■ ■ ■ АНТРОПОКОСМИЗМ - МОНУМЕНТАЛИЗМ -СЕТЕВОЙ ГУМАНИЗМ: КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО РОССИИ
Авторы: ПОЕЛУЕВА Л.А., ИНДРИКОВ А.А., БЕЛЯЦКАЯ А.А.
ПОЕЛУЕВА Любовь Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).
Адрес: 119571 г Москва, пр. Вернадского, 84. E-mail: [email protected]
ИНДРИКОВ Алексей Алексеевич - кандидат философских наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Адрес: 119571 г Москва, пр. Вернадского, 84. E-mail: [email protected]
БЕЛЯЦКАЯ Анастасия Александровна - кандидат культурологии, доцент кафедры английского языка для профессиональной коммуникации Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Адрес: 430005 г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68. E-mail: [email protected]
Аннотация: Авторы рассматривают коммуникативные аспекты адаптации российского общества к новому технологическому витку современной цивилизации. На примере массового сегмента коммуникативного пространства показано нарушение процессов смыслообразования в обществе, что является следствием «разорванной» сетевыми «индивидуалистами» коммуникации (Поелуева Л. А.). Снижение интеллектуального уровня и уровня образования, зафиксированное в российском обществе, вызвано, по мнению авторов, «опрощением» морали в пользу вульгарно понимаемой свободы коммуникативной деятельности, отказывающей человеку в культурной ответственности за результат этой деятельности. Авторы, обращая внимание на идеи ноокоммуникологии (Ю. П. Буданцев), говорят о необходимости формирования актуальной философии коммуникации, отвечающей гуманистическому запросу информационно-технологического будущего России. Для этого нужно противопоставить стихийному «сетевому» засилью индивидуальных мнений серьезные парадигмы общественного целеполагания, для того, чтобы сконцентрировать коммуникационные и интеллектуальные силы общества на стратегии его гуманистически-ориентированного развития. В качестве актуальной коммуникативной стратегии авторами предлагается антропокосмизм, парадигмально связывающий субъектов коммуникации нравственными скрепами, наделяющий деятельность человека личной,
глобальной и космической ответственностью за будущее и потому обладающий мощным стратегическим потенциалом.
Авторы приходят к выводу, что ключевое звено «нового, шестого технологического уклада» (Глазьев С. Ю.), способного сущностно модернизировать глобальные информационные процессы в направлении к гуманизму, составит культурная, «человекоориентированная» текстовая деятельность. Текстовая лингвокультура выступает ее методологическим основанием. В качестве репрезентанта новой гуманистической стратегии предлагается мо-нументализм как онтология «больших идей», т.е. идей, объединяющих общество высокими духовными смыслами.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная стратегия, гуманистический прорыв, текстовая деятельность, текст, текстовая лингвокультура, антропокосмизм, монументализм, сетевой гуманизм.
Современная коммуникационная карта российского общества выглядит как сумма сущностно дистанцированных каналов, образующих сегменты различной величины, что в целом отражает индивидуалистические доминации современной культуры с главенством сетевых коммуникаций в ней над всеми остальными.
Риски перехода к сетевому типу социального взаимодействия неоднократно обсуждались в научно-философских дискуссиях (А. И. Ра-китов, Л. М. Землянова, М. Кастельс ). Перейдя на инструментарий сетевых технологий, общество столкнулось с одним из наиболее опасных рисков - стремительным падением вслед за «моральным опрощением» (А. С. Панарин) интеллектуального уровня внутри массового сегмента коммуникативного пространства (М. И. Холодная, С. А. За-песоцкий). «Примитивизация» и «дезинтеграция» массового сегмента информационно-коммуникативной среды и понижение уровня его организации становится одним из способов поражения и разрушения сознания современного человека (Ю. В. Громыко) [1].
В коммуникативном пространстве этот сегмент представлен в виде специфических форм онлайн-присутствия, которые проявляют себя как сумма, «внесинергийное» засилье огромного количества субъективных мнений. «Мнение» как наиболее распространенный тип сетевого высказывания - это «мысль, предложенная без обоснования и не предполагающая критики» (О. С. Анисимов) [2]. Поэтому мнение изначально не ориентировано на согласование по критерию близости к общественному целому, к общественному идеалу и культурной норме. Налицо подмена функций части и целого, проявляющаяся в неспособности установить с целым коммуникативное взаимодействие. Отсюда и снижение требовательности к собственно культурному содержанию высказываний. К тому же высокая скорость передачи информации, предоставляемая современными технологиями, расширяет коммуникативный круг за счет содержательного и нормативного упрощения информации, не требуя от своих участников приложения интеллектуальных и духовных усилий.
Симптоматически эта картина свидетельствует о трудностях с самоопределением общественного целого. Однако за этим можно увидеть и сложные проблемы адаптации общества к новому технологическому витку в развитии современной цивилизации. В коммуникативном ракурсе это выглядит как нарушение процессов смыслообразования в условиях «разорванной» сетевыми «индивидуалистами» коммуникации (Е. Л. Вартанова , Я. Н. Засурский , Л. А. Поелуева). На наш взгляд, снижение интеллектуального уровня общества вызвано тем, что сетевая коммуникация неразумно (т.е. вне морального целеполагания) расходует и при этом не восполняет культурный потенциал, созданный веками «общего делания» (Н. Ф. Федоров) многих поколений, свободных от сетевого «порабощения». Тем не менее, нынешний коммуникативный опыт не должен остаться без надлежащего осмысления со стороны научного сообщества, перед которым стоит серьезная задача по созданию современной философии коммуникации, отвечающей гуманистическому запросу информационно-технологического будущего всего человечества. Имеется в виду рефлексия над коммуникативными основаниями современной цивилизации с целью перевода «минусов» сетевого общения в «плюсы» за счет исходного технологического инструментария. Большая работа в этой области была проделана Ю. П. Буданце-вым, аккумулировавшим гуманистические идеи о ноосфере и интегрировавшим их в научное направление «ноокоммуникология» [3]. Сегодня необходимо противопоставить стихийному выражению индивидуальных мнений серьезные парадигмы общественного целеполагания, чтобы сконцентрировать коммуникационные и интеллектуальные силы общества на стратегии его гуманистически-ориентированного развития.
В качестве одной из парадигм будущего авторами предлагается ан-тропокосмизм, сущностно связывающий субъектов коммуникации нравственными скрепами и наделяющий деятельность человека личной, глобальной и космической ответственностью и потому обладающий мощным стратегическим потенциалом.
На наш взгляд, именно текстовая форма речевой деятельности (текстовая деятельность) составит ключевое звено «нового, шестого технологического уклада» (Глазьев С. Ю.), способного сущностно модернизировать глобальные информационные процессы в направлении к глобальному гуманизму. В качестве оформления новой гуманистической стратегии рассматривается монументализм как онтология «больших идей», т.е. идей, объединяющих общество гуманистическими смыслами.
Вхождение текстов современного медиапространства в сферу планетарного разума - ноосферы - станет ответом культуры на вызовы и угрозы современной цивилизации, вновь оказавшейся лицом к лицу перед сущностными вопросами, которые, впрочем, еще никогда не звучали так угрожающе для России. Текстовая лингвокультура как сознательная
форма организации текстовой деятельности становится новым, стратегически значимым объектом современной науки, профессионального и педагогического дискурсов, способного вывести массовое сознание из кризиса смыслообразования, а обществу вернуть способность к формированию исторического целеполагания и вновь наполнить Homo Sapiens истинным светом разума.
Коммуникационные практики нового тысячелетия: глобальное одиночество Сетевой парадигмы
Современное российское общество пережило несколько волн серьезного воздействия на уровень и качество межличностной коммуникации. Их условно можно представить следующим образом. В период примерно 2002-2003 гг. в России началось массовое использование мобильных телефонов. Всего за пару лет мобильные устройства были практически у каждого и их интерфейс, а также высокая стоимость звонков определили вначале ситуативную сущность коммуникации, то есть ее ускорение и упрощение. Затем и философская сущность также подверглась определенным трансформациям - когда критически ограниченный объем передаваемой информации не позволял вложить в нее более глубокий смысл. Началось изменение слова, которое стремительно приспосабливалось под очередной скачок технологической революции.
Следующим шагом еще через несколько лет стало массовое внедрение домашнего высокоскоростного интернета, вместе с которым практически сразу появились вначале интернет-мессенджеры (ICQ, Mail.ru, Агент и др.) а затем и наиболее известные сегодня социальные сети. Именно после их массового внедрения (сеть «Вконтакте» с 2006 г.) философия коммуникации вступает в принципиально иную стадию развития. Постоянный доступ к мировой сети и возможность прикоснуться к виртуальной лаборатории с богатейшим инструментарием для самопрезентации (социальные сети) отодвинули реальную жизнь с ее коммуникативными обязательствами на второй план. Среди ключевых особенностей, которые позволили виртуальной коммуникации совершить рывок вперед, в первую очередь необходимо указать на снижение требовательности к интеллектуальному уровню и морально-духовной подготовке участника сетевой коммуникации.
Глобальный раскол, или росписи стен сетевого Зазеркалья
Современная реальность во многом расколола общество на отдельно существующие, философски автономные миры, самобытность и устойчивость которых, а также осознаваемая и отстаиваемая обществом ежедневная в них необходимость, поддерживаются разного рода достижениями интернет-технологий (соцсети и т.д.). Состояние этого раско-
ла - на носителей отдельных уникальных миров - дало обществу, каждому его члену уникальные возможности для «росписи стен» своего отдельного пространства. И создавать эти «росписи» существует возможность в режиме абсолютной «кастомизации», то есть максимальной автономности и «моделируемости» в соответствии с практически любыми пожеланиями.
Привлекательность такой формы самопрезентации в совокупности с быстротой, удобством и скорейшей возможностью доступа к широкой аудитории потребовала ухода общественного сознания от прежних форм коммуникации. Прежде всего - уже обозначенный нами раскол на отдельные элементы-носители своих «росписей-самопрезентаций» сформировал иную философию коммуникации, где отношение к человеку изменилось таким образом, что он стал представлять собой совокупность изображенного им самим в его виртуальной «самопрезентации».
При этом особенно важно указать, что самопредставление в виртуальном пространстве изначально предполагает умение освоить шаблонные коды некой сетевой философии. Эти технологии «росписи», самопрезентации в виртуальном мире, которые доступны широкой аудитории, и, что самое важное, доступные для демонстрации широкой аудитории - достигли состояния всеобщей востребованности.
Таким образом, на второй план отступает тот образ человека, который мог бы формироваться на основе его собственной работы над собой и своими навыками общения в непосредственной межличностной коммуникации. И именно отсутствие, а точнее постепенное исчезновение такой работы приводит к существенным изменениям в общественном сознании, а значит, и в общественной философии. И эти изменения касаются качества работы как коллективного, так и индивидуального сознания.
Деятельность человека по построению коммуникации в отношении реального человека и его виртуальной самопрезентации сильно отличаются. Во втором случае значительно снижаются требования по работе сознания над собой: собеседник, который представляет собой не столько настоящего человека, сколько виртуальную самопрезентацию, обладает уже иными свойствами.
Во-первых, будучи лишенным признаков «социального человека», он может быть «отложен» на время, его можно поместить в особый разряд тех, кто интересен, а кто нет. Во-вторых, возникает ситуация слияния социального субъекта с его виртуальной проекцией, а значит, существует опасность отношений, не учитывающих свойств человека как социального объекта.
Виртуальная самопрезентация выводит человека из разряда обладающих признаками живого существа в его привычном полноценном понимании. Процесс слияния виртуально самопрезентованной личности
с личностью реальной делает в итоге настоящего человека придатком его существующего в виртуальном пространстве образа.
Коммуникативное одиночество сегодня подталкивает человека к постоянному пребыванию в социальных сетях, потому что на сегодня это практически единственное средство, которое позволяет сохранить причастность человека собственно к человеческому сообществу, где существует коммуникация.
Монументализм идей, или спасение от сетевой раздробленности: смысловая реконсолидация
Монументализм идей, объединяющий общество на основе совместного эмоционального переживания грандиозных устремлений - сегодня в серьезном кризисе [4]. Оставшись без объединяющего смысла, коммуникация теряет и свой собственный смысл. Сетевому индивидуалисту остается только форма коммуникации, не требовательная к сложности и глубине ее содержательного наполнения. В то время как полноценная коммуникация требует от участников серьезных интеллектуальных и волевых усилий по пониманию другого и поиска совместного решения (О. С. Анисимов).
Примечательно, что современные сетевые технологии парадоксальным образом отразили «разрывы» в общественном сознании, возникшие еще в переходную эпоху, «до интернета». Не случайно внутреннее пространство сетевой самопрезентации до сих пор заполнено содержательными наработками прошлых лет. Теперь насущным становится вопрос о восстановлении коммуникативного механизма российского общества через наполнение его содержанием, аутентичным гуманистическому запросу нового технологического этапа современной цивилизации.
Способность коллективно мыслить всегда активизируется вместе с готовностью общества вырабатывать объединяющие смыслы и умением их реализовать.
Новый технологический прорыв и Сетевой гуманизм
В одном из последних докладов Изборскому клубу известный политик, экономист С. Ю. Глазьев констатировал: «Либо нам удастся воспользоваться окном возможностей технологического прорыва на новую длинную волну экономического подъема, либо повторный проигрыш очередной научно-технической революции окончательно собьёт Россию на обочину мирового экономического развития в качестве сырьевой периферии передовых стран» [5].
Главной отличительной чертой нового технологического уклада, формируемого в настоящее время в Китае и некоторых других азиатских странах, является гуманитарный характер социально-экономической
системы. Гуманитаризация передовых экономических и социальных технологий обеспечивает зарождение «новой, более эффективной по сравнению с американо-европейской социально-экономической системой, адекватной требованиям нового технологического уклада» [5]. «Развитие человечества требует новых форм организации глобальной экономики, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие и отражение планетарных угроз, включая экологические и космические» [5].
России для того, чтобы успеть войти в новую цивилизационную фазу, необходима решительная переориентация мировоззрения с потребностно-индивидуалистического, опускающего развитую духовную личность на низший уровень развития субъективных качеств, на духовное коллективистское, соответствующее высшим уровням развития субъективных качеств личности.
В качестве стратегии будущего России выбран новый, гуманитарный технологический уклад. По поручению Президента РФ в настоящее время реализуется Национальная Технологическая Инициатива по направлению «НейроНэт» [6], главной задачей которого является «сохранение и увеличение ресурсов мозга человека в условиях увеличивающихся экологических и информационных нагрузок» [7].
В этой связи «нейроэкологическое» направление современного образования, интегрирующее современные наработки в области теории коммуникации, нейролингвистики, лингвокультурологии и когнитиви-стики представляется крайне актуальным.
Языковой проект цивилизации, или Методология текстовой лингвокультуры как актуальная коммуникативная стратегия
Язык - новый, стратегически значимый объект современной науки, который станет ответом культуры на вызовы и угрозы современной цивилизации, вновь оказавшейся лицом к лицу перед сущностными вопросами, которые, впрочем, еще никогда не звучали так угрожающе для России.
Обучение культурному производству текстов, различение механизмов текстопроизводства и текстового творчества и попадание текста в сферу цивилизационно и культурно значимого - в сферу текстовой лингвокультуры - становится стратегической технологией современного образования и воспитания [8].
Методология текстовой лингвокультуры как мета-аналитическая технология различения значимых текстов в культуре формирует стратегический вектор развития современного общества. В этом смысле текстовая лингвокультура выполняет функцию социокультурного регулятора, направляя человечество по «пути культуры», обеспечивая сознательное управление и контроль за культурными практиками через активизацию культурного механизма текстопорождения.
При всей очевидности обозначенной проблематики она недостаточно отрефлексирована ни в профессиональном медиадискурсе, ни в научно- педагогическом сообществе, не говоря уже о переводе потенциальных результатов этой рефлексии в повседневные практики создания и восприятия текста.
Методология текстовой лингвокультуры, разрабатываемая в настоящее время группой российских ученых (Л. А. Поелуевой, А. А. Беляцкой и А. А. Индриковым) [8, 9], имеет своей целью обеспечить сохранность и информационную безопасность массового сознания, находящегося под мощным воздействием информационных потоков. Предлагаемая авторами методология поможет отрефлексировать содержание ценностно значимой информации в текстовой деятельности современного общества, актуализировать это значимое в сознании современного человека и сформировать актуальные «нейроэкологические» технологии работы с текстом. Погруженный в медиасреду, человек активно пользуется ее информационным продуктом, в связи с чем встает вопрос об общественном контроле как за качеством этого продукта, так и за последствиями его производства и потребления.
Текстовая лингвокультура как сознательная форма организации текстовой деятельности составит ключевое звено «нового, шестого технологического уклада», способного сущностно модернизировать глобальные информационные процессы. С. Ю. Глазьев видит стратегическую циви-лизационную значимость для России и мира технологической модернизации глобальных информационных сетей, которые, по его утверждению, составляют одно из ключевых направлений развития глобальной экономики, обеспечат «подъём экономики передовых стран на новой длинной волне экономического роста»: наряду с информационными сетями им названы биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, интегрированные высокоскоростные транспортные системы» [5].
Методология текстовой лингвокультуры призвана развить аналитические механизмы современного человека, повысить уровень его речевой культуры и помочь человеку, включенному в медиапроцессы, четко осознавать сущностное содержание текстовой деятельности, ее эволюционную значимость и возможные цивилизационные последствия ее искажения.
Антропокосмизм как коммуникативная стратегия будущего: соборность, Творящий логос и Восходящая эволюция
В качестве новой мировоззренческой парадигмы, способной обеспечить общество устойчивым развитием в интересах всего человечества, построенной на механизмах личной ответственности за благополучие
общества и адекватной гуманитарным требованиям «нового технологического уклада» (С. Ю. Глазьев), выдвигается антропокосмизм, исходящий из антропно-космологической согласованности мира (К. А. Кедров) [10] и позволяющий человеку будущего использовать адекватные нейроэкологические мета-аналитические технологии, одной из которых выступает методология текстовой лингвокультуры.
Нейроэкологическое направление развития современной науки и техники необходимо для обеспечения сохранности и безопасного развития интеллектуального потенциала страны. Еще в начале 2000-х М. И. Холодная писала о глубинной взаимосвязи духовности и интеллекта. В монографии «Психология интеллекта» М. И. Холодная доказывает, что снижение уровня развития человеческого интеллекта обусловлено снижением уровня нравственности [11]. Антропокосмизм, воплощающий в своем мировоззрении нравственный императив, становится цивили-зационной идеей будущего, формой элитарного мышления и проявлением высшего - духовного уровня культурной онтологии.
Именно в лоне русского космизма вновь возродилась новая глобальная гуманитарная стратегия будущего, объединив исконно русские идеи соборности, Творящего логоса и Восходящей эволюции. Приставка «ан-тропо-», предварявшая термин «космизм», и возникшая неслучайно в работе русского философа-космиста Н. Г. Холодного, подчеркнула особую роль человека и его ответственность за глобальные, в том числе космические процессы. В докторской диссертации С. Р. Аблеева «Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма» подчеркивается, что насыщенное этическое содержание антропокосмизма совершенно не изучено академической наукой. Кроме того, антропокосмизм обладает точностью понимания целей и стратегии развития человечества [12].
Антропокосмизм как образовательная стратегия позволяет наполнить содержание современного образования сущностным гуманитарным началом, формируя культурные эталоны и элитарное мировоззрение через антропокосмические идеи. Ценности, выплавленные в горниле антропокосмизма, отливаются в форму текстовой лингвокультуры - текстовых произведений, обеспечивающих современного человека надежным орудием защиты в эпоху информационного «вандализма» (В. В. Яхненко) [13] и информационных войн - осознанностью и осмысленностью использования языка и речи.
Антропокосмизм создает целостное и точное представление о мире, наделяя речевые поступки человека ответственностью космического масштаба. Как высшая мировоззренческая система антропокосмизм позволяет развить представления о речи, языке, тексте, аналитических технологиях и системе образования в целом и выстроить стройную грамматику, философию, методологию и тезаурус воспроизводства и анализа текстовой деятельности.
Антропокосмизм создает мощный критериальный щит, защищающий целостность и безопасность человеческой цивилизации от колебаний маятника речевой вседозволенности и языкового релятивизма. Своими четкими представлениями о мире и человеке антропокосмизм помогает отражать удары многоликой парадигмы мнений. Как гармоничное единство творений человеческого разума текстовая лингвокультура воспроизводит гармоничное мироощущение антропокосмизма в каждом текстовом произведении, сплетенном на его идеальных, эталонных мировоззренческих онтологиях, и противостоит какофонии текстовых произведений антропоцентристского характера, нарушающих в массовом сознании целостное и точное звучание гармоничного миропорядка.
Анализируя текстовые онтологии, возможно выявить и ценности, и мировоззренческие установки автора. На основании данных установок возможно показать корреляцию текст - мировоззрение - культура - духовность и выявить отношение языкового материала текста к культуре, показать вхождение текста в пространство «активного речевого мировоз-действия», осознаваемого и ответственного речевого поведения - текстовой деятельности, и - далее - в сферу высшей мировоззренческой онтологии языка - в сферу текстовой лингвокультуры, совокупно хранящей тексты, воплощающие формы элитарного речемышления, актуализирующие высшее - творческое, метасистемное представление о мире.
Слово и цивилизация: гуманитаризация разума и спасение
Homo Sapiens
Известный мыслитель Н. Г. Холодный подчеркивал ведущую роль сознания в эволюции человека, природы и космоса [14]. Ученый еще в начале XX века указывал на возрастание, в связи с разумной природой человека, его ответственности не только за личное и общественное благосостояние, но и за природные и космические процессы до космических масштабов: «Возникший в процессе длительного исторического развития живой материи человек - Homo sapiens, благодаря указанным своим особенностям, сам становится одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы в обитаемом им участке мироздания, и притом фактором, действующим сознательно. Это налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения» [15, с. 338].
Развитие доминирующего в массовом сознании антропоцентристского мировоззрения видится ученому-натуралисту Н. Г. Холодному как «грядущий» антропоцентризм, основой которого является «свет человеческого сознания», который «... стремится более или менее равномерно осветить ... весь космос, и сам человек при этом освещается главным образом "отраженными лучами", поскольку его природа и его судь-
ба находят себе правильное объяснение только в свете знаний о космосе в целом» [14, с. 52].
Антропокосмизм позволяет упорядочить, объяснить и раскрыть идею Творящего Логоса, согласно которой слово есть мировое начало, внутренняя (мыслительная) форма вселенской идеи. Текстовая лингво-культура, таким образом, выступает сферой воспроизводства и создания уникальных форм человеческого опыта, хранящих сложные и точные образы движения мира и обеспечивающих гармоничное развитие человека с учетом глубинной связи между словом и жизнью цивилизации.
Список литературы
1. Громыко Ю. В. Оружие, поражающее сознание - что это такое? (перепечатка из альманаха «Россия - 2010»): электронный ресурс. Режим доступа: http://www. pereplet.ru/text/grom0.html
2. Анисимов О. С. Методологический словарь для стратегов. Т. 2 Методологическая парадигма и управленческая аналитика. М., 2004.
3. Буданцев Ю. П. Очерки ноокоммуникологии. М., 1995.
4. ИндриковА. А. Диктатура конвейера: рефлексия кризиса культуры в Европе и России: монография. Саранск, 2014.
5. Глазьев С. Ю. КНР как новый глобальный лидер: доклад Изборскому клубу [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/7581/
6. Протокол №4 от 16 октября 2015 года Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.
7. Письмо Агентства стратегических инициатив «Об участии в разработке и реализации проекта «CoBrain» в рамках дорожной карты Национальной технологической инициативы «НейроНэт»» [электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/ Windows%20Se7en/Downloads/CoBrain-Call-for-Project-Annotations.pdf
8. Беляцкая А. А. Текстовая лингвокультура : новые горизонты исследования: монография. Саранск, 2014.
9. Поелуева Л. А. Средства массовой информации в культуре переходного периода. Саранск, 2004.
10. Кедров К.А. Этико-антропный принцип в культуре: дис. ... д-ра. филос. наук. М.,1996.
11. ХолоднаяМ. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2002.
12. Аблеев С. Р. Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма : теоретический анализ и системная реконструкция : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01. Киров, 2010.
13. Яхненко В. В. Учебный предмет информационного общества (Проблемы развития содержания общего образования в современной России) // К 80-летию Ю. В. Рождественского: сборник науч. статей (Под ред. А. А. Волкова, А. Ю. Овчинникова, О. Э. Хазановой). Москва, 2006. C. 254-267.
14. Холодный Н. Г. Мысли натуралиста о природе человека. Киев, 1947.
15. Русский космизм. Антология философской мысли (Сост. и предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Примеч. А. Г. Гачевой). М., 1993.
■ ■ ■ ANTHROPO-COSMISM - MONUMENTALISM -NETWORK HUMANISM: COMMUNICATIVE STRATEGY OF INFORMATION-TECHNOLOGICAL FUTURE OF RUSSIA
Authors: POELUEVA L.A. INDRIKOV A.A. BELYATSKAYA A.A
POELUEVA Lyubov Aleksandrovna, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Chair of Cultural Studies and Social Communication of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Address: 82/5, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russian Federation 119571. E-mail: [email protected]
INDRIKOV Aleksey Alekseevich, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).
Address: 82/5, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russian Federation 119571. E-mail: [email protected]
BELYATSKAYA Anastasiya Aleksandrovna, Candidate of Cultural Sciences, Associate Professor of the Chair of the English Language for the Professional Communication of the Mordovian State University named after N. P. Ogarev. Address: 68, Bolshevistskaya Street, Saransk, Russian Federation, 430005. E-mail: [email protected]
Abstract: The authors of the article consider communicative aspects of the Russian society adaptation to the new technological turn in the contemporary civilization. On the example of the mass segment of the communicative area the authors show the breach of the value generation processes in the society, which is the result of the "torn" by "individuals" net communication (Poelueva L. A). A decline in intellectual and educational level, fixed in the Russian society, is caused, as the authors think, by the moral "simplification" and vulgar interpretation of the communicative activity freedom denying a person's cultural responsibility for the result of this activity. The authors, accentuating the ideas of noocommunicology (Yu. P. Budantsev) state the necessity of forming a new topical communication philosophy that would respond to the humanistic request of the information-technological future of Russia. To make it happen one has to generate serious paradigms of social targeting to contrapose to spontaneous network overweight of individual views in order to concentrate the communicative and intellectual powers of the society on the humanistic-oriented development strategies. As an actual communicative strategy the authors propose anthropo-cosmism for a number of reasons. First, anthropo-cosmism paradigmatically unite the subjects of communication with the moral bonds; second, it grants them personal as well as global and cosmic authority for the future and, consequently, anthropo-cosmism possesses a great strategic potential.
The authors come to the conclusion that a key element of "the new sixth technological mode" (Glaz'ev S. Yu.) that can substantially upgrade the global
information processes in the direction of humanism will be cultural, "human-oriented" text activity. Textual linguo-culture acts as its methodological foundation. As an objectification of the new humanistic strategy the authors propose monumentalism as an ontology of "great ideas", i.e. ideas that unite the society with high moral values.
Key words: communication, communicative strategy, humanistic breakthrough, text activity, text linguo-culture, anthropo-cosmism, monumentalism, network humanism.
References
1. Gromyko Yu.V. Oruzhie, porazhajushhee soznanie - chto jeto takoe? (perepechatka iz al'manaha «Rossija - 2010»): jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://www.pereplet. ru/text/grom0.html. [Gromyko Y V. Weapons affecting consciousness - what is it? (reprint of the anthology "Russia - 2010"): an electronic resource. Access: http://www.pereplet. ru/text/grom0.html].
2. Anisimov O.S. Metodologicheskij slovar' dlja strategov. T. 2 Metodologicheskaja paradigma i upravlencheskaja analitika. M., 2004. [Anisimov O. S. Methodological dictionary for strategists. T. 2. Methodological paradigm and management analytics. M., 2004].
3. Budancev Yu.P. Ocherki nookommunikologii. M., 1995. [Budantsev Y P. Essays on Communicology. M., 1995].
4. Indrikov A. A. Diktatura konvejera: refleksija krizisa kul'tury v Evrope i Rossii: monografija. Saransk, 2014. [Indrikov A. A. Conveyor dictatorship: a reflection on the crisis of culture in Europe and Russia: a monograph. Saransk, 2014].
5. Glaz'evS.Yu. KNR kak novyj global'nyj lider: doklad Izborskomu klubu [elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/7581/ [Glazyev S. Y China as a new global leader: report to Izborsky club [electronic resource]. Access: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/7581/].
6. Protokol №4 ot 16 oktjabrja 2015 goda Prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po modernizacii jekonomiki i innovacionnomu razvitiju Rossii. [Record №4 of October 16, 2015 of the Presidium of the Presidential Council of the Russian Federation on economic modernization and innovative development of Russia].
7. Pis'mo Agentstva strategicheskih iniciativ «Ob uchastii v razrabotke i realizacii proekta "CoBrain" v ramkah dorozhnoj karty Nacional'noj tehnologicheskoj iniciativy "NejroNjet"» [elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: file:///C:/Users/Windows%20Se7en/Downloads/ CoBrain-Call-for-Project-Annotations.pdf [Letter from the Agency for Strategic Initiatives "Participation in the development and implementation of the project "CoBrain" in the framework of the roadmap of the National Technology Initiative "NeuroNet" [electronic resource]. Access: file: /// C: /Users/Windows%20Se7en/Downloads/CoBrain-Call-for-Project-Annotations.pdf].
8. Belyatskaya A.A. Tekstovaja lingvokul'tura : novye gorizonty issledovanija: monografija. Saransk, 2014. [Belyatskaya A. A. Text linguo-culture: new horizons of research: monograph. Saransk, 2014].
9. Poelueva L.A. Sredstva massovoj informacii v kul'ture perehodnogo perioda. Saransk, 2004. [Poelueva L. A. The media in the culture of the transitional period. Saransk, 2004].
10. Kedrov K.A. Etiko-antropnyi princip v kul'ture: dis. d-ra. filos. nauk. M.,1996. [Kedrov K. A. Ethical-anthropic principle in culture: Thesis. ... Dr. Philosophical sciences. M., 1996].
11. KholodnayaM.A. Psihologiya intellekta: Paradoksy issledovaniya. 2-e izd., pererab. i dop. SPb., 2002. [Kholodnaya M. A. Psychology of Intelligence: Paradoxes of the study. 2nd ed., Rev. and add. SPb., 2002].
12. Ableev S.R. Ontologiya soznaniya v filosofskoi tradicii antropokosmizma: teoreticheskij analiz i sistemnaja rekonstrukcija : dissertacija ... doktora filosofskih nauk : 09.00.01. Kirov, 2010. [Ableev S. R. Ontology of consciousness in the philosophical tradition of anthropocosmism: theoretical analysis and reconstruction of the system: the dissertation ... Doctor of philosophical sciences: 09.00.01. Kirov 2010].
13. Jahnenko V. V. Uchebnyj predmet informacionnogo obshhestva (Problemy razvitija soderzhanija obshhego obrazovanija v sovremennoj Rossii) // K 80-letiju Ju. V. Rozhdestvenskogo: sbornik nauch. statej (Pod red. A. A. Volkova, A. Ju. Ovchinnikova, O. Je. Hazanovoj). Moskva, 2006. C. 254-267. [Yakhnenko V. V. The subject of the information society (problems of general education development in modern Russia) // To the Yu. V. Rozhdestvenskiy 80th anniversary: a collection of scientific articles (Ed. A. Volkov, A. Yu. Ovchinnikov, O. E. Khazanova). Moscow, 2006. P. 254-267].
14. HolodnyiN.G. Mysli naturalista o prirode cheloveka. Kiev, 1947. [Kholodniy N. G. A naturalist's thoughts about human nature. Kiev, 1947].
15. Russkiy kosmizm. Antologiya filosofskoi mysli (Sost. i predisl. k tekstam S. G. Semenovoj, A. G. Gachevoj; Primech. A. G. Gachevoj). M., 1993. [The Russian cosmism. Anthology of philosophical thought (Ed. and foreword to the texts: S. G. Semenova, A. G. Gacheva; notes: A. G. Gacheva). Moscow, 1993].