Научная статья на тему 'Новые горизонты теории языка: антропокосмистский подход к исследованию текста'

Новые горизонты теории языка: антропокосмистский подход к исследованию текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОКОСМИЗМ / ТЕКСТ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕКСТА / ЛИНГВОКУТЬТУРА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ ТЕКСТА / КОНЦЕПТ / МЕТАФОРА / ANTHIOPOCOSMISM / TEXT / HUMANISTIC AND COGNITIVE POTENTIAL OF TEXT / LINGVOCULTURE / VALUE-SEMANTIC LINGUISTIC UNITS OF TEXT / CONCEPT / METAPHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Беляцкая Анастасия Александровна

В статье исследуются перспективы антропокосмистского подхода к изучению текста, открывающего возможность определения значимости текста в культуре, его гуманистического и познавательного потенциала, места в эволюции человеческой мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW HORIZONS OF LANGUAGE THEORY: Antropokosmis Approach to Studu of the Text

The article discloses the perspectives of anthopokosnism as an approach to text analysis. Anthopokosmism is viewed as a method of signifying a text in culture, identifying humanistic and gnoseological potential of the text, locating the text in the cognitive evolution of humanity.

Текст научной работы на тему «Новые горизонты теории языка: антропокосмистский подход к исследованию текста»

УДК 811.11142 ББК Ш10

А. А. Беляцкая

новые горизонты ТЕОРИИ языка: антропокосмистский подход к исследованию текста

Ключевые слова: антропокосмизм, текст, гуманистический и познавательный потенциал текста, лингвокультура, ценностно-смысловые языковые единицы текста, концепт, метафора.

A. A. Belyatskaya

THE NEW HORIZONS OF LANGUAGE THEORY: Antropokosmis Approach to Studu of the Text

Keywords: anthropocosmism, text, humanistic and cognitive potential of text, lingvoculture, value-semantic linguistic units of text, concept, metaphor.

Сознание отражает себя в слове как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу.

Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания.

Л. С. Выготский

Антропокосмизм в современной гуманитарной науке

Антропокосмизм как исследовательская парадигма оказался не только гуманистически востребованным, но и научно плодотворным уже на этапе своего формирования в конце XIX - начале XX в. (Н. Ф. Федоров. В. И. Вернадский, А. К. Горский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, Н. А. Бердяев,

Н. Г. Холодный, Н. И. Конрад и др.) и с тех пор находит успешное применение в целом ряде естественно-гуманитарных исследований, использующих в качестве фундаментального антропный космологический принцип (см., например, исследования Вселенной и человека Г. Гал-Ора, П. Девиса, Р. Дикке, Я. Б. Зельдович, А. Л. Зельманова, Г. М. Ид-лиса, Б. Картера, Л. С. Марочник, Л. М. Мухина, И. Д. Новикова, М. Рис, И. Л. Розенталя, Дж. Силка, Дж. Уилер, И. С. Шкловского и др.).

В выборе антропокосмистского подхода к филологическому исследованию текста мы следуем за русскими мыслителями-космистами, которые понимали и представляли человека имманентным космосу, рассматривали эволюцию человечества как «духовное восхождение», включен-

ность в «общее дело» (Н. Ф. Федоров), как «ноосферу» (В. И. Вернадский), «пневмато-сферу» человеческого творчества (П. Флоренский), как «христианский антропоцентризм» (Н. А. Бердяев), формирующие особое состояние сознания - творческое, космическое (целостное), нравственное, ответственное за окружающий мир, развивающееся в постоянном ощущении связи и родства с ним. Автором термина «антропокосмизм» является выдающийся ученый-биолог Н. Г. Холодный, который описал его как «определенную линию развития человеческого интеллекта, воли и чувства, ведущую человека наиболее прямым, а стало быть, и кратчайшим путем к достижению высоких целей, которые поставлены на его пути всей предшествующей историей человечества» [16].

Предлагая антропокосмизм современной науке, многие ученые XX и XXI вв. фиксируют недостаточность столь популярной сегодня антропоцентристской научной парадигмы. Замыкая внимание человека на себе самом, отрывая его от целостного мировосприятия, вырывая из общественного бытия, антропоцентризм нарушает естественные эволюционно заданные коммуникативные, т. е. культурно-познавательные, возможно-

сти. В противовес антропоцентризму, который, по мнению французского философа Ж. Маритена, имеет трагическую историю развития и достиг кризиса (кстати, Ж. Мари-тен так говорил об антропоцентризме еще в 30-е гг. XX в.), создается новая теория «интегрального гуманизма» (близкая русскому антропокосмизму), также рассматривающая человека как «универсум духовной природы» [5, с. 126]. Некоторые современные мыслители, например русский философ, физик и богослов В. Н. Воробьев, также считают антропоцентризм, сформировавшийся к концу XX в., причиной глобального природного и экономического кризиса: «Созданный либеральным иудократическим антропоцентризмом мировой экономический кризис быстро превращается в мировой природный кризис» [3]. По мнению В. Н. Воробьева, только антропокосмистское «ноосферное» целостное мировоззрение «человека в мире» является возможностью спасения от глобальной природной катастрофы: «Положение может изменить, если это еще не поздно, только антропокосмизм, определение места и назначения Человека в Мире, его ноосферного мировоззрения, самого смысла их жизни» [3]. Историк XX в. Н. И. Конрад в своей книге «Запад и восток» считает основополагающим критерием в оценке истории гуманизм, который формирует этическую основу антропокосмизма [8, с. 302].

Современная русская гуманитаристика выдвигает антропокосмизм в авангард человеческой мысли. Так, выдающийся русский мыслитель XX в. Н. Н. Моисеев считает антропокосмистскую теорию ноосферы единственно возможной научной стратегией человечества и целью его развития [11]. Современный философ В. Н. Сагатовский выявляет «принципиальную нечуждость человека и мира» как основополагающий принцип антропокосмизма, открывающий для человека возможность «ответственного выбора между позициями, на одной из которых он творчески выражает себя в служении целостности мирового бытия, в его совершенствовании, а на другой может стать врагом мирового, а, в конечном счете, и собственного бытия» [14].

Учение о семиосфере Ю. М. Лотмана также основано во многом на антропокосмист-ских идеях величайшего русского мыслителя

В. И. Вернадского: «Подобное наименование (семиосферы. - А. Б.) оправданно, поскольку, подобно биосфере, являющейся, с одной стороны, совокупностью и органическим единством живого вещества, по определению введшего это понятие академика

В. И. Вернадского, а с другой стороны, условием продолжения существования жизни, семиосфера - и результат, и условие развития культуры» [10, с. 165-166]. Основными признаками семиосферы Ю. М. Лотман считал отграниченность, неравномерность и целостность, что соотносимо в целом с ноо-сферными характеристиками.

Теория этносферы Л. Н. Гумилева опирается на антропокосмистское понимание этноса как единства социальных, генетических, географических, биологических, культурных и космических процессов: «Люди входят в состав биосферы, но они столь разнообразны, что рассматривать их всех как целостность - антропосферу - не конструктивно. <...> Системные связи в этносе, а вместе с ними и единство этноса поддерживается геобиохимической энергией живого вещества биосферы» [6]. Как следует из мысли Л. Н. Гумилева, антропоцентризм оказывается недостаточным для целостного системного исследования человечества и требует расширения.

В педагогике последних лет антропокосмизм предлагается в качестве новой научной парадигмы и понимается как система взглядов, мировоззрение, признающее «равноценность человека и Космоса (окружающего мира)» (З. И. Колычева).

Методология антропокосмизма как философии нравственной коммуникации и общего дела человечества легла в основу ноосферной теории коммуникации Ю. П. Бу-данцева: «В основе процесса, объединяющего воспитание, образование и просвещение, отвечающего нравственной потребности и особенностям ноокоммуникологии, лежит не рационализм, а чувствознание, преодолевающее разъединение и отчуждение нас элитарностью, технократизмом, бездуховностью, превращающее профессию коммуникатора не в дело избранных, но в дело всех.» [2, с. 7]. Современное понимание гуманизма как меры и критерия человеческой деятельности, в том числе текстовой, бесконечно шире

«жестко очерченного», «точечного» антропоцентризма [2, с. 13].

При этом остаются до сих пор редкими работы, исследующие текст, язык, речь, коммуникацию в аспекте антропокосмизма. Лишь в некоторых современных филологических исследованиях, например в «Поэтическом космосе» К. А. Кедрова, исследуется глубинная семантика текстовой символики о связи человека с космосом. Подтекст понимается К. А. Кедровым как область антро-покосмистского смысла, как слой глубинной символики, в котором человек не мыслится без своего бытия в космосе, а текст без такого понимания теряет всякий смысл: «Стоит, однако, закрыть глаза на ненавязчивый космический подтекст фольклора, и весь глубинный смысл исчезнет. Космос растворен в человеке не настолько, чтобы исчезнуть полностью. То и дело просвечивает “на лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды”» [7, с. 163].

Главной идеей антропокосмизма, делающей его актуальным для современности исследовательским методом, является связь человека с природой и вселенной, обеспечивающая «восходящую» (нравственноинтеллектуальную) эволюцию, которая возможна на пути движения к истине через гуманизм и творчество, понимание ответственности за состояние природы в настоящем и будущем, активное единение человечества в «общем делании» (Н. Ф. Федоров), жизнеутверждение на основе константности «живого вещества» (В. И. Вернадский). Многие из этих постулатов осмысливались на протяжении истории в мифологических, поэтических, фольклорных текстах, в социально-философских утопиях, научной фантастике, религиозно-философских трактатах.

Выход за пределы антропоцентризма по-новому определяет и расширяет границы нравственной ответственности человека до размеров мыслимого космоса. В применении к филологическому анализу текста антропокосмизм диктует необходимость анализа текста как части целостности «текст - человек - космос (внетекстовая действительность)». Мы полагаем, что все тексты, пронизанные идеями антропокосмизма, выражают высшие достижения человеческой мысли и

представляют собой высшее знание человечества о единстве мироздания, приближая человека к пониманию истины, и потому заслуживают пристального внимания исследователей. Текст актуализирует свой лингвокультурный максимум, если он реализует основные идеи антропокосмизма, а его автор воплощает в тексте развитое нравственное (коллективное и метаисторическое) сознание, высшую познавательную способность проникать в духовную сферу человечества, соотносимую с метафорической проницательностью. Так, вершинами текстовой эволюции человека являются, безусловно, тексты М. Ю. Лермонтова, Д. Андреева, П. Флоренского, С. С. Аверинцева, А. С. Пушкина,

С. Есенина, В. В. Маяковского, В. Хлебникова, М. Пришвина, А. Платонова,

В. И. Иванова, Г. Гессе, Ф. Ницше, У Шекспира, И. В. Гете, Ф. Рабле, Данте Алигьери, Т Мора, Лао Цзы. Их авторы были движимы задачами нравственного преобразования человечества, и многим из них, ступившим на путь метапознания мира, «открылись» пути гуманистического развития человечества, идеалы будущего. Так, Д. Андрееву представился «золотой век будущего», Данте - рай как достижение нравственной чистоты с центральным образом Марии Магдалины, Т. Мору в его «Утопии» - всемирная гармония человечества, объединенного высшими духовными ценностями, Ф. Ницше - образ сверхчеловека как идеал, как воплощение бога в человеке.

На наш взгляд, именно в перечисленных текстах воплощается высшая форма познания человека - метафорическая, способность «схватывать» целое и сплести из отдельных нитей самопознания единую картину мироздания. И если единый образ мира возможно создать метафорическими средствами, соединением абстрактного и конкретного значений, то отношение к этому образу выражается только в тексте, выстроенном на реализации главной идеи - концепта, содержащего это отношение.

Антропокосмистский подход к исследованию текста позволяет представить текст как гносео-, аксио- и онтоструктуру, включенную в мировую лингвокультуру, фиксирующую высшие человеческие ценности. Актуальность применения этого подхода представляется несомненной и осо-

бенно востребованной в эпохи «больших переходов», во время которых обостряется проблема выбора человечеством дальнейшего пути развития (к ним по определению относится наше время). Антропокосмизм в лингвокультурологии создает аксиологиче-ски ориентированную научную парадигму, предназначенную для исследования языковой способности человека в процессе выражения и эволюционного осуществления им абсолютных духовных ценностей.

Исходя из вышесказанного мы считаем возможным выдвинуть следующую гипотезу:

1. Антропокосмизм рассматривается нами как метаподход к анализу текста, что расширяет возможности антропоцентризма и принципиально меняет критериальнокатегориальный аппарат филологического анализа. В центр анализа ставится гуманистический и познавательный потенциал текста, через язык формирующий его значимость для истории человеческой культуры. Антро-покосмистская методология текстового анализа позволяет выявить, в каком отношении к нравственной эволюции и ценностям мировой культуры находится та или иная текстовая лингвокультура, насколько репрезентативными представляются мир и человек в тексте.

2. Идеи антропокосмизма (гуманизм, восходящая эволюция, неразрывная связь человека с природой и вселенной, стремление к истине) выступают критериями филологического анализа текста, отсутствующими при антропоцентристском рассмотрении текста.

3. Категории нравственности, развития и истины обусловливают необходимость анализа ценностно-смысловых языковых единиц текста - концепта и метафоры. Анализ текстового концепта (в особенности его ценностных значений) позволяет выявить ценностно-смысловой аспект текста, его гуманистический потенциал. Анализ метафорических структур текста (локусов сведения абстрактного в конкретном) позволяет заключить, насколько близко текст подходит к пониманию истины, насколько глубоко понимание вселенской сущности человека и его языковой способности к передаче высшего знания.

некоторые лингвокультурологические определения с позиций антропокосмизма

Лингвокультура с антропокосмистской точки зрения - оязыковленная система цен-

ностей, входящая в более сложные системы высших уровней, каковыми можно считать абсолютные ценности мировой лингвокуль-туры. Заданно являясь «функцией биосферы» (В. И. Вернадский), человечество «связано с процессом распространения жизни, и не стихийного, в отличие от других земных существ, а распространения разумного, сознательного» [2, с. 112]. Человек при антро-поко смистском (биосферно-ноосферном)

подходе выступает главным творцом абсолютных ценностей, а лингвокультура как высшая форма коллективного сознания призвана развивать и распространять абсолютную ценность - идею жизни - через текст как жизнеутверждающее речевое произведение.

Текст как творческая деятельность предстает в антропокосмистском ракурсе не как индивидуальное эгоцентрическое речепо-рождение, а как ответственное гуманистическое выражение отношения к миру и человечеству - выражение антропокосмистского сознания. Продолжая мысль М. М. Бахтина, что «текст - это субъективное выражение объективного мира», «выражение сознания, что-то отражающего» [1, с. 292], подчеркнем, что безусловной значимостью в тексте обладает тип и структура его ценностной системы (изначально структура ценностной системы текста обладает субъективной значимостью, а массовое прочтение текста позволяет расширить круг носителей данной субъективной системы ценностей и сделать ее культурной конвенцией - объектом действительности). Текст совершает круг от писателя к объективной действительности через сознание читающих масс и становится структурообразующей ячейкой лингвокультуры («ноосферой» в ан-тропокосмистской терминологии).

В результате текст оказывается включенным в систему открытого типа: «ноосфера - лингвокультура - текст - ноосфера» с непрерывной взаимосвязанностью и взаимообусловленностью текста, человека и внетекстовой деятельности.

Высшей формой состояния лингвокуль-туры является особая форма сознания ее творцов-писателей и творцов-читателей, объединенных единой интегральной установкой - сложноорганизованной рефлексией, одновременным учетом «данных» из множества различных лингвокультур.

Интегральная установка текста - это интенсионал (текстовая функция), направленный на формирование целостного «но-осферного» мышления и мировоззрения, реализуемая в значениях языковых знаков, содержащих отнесения к общечеловеческим ценностям и референцию «человек - активная частица мироздания» (Г. М. Коджаспи-рова) [9, с. 11]. В таком аспекте текстовая деятельность реализует свою нравственную интегративную языковую способность к преобразованию коллективного знания - сознания (ноосферы) и, следовательно, выступает фактором восходящей эволюции.

Текстопорождение - творческое действие, вербализация коллективного знания в момент максимальной концентрации мыслительных способностей человека, постигающего высшие законы социальной эволюции, по-иному - Логос. Текст, таким образом, предстает как элементарная неделимая единица, рождаемая человеком - носителем сознания, коллективного знания (вербализованного, созданного в момент соединения мышления и речи) в момент «вспышки» лингвокультуротворчества, организующей ноосферу (коллективное сознание) в космос (высший порядок). Текстопостроение в ан-тропокосмистском аспекте выступает выс-

шей способностью человечества к вербальной самоорганизации, взаимосвязанности, единению, совместному речевому творчеству с целью сохранения и воспроизводства абсолютных ценностей - жизни, любви, добра.

Предварительные итоги

На наш взгляд, антропокосмистское восприятие текста жизненно необходимо для восстановления гармоничного баланса человека и среды его обитания, в том числе и социальной, а также - что не менее важно -для возрождения духовности в искаженном материальными ценностями, обедненном текстовом мире современного человека. «Рождение ценности» совершается только «творческим подвигом личности» (Г. В. Фло-ровский), значит, каждое речевое действие как творческий подвиг привносит в культуру высший человеческий смысл, потому что соизмеряется, по мысли Г. В. Флоровского, с Божественным совершенством. Поэтому текстовое творчество в мировой лингвокультуре должно осознаваться как сфера высочайшей речевой ответственности человечества перед Словом, дарованным ему эволюцией для высокодуховного нравственного общения, необходимого для поддержания жизнеспособности человечества.

Библиографический список

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.

2. Буданцев Ю. П. Очерки ноокоммуникологии (Массовая коммуникация в ноосфере) / Ю. П. Бу-

данцев. - М. : МНЭПУ, 1995. - 180 с.

3. Воробьев Вл. Антропокосмизм и антропоцентризм [Электронный ресурс] / Вл. Воробьев // Движение за возрождение отечественной науки. - Режим доступа: http://www.za-nauku.ru/index. php?optюn=com_content&task=view&id=3675&Itemid=29. - Загл. с экрана.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. - М., 1982. - Т. 2. - С. 361.

5. Губман Б. Л. Интегральный гуманизм / Б. Л. Губман // Новая философская энциклопедия /

под ред. В. С. Степина, А. А. Гусейнова, Г. Ю. Семигина, А. П. Огурцова. - М., 2001. -

Т. 2. - 635 с.

6. Гумилев Л. Н. Этносфера и Космос [Электронный ресурс] / Л. Н. Гумилев, К. П. Иванов // Материалы Второго Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии. - М., 1984. -

С. 211-220. - Режим доступа: http://www.gumilevica.kulichki.net/articles/Article08.htm. - Загл. с экрана.

7. Кедров К. Поэтический космос / К. Кедров. - М. : Сов. писатель, 1989. - 480 с.

8. Конрад Н. И. Запад и восток / Н. И. Конрад. - М. : Наука, 1966. - 520 с.

9. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь : учеб. пособие / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Код-жаспиров. - Москва : Академия, 2005. - 176 с.

10. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история / Ю. М. Лотман. - М., 1999. - 464 с.

11. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политилогический анализ / Н. Н. Моисеев // Вопр. философии. - 1995. - № 1. - С. 3-30.

12. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. - СПб. : Рос. нац. б-ка, 2006. - Режим доступа: http://www.pedagogical_dictionary.academic.ru/. - Загл. с экрана.

13. Русский космизм : Антология философской мысли / сост. С. Г Семеновой, А. Г Гачевой. - М. : Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.

14. Сагатовский В. Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении [Электронный ресурс] / В. Н. Сагатовский. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2005. - Режим доступа: http:// www.anthropology.ru/ ru/texts/sagatovsk/acosm_4.html. - Загл. с экрана.

15. Флоровский Г В мире исканий и блужданий. Прага Чешская, VII 1922 - III 1923 [Электронный ресурс] / Г Ф. Флоровский. Режим доступа: http:// www.anthropology.rchgi.spb.ru/florovsky2. htm.- Загл. с экрана.

16. Холодный Н. Г. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] / Н. Г. Холодный. - Режим доступа:http:// www. dic.academic.m/dic.nsf/dic_new_philosophy/1333/%D0%A5%D0%9E% D0%9B%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0%AB%D0%99. - Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 29.07.2012.

Сведения об авторе

Беляцкая Анастасия Александровна - кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, докторант кафедры английской филологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: лингвокультурология текста, методология лингвокультуро-логического исследования текста. Автор более 50 научных публикаций.

Тел.: 8 927 975-60-40

e-mail: sajenina@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.