Научная статья на тему 'Новые интересные орнитологические находки в равнинной части Кемеровской области'

Новые интересные орнитологические находки в равнинной части Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
64
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые интересные орнитологические находки в равнинной части Кемеровской области»

Российская академия наук Уральское отделение Институт экологии растений и животных Уральское орнитологическое общество

МАТЕРИАЛЫ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ

птиц

НА УРАЛЕ, В ПРИУРАЛЬЕ И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Сборник статей

Екатеринбург Издательство Уральского университета 2006

УДК 598.2:591 М 341

Ответственный редактор: доктор биологических наук В. К. Рябицев

Материалы к распространению птиц на Урале, в М 341 Приуралье и Западной Сибири: Сб. статей и кратких сообщ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. — 232 с.

!8БЫ 5-7525-1626-9

Одиннадцатый выпуск сообщений с новыми данными о местах гнездования, зимовки, путях миграций и залетах птиц, статьи с полным обзором орнитофауны отдельных территорий.

Сборник предназначен для орнитологов, биогеографов, преподавателей биологических факультетов, любителей птиц.

© Коллектив авторов, 2006 © Оформление, В. К. Рябицев, 2006

© Издательство Уральского !8БЫ 5-7525-1626-9 университета, 2006

р. Юрюзань возле бывшей железнодорожной станции. Здесь имеются подводные выходы родников. В результате этого на реке ежегодно имеется целая система полыней, не замерзающих в самые сильные морозы, длиной до 1,5 км. В очень морозную зиму 2005-2006 гг. на этом участке отмечено 7 крякв (4 самца и 3 самки). В предыдущие зимы здесь отмечалось до 15 особей. Зимой 2005-2006 гг. на трех остальных участках кряквы не отмечены, так как полыньи почти замерзли.

НОВЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ В РАВНИННОЙ ЧАСТИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ А. Ф. Белянкин

А/я 3048, г. Кемерово, 650033; bios@kemsu.ru

Кудрявый пеликан Pelecanus crispus. Семейная группа пеликанов, вероятнее всего — этого вида, встречена в Крапивинском р-не в окрестностях с. Салтымакова в конце августа или начале сентября 1991 г. Взрослая пара с 3-4 молодыми, отличающимися серой окраской, встречены в пойме р. Томи на Лачиновской курье, для которой характерно обилие рыбы и разнообразной водной и околоводной растительности (личное сообщение М. Ю. Колосова, инспектора рыбоохраны). Следует добавить, что в настоящий период этот район, а также расположенный выше по р. Томи протяженный участок долины в пределах Крапивинского, Беловского и частично Новокузнецкого р-нов очень малолюден, в связи с его большим удалением от крупных городов, труднодоступностью для автомобильного транспорта и резким сокращением числа посещений людьми на водном транспорте (из-за увеличения стоимости бензина). Поэтому можно предположить, что где-то здесь пеликаны и гнездились. Тем более что еще в 1978 г. уже отмечалось успешное гнездование пары пеликанов в 10 км юго-западнее этого места на одном из заросших озер у д. Тараданово (Белянкин, 1997). М. Ю. Колосов сообщил также, что наблюдал одновременно четыре пары пеликанов в пойме Томи примерно в 20 км выше с. Салтымакова на Ярыгинской (Серебряной) курье 9 мая 2004 г.

Черный аист Ciconia nigra. По опросным и некоторым литературным данным, на вышеназванном участке долины средней Томи с середины 1990-х гг. до 2003 г. наблюдалось значительное увеличение числа встреч черного аиста. Вероятнее всего, причина этого кроется в значительном уменьшении беспокойства со стороны людей и транспорта, о чем было сказано выше. Например, Н. В. Климова (2002) на 30 км участка поймы Томи от бывшей д. Ажендарово до устья р. Бун-

гарап (Крапивинский р-н) с моторной лодки в июне 2001 г. насчитала 7 черных аистов. Однако в течение лета 2004 г., при тех же условиях наблюдения, В. Н. Корнишин (личное сообщение) не встретил ни здесь, ни на соседних участках средней Томи ни одного аиста. Не исключено, что резкое снижение его численности произошло в силу каких-то пока не известных нам причин.

Скопа Pandion haliaetus. Впервые отмечено гнездование в течение нескольких последних лет в левобережной части поймы Томи выше устья р. Тайдона. Многолетняя гнездовая постройка расположена на верхушке высокого сухостойного дерева недалеко от оз. Красного (личное сообщение М. Ю.Колосова). Скопа также регулярно встречалась летом 2004 г. в пойме Томи в районе Бычьего Горла, примерно в 7 км выше д. Ажендарово, где также возможно гнездование (личное сообщение В. Б. Ильяшенко). Оба места встреч скоп находятся в пределах Крапивинского р-на. В прошлом скопа в долине Томи в пределах Кемеровского, Крапивинского и Беловского р-нов не гнездилась, что следует из результатов многолетних исследований птиц автором статьи в этих местах в 70-е и 80-е гг. прошлого века.

Сапсан Falco peregrinus. Летом 2005 г. этого сокола несколько раз встречали в центре г. Кемерова на ул. Фабричной недалеко от р. Томи, где в разных местах на прибрежных скалах в пределах Кемеровского р-на и других р-нов области уже отмечалось его гнездование. Один раз наблюдали, как сапсан слетел с крыши 10-этажного здания и в стремительном броске поймал летящего голубя. В 2006 г. его снова видели на том же здании. Встречался он здесь, а также в полете в других местах в пределах жилой застройки города, только в весенний период с 27 апреля до середины мая. Вероятно, высотное здание оказалось по каким-то причинам удобным местом временного пребывания одиночной особи. Не исключена возможность его гнездования здесь в будущем. Ранее гнезда сапсана в Кемерове находили в центре города только на высоких платформах телевизионной вышки, а на его окраине — в нише заброшенной высокой производственной постройки (Белянкин, 2003).

Обыкновенная пустельга F. tinnunculus. При посещении автором г. Новокузнецка в начале июля 2001 и 2002 гг. в обоих случаях прямо в центре города над многолюдной привокзальной площадью и одной из прилегающей улиц с многоэтажной каменной застройкой наблюдалась низко кружащая в воздухе пара пустельг. Несомненно, что они гнездились где-то здесь же на подходящем высоком карнизе под крышей одного из домов, а мышевидных грызунов для себя и птенцов, вероятнее всего, добывали рядом на территории железнодорожной стан-

ции. В начале июня 2002 г. и еще ранее в июне 1984 г. пустельга несколько раз встречалась и в центре г. Кемерова над площадью Советов. Одиночные пустельги наблюдались пролетающими над площадью или вылетающими из ниши под крышей одного из стоящих вокруг площади многоэтажных каменных зданий. Затем они улетали в сторону соседней поймы р. Томи. В этом месте также предполагается нерегулярное их гнездование. По опросным данным, в начале 1980-х гг. жилое гнездо с птенцами было обнаружено на территории одного из заводов на западной окраине г. Кемерова. Гнездо размещалось на карнизе под крышей двухэтажного каменного здания заводской столовой (личное сообщение А. М. Веселова).

Чёрный журавль Grus monacha. Группа из четырех журавлей встречена в долине Томи в окрестностях с. Салтымакова в мае 2003 г. Встречали черных журавлей здесь же и годом ранее (личное сообщение В. Б. Ильяшенко).

Чёрный жаворонок Melanocorypha yeltoniensis. Двух птиц видел на полях в восточных окрестностях г. Анжеро-Судженска 15 апреля 2006 г. орнитолог-любитель А. М. Галимов (личное сообщение). Никогда ранее в течение многих лет наблюдений и отловов птиц любителями в окрестностях указанного города и в других местах на севере области черный жаворонок не встречался. Однако необходимо напомнить, что он уже встречался (две птицы были добыты) в мае 1976 г. примерно в 80 км западнее Анжеро-Судженска в пределах Юргинско-го р-на (Баронская, 1978; Белянкин, 1999).

Пестрый каменный дрозд Monticola saxatilis. По сообщению любителей птиц из г. Анжеро-Судженска, дрозд с необычной окраской был отловлен паутинной сетью в окрестностях этого города в сентябре 1999 г. и на основании рисунков определителя птиц был отнесен к этому виду. В Кемеровской области в прошлом этот восточный вид никто не встречал, хотя уже были известны его залеты на территорию Западной Сибири вплоть до Урала (Рябицев, 2001). Интересно, что в июне того же 1999 г. в нескольких десятках километров восточнее, в пределах Тисульского р-на А. А. Васильченко (2005) обнаружил гнездящуюся пару этих дроздов на остепненном каменистом склоне в долине р. Кии.

Черный дрозд Turdus merula. В 1995 г. зарегистрирован первый и пока единственный случай гнездования в области. Однако описанный ниже факт тогда автору статьи показался ошибкой, и ему не было придано должного значения. В то время даже залеты черного дрозда на территорию области казались маловероятными, с учетом удаленности его гнездового ареала. Гораздо вероятнее было относить факты

встреч дроздов с черной окраской к сибирскому дрозду Zoothera sibirica, гнездящемуся в небольшом количестве поблизости в горнотаежных районах на востоке области, о чем было известно еще с начала 1980-х гг. Поэтому описанная в прошлом (Белянкин, 1999) на основании опросных данных встреча двух дроздов с черной окраской в окрестностях г. Кемерова в начале зимы 1980 г. и встречи такого же дрозда в течение нескольких лет подряд в конце 1990-х гг. в окрестностях г. Анжеро-Судженска были отнесены к сибирскому дрозду. Однако теперь становится понятным, что эти встречи могли принадлежать все-таки черному дрозду. Об этом говорят и накопившаяся к настоящему времени в литературе новая информация об активном расселении черного дрозда к северу и востоку от основных мест обитания (Рябицев, 2001; Коблик и др., 2006; и др.), и их находки в соседних регионах, лежащих к западу и юго-западу от Кемеровской области, и достоверная встреча именно черных дроздов в Кемеровской области в 2002 г. (Белянкин, 2002).

О гнездовании пары черных дроздов у северо-западной окраины г. Кемерова на территории садового товарищества «Радуга» сообщил А. А. Белянкин (сын автора статьи). Дрозды гнездились в небольшом березовом колке рядом с берегом большого пруда. Гнездо размещалось в верхней части кроны дерева — именно туда они летали с начала июня с кормом для птенцов. В середине июня под деревом был пойман слеток-поршок. На резкий крик тревоги державший его в руках человек был атакован одним из черных дроздов и обрызган пометом, после чего птенец был отпущен. Интересно, что до этого момента дрозды на людей не обращали внимания, но всегда бурно реагировали на домашнюю кошку. По размеру птенец черного дрозда был значительно крупнее скворца, с которым, как тогда казалось, он мог быть спутан, но у скворцов здесь гнездование заканчивается еще в конце мая — начале июня, после чего взрослые птицы с выводками сразу же покидают этот район. У птенца была темная окраска оперения, такая же, как и на соответствующем рисунке в определителе птиц В. К. Рябицева (2001).

Щур Pinicola enucleator. Зимой 2005-2006 гг. в равнинной части области вновь наблюдалось большое количество щуров. На севере области он встречается зимой практически ежегодно, меняется в разные годы лишь его численность. Южнее, в г. Кемерове и его окрестностях, он встречается далеко не каждую зиму. Последний раз он наблюдался здесь во множестве зимой 2002-2003 гг. По данным орнито-лога-любителя из г. Анжеро-Судженска А. М. Галимова (личное сообщение) в 2005 г. в окрестностях названного города щуры появились на

зимовке 27 октября и сразу большими стаями. Южнее, в г. Кемерове, они впервые были замечены только 9 ноября и также сразу в сравнительно большом числе. Например, 10 ноября в центре города в посадках рябин и яблонь на ул. Красной насчитали до 40 кормящихся щуров, рассредоточенных вдоль улицы стайками до 5 особей (личное сообщение О. А. Кузнецова). Наблюдались они в большом количестве и в других частях города и в его окрестностях. Позднее на протяжении зимы численность щуров в указанных местах наблюдения постепенно снижалась, и примерно к середине марта 2006 г. они улетели.

ЛИТЕРАТУРА

Баронская О. За стеклом музейных витрин // Земля Кузнецкая. Статьи, очерки, рассказы, стихи о природе. Кемерово, 1978. С. 77-80.

Белянкин А. Ф. Птицы равнинной части Кемеровской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 1999. С. 14-43.

Белянкин А. Ф. О случае гнездования кудрявого пеликана в Кемеровской области / / Проблемы сохранения биологического разнообразия Южной Сибири: I межрегиональная научно-практическая конференция. Кемерово, 1997. С. 25-26. Белянкин А. Ф. Новые данные о редких и малоизученных видах птиц Кемеровской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 2002. С. 25-31.

Белянкин А. Ф. Некоторые интересные орнитологические находки полевого сезона 2003 г. в Кемеровской области // Там же. 2003. С. 32-35. Васильченко А. А. К орнитофауне северо-востока Кемеровской области // Там же. 2005. С. 45-103.

Климова Н. В. К орнитофауне равнинной части Кемеровской области // Там же. 2002. С. 143.

Коблик Е. А. РедькинЯ. А., Архипов В. Ю. Список птиц Российской Федерации. М., 2006. 256 с.

Рябицев В. К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург, 2001. 608 с.

К ФАУНЕ ПТИЦ ОКРЕСТНОСТЕЙ КОРДОНА

«СРЕДНЯЯ МАГАНАКОВА» ЗАПОВЕДНИКА «КУЗНЕЦКИЙ

АЛАТАУ»

А. Ф. Белянкин

А/я 3048, г. Кемерово, 650033; bios@kemsu.ru

Кордон находится в юго-западной части заповедника «Кузнецкий Алатау» в пойме р. Гореловки в нескольких километрах от места ее впадения в р. Средняя Маганакова. Последняя является притоком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.