Научная статья на тему 'Новые грани сотрудничества'

Новые грани сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходько В., Петрова Л., Макаренко Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые грани сотрудничества»

\

Ю1Р

5ер1етЬег, 7-10, 2008

Ч—' lJ.ll 4......................................................................................................¿Щ^'ШШ!

371Ь 1п(егпайопа1 Ю1Р вутроэшт ш Мовсо^г

Новые грани сотрудничества

В. ПРИХОДЬКО, чл. - корр. РАН, ректор Л. ПЕТРОВА, профессор Е. МАКАРЕНКО, доцент Московский автомобильно-дорожный институт (1Т У)

Успешное выполнение высшей школой своих функций по подготовке квалифицированных специалистов определяется в первую очередь качеством научно-педагогических кадров. В подготовке инженерных кадров ведущая роль принадлежит преподавателям технических дисциплин. Современной высшей технической школе необходимы преподаватели, способные применять передовые педагогические подходы к подготовке специалистов на базе бы-строразвивающихся информационных и коммуникационных технологий. В настоящее время повышение педагогического мастерства преподавателей технических дисциплин является особенно важным, так как перед инженерными вузами стоит задача внедрения инновационных методов и технологий обучения для подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям. Целью повышения квалификации преподавателей высшей школы становится, таким образом, развитие педагогических компетенций, включающих знание основ педагогики и психологии, владение современными формами, методами, средствами и технологиями обучения.

Одной из главных задач отечественного образования является интеграция современной России в мировое образовательное пространство. Российская Федерация имеет прочные основы для сотрудничества с Европейским союзом (ЕС). Основными документами, определившими курс на развитие интеграционных процессов в Европе в области образования и концепцию созда-

ния единого европейского пространства высшего образования, являются Болонс-кая (1999 г.), Лиссабонская (2000 г.) и Копенгагенская (2002 г.) декларации [1].

Одним из ключевых направлений Болон-ского процесса является развитие академической мобильности. Согласно Болонской декларации в качестве основных мер предусматривается преодоление препятствий на пути свободного перемещения студентов, преподавателей и исследователей как внутри своей страны, так и за ее пределами. Необходимым условием активизации мобильности является обеспечение доступа сотрудников академической сферы в зарубежные университеты для получения образования, практической подготовки, повышения квалификации.

Академическая мобильность способствует интеграции различных систем образования, их взаимному обогащению, ее развитие является важным фактором в формировании глобального образовательного пространства, играет положительную роль в модернизации национальных систем образования. Мобильность университетских работников и студентов - основной компонент и условие успешного партнерства университетов, важнейший механизм межкультурного взаимодействия.

Особенно актуальной для российских вузов является проблема мобильности профессорско-преподавательского состава и вузовских менеджеров. Повышению профессиональной квалификации университетских сотрудников препятствуют дефи-

цит современного исследовательского и учебного оборудования, ограниченный доступ к современным научным изданиям и международной периодике, редкие возможности участия преподавателей в международных конференциях, симпозиумах. Основными барьерами в активизации мобильности преподавателей и профессуры являются языковой, организационный и финансовый. Последний является, пожалуй, наиболее серьезным, поскольку как личные доходы преподавателей, так и финансовые возможности университетов не могут обеспечить участие российских преподавателей в мобильности наравне с западноевропейскими.

Одним из способов поддержки Европейской комиссией (ЕК) национальных систем образования является финансирование специальных международных программ с участием различных государств, в том числе стран постсоветского пространства. Наиболее широко известными образовательными программами ЕК являются TEMPUS, ERASMUS MUNDUS, LEONARDO, SOCRATES.

В 2001 г. Европейским советом были сформулированы основные цели в области образования до 2010 г., среди которых -улучшение образования преподавателей, создание гибкой системы переподготовки кадров с использованием современных технологий и обеспечение академической мобильности [2]. В марте 2004 г. Комиссия европейских сообществ приняла коммюнике «Новое поколение образовательных программ Европейского сообщества после 2006 года», где изложены ее основные приоритеты относительно программ мобильности и сотрудничества в области образования, которые приходят на смену SOCRATES, LEONARDO, TEMPUS-III после их завершения в 2006 г.

Программы нового поколения базируются на новой Единой программе по мобильности и сотрудничеству в рамках обучения в течение всей жизни для стран - членов Европейского союза и стран-кандидатов. В

ее структуру входят программы COMENIUS (для школьного образования), ERASMUS (для высшего образования и повышения квалификации), LEONARDO DA VINCI (для начального и продолжающегося профессионально-технического образования и обучения), GRUNDTVIG (для обучения взрослых и поддержки мобильности специалистов). Кроме того, предусмотрены трансверсальная программа, нацеленная на развитие политики, изучение языков, распространение новых информационно-коммуникационных технологий и их результатов, и программа JEAN MONNET, направленная на содействие интеграции высшего образования и научных исследований.

Наиболее известной, масштабной и продолжительной является европейская образовательная программа межуниверситетского сотрудничества TEMPUS, которая реализуется с 1990 г. С тех пор она претерпевала неоднократные структурные и организационные изменения. С 2000 по 2007 гг. - это период действия программы TEMPUS-III, с 2008 г. начата реализация программы TEMPUS-IV, которая отличается от предыдущей более широкой сферой сотрудничества и более значительными объемами финансирования.

TEMPUS - программа ЕК, нацеленная на развитие и совершенствование систем высшего образования в странах-партнерах на основе сбалансированного сотрудничества с учебными заведениями и другими институтами из стран - членов ЕС. В самом названии программы заложена ее направленность на развитие трансъевропейской мобильности в сфере университетского образования: TEMPUS - Trans-European Mobility Program for University Studies. Программа реализуется путем предоставления грантов международным консорциумам университетов на выполнение проектов, нацеленных на реформы в системах образования стран-партнеров в соответствии с декларируемыми национальными приоритетами.

До 2007 г. деятельность программы TEMPUS осуществлялась в виде предоставления грантов на индивидуальную мобильность, реализации совместных европейских проектов, а также проектов по структурным и дополнительным мероприятиям. Основными формами деятельности стартовавшей в 2008 г. программы TEMPUS-IV являются совместные проекты (JP) и проекты по структурным мерам (SM).

В рамках программы TEMPUS-III за пятилетний период с 2002 по 2007 гг. интернациональными коллективами, состоящими из университетов Австрии, Германии, России и Украины, успешно реализованы проекты, посвященные проблемам совершенствования инженерно-педагогического образования в российских и украинских технических университетах, укрепления региональной и международной интеграции, развития академической мобильности. Весомым фактором успеха этих проектов явилась скоординированная деятельность международного консорциума, ядро которого составляли Университет Клаген-фурта (Австрия) с его признанной европейской инженерно-педагогической школой и Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ), выполнявший функции координатора проектов.

Первым шагом во внедрении передовых инженерно-педагогических методов в технических университетах России и Украины явился совместный европейский проект DIERUU «Распространение инженерно-педагогических инноваций в региональной сети российских и украинских технических университетов», стартовавший в 2002 г. [3]. Отличительной особенностью этого проекта было участие значительного числа университетов из различных регионов стран-партнеров: в проекте задействовано 13 российских университетов с Дальнего Востока, из Сибири (Новосибирск, Красноярск, Томск), с Алтая (Барнаул), Урала (Пермь), из средней полосы России (Тамбов, Казань), из Москвы и Санкт-Петербурга, а также три украинских универси-

тета из Харькова и Одессы. Такая широкая география способствовала достижению главной цели проекта - укреплению российско-украинской сети инженерно-педагогического образования.

Основным «вещественным» результатом проекта DIERUU стал модульный курс «Инженерная педагогика», который преследует цель предоставить преподавателям инженерных дисциплин конкретные знания и рекомендации по методике и практике передачи технических знаний. В его основе - классический курс «Инженерная педагогика », автор которого - профессор Университета Клагенфурта Адольф Мелеци-нек. Усилиями группы разработчиков была проведена детальная работа по отбору новейших европейских методик и учебных программ, анализу передового инженерно-педагогического опыта и адаптации базового курса с учетом национальных и региональных особенностей российской и украинской систем высшего технического образования. Результатом этой работы стал комплекс из семи модулей, изданный в виде учебного пособия для подготовки преподавателей (рис. 1).

Материалы модульного курса содержат информацию, адресованную преподавателям инженерных дисциплин (как обладающим существенным педагогическим опытом, так и не имеющим специального педагогического образования), для более эффективной организации учебного процесса и осуществления педагогического самообразования.

Основной формой отработки модульного курса и подготовки преподавателей стали интенсивные тренинги с участием тренеров из российских и украинских университетов, проводимые профессорами и экспертами европейских, российских и украинских партнеров проекта. В качестве тренеров в каждом из университетов-партнеров были отобраны по два молодых преподавателя с профессиональной подготовкой в одной или нескольких технических дисциплинах и наличием стартовых компетен-

Рис. 1. Разработка модульного курса «Инженерная педагогика» в рамках

проекта DIERUU

ций в инженерной педагогике, владеющих иностранным языком, заинтересованных в освоении новых педагогических методик и способных к международным контактам, большинство - с ученой степенью кандидата наук. Наиболее значимым результатом этих тренингов стало приобретение тренерами реальных практических навыков преподавания с применением современных методик. Тренеры не только овладели усовершенствованными знаниями, необходимыми в их педагогической деятельности, но и получили достаточную квалификацию для преподавания разработанного модульного курса другим преподавателям.

Подготовка тренеров стала ключевым фактором внедрения и распространения разработанного курса в университетах. Механизм распространения инженерно-педагогических компетенций заключался в поэтапном совершенствовании и внедрении модульного курса. Тренеры, подготовленные на 1-м этапе проекта (фаза разработки), передавали полученные навыки моло-

дым преподавателям в своем университете путем проведения экспериментальных занятий. Сформулированные по результатам занятий предложения слушателей и тренеров стали важным фактором обратной связи с разработчиками модулей: они легли в основу усовершенствованного модульного курса. На следующем этапе (фаза внедрения) вторая волна тренеров прошла тренинг по усовершенствованному курсу, за которым последовало внедрение модулей в этих университетах. Таким образом, к моменту окончания проекта в 2005 г. каждый из 16 университетов-партнеров обладал квалифицированным педагогическим персоналом, оснащенным необходимыми методическими материалами, способным к использованию полученных навыков в практической деятельности и к их внутреннему распространению. Квалификация 32 тренеров подтверждена присуждением им дипломов ING-PAED Ю1Р (Международного общества инженерной педагогики) и присвоением званий международного преподавателя

инженерного вуза. Всего в процедуре опробования и внедрения курса участвовали 105 преподавателей, среди них 1 профессор, 31 доцент, 8 старших преподавателей, 65 ассистентов и аспирантов. Такое овладение инженерно-педагогическими знаниями и навыками профессорско-преподавательским составом каждого университета можно назвать распространением вглубь.

Другой аспект этого процесса - распространение современных методик инженерной педагогики вширь, т.е. формирование устойчивой и самоподдерживающейся международной и региональной сети, обеспечивающей совершенствование инженерного образования. Основой этой сети стали участники проекта: 16 российских и украинских университетов и западные университеты - члены консорциума. Укрепление и расширение сети происходит на трех уровнях: на национальном - посредством обмена опытом внутри каждой из стран-участниц проекта, на региональном - путем сотрудничества между Россией и Украиной и на международном - за счет усиления связей между российско-украинской сетью университетов и университетами стран ЕС.

В результате выполнения проекта DIERUU создан задел для инициации новых проектов. В ходе выполнения проекта налажены тесные контакты между университетами России, Украины и европейских стран (Австрии, Германии, Голландии), что явилось предпосылкой для дальнейшей совместной работы. Не случайно участниками следующих проектов стали партнеры по проекту DIERUU как от России и Украины, так и от стран ЕС, причем представители восточных университетов уже имели продвинутый уровень инженерно-педагогической квалификации.

Выполнение проекта DIERUU и, в частности, опрос подготовленных тренеров, показали насущную необходимость в повышении квалификации преподавателей в области владения мультимедийными средствами обучения и в получении базовых навыков самостоятельной разработки элек-

тронных учебных материалов. Именно эти задачи поставлены для решения в ТЕМРШ-проекте TREM «Подготовка преподавателей к разработке электронных учебных материалов», выполнение которого началось в 2005 г. [4].

Использование возможностей мультимедиа-технологий для расширения спектра методических средств, используемых в учебном процессе, является новой важной задачей современного этапа развития в сфере образования. С одной стороны, налицо настоятельная потребность технической школы в разработке качественных и доступных мультимедийных материалов, с другой - у преподавателей наблюдается явная недостаточность квалификации и компетенций, необходимых для работы с такими материалами.

В настоящее время в российских технических университетах понятие «мультимедийный учебник» стало привычным. Электронные учебники и мультимедийные обучающие материалы используются во время лекций или практических занятий, кроме того, студенты могут применять их для самоподготовки. Разрабатывается множество новых мультимедийных материалов по различным техническим дисциплинам, существенно увеличилось количество компьютерной техники. Поэтому для преподавателей насущной необходимостью становится получение специальных знаний для участия в разработке электронных учебников и для эффективного использования мультимедийных продуктов.

В консорциум проекта TREM вошли российские участники проекта DIERUU, обладающие существенным опытом разработки мультимедийных обучающих средств: МАДИ (ГТУ) в качестве координатора, Московский государственный агро-инженерный университет им. В.П. Горяч-кина, Московский государственный институт стали и сплавов (ТУ), Тамбовский государственный технический университет. В качестве европейских партнеров выступи-

ли Университет Клагенфурта и Высшая техническая школа г. Карлсруе (Германия).

Целью проекта TREM являлось создание инновационной образовательной программы кратковременной подготовки преподавателей технических дисциплин в рамках «обучения в течение всей жизни ». Эта программа посвящена повышению квалификации преподавателей при разработке электронных учебных материалов. Ее результатом стал тренинг-курс по методике создания электронных учебников для технических дисциплин (EMD-курс) (рис. 2).

Создание EMD-курса началось с формирования группы разработчиков, в качестве которых были отобраны по три преподавателя из партнерских университетов - специалисты по компьютерным технологиям. Разработчики проанализировали существующие мультимедийные платформы, на базе которых создаются электронные учебные пособия, и определили основные компоненты программной среды, наиболее

эффективно используемые при создании мультимедийных продуктов для обучения. Специально для разработчиков были организованы тренинги в европейских университетах с целью повышения их квалификации в области применения современного программного обеспечения для визуального представления материала, создания интерактивных элементов и т.д.

Кроме того, была сформирована команда преподавателей - потенциальных заказчиков мультимедийного учебного пособия по своей технической дисциплине. При создании электронного учебника они должны самостоятельно определить его структуру, подобрать необходимые материалы для содержательной части, представлять себе, как будут выглядеть демонстрационные материалы, т.е. должны грамотно сформулировать задачи перед разработчиками. Отработка взаимодействия преподавателя с разработчиком была одной из задач при создании курса,

Рис. 2. Разработка EMD-курса в рамках проекта TREM

для чего была проведена серия совместных тренингов.

Основными итогами проекта явились материалы курса «Разработка электронных учебников» в текстовом и электронном формате и подготовка квалифицированных кадров для использования и внедрения этого курса. Учебное пособие по EMD-курсу включает конкретные рекомендации для преподавателей по работе с мультимедийными средствами обучения, основные методические приемы разработки электронных учебников и адаптированное для неспециалистов руководство по использованию наиболее популярных стандартных программных средств для создания мультимедийных продуктов. В него вошли несколько созданных фрагментов мультимедийных учебных пособий по конкретным техническим дисциплинам в качестве примеров для дальнейшего обучения преподавателей и их самоподготовки.

Команды преподавателей из четырех российских университетов, обладающие необходимыми навыками для преподавания EMD-курса и владеющие приемами разработки электронных учебников по техническим дисциплинам, являются источниками распространения и внедрения курса в своих вузах.

Таким образом, законченный в 2006 г. проект TREM - это важный шаг в повышении профессиональных навыков российских преподавателей технических дисциплин в применении и разработке современных технических и электронных средств обучения.

Трехлетний совместный европейский ТЕМРШ-проект MULTICEP «Разработка мультимедийного учебного курса для российского и украинского инженерно-педагогического образования» [5] начался в 2005 г. практически одновременно с проектом TREM и во многом перекликался с ним по содержанию выполняемой работы.

Для реализации проекта MULTICEP в консорциум объединились университеты Австрии, России и Украины, имевшие опыт

участия в DIERUU: Университет Клаген-фурта (получатель гранта), МАДИ (ГТУ) (координатор), Тамбовский государственный технический университет, Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет. К ним присоединился Ба-ухаус Университет г. Веймара (Германия), обладающий большим опытом в создании и применении мультимедийных учебных материалов для технических дисциплин.

В ходе выполнения проекта разработан комплекс средств, необходимых для обучения и переподготовки преподавателей техническихдисциплин на самом современном уровне. Материалы MULTICEP-комп-лекса представляют собой принципиально новое учебное издание не только по содержанию, но и по форме подачи материала. Комплекс состоит из:

• учебника «Инженернаяпедагогика» на традиционном бумажном носителе;

• мультимедийной версии учебника «Инженерная педагогика» на DVD;

• методических рекомендаций по созданию мультимедийных учебных материалов.

Применение мультимедийных средств в учебном процессе является неотъемлемым элементом современных образовательных технологий. На это неоднократно указывалось в журнале «Высшее образование в России », в частности в статье Дж.Б. Става [6].

Формирование единой концепции MULTICEP-комплекса, регламентирующей его структуру, содержание и подходы к его разработке, потребовало тщательного анализа потребностей высшей технической школы России и Украины и возможностей перенять современные достижения европейской системы образования.

Для реализации утвержденной концепции сформированы группы разработчиков и дизайнеров (рис. 3).

Основной задачей разработчиков было наполнение содержательной части модулей, подготовка текстового варианта учебника «Инженерная педагогика» и материалов для его электронной версии. Задача

Рис. 3. Разработка учебно-методического комплекса MULTICEP

группы дизайнеров - разработка мультимедийного варианта учебника «Инженерная педагогика», выбор программной среды и необходимого программного обеспечения для его компонентов. Отбор разработчиков и дизайнеров проводился из молодых преподавателей российских и украинских технических университетов - участников проекта на основе специально выработанных критериев. Для разработчиков таковыми были базовые навыки в инженерной педагогике, опыт применения компьютерной техники в учебном процессе, владение английским или немецким языком, опыт участия в международных проектах. Дополнительными критериями для дизайнеров являлись профессиональные навыки в области информационных технологий, опыт разработки мультимедийных средств для учебного процесса. В результате отбора был сформирован коллектив профессионалов, заинтересованных в создании

электронного учебника нового поколения и его внедрении в учебный процесс. Ключевыми факторами, обеспечившими слаженную совместную работу разработчиков и дизайнеров, явились их эффективное взаимодействие как в объединенной группе, так и в микроколлективах внутри своего университета, способность к работе в команде, высокий профессионализм, энтузиазм и креативность.

Необходимым условием успешного выполнения задач проекта стала углубленная подготовка разработчиков и дизайнеров для повышения их квалификации и освоения передового опыта европейских партнеров. Такая подготовка осуществлялась путем проведения тренингов и рабочих встреч, которые состоялись в университетах Германии и Австрии. Тренинги проводили ведущие специалисты университетов - участников проекта, к ним подключались внешние эксперты по мультимедиа и дистан-

ционному обучению. Представители группы разработчиков имели возможность участвовать в ежегодных Ю1Р-симпозиумах и знакомиться с самыми последними достижениями в области инженерного образования. Приобретенный опыт и знания в немалой степени пригодились преподавателям для представления учебных материалов на качественно новом уровне.

Разработанный мультимедийный учебный курс MULTICEP предназначен для подготовки и повышения квалификации преподавателей технических дисциплин, а также для их самоподготовки. Основной задачей учебного курса является овладение преподавателями навыками:

• грамотной постановки целей дисциплины, лекции, отдельного занятия;

• обоснованного выбора и правильного структурирования учебного материала, соответствующего целям занятия, с учетом социальной и психологической специфики аудитории обучаемых;

• подготовки демонстрационных учебных материалов, включая мультимедийные презентации, составление текста лекции;

• выбора технических средств обучения в соответствии с целями и задачами дисциплины и их рационального использования в учебном процессе;

• организации контроля знаний на каждой стадии учебного процесса, включая подготовку материалов для контроля и анализ эффективности обучения;

• использования технологий разработки мультимедийных учебных материалов.

Мультимедийный учебник «Инженерная педагогика » состоит из 10 модулей, в основу семи из них положено содержание модульного курса, разработанного в рамках проекта DIERUU. Структура мультимедийного учебника включает лекционные материалы, практикумы, методические материалы, контрольные задания. Для всех элементов предлагается звуковое сопровождение, визуальные демонстрационные материалы, включая видеофрагменты реальных эпизодов учебного процесса в груп-

пе. Предусмотрена возможность работы в интерактивном режиме, что создает условия для самоконтроля обучающихся.

Использование мультимедийного учебника в учебном процессе, с одной стороны, повышает эффективность подготовки преподавателей, с другой - показывает им преимущества использования электронных средств обучения.

Составной частью MULTICEP-комп-лекса являются мультимедийные учебные классы, оборудованные на средства проекта в трех университетах-партнерах. Классы оснащены самой современной техникой в соответствии с европейскими стандартами, включая компьютерное оборудование 12 рабочих мест обучающихся, рабочего места преподавателя, необходимые средства визуализации и работы с аудиторией. Такие классы могут эффективно использоваться как для подготовки преподавателей с использованием мультимедийных материалов MULTICEP-курса, так и для работы студенческих групп.

Важным условием освоения созданных материалов явилось обучение целевых групп молодых преподавателей и аспирантов работе с MULTICEP-к:омплек:сом. Группа преподавателей технических дисциплин из партнерских университетов после серии тренингов в европейских университетах приобрела квалификацию тренеров, которые способны передавать свои навыки использования MULTICEP-комплекса другим преподавателям. В рамках двухнедельного тренинга аспирантов технических специальностей его участники - будущие научные работники и преподаватели - приобрели навыки применения и создания мультимедийных средств для учебного процесса и исследовательской работы на основе комплекса. Всего в рамках пилотных учебных сессий по курсу MULTICEP подготовлено 15 преподавателей продвинутого уровня, 34 преподавателя базового уровня и 7 аспирантов. Прошедшие обучение преподаватели провели по своим техническим дисциплинам демонстрационные лек-

ции с использованием приемов, отработанных в рамках MULTICEP-курса. Таким образом реализуется принцип внедрения новых инженерно-педагогических приемов и подготовки квалифицированных преподавательских кадров в отдельных университетах. В целях более широкого распространения разработанных инноваций для заинтересованных преподавателей проводятся специальные тренинги по MULTICEP-комплексу с передачей им разработанных учебных материалов.

Анализ выполнения проектов убедительно показал, что одним из главных факторов достижения проектных результатов является активная академическая мобильность сотрудников российских и украинских университетов. Основными видами деятельности участников мобильности, организованной в рамках проектов, являлись интенсивные тренинги преподавателей и аспирантов по повышению квалификации и отработке профессиональных навыков преподавания новых курсов, краткосрочные визиты по освоению передового европейского опыта, семинары по разработке новых учебных материалов, конференции с участием руководителей и топ-менеджеров университетов - участников консорциума, административные совещания.

Всего в процессах мобильности в рамках трех выполненных ТЕМРТО-проектов

приняли участие 127 человек, большинство из которых (76%) - молодые преподаватели технических дисциплин и аспиранты, готовящиеся к преподавательской деятельности, а также административный персонал (24%), задействованный в управлении проектной деятельностью и организации академической мобильности.

Во время выполнения проектов осуществлено в целом 325 «потоков» мобильности (персональных поездок), в основном это внешние «потоки » из стран-партнеров (России и Украины) в страны ЕС (73%). Именно эти поездки позволили российским и украинским преподавателям - разработчикам курсов перенять и использовать передовой инженерно-педагогический опыт, накопленный в европейских университетах, приемы создания современных мультимедийных учебных материалов, практику применения новейшего программного обеспечения. Кроме того, при разработке новых курсов и учебных материалов следовало учесть специфику и своеобразие национальных инженерно-педагогических традиций. Поэтому необходимыми были прямые контакты российских и украинских участников между собой, что отразилось в «потоках» внутренней мобильности в странах-партнерах (27% от общего числа).

Интенсивные процессы мобильности, реализуемые в рамках ТЕМРТО-проектов,

потребовали создания специальной административной структуры - Центра академической мобильности, формирование которого было одной из задач проекта MULTICEP. В задачи Центра входит разработка программ обучения за рубежом, поддержка совместных программ с зарубежными университетами и расширение контактов с ними, подготовка международных проектов, связанных с обеспечением мобильности. В ходе тренинга, проходившего в международном офисе Университета Клагенфурта, сотрудники центра получили специальные знания по различным видам программ студенческого и преподавательского обмена, системам взаимозачета полученных знаний, а также по основам менеджмента в сфере академической мобильности. Практическая деятельность Центра заключается в организационном содействии мобильности преподавателей, студентов и сотрудников университетов, в формировании баз данных участников мобильности, комплектовании групп и отборе участников по специально вырабатываемым критериям. В зависимости от задач, стоящих перед формируемой группой, при отборе участников международной мобильности в сфере инженерного образования могут учитываться разного рода критерии (возраст - для обеспечения устойчивости достигнутых результатов во времени, уровень требований к профессиональной квалификации, наличие ученой степени, уровень владения компьютерными средствами, опыт международных контактов и т.п.).

Обязательным критерием отбора участников академической мобильности является владение иностранным языком, прежде всего английским. Анализ формируемых групп показывает, что многие преподаватели с высокой профессиональной квалификацией в российских и украинских университетах обладают недостаточным знанием иностранных языков, что препятствует эффективной академической мобильности. Поэтому особый интерес представляет организация специальных программ по-

вышения «языковой» квалификации в университетах Европы. Следует отметить, что работа Центра академической мобильности МАДИ (ГТУ) в этом направлении уже дала свои плоды. В 2007 г. консорциум во главе с Университетом Клагенфурта при участии МАДИ (ГТУ) как координатора и еще трех российских университетов выиграл грант Европейской комиссии на выполнение нового ТЕМРТО-проекта ILAN, задачей которого является разработка инновационных курсов по иностранному языку для нескольких целевыхгрупп: преподавателей технических дисциплин, аспирантов, студентов магистерской подготовки и управленческого персонала университетов, а также повышение квалификации преподавателей иностранных языков в технических университетах. Проект предполагает активное участие представителей целевых групп в процессах мобильности для освоения прогрессивного европейского опыта в преподавании иностранных языков и отработки нового курса.

Центр академической мобильности провел социологическое исследование влияния ТЕМРТО-проектов на развитие профессиональных и педагогических компетенций преподавателей на базе экспертного опроса участников проекта MULTICEP. Было опрошено 42 преподавателя технических дисциплин, представителя российских и украинских вузов.

Подавляющее большинство респондентов (85%) впервые приняли участие в ТЕМРТО-проекте. Уровень знакомства с инженерной педагогикой до участия в проекте у многих был невысок: 31% преподавателей впервые узнали о ней только благодаря проекту, 43% лишь слышали о ней, но профессионально не владели. Однако более детальное изучение этой дисциплины в рамках проекта помогло участникам оценить важность инженерно-педагогических знаний и использовать их в своей профессиональной деятельности. На вопрос: «Что Вы считаете для себя наиболее важным и значимым в этом проекте?» - боль-

шинство экспертов ответили, что в первую очередь - это именно изучение инженерной педагогики. Кроме того, значимыми результатами проекта для респондентов стали повышение профессиональной квалификации и освоение новых мультимедийных средств обучения. Тот факт, что подавляющее большинство опрошенных (92%) посчитали для себя полезным участие в проектах, свидетельствует о необходимости активизации академической мобильности для дальнейшего развития инженерно-педагогических знаний и компетенций.

Реализация совместных проектов TEMPUS способствует развитию научно-технического потенциала стран-партнеров, предоставляет возможность национальным образовательным системам, с одной стороны, лучше адаптироваться к новым обучающим технологиям и, с другой - сохранить свои фундаментальные традиции, поделиться с европейскими партнерами накопленным опытом и тем самым решить важнейшие задачи в сфере образования.

Литература

1. См.: Формирование общеевропейского

пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. - М., 2004.

2. См.: Дмитриев Н.М, Талонов А.В., При-

ходько В.М, Павлихин Г.П, Федоров И.В. Формирование научно-образовательного пространства Россия - Европейский союз. - М., 2008.

3. См.: Dissemination of Pedagogical Innovation

of Engineering Education in Russian and Ukrainian Universities / Tempus-Project DIERUU. - European Commission, 20022004.

4. См.: Teachers Training on Electronic Manual

Development / Tempus-Project TREM. -European Commission, 2005-2006.

5. См.: Curriculum Development of Multimedia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Course for Russian and Ukrainian Engineer-Pedagogical Education / Tempus-Project MULTICEP. - European Commission, 20042007.

6. Став Дж. Б. Общеевропейский образова-

тельный проект: опыт использования аудио- и видеосредств связи // Высшее образование в России. - 2007. - № 4.

Н. ЧИТАЛИН, профессор, зам. директора по научной работе А. ЧУГУНОВ, доцент Е. МАТУХИН, профессор Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО (г. Казань)

Теоретические исследования в области инженерной педагогики и педагогики инженерного образования, выполненные в рамках школы инженерной педагогики ЦППКП КГТУ, внесли значительный вклад в развитие этого молодого направления профессиональной педагогики. Многие результаты этих исследований и имена их авторов получили широкую и заслуженную известность среди академической общественности российских технических вузов. В подбор-

Проблема обновления содержания и технологий высшего технического образования

ке статей творческого коллектива ЦППКП КГТУ [1] отмечено, что «стержнем содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы выступает инженерная педагогика». Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях инженерная педагогика является также и стержнем формирования (отбора) содержания подготовки инженеров к инновационной деятельности в рамках мегапроектов, интегрирующих твор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.