Научная статья на тему 'Новые городские общественные центры'

Новые городские общественные центры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный общественный центр / городской ландшафт / реконструкция / масштаб пространства / книжный клуб / библиотека / social public centres / city landscapes / reconstruction / scale of the landscape / book club / library

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Некрасов Андрей Борисович

В статье обозначаются новые потребности жителей города в общественных центрах нового поколения, где можно было бы интересно и с пользой провести свободное время, культурно обогатиться, где жители всех возрастных групп могли бы удовлетворить свои потребности в новых знаниях, общении, информации. Анализируются результаты проектного эксперимента среди студентов III курса в рамках традиционного задания «Малое общественное здание». Рассматриваются студенческие проекты, наиболее успешно отвечающие поставленным задачам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new city public centers

The article outlines the new needs of city residents in new generation community centres, where it would be interesting and useful for city residents to spend their free time, enrich themselves culturally, where residents of all age groups could satisfy their needs for new knowledge, communication, information. The article analyses the results of a project experiment among third-year students in the traditional task "Small public building". Student projects that most successfully meet the tasks set are considered.

Текст научной работы на тему «Новые городские общественные центры»

при этом контекстуальность, характерные социально-культурные особенности и так называемый «дух места» [3].

Список цитируемой литературы:

1. Жильё / Ю. Э. Григорян [и др.] // Археология периферии. -2013. - С. 240-250.

2. Лясковский, И. Место у подъезда: ваша придомовая территория может вам не принадлежать / Илья Лясковский //

АГ-Эксперт [сайт]. - Опубликовано 20 октября 2020. - URL: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/mesto-u-podezda-vasha-pridomovaya-territoriya-mozhet-vam-ne-prinadlezhat/ (дата обращения: 10.03.2022).

3. Паперный, В. / Дух времени и дух места в архитектуре / Владимир Паперный // Speech. Дух места. - 2012. - №9. - C. 44-58.

4. Проект: Археология периферии / Меганом : [сайт арх. бюро]. -URL: https://meganom.moscow/ru/project/archaeology-of-the-periphery/ (15.12.2021).

А. Б. Некрасов 10.24412/cl-35672-2022-1-0037

A. B. Nekrasov

Новые городские общественные центры The new city public centers

Ключевые слова: социальный общественный центр, городской ландшафт, реконструкция, масштаб пространства, книжный клуб, библиотека.

Keywords: social public centres, city landscapes, reconstruction, scale of the landscape, book club, library. Аннотация: В статье обозначаются новые потребности жителей города в общественных центрах нового поколения, где можно было бы интересно и с пользой провести свободное время, культурно обогатиться, где жители всех возрастных групп могли бы удовлетворить свои потребности в новых знаниях, общении, информации. Анализируются результаты проектного эксперимента среди студентов III курса в рамках традиционного задания «Малое общественное здание». Рассматриваются студенческие проекты, наиболее успешно отвечающие поставленным задачам.

Abstract: The article outlines the new needs of city residents in new generation community centres, where it would be interesting and useful for city residents to spend their free time, enrich themselves culturally, where residents of all age groups could satisfy their needs for new knowledge, communication, information. The article analyses the results of a project experiment among third-year students in the traditional task "Small public building". Student projects that most successfully meet the tasks set are considered.

В 1950-60-е годы градостроительным вопросам в учебном процессе кафедры уделялось мало внимания, -считалось, что в институте есть специальный градостроительный факультет. Вот там все благополучно и решается. С конца 1980-х годов градостроительные вопросы возникали сначала в дипломных проектах, в коллективных комплексных проектах, когда разрабатывались проекты с крупномасштабным внедрением в городскую среду или проектировались новые комплексы на свободных территориях на периферии города.

Начиная с 2000-х годов все чаще изучается тема взаимного влияния проектируемого объекта на окружающую среду и обратно - влияние среды на проектируемое здание. Наконец, сегодня тема градостроительства становиться одной из лидирующих и в учебном проектировании на кафедре, и возникает обязательный этап градостроительного решения с обязательным выполнением градостроительного макета.

Сегодня наступило время изучать тему модернизации сложившейся городской среды не только на старших, но и на средних курсах. Так, на III курсе задача проектирования небольшого общественного объекта в конкретном месте должна рассматриваться как средство улучшения общественного пространства города, включая пространства центра города, где городской ландшафт обладает массой достоинств и где внедрение объекта

требует особого внимания и строгого соблюдения законов проектирования в исторической среде.

Проект книжного клуба на Басманной улице (ст. Н. Гибалина)

Участок для проектирования расположен на пересечении Старой и Новой Басманной улиц. Комплекс своей современной архитектурой должен выделяться среди скромного окружения застройки. Легкие и простые объемы, расположенные под углом друг к другу, образуют на перекрестке двух улиц уютное пространство, где в теплое время года можно с комфортом посидеть на улице или на террасе за столиком кафе. Внутри корпусов запроектированы площадки для чтения и работы с литературой, размещенные на разных уровнях. Продольная несущая стена с рядами книжных полок, пронизывающая все пространство главного объема библиотеки, является пространственным акцентом интерьера.

Проект культурного центра на Селезневской улице (ст. О. Ефимова)

Организация нового современного центра, обеспечивающего современные потребности населения, расположенного среди скромных мещанских кварталов, достаточно сложна. В этой ситуации важно было не использовать авангардные приемы и обеспечить логику архитектурно-градостроительного решения с тактич-

176

Практика

ным включением новых объемов в своеобразие исторической застройки мещанских кварталов, сложившейся в XIX веке и включающей пожарную каланчу, бани, небольшие особняки с более дорогими фасадами. Участок для проектирования общественного центра был выбран на перекрестке, где трамвайный маршрут пересекает Селезневскую улицу. На востоке в конце улицы находится Театр Советской Армии, на западе - станция метро «Новослободская». В этом месте, где пересекаются 5 улиц и переулков, имеется незастроенный участок, на котором можно запроектировать общественный центр. Поблизости уже имеются многоэтажные жилые дома - башни и без высоких объемов невозможно сформировать пространство будущей мини-площади, поэтому было принято решение запроектировать, но не разрабатывать высокий жилой дом в северной части участка, который позволит сформировать пространство для будущего центра. Сам общественный центр состоит из двух корпусов, перед которыми и между которыми образуется пешеходное пространство - маленькая площадь и пассаж, ведущий к высокой арке в новом жилом доме, и далее - вглубь квартала. Архитектура центра предельно скромна и сомасштабна окружающей застройке. Выполненная автором перспектива с видом на центр подтверждает правильность выбранного архитектурного решения.

Проект фонотеки на площади с памятником на Старом Арбате (ст. Г. Богатов)

Автор проектирует Музыкальный центр на месте снесенного жилого дома, выходившего фасадом на небольшую площадь-сквер с памятником Булату Окуджаве в центре. Здание состоит из двух корпусов, из которых в левом запроектирован зал для прослушивания старых виниловых пластинок и выступлений любительских уличных певцов, а правый отводится под библиотеку с читальным залом. В паузе между корпусами расположен открытый амфитеатр для зрителей и слушателей концертов уличных музыкантов и певцов, которых традиционно много выступает на Старом Арбате. Расположенные над амфитеатром на разных уровнях остекленные переходы обеспечивают оптимальное функционирование центра. Проект отличается изысканной графикой и цветовым решением, заимствованным из работ испанского художника Де Кирико.

Проект общественного центра Pokrovka book club (ст. А. Глущенко)

Неожиданное строительство на Покровском бульваре нехарактерного для города амфитеатра, блокирующего движение пешеходов по бульвару, было встречено в МАРХИ без особого энтузиазма. Еще задолго до этого строительства в экспериментальном проекте магистрантами из Сербии было найдено логичное решение проблемы - пройти пешеходной аллеей под кварталами исторических гостиниц под Покровскими Воротами и выйти на поверхность у Чистых прудов. При этом перекрытия дворов существующих зданий ликвидируются, что позволит обеспечить освещение подземного общественного центра с многочисленными помещениями без изменения наземных исторических зданий.

Автор нового предложения общественного центра на месте Хохловской площади предлагает использовать решение сербской студентки и разрезать построенный амфитеатр площади пешеходным пандусом, по которому можно спуститься на сцену амфитеатра, пересечь его и опуститься еще ниже, чтобы перейти на другую сторону бульвара к Чистым прудам. Автор проектирует новое здание общественного центра в виде 5-этажного кубического объема, который устанавливается на амфитеатр с диагональным разворотом, снижая пафос амфитеа-трального решения. В проекте решается сложное переплетение нескольких пешеходных потоков: существующая изогнутая рампа амфитеатра и проход с верхнего тротуара вниз на сцену с одновременной организацией входа в здание проектируемого центра. Библиотечный центр с кафе, залами для чтения, библиотекой вносит новую полезную функцию в существующий комплекс.

Проект книжного клуба Palazzo на Большой Дмитровке (ст. Е. Острикова)

Архитектурный прием - построить копию известного памятника архитектуры, расположенного в другом городе, - скорее всего, встречается на практике нечасто или вообще не используется. Существует множество примеров проектирования и строительства здания, похожего или напоминающего другое здание, или использования фрагментов успешных построек в качестве цитат. Но брать и строить точную копию, кажется, никто не решался. В здании Пушкинского музея, построенного архитектором Клейном, существует Итальянский дворик - копия флорентийского Палаццо дель Подеста в несколько уменьшенном масштабе, и к тому же реализованного в интерьере.

В Москве, в парке Кусковского дворца, на берегу пруда, есть павильон "Голландский домик". Но нет уверенности, что это копия какого-то реального дома, построенного в Голландии.

Примеров создания архитектурных копий в других местах, наверное, все-таки много. Вот, например, в 1991 году для выставки «40 архитектурных школ мира» была сделана копия фасада МАРХИ. Правда, в несколько уменьшенном масштабе и к тому же из бумаги. Тогда договорились с кафедрой ФОП (Факультет общей подготовки). Там и так по программе студенты выполняли задание - клеили из бумаги разные детали классической архитектуры. Попросили их склеить фасад Архитектурного института в масштабе 1:3. И студенты это сделали. Каждый из них склеил фрагмент фасада на натянутом подрамнике 1х1 метр. Эти подрамники переправили в Венецию, и там эти же студенты срезали с подрамников бумажные листы с деталями институтского фасада и прикрепили их к специально приготовленной конструкции из легких металлических трубок, собранных в единую пространственную конструкцию - «Конструкция МАРХИ» (автор - профессор нашего института А. А. Попов). Платой за работу была командировка авторов подрамников в Венецию. Но это была все-таки бумажная модель здания.

Идея студенческого проекта - заполнить паузу после разборки жилого дома на Большой Дмитровке копией

флорентийского дворца показалась привлекательной, и автор взялась за проектирование здания центра с необходимыми функциями (кафе, магазины, выставочные залы, библиотека и т. д.), расположенного в глубине двора. Пространство перед центром полностью скопировано с флорентийского палаццо. Фасад с знаменитой аркадой, галереей на втором этаже, лестница с правой стороны с портальным проходом, такая же форма оконных проемов. Новым элементом является стена, отгораживающая пространство между проектируемым центром и существующим 4-этажным жилым домом. Арка слева образует проход к аварийному и служебному обходу вокруг здания. Внимательно выполненная ЗБ-перспектива показывает достаточно реальную картину самого здания и окружающей застройки. Многие жители, которые никогда не бывали в Италии, скорее всего с интересом будут рассматривать этот необычный центр. Те, кто видел памятник в натуре, во Флоренции, будут рады снова увидеть его и сравнить свои ощущения. Возможен ли метод создания архитектурных копий? Это вопрос интересной дискуссии. Но проект понравился.

Проект клуба-библиотеки «Галерея» (ст. З. Лутфуллина)

В поисках новых образных решений общественных центров вспомнили о теме появления в XIX веке новых комплексов-пассажей. Тогда, в середине XIX века, когда поездки в Европу породили желание создать что-то похожее на атмосферу западных столиц, возникли потребности городского общества в новых городских пространствах, отвечающих духу современности. Возникли торговые пассажи - крытые светлые пешеходные улицы с кафе, буфетами, многочисленными магазинами, пешеходными мостиками, галереями комфортными и современными. Пассажи возникли в двух столицах России - в Петербурге и Москве.

Когда происходил поиск идеи решения общественного центра на одной из центральных улиц Москвы, на месте снесенного дома на Большой Дмитровке, вспомнили об идее и преимуществах пассажа. Сам участок не годился для строительства пассажа (это обыкновенное пространство, раскрывающееся в уличное пространство двором) и не предполагал никакого увеличения или прохода в другую улицу. Но пассаж как традиционное московское сооружение, характерное для центра города, с расположенным по бокам помещениями, вполне годился для функции общественного центра. Было решено проектировать пассаж как начало длинной крытой улицы, с аван-площадью, со всеми атрибутами ярко освещенных праздничных пространств, которые обещают долгое приятное путешествие по остекленной улице... которое неожиданно обрывается. Здание оказывается пространственной шуткой. Зато образ остается привлекательным и одновременно характерным для московского ландшафта.

Тщательно выполненная ЗБ-перспектива показывает логичность и оптимальность выбранного решения, которое гораздо уместнее реализованного заполнения паузы в виде сквера с немасштабной скульптурой из-

вестной балерины и грубо написанным ее изображением на торце стены соседнего дома.

Проект книжного клуба BOOK CLUB (ст. А. Шеина)

На Пречистенке, застроенной в основном качественными историческими зданиями, есть одно место, напротив Академии художеств, где стройная система особняков, расположенных по красной линии, нарушена и в глубине со значительным отступом от улицы построен в 60-70-х годах прошлого века многоэтажный жилой корпус в популярном для того времени модернистском стиле. На территории перед корпусом организован небольшой сквер с памятником В. И. Сурикову.

Идея постановки в этом месте книжного клуба заключается в восстановлении характерной для этого места этажности застройки и изоляции диссонирующего многоэтажного, немасштабного окружению, жилого корпуса. Для этого автор проектирует здание клуба высотой в 3 этажа (существующая застройка улицы 2-3-этажная) и решает здание в виде вытянутого объема, скрывающего фасад многоэтажного дома. При этом скульптура сохраняется.

Проектируемое здание решено в скромной легкой конструкции, с максимально открытыми интерьерными остекленными пространствами, когда с улицы хорошо видны интерьеры с пандусами, антресолями, книжными полками. Специальные цилиндрические шкафы читальных залов изнутри оборудованы книжными полками. Цилиндры выдвинуты наверх, выше крыши здания, в результате чего здание стало похоже на морской лайнер и получило название TITANIK. Небольшая секция, выполненная в таком же архитектурном стиле, как и основное здание библиотеки, располагается за переулком. Здесь будет книжный магазин.

Учебное задание «Социальный общественный центр» для студентов III курса еще полностью не сформировалось. Структура этого небольшого общественного объекта, или, скорее, небольшого комплекса, полностью зависит от конкретной ситуации и набора многообразных функций. Этот комплекс должен быть привлекателен для различных возрастных групп населения. Дети могли бы посещать различные кружки и студии (студии рисунка, живописи, пения, лепки). Взрослые могли бы играть в самодеятельных театральных студиях (вспомним театральную студию из фильма "Берегись автомобиля"). В одном английском романе действие происходит в любительском театре провинциального города, где немолодые горожане увлеченно играют в театральной постановке. Пожилые граждане могли бы заниматься лечебной гимнастикой или танцами. Периодические небольшие выставки могли бы быть интересны для местного населения. Обязательное кафе объединяло бы всех посетителей и создавало дружескую атмосферу для всех.

Набор этих функций мог бы составляться самим студентом для составления собственного задания на проектирование. Несмотря на все сложности задания, такая программа может заинтересовать студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.