НОВЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Мноярова А.И.
Мноярова Альфия Иркиновна - учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей им. В.В. Карпова, села Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, с. Осиново, Зеленодольский район, Республика Татарстан
Аннотация: данная статья посвящена изучению использования информационно-компьютерных технологий на уроках и дополнительных занятиях по физической культуре. Отношение учащихся к таким занятиям.
Ключевые слова: физическая культура, информационно-компьютерные технологии.
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.
Ж.Ж. Руссо
В наше время - век высоких компьютерных и современных технологий, нынешнее образование поставило перед всеми педагогами задачу - усовершенствовать старые технологии, найти совершенно новые подходы в организации внеурочных занятий и уроков. Учитель должен уметь подключать учащихся к работе. Также преподавателю необходимо обладать основательной теоретической подготовкой.
Современные технологии дают возможность создания на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса - как залога действительного успешного развития ученика [2].
Каждый предмет имеет свою специфику, но несмотря на это принцип у всех одинаков: создать все необходимые условия для практического овладения знаниями. Приспособив этот принцип к занятиям физической культурой, можно отметить, что задачи преподавателя заключаются в том, чтобы выбрать оптимальные методы обучения, которые позволят каждому учащемуся проявить свои лучшие качества. В связи с этим урок физической культуры в наше время значительно выигрывает, если использовать новейшие информационные технологии.
Впервые услышав фразу «информационные (компьютерные) технологии на уроке физической культуры» невольно возникает вопрос: «Насколько это вообще возможно? Можно ли такое применять на практике в реальном времени? Так как занятие физкультурой - это именно движение».
Как ни удивительно, но уроки, которые проводились с применением компьютеров, значительно помогли улучшить и эмоционально окрасить весь учебный процесс, а также увеличить мотивацию всех учеников в стремлении познать новое для себя.
На совершенно новый уровень учебный процесс помогают поднять: мультимедийные, интерактивные модели, всевозможные иллюстрационные материалы.
Именно использование в работе динамичных и красочных видеоматериалов, которые, в свою очередь, ведутся под музыкальное сопровождение, значительно увеличивает эффективное усвоение всего материала. С использованием программам физического воспитания в учебном заведении изначально закладываются все основы техник по разным видам спорта. Это и метание теннисного мяча в легкой атлетике, и подача волейбольного мяча, и техника лыжных ходов и прочее. Эффективнее всего начать обучение двигательному действию с демонстрации различных техник изучаемого элемента. При просмотре учениками различных техник ведущих спортсменов, они начинают анализировать свои двигательные действия, понимая свои ошибки и исправляя их.
При составлении проекта ученики изучают объемный материал, выпускают стенгазеты, различные буклеты, информационные листовки, презентации и проводят анкетирования.
55
При использовании метапредметных связей, по новым программам, в процессе обучения физкультуре есть уникальная возможность подготовить интересные занятия. Ученикам, в свою очередь, это позволит более полно осмыслить все изучаемые материалы. На таком теоретическом уроке, как «История Олимпийских игр» есть возможность проследить связь с другими предметами. Целью таких занятий является воссоздание общего представления об Олимпийских играх, которое способствует повышению интереса к историческим наукам, развитию воспитания, чувств патриотизма и эстетики.
Теоретический материал воспринимается лучше, когда идёт ещё и зрительное восприятие информации. Раскрывая материал учащимся об истории зарождения физической культуры или Олимпийских играх, есть возможность вспомнить историю Древнего мира.
Одной из форм внеурочной работы по физическому воспитанию является олимпиада по предмету «Физическая культура». Одной из особенностей олимпиады является прочная связь школьной программы с проверкой качества в конкурсных испытаниях и соревновательных действиях. Именно здесь очень важна роль ИКТ при подготовке к олимпиаде по предмету «физическая культура».
Необходимо заметить, что нельзя забывать про методику устного опроса, который помогает развивать устную речь учеников. При сочетании традиционных, информационных и инновационных технологий есть возможность устранить риски, которые возникают при использовании только одно из этих технологий.
Наряду с этим при применении ИКТ возникают небольшие трудности, как для учителя, так и для учеников, такие как:
♦♦♦ изучение и адаптация дополнительных ресурсов к образовательным целям; ♦♦♦ тратится очень много времени на анализ и обработку данных;
♦♦♦ необходимо варьировать информационные и традиционные технологии на уроках и внеурочных занятиях, так как это оказывает влияние на эффективность процесса. Если ИКТ использовать редко, то каждое их применение превращается в событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное состояние, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. И, напротив, слишком частое использование ИКТ приводит к потере интереса к ним.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование технологий в качестве дополнительной помощи является необходимой потребностью в обучении нынешнего поколения.
Список литературы
1. Семенов А.Л. «ИКТ в общем образовании: Теория и практика» (МИОО). М.: ИНТ, 2006. 327 с.
2. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. Волгоград: Учитель, 2007.
3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. Москва: Бином, 2005.