Научная статья на тему 'Новые формы международного культурного сотрудничества во внешней культурной политике современных государств'

Новые формы международного культурного сотрудничества во внешней культурной политике современных государств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2140
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН / ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / THE INTERNATIONAL CULTURAL CONTACT / THE FOREIGN CULTURAL POLICY / THE INTERNATIONAL CULTURAL EXCHANGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В.

Статья посвящена современным культурным связям и их месту во внешней политике государств. В статье рассмотрены новые формы международных культурных связей в начале ХХI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые формы международного культурного сотрудничества во внешней культурной политике современных государств»

Боголюбова Н.М.1, Николаева Ю.В. 2 ©

1,2Доцент, кандидат исторических наук, кафедра международных гуманитарных связей, Санкт-Петербургский государственный университет

НОВЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВО ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

Аннотация

Статья посвящена современным культурным связям и их месту во внешней политике государств. В статье рассмотрены новые формы международных культурных связей в начале ХХI в.

Summary

The article focuses on the contemporary cultural relations and their place in the foreign policy of States. This article describes the new forms of international cultural relations in the XXI century.

Ключевые слова: международные культурные связи, международный культурный обмен, внешняя культурная политика.

Keywords: the international cultural contact, the foreign cultural policy, the international cultural exchange.

Взаимодействие в области культуры стало общемировой тенденцией, которая все в большей степени охватывает любые сферы жизни современного мирового сообщества. В наши дни особым направлением исследований истории и современного состояния международных отношений стало изучение проблемы использования культуры во внешней политике. Обусловлено такое внимание к культуре со стороны государств и их внешнеполитических ведомств тем, что многие традиционные методы ведения внешней политики утратили свою эффективность и не приносят ощутимого результата в конкуренции государств за мировое лидерство.

В начале XXI в. в политологии и теории международных отношений приобрела популярность концепция «мягкой силы» представителя американской неолиберальной школы Дж. Ная. По его мнению, традиционные внешнеполитические аргументы, такие как величина территории, армия и т.п. утратили свою эффективность, поэтому государства, борясь за авторитет в мире, все чаще прибегают к «мягким», но действенным средствам: образованию, науке и культуре [4]. Поэтому культуру можно рассматривать как существенный фактор внешней политики стран, стремящихся играть важную роль в международных отношениях.

Нельзя не учитывать, что культурные связи способствуют формированию привлекательного образа страны, свидетельствуя об ее стремлении к открытости и диалогу. В отличие от традиционной дипломатии первой половины - середины ХХ века, обеспечивающей в первую очередь безопасность и национальные интересы государства, новая дипломатия конца ХХ - начала XXI вв. в значительной мере нацелена на моделирование образа страны в мире. В такой ситуации культура становится делом государственной важности, а культурные связи - эффективным средством международных отношений.

В данных условиях использование культурного потенциала в интересах того или иного государства приобретает особую актуальность. Понимание важной роли культуры в современных международных процессах нашло отражение в формировании отдельного направления деятельности государств на мировой арене, получившей название внешней культурной политики.

© Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В., 2013 г.

Внешняя культурная политика - это комплекс мер, разрабатываемых и реализуемых государством на внешнем уровне для продвижения национальной культуры и языка за рубежом и направленный на формирование благоприятного образа страны с целью укрепления его авторитета в мире. Как правило, внешняя культурная политика предполагает активное продвижение, популяризацию, экспорт национальной культуры и языка, пропаганду собственных культурных ценностей и достижений за рубежом.

Трансформация международного культурного контекста в начале XXI в. привела к поиску новых методов и форм культурного сотрудничества с тем, чтобы они соответствовали новым вызовам культурной глобализации и могли противостоять процессам стирания национальных культур.

В последнее время в практике многих государств, и прежде всего стран Европы, активно использующих методы внешней культурной политики. Все отчетливее прослеживается тенденция, связанная с уходом от одностороннего продвижения своей культуры вовне к построению культурного диалога. Это предполагает не только демонстрацию своей культуры в мире, но и создание условий для представления других культур.

С этой точки зрения примером эффективной формы международного культурного сотрудничества служат культурные сезоны, которые успешно проводятся с середины 80-х гг. прошлого века, но в последние десять лет значительно обогатились новыми методами и принципами организации. Зародившись в 1985 году во Франции, они первоначально были направлены на знакомство зарубежной публики с французской культурой, однако постепенно по мере развития формы культурных сезонов претерпели серьезные изменения [1; 33].

Культурные сезоны - эти крупные многодисциплинарные фестивали, включающие множество мероприятий в художественной, научной, образовательной, экономической областях. Сезоны могут проходить в форме дней, недель, месяцев и годов. Их цель -демонстрация культурного богатства представляемой страны, а также сохранение культурного разнообразия и развитие диалога культур.

В 2010 г. культурные сезоны обогатились новым принципом их организации: тогда впервые был проведен так называемый «Перекрестный год культур Франции и России». Проведение Перекрестного года предполагает параллельную организацию культурных мероприятий одновременно в двух странах. Вслед за Россией и Францией сегодня подобную форму культурного сотрудничества активно используют многие государства. Например, в 2011 г. в России проводились одновременно сразу два Перекрестных года культур - с Испанией и Италией. В 2012 г. состоялся Перекрестный год культур Нидерланды - Турция, приуроченный к 20-летию установления дипломатических отношений между этими странами. Год 2013-й стал Перекрестным годом Нидерланды - Россия. Сейчас Россия и Великобритания обсуждают возможность проведения в 2014 и 2015 гг. перекрестных годов культуры и языков.

Новой интересной формой культурных сезонов стало проведение тематических Перекрестных годов. Примером может служить 2012 г., ставший Перекрестным годом языков и культур России и Франции. Программа этого года была насыщена разнообразными мероприятиями: выставками, научными конференциями, круглыми столами, встречей преподавателей и студентов. Тематика этого года была выбрана неслучайно, т.к. она соответствует интересам внешней культурной политики обеих стран [2; 76-78].

Организуя культурные сезоны, страны стремятся не только показать свою культуру за рубежом, но и принять у себя культуры других народов, создавая максимально широкие возможности для их презентации и тем самым способствуя сохранению многообразия культур в мире и противодействуя культурной стандартизации. Как правило, в рамках культурных сезонов происходит укрепление не только культурных связей. Проведение подобных культурных сезонов позволяет создать благоприятный климат для обсуждения многих насущных вопросов в области политики и экономики.

Тенденцией культурного обмена начала ХХ1 в. становится усиленное внимание к произведениям современной культуры и творчества, которые должны придать образу страны больше динамизма, больше привлекательности особенно для молодой аудитории, сделать его более конкурентоспособным в условиях господства массовой культуры. Приведем такой пример. В сентябре 2009 году в Лондоне был организован испанский культурный сезон «Spain NOW!». В отличие многих культурных событий, в которых значительное место отводится традиционным достижениям испанской культуры, этот культурный фестиваль был нацелен исключительно на достижения современного художественного творчества страны и включал широкий спектр мероприятий, отражавший все богатство и многообразие современной испанской культуры. Проведение такого сезона имело целью изменить устаревшие стереотипы об Испании как о стране корриды и фламенко и сформировать панорамное представление о достижениях современного искусства «молодой Испании». В программу фестиваля были включены современный танец, живопись, фотография, аудиовизуальные искусства, скульптура, дизайн. Особой частью этого фестиваля стал проект «Кулинарная культура». Не меньшим интересом пользовался модный показ коллекции весна/лето-2012 «Солнечный минимализм», подготовленной молодыми испанскими дизайнерами [8].

Еще одной тенденцией современного культурного обмена можно назвать усиление внимания к образцам культурной индустрии. Пожалуй, наиболее крупным международным проектом в этой сфере является фестиваль TIFFCOM, который проводится ежегодно в Токио, начиная с 2007 гг. Это один из крупнейших в мире международных рынков глобальной индустрии развлечений, на котором представлены ведущие производители развлекательной аудиовизуальной продукции: комиксов, видео-фильмов,

мультипликационных фильмов, видеоигр, аудио-продукции. Обычно в нем принимают участие более 25 стран Европы, Ближнего Востока, Южной Америки и Африки. Фестиваль проходит одновременно с Токийским Международным кинофестивалем, что дает участникам дополнительные возможности для рекламы своей кино- и видео-продукции [6].

Большие возможности для развития культурных связей предоставляет интернет-пространство. Многие традиционные формы культурного обмена, такие, например, как фестивали музыки и кино, конференции, семинары, обучающие программы имеют, как правило, он-лайновый формат. Многие страны активно обсуждают перспективы такой культурной «он-лайновой» дипломатии, включая ее в свою внешнеполитическую деятельность.

Например, в 2012 году V-й Ибероамериканский конгресс в Сарагосе проходил под девизом «Цифровая культура. Сетевая культура». На конгрессе обсуждались актуальные вопросы организации культурного сотрудничества с помощью интернета как наиболее массового, гибкого и демократичного инструмента осуществления межкультурного обмена. Были затронуты важнейшие вопросы, связанные с трансформацией культуры в начале ХХ1 века и появлением новых, цифровых, виртуальных форм культуры. Участники конгресса обсуждали новые модели доступа к культуре через интернет, рассматривали феномен «цифровой экономики», т.е. использование интернет-пространства для продвижения товаров культурной индустрии Ибероамериканских стран [5].

В 2004 году французским правительством был разработан портал «Univercine.com», который позволяет оперативно организовать показы лучших французских фильмов в онлайновом режиме.

Любопытным примером распространения кинофильмов в интернете является интернет-фестиваль французских фильмов «My French Film Festival» (Мой фестиваль французских фильмов), который ежегодно проводится, начиная с 2010 года. Целью этого фестиваля является продвижение французского кино в интернет-пространстве и поддержка к нему интереса среди зрителей.

В течение месяца кинолюбители со всего мира имеют возможность присутствовать на этом он-лайновом фестивале французского кино. Фильмы демонстрируются на 12-ти языках,

что позволяет участвовать в этом фестивале максимально широкой зрительской аудитории. По итогам зрительских комментариев специальное жюри отбирает лучший фильм в различных жанрах, и затем эти фильмы демонстрируются на борту самолетов кампании «Air France» [7].

Такая оригинальная практика проведения фестиваля, основанная на использовании виртуального пространства, не только способствует популяризации французских фильмов, но и помогает французской культуре завоевать интернет, что соответствует основным целям современной внешней культурной политики страны.

Можно также отметить, что и уже традиционные формы международного культурного сотрудничества значительно изменились и превратились в многоцелевые проекты, которые не только отличаются масштабностью, но и решают в своей программе различные вопросы глобального характера. Это, прежде всего, относится к кинофестивалям, которые в начале XXI века стали настоящими дискуссионными клубами, форумами, площадками для обсуждения актуальных международных проблем.

Так, в рамках фестиваля «ЭкоЧашка» (Москва) проводятся культурнообразовательные экологические события: фотовыставки, ретроспективы фильмов, мастер-классы по эко-арту, курсы по видео-мастерству, эко-моде и дефиле, показы эко коллекций профессиональных модельеров из разных стран. Для детей предлагается специальная программа фильмов, проводятся конкурсы детских рисунков на асфальте, интерактивные выставки логотипов фестиваля из природных материалов. Организуются благотворительные акции «Пойдем в кино?», «Подари добро», адресованные лицам пожилого возраста и детям из детских домов [3].

Обширная программа кинофестиваля - это пример развития фестивальной формы сотрудничества, которая сегодня становится все более популярной.

Несмотря на различный формат культурных мероприятий, принципы их организации и проведения, можно отметить, что все они нацелены на расширение географии участников проектов, на вовлечение в диалог самой широкой и, прежде всего, молодежной аудитории, на совместное участие в мероприятиях представителей разных стран. Безусловно, новые формы основаны на богатых традициях культурного обмена. Однако в современных условиях они приобретают иной характер, который соответствует новейшим тенденциям развития современной культуры, а также особенностям международного сотрудничества.

Из года в год международное культурное сотрудничество обогащается всё более и более новыми идеями, направлениями и формами, включает всё больше новых проектов, расширяется его география. В нем сочетаются как традиционные формы взаимодействия, так и новые, обусловленные современными техническими возможностями и насущными задачами международных отношений. Поиск и утверждение новых форм сотрудничества, на наш взгляд, может повысить эффективность международного культурного взаимодействия и способствовать решению, в том числе, и острых политических проблем.

Литература

1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Культурные сезоны как форма внешней культурной политики (на примере России и Франции)// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - Июнь, № 2 (7). - С. 30 - 35.

2. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Российско-французские культурные связи начала XXI века в контексте внешней культурной политики Франции//Вестник Санкт-петербургского университета. - 2008. - Серия 6, выпуск 3. - Июнь. - С.76 -83.

3. Международный фестиваль экологического кино ЭкоЧашка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecocup.ru (дата обращения 08.07.2013 г.)

4. Най Дж. Soft power, или «мягкая сила» государства // Альманах «Восток». - 2006. - №5 (41). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.situation.ru/app/j_art_1165.htm (дата обращения 10.07.2013 г.)

5. V Aniversario de La Florida Accion Cultural Espanola AC/E http://www.accioncultural.es (дата обращения 10.07.2013 г.)

6. Festival TIFFCOM 2012 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tiffcom.jp/2012/en/ project-market.html (дата обращения 10.07.2013 г.)

7. My French Film Festival - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.myfrenchfilmfestival.com/en (дата обращения 10.07.2013 г.)

8. Spain NOW! 2012 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.spain-now.org.uk/about/vision (дата обращения 10.07.2013 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.