Научная статья на тему 'Новые функции инженерного образования: мировые и российские тенденции становления'

Новые функции инженерного образования: мировые и российские тенденции становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / FUNCTIONS OF ENGINEERING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Алина Владимировна

Анализируется появление новых функций инженерного образования в ходе социальноэкономических и технологических изменений. Проанализированы идеи классиков социологии и современных исследователей, основные тенденции изменения функциональности высшего технического образования в России и за рубежом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинова Алина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We have analyzed the emergence of new functions within institute of engineering education, which appeared because of social and technological changes. We have also analyzed the ideas of classics of sociology and modern researchers, the main tendencies of change of functionality of the higher technical education in Russia and abroad

Текст научной работы на тему «Новые функции инженерного образования: мировые и российские тенденции становления»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378

А. В. САВИНОВА

НОВЫЕ ФУНКЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МИРОВЫЕ И РОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ

Анализируется появление новых функций инженерного образования в ходе социально-экономических и технологических изменений. Проанализированы идеи классиков социологии и современных исследователей, основные тенденции изменения функциональности высшего технического образования в России и за рубежом.

Ключевые слова: институт высшего образования, функции инженерного образования.

Современные изменения в мировой и российской экономике, трансформация рынка труда приводят к изменениям функций социальных институтов вообще и института высшего образования, в частности. Это происходит потому, что динамично развивающиеся системы, к которым относится система образования, «зависят не от универсальных потребностей человека, достигшего определённой ступени цивилизации, а от определённых состояний общества» [5, с.43]. Институт высшего технического или инженерного образования не является исключением. В связи с приоритетом технологического и инновационного развития общества, стремительным совершенствованием технологий, промышленного производства, развитием и повсеместным внедрением информационных технологий формируются новые функции института инженерного образования.

Институт инженерного образования развивается в общей парадигме института высшего образования. В эпоху индустриального общества Герберт Спенсер в качестве основных функций института образования выделял воспитание и обучение, выполнение социальных и гражданских обязанностей. Исследователь подчеркивал роль самостоятельного развития обучающихся: «Что значит обучать? Это значит систематически побуждать учащихся к собственным открытиям» [15, с. 10].

Проблематику образования, выполнения институтом высшего образования профессиональной функции анализировал Э. Дюркгейм. Он отмечал, что образование является «только образом и отражением общества. Оно имитирует и

© Савинова А. В., 2017

воспроизводит последнее в сокращённых формах, но не создаёт его» [4, с. 372]. По его мнению, «не следует увлекаться и видеть в образовании самодовлеющую цель, тогда как на самом деле оно служит только средством» [там же, с. 77]. С точки зрения социолога, другими задачами образования являются: поддержание стабильности общества; передача новым поколениям базовых моральных принципов, чувства солидарности и принадлежности к группе. Дюркгейм подчеркивал, что образование «призвано быть образцом мирской нравственности, направленной на поддержание национальной сплочённости и солидарности» [3, с. 55], имея в виду его социальные функции.

М. Вебер был убеждён, что только люди, обладающие регулируемой квалификацией, могут быть приняты на службу. «Билетом в мир человеческой карьеры» становится диплом, фиксирующий результаты экзаменов [1, с. 727]. Вебер приводит интересную метафору: «нужно обратиться к своей работе и соответствовать „требованию дня" - как человечески, так и профессионально. А данное требование будет простым и ясным, если каждый найдёт своего демона и будет послушен этому демону, ткущему нить его жизни» [там же, с. 735]. «Демоном» в современной интерпретации можно считать профессиональное самоопределение, которое складывается как из личностных ориентаций, так и способностей человека.

Развитие гуманистического подхода в социологии XX века и его использование в анализе проблем института высшего образования приводит к выделению мировоззренческой функции. Карл Маннгейм отмечает, что «новое общество» требует «нового подхода к образованию», формирование которого зависит от включения

института высшего образования в социальные процессы, происходящие в обществе. Институт высшего образования способствует не только получению профессиональной специализации, но и выступает как механизм формирования «всесторонне развитой личности» [11, с. 425].

Стоит отметить, что в эпоху индустриализации данные утверждения относились к подготовке инженеров, способных успешно справляться с новыми потребностями общества. Представитель структурно-функционального подхода Т. Парсонс назвал университеты «замковым камнем профессиональной арки» [12, с. 131], говоря о влиянии института образования на структуру занятости.

Р. Мертон обосновал разделение функций высшего образования на латентные (скрытые) и открытые. Мертон отмечал: «В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению и адаптации некоторой определённой социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка» [8, с. 427].

Переход к постиндустриальному обществу серьёзно повлиял на задачи, которые должно выполнять высшее образование. Фундаментальными факторами производства становятся экономическая жизнеспособность промышленности и конкурентоспособность [9, с. 12]. Промышленное производство всё больше зависит от качества инженерных кадров, от уровня и качества их знаний. Институту инженерного образования сформирован социальный заказ вести подготовку образованных специалистов, которые смогут быстро адаптироваться к изменениям на рынке труда и особенно к современным технологиям, способствовать экономическому развитию, проводить исследования и внедрять их результаты.

Автор концепции постиндустриального общества Э. Тоффлер отмечает, что во время третьей технологической волны первостепенное значение имеют уже не узкопрофессиональные способности человека, а умение быстро отвечать на изменения. Сюда исследователь относил творчество, инициативность и разносторонность [16, с. 261]. Социолог говорит также о том, что у работодателей в постиндустриальном обществе высокая потребность в специалистах, способных брать на себя ответственность, справляться с объёмными задачами, умеющих работать в коллективе, адаптивных к изменяющимся обстоя-

тельствам и даже чувствующих настроение людей вокруг них.

Исследователи из Университета Аахена считают, что будущее - за адаптивным, демократичным и глобальным инженерным образованием. Они выдвинули три гипотезы, которые будут определять развитие инженерного образования. «Первая - это значимость информатики, которая стала для инженера новой латынью. Вторая -новые „умные" заводы требуют инженеров, которые владеют интеллектуальными кодами. Наконец, третья - о том, что стартапы и предпринимательство стали мотором развития экономики, а инновации возможны только со „свежими" умами. Инновационные циклы сегодня протекают очень быстро, и мир нуждается в компетентных предпринимателях, владеющих инновационным менеджментом» [6, с. 66].

Современный институт высшего технического образования должен помочь инженеру стать субъектом культуры, «творцом», созидателем, способным генерировать новое знание. Экономическое развитие страны в период становления инновационной экономики зависит от развития науки и техники и, как следствие, повышения уровня подготовки квалифицированных инженерных кадров. Трансформация понимания функций инженерного образования приводит к появлению двустороннего подхода к подготовке будущих специалистов. С одной стороны, инженер должен обладать профессиональными знаниями и навыками, высокой технической подготовкой; с другой - для успешного овладения профессией ему необходимы особые личностные качества.

На развитие института инженерного образования в России существенно повлияли события конца XX века. Проявилась серьёзная проблема: с одной стороны, российская экономика с 1990-х годов находится в состоянии перманентного перепрофилирования, с другой - для организации «прорывных отраслей» в России остро необходимы высококвалифицированные кадры. К таким отраслям относятся: энергетическая, робо-тотехническая, сфера 1Т-технологий, проектирование новых биологических систем, разработка архитектурных моделей и материалов. Решение этого противоречия зависит, в первую очередь, от развития человеческого капитала, а именно -подготовки инженеров нового поколения, способных включиться в прорывную модернизацию конкретных предприятий. В изменившихся условиях институт инженерного образования должен взять на себя новые функции, соответствующие задаче коренных изменений в экономике и социальной сфере.

Обобщая представления исследователей о назначении современного инженерного образования, представим его новые функции. Потребность в создании прорывных технологий, систем требует реализации в пространстве технических вузов инновационной функции. Современный инженер должен уметь выполнять не только стандартизированные операции, но быть способным к созданию и внедрению новаций, опираясь на свой опыт и исследовательскую интуицию. В современном инженере идеологи модернизации видят квалифицированного управленца, разбирающегося в проектной деятельности и бизнес-процессах, способного создать новый продукт. Данный социальный заказ приводит к актуализации другой функции, которую можно именовать как продуктивную. Современное инженерное образование способно перераспределять человеческие ресурсы на ключевые отрасли экономики, что выражается в требованиях к профессиональной подготовке выпускников в соответствии с социальным заказом, обязательном владении иностранными языками и компьютерными технологиями. Функциональность института инженерного образования в данном контексте зависит от перераспределительной функции.

Реализация новых функций происходит в соединении с внедрением компетентностного подхода в высшем образовании, а также сближением образовательного и профессионального стандартов. Т. Б. Михеева определяет компе-тентностный подход как «постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности у выпускника школы и молодого специалиста к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникативно насыщенного пространства» [10, с. 110]. В этих условиях важной задачей инженерного образования становится подготовка многофункционального специалиста, владеющего оптимальным набором общекультурных, профессиональных и личностных компетенций. Внедрение общекультурных компонентов в систему образования помогает становлению новой модели инженера, даёт выпускникам возможность эффективно решать социальные проблемы промышленных предприятий, независимо от сферы занятости [2, с. 50].

Процесс реализации новых функций технического образования является сложным и про-

блемным. Научно-педагогические работники высшей школы отмечают трудности рассогласованности в вопросе компетенций, которыми должен обладать современный инженер. Социологи Латова Н. В. и Латов Ю. В., исследующие современные проблемы института высшего технического образования, вводят понятие «структурно-профессиональные диспропорции». Они описывают дисбаланс «между профессиональными структурами спроса граждан на образование, предложения образовательных услуг и спросом производителей на труд» [7, с. 134]. Этот процесс приводит к дисфункциональности института инженерного образования.

В снижении остроты данного процесса заинтересовано как государство, так и работодатели. Государство реализует концепцию развития высшего образования и стратегию научно-технологического развития российского общества, в которых значимость и престиж профессии инженер обозначены специально. В регионах потенциальные работодатели становятся участниками образовательного процесса через различные формы взаимодействия с вузами. Примером такой модели взаимодействия может служить концепция «тройной спирали» («образование - государство - бизнес»). В Татарстане она реализуется на предприятиях машиностроительного кластера; в Ульяновской области - в концепции непрерывного инженерного образования.

Эффективность разрабатываемых мер напрямую зависит и от основных акторов - студентов технических вузов. По результатам исследования, проведённого в Ульяновском государственном техническом университете (выборка составила 585 респондентов, студентов технических направлений вузов Ульяновска), формы взаимодействия с работодателями считает эффективными значительная часть респондентов: половина опрошенных отмечает эффективность производственной практики, 45% - значимость обучения непосредственно на предприятиях. Обнаружена рассогласованность между представлениями выпускников о требованиях работодателей и реальными критериями приёма на предприятия. На рисунке представлены результаты авторского исследования.

Студенты считают решающими следующие критерии конкурентоспособности на рынке труда: опыт, оценки в дипломе и статусность вуза; работодатель хочет видеть образованных и мотивированных профессиональной карьерой выпускников.

Таким образом, в ходе анализа выделены новые функции инженерного образования: инновационная, продуктивная, перераспределительная.

Рис. Требования к специалистам работодателей и представления о них студентов

(в процентах; п= 1000 и 585)

Они призваны подготовить инженера нового типа - технического специалиста, обладающего разнообразным набором компетенций и способного к внедрению новаций. Повышение эффективности выполнения этих функций возможно через выстраивание постоянного взаимодействия с работодателями. В результате у студентов технических вузов формируется оптимальное представление о перспективах будущей профессии, реальных требованиях работодателей, навыках и качествах, востребованных в наукоёмких производствах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вебер М. Избранные произведения. - М. : Прогресс, 1990. - 808 с.

2. Ветров Ю. Инженерное образование: смена парадигмы // Высшее образование в России. - 2003. - №5. - С. 48-50.

3. Дюркгейм Э. О социальном разделении труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М., 1991. - 610 с.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М. : Мысль, 1994. - 399 с.

5. Дюркгейм Э. Социология образования / под ред. В. С. Собкина; пер. с франц. - М. : ИНТОР, 1996. - 80 с.

6. Иванов В. Г., Кайбияйнен А. А., Городецкая И. М. Инженерное образование для «гибкого, жизнеспособного и стабильного общества» // Высшее образование в России. - 2015. - №12. -С. 60-69.

7. Латова Н. В., Латов Ю. В. Структурно-профессиональные диспропорции в современной России // Terra Economicus. - 2014. - Т. 12, №3. -С. 131-151.

8. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - С. 379-448.

9. Становление и развитие системы университетского технического образования России / под ред. И. Б. Федорова и В. К. Балтяна. - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. - 187 с.

10. Михеева Т. Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - №5. - С. 110-114

11. Маннгейм К. Диагноз нашего времени. -М. : Юристъ, 1994. - 700 с.

12. Парсонс Т. Система современных обществ. - М. : Аспект Пресс, 1997. - 270 с.

13. Пьянова О. А. Сущность Болонского процесса в европейском образовательном пространстве и причины присоединения России к этому процессу // Инновационное образование и экономика. - М., 2009. - Т. 1, №4. - С. 22-24.

14. Работодатели не понимают поколение Y. [Электронный ресурс]: Исследовательский центр портала Superjob.ru. - Режим доступа: https:// www.superjob.ru/research/articles/111816/rabotodat eli-ne-ponimayut-pokolenie-y/.

15. Российское образование в условиях социальных трансформаций: социологические очерки / под общей ред. Ю. Р. Вишневского. - Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2009. - 696 с.

16. Тоффлер Э. Третья волна. - М. : Издательство ACT, 2004. - 261 с.

Савинова Алина Владимировна, аспирант кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета. Научный руководитель - Шиняева Ольга Викторовна, доктор социологических наук, профессор.

Поступила 22.12.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.