Научная статья на тему 'НОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕТЬИХ ЛИЦ, НЕ ЗАЯВЛЯЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДМЕТА СПОРА В ДЕЛАХ О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРУППЫ ЛИЦ'

НОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕТЬИХ ЛИЦ, НЕ ЗАЯВЛЯЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДМЕТА СПОРА В ДЕЛАХ О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРУППЫ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
участник по делам о защите прав и законных интересов группы лиц / третье лицо / не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Войтович Л.В.

В статье рассматриваются возможности установленные гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодателем трансформации участника по делам о защите прав и законных интересов группы лиц в третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕТЬИХ ЛИЦ, НЕ ЗАЯВЛЯЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДМЕТА СПОРА В ДЕЛАХ О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРУППЫ ЛИЦ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-188-191 ВОЙТОВИЧ Лилия Владимировна,

NIION: 2018-0076-8/22-911 заведующая кафедрой гражданского

MOSURED: 77/27-023-2022-8-1109 процессуального права

Северо-Западного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», кандидат юридических наук, доцент, г. Санкт-Петербург, e-mail: voitovich@yandex.ru

НОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕТЬИХ ЛИЦ, НЕ ЗАЯВЛЯЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДМЕТА СПОРА В ДЕЛАХ О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

ГРУППЫ ЛИЦ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности установленные гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодателем трансформации участника по делам о защите прав и законных интересов группы лиц в третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Ключевые слова: участник по делам о защите прав и законных интересов группы лиц; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

VOITOVICH Lilia Vladimirovna,

Head of the Department of Civil Procedural Law North-West branch of FGBOUVO «Russian State University of Justice», Candidate of Law, Associate Professor

NEW CHARACTERISTICS OF THIRD PARTIES WHO DO NOT MAKE INDEPENDENT CLAIMS REGARDING THE SUBJECT OF THE DISPUTE IN CASES OF PROTECTION OF THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF A GROUP OF PERSONS

Annotation. The article examines the possibilities established by the civil procedural and arbitration procedural legislator of the transformation of a participant in cases on the protection of the rights and legitimate interests of a group of persons into a third person who does not declare independent claims regarding the subject of the dispute.

Key words: a participant in cases on the protection of the rights and legitimate interests of a group of persons; a third person who does not make independent claims regarding the subject of the dispute.

Современное гражданское и арбитражное процессуальное законодательство стремительно развивается и вводит новые конструкции в традиционные механизмы судебной защиты прав, свобод и законных интересов. Можно с полной уверенностью признать, что большинство институтов гражданского процессуального права за последние годы претерпели существенные модификации, которые обусловлены реалиями развития современного общества. Так, не оставлен без внимание и известный процессуальный институт искового производства - это институт третьих лиц, и, в частности, третьих лиц не заявляющих самостоя-

тельных требований относительно предмета спора.

Новое нормативное положение части 2 статьи 225.10-2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [1] (далее - АПК РФ) говорит о том, что третьим лицам не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора могут появиться в процедуре о защите прав и законных интересов группы лиц в результате трансформации из члена группы, который не согласен с предъявляемыми требованиями.

Аналогичное нормативное положение закреплено в части 2 статьи 244.23 Гражданского про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

цессуального кодекса Российской Федерации [2] (далее - ГПК РФ). Так, согласно части 2 статьи 244.23 ГПК РФ «члены группы лиц, несогласные с предъявленным требованием о защите прав и законных интересов группы лиц, вправе вступить в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора».

Из этих нормативных положений следует, что такие третьи лица, не заявляя самостоятельных требований относительно предмета спора остаются в таком качестве в процессе на том основании, что они не согласны поддерживать заявленные требования. Первоначально они были в другом качестве. Соответственно таким лицам было предложено вступить в процесс в качестве члена группы, или они самостоятельно вступили в дело как участники группы. Позже, поскольку возникли новые обстоятельства, данные участники судопроизводства приобретают право менять свое процессуальное положение. Необходимо признать, что подобная конструкция чрезвычайно редкая для гражданского и арбитражного судопроизводства.

Общеизвестные признаки третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, говорят о том, что эти субъекты вступают в процесс, начатый другими лицами. При этом, по общему правилу (статья 43 ГПК РФ и статья 51 АПК РФ) они имеют право вступить в процесс до вынесения судом первой инстанции решения по делу. Вышеизложенное говорит о том, что и по исследуемой категории дел также бывшие третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могли и сами начать процесс или трансформироваться позже в деле, начатом другими лицами.

Говоря об инициативе на вступление в процесс, следует отметить, что из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что по таким категориям дел как защита прав и законных интересов группы лиц, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора (бывшие участники группы), вступают в дело в очень схожем порядке. Так, в обычном исковом производстве инициатива на вступление их в процесс может исходить как от суда и лиц участвующих в деле, так и само это лицо вправе заявить ходатайство о вступлении в процесс.

Далее, возникает вопрос о порядке заявления такого ходатайства и полномочиях суда на разрешение данного вопроса. Эти действия, с очевидностью требуют дополнительного законодательного урегулирования. Для участвующих в обычном исковом производстве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований отно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

сительно предмета спора действует общее правило, согласно которому их вступление в процесс оформляется самостоятельным просительным документом (заявлением, ходатайством), в котором указаны основания для вступления в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. При этом, если инициатором выступает суд или стороны, то заявление не требуется.

Говоря о делах по защите прав и законных интересов группы лиц, Г. Рябчиков отмечает, что «они должны обратиться в суд с соответствующим ходатайством» [3, с. 39.]. Соответственно такое ходатайство необходимо постольку, поскольку они своим волеизъявлением могут изменить свой процессуальный статус.

В связи с этим, следует вспомнить полномочия суда, которые могут быть реализованы при вступлении в процесс исследуемых участников. Так, по общему правилу их вступление в дело суд оформляет отдельным актом - определением (абз. 3 части 1 статьи 43 ГПК РФ; часть 3 статьи 51 АПК РФ). При этом, судебный акт (определение) о вступление в судопроизводство (или об отказе в допуске в процесс) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, подлежит самостоятельному обжалованию в арбитражном судопроизводстве (часть 3.1 статьи 51 АПК РФ). Однако по ГПК РФ такое судебное определение не подлежит обжалованию.

Далее, важным является обратить внимание на какой стороне (истцовой или ответной) вправе участвовать в судопроизводстве такие третьи лица? Как известно, у третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в гражданском и арбитражном судопроизводстве (статья 43 ГПК РФ, статья 51 АПК РФ) есть такой важный признак как участие в судопроизводстве на стороне либо истца, либо ответчика.

В делах о защите прав и законных интересов группы лиц истцом является группа лиц, в интересах которых действует лицо, которому поручено ведение соответствующего гражданского дела в интересах группы лиц. Вместе с тем, одним из основных условий рассмотрения дела в порядке главы 22.3 ГПК РФ и главы 28.2 АПК РФ является именно то, что «имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик» (п. 1 ч. 1 ст. 255.20 ГПК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 225.10 АПК РФ).

При этом, только в арбитражном процессуальном законодательстве имеется уточняющее нормативное положение, но только в главе, которая регулирует порядок рассмотрения дел по корпоративным спорам (глава 28.1 АПК РФ). Согласно

части 3 статьи 225.2 АПК РФ «в делах по корпоративным спорам о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок, об обжаловании решений органов управления юридического лица участник юридического лица вправе не присоединяться к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, а самостоятельно вступить в дело на сторонеистца (выделено Л.В.). В этом случае участник юридического лица пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Участник юридического лица, несогласный с заявленным требованием, вправе вступить в дело на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора» (выделено Л.В.).

Прямое легальное толкование вышеизложенных нормативных положений может привести к выводу о том, что третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, может участвовать в таких делах только на стороне ответчика.

Лицо, которое участвует на стороне истца названо как «самостоятельное». Конкретного указания в процессуальном законе о том какое процессуальное положение занимает названный субъект не содержится.

В научной литературе высказана позиция о рассмотрении данного «самостоятельного» лица как представителя. Так, Е.С. Радьяконов приходит к выводу о том, что «участник юридического лица вправе самостоятельно вступить в дело на стороне истца в качестве представителя» [4, с. 134].

По нашему мнению, признак «самостоятельность» в полном объеме отнести к судебному представителю не представляется возможным. Представитель по общему правилу в судопроизводстве действует от имени и в интересах других лиц (представляемых). Особенности процедуры защиты прав, свобод и законных интересов группы лиц наделяют представителя группы сложным статусом. Однако признать его как самостоятельного участника судопроизводства такого представителя сложно, ведь он действует и от имени, и в интересах группы лиц.

Соответственно вышеизложенное говорит в пользу того, что нормативные положения части 3 статьи 225.2 ГПК РФ и части 2 статьи 225.10-2 АПК РФ требуют совершенствования. Представляется необходимым указать в законодательстве то, что такое третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, может вступить в гражданский или арбитражный процесс на стороне только ответчика. В

этом проявляется особенность рассматриваемых процессуальных правоотношений.

При этом в остальном третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, участвующие в делах о защите прав и законных интересов группы лиц подпадают под общие правила правового регулирования процессуального и правового положения и им присущи традиционные признаки:

- участие в судопроизводстве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора обусловлено самостоятельным юридическим интересом;

- они имеют процессуальные права и обязанности как у стороны;

В частности, согласно части 1 статьи 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда. При этом третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если они приобретают права либо на них возлагается обязанность по условиям данного соглашения.

Согласно части 2 статьи 51 АПК РФ они «пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта. При этом такие лица вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если они приобретают права либо на них возлагается обязанность по условиям данного соглашения».

- при вступлении в процесс третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора течение процессуальных сроков, начинается с самого начала.

Важно в связи с рассматриваемыми вопросами обратить внимание на правовую конструкцию, содержащуюся в части 7 статьи 225.16 АПК РФ, в которой повторяются вышеуказанные положения. Так, «арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется принятое по требованию о защите прав и законных интересов группы лиц и вступившее в законную силу решение арбитражного суда и исковое заяв-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

ление, заявление поданы лицом, отказавшимся от заявления о присоединении к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц либо не воспользовавшимся правом присоединиться к данному требованию или вступить самостоятельно в дело на стороне истца (выделено Л.В.) или в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (выделено Л.В.), к тому же ответчику и о том же предмете, за исключением случаев, если арбитражный суд признает причины обращения указанного лица с самостоятельными исковым заявлением, заявлением уважительными».

Предложенная законодателем формулировка в части 7 статьи 225.16 АПК РФ, как и в части 3 статьи 225.2 АПК РФ - «вступить самостоятельно в дело на стороне истца» выглядит не законченной и требует конкретизации. Не понятно в каком качестве может вступить такое лицо в дело?

При этом, в данной статье речь идет и о третьих лицах, которые заявляют самостоятельные требования относительно предмета спора. Соответственно они тоже могут участвовать в делах о защите прав и законных интересов группы лиц.

Вышеизложенное подтверждает, что реалии нынешнего общества, обусловленные различными политическими и экономическими процессами, диктуют необходимость создания особенных процедур и отдельных механизмов для субъектов отечественного права, позволяющих реализовать право на судебную защиту, гарантированное статьёй 46 Конституции Российской Федерации, в рамках современных гражданского и арбитражного судопроизводства. При этом, такие механизмы должны быть четкими и легко применимыми на практике.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что представленные выше предложения по внесению изменений в действующее законодательство не

претендуют на безусловность и соответственно, следует признать, что требуются дальнейшие исследования обозначенных в настоящей работе вопросов.

Список литературы:

[1] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2022). // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3012.

[2] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 14.07.2022). // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.

[3] Рябчиков Г. Групповой иск в арбитражном процессе // Юридический справочник руководителя. 2021. № 3. С. 39 - 50.

[4] Раздьяконов Е.С., Тарасов И.Н. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (гл. 28.1) // Вестник гражданского процесса. 2020. № 5. С. 134 - 179.

Spisok literatury:

[1] Arbitrazhnyj processual'nyj kodeks Ros-sijskoj Federacii ot 24.07.2002 № 95-FZ (red. ot 11.06.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 22.06.2022). // Sobranie zakonodatel'stva RF. 29.07.2002. № 30. St. 3012.

[2] Grazhdanskij processual'nyj kodeks Ros-sijskoj Federacii ot 14.11.2002 № 138-FZ (red. ot 14.07.2022). // Sobranie zakonodatel'stva RF. 18.11.2002. № 46. St. 4532.

[3] Ryabchikov G. Gruppovoj isk v arbitrazhnom processe // YUridicheskij spravochnik rukovoditelya. 2021. № 3. S. 39 - 50.

[4] Razd'yakonov E.S., Tarasov I.N. Postatejnyj kommentarij k Arbitrazhnomu processual'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (gl. 28.1) // Vestnik gra-zhdanskogo processa. 2020. № 5. S. 134 - 179.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.