Научная статья на тему 'НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ РОССИЙСКОЙ СТАТИСТИКИ И УПОРЯДОЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ'

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ РОССИЙСКОЙ СТАТИСТИКИ И УПОРЯДОЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ / ЦИФРОВАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССТАТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА / DIGITAL ECONOMY / DATA MANAGEMENT / DIGITAL ANALYTICAL PLATFORM / ROSSTAT DEVELOPMENT STRATEGY / GOVERNMENT STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашков А. М., Ларинина Т.И.

Статья посвящена выявлению направлений и описанию возможных решений проблем управления данными, отраженных в повестке Стратегии развития Росстата в его ключевой концепции Цифровой аналитической платформы, которая будет частью национальной системы управления данными для всех субъектов официального статистического учета и пользователей статистической информации. Рассмотрены элементы цифровых платформ, перечислены основные требования к новым принципам статистического учёта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SKYLINE OF RUSSIAN STATISTICS AND ORDERING OF PROCESSES DIGITAL ANALYTICAL PLATFORM

The article is devoted to identifying areas and describing possible solutions to data management problems reflected in the agenda of the Rosstat development Strategy in its key concept of the digital analytical platform, which will be part of the national data management system for all subjects of official statistics including users of statistical information. The elements of digital platforms are considered, the main requirements for new principles of statistical accounting are listed.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ РОССИЙСКОЙ СТАТИСТИКИ И УПОРЯДОЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ»

Новые горизонты Российской статистики и упорядочение процессов Цифровой аналитической платформы

New skyline of Russian statistics and ordering of processes Digital Analytical Platform

Пашков А. М., Ларинина Т.И.

А. Pashkov, Т. Larinina

Статья посвящена выявлению направлений и описанию возможных решений проблем управления данными, отраженных в повестке Стратегии развития Росстата в его ключевой концепции Цифровой аналитической платформы, которая будет частью национальной системы управления данными для всех субъектов официального статистического учета и пользователей статистической информации. Рассмотрены элементы цифровых платформ, перечислены основные требования к новым принципам статистического учёта.

The article is devoted to identifying areas and describing possible solutions to data management problems reflected in the agenda of the Rosstat development Strategy in its key concept of the digital analytical platform, which will be part of the national data management system for all subjects of official statistics including users of statistical information. The elements of digital platforms are considered, the main requirements for new principles of statistical accounting are listed.

Ключевые слова: цифровая экономика, управление данными, цифровая аналитическая платформа, стратегия развития Росстата, государственная статистика.

Key words: digital economy, data management, digital analytical platform, Rosstat development strategy, government statistics.

Введение

В современном мире неизбежны ошибки при ускорении темпов общемировых принципов и возросших требованиях глобального хронотопа. Во

многом это определяет смена этапов постиндустриального общества, за которым завещалась парадигма электронного правительства, а за ней цифровой экономики по поводу которой до сих пор ведутся дебаты, постоянно придавая форму эволюционирующему явлению. Наделить её окончательным замыслом способна цифровая аналитическая платформа (ЦАП). Объектом исследования выступает национальная система управления данными, а предметом - способы производства и распространения статистической информации.

Актуальность исследования. Значимость для государства освоения новых цифровых рубежей является основной необходимостью не только для порядка и классификации видов экономической деятельности, но и наделению государства заведомо новым признаком помимо территории, системы права, иерархии, без которого оно рискует потерять свои позиции в конкуренции между другими государствами. Не имея качественной информации невозможно определить текущее положение дел в государстве, осуществить краткосрочное и долгосрочной планирование, а, следовательно, и нет возможностей для развития. Создание и эксплуатация Цифровой аналитической платформы призвано решить данную проблему и обеспечить надежное информационное пространство с максимальной точностью в управлении данными.

Проблемой исследования является разрозненность управления данными в независимых информационных системах, заточенных под определенного функционального заказчика, соответственно размытых требований на различных уровнях власти и возможности доступа к этим данным с любого уровня, получения сродных данных из различных реестров по административным единицам, учитывая ограничение доступа к большинству данных, когда непосредственным источником этих данных являются сами субъекты. Большие вопросы остаются по первичным статистическим данным, которые статистика собирает с точки зрения корректности предоставления данных респондентами, а также в умении донести и объяснить статистическую информацию до конечного пользователя.

Цель исследования. Обозначить направления и особенности цифровой аналитической платформы Росстата для органов государственного управления.

Задачи исследования заключаются в характеристике сущности Цифровой аналитической платформы; выделить оптимальные условия упорядочения первичных и административных данных; определить основные требования и необходимые условия для дальнейшего статистического учета по новым принципам; сформулировать основы для создания единой базы регламентированных показателей официальной статистической методологии (ме-таинформации) в соответствии с международными стандартами.

Методы исследования - сопоставительный анализ и диалектический подход, эксплицитность которого определяет дальнейшие пути и способы динамической обработки статистической информации во взаимопомощи среди относительно разрозненных, но взаимосвязанных элементов, которые в скором времени будут вынуждены взаимодействовать с внешней средой. Интерпретация научно-методической литературы, систематизация и обобщение результатов исследования, а также прогнозирование путей внедрения результатов в практику.

Результаты исследований, их обсуждение. Различные зарубежные авторы в определении понятия Цифровой платформы (Digital platform) оперируют коммерческими бизнес терминами характеризуя стандартный по принципам функционирования интернет-магазин. Однако у этого феномена не всё так просто и её особую классификацию следует взвесить и принять в дальнейшей разработке государственной политики. Немецкий учёный Андреас Хейн (Andreas Hein) даёт следующее определение Цифровых платформ - это вездесущее явление, которое бросает вызов действующим компаниям, изменяя то, как мы потребляем и предоставляем цифровые продукты и услуги [13, c. 51].

Томас Ллевеллин (Llewellyn D. W. Thomas) выделяет три отличительных подхода к использованию рычагов, представленных в различных вари-

антах платформы - производство, инновации и транзакции, способствующих не только расширению и масштабу, но и экономике замещения стандартных принципов обмена продуктами труда [15]. В коммерческом секторе осознают трудности владения и эксплуатации промышленной платформы, где часто предпочитают сотрудничать с глобальными платформами и экосистемами, чтобы воспользоваться преимуществом масштаба. Как отмечает Жак Бугин (By Jacques Bughin) стратегии, предусматривающие вход на чужую платформу, по-видимому, способствуют активному участию, но они также могут представлять риск, когда тысячи других делают то же самое, что затрудняет дифференциацию [19].

Существует опасность того, что страны независимо от их уровня развития превратятся просто в поставщиков необработанных данных для таких цифровых платформ, но при этом им придется платить создателям этих цифровых платформ на основе этих данных [3, с. 47]. Однако в настоящее время крупнейшими агрегаторами данных будут является цифровые платформы. Они накапливают данные об участниках платформ, их предпочтениях, осуществляемом взаимодействии и обмене информацией и, как правило, получают её посредством использования различных инструментов и цифровых технологий на основе сырых данных, затем преобразуя её в релевантную информацию, уже имеющую стоимость и потребительские свойства [12, с. 222]. По мнению К. В. Погореловой Цифровая платформа представляет собой совокупность формальных и неформальных правил и алгоритмов взаимодействия между поставщиками и потребителями товаров и услуг, которые предназначены для снижения уровня издержек взаимодействия между ними и обеспечиваемая архитектурным стеком программно-аппаратного обеспечения, необходимого для хранения и анализа цифровых данных об участниках взаимодействия [6, с. 256].

Цифровая платформа предполагает наличие следующих признаков:

1. Автоматизированность системы сетевого взаимодействия пользователей;

2. Наличие базы данных пользователей;

3. Существование обратной связи между гражданским обществом и государством;

4. Использование программного обеспечения в целях взаимодействия; 5. Правовая и техническая регламентация работы цифровой платформы [8, c. 53].

Цифровые платформы состоят из таких элементов как: 1. Платформа: Расширяемая кодовая база программного обеспечения - система, обеспечивающая основные функциональные возможности, разделяемые модули и сервисы, которые взаимодействуют с другими участниками, и интерфейсы, через которые они осуществляют взаимодействие; 2. Модуль: Подсистема дополнительного программного обеспечения, которая подключается к платформе для добавления ей функциональности; 3. Интерфейс: Спецификации и правила проектирования, описывающие, как платформа и модули взаимодействуют и обмениваются информацией; 4. Цифровая экосистема: Сообщество, которое появляется из комбинации повседневных использований платформы и ее приложений [4, c. 111]. Последний элемент является основой для фундамента взаимодействия платформы с респондентами и её дальнейшему росту.

Будущее национальной цифровой платформы видится её создателям следующим образом. Национальная цифровая платформа - это не то, что построено с нуля, это то, что уже существует, по крайней мере, частично. Но это - то, что, что всеобщими усилиями можно улучшить. Следовательно, главная задача разработчиков на данный момент - выявить недостающие или неразвитые части, улучшить совместное сочетание компонентов между собой [11, c. 7].

Особое внимание заслуживает второй элемент функциональных модулей как отмечает Йенс Фёрдерер (Jens Foerderer) и др. - Модульность программной платформы позволяет как внешним комплементам, так и владельцу платформы заменять компоненты системы при сохранении стабильного ядра. В свою очередь, возможность обновления позволяет обеим сторонам работать над уже установленными модулями, которые сохраняют базу знаний

117

платформы [14].

В Росстате уточнили, что помимо компонентов, на создание которых уже заключены госконтракты, предстоит разработать модуль, облегчающий бизнесу предоставление статистической отчетности. Он будет содержать инструментарий для автоматизации этого процесса [16]. Целесообразно разработать для этой цели процедуру, которая по декларативному описанию формирует экранную форму "на лету" [10, с. 24]. Реализация подобного подхода сводится к созданию базы метаданных и отдельной метаинформации (информации об информации), в которой собираются сведения о структуре отчетов. Выделение в базе данных пространства в бинарном виде с возможностью оперативного развёртывания.

Как отмечено в письме о ЦАП Росстата перспективным развитием технологии электронного сбора отчетности является переход на потоковую модель сбора первичных статистических данных, формируемых в автоматизированных системах первичного учета [2]. Тем не менее, организация хранения и обмена информацией будет строиться на новых принципах. Например, существующий статистический регистр будет заменён на единый реестр объектов наблюдения [17]. Предстоит напряжённая работа над совершенствованием методологии, так как отметил О. Н. Никифоров какое-либо реформирование статистических показателей затруднительно даже среди одержимых статистиков-профессионалов [5]. Всё это должно протекать в гармоничном сочетании с созданными системами классификаций Союза ЕАЭС, гармонизированных с национальными и международными классификациями видов экономической деятельности Европейского экономического сообщества (NACE, Rev. 2), Статистической классификации продукции по видам экономической деятельности Европейского экономического сообщества (CPA 2008), классификации институциональных секаторов экономики, Системы национальных счетов 2008 года и другими актуализированными показателями метаданных [7]. Следует реализовать принцип транспарентности между

лингвистическими системами разных стран, сочетания единиц измерения,

автоматической трансформации между показателями для их сопоставления и открытой методологи расчета для их дальнейшего обсуждения. Это позволит сделать будущую цифровую аналитическую платформу лидером среди потенциальных проектов, замкнутых в единственном поле, используя лишь один государственный язык для интерпретации методов.

Быстрое укрепление доминирующего положения цифровой аналитической платформы будет связано с сетевым эффектом (т.е. чем больше пользователей платформы, тем больше её ценность для всех). Второй фактор касается способности платформы извлекать, контролировать и анализировать данные. Как и в случае с сетевым эффектом, увеличение числа пользователей означает увеличение объема данных, что в свою очередь позволяет обогнать потенциальных конкурентов и воспользоваться преимуществами первопроходца. Третий фактор заключается в том, что, как только платформа начинает наращивать масштабы и предлагать различные комплексные услуги в том числе собственные модули, издержки пользователей, связанные с переходом на других провайдеров электронных услуг, начнут возрастать.

Реализовать амбициозную задачу по созданию системы государственной статистики без статистических форм будет не так просто без изменения базового Федерального Закона № 282 "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" [1], создав при этом деловую среду позволяющей фирмам в полной мере использовать цифровые технологии, обмениваться инновациями, закреплять навыки государственных служащих и работников по внедрению открывающихся в цифровом мире новых, до этого невиданных методов взаимодействия.

Существующая в настоящий момент мозаика фрагментированных данных мешает бизнесу расширяться и осуществлять грамотный обмен сведениями в рамках ЕАЭС, а также не позволяет потребителям пользоваться преимуществами цифровых информационных систем. Это препятствие можно преодолеть за счет устранения законодательных барьеров, продвижения

электронных систем, электронных счетов и единого электронного реестра.

Построение цифровой инфраструктуры и общих цифровых платформ является одной из важных этапов стратегии создания цифрового пространства. Мультипликативный эффект позволяет государствам членам, с одной стороны, ускорить развитие собственных цифровых экономик, используя синергию интеграции и повышая конкурентоспособность своих экономик, с другой стороны - получить дивиденды в результате региональной интеграционной трансформации, предоставляющей новые механизмы реализации экономических инициатив в самых разных областях с меньшими ресурсами и большей эффективностью [18].

Отметим также, что внедрение интегрированной информационной системы, призванной объединить все учреждения в единую сеть, не должна осложнить доступ пользователей к услугам специалистов, замедлив процессы поступления и обработки поступающих запросов. Чтобы обеспечить действительно ценное предложение, следует избегать белых пятен, когда ни одна из сторон не желает подключаться, пока другая сторона должным образом не будет заполнена. Лозунг Стратегии развития Росстата до 2024 года [9], который гласит: "Будьте реалистами - требуйте невозможного" можно дополнить словами Илона Маска: "Первый шаг - определить, что это возможно. Сама возможность обязательно появится".

Выводы. На основе изученных результатов можно заключить, что базовые работы по созданию цифровой аналитической платформы Росстата завершены, положив начало трудному пути для переосмысления тривиальных методов учёта. Исходя из поставленных задач исследования были даны ключевые характеристики Цифровой аналитической платформы; Определены условия развития цифровой экосистемы на основе обновляемых модулей для респондентов; Выражена необходимость создания активной деловой среды для обсуждения новых методов обработки статистической информации; Определены необходимые компоненты платформы для её успешного расширения среди аналогичных платформ других стран. Электронная отчетность являлась лишь начальной точкой для перехода к потоковому способу сбора

120

информации, что приведет в дальнейшем к её апробации и затем к полному отказу от бумаги.

Литература

1. Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ (ред. от 18апреля 2018 г. N 74-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 03.12.2007 г. № 49. Ст. 6043.

2. О цифровой аналитической платформе Росстата (ЦАП): письмо Росста-та от 09 октября 2019 г. № 04-04-4/101-сми

3. Абдуллаева Ш. Р., Шайданов Т. Р., Мирсоатов А. К. Цифровые платформы как фактор развития глобальной цифровой экономики и международного бизнеса // European research: innovation in science, education and techology. 2020. С. 45-50.

4. Зараменских Е. П. Цифровые платформы как средство агрегации, производства и предоставления цифровых товаров и услуг // Вестник Российского нового университета. серия: сложные системы: модели, анализ и управле-ние.2018. № 3. С. 105-112.

5. Никифоров О. Н. Эволюция системы статистических показателей: от здорового консерватизма к переоценке значимости и унификации // Наука о данных. 2020. С. 210-212.

6. Погорелова К. В. Цифровая платформа как фактор перехода к цифровой экономике // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2020. № 1. С. 254-259.

7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 34 "О Программе развития интеграции в сфере статистики Евразийского экономического союза на 2016 - 2020 годы"

8. Степанова И. С., Воротников А. М. Новые возможности для гражданского общества, представляемые цифровыми платформами, на примере циф-

ровой платформы "Арктика 2035" // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020. № 1. С. 51-57.

9. Стратегия развития Росстата до 2024 года (проект) // Вопросы статистики. 2019. Т. 26, № 4. С. 3-24.

10. Токмаков Г. П. Разработка системы автоматической генерации экранных форм для ведения баз данных // Автоматизация процессов управления : журнал / ред. В.А. Маклаев. - Ульяновск: Научно-производственное объединение "Марс", 2009. № 2. С. 19-29.

11. Трофимова Е.И. Формирование единого цифрового информационного пространства как актуальная научно-практическая задача: опыт национальной цифровой платформы США // Культура: теория и практика. 2018. № 6. С. 7.

12. Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. "Экономика данных": big data, цифровые платформы и цифровая рента // Инновационные кластеры цифровой экономики: драйверы развития. 2018. С. 218-226.

13. Digital platform ecosystems / A. Hein et al. // Electronic Markets. 2020. Vol. 30. P. 87-98.

14. Knowledge boundaries in Enterprise software platform development: Antecedents and consequences for platform governance / Foerderer, J. et al. // Information Systems Journal. 2019. Vol. 29. P. 119-144.

15. Thomas L. D. W., Autio E., Gann D. M. Architectural Leverage: Putting Platforms in Context // Academy of Management Perspectives. 2014. Vol. 28. №. 2. P. 198-219.

16. Базовые работы по созданию цифровой аналитической платформы Росстата завершены. Тонкостями займутся субподрядчики. URL: http: //www.tadviser.ru/index.php/Проект:Росстат_(Цифровая_аналитическая_п латформа) (дата обращения: 30.07.2020)

17. В Росстате началось создание цифровой платформы сбора и анализа данных нового поколения. Единый портал электронной подписи. URL:

https://iecp.ru/news/item/424909-V-Rosstate-nachalos-sozdanie-cifrovoy-platformi (дата обращения 30.07.2020).

18. Обзор совместного исследования Всемирного банка и Евразийской экономической комиссии: Цифровая повестка ЕАЭС 2025: перспективы и рекомендации (полная версия) ЕЭК // Евразийская экономическая комиссия. URL:

http:/www.eurasiancomшission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/Обзор%20ВБ.pdf. (дата обращения: 30.07.2020)

19. By Jacques Bughin, Tanguy Catlin, Miklos Dietz Open interactive popup The right digital-platform strategy // McKinsey global institute. 2019. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/the-right-digital-platform-strategy. (date of access: 30.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.