западнее ступени на глубине -0,54 м на дне в юго-западном углу зафиксирована яма подпрямоугольной формы размерами 1,57 х 0,64 м, глубиной -0,73 м, в которой находилось захоронение ребенка. Вероятно, в уже готовой яме средних размеров, рассчитанной на захоронение взрослого, была вырыта яма, соответствующая по размерам захоронению ребенка. В юго-восточном углу малой ямы на глубине -0,57 м выявлена подчетыре-хугольная ступень размерами 0,3 х 0,13 м, а в северо-восточном углу на дне на глубине -0,74 м — столбовая ямка диаметром 0,07 м конусовидной формы глубиной -0,82 м. Вокруг могильной ямы наблюдались столбовые ямки, которые, вероятно, связаны с конструкцией надмогильного сооружения.

В погребении обнаружен скелет ребенка. Ось скелета была вытянута вдоль продольной оси погребения. Кости находились в анатомическом порядке. Череп плохой сохранности (раздавлен), лежал на правой стороне, лицевой отдел (сильно фрагментирован) был обращен к югу. Нижняя челюсть находилась в 0,10 м восточнее черепа, стояла на основании. Грудная клетка закрыта, ребра левой стороны

Рис. 4. Погребение № 145

накрывали ребра правой стороны. Позвоночный столб вытянут вдоль условной оси погребения. Кости правой руки находились на одной оси, проксимальная часть плечевой кости расположена у основания черепа. Кости левой руки лежали на грудной клетке, согнуты в локтевом суставе. От тазовых костей сохранились мелкие фрагменты. Кости обеих ног слегка согнуты в коленном суставе. Кости правой ноги параллельны костям левой ноги. Малые берцовые кости лежали сле-

ва от большеберцовых костей. Кости стоп и кистей не сохранились. Все кости плохой сохранности: сильно фрагментированы, легко крошатся.

В погребении был похоронен ребенок, умерший в возрасте 4 года ± 12 месяцев. Судя по положению костей, погребенный был уложен на правый бок, головой направлен на запад, лицом развернут на юг. Руки покойного согнуты в локтях

— кисти сложены недалеко от лица, ноги согнуты в коленях. В процессе истлевания мягких тканей правая

Рмс. 5. Погребение № 146

рука ребенка выпрямилась и сдвинула нижнюю челюсть от черепа.

Погребение № 146 (рис.5)

было зафиксировано в виде четкого прямоугольного пятна, по периметру которого наблюдался узкий темный контур, связанный, очевидно, с деревянной рамой. Могильная яма прямоугольной формы размерами 2,14 х 0,9 м ориентирована по линии З-В с незначительным отклонением к ЗЮЗ-ВСВ. Стенки ямы почти вертикальные. На дне могильной ямы с восточной стороны на глубине -0,54 м выявлена ступенька шириной 0,15 м. В остальном дно

относительно ровное глубиной в среднем -0,58 м, с незначительным уклоном к востоку к подножию ступени до -0,6 м. На дне могильной ямы вдоль северной и южной стенок, вдоль подножия ступени и на ступени выявлены ряды конусовидных столбовых ямок диаметром 0,040,08 м глубиной -0,64-0,71 м. Столбовые ямки наблюдались также за пределами могильной ямы вдоль ее юго-восточного угла. Эти ямки диаметром 0,1-0,15 м подцилиндричес-кой формы глубиной -0,49-0,53 м, вероятно, происходят от столбов, связанных с конструкцией надмогиль-

ных сооружений. Хотя, учитывая, что у погребения № 144 ряд подобных столбовых ямок прослеживался с северной и восточной стороны от могильной ямы, а у погребения № 146 — с южной и восточной, можно предполагать, что вокруг всей группы из трех погребений была сооружена прямоугольная оградка.

В погребении обнаружен скелет одного индивида. Все кости располагались в анатомическом порядке, часть костей — в анатомическом сочленении. Череп находился в западной части ямы, ближе к южной стенке, лежал на правой стороне, лицевым отделом на юго-восток. Нижняя челюсть находилась в анатомическом сочленении с черепом, зубы обеих челюстей сомкнуты. Эпистрофей лежал отдельно, западнее черепа. Позвоночный столб был вытянут вдоль оси погребения, в верхнем отделе слегка загибается к югу (к черепу). Ребра правой стороны отсутствовали, ребра левой стороны раскрылись, лежали на наружных поверхностях. Кости правой руки были согнуты в локтевом суставе под острым углом, плечевая кость параллельна условной кости погребения, позвоночному столбу и левой плечевой кости. Проксимальные эпифизы костей правого предплечья направлены к черепу, под ними были обнаружены кости правой кисти. Кости левой руки согнуты в локтевом суставе примерно под прямым углом, проксимальные эпифизы костей предплечья располагались в районе поясничных позвонков, рядом с ними находились фаланги левой руки. Таз раскрылся только правой стороной, левая сторона не раскрыта и находилась в анатомическом сочленении с кре-

стцом и бедренной костью. Кости ног развернуты в правую сторону. Обе малые берцовые лежали слева от большеберцовых костей. Оба надколенника лежали справа от коленного сустава. Стопы направлены фалангами направо — пяточными буграми налево. Условные оси костей обеих ног параллельны друг другу и оси погребения, кости ног слегка сближались в районе колена и щиколотки. Кости ступней находились в сочленении, кости плюсны сомкнуты. Все кости удовлетворительной сохранности.

Скелет принадлежал мужчине, умершему в возрасте 35-50 лет. Судя по положению костей, покойный был уложен вытянуто на правом боку, головой направлен на запад, лицом развернут на юг, ноги вытянуты, обе руки согнуты в локтях. Погребенный, вероятно, был обернут материалом, который был зафиксирован в районе пояса, коленей и стоп. В верхней части тело было менее сковано, что позволило грудному отделу в процессе истле-вания мягких тканей развернуться на спину и отодвинуться от черепа и правой руки.

Таким образом, во все трех погребениях костяки расположены в соответствии с позой погребённого "лежащие на спине" с до-воротом на правый бок, ноги слегка согнуты в коленях, стопы развёрнуты вправо, правая рука вытянута вдоль бедренной кости, левая рука согнута и уложена в области таза. Направление лиц во всех трёх погребениях, строго на юг к кыбле (направление на Мекку), голова ориентирована на запад. Исходя из того, что кости всех погребённых находятся достаточно плотно друг

к другу (сжатость костяка), можно судить о наличии погребального савана, что представляется обязательным для любого мусульманина. Ни в одном из погребений не встречен погребальный инвентарь, что в комплексе с соблюдением кыблы и рядом других признаков приводит к заключению о том, что погребения выполнены по мусульманскому погребальному обряду.

Следы столбовых ямок вдоль стен погребений и четкий темный контру, который прослеживался у погребения № 146 позволяют предполагать наличие в погребениях деревянных рам, в пространство которых укладывались тела. Конструкция внут-римогильного сооружения, вероятно, выглядела следующим образом: стенки были облицованы досками, прижатыми с помощью вбитых в дно могильной ямы кольев. Такая конструкция на данном могильнике зафиксирована впервые. В погребениях, изученных ранее, по углам могильной ямы встречались Г-образные гвозди, наличие которых позволяло говорить о положении погребённых в сколоченных деревянных гробах-ящиках (Белавин, Крыласова, 2008. С. 90). Исследователи мусульманского погребального обряда отмечают, что " мусульманина не принято хоронить в гробу, но это и не запрещается". В гробу, согласно канонам ислама, принято хоронить "мусульман, умерших насильственной смертью" (Керимов,

2007. С. 84). Это вполне соответствует материалам Рождественского могильника, где ранее в одном из погребений обнаружен наконечник стрелы, ранение которым, вероятно, и послужило причиной смерти. Все погребения, изученные ранее,

принадлежали мужчинам в возрасте от 25 до 50 лет. Прижизненные повреждения (потеря передних зубов, переломы) (Брюхова, 2006. С.148) могут быть косвенным свидетельством принадлежности части из них к воинам. На могильнике было выявлено также несколько неполных погребений (отдельные черепа, череп и крупные кости, разложенные в анатомическом соответствии), которые, судя по всему, являются захоронениями останков людей, погибших в пути (во время движения каравана?), или свидетельством существования обряда, описанного Ибн Фадланом, при котором наиболее останки наиболее выдающихся подвешивали на дереве, а впоследствии, вероятно, хоронили (Белавин, Крыласова, 2008. С.91). Таким образом, исследованные прежде погребения являлись лишь свидетельством присутствия и временного проживания на Рождественском городище мусульман

— выходцев из Волжской Булгарии.

Погребения №144, 145 и 146 находились в достаточном отдалении от других погребений, что позволило выделить их в отдельную группу. Костяки принадлежали мужчине, женщине и ребенку. Подобная группа на могильнике Рождественского комплекса встречается впервые. Такие захоронения на мусульманских могильниках определяются как семейные. Для них также характерны группы, "состоящие из взрослых и детских погребений" (Газимзянов, 2000. С.217-219). Наличие ямок от столбов, расположенных по периметру указанной группы погребений, может свидетельствовать о существовании оградки вокруг них.

Кроме погребений на раскопе II мусульманского Рождественского могильника в 2008 г. изучены канавка, четыре ямы и несколько столбовых ямок. Среди этих объектов наибольший интерес представляет канавка, имеющая явно искусственное происхождение.

Канавка прослеживалась в западной части раскопа в виде темной почти прямой полосы шириной 0,23-0,52 м, пересекающей раскоп по направлению ССЗ-ЮЮВ, почти параллельно расположенному восточнее ряду погребений. Канавка имела наклонные стенки, сходящиеся у дна на угол, была заполнена темно-серым суглинком. Глубина ее достигала -0,65-0,68 м. С обеих сторон канавки наблюдались ряды столбовых ямок. С восточной стороны прослеживались ямки диаметром 0,08-0,2 м, расположенные в один ряд, с западной стороны ямки диаметром 0,15-0,3 м располагались в два ряда.

На наличие траншей, обрамляющих кладбища на других археологических памятниках обратил внимание Р.М. Юсупов, согласно интерпретации которого, траншея является частью ограды (Юсупов,

2008. С.27). Если в данном случае канавка действительно являлась частью ограды, то логично утверждать, что при жизни погребённые обладали каким-то статусом, отличающих их от единоверцев. Если учитывать, что перед нами семейная группа погребений, то наличие такой канавки может являться признаком, отличающим погребения "семейные" от "одиночных".

Материалы, полученные в ходе раскопок 2008-2009 гг. показали, что погребения на мусульманском могильнике располагались группами, разделенными довольно большими участками без захоронений. Семейная группа, выявленная в 2008 г., была отделена канавкой с оградкой вдоль нее. Внутри групп погребения образовывали ряды. На могильнике зафиксировано два вида внут-римогильных деревянных конструкций — сколоченные гвоздями гробы и дощатые рамы, закрепленные кольями. Наличие семейного захоронения на мусульманском могильнике может являться бесспорным свидетельством не только кратковременного пребывания мусульман на Рождественском городище, но и длительного, а, возможно, и постоянного проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.