Научная статья на тему 'Новые горизонты экономического сотрудничества России с Узбекистаном'

Новые горизонты экономического сотрудничества России с Узбекистаном Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
214
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ / ЭКОНОМИКА УЗБЕКИСТАНА / РОССИЙСКО-УЗБЕКСКОЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В УЗБЕКИСТАНЕ / РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF RUSSIA / ECONOMY OF UZBEKISTAN / RUSSIAN-UZBEK FOREIGN ECONOMIC COOPERATION / PROSPECTS OF DOING BUSINESS IN UZBEKISTAN / RUSSIAN COMPANIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мягков Валентин Юрьевич

Одной из фундаментальных задач активизации российского экспорта является развитие внешнеэкономических связей с государствами постсоветского пространства. К числу перспективных партнеров России на указанном направлении могут быть отнесены страны Центральной Азии. Решение задачи усиления российского присутствия в регионе лежит на путях налаживания эффективного и многогранного внешнеэкономического взаимодействия России с наиболее динамично развивающимися центральноазиатскими государствами, к числу которых относится Узбекистан. В статье рассматриваются основные черты модели экономического развития Узбекистана на современном этапе, а также перспективы российско-узбекского внешнеэкономического сотрудничества с точки зрения возможностей продвижения бизнес-интересов России, как в данной стране, так и в регионе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мягков Валентин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New horizons of Russia-Uzbekistan economic cooperation

One of the fundamental tasks in boosting Russian exports is to develop foreign economic relations with the post-Soviet States. The countries of Central Asia might be the promising Russia’s partners. The solution to the problem of strengthening the Russian presence in the region lies in the ways of establishing effective and multifaceted foreign economic cooperation between Russia and the most dynamically developing Central Asian States, including Uzbekistan. The article examines the main features of the current model of economic growth in Uzbekistan, as well as the prospects for Russian-Uzbek foreign economic cooperation in terms of opportunities to promote business interests of Russia, both in this country and in the region as a whole.

Текст научной работы на тему «Новые горизонты экономического сотрудничества России с Узбекистаном»

Новые горизонты экономического сотрудничества России с Узбекистаном

Валентин Юрьевич МЯГКОВ,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А), кафедра международной торговли и внешней торговли РФ - профессор, тел.: 8 (499) 147-50-03

Аннотация

Одной из фундаментальных задач активизации российского экспорта является развитие внешнеэкономических связей с государствами постсоветского пространства. К числу перспективных партнеров России на указанном направлении могут быть отнесены страны Центральной Азии. Решение задачи усиления российского присутствия в регионе лежит на путях налаживания эффективного и многогранного внешнеэкономического взаимодействия России с наиболее динамично развивающимися центральноазиатскими государствами, к числу которых относится Узбекистан. В статье рассматриваются основные черты модели экономического развития Узбекистана на современном этапе, а также перспективы российско-узбекского внешнеэкономического сотрудничества с точки зрения возможностей продвижения бизнес-интересов России, как в данной стране, так и в регионе в целом.

Ключевые слова: внешнеэкономические связи России, экономика Узбекистана, российско-узбекское внешнеэкономическое сотрудничество, перспективы ведения бизнеса в Узбекистане российскими компаниями.

New horizons of Russia-Uzbekistan economic cooperation

Valentin Yourievich MYAGKOV,

Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher,

Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A, Department of International

Trade and Foreign Trade of the Russian Federation - Professor,

Phone: 8 (499) 147-50-03

Abstract

One of the fundamental tasks in boosting Russian exports is to develop foreign economic relations with the post-Soviet States. The countries of Central Asia might be the promising Russia's partners. The solution to the problem of strengthening the Russian presence in the region lies in the ways of establishing effective and multifaceted foreign economic cooperation between Russia and the most dynamically developing Central Asian States, including Uzbekistan. The article examines the main features of the current model of economic growth in Uzbekistan, as well as the prospects for Russian-Uzbek foreign economic cooperation in terms of opportunities to promote business interests of Russia, both in this country and in the region as a whole.

УДК 339.9 (470+575.1) ББК 65.5 (2Рос+5Узб) М-990

12 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

59 Q

Keyword: foreign economic relations of Russia, economy of Uzbekistan, Russian-Uzbek foreign economic cooperation, prospects of doing business in Uzbekistan by Russian companies.

Одним из ведущих векторов российской внешней политики на постсоветском пространстве является центральноазиатское направление, в рамках которого в последнее время отмечается существенная активизация внешнеэкономического сотрудничества России с Узбекистаном. Как в силу своего географического положения - в сердце Центральной Азии и на перекрестке современных международных «торгово-политических осей» и транспортных коридоров мирового значения, - так и вследствие геоэкономических факторов, Узбекистан является ключевой страной региона.

По показателям экономического потенциала Узбекистану принадлежит второе место в Центральной Азии (после Казахстана). Страна обладает мощной природной базой для развития экономики, в частности, занимает 4-е место в мире по запасам урана и золота, 6-е - по производству хлопка и 10-е - по добыче природного газа. За постсоветский период существенно изменилась структура ВВП: доля промышленности возросла до 33%, услуг - 47%, а удельный вес сельского хозяйства сократился до 19%. Велики людские ресурсы Узбекистана - по численности населения (31, 4 млн чел.) страна занимает первое место в Центральной Азии.

Среди ведущих отраслей промышленности Узбекистана выделяются отрасли ТЭК (комплекс добычи и переработки нефти и природного газа), металлургический комплекс (производство золота, меди, цинка, свинца, серебра), машиностроение (автосборочные предприятия и тракторостроение), а также отрасли легкой (производство хлопка-волокна, хлопчатобумажных тканей, трикотажных изделий, ковров) и пищевой промышленности. Сельское хозяйство Узбекистана специализируется на выращивании двух основных культур - хлопчатника и зерновых, а также овощной продукции и винограда. По объемам экспорта овощной продукции Узбекистан входит в десятку основных мировых поставщиков.

Заметна роль Узбекистана в развитии международных транспортных путей, в том числе, соединяющих Европу и государства Азии. Давно минули те дни, когда по пустынным дорогам брели караваны верблюдов - современная транспортная инфраструктура Узбекистана соответствует мировым стандартам, и представлена практически всеми видами наземного и воздушного транспорта. Через территорию страны проходят 20 международных транспортных коридоров, а также несколько международных магистральных газопроводов.

После распада СССР страна одной из первых на постсоветском пространстве преодолела экономический кризис и с 1996 г. вышла на траекторию динамичного экономического роста. Именно к середине 90-х годов ХХ века относится разработ-

^ 60

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2018

ка и начало реализации национальной концепции социально-экономического развития, которая может быть условно определена как «узбекская экономическая модель».1

Основными чертами данной модели являются следующие пять принципов:

□ деидеологизация и прагматичность экономической политики;

□ высокая роль государства, как главного реформатора социально-экономической структуры;

□ верховенство закона;

□ проведение эффективной социальной политики;

□ постепенность и поэтапность осуществления процесса проведения реформ.

Как сама постановка концепции, так и практика ее реализации в значительной

степени учитывали достаточно продуктивный опыт Китая в реорганизации командно-административной экономики в сторону рыночного хозяйства. При этом Узбекистан старался решать задачу перевода государственного сектора экономики на рыночные условия хозяйствования при одновременном поощрении традиционных для стран Востока (с точки зрения многовековой исторической ретроспективы и менталитета) малого и среднего частного секторов.

Вместе с тем, государство, как институт хозяйственного управления, в Узбекистане продолжает играть ключевую и системообразующую роль в осуществлении всех экономико-политических мероприятий. Участие государства в реализации экономической политики в целом, и, в частности, в реформировании структуры экономики осуществляется по нескольким направлениям и предполагает:

□ активное государственное вмешательство в хозяйственные процессы административными методами (централизованное распределение ресурсов, установление валютного курса, цен, ставок процента по кредитам, использование в ряде случаев «директивно-административного ресурса» в вопросах отношений собственности и перераспределении финансовых средств);

□ активная инвестиционная политика, направленная на всемерное поощрение инвестиций в отрасли экономики, отнесенные к категории стратегических секторов. В целях ее реализации используются инструменты валютного регулирования (ограничения и выборочный характер льгот при конвертировании валюты), кредитной политики (льготные условия кредитов, предоставление безвозвратных кредитов) и бюджетной политики (государственные инвестиции и сочетание высокой налоговой нагрузки с предоставлением налоговых льгот);

□ обращение и активное использование модели импортозамещения путем налаживания собственных производств по выпуску, прежде всего, готовой продукции, в целях уменьшения зависимости от импорта.

Таким образом, в Узбекистане главным действующим лицом и гарантом проведения реформ выступает государство, что позволяет определить суть узбекской модели, как государственный капитализм с восточной спецификой.

12 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

61 ^

Внешнеэкономические связи России с Узбекистаном в значительной степени продолжают опираться на длительную историю взаимных отношений, в том числе на фундамент, заложенный в период совместного нахождения в рамках единой страны - Советского Союза. Основной формой взаимного сотрудничества является внешняя торговля.

Таблица 1

Товарооборот России с Узбекистаном в 2015-2017 гг., в млн долл. США

2015 г. 2016 г. 2017 г.

Товарооборот 2837,1 2726,8 3651,7

Экспорт 2235,3 1965,4 2625,1

Импорт 601,8 761,4 1026,6

Источник: ФТС России

Товарная структура российского экспорта в Узбекистан характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации. Так, по данным на 2017 г., в ней были представлены товары следующих групп (в % к итогу): машины и оборудование - 21,0; металлы и изделий из них - 19,2; древесина - 17,5; минеральные продукты - 15,2; топливо - 14,6; продукция химической промышленности - 12,4, продовольствие - 11,6.

В товарной структуре российского импорта из Узбекистана доминируют товары следующих групп (в % к итогу, по данным на 2017 г.): текстиль, изделия из него - 53,1; продовольствие и сельскохозяйственное сырье - 15,2; продукция химической промышленности - 13,9; машины и оборудование - 10,2.

Получило развитие инвестиционное сотрудничество: объем российских капиталовложений в экономику Узбекистана достиг 8,7 млрд долл. США. В Узбекистане работают такие крупные российские компании, как «Газпром», «Лукойл», «Вымпелком» и др. В настоящее время в Узбекистане зарегистрировано более 1 тыс. предприятий с участием российского капитала.2

Перспективы дальнейшего развития внешнеэкономического сотрудничества России с Узбекистаном и придания ему многоотраслевого характера, представляются весьма обнадеживающими. В значительной степени они связаны с итогами государственного визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Узбекистан и приуроченного к этому событию Первого российско-узбекского Форума межрегионального сотрудничества (19 октября 2018 г.). Форум проходил на площадях главной выставочной площадки страны - в «Узэкспоцентре» - являющимся крупнейшим выставочно-ярмарочным деловым комплексом Узбекистана. В форуме участвовали более 600 представителей делового мира из 25 регионов двух стран.

^ 62

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2018

В рамках данных межгосударственных мероприятий президенты России и Узбекистана подписали Программу экономического сотрудничества на 2019-2024 гг.3 Данный документ предусматривает реализацию обширного плана действий по 15 различным направлениям российско-узбекского взаимодействия, в том числе в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической и социально-трудовой сферах. В частности, важнейшим результатом Форума стало подписание пакета межгосударственных документов, состоящего из около 800 взаимных соглашений и меморандумов по вопросам торгового и инвестиционного сотрудничества между Россией и Узбекистаном на общую сумму в 25 млрд долл. США. Кроме того, в режиме видеоконференции президенты двух стран дали старт началу реализации проекта строительства первой в стране атомной электростанции. Строительство в Навоийской области Узбекистана АЭС по российскому проекту предполагает сооружение двух энергоблоков, первый из которых планируется запустить в эксплуатацию до конца 2028 года.

Важным содействующим фактором развития взаимного сотрудничества является то обстоятельство, что вследствие длительного советского, главным образом - русского, влияния на деловую сферу страны, система узбекского менеджмента и внешнего официального делового общения (в отличие от большинства других мусульманских стран Азии) в значительной степени тяготеет к западной предпринимательской модели (точнее к ее «российской» разновидности), нежели к «классической» восточной. В первую очередь, это, конечно, относится к ведущим предприятиям государственного сектора и крупным компаниям, многие из которых активно развивают международную деятельность, что, несомненно, способствует укоренению стандартов общемировой практики в деловом общении современного Узбекистана.

Как представляется, изменения, происходящие в последнее время в Узбекистане, направленные на повышение степени открытости его экономики, и существенная активизация «российского вектора» внешнеэкономической линии страны, открывают большие перспективы, как для возвращения России на узбекский рынок, так и для налаживания многоотраслевого стратегического сотрудничества с этой ключевой страной Центральной Азии.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Узбекская экономическая модель: мифы и реальность // http://kommersant.uz/ uzbekskaya-model/

2 Торговый маршрут: Путин взял Ташкент инвестициями. Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: https://finance.rambler.ru/economics/41083149-putin-vzyal-tashkent-investitsiyami/?utm_source=head&utm_campaign=self_promo&utm_ medium=news&utm_content=news

3 Россия и Узбекистан подписали программу экономического сотрудничества на 2019-2024 годы // http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depSNG/201819103

12 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

63 ^

БИБЛИОГРАФИЯ/ BIBLIOGRAFIYA:

1. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации (Portal vneshne economicheskoj informacii Ministerstva economi-cheskogo razvitija Rossijskoj Federacii). [Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: http://www/ved.gov.ru/exportcountries/ir/

2. Портал Федеральной Таможенной службы России. (Portal Federal'noi Tamozhennoy sluzhby Rossijskoj Federacii). Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: http:// www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095

3. Государственный визит Владимира Путина в Узбекистан. (Gosudarstvennyi vizit Vladimira Putina v Uzbekistan). 19.10.2018. Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: https://www.putin-today.ru/archives/70171

4. Путин прибыл в Узбекистан с государственным визитом. (Putin prybyl v Uzbekistan s gosudarstvennym visitom). Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: https:// tass.ru/politika/5693649

5. Торговый маршрут: Путин взял Ташкент инвестициями. (Torgovij marshrut: Putin vzjal Tashkent investitsiami). Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: https://finance.rambler.ru/economics/41083149-putin-vzyal-tashkent-investitsiyami/?utm_ source=head&utm_campaign=self_promo&utm_medium=news&utm_content=news

^ 64

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.