Научная статья на тему 'Новые источники по истории татарской колонизации Приуралья середины XVII в.'

Новые источники по истории татарской колонизации Приуралья середины XVII в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Служилые татары / служилые мещеряки / Уфимская приказная изба / Приуралье / социальные группы / Сабаево / Улеево / Байбаково / Ишмаево / Кулаево / Карыш / Service Tatars / Serving Meshcheryaks / Ufa mandative Izba / Priuralie / social groups / Sabaevo / Uleevo / Baibakovo / Ishmaevo / Kulaevo / Karysh.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимиров Олег Олегович, Исхаков Радик Равильевич

Представленные в публикации документы помогают оценить численность служилых татар Уфимского уезда в середине XVII в., время их заселения, установить регионы из которых они переселились. Они содержат именной список служилых татар, который может быть использован при выполнении генеалогических исследований. Важное значение имеют сведения об отдельных населенных пунктах, основанных переселенцами. Целью публикации является расширение источниковой базы по истории татарской колонизации Приуралья в XVII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Владимиров Олег Олегович, Исхаков Радик Равильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New sources on the history of the Tatar colonization of the Urals in the middle of the 17th century

The documents presented in the publication help to estimate the number of service Tatars of the Ufa district in the middle of the XVII century, the time of their settlement, to establish the regions from which they migrated. They contain a personal list of service Tatars, which can be used when performing genealogical research. Information about individual settlements founded by migrants is important. The purpose of the publication is to expand the source base on the history of the Tatar colonization of the Urals in the 17th century.

Текст научной работы на тему «Новые источники по истории татарской колонизации Приуралья середины XVII в.»

Аннотация

Представленные в публикации документы помогают оценить численность служилых татар Уфимского уезда в середине XVII в., время их заселения, установить регионы из которых они переселились. Они содержат именной список служилых татар, который может быть использован при выполнении генеалогических исследований. Важное значение имеют сведения об отдельных населенных пунктах, основанных переселенцами. Целью публикации является расширение источниковой базы по истории татарской колонизации При-уралья в XVII в.

Abstract

The documents presented in the publication help to estimate the number of service Tatars of the Ufa district in the middle of the XVII century, the time of their settlement, to establish the regions from which they migrated. They contain a personal list ofservice Tatars, which can be used when performing genealogical research. Information about individual settlements founded by migrants is important. The purpose of the publication is to expand the source base on the history of the Tatar colonization of the Urals in the 17th century.

Ключевые слова

Служилые татары, служилые мещеряки, Уфимская приказная изба, Приуралье, социальные группы, Сабаево, Улеево, Байба-ково, Ишмаево, Кулаево, Карыш.

Keywords

Service Tatars, Serving Meshcheryaks, Ufa mandative Izba, Priuralie, social groups, Sabaevo, Uleevo, Baibakovo, Ishmaevo, Kulaevo, Karysh.

Одной из наиболее значимых архивных коллекций по истории татар Западного Приуралья являются документы фонда «Уфимская приказная изба» (ф. 1173) Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Несмотря на то, что эта коллекция на протяжении многих лет являлась объектом исследования со стороны ученых, отложившиеся в ней документы по истории татар довольно слабо введены в научный оборот.

УДК 94(470.57)

Новые источники по истории татарской колонизации Приуралья середины XVII в.

О. О. Владимиров, Р. Р. Исхаков,

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

New sources on the history of the Tatar colonization of the Urals in the middle of the 17th century

O. O. Vladimirov, R. R. Iskhakov,

Sh. Mardzhani Institute of History of the Academy of Sciences of Republic of Tatarstan, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation

Это связано с тем, что изучением этого фонда занимались в первую очередь специалисты из Башкортостана, в сферу научных интересов которых входило исследование истории башкирского народа1. В данном архивном фонде имеется уникальный комплекс исторических источников XVII-XIX в. по истории татарской колонизации Приуралья, формирования социальных групп татар и их взаимодействия с государством, системы землевладения и социальных отношений. В географическом отношении материалы фонда значительно шире территории Уфимского уезда, в них имеются материалы по истории татар Среднего Поволжья, Волго-Вятского междуречья, Мещеры, а также Западной Сибири.

Среди комплекса источников по истории татар в фонде 1173 РГАДА можно выделить документы, связанные с формированием в Приуралье социальной группы служилых татар (мещеряков). Появление служилых татар на территории Уфимского уезда было связанно с мероприятиями царской администрации по укреплению военной инфраструктуры в Приуралье. Хорошо зарекомендовавшие себя в качестве легкой кавалерии, эффективно противостоявшей тюркам-кочевникам на южных окраинах государства, служилые татары и в Приуралье должны были выполнять схожие задачи по защите крепостей и засечных линий от набегов ногаев и калмыков. В Приуралье переводились в основном низшие слои татарской военной аристократии, получавшие в качестве жалования небольшие земельные владения (от 20 четей) на правах поместий.

Служилые татары («слободские татары») на территории Уфимского уезда начинают фиксировать в документах конца XVI в. в качестве жителей слободы возле Уфы2. В последующее время численность служилых татар увеличилась, как за счет государственной, так и вольной колонизации. Весьма широкой была территория заселения служилыми татарами. В начале XVIII в. их селения были представлены на всех четырех дорогах Уфимского уезда, а также соседних Чердынском и Верхотурском уездах3. Несмотря на то, что со второй половины XVII в. за представителями данной социальной группы закрепляется наименование «служилые мещеряки» они были выходцами не только с территории Мещеры и в целом Окско-Волжского междуречья, но и из Касимова, Романова, Свияжского и Казанского уездов Казанской губернии. Значительным было представительство арских (каринских) татар, переселенцев из Вятского края4.

Предлагаемые вниманию читателей документы Уфимской приказной избы позволяет оценить численный состав уфимских служилых татар в середине XVII в. и районы их проживания. В частности, исходя из имеющейся в них информации можно сделать вывод, что в первой половине XVII в. служилыми татарами были основаны деревни Уразаево, Кулбарисово (совр. дер. Сабаево Мишкинского района Республики Башкортостан (РБ)), Байбаково (совр. Мишкинский район РБ), Ишмаево, Четвертаково (совр. дер. Улеево Бураевского района РБ), Кулаево (совр. Бураевский район РБ), Байбюрино (совр. дер. Карыш Балтачевского района РБ), Секияды, Базы, Нанмасово.

Появление этих документов было связано с попыткой уфимской администрации обложить часть служилых татар бобыльским ясаком. В ответ на это, ими была предъявлена грамота, согласно которой за свою службу они получили от самодержца жалованье «землей» по 20 четей, не облагавшееся ясаком. В ходе разбирательства этого дела были привлечены материалы учета уфимских служилых людей. В результате, основная часть служилых татар добилась отмены сбора с них ясака. Лиц, которых не оказалось в списках, было предписано вернуть на прежние места проживания.

Документы подготовлены на основе кириллической (скорописью) и арабской (старотатарским письмом) графической систем, имеет характерные для делопроизводства бюрократической системы Московского государства XVII в. повторяющиеся клаузулы показывающие этапы рассмотрения дела.

Публикуются впервые, ранее материалы дела использовались в рукописной работе М. К. Любавского5 в контексте изучения системы поместного землевладения в Приуралье и публикации И. Р. Габдуллина, посвященной формированию сословных групп в составе поволжских татар6. Листы дела даются в тексте документов (отделены косыми чертами), подстрочные ссылки подготовлены составителями с целью уточнения содержания документа.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Асфандияров А. З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. - С. 100-115; Документы и материалы по истории башкирского народа (1574-1798) / Сост.: И. М. Гвоздикова (руководитель группы), Б. А. Азнабаев, И. И. Буляков, И. М. Васильев, Н. С. Корепанов, В. С. Тольц. - Уфа, 2012. -548 с.; Башкирское общество конца XVI-XVII в. по документам Уфимской приказной избы: Сборник документов. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2015. - 204 с.

2. Габдуллин И. Р. От служилых татар к татарскому дворянству. - М., 2006. - С. 47.

3. Татары Уфимского уезда (материалы переписей населения 1722-1782 гг.): справочное издание. 2 изд., доп. / Отв. ред. Р. Р. Исхаков. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2021. - 240 с.; 16 с. ил.

4. РГАДА, ф. 1173, оп. 1, д. 1038.

5. Любавский М. К. Очерки истории башкирского землевладения и землепользования в XVII, XVIII, XIX вв. // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, ф. 364, оп. 7, д. 2а, л. 24-25.

6. Габдуллин И. Р. К вопросу об этносословной структуре тюркского населения Уфимского уезда и губернии в XVII-XIX вв. // Большая ложь историков Башкортостана (К вопросу о формировании сословия «башкир-вотчинников» в северо-западном Приуралье). - Казань: Изд-во «ЯЗ», 2010. - С. 28.

1659 г. июня 25. - Список с челобитной уфимских служилых татар Досалейки Сунчелеева «с товарыщи сто человек»

(л. I )

[...J1 № 5462. По оп. № 488.

По прозбе уфинских служилых татар Досалейки Сунчелеева с товарищи о даче им земли по дватцети четей в поле, а в дву потому ж3. //

(л. 1) Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьют челом холопи твои, уфинские служилые татаровя Досалейка Сюнчалеев, Софарко Елдашев, Кайбишка Узеев, Байбахтка Борисов, Алешка Акбулатов, Нанмаско Байбулатов, Алмашко Янглычев, Тохтарко Сюндюков, Байбирко Тонатырев, Рязанко Кулбарисов, Ишмайко Алпаев с товарыщи сто человек. В нынешнем, государь, во 167-м4 году, привезли мы, холопи твои, с Москвы твою, ве[лик]ого5 государя, грамоту на Уфу к твоему, в[еликого] государя, к столнику и воеводе к Олексею Ива[нов]ичю Головину по своему челобитью [о] службе, чтоб нам, холопем твоим, служить по [У]фе с твоего, великого государя, жалованья, з земли, что нам, холопям твоим, дано твоего, великого государя, жалованья под пашню и под селидбу в Уфинском уезде в розных местех по дватцети четьи6 в поле, а в дву потому ж, человеку. И по той твоей, великого государя, грамоте нам, холопям твоим, указу не учинено. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй нас,

PFAflA, 4>- 1173, on. 1, d. 488, r. 1. Russian State Archive of Ancient Acts, fund 1173, series 1, file 488, p. 1.

холопей своих, вели, государь, нам по своей, великого государя, грамоте в служ[бу] свой, великого государя, указ учинить. Царь государь, смилуйся, пожалуй. //

(л. 2) А о чем великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу уфинские служилые татара Досалейко Сюнчелеев, Сафарко Елдашев с товарыщи сто человек бьют челом.

РГАДА, ф. 1173, оп. 1, д. 488, л. 1-2.

1659 г. июля 5. - Выписка Уфимской приказной избы по челобитной уфимских служилых татар Досалейки Сунчелеева «с товарыщи сто человек»

(л. 2) И на Уфе в приказной избе в грамоте великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца декабря 12-го числа нынешняго, 167-го, году7 к столнику и воеводе к Але- // (л. 3) ксею Ивановичю Головину за приписью диака Федора Грибоедова, что по челобитью уфинцов иноземского списку Тишки Колесникова с товарыщи, писано:

Мещеряков, которые, будет, живут в Уфинском уезде безъясашно, а пашни пашут и всякими угодьи владеют, велено их написать в ясаки в денежные и хлебные, смотря // (л. 4) по людем и по семьям.

Да апреля 17-го числа нынешняго ж 167-го году8 в грамоте ж великого государя к столнику ж и воеводе к Алексею Ивановичю Головину за приписью диака Ивана Патрекеева писано ж:

На мещеряков, которые живут в Уфинском уезде и пашню пашут, а великого государя никаких доходов не платят, велено великого государя ясак положить, смотря по людем же и по животам. //

(л. 5) В грамоте ж великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца к столнику и воеводе к Алексею // (л. 6) Ивановичю Головину за приписью диока Ивана Патрекеева, что по челобитью служилых тотар Досалейка с товарыщи ста человек9, июня 22-го числа 167-го году10 писано:

Велено им, служилым тотаром Досалейку с товарыщи, великого государя службу служить по Уфе з земель, которые им даны в Уфинском уезде под усадбы и на пашню прежь сего по 20 чети человеку, по прежнему, как оне служили з земель наперед сего11. //

(л. 7) А у выписки служилые татара Уфинского уезду, а мещеряки оне ж деревни Уразаевы Досалейко Сюнчелеев, деревни Кулбарисовы Кайбишко Узеев, деревни Нанмасовы Алмашко Янглычев, деревни Байбаковы Мамачко Бекбулаев, деревни Ишмаевы Ишмайко Алпаев, деревни Кулаевы Алешка Акбулатов12, деревни Байбюрины Байбурка Танатаров, деревни Секияды Байбулатко Борисов, деревни Базы Кадырко Дмитреев с товарыщи сто человек сказали: оне де служи- // (л. 8) лые тотара, служилых отцов дети, деды де и отцы их служили по Алатырю, а иных по Арзамасу, по Кадому, по Темникову, по Раманову, по Свияжску, по Курмышу, а оне де служат по Уфе по пятнатцати лет, а иные и болши, всякие великого государя службы и в посылки и в подъезды ездят з дворяны и детми боярскими, и с ыноземцы, и своею братьею, служилыми верстаными тотары, а оне де Досалейко с товарыщи, великого государя денежным жалованьем // (л. 9) и помесным окладом не верстаны, служат де оне с пашенные земли, и ныне де оне привезли грамоту великого государя, что де им велено служить по прежнему з земель.

И ныне государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу уфинские служилые татара Досалейко

Сюнчелеев с товарыщи сто человек бьют челом13. В нынешнем де во 167-м году привезли де оне великого // (л. 10) государя грамоту на Уфу, что де им служить велено з земли, и им де по той великого государя грамоте указу не учинено, чтоб де великий государь пожаловал их, велел им по той своей, великого государя, грамоте свой, великого государя, указ учинить.

И столник и воевода Алексей Иванович Головин, слушав челобитья служилых татар Досалейка с то- // (л. 11) варыщи и выписки, велел у них, Досалейка с товарыщи, имянную роспись взять, хто имяны товарыщи их сто человек, и те имяна их велел с кликовым имянным списком и с наличными росписми 166-го14 и 167-го годов сличить: те их имяна в кликовом списке и в наличных росписях ест ли.

И роспись имянная у Досалейка с товарыщи за их руками взята, и имяна их ис той росписи выписаны ниже сего, и списком и с наличными росписми сличены и написаны15 порознь по статьям. //

(л. 12) На Уфе в приказной избе в кликовом списке, каков список с прежних списков учинен при воеводе при Афанасье Нарбекове служилым татаром и мещерякам за ево, Афанасьевою, рукою 165-го году16, и что по грамотам великого // (л. 13) государя в наличных росписях всяких чинов служилых и жилецких людей прошлого166-го, и нынешняго 167-го годов писано:

Деревни Уразаевы Служилые татара

Мамеделейко Сюнчелеев. В кликовом списке и в наличной росписи 166-го в служилых татарах, а во 167-м в наличной росписи написан в служилых мещеряках.

Нуралейко Сюнчелеев. В кликовом списке и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Досалейко Сюнчелеев. В кликовом списке и в наличных росписях 166-го и 167-го годов // (л. 14) не написан17, а в росписи служилых татар он, Досалейко, написан служилого отца сын.

Кулбайко Кулушев. В кликовом списке и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Нанмаско Байбулатов. В кликовом списке и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Акзигитко Черкасов. В кликовом списке и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Кубячко Имаев. В кликовом списке и в наличных росписях 166-го и 167-го годов // (л. 15) написан.

Тохтарко Позняков. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Енмаметко Тохтаров. В кликовом списке 165-го году есть, а в наличной росписи 166-го году написан с отцом своем, Токтарком Позняковым, вместе, а во 167-м году в наличной росписи написан в служилых мещеряках особою статьею.

Мамеделейко Мамешев18. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Кляшко Байкашев. В кликовом списке 165-го году // (л. 16) не написан, а в наличной росписи 166-го году написан, а во 167-м году в наличной же росписи он, Кляшко, написан Тулячком Байкашовым.

Баранчейко Акбулатов. В кликовом списке 165-го году не написан, а в наличной росписи 166-го году написан, а нынешняго 167-го году в наличной росписи не написан.

Мачачко Кулманчюрин. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Кучкайко Алабердеев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

//(л. 17) Тюмайко Акмаметев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Темирбулатко Ишмаметев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Антяпко Андреев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Алымко Толубаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Сарайко Клевлеев. В кликовом списке 165-го и в наличной росписи 167-го годов // (л. 18) не написан, а во 166-м году он, Сарайко, в наличной росписи написан в приимышах у Янбулайка Акбулатова деревни Уразаевы, а в росписи служилых тотар он, Сарайко, написан служилого отца сын.

Деревни Кулбарисовы

Кайбишко Узеев19. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Сюнчелейко Дмитреев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Тохтарко Сюндюков. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го // (л. 19) годов написан.

Кинтуганко Кадымбеков. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Кадралейко Кадыков. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Сафарко Беглычев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Кузка Мрясев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан, // (л. 20) во 166-м написан з братом своем, Чюрючейком Акбулатовым, а во 167-м написан в служилых мещеряках особою статьею.

Чюрючейко Мрясев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Дмитрейко, Миняшко он же, Сафаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Баишко Узеев. В кликовом списке 165-го году написан, а в наличных роспи- // (л. 21) сях 166-го написан з братом своем, Кабишком Узеевым, а во 167-м написан особою статьею в служилых мещеряках.

Девлейко Айдяров20. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Нанмаско Ишелеев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Сюнчелейко Килмаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов на- // (л. 22) писан.

Итейко Ишеев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Деревни Нанмасовы. Алмашко Янглычев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Смольянко Булаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Урмайко Текеев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов // (л. 23) написан.

Чопайко мурза Уразаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Узюбечко Балакаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Яныкайко Смольянов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан, во 166-м написан с отцом своем, Смольянком Кулаевым, а во 167-м особою статьею служилым мещеряком. //

(л. 24) Ахчюрка Тенишев21. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Досайко мурза Янбаев. В кликовом списке 165-го не написан, а в наличных росписях 166-го написано: он, Досайко, умер, а во дворе ево написан зять ево Ишейко Ижболдин, а во 167-м году зять ево Ишейко написан особою статьею мещеряком.

Тойгилдка Янглычев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Деревни Байбаковы

Мамачко Бекбулаев. В кликовом списке 165-го и в налич- // (л. 25) ных росписях 166-го и 167-го написан.

Ямметко Бекбулаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Мамачко Сабаев. В кликовом списке 165-го, а в наличной росписи 166-го не написан, а 167-го в наличной росписи написан служилым мещеряком.

Янгуватко Токбулатов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алмаметко Темеев. В кликовом списке 165-го и в наличной росписи 167-го не писан, // (л. 26) а во 166-м году в наличной росписи написан.

Алекейко Толубаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го написан, во 167-м написан Адакайком.

Бакшандейко Досаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Кляшко Досаев22. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан, во 166-м написан з братом своем родным, з Бакшиндою, а во 167-м особою статьею написан в мещеряках. //

(л. 27) Резапко Кулбарисов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан, во 166-м написан з братом своем родным, с Васкою, в Кулбарисове деревне, а во 167-м написан особою статьею в мещеряках.

Алешка Ондреев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Деревни Ишмаевы

Ишмайко Алпаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан, во 166-м году написан в Четвертакове деревне, а во 167-м в деревне Ишмаеве. //

(л. 28) Бекмаметко Янбаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан, во 166-м в Четвертакове деревне, а во 167-м в Ышмаеве деревне.

Акчюрка Бекбулатов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го в деревне Четвертакове, 167-го годов написан в Ышмаеве деревне.

Кадышко Елдашев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го в деревне Четвертакове, а 167-го в Ышмаеве деревне написан.

Алмайко Борисов. В кликовом списке 165-го не написан, в наличных росписях // (л. 29) 166-го в деревне Четвертакове, а 167-го в Ышмаеве деревне написан.

Булатко Данышев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го в деревне Четвертакове, а 167-го в Ышмаеве деревне написан.

Токмаметко Айтуганов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях

166-го в деревне Четвертакове, 167-го в Ышмаеве деревне написан.

Ахтеречко Алкаев23. В кликовом списке 165-го году не написан, а в наличных

росписях 166-го в Четвертакове деревне, а 167-го в Ышмаеве деревне написан. //

(л. 30) Акпайко Янболдин. В кликовом списке 165-го не написан, а в наличных росписях 166-го в деревне Четвертакове, а 167-го в Ышмаеве деревне написан.

Деревни Кулаевы

Алешка Окбулатов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Сапарко Янышев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Уразко Чапкинов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Баймаметко Капкунов. В кликовом списке 165-го не написан, // (л. 31) в наличных росписях 166-го написан с отцом своем, с Капкунком Янчюриным, в той же деревне, а 167-го особою статьею в служилых мещеряках, а в росписи служилых татар написан - служилого отца сын.

Бектейко Янзигитов. В кликовом писке24 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Бекбулатко Булатов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го,

167-го годов написан.

Деревни Байбюрины

Байбюрка Тинатыров. В кликовом списке 165-го и в наличных // (л. 32) росписях 166-го и 167-го годов написан.

Досмаметко Бекбулатов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Янбайко Бекбулатов25. В кликовом списке 165-го году есть, а в наличных росписях 166-го и 167-го годов не написан, а в росписи служилых мещеряков написан - служилого отца сын.

Маметалейко Мемлюков. В кликовом списке 165-го не написан, а в наличных росписях 166-го и 167-го написан, и в росписи служилых мещеряков написан -служилого отца сын. //

(л. 33) Бектешко Бекбулатов. В кликовом списке 165-го году и в наличных росписях 166-го и 167-го годов не написан, а в росписи служилых мещеряков написан - служилого отца сын, а сам де он служит 15 лет.

Деревни Секияды

Байбулатко Борисов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го в Четвертакове деревне и 167-го годов в той же деревне написан.

Мамачко Янборисов. В кликовом списке 165-го не написан, а в наличных росписях 166-го в деревне Четвертакове написан з братом своем, Уляйком, вместе, а 167-го в служилых мещеря- // (л. 34) ках особою статьею.

Уразмамет Мамеев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го написан в Четвертакове деревне.

Капкунко Елдашев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан в Четвертакове деревне.

Килмаметко Янбулаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан в Четвертакове деревне.

Алмайко Сараев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан в Четвертакове деревне. //

(л. 35) Ямашко Алаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан в Четвертакове деревне.

Бигилда Сабаев26 В кликовом списке 165-го году написан, а в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан, а в росписи служилых татар написан он - служилого отца сын, а сам де служит по Уфе27 с 15 лет.

Кайбишко, да Теняйко, да Смольянко Агнеевы дети. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написаны. //

(л. 36) Итяйко Баймаметев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Ивакайко Утешев. В кликовом списке 165-го не написан, а в наличных росписях 166-го и 167-го написан, а в росписи служилых татар написан он - служилого отца сын, а сам де служит по Уфе с 15 лет.

Тимайко Сериков. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан в Четвертакове деревне.

Ишмайко Васильев. В кликовом списке 165-го и в налич- // (л. 37) ных росписях 166-го и 167-го годов написан в Четвертакове деревне.

Тингилда Толубаев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го написан в Четвертакове деревне.

Бибайко Борисов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан в Четвертакове деревне.

Янбулатко Четвертаков28. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан, во 166-м написан в Четвертакове деревне с отцом своем. //

(л. 38) Узейко Богданов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан в Четвертакове деревне.

Кудайберды Янборисов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан в Четвертакове деревне.

Сопарко Елдашев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го в Четвертакове деревне з братом своем родным, с Катинком, написан в одной статье, а 167-го году особою статьею в мещеряках.

Кангилда Байбиков. В кликовом списке 165-го году // (л. 39) не написан, а в наличных росписях 166-го году написан, а 167-го написан он в Четвертакове деревне Байбулатовым сыном.

Бимурза Биболдин. В кликовом списке 165-го и в наличной росписи 166-го годов написан, а 167-го в наличной росписи не написан.

Кангилда Байсубин. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го годов написан, а 167-го году не написан.

Деревни Базы

Кадырко Дмитреев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан. //

(л. 40) Мямячко Келдишев. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Чурайко Богданов. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

Янбориско Тинбаев29. В кликовом списке 165-го и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написан.

И всего служилых татар, которые в росписи их, и в кликовом списке, и в наличных росписях 166-го и 167-го годов написаны - 84 человека, // (л. 41) а которые в кликовом и в наличных росписях не написаны, а в росписи служилых тотар написаны - служилых отцов дети - 2 человеки.

В кликовом списке не написаны, а в наличных росписях и служилых тотар в росписи написаны - служилых отцов дети и сами служилые - 6 человек.

В кликовом же списке и в наличной росписи 167-го не написаны, а 166-го в наличной и служилых татар в росписи -служилых отцов дети и сами служилые написаны - 3 человека.

В кликовом же списке не написан -1 человек, а 166-го в наличной // (л. 42) росписи он написан в умерших, а во дворе ево написан зять ево, а 167-го в наличной росписи тот зять ево написан особою статьею.

В кликовом списке да 166-го в наличной росписи не написан, а 167-го в наличной росписи написан - 1 человек.

В кликовом списке да в наличной росписи 166-го написан, а 167-го в наличной росписи не написаны - 2 человека.

В кликовом списке есть, а в росписи служилых тотар написан - служилого отца сын и сам служилой, а в наличных росписях не написан - 1 человек. // (л. 43) Обоего: служилых тотар, которые в росписи их, и в кликовом списке, и в наличных росписях написаны и которые в чем не написаны - 100 человек. [На обороте отдельных листов арабицей приведены подписи поверенных:] (л. 7 об.) Бу скаскага мин Дусэлэй хафиз Yзем ечен тэкый барча Уразай авылы ечен кулым куйдым.

Бу скаскага Кайбиш ечен барча авыл кешелэре ечен мин Кентуган хафиз кулым куйдым.

Бу скаскага мин Урмай хафиз Алмаш ечен олы юлдашлары ечен кулым куйдым. Бу скаскага мин Кентуган хафиз Мэмэт ечен hэм барча юлдашлары ечен кулым куйдым.

Бу скаскага мин Дусэлэй хафиз Ишмэк ечен барча авыл ечен кулым куйдым.

PrAfiA, 1173, on. 1, d. 488, ji. 7 06.

Russian State Archive of Ancient Acts, fund 1173, series 1, file 488, p. 7 rev.

Бу скаскага мин Кулай хафиз Алакпай ечен hэм юлдашлары ечен кулым куйдым. //

(л. 8 об.) Бу скаскага мин Кентуган БYре ечен Ьзм авыл кешелзре ечен кулым куйдым.

Бу скаскага бэн Улай хафиз Байбулат тэкый барча юлдашлары боерыкы берлз алар ечен кулым куйдым. //

(л. 9 об.) Бу скаскага мин берлз бзн Улай хафиз кулым куйдым30.

РГАДА, ф. 1173, оп. 1, д. 488, л. 2-43, 7 об, 8 об., 9 об.

1659 г. июля 5. - Приговор уфимского воеводы А. И. Головина по делу о службе уфимских служилых татар Досалейки Сунчелеева «с товарыщи сто человек»

(л. 43) И столник и воевода Алексей Иванович Головин, слушав сей выписки, велел выписать из грамоты великого государя, что за приписью диака Федора Грибоедова, о новоприезжих мещеряках, которых мещеряков велено из Уфинского уезду послать в те городы, ис которых городов в Уфинской уезд приехали, и тех мещеряков имяна в сей выписке есть31 ли или нет, и те имя- // (л. 44) на с сею выпискою велел сличить.

И в грамоте великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца на Уфу к столнику и воеводе Алексею Ивановичю Головину за припись[ю] диака Федора Грибоедова августа 31-го числа 166-го году32 писано:

Велено новоприежжих мещеряков - Айбулатка мурзу Урмакаева сына, Черкаска Бурнашева, Темячка Самаева Алатарского уезду да служи- // (л. 45) лых мещеряков Свияжского уезду Мурзайка Чинаева, да Курмышского уезду служилого отца сына Мамайка Борисова, да Арзамаского уезду служилого отца сына Кудабердейка Мамашева - сослать с Уфы в те городы, ис которых оне городов в Уфинской приехали.

И которые имяна в грамоте великого государя написаны новоприезжих мещеряков Айбулатка мурзы Урмакаева сына с товарыщи 6 человек, с выпискою сличиваны.

И тех имяна, Айбулатка мурзы // (л. 46) Урмакаева сына с товарыщи 6 человек, с теми имянами, которые служилые татара и мещеряки в сей выписке написаны, имянами не сошлись, и их имян, Айбулатка с товарыщи 6 человек, в сей выписке не написано.

(л. 46) И 167-го июля в 5-й день33 столник и воевода Алексей Иванович Головин, слушав сей выписки по грамоте великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, // (л. 47) что за приписью диака Ивана Патрекеева, велел уфинским служилым татарам -деревни Уразаевы Маммеделейку, да Нуралейку, да Салейку Сунчелеевым, Кулбайку Кулушеву, Нанмаску Байбулатову, Акзигитку Черкасову, Кубячку Имаеву, Тохтарку Познякову, Енмаматку Тохтарову, Мамеделейку Мамешеву, Кляшку Байкашеву, Баранчейку Акбулатову, Мамачку Кулманчюрину, Кучкайку Алабердееву, Тюмайку Акмаметеву, Темирбулатку Ишмаметеву, Антяпку Андрееву, Алымку Толубаеву, Сарайку Клевлееву, деревни Кулбарисовы Кайбишку Узееву, Сюнчелейку Дмитрееву, Тохтарку Сюндюкову, Кинтуганку Кадымбекову, Кадралейку Кадыкову, Сафарку Бе// (л. 48) глычеву, Кузке да Чюрючейку Мрясевым, да Дмитрейку Сафаеву, Миняшко он же, Баишку Узееву, Девлейку Айдярову, Нанмаску Ишелееву, Сюнчелейку Килмаеву, Итейку Ишееву, деревни Нанмасовы Алмашку Янглычеву, Смольянку Булаеву, Улмайку Тикееву, Чопайку мурзе Уразаеву, // (л. 49) Яныкайку Смольянову,

Ахчюрке Тенишеву, Ишеку Ижболдину, Тойгилдке Янглычеву, деревни Байбаковы Мамачку да Енметку Бекбулаевым, Мамачку Сабаеву, Янгуватку Токбулатову, Алмаметку Темееву, Алекейку Толюбаеву, Бакшандейку Досаеву, Кляшку Досаеву, Резапку Кулбарисову, Алешке Андрееву, деревни Ишмаевы Ишмайку Алпаеву, Бекмаметку Янбаеву, Акчюрке Бекбулатову, Кадышчку Елдашеву, Алмайку Борисову, Булатку Данышеву, Токмаметку Атиганову, // (л. 50) Ахтеречку Алпаеву, Акпайку Янболдину, деревни Кулаевы Алешке Окбулатову, Сапарку Янышеву, Уразку Чапкинову, Баймаметку Капкунову, Бектейку Янзигитову, Бекбулатку34 Булатову, деревни Байбюрины Байбюрке Тинатырову, Досмаметку да Янбайку Бекбулатовым, Маметелейку Мемлюкову, Бектешку Бекбулатову, деревни Секияды Байбулатку Борисову, Мамачку Янборисову, Уразмаметку Мамееву, Капкунку Елдашеву, Килмаметку Янбулаеву, Алмайку Сараеву, Ямашку Алаеву, Бигилдейку Сабаеву, Кайбишку, да Тенячку, да Смольянку Агнеевым детям, Итяйку Баймаметеву, Ивакайку Утешеву, Тимайку Серикову, Ишмайку Васильеву, Тингилде Толубаеву, Бибайку Борисову, Янбулатку Четвертакову, Узейку Богданову, Кудайберде // (л. 51) Янбарисову, Сапарку Елдашеву35, Кангилде Байбикову, Бимурзе Биболдину, Кангилде Байсюбину, деревни Базы Кадырке Дмитрееву, Мямячку Келдишеву, Чюрайку Богданову, Янбориску Тинбаеву - сту человеком, службу великого государя служить по Уфе з земель, которые им даны в Уфинском уезде36 под усадбы и на пашню преж сего по дватцати чети человеку, по прежнему, как оне служили з земель наперед сего, которые по грамоте великого государя в челобитье, и в росписях служилых татар, и в кликовом списке, и в наличных росписях написаны сами служилые и служилых отцов дети, для того июня в 25-й день били челом великому государю. А на Уфе в приказной избе столнику и воеводе Алексею Ивановичю Головину оне, уфинские служилые татара Досалейко Сюнчелеев с товарыши сто человек, подали челобитную, а в челобитных писано: в нынешнем де // (л. 52) во 167-м году привезли де оне великого государя грамоту на Уфу к столнику и воеводе к Алексею Ивановичю Головину, чтоб де им служить з земли, что им дано великого государя жалованья под пашню и под селидбу в Уфинском уезде в розных местех по дватцати четии человеку в поле, а в дву потому ж, и великий государь пожаловал бы де их, велел им по той своей, великого государя, грамоте свой, великого государя, указ учинить. И на Уфе в приказной избе в грамоте великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца к столнику и воеводе к Алексею Ивановичю Головину за приписью диака37 Федора Грибоедова, что по челобитью уфинцов иноземского списку Тишки Колесникова с товарыщи декабря 12-го числа, да и в другой вели- // (л. 53) кого государя грамоте за приписью диака Ивана Патрекеева апреля 17-го числа нынешняго, 167-го, году писано: мещеряков, которые, будет, живут в Уфинском уезде безъясашно и доходов великого государя никаких не платят, а пашни пашут и всякими угодьи владеют, велено на них положить ясаки денежные и хлебные, смотря по людем и по семъям. А у выписки уфинские служилые татара, а мещеряки оне ж - деревни Уразаевы Досалейко Сюнчелеев, деревни Кулбарисовы Кайбишко // (л. 54) Узеев, деревни Нанмасовы Алмашко Янглычев, деревни Байбаковы Мамачко Бекбулаев, деревни Ишмаевы Ишмайко Алпаев, деревни Кулаевы Алешка Окбулатов, деревни Байбюрины Байбюрка Тинатыров, деревни Секияды Байбулатко Борисов, деревни Базы Кадырко Дмитреев с товарыщи сто человек - сказали: оне де - служилые татара и служилых отцов дети, деды де и отцы их служили по Алатырю, а иных по Арзамасу, по Кадому, по Тем- // (л. 55а) никову, по Раманову, по Свияжску, по Курмышу, а оне де служат по Уфе лет по пятнатцати, а иные де и болши, всякие великого государя службы и в посылки и в подъезды ездят з дворяны и детми боярскими, и с ыноземцы,

и с своею братьею, служилыми верстаными тотары, а оне де Досалейко с товарыщи, великого государя денежным [жалова]ньем и помесным [окладом] не верстаны, служат де с пашенные земли, и ныне де оне привезли о том великого государя грамоту, что де им // (л. 55) велено служить по прежнему з земель. А в грамоте великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца к столнику и воеводе к Алексею Ивановичю Головину за приписью диака Ивана ж Пат- // (л. 56) рекеева июня 22-го числа нынешнего

ж, 167-го году, что по челобитю38 уфинских служилых татар Досалейка Сюнчелеева с товарыщи, писано: велено им, служилым татаром Досалейку с товарыщи, великого государя службу служить по Уфе з[еме]ль, которые им даны в Уфин[ском уезде по]д усадьбы и на па[шню пре]жь сего по дватцати чети человеку, по прежнему, как оне слу- // (л. 57) жили з земель наперед сего. А в грамоте ж великого государя о ссылке новоприежжих мещеряков Айбулатка мурзы Еманаева сына с товарыщи шти человек с Уфы в те городы, из которых оне городов приехали, августа 31-го числа 166-го году имян их, Мамеделейка с товарыщи, в той, великого государя, грамоте не написано. А на Уфе в приказной избе в кликовом списке, каков список учинен с прежних списков, 165-го году39 и в наличных росписях 166-го и 167-го годов оне, Мамеделейко с товарыщи, а каторые в кликовом списке40 и в наличных росписях и не написаны, и те написаны служилых татар в росписе служилых отцов дети и сами служилые.

Потому столник и воевода Алексей Иванович Головин по той, великого государя, грамоте, что по их, служилых тотар, челобитью прислана июня // (л. 58) [22-го числа 167-го году41, веле]л всякие великого [государя службы служ]ить з земель по пре[жнему ...] великого государя гр[ам]ота, что по их, служилых татар, челобитью прислана после всех тех, великого государя, грамот, которые в сем приговоре о мещеряках и о служилых татар написаны, и сей приховор велел им сказать и зделать имянам их имянной особой список. Закрепил своею рукою42.

И сей приговор им, служилым татаром, сказал того жь числа, и особой имянной список имянам зделал. //

РГАДА, ф. 1173, оп. 1, д. 488, л. 43-58.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Слово написано неразборчиво.

2. Делопроизводственный номер.

з. Фраза написана почерком XVIII в.

4. 7167 г. - с 1 сентября 1658 г. по 31 августа 1659 г.

5. Здесь и далее в прямоугольных скобках: текст утрачен, восстановлено по смыслу.

6. Единица площади (1 четь - 0,54627 га.).

7. 12 декабря 1658 г.

8. 17 апреля 1659 г.

9. Слова «ста человек» приписаны над строкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. 22 июня 1659 г.

11. Слова «как оне служили з земель наперед сего» приписаны над строкой.

12. Слова «деревни Кулаевы Алешка Акбулатов» приписаны над строкой.

13. Слова «бьют челом» приписаны между строк.

14. 7166 г. - с 1 сентября 1657 г. по 31 августа 1658 г.

15. Слово «написаны» приписано над строкой.

16. 7165 г. - с 1 сентября 1656 г. по 31 августа 1657 г.

17. Часть слова «на» приписана над строкой.

18. Напротив имени на левом поле: «10».

19. Напротив имени на левом поле: «10».

20. Напротив имени на левом поле: «10».

21. Напротив имени на левом поле: «10».

22. Напротив имени на левом поле: «10».

23. Напротив имени на левом поле: «10».

24. Так в ркп.

25. Напротив имени на левом поле: «10».

26. Напротив имени на левом поле: «10».

27. В ркп: «фе».

28. Напротив имени на левом поле: «10».

29. Напротив имени на левом поле: «10».

30. Перевод с татарского языка: На эту сказку я Дусалей хафиз за себя, так и за всех жителей дер. Уразаево руку приложил. На эту сказку я Урмай хафиз за Алмаша и старших попутчиков руку приложил. На эту сказку я Кентуган хафиз за Мамета, а также за всех попутчиков руку приложил. На эту сказку я Дусалей хафиз за Ишмяка и за всех жителей деревни руку приложил. На эту сказку я Кулай хафиз за Алакпая и за всех попутчиков руку приложил. На эту сказку я за Кентуган Буре (Волк) и за всех жителей деревни руку приложил. На эту сказку я бен Улай хафиз за Байбулата и за всех попутчиков приказом объединеных руку приложил. На эту сказку я всех бен Улай руку приложил.

31. В ркп: «ет».

32. 31 августа 1658 г.

33. 5 июля 1659 г.

34. Приписано над строкой «булатку».

35. Приписано над строкой «Сапарку Елдашеву», выносные буквы -р- и -л- на л. 50.

36. В ркп: «езде».

37. В ркп: «дика».

38. Так в ркп.

39. Приписано над строкой «165-го году».

40. Слово «списке» приписано над строкой.

41. Дата «22-го числа 167-го году» восстановлена по смыслу, возможны другие варианты написания даты.

42. В источнике «рукою» написано на следующем листе, сама фраза написана почерком, отличным от основного.

Список литературы

Асфандияров А. З. Башкирские тарханы. - Уфа: Китап, 2006. - 160 с.

Габдуллин И. Р. К вопросу об этносословной структуре тюркского населения Уфимского уезда и губернии в XVII-XIX вв. / / Большая ложь историков Башкортостана (К вопросу о формировании сословия «башкир-вотчинников» в северо-западном Приуралье). - Казань: Изд-во «ЯЗ», 2010. - С.11-34.

Габдуллин И. Р. От служилых татар к татарскому дворянству. - М., 2006. - 320 с. Документы и материалы по истории башкирского народа (1574-1798) / Сост.: И. М. Гвоздикова (руководитель группы), Б. А. Азнабаев, И. И. Буляков, И. М. Васильев, Н. С. Ко-репанов, В. С. Тольц. - Уфа, 2012. - 548 с.

Татары Уфимского уезда (материалы переписей населения 1722-1782 гг.): справочное издание. 2 изд., доп. / Отв. ред. Р. Р. Исхаков. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2021. - 240 с.

References

Asfandiyarov A. Z. Bashkirskie tarhany [Bashkir Tarkhans]. Ufa, 2006, 160 р. Gabdullin I. R. K voprosu ob etnososlovnoj strukture tyurkskogo naseleniya Ufimskogo uezda i gu-bernii v XVII-XIX vv. [To the question of the ethnos-genealogical structure of the Turkic population of the Ufa district and province in the XVII-XIX centuries]. IN: Bol'shaya lozh' istorikov Bashkor-tostana (K voprosu o formirovanii sosloviya "bashkir-votchinnikov" v severo-zapadnom Priural'e) [The big lie of historians of Bashkortostan (On the question of the formation of the estate of «Bashkir patrimony» in the north-western Urals)]. Kazan, 2010, pp. 11-34.

Gabdullin I. R. Ot sluzhilyh tatar k tatarskomu dvorjanstvu [From the service Tatars to the Tatar nobility]. Moscow, 2006, 320 р.

Dokumenty i materialy po istorii bashkirskogo naroda (1574-1798). Sost.: I. M. Gvozdikova (ruko-voditel' gruppy), B. A. Aznabaev, 1.1. Bulyakov, I. M. Vasil'ev, N. S. Korepanov, V. S. Tol'c [Gvozdikova I. M. (head of group), Aznabaev B. A., Bulyakov I. I., Vasiliev, N. S. Korepanov, V. S. Tolts V. S. (comp. by) Documents and materials on the history of the Bashkir people (1574-1798)]. Ufa, 2012, 548 p.

Tatary Ufimskogo uezda (materialy perepisej naselenija 1722-1782 gg.): spravochnoe izdanie. Otv. red. R. R. Ishakov [Iskhakov R. R. (responsible editor) Tatars of Ufa district (materials of population censuses of 1722-1782): reference edition]. Kazan, 2021, 240 p.

Сведения об авторах

Владимиров Олег Олегович, научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, e-mail: olegvladimirov@list.ru

Исхаков Радик Равильевич, доктор исторических наук, заведующий отделом истории Поволжья и Приуралья Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, e-mail: ishakovist@gmail.com

About the authors

Oleg O. Vladimirov, Researcher of the Department of the History of the Volga Region and the Urals of Sh. Mardzhani Institute of History of the Academy of Sciences of Republic of Tatarstan Institute of History Academy of Sciences of Republic of Tatarstan, e-mail: olegvladimirov@list.ru

Radik R. Iskhakov, Doctor of Historical Sciences, Head of the Department ofthe History of the Volga Region and the Urals of Sh. Mardzhani Institute of History of the Academy of Sciences of Republic of Tatarstan, e-mail: ishakovist@gmail.com

В редакцию статья поступила 25.01.2023, опубликована:

Владимиров О. О., Исхаков Р. Р. Новые источники по истории татарской колонизации Приуралья середины XVII в. // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. - 2023. - № 4. - C. 83-98.

Submitted on 25.01.2023, published:

Vladimirov O. O., Iskhakov R. R. Novye istochnikipo istorii tatarskoj kolonizacii Priural'ja serediny XVII v. [New sources on the history of the Tatar colonization of the Urals in the middle of the 17th century]. IN: Gasyrlar avazy - Eho vekov [Echo of centuries], 2023, no. 4, pp. 83-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.