УДК 378.02 ББК 74.4
Езерская Елена Михайловна
преподаватель кафедра летательных аппаратов Оренбургский государственный университет г.Оренбург
Белоновская Изабелла Давидовна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра теории и методологии образования Оренбургский государственный университет г.Оренбург Ezersky Elena Mikhaelovna teacher chair of aircraft Orenburg state university Orenburg Belonovskaya Isabella Davidovna doctor of pedagogical sciences, professor
of chair of the theory and education methodology Orenburg state university Orenburg [email protected]
Новые характеристики инженерной компетентности специалиста: рискологическая подготовка New characteristics of engineering competence of the expert: riskologichesky preparation
В данной статье представлен анализ рисков инженерной деятельности. Установлены основные инженерные характеристики инженерной компетентности. Определенны виды рисков и условий риско логической подготовки прикладных бакалавров.
Risk analysis of engineering activity is presented in this article. The main engineering characteristics of engineering competence are established. Types of risks and conditions of riskologichesky preparation of applied bachelors are certain.
Ключевые слова: Инженерная компетентность, риск, управление риском, рискологическая подготовка, прикладной бакалавр.
Key words: Engineering competence, risk, management of risk,
riskologichesky preparation, applied bachelor.
Инженерная компетентность как необходимое качество современного
специалиста является феноменом конца ХХ века, но представление об этом ка-
111
честве формировалось в обществе на протяжении длительного исторического периода развития производительных сил и производственных отношений (Ю.Г. Фокин, Н.Н. Кудрявцев, В.Ф. Взятышев, Э.Ф. Зеер) и сопровождалось развитием системы инженерно-технического образования.
На рубеже XX и XXI века инженерная деятельность стала играть все возрастающую роль, что обусловлено постиндустриальным развитием общества, нарастанием роли человеческого капитала, глобальной значимостью решений, принимаемых и реализуемых инженерами в ходе создания искусственной окружающей среды - техносферы.
Современная инженерная деятельность характеризуется новыми требованиями к инженерным кадрам. Педагогика трактует инженерную компетентность как интегративное профессионально-личностное качество, включающее когнитивный, деятельностный и ценностный компоненты. Сущностью инженерной компетентности специалиста является его готовность решать актуальные и перспективные инженерные проблемы, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты профессиональной деятельности, необходимость постоянного самосовершенствования и ориентацию на профессиональную успешность.
В качестве основных организационно-педагогических условий формирования инженерной компетентности специалиста были установлены:
- развитие ценностного отношения к инженерной деятельности в процессе педагогического взаимодействия;
- интеграция региональных ресурсов науки, производства и образования на базе учебно-научно-производственного комплекса;
- организация системы непрерывной инженерно-технической подготовки специалистов и повышения квалификации преподавателей на базе учебно-научноинновационного комплекса, факультета повышения квалификации преподавателей, межрегионального центра повышения квалификации и переподготовки;
- соотнесенность профессиональных образовательных программ с ситуа-
циями применимости в мире инженерного труда;
- педагогическое содействие профессиональному самоопределению и саморазвитию специалиста. [2, с.97].
В условиях постиндустриального развития актуализировалась потребность в гуманистической концепции формирования инженерной компетентности специалиста. Предпосылки, современное состояние и тенденции формирования профессионально-личностных качеств специалиста обусловили разработку концептуальных основ формирования инженерной компетентности специалиста
Сущность инженерной компетентности специалиста определяется его готовностью решать актуальные и перспективные инженерные проблемы. К неотъемлемым характеристикам инженерной компетентности специалиста относятся осознание социальной значимости и личной ответственности за результаты инженерной деятельности, потребность в постоянном самосовершенствовании и ориентация на профессиональную успешность.
Рискологическая подготовка, таким образом, в условиях авиастроения, должна быть тесно связана с производством. В случае подготовки инженера с квалификацией прикладного бакалавра вопросы изучения рисков и управления рисками могут быть включены в программу производственной практики.
В Прикладном бакалавриате в условиях Оренбургской области такими базами практик с рискологической подготовкой могут стать ОАО «ПО «Стрела», ОАО «Оренбургские авиалинии», ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург».
Практика бакалавров на «ОАО «ПО «Стрела» будет включать разделы: «Анализ проектных технических рисков», на ОАО «Оренбургские авиалинии» разделы: маркетинг и кадровые риски.
Значительная длительность производственной практики прикладного бакалавра позволяет включить в программу аспекты управление риском, например: «Автоматическая технологическая подготовка в целях снижения технического риска», а также «Сетевые взаимодействия в производстве как средство снижения риска
территориальной распределенности участников производственного проекта».
т /* ч-/ ч-/
1аким образом анализ современной инженерной деятельности доказывает необходимость и образовательную возможность рискологической подготовки в условиях прикладного бакалавра.
Требования, предъявляемые к высококвалифицированным специалистам, определяются высоким уровнем технической оснащенности современного производства, появлением новых научных направлений, развитием рынков сбыта технологий, интернационализацией производств и технологий, интеллектуализацией труда.
В то же время в условиях отдельных отраслей промышленности указанные требования ужесточаются.
Исследования, проведенные Д.А. Климовым [3, с.58] показали, что авиастроительная промышленность, в состав которой входит самолетостроение, верто-летостроение и двигателестроение, является одной из наиболее высокотехнологичных отраслей промышленности России, но и обладающих высокой степенью рисков, что обусловлено рядом причин. Продукция авиастроительной промышленности составляет около 35% продукции обороннопромышленного комплекса страны. Общая численность занятых в отрасли превышает 400тыс. человек, которые работают на более чем 280 предприятиях, объединенных, в основном, в двух крупнейших интегрированных структурах: Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром». В настоящее время, несмотря на принимаемые меры государственного стимулирования, уровень развития авиационной промышленности России уступает показателям аналогичных отраслей в странах ЕС, а также США, Канады и Бразилии. В 2010-2011 г.г. в отечественном гражданском авиастроении сохранилась наметившаяся в последние годы отрицательная динамика. Так, объем производства гражданской авиационной техники в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом сократился на 1,6%, средне магистральных и дальнемагистральных самолетов на 30%.
В целом с учетом выпуска продукции военного назначения в 2010 г. ОАК произвела 75 самолетов (объем выпуска в 2009 г. составил 95 самолетов). При
этом мировыми лидерами - компаниями Airbus и Boeing в 2010 г. было выпущено 510 и 462 гражданских самолета соответственно. В январе- октябре 2011г. в авиационной промышленности наблюдалось снижение производства гражданской продукции на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. В самолетостроении снижение составило 6,3%, в вертолетостроении -18,7%: было произведено один среднемагистральный пассажирский самолет Ту-214, три ближнемагистральных пассажирских самолета SuperJet 100, два ближнемагист-ральных пассажирских самолета Ан-148, 48 вертолетов.
Выявленная отрицательная динамика развития отрасли во многом обусловлена тем, что фундаментальные проблемы авиастроительной промышленности остаются неразрешенными. В настоящее время деятельность большинства предприятий сконцентрирована на выпуске модификаций морально устаревшей техники. Исключение составляет лишь инновационный проект Sukhoi Superjet 100.
Данная ситуация определяет актуальность задачи повышения инновационной активности предприятий авиационной промышленности за счет интенсификации проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в условиях возрастания требований к надежности, безопасности, экономичности и экологичности авиационной техники, что связанно с различными видами рисков.
Реализация инновационных проектов в авиастроительной промышленности имеет ряд рискологических особенностей.
- технологически обособленный и малосерийный характер производства; постоянно увеличивающаяся науко-и капиталоемкость продукции; возрастание уровня международной интеграции производства при реализации инновационных проектов;
- длительный период, высокая стоимость и ресурсозатратность процесса разработки перспективной продукции;
- возрастание доли частных проектов,
- передаваемых на аутсорсинг;
- высокая доля государственного финансирования и поддержки научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Выделенные особенности обуславливают особую важность учета следующих классов рисков инновационных проектов в авиастроении:
1ГТ1 ^ О
. 1ехнический риск, характерный для этапов проектирования и проработки. Данный риск появляется в случае возникновения технических неточностей в документации изделий, нечеткости технологических ограничений. Эти риски связаны с недостаточным первоначальным пониманием сложности проблем, которые придется в дальнейшем решать.
2. Проектный риск связан с особенностями проектного управления и возникает в случаях несоблюдения графика и превышения бюджета проекта. В качестве основных факторов риска можно рассматривать сложность проекта и его структуру
3. Маркетинговый риск - это риск недополучения прибыли в результате снижения объема реализации или цены товара.
4. Кадровый риск связан с профессионально-деловыми и личностными качествами персонала и их использования.
5. Управленческий риск - набор нежелательных ситуаций, которые вызваны управленческими решениями.
6. Бюджетный риск характеризует отклонение фактически исполненных бюджетных доходов и расходов от первоначально запланированных при реализации инновационных проектов.
Снижение степени риска определяется возможностями управления риском на предприятии.
В этой связи представим специфику управления рисками в авиастроении.
По мнению Л. Скамай управление риском можно определить как процесс подготовки и реализации мероприятий, цель которых - снижение опасности принятия ошибочного решения и уменьшения возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых предпринимателем решений [4, с.21].
Таким образом, рискологическая подготовка инженера должна включать
изучения возможных негативных производственных факторов, уровень их значимости и возможный ущерб проявления этих факторов.
При выявлении и оценке рисков существенными по влиянию оказываются как внешние непредсказуемые события, так и внутренние технические и технологические факторы.
При снижении степени рисков существенными по влиянию оказываются разработка системы реагирования на рисковые события и планирование этого процесса, т.е. автоматизация управления рисками на базе построения экспертной системы принятия решений с элементами управления рисками, как показано на рисунке 1. [5, с. 4].
Управление рисками
Внешние непредсказуемые события Страхование рисков
Внешние предсказуемые, но с высокой степенью неопределенности события Анализ воздействия
Внутренние (не технические) события Планирование реагирования на рисковые события
Внутренние технические факторы Система реагирования на рисковые события
Юридические и правовые факторы Использование данных по рискам
Рисунок 1 - Схема управления рисками 117
Исследование публикаций зарубежных и российских авторов показало, что большинство из них выделяет в процессе управления рисками два обязательных этапа: анализ рисков и выбор методов воздействия на риски, каждый из которых, предполагает использование различных мероприятий (компенсации, диверсификации, локализации риска; уклонения от рисков и т.д.)
В то же время выбор эффективной совокупности методов управления рисками различных проектов определяется экономической ситуацией, отраслевой спецификой и особенностями конкретного предприятия, описываемыми, например, такими параметрами, как структура внешних и внутренних логистических каналов; уровень автоматизации производства; квалификация персонала на предприятии; территориальная распределенность участников проекта; уровень финансовой устойчивости предприятия; продолжительность инновационного проекта; стоимость заемного капитала; уровень сложности проекта; вероятность возникновения рисковой ситуации; этап реализации проекта и др.
На основе анализа данных параметров авиационное предприятие должно осуществлять разработку и внедрение комплексной системы управления рисками различной деятельности с учетом стадии проекта, характеристик риска, стратегии управления рисками. Исследование специфики управления рисками должно стать одной из задач подготовки инженерных кадров.
Библиографический список
1. Белоновская, И.Д. Формирование готовности будущего инженера к управлению производственно - технологическими рисками [Текст]/ И.Д. Белоновская, Е.М. Езерская // Инновационная интегрированная система профессионального образования : проблемы и пути развития : материалы Все-рос. науч. конф., Красноярск, 2010. - С. 7-9.
2. Белоновская, И.Д. Многоуровневое образование в регионе и формирование инженерной компетентности специалиста [Текст]/ И.Д. Белоновская //Вестн. Оренбург. гос. ун-та. - 2006. - № 1. - С. 95-100.
3. Климов, Д.А. Метод организации управления инновационными проектами в авиастроительной промышленности [Текст]/Д.А. Климов //Вестник Российской Академии естественных наук -2012 -№1 -С. 57-59.
4. Скамай, Л. Управление финансовыми рисками [Текст]/Л. Скамай // РИСК, - 2000, - №3-4, с. 20-26
5. Старков, Д.А. Концепция управления рисками в производственной инфраструктуре. [Текст]/ Д.А. Староков, Н.З. Султанов // В кн.: Тезисы докл. IV Российской научно-техн. конф. «Прогр. методы экспл. и рем. трансп. средств».
- Оренбург: ОГУ, 1999. - 4 с.
Bibliog^phy
1. Belonovsky, I.D. Formation of readiness of future engineer for management is production - technological hazards of [Text] / I.D. Belonovsky, E.M.Ezerskaya//the Innovative integrated system of professional education: problems and development ways: materials of All-Russian scientific conference. - Krasnoyarsk, 2010 - P. 7-9.
2. Belonovsky, I.D. Mnogourovnevoye education in the region and formation of engineering competence of the expert of [Text] / I.D. Belonovsky// Messenger of the Orenburg state university. - 2006. - №1. - P. 95-100.
3. Klimov, D.A. Metod of the organization of management of innovative projects in the aircraft manufacturing industry of [Text] / D.A. Klimov// Messenger of the Russian Academy of natural sciences. -2012. - №1 - P. 57-59.
4. Ckamai, L. Upravleniye financial risks [Text]/ L. Ckamai //RISK. - 2000, -No. 3-4. - P. 20-26
5. Starkov, D.A. Kontseption of risk management in production infrastructure. [Text]/ D.A. Starokov, N.Z. Sultanov//In book: Russian scientific and technical conference "Program Methods of Operation and Repair of Vehicles". - Orenburg: Regional public institution, 1999. - 4 p.