Научная статья на тему 'Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития'

Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития»

ПО МАТЕРИАЛАМ КОНФЕРЕНЦИЙ

А. Н. КУЛИК*

НОВЫЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ И ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Под таким названием с 15 января по 29 марта 2002 г. на научнообразовательном портале www.auditorium.ru Института «Открытое общество» прошла международная Интернет-конференция. Тема конференции, ее организатор, форма и место проведения были далеко не случайными.

Формирование глобальной информационной цивилизации становится сегодня ведущей тенденцией мирового развития. Как констатирует Окинавская хартия глобального информационного общества, информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в.1.

Глобализация, которая стала возможной благодаря развитию технологий обработки, хранения, поиска и передачи информации, в свою очередь стимулировала рождение World Wide Web — «всемирной паутины», соединившей между собой поверх национальных барьеров около 20 тыс. различных информационных сетей и порядка 400 млн.

*

Кулик Анатолий Никифорович - кандидат технических наук, старший научный сотрудник Отдела политической науки Центра социальных научно-информационных исследований ИНИОН РАН.

А.Н.Кулик являлся модератором данной конференции. Прим. ред.

1 http://www.iis.ru/events/okinawa/charter.ru.html.

компьютеров1. «Всемирная паутина» разрастается в геометрической прогрессии. Согласно прогнозам, к 2005 г. число ее пользователей увеличится до 1 млрд., что составит примерно 15% населения планеты».

Но Интернет не только растет. Возникший около 30 лет назад с инициированной Министерством обороны США попытки обмена данными и вычислительными ресурсами между четырьмя американскими университетами, Интернет сегодня интенсивно превращается в гипернет — гипермедийную инфокоммуникационную инфраструктуру становления качественно нового мира, определяющей характеристикой которой является универсализация принципов международный взаимодействий в различные сферах человеческого общежития и, прежде всего, в экономике, политике и праве, в науке и образовании, культуре и социальной сфере. Благодаря «всемирной паутине» ноосфера из философской абстракции становится реальностью повседневной жизни.

Уже на ранней стадии развития Интернета ученые и преподаватели составляли примерно 35% общего числа его пользователей, а к 1995 г. научное сообщество при относительно небольших размерах забирало почти половину всего мирового трафика. Сегодня Интернет стал органичной средой научно-образовательного процесса, вне которой уже невозможно представить существование науки и функционирование системы образования, профессиональное развитие специалистов. И хотя Россия еще значительно уступает развитым странам по масштабам использования «всемирной паутины», не подлежит сомнению, что перспектива развития образования и науки страны связана именно с Интернетом и информационными технологиями.

Первые попытки приобщения научного сообщества России к Интернету быши предприняты созданной в 1991 г. международной лабораторией «Вега»2. Конечной целью подвижнических усилий Лаборатории по развитию научной сетевой коммуникации в России стало включение российских ученыж в международный интеллектуальный обмен «без границ» и их интеграция в мировое научное сообщество. Однако из-за ограниченности финансовым и материальным возможностей, психологической неготовности ученыж к новыш формам коммуникации, а также ограничений, накладываемых жесткой централизованной структурой

Данные на конец 2000 г.

2

Название лаборатории «Вега» образовано от фамилий инициаторов ее основания - Евгения Велихова и Дэйвида Гамбурга.

управления российской наукой, сохранившейся с советских времен, доступ к сетевым ресурсам не получил тогда по-настоящему широкого распространения и стал скорее привилегией отдельныж ученыгх, занимавших высокие позиции в академической иерархии.

Масштабный прорыв в освоении Интернета произошел только с началом деятельности в России в 1995 г. представительства Института «Открытое общество» (ИОО — Фонд Сороса) и запуском таких мегапроектов, как «Интернет», «Развитие образования в России» (программы «Высшее образование» и «Среднее образование»), «Пушкинская библиотека»1. Учредитель Института Джордж Сорос определил их цель следующим образом: «Мы решили выступить пионерами в деле внедрения Интернета в культурную жизнь России. Интернет не контролируется из центра, он преодолевает расстояния и границы, функционирует как самоорганизующаяся система и дает новые возможности для проявления инициативы».

В рамках мегапроекта «Интернет» быш реализован совместный проект ИОО и Правительства Российской Федерации «Университетские центры Интернет», по которому за период 1996—1999 гг. быши созданы мощные, оснащенные современными технологиями и укомплектованные высококвалифицированными специалистами Интернет-центры в 33 классических региональным университетах России, проведены тысячи семинаров, видеоконференций и демонстраций возможностей Интернета с участием региональных лидеров, видных общественных деятелей, представителей культурных и образователь-ныгх сообществ2. Центры располагают около 3 тыс. новейших персональный компьютеров в классах открытого доступа. К университетским центрам подключены несколько десятков тысяч компьютеров и несколько сот тысяч пользователей сети Интернет в различных регионах России. В результате вышолнения другой программы — «Автоматизация библиотек» — доступ в Интернет получили более 100 библиотек, включая университетские. И не в последнюю очередь благодаря реализации этих программ сегодня все более широкое рас-

http://www.osi.ru/web/homepage.nsf.

2

ИОО выделил 100 млн. долл. для приобретения оборудования и программного обеспечения, обучения сотрудников Центров, а также на финансовую поддержку центров Интернета до конца апреля 2001 г. Общий объём финансирования от российского правительства составил 30 млн. долл. Это был самый крупный в России некоммерческий проект в области телекоммуникаций и Интернета.

пространение получают такие технологии образования, как электронные университеты, академии, школы, библиотеки, обучающие порталы, электронные ресурсы, виртуальные «круглые столы», семинары, конференции, симпозиумы, лекции, практические занятия, лабораторные работы и т.д.

Новыш этапом в деятельности ИОО стало объединение созданных при его поддержке Интернет-ресурсов на едином информационно-образовательном портале Auditorium.ru, охватывающем все аспекты образовательной и исследовательской деятельности в сфере общественный и гуманитарныгх наук. Портал быш задуман не только как место доступа к огромныш и постоянно наращиваемым массивам информации, но и как своего рода открыгтый виртуальный клуб гуманитариев, как пространство не стесненного географическими, временными и статусными рамками профессионального общения ученых, преподавателей и студентов. Здесь каждый может принять участие в виртуальной конференции по актуальным проблемам науки и образования: опубликовать свой доклад и ознакомиться с докладами других участников, высказать свое мнение и сопоставить его с другими точками зрения, обменяться информацией. В таком качестве портал призван стать средством формирования витруального научнообразовательного сообщества России, инструментом, позволяющим в полной мере использовать весь его коллективный интеллектуальный потенциал, независимо от того, где в физическом пространстве находятся его индивидуальные носители, и, таким образом, способствовать интенсификации процесса развития науки и образования.

Весной 2001 г. на портале прошли первые Интернет-конференции — по истории, политологии и психологии, а в начале 2002 г. бышо объявлено о проведении настоящей конференции. Ее главной целью стало обсуждение современного состояния использования Интернета и информационных технологий в социально-гуманитарных науках и образовании, проблем, мешающих полному раскрытию их потенциала, а также перспектив дальнейшего развития. Были предложены три основныж направления дискуссии (секции):

1. Проблемы информатизации российской науки и образования;

2. Электронные ресурсы в науке и образовании: потребности и наличие;

3. Перспективы формирования научно-образовательного Интернет-сообщества.

Эти общие направления быши конкретизированы предварительно подготовленным набором наиболее актуальных проблем и во-

просов (порядка 30 подсекций), вышесенныгх на обсуждение. Участникам было предложено также проанализировать зарубежный опыт по каждому из основныгх направлений. При этом организаторы конференции стремились не навязывать априори свою программу дискуссии, а максимальным образом стимулировать инициативу самих потенциальныгх участников в формировании повестки дня. За 10 дней до официального начала работы конференции на портале был открыт форум, где будущие участники смогли обсудить программу и предложить альтернативные темы дискуссии. Для того чтобы дискуссия стала максимально продуктивной, на портале был создан каталог открытых сетевых ресурсов по проблематике конференции. Уже в процессе работы конференции было решено также создать дополнительную, четвертую секцию для докладов, тематика который оказалась периферийной по отношению к заявленной дискуссии, но потенциально могла заинтересовать посетителей портала и способствовать достижению одной из целей конференции — формированию широкого научно-образовательного сообщества гуманитариев.

В противоположность жесткорегламентированныш, привязанным к определенным времени и месту проведения традиционным конференциям с заранее сформированным составом докладчиков, содокладчиков и оппонентов Интернет-конференция позволяла любому посетителю сайта в течение 2,5 мес. в любое удобное для него время и с любого персонального компьютера, имеющего выгход в Интернет, знакомиться с представленными материалами, высказывать мнение по обсуждаемым проблемам и направлять свой собственный доклад, который тотчас размещался на сайте и стимулировал дальнейшее развитие дискуссии. Так, например, доклады В.И.Солдат-кина и С.Л.Лобачева, в который рассматриваются концепция информационно-образовательной среды открытого образования России и перспективы ее воплощения в жизнь с позиций головного разработчика, инициировали подготовку доклада И.Г.Кревского (исполнительный директор Пензенского регионального центра дистанционного образования), где проблемы открытого образования раскрываются с позиций и на основе практического опыта регионального университетского центра.

Такая форма проведения конференции придала ей самогене-рируемый характер, организаторы оставили за собой единственное право — не размещать на портале материалы, не соответствующие этическим нормам и заявленной проблематике. Участниками конфе-

ренции стали практически все посетители ее сайта. И даже после официального завершения сайт еще какое-то время продолжал принимать отклики на доклады.

Из общего числа участников более 100 выступили в качестве авторов докладов. В некотором смысле их можно рассматривать как естественную репрезентативную выборку российского научнообразовательного сообщества, активно вовлеченного в разработку и использование инфокоммуникационных технологий и Интернета. Если принять такое допущение, то содержание докладов конференции дает моментальный снимок state of art информатизации и интернетизации гуманитарных наук и образования в России на начало 2002 г.

География докладов охватывает свыше 40 городов России, от Якутска на севере до Нальчика на юге, и от Петрозаводска на западе до Владивостока на востоке. Помимо признанных лидеров в сфере образования и науки, таких как Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск, были широко представлены города, где ИОО по мегапроекту «Интернет» за период 1996—1999 гг. созданы мощные региональные университетские Интернет-центры, а также средние и малые города России, которым не посчастливилось попасть в «Список Сороса» и где внедрение инфокоммуникационных технологий в научнообразовательный процесс зачастую движется прежде всего энтузиазмом преподавателей вузов, аспирантов и студентов старших курсов под влиянием демонстрационного эффекта крупных проектов. И хотя Москва с большим отрывом лидировала по числу участников конференции (что в общем естественно, так как здесь сосредоточено множество государственных и негосударственных учебных заведений, исследовательских центров и структур, вовлеченных в разработку и реализацию федеральных программ информатизации образования), большинство региональных докладов ничем не уступают столичным по своему уровню. Среди участников, представивших доклады на конференцию, есть и соросовские профессора и доценты.

Судя по содержанию докладов, Интернет-центры региональных университетов, созданные по мегапроекту «Интернет», превращаются в своего рода информационно-ресурсные, инновационные и структурообразующие центры для других вузов и научных учреждений своих регионов, а также для административных органов, курирующих образование и науку. Они активно участвуют в федеральных и региональных программах создания информационно-образовательной среды в регионах и сотрудничают с ИОО. В числе докладов,

представленных из этих центров, есть работы по проектам, поддержанным ИОО и Российским фондом фундаментальных исследований, а также по проекту, выдвинутому на конкурс «Региональная аудитория портала “Auditorium.ru”»: информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин». Содержание докладов свидетельствует о том, что своей деятельностью региональные центры сегодня активно способствуют ликвидации неравенства между периферией и центром в доступе к гуманитарным знаниям и в возможности заниматься научно-исследовательской деятельностью. А именно такую цель преследовал ИОО, внедряя мегапроект «Интернет».

Среди участников конференции — профессора, преподаватели, докторанты, аспиранты и даже студенты классических университетов и вузов; руководители и сотрудники региональных университетских Интернет-центров и медиалабораторий, научные сотрудники академических институтов РАН, руководители и сотрудники научноисследовательских учреждений, занимающихся проблемами информатизации образования и создания информационно-образовательной среды в России, руководители и сотрудники региональных центров дистанционного и заочного обучения, представители учреждений послевузовского и среднего профессионального образования, а также региональных административных структур. Наряду с государствен -ными учреждениями науки и образования были представлены негосударственные учебные, исследовательские и коммерческие структуры сферы образования, такие как ЗАО Корпорация «Университетские сети знаний», Образовательный центр Светланы Аристовой (г. Кудымкар), Служба международного образования «Гармония», Центр прикладных исследований интеллектуальной собственности (г. Ростов-на-Дону), компания Anglo Business Club Ltd, занимающаяся продвижением на российский рынок программ британского бизнес-образования. Более трети всех докладов подготовлены женщинами1.

1 Много это или мало? Хотя в начале 2000 г. во всём мире к Интернету было подключено только 17% женщин (См.: Никитенкова М.А. Использование информационных технологий и ресурсов глобальной сети Интернет (Опыт США) // Теория и практика общественно-научной информации. - М.: ИНИОН РАН, 2002. - Вып.17. -С. 94), женское присутствие стремительно растет. Так, по данным исследования «Интернет-Мониторинг», с мая по декабрь 2001 г. число женщин в российском сегменте Интернета увеличилось с 30 до 43% (Латкин А. У российского Интернета не бедное лицо // Известия. - М., 2002. - 4 апр.).

Среди авторов докладов можно выделить следующие основные категории:

1) специалисты, участвующие в разработке и реализации федеральный, окружным, региональным и ведомственным программ развития образования в России, прежде всего таких, как научнотехническая программа Минобразования России «Создание системы открытого образования» (головной исполнитель —Российский государственный институт открытого образования), федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (головной исполнитель — Государственный НИИ информационным технологий и телекоммуникаций);

2) руководители и преподаватели учреждений системы непрерывного образования — повышения квалификации и постдипломного образования, а также среднего профессионального образования, непосредственно заинтересованные в развитии и применении информационным технологий для дистанционного обучения;

3) преподаватели гуманитарным дисциплин (философия, экономика, политология, история, информатика и вычислительная техника, педагогика, психология, культурология, иностранные языки и русская литература) в университетах и вузах, использующие в очном и/или дистанционном обучении информационные обучающие технологии и участвующие в их создании;

4) специалисты по информационным технологиям и телекоммуникациям, а также программисты, решающие программнотехнологические задачи разработки компьютерных обучающих продуктов и создания электронным ресурсов;

5) ученые, занимающиеся исследованием философских, антропологических, социальных и других проблем, связанных с развитием образования в XXI в. и использованием в нем информационным технологий.

Состав участников определил универсальность тематического диапазона: от «Новые цели, задачи и технологии образования XXI в.» (коллективая работа, представленная корпорацией «Университетские сети знаний») и «Перспективы развития человека и задачи информатизации образования» (Омский государственный университет) на одном полюсе до «Разработка технологии создания электронных коллекций изданий XIX — начала XX в.» (Центр Интернет Петрозаводского государственного университета) и «Особенности кодирования “живых” лекций с сохранением авторских особенностей изложения» (Ярослав-

ский государственный университет) — на другом. В то время как одни доклады носили характер «отчетов о проделанной работе» или фокусировали внимание на административно-управленческих аспектах создания информационно-образовательной среды в регионах, другие затрагивали проблемы философии образования, выдвигали различные нетривиальные гипотезы, например, относительно «миссии, стратегии и целей Человека как участника всеобщего познавательного процесса».

Всего бышо представлено около 70 докладов, которые охватывали широкий спектр философских, социальных, психологопедагогических, гендерных, этико-правовых, программно-технологических и организационным проблем, а также проблем государственной политики в образовании на базе инфокоммуникационных технологий. Многие авторы стремились системно соединить несколько уровней рассмотрения проблем — концептуальный, методологический, технологический.

В совокупности доклады конференции воспринимаются как некий гипертекст, состоящий из фрагментов, между которыми прослеживаются связи. В какой-то степени в этом частном случае отражается, возможно, более общая тенденция трансформации модели существования научного знания в информационном обществе. Знание становится более фрагментарным, но при этом и более взаимосвязанным.

В той мере, в какой позволяет многоаспектный характер содержания, доклады конференции можно разделить на несколько тематических блоков.

В первом блоке собраны доклады, в которым рассматриваются концептуальные и «гуманитарные» проблемы образования для XXI в. Его открывает доклад о новым целях и задачах образования и адекватным им инновационным технологиях обучения, подготовленный авторским коллективом, в который вошли руководители нескольких ведущих российских вузов, научные сотрудники Центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования Минобразования России.

В других докладах этого блока делается попытка уточнить содержание понятия «информатизация» с современных позиций, обосновывается наступление нового этапа в развитии информатики, на котором она превращается в фундаментальную науку, позволяющую построить системно-информационную картину мира. Здесь также

представлены работы, в которых обсуждаются проблемы развития когнитивного потенциала обучаемым с помощью современным информационным технологий и стратегия, позволяющая объединить человеческий интеллект, информационные и телекоммуникационные технологии в едином функциональном комплексе.

Один доклад, подготовленный на западном материале, затрагивает большой пласт этико-правовых проблем интеллектуальной собственности, порожденных использованием пространства Интернета в образовании, с которыми, очевидно, предстоит столкнуться в ближайшее время и российскому образовательному сообществу.

Другой доклад посвящен весьма актуальным проблемам меж-культурных различий в типах научного обсуждения, затрудняющих полноценное включение российских ученых-гуманитариев в международную телекоммуникацию. Заключает данный блок сообщение о том, как представляют себе информационное общество 2025 г. американские футурологи.

Второй блок составляют доклады, посвященные проблемам создания в России эффективной информационно-образовательной среды. Часть из них отражает содержание работ по государственным программам развития образования на базе информационных технологий и телекоммуникаций. В докладе А.К.Скуратова представлены концепция интегрированной территориально-распределенной системы образовательных ресурсов и рабочий план ее реализиции, предложенные ГосНИИ информационным технологий и телекоммуникаций, который является головным исполнителем федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды».

Директор Российского государственного института открытого образования В.И.Солдаткин анализирует в своем докладе кризисные явления в классической системе образования. Пути вымода из кризиса он находит в изменении задач и принципов образования на всех уровнях. Эти новые задачи и принципы реализуются в создании информационно-образовательной среды открытого образования на основе экспериментального российского образовательного портала OPENET.RU, в формировании которого принимают участие более 80 региональным университетов. Его доклад органично дополняет другой, в котором подводятся итоги выполнения научно-технической программы Минобразования России «Создание системы открытого образования» в 2001 г.

В остальных докладах представлен опыт создания региональных виртуальных университетов и открытых территориально-распределенных информационных ресурсов, а также оранизации межуниверситетского сотрудничества в создании информационнообразовательной среды федерального округа. Отмечается смешение понятий «дистанционное образование» и «открытое образование». Если дистанционной является технология обучения, используемая в различным способах получения образования (очное, очно-заочное, заочное, экстернат), то открытое образование — это практически новая форма образования, и их смешение оказывает негативное влияние на развитие системы образования в целом.

В докладе, поступившем из Новгородского государственного университета, рассматриваются различные варианты создания региональным составляющих информационно-образовательного портала Auditorium.ru.

Третий блок объединяет доклады, авторы которым делятся практическим опытом использования образовательных информационных технологий в преподавании различных гуманитарных дисциплин, обсуждают существующие проблемы и перспективы дальнейшего развития.

В частности, рассматривается влияние информационных технологий (ИТ) на умственное развитие и психическое здоровье учащихся. Применение ИТ, использование игровым форм обучения, электронных мультимедийных учебных материалов может способствовать повышению интереса обучаемых к предмету, развитию творческих способностей обучающихся. В то же время ИТ могут приводить к информационная перегрузкам и вызывать у учащихся стрессовые состояния и «раскачку» психики. Обучение с помощью ИТ представляет собой процесс взаимодействия технической системы (компьютера), обучающего и обучаемых. В этой связи ряд авторов отмечает настоятельную необходимость психолого-педагогического обоснования при создании компьютерным обучающих программ, разработки специальной методологии и методик преподавания с использованием компьютерных технологий. Электронные учебники должны созда-ватыся как триада «информация + методика + программное обеспечение». Данную тематику продолжает сообщение, в котором анализируется опыт Университета штата Нью-Йорк. Там внедрение Интернет-обучения по гуманитарным дисциплинам в 1996 г. первоначально увеличило отсев студентов с обыганым 14% до 35—50% по причине не-

способности учащихся адаптироваться к новой образовательной среде, появления чувства социальной изолированности и соответственного снижения уровня мотивации обучения. И только создание специального курса «Интерактивно ориентированное обучение» помогло выправить ситуацию.

Особый интерес представляет доклад об успешном международном опыте дистанционного обучения в рамках совместного образовательного проекта Ярославского государственного университета с Институтом международных исследований Стэнфордского университета (США).

В то же время в другом докладе отмечалось, что, несмотря на значительные успехи в дистанционном образовании, возможности Интернета в распространении этой формы образования на несколько порядков выше, нежели те, что обычно используются сегодня. В первую очередь речь шла о существующем и бесплатно распространяемом программном обеспечении, в частности компании Microsoft. Оно позволяет организовывать учебный процесс в режиме видеоконференций, когда преподаватель может видеть студентов своей группы и разговаривать с ними, вести семинары и занятия, а также делать видеозапись лекций и транслировать их on-line, создавать архив лекционных материалов, доступный для прослушивания студентами в любое время и в любой точке.

В четвертый отдельный блок можно выделить доклады по использованию ресурсов Интернета и информационных технологий в обучении иностранным языкам. В них анализируются различные существующие методики преподавания, приводятся некоторые выводы из педагогической практики, обсуждаются возникающие проблемы. Особое внимание уделяется проблеме формирования в процессе обучения межкультурной коммуникативной компетенции учащихся. Анализируя распределение функций между информационными технологиями и преподавателем в обучении иностранным языкам, авторы одного из докладов приходят к заключению, что компьютеры, безусловно, не заменят преподавателей, но преподаватели, использующие компьютеры на своих занятиях, будут неизбежно заменять тех, кто не верит в их образовательную ценность. Этот вывод без сомнений можно отнести и к другим социально-гуманитарным дисциплинам.

Пятый блок составляют доклады, посвященные различным аспектам создания электронных ресурсов образования. Здесь представ-

лен самый широкий спектр работ — от сообщений обзорного характера, в которых авторы делятся опытом применения информационных технологий в гуманитарном образовании и подготовки соответствующих пособий, до докладов, в которых обсуждаются узко профессиональные программные и технологические аспекты разработки различного рода ресурсов — информационно-поисковой системы, электронного учебника, компьютерных тестов для учебных курсов и др.

Существенный интерес представляет доклад, в котором делается попытка выявления структуры, целевого назначения и содержания потребностей в информации по политологии таких категорий пользователей Интернет-ресурсов, как обучающиеся (старшеклассники, студенты младших курсов и старших курсов высших учебных заведений) и обучающие. Полученные результаты могут найти практическое применение при формировании политики комплекования научно-обучающих порталов ресурсами по социально-гуманитарным дисциплинам.

Завершает собрание блок докладов, посвященных проблемам формирования и функционирования виртуальных сообществ в России и их типологизации. Вице-президент Российской коммуникативной ассоциации И.Н.Розина определяет Интернет-сообщество (Internet-community) как некоторое самоорганизующееся сообщество людей, объединенных интересом к определенной тематике и использующих в качестве базового средства коммуникации Интернет-технологии для организации группового взаимодействия участников. В дополнение к этому определению можно было бы акцентировать деятельностную ориентацию сообщества, членов которого объединяет не только общий интерес к тематике, но и цели взаимодействия. В современном мире Интернет-сообщества все больше становятся доминирующей формой функционирования глобализирующегося гражданского общества, определяющего социальную и политическую повестку дня.

Демократичность Интернет-конференции проявилась еще и в том, что наряду с признанными авторитетами, известными учеными, ректорами, проректорами университетов и руководителями исследовательских центров в ней смогли принять участие еще не обремененные высокими должностями и научными званиями молодые исследователи и даже студенты.

Выставляя ВСЕ представленные доклады на сайте конференции, ее организаторы стремились следовать духу Интернета как качественно новой социальной инфокоммуникационной среды, обеспечивающей свободный обмен идеями и информацией, в которой должен быть услышан каждый голос. Такой обмен расширяет возможности научного поиска и способствует интенсификации развития научного знания.

Кроме того, полный комплекс докладов объективно отражает состояние информатизации гуманитарной науки и образования и в этом качестве представляет самостоятельную ценность как объект специального анализа в интересах управления данным процессом, координации федеральных целевых и ведоственных программ и предпринимаемых усилий на федеральном, окружном и региональном уровнях.

Отдельные тенденции процесса информатизации просматриваются уже сейчас, даже без такого детального анализа. Так, на конференции предполагалось обсудить проблемы применения инфо-коммуникационных технологий в социально-гуманитарных науках и образовании. Но оказалось, что подавляющее большинство представленных докладов посвящено только одной из составляющих предложенной проблематики — образованию. Они демонстрируют действительно впечатляющее продвижение в использования в России возможностей Интернета и информационным технологий в сфере открытого образования. Это прогресс стал адекватным (и, в сущности, безальтернативным) ответом на расширение общественной потребности в непрерывном образовании, включая дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации, ответом, позволяющим преодолеть пространственные, временные, национальные и личностные ограничения. Как отмечалось в одном из докладов, уже концу 2002 г. практически все регионы России будут охвачены информационно-образовательной средой открытого образования, включающей региональные и специализированные «виртуальные университеты».

Вторая составляющая — использование Интернета и информационным технологий в научным исследованиях, а также для сотрудничества ученым со своими коллегами в России и на Западе — оказалась представленной гораздо скромнее. И этот результат достаточно симптоматичен. Использование инфокоммуникационных технологий в образовании обязано своим успехом в значительной степени как мегапроектам ИОО «Интернет» и «Развитие образования

как мегапроектам ИОО «Интернет» и «Развитие образования в России», создавшим для него материальную, организационную и интеллектуальную инфраструктуру в регионах, так и поддержке со стороны государства. Выступая в апреле 2001 г. перед участниками международной конференции «Инфокоммуникации глобального информационного общества XXI века», министр Российской Федерации по связи и информатизации заявил, что в России созданы предпосылки информационного общества, и одним из приоритетов дальнейшего развития сегодня является информатизация образования1. В соответствии с выбранными приоритетами принимаются государственные (и негосударственные) программы и распределяются ограниченные финансовые потоки. Кроме того, инфокоммуникационные технологии были активно востребованы, прежде всего, в дистанционном образовании, которое коммерционализируется опережающими темпами, а его способность приносить доход университетам служит мощным дополнительным стимулом развития и расширения масштабов применения обучающих технологий. Сегодня внедрение Интернет-технологий в обучение является одной из наиболее динамично развивающихся областей в образовании, а образовательный фрагмент — одним из наиболее динамично развивающихся фрагментов Рунета.

Но человеческий потенциал, выступающий основным фактором экономического и социального развития в информационном обществе, формируется и образованием, и наукой, сосуществующими в неразрывной взаимосвязи. Если говорить о социально-гуманитарных науках, то на Западе они развиваются, прежде всего, в рамках университетской науки. В советской России высшая школа и академическая наука быши искусственно разделены на протяжениии 70 лет, и негативные последствия этого разделения, как для образования, так и для науки, не преодолены до настоящего времени. Судя по докладам, заметный прогресс в информатизации образования не оказал такого же заметного влияния на внедрение информационных технологий в сферу исследований, а новая федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002— 2006 годы», одной из задач которой является «развитие информационных технологий в научном и учебном процессах на основе единой информационной базы для сферы науки, высшего образования и инновационной деятельности», еще не приносит результатов.

1 Известия. - М., 2001. - 11 апр.

Одной из ведущих мировых тенденций развития социальных и гуманитарных наук является их интеграция и интернационализация. С появлением «всемирной паутины» стремление к сотрудничеству обрело адекватный инструментарий, благодаря которому стали реальными формирование глобального академического сообщества и выравнивание национальных стандартов образования1. Например, международный консорциум ученых и преподавателей поддерживает обширную сеть открытых Интернет-конференций по социальным и гуманитарным наукам H-Net Humanities & Social Sciences On Line, предназначенную для свободного обмена идеями и ресурсами. В ней обсуждаются новые концепции и методы преподавания, учебные курсы и пособия, текущие и планируемые проекты, а также новые информационные технологии для исследований и обучения. Часть инновационных обучающих технологий находится в открытом доступе — их можно загрузить из Интернета на свой компьютер или использовать в учебном и исследовательском процессе непосредственно в режиме on-line. Неформальные творческие контакты и виртуальные сети (networking) становятся одним из наиболее действенных факторов развития науки и образования. Широкое распространение получает практика выполнения кроснациональных исследований и подготовки публикаций в области социально -гуманитарных наук виртуальными интернациональными «командами», для которых основной средой функционирования является пространство сети Интернет.

Хотя в подобных международных проектах сегодня принимают участие и российские ученые, а большинство российских университетов имеет зарубежных партнеров, предложенная для обсуждения участникам конференции тематика использования Интернета для международного сотрудничества в сфере науки и образования оказалась на периферии дискуссии. Содержание большинства докладов ограничивается рамками Рунета — российского сегмента Интернета. Редким исключением стал доклад И.Киселева о сотрудничестве Ярославского государственного университета с Институтом международных исследований Стэнфордского университета (США) в сфере дистан-

1 Необходимость унификации национальных образовательных стандартов и взаимного признания дипломов диктуется также чисто прагматическими соображениями в свете долгосрочных тенденций глобализации информационного сообщества и формирования единого открытого рынка высококвалифицированного труда с жесткой международной конкуренцией.

ционного обучения политологии. Слабое отражение этой тематики может свидетельствовать лишь о том, что масштабы использования Интернета для такого сотрудничества еще не достигли критического значения, когда оно становится действенным фактором развития науки и образования. Этот вывод подтверждается и тем, что, хотя конференция была задумана как международная, участие зарубежных авторов и посетителей оказалось весьма скромным.

То же самое можно сказать и об отражении в материалах конференции зарубежного опыта использования Интернета и информационных технологий в социально-гуманитарных науках и образовании, который предполагалось обсудить по каждому из трех основных направлений дискуссии. Были представлены два прекрасных обзора западной литературы (И.Л.Галинской и А.И.Панченко — ИНИОН РАН) по этико-правовым проблемам, возникающим с распространением информационно-компьютерных технологий, сообщение А.М.Иванова о том, как готовят студентов к дистанционному обучению в New-York State University, и краткое изложение П.М.Королевым взглядов американских футурологов на роль информационных технологий в глобальном информационном обществе в 2025 г. В докладе по созданию информационно-образовательной среды открытого образования в России небольшой раздел посвящен тому, как решаются проблемы открытого образования за рубежом. Есть аналогичные разделы и в некоторых других докладах. Но в целом отражение зарубежного опыта оказалось гораздо скромнее, чем он того объективно заслуживает.

Отметим также проблему знания отечественного опыта. Один из авторов сетует на отсутствие эффективного инструментария для создания компьютерных обучающих программ. По иронии судьбы, на главной странице портала Auditorium.ru, на котором проходила конференция и где размещен его доклад, «висит» информация о том, что в 2000 г. по инициативе Интернет-центра ИОО-СПб был создан инструментальный пакет Distance Learning Studio («Конструктор мультимедийных дистанционных курсов»), предназначенный для разработки мультимедийных дистанционных курсов с учебными материалами на CD-ROM, интерактивной системой тестирования, полнотекстовой поисковой системой и средствами общения учащихся и

преподавателей. И на той же странице дана ссылка на этот сетевой ресурс и сервер поддержки1.

Данный частный эпизод конференции лишь приоткрыл край более общей и серьезной проблемы. Интернет сегодня является уникальным, а часто и безальтернативным источником ресурсов для социально-гуманитарного образования и исследований. В числе этих ресурсов — базы данных, журналы (часть из них существует исключительно в сетевом виде), научная и учебная литература, коллекции программ общих и специальных курсов университетов США, Европы (включая Центральную и Восточную Европу) и стран бывшего Советского Союза2, новейшие технологии для очного и дистанционного обучения. Эту информацию очень часто бывает быстрее, удобнее и дешевле получать из Интернета, чем из других источников, тем более что по меньшей мере 40% его ресурсов открыты для свободного дос-

3

тупа .

Но этот огромный информационный потенциал используется далеко не в полной мере. Сегодня только «на поверхности» Интернета имеется уже порядка 2,5 млрд. документов в непосредственном доступе, и их количество увеличивается в среднем на 7,3 млн. страниц в день! Темпы роста объема ресурсов сети Интернет намного опережают эффективность их освоения. Лишь немногие из пользователей способны уверенно ориентироваться в информационном континууме «всемирной паутины», преодолевая имманентно присущий ее самоорганизующейся природе «информационный хаос». Помочь пользователям достаточно легко и быстро находить нужные ресурсы в жи-

http://www.istudium.sDb.ru/.

2

Одним из таких ресурсов является, например, сайт Центра программных ресурсов (Curriculum Resource Center) Центрального Европейского университета <http://www.ceu.hu/crc/>. на котором представлена обширная интернациональная коллекция учебных программ и другие материалы. На многоязычном сайте Civitas International (http://www.civnet.org/) собраны учебные пособия по гражданскому образованию и воспитанию. На сайте секции Политические организации и партии Американской ассоциации политической науки (http://www.aDsanet.org/~Dop) собрана коллекция учебных курсов, регулярно пополняемая в конце каждого учебного года с тем, чтобы преподаватели, начинающие читать новые курсы, могли воспользоваться ею при планировании занятий на следующий год.

3

Ежегодный обзор Интернета за 2000 г. компьютерного библиотечного центра Online Computer Library Center (Dublin, USA) OCLC Researchers Measure The World Wide Web, 16.10.2000. http://www.oclc.org/oclc/press/20001016a.htm.

вом, постоянно развивающемся и меняющемся информационном континууме «всемирной паутины» призваны навигаторы ресурсов, которых сегодня в сфере социально-гуманитарных наук и образования катастрофически недостает.

В докладах конференции часто отмечалось наличие серьезных психологических проблем при использовании обучающих информационных технологий, которые могут приводить к перегрузкам, стре-совым состояниям и в конечном итоге к отказу от обучения, если эти проблемы не решаются своевременно. Но психологические проблемы коммуникации существуют и у самого российского Интернет-сообщества ученых, о чем обстоятельно говорилось в докладе психолога О.Маховской1. Одна из них — страх утраты групповой идентичности, свойственной отечественной коллективистской культуре, отсутствие навыков и культуры участия в Интернет-конференциях. Возможно, по этим причинам дискуссионная часть конференции оказалась наименее активной — количество комментариев значительно отставало от количества представленных докладов. И данный результат подтверждет справедливость вывода О.Маховской относительно важности изучения путей и способов включения российских ученых в международную научную телекоммуникацию.

Тем не менее, по мнению организаторов конференции, ее проведение в целом оказалось полезным как для непосредственных участников, так и для посетителей портала Auditorium. Архив с докладами конференции хранится на портале, а контактная информация об авторах докладов позволяет продолжить публично начатую на конференции дискуссию на индивидуальном уровне. Материалы конференции предназначены широкому кругу ученых и преподавателей социально-гуманитарных дисциплин: как тем из них, кто уже активно участвует в информатизации науки и образования и пользуется ее плодами, так и тем, для кого эта сфера еще во многом является terra incognita. Организаторы конференции также надеятся, что ее материалы привлекут внимание специалистов, занимающихся анализом перспектив и возможных стратегий внедрения инфокоммуникационных технологий в социально-гуманитарных науках и образовании в России, и окажутся полезными для оптимизации разрабатываемых программ.

1 По приводимым ею данным, в 1995 г. только 1% процент российских учёных участвовал в телеконференциях, т.е. они были включены в международные листы рассылки и эпизодически отправляли сообщения в пространство электронных форумов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.