ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / HISTORIOGRAPHY AND SOURCE STUDIES
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiahist.isu.ru/ru
2021. Т. 36. С. 95-104
Серия «История»
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 908+930.253+398.1 https://doi.org/10.26516/2222-9124.2021.36.95
Новые факты биографии фольклориста и раввина Соломона Бейлина из писем географу и этнографу Григорию Потанину*
Е. А. Берман
Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия
Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия
Аннотация. Проанализирована и систематизирована переписка иркутского казенного раввина, фольклориста Соломона Хаимовича Бейлина с российским географом, этнографом, крупнейшим организатором науки в Сибири Григорием Николаевичем Потаниным в период с 1901 по 1910 г.
Ключевые слова: С. Х. Бейлин, Г. Н. Потанин, еврейский фольклор, сравнительный фольклор, еврейская этнография, евреи в Иркутске, секта субботников.
Для цитирования: Берман Е. А. Новые факты биографии фольклориста и раввина Соломона Бейлина из писем географу и этнографу Григорию Потанину // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2021. Т. 36. С. 95-104. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2021.36.95
Григорий Николаевич Потанин, российский ученый, путешественник и публицист, принадлежавший старинному сибирскому казачьему роду, в течение долгих лет вел переписку с обширным кругом корреспондентов из разных уголков России и из-за рубежа. В настоящее время эта переписка хранится в фондах многих музеев, библиотек и архивов России [12, т. 1]. Последние несколько десятилетий письма Григория Николаевича, а также письма, адресованные, в свою очередь, ему самому, публикуются в виде как отдельных статей [1; 19], так и целых сборников [17]. Наиболее полное собрание писем Г. Н. Потанина, охвативших период 1859-1919 гг., было выпущено в 1977 г. в четырех томах [13], а в 1987-1992 гг. это издание было дополнено и расширено до пяти томов [12].
Помимо этого, в фондах Красноярского краевого краеведческого музея (КККМ) хранится переписка Г. Н. Потанина, поступившая в 1920 г. в Красноярский городской музей от его коллеги, российского историка и этногра-
* Автор благодарит за помощь в написании статьи кандидата исторических наук, ученого секретаря Красноярского краевого краеведческого музея Наталью Алексеевну Орехову.
фа, профессора Николая Николаевича Козьмина, жившего и работавшего в Красноярске в 1910-1919 гг. Среди данной корреспонденции находится десять писем, адресованных Григорию Николаевичу Потанину казенным раввином Иркутска, фольклористом Соломоном Хаимовичем Бейлиным в 1901-1910 гг. Эти письма были опубликованы в статье Е. А. Берман, Н. А. Ореховой «Письма иркутского общественного раввина С. Х. Бейлина Г. Н. Потанину (из фондов Красноярского краевого краеведческого музея)» [5]. К сожалению, ответные письма Григория Николаевича до сих пор не обнаружены.
Знакомство С. Х. Бейлина с Г. Н. Потаниным произошло в 1901 г., в то время, когда С. Х. Бейлин уже приехал в Иркутск, чтобы занять должность казенного раввина города [4], а Г. Н. Потанин еще жил в городе и занимал пост правителя дел Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (ВСО ИРГО) [10]. Несмотря на разницу в возрасте (Г. Н. Потанин был старше С. Х. Бейлина на 22 года), происхождении (Потанин родился в семье казачьего офицера [20], Бейлин - в семье еврейского купца [5]) и вероисповедании (христианское и иудейское соответственно), этих людей объединил общий интерес к эпосу и фольклору различных народов, изучению которого оба посвятили не один год своей жизни [18].
В 1876-1899 гг. Г. Н. Потанин по поручению ИРГО возглавил ряд научно-исследовательских экспедиций в Монголию, Китай и Тибет, где собрал обширный материал по восточному эпосу и фольклору [8]. В 1890-1900-е гг. вышел ряд статей Г. Н. Потанина, посвященных не только пересказу и систематизации записанного в экспедициях фольклора, но и изучению происхождения народных верований, степени их распространенности в фольклоре, выявлению заимствований религиозных и сказочных сюжетов азиатских, европейских и восточных народов в ходе их культурных контактов [15]. Большую часть своих статей Григорий Николаевич опубликовал в периодическом издании Этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете «Этнографическое обозрение», в их числе были статьи «Дочь моря в степном эпосе» (1892), «Акир повести и Акир легенды» (1895), «Отголоски сказки об Еруслане» (1901), «Святой Касьян и сказка о больной царевне» (1902), «Сказка с двенадцатью персонажами» (1903) [10]. В 1912 г. в Томске вышла книга Г. Н. Потанина по историко-сравнительному анализу фольклора «Сага о Соломоне. Восточные материалы к вопросу о происхождении саги» [8].
Что касается С. Х. Бейлина, то интерес к еврейскому фольклору проснулся у него еще в 1870-е гг., в детстве, когда он слышал народные сказки и предания от своей матери или в еврейской школе - хедере. Свой первый записанный фольклор он напечатал в начале 1890-х гг. на немецком языке в журнале Общества еврейского фольклора Mitteilungen zur jüdischen Volkskunde (Гамбург - Вена) [7], а позднее, с середины 1890-х гг., Соломон Хаимович публиковался в различных изданиях по фольклору и этнографии в России уже на русском языке. В 1898 г. в Одессе и Вильне были изданы
два его сборника на русском языке: «Еврейские народные сказки, записанные Соломоном Хаимовичем Бейлиным» и «Еврейские народные сказки и сказания, записанные С. Х. Бейлиным». В это же время под влиянием трудов академика А. Н. Веселовского у С. Х. Бейлина появились статьи, касающиеся историко-сравнительного анализа фольклора и определения места в нем древнееврейской религиозной литературы [4]. В 1895-1906 гг. вышел ряд статей Соломона Хаимовича по данной теме: «Талмудический элемент в русской народной сказке Судома», «Сказания о гордом Аггее и его источники», «Сказка Геродота о Кольце и популярности ее», «Отголоски Книги То-вита», «Подобранные колосья», «Евангельская мораль в сравнении с талмудическою» [5] и др. Выступал С. Х. Бейлин и с публичными лекциями на эту же тему, в том числе в сентябре 1901 г. в музее ВСО ИРГО1 и в декабре 1904 г. в помещении Иркутского общественного собрания, а в 1907 г. была выпущена его книга «Странствующие, или всемирные повести и сказания в Древне-раввинской письменности» [4].
Попытка систематизировать письма С. Х. Бейлина Г. Н. Потанину привела к выявлению определенного круга тем, интересных адресату и адресанту. В него входят книги и статьи о фольклоре; исторические параллели в сказках, сложившихся в еврейской, христианской и восточной литературе; научные статьи самого С. Х. Бейлина; новости еврейской этнокультурной жизни; быт сектантов-субботников (религиозного течения, близкого к иудаизму); биографические сведения о жизни иркутского раввина. О том, что этих двух людей связывала не только переписка, но и личное знакомство, говорит самое раннее по дате письмо от 4 сентября 1901 г., написанное на визитке «Общественного раввина С. Х. Бейлина» с приглашением Г. Н. Потанина в гости2 [5]. В своих воспоминаниях внук С. Х. Бейлина Д. А. Киржниц пишет, что дом деда был одним из культурных центров дореволюционного Иркутска, в котором собиралась местная и ссыльная интеллигенция, и что частым гостем в нем был Г. Н. Потанин [9].
В 1901-1907 гг. главное место в письмах занимало обсуждение книг и статей немецких авторов о фольклоре, вышедших в Германии во второй половине XIX - начале XX в. В письме от 12 декабря 1901 г. речь шла о сборнике этнографических статей и заметок немецкого фольклориста еврейского происхождения Феликса Либрехта «О народном творчестве» (Берлин, 1879 г.) [23], книге Германа Эстерли «Римские деяния» (Берлин, 1872 г.) [24], затрагивающей в числе прочего тему христианской литературы, а также о средневековом романе индийского происхождения «Варлаам и Ио-асаф», распространенном в восточной литературе и в европейских переводах на греческий, латинский и церковнославянский языки3. Позже С. Х. Бейлин спрашивал у Г. Н. Потанина4 о книге немецкого литературоведа и библиографа Иогана-Георга-Теодора Грессе «Римские деяния:
1 Красноярский краевой краеведческий музей (КККМ). О/ф. 7928/127. Д. 1315/127
2 КККМ. О/ф. 7928/124. Д. 11315/124.
3 Там же. О/ф. 7928/125. Д. 1315/125.
4 Там же. О/ф. 7928/127. Д. 1315/127
старейшая книга сказок и легенд христианского средневековья» (Лейпциг, 1850 г.) [21].
Как и академика А. Н. Веселовского, Г. Н. Потанина интересовала тема теории миграции сюжетов в фольклоре разных народов [8]. Оба ученых обращались к С. Х. Бейлину по вопросам, связанным с содержанием в Торе, Талмуде и других древнееврейских книгах аналогичных сюжетов и заимствований. При выборе С. Х. Бейлина в качестве консультанта определяющее значение имели не только глубокие талмудические знания раввина, но и его прекрасное владение русским и немецким языками, редкое в еврейской религиозной среде того времени. В свою очередь С. Х. Бейлин ставил задачу показать, каким образом древнееврейские тексты повлияли на формирование всемирных сказочных мотивов и сюжетов. В рецензии 1907 г. на книгу С. Х. Бейлина «Странствующие, или всемирные повести и сказания в Древне-раввинской письменности» Г. Н. Потанин написал: «Ученый труд по истории народного предания, напечатанный не в Германии и даже не в Европейской России, где-нибудь в Вильне или в Варшаве, а в Сибири, в Иркутске. Автор книги С. Х. Бейлин, ученый раввин в Иркутске, может быть признан первым знатоком Талмуда в Сибири» [5, с. 90; 14, с. 4].
В письмах этого времени С. Х. Бейлин неоднократно возвращался к интересующим Г. Н. Потанина пояснениям неканонических раннееврейских текстов, содержащих исследование альтернативной биографии Иисуса, под общим названием «Жизнь Иисуса» (Toldot Jeschu). 8 октября 1902 г. он писал о научном издании доктора философии, профессора Еврейской учительской семинарии в Будапеште Самуила Краусса «Жизнь Иисуса по еврейским источникам» (Берлин, 1902 г.) [22]. Далее воспроизводил в письме рецензию на указанную книгу5, перепечатанную еврейским журналом на русском языке «Восход» из еврейского журнала на немецком языке Allgemeine Zeitung des Judenthums (1902 г.).
В корреспонденции от 3 декабря 1906 г. С. Х. Бейлин вновь вернулся к «Жизни Иисуса» и подробно описал один из ее вариантов, услышанный им в детстве6. Затем при пересказе сюжета Соломон Хаимович проводил параллели между этим вариантом и подобными историями из других еврейских текстов, а в письме от 2 января 1907 г. отвечал на вопрос Г. Н. Потанина о том, по какой литературе можно точнее всего определить время составления «Жизни Иисуса», и обещал помочь ему в этом вопросе [5]. В этом же письме раввин объяснял Г. Н. Потанину смысл встречающегося в литературе важного в иудаизме понятия «тетраграмма» - четырехбуквенного непроизносимого евреями имени Бога, которое даже при богослужении заменяет-
7
ся другими словами .
5 КККМ. О/ф. 7928/126. Д. 1315/126.
6 Там же. О/ф. 7928/129. Д. 1315/129.
7 Там же. О/ф. 7928/130. Д. 1315/130.
Кроме того, в письмах 1901-1907 гг. С. Х. Бейлин обсуждал с Г. Н. Потаниным параллели сказок, сложившиеся в еврейской, христианской и восточной литературе, в том числе параллели о драгоценном камне, найденном в желудке рыбы, а также редкую, малоизвестную еврейскую параллель о находке в рыбе живого младенца - Иисуса Навина8 [5]. В письме от 2 сентября 1904 г. С. Х. Бейлин обращался к Г. Н. Потанину с просьбой посмотреть новые сравнения для его будущей книги «Странствующие, или всемирные повести и сказания в Древне-раввинской письменности» и отмечал, что после своего доклада в здании музея Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества в сентябре 1901 г. количество его материала по этому вопросу удвоилось9 [Там же].
Как упоминалось выше, в некоторых письмах имеются отсылки к научным статьям С. Х. Бейлина, среди них есть и ранее неизвестные автору исследования, в том числе статьи, опубликованные в сборнике «Будущности» и газетах «Будущность» и «Иркутские губернские ведомости». В письме от 8 ноября 1906 г. С. Х. Бейлин интересовался судьбой трех своих статей по фольклору, отправленных через Г. Н. Потанина в «Этнографическое обозрение»10. Уже 3 декабря 1906 г. в письме из Томска в Москву своему студенту-протеже В. Ф. Булгакову Г. Н. Потанин просил его узнать у редактора журнала «Этнографическое обозрение» В. Ф. Миллера «...о судьбе рукописи иркутского раввина Соломона Хаимовича Бейлина, которую он посылал на имя Всеволода Федоровича [Миллера]. Будет ли она напечатана?» [12, т. 5, с. 84].
С 1908 г. С. Х. Бейлин стал членом Еврейского историко-этнографического общества (Санкт-Петербург) и постоянным сотрудником трехмесячника этого общества «Еврейская старина». В 1909-1914 гг. он публиковал в этом журнале свои статьи, а также сообщения из различных исторических журналов [4]. В письме от 30 мая 1910 г. Соломон Хаимович писал об этом Григорию Николаевичу и давал ссылки на эти работы. В этом же письме С. Х. Бейлин благодарил Г. Н. Потанина за рецензию на книгу «Странствующие, или всемирные повести и сказания в Древне-раввинской письменности» в томской газете «Сибирская жизнь» № 33 (1909)11.
В двух письмах С. Х. Бейлин упоминал о начале работы синагогальной библиотеки, книгохранилище которой было организовано при синагоге еще в середине 1890-х гг. старожилом-общинником Иудой Леонтьевичем Нейманом. В письме от 2 сентября 1904 г. он сообщал, что библиотека функционирует почти год и имеет свыше 1300 книг12. Из письма от 2 января 1907 г. становится понятно, что, как и любая еврейская библиотека, она состояла из двух разделов: раздела книг по иудаике, направленных на изучение религии, истории и культуры еврейского народа, и раздела книг по гебраике, помогаю-
8 КККМ. О/ф. 7928/126. Д. 1315/126
9 Там же. О/ф. 7928/127. Д. 1315/127.
10 Там же. О/ф. 7928/128. Д. 1315/128.
11 Там же. О/ф. 7928/2329. Д. 1315/2329.
12 Там же. О/ф. 7928/127. Д. 1315/127.
щих освоению иврита, а также книг, написанных на этом языке. Общее количество книг синагогальной библиотеки составляло свыше трех тысяч экземпля-ров13. К 1915 г. библиотека насчитывала уже около пяти тысяч книг [6].
В 1915 г. в Иркутске вышла уникальная книга В. С. Войтинского и А. Я. Горнштейна «Евреи в Иркутске», рассказывающая об истории местной еврейской общины с начала XIX в. и до середины 1910-х гг. Инициатива написания книги принадлежала С. Х. Бейлину, а все расходы по ее печати оплатил председатель хозяйственного правления синагоги, купец 1-й гильдии, золотопромышленник Я. Д. Фризер [Там же]. В письме от 12 февраля 1908 г. Соломон Хаимович отмечал, что в иркутской еврейской общине начался сбор и подготовка материалов для будущей книги14.
Уже упомянутое последнее по дате письмо от 30 мая 1910 г. касалось в том числе и этнографического интереса С. Х. Бейлина к быту русских сектантов-субботников. После переселения их властями из центральных губерний России за отказ от православия и переход в иудейскую веру с 1827 г. субботники жили в Иркутской губернии - в селах Зима и Тартуйка [3]. Подобные общины сектантов-субботников возникли в это же время в Томской и Енисейской губерниях [11]. Из письма С. Х. Бейлина от 30 мая 1910 г. понятно, что раввин собирался поехать в отпуск на родину в Белоруссию, а по пути посетить общины субботников, расположенные как в Иркутской, так и в Томской и Енисейской губерниях15. Во время этого отпуска С. Х. Бейлину удалось посетить лишь зиминских субботников - в 1913 г. в журнале «Пережитое» была напечатана статья «Кое-что о зиминских субботниках» [3], а в 1914 г. в рубрике «Из исторических журналов» в «Еврейской старине» он опубликовал информацию о юдинских субботниках со ссылкой на статьи И. Белоконского «Т. М. Бондарев: из сибирских воспоминаний» (сборник «На сибирские темы», Санкт-Петербург, 1905 г.) и И. Чибианова «Из истории колонизации Минусинского уезда» («Сибирский архив», кн. II, Минусинск, 1914 г.) [2].
Письма Г. Н. Потанину оказались бесценным источником сведений биографического характера о жизни иркутского раввина С. Х. Бейлина. 2 апреля 1904 г. Соломон Хаимович писал о том, что две его дочери уже учились в гимназии, старший сын - в городском училище, а еврейским предметам - на дому. Упоминал в этом письме он и о своей супруге Розе Исааковне Бейлин, которая занималась с детьми репетиторством по немецкому и французскому языкам16. В письме от 30 мая 1910 г. он сообщал, что уже три его старшие дочери перешли в седьмой, шестой и четвертый классы гимназии, а младший сын готовится в восьмой класс гимназии. Из этого письма также становится известно о том, что одна из сестер раввина была замужем за доктором Гершкопфом и жила в Томске, а другая - в Варшаве17 [5].
13 КККМ. О/ф. 7928/130. Д. 1315/130.
14 Там же. О/ф. 7928/132. Д. 1315/132.
15 Там же. О/ф. 7928/2329. Д. 1315/2329.
16 Там же. О/ф. 7928/127. Д. 1315/127.
17 Там же. О/ф. 7928/2329. Д. 1315/2329.
Как было подчеркнуто, последнее письмо из фондов КККМ датировано 30 мая 1910 г. Вероятнее всего, переписка С. Х. Бейлина и Г. Н. Потанина продолжалась и далее, но документального подтверждения этому пока не обнаружено. К косвенным доказательствам ее существования можно отнести строки из книги Г. Н. Потанина «Сага о Соломоне. Восточные материалы к вопросу о происхождении саги» (1912 г.), в основе которой лежала его гипотеза о происхождении христианства, получившего распространение на Западе из шаманского дуализма Северной Азии. Во второй главе «Отголоски преданий северной Азии у славян» автор упоминал С. Х. Бейлина: «Мой друг талмудист С. Х. Бейлин, раввин в Иркутске, на мой вопрос об этом ответил мне письменно, что в талмудической и мидрашской литературе евреев рассказа об увозе жены Соломона Асмодеем нет» [16, с. 38]. К сожалению, в письмах Соломона Хаимовича из КККМ подобного выявлено не было.
На основе анализа писем С. Х. Бейлина, адресованных Г. Н. Потанину, и систематизации затронутых в них тем можно сделать вывод о том, что они не только открывают новые страницы профессиональной биографии двух талантливых личностей, но и способствуют углубленному исследованию сравнительной фольклористики, еврейской сибирской этнографии и иудаики, а также иудаики на территории дореволюционной России в целом. Ценность данных писем заключается еще и в том, что это единственная найденная к настоящему моменту неофициальная переписка С. Х. Бейлина, содержащая новые сведения о различных аспектах жизни и творчества иркутского раввина [5].
Список литературы
1. Адрианов А. В. «Дорогой Григорий Николаевич.»: письма Г. Н. Потанину / сост., публ. Н. В. Васенькин. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. 288 с.
2. Бейлин С. Х. История села Юдина. Иудействующие в Сибири. Из исторических журналов // Еврейская старина. 1914. Т. 7, вып. 3-4. С. 492-494.
3. Бейлин С. Х. Кое-что о зиминских субботниках // Пережитое : сб., посвящ. общественной и культурной истории евреев в России. СПб. : Тип. акц. общ. «Брокгауз-Ефрон», 1913. Т. 4. С. 288-297.
4. Берман Е. А., Кержнер А. Г. Историческое и культурное наследие казенного раввина Иркутска Соломона Бейлина // Известия Лаборатории древних технологий. 2019. Т. 15, № 4. С. 131-140.
5. Берман Е. А., Орехова Н. А. Письма иркутского общественного раввина С. Х. Бейлина Г. Н. Потанину (из фондов Красноярского краевого краеведческого музея) // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 64. С. 85-93. https://doi.org/10.17223/19988613/64/11
6. Войтинский В. С., Горнштейн А. Я. Евреи в Иркутске. Иркутск : Типолитография П. И. Макушина и В. М. Посохина, 1915. 394 с.
7. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем / под общ. ред. д-ра Л. Каценельсона и барона Д. Г. Гинцбурга. Т. 4. Кол. 4142. Бейлин Соломон Хаимович. СПб. : Общ. для научных еврейских знаний и изд-во «Брокгауз-Ефрон», 1909.
8. Казаркин А. П. Потанин-фольклорист // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 2 (14). С. 19-21.
9. Киржниц Д. А. Труды по теоретической физике и воспоминания. Т. 1. М. : Физ-матлит, 2001. 416 с.
10. Обручев В. А. Григорий Николаевич Потанин: жизнь и деятельность. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1947. 288 с.
11. Орехова Н. А., Кузнецкий С. С. Иудействующие в Сибири // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы IV регион. науч.-практ. конф. Красноярск - Биробиджан - Кларетианум, 2003. С. 149-155.
12. Письма Г. Н. Потанина : в 5 т. / [гл. ред. Ю. П. Козлов]. Иркутск : Изд-во Ир-кут. ун-та, 1987. Т. 1. 280 с.; 1988. Т. 2. 1989. Т. 3; 1990. Т. 4; 1992. Т. 5. 272 с.
13. Потанин Г. Н. Письма. В 4 т. Т. 1. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977. 200 с.
14. Потанин Г. Библиография. С. Х. Бейлин. Странствующие, или всемирные повести и сказания в Древне-раввинской письменности. Иркутск, 1907 г. // Сибирская жизнь. 1909. № 33. 27 апр. С. 4.
15. Потанин Г. Н. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. М. : Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и К, 1899. 893 с.
16. Потанин Г. Н. Сага о Соломоне: восточные материалы к вопросу о происхождении саги. Томск : Изд-во Сиб. т-ва печ. дела, 1912. 186 с.
17. Потанин Г. Н., Васильева М. Г. «Мне хочется служить Вам, одеть Вас своей любовью» : переписка / публ. Н. В. Васенькин, Г. И. Колосова. Томск : Изд-во Том. унта, 2004. 418 с.
18. Сагалаев А. М., Крюков В. М. Потанин, последний энциклопедист Сибири: опыт осмысления личности. Томск : Изд-во науч.-техн. лит., 2004. 208 с.
19. Серебренников Н. В. Архив В. В. Лаврского // Памятники культуры: новые открытия: ежегодник 1995. М. : Наука, 1996. С. 105-108.
20. Шиловский М. В. Полнейшая самоотверженная преданность науке. Г. Н. Потанин : биогр. очерк. Новосибирск : Сова, 2004. 241 с.
21. Grässe J. G. T. Gesta Romanorum. Das älteste Märchen - und Legendenbuch des christlichen Mittelalters. Leipzig : Löffler, Alicke, 1905. 426 p.
22. Krauss S. Das Leben Jesu nach juedischen Quellen. Berlin : S. Calvary, 1902. 309 p.
23. Liebrecht F. Zur Volkskunde Alte und neue Aufsatze. Heilbronn : Henninger, 1879.
522 p.
24. Oesterley G. Gesta Romanorum. Berlin : Weidmann, 1872. 755 p.
New Facts of Biography of Folklorist and Rabbi Solomon Beilin from Letters to Geographer and Ethnographer Grigory Potanin
E. A. Berman
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation
Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation
Abstract. There is analyzed and systematized the correspondence of the Irkutsk state rabbi, folklorist Solomon Khaimovich Beilin with the Russian geographer, ethnographer, the largest organizer of science in Siberia Grigory Nikolaevich Potanin in the period from 1901 to 1910.
Keywords: S. Kh. Beilin, G. N. Potanin, Jewish folklore, comparative folklore, Jewish ethnography, Jews in Irkutsk, Subbotnik sect.
For citation: Berman E.A. New Facts of Biography of Folklorist and Rabbi Solomon Beilin from Letters to Geographer and Ethnographer Grigory Potanin. The Bulletin of Irkutsk State University. Series History, 2021, vol. 36, pp. 95-104. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2021.36.95 (in Russian)
References
1. Adrianov A.V. "Dorogoi Grigorii Nikolaevich...": pis'ma G.N. Potaninu ["Dear Gri-gory Nikolaevich ...": Letters to G.N. Potanin]. Tomsk, Tomsk University Publ., 2007, 288 p. (in Russian)
2. Beilin S.Kh. Istoriya sela Yudina. Iudeistvuyushchie v Sibiri. Iz istoricheskikh zhur-nalov [History of the Village of Yudina. Judaizers in Siberia. From Historical Journals]. Evreiskaya starina [Jewish Antiquity]. 1914, vol. 7, no. 3-4, pp. 492-494. (in Russian)
3. Beilin S.Kh. Koe-chto o ziminskikh subbotnikakh [Something about the Zimin Subbotniks]. Perezhitoe: sb., posvyashch. obshchestvennoi i kulturnoi istorii evreev v Rossii [Experienced: a Collection Dedicated to the Social and Cultural History of Jews in Russia]. Vol. 4. Saint Petersburg, Tip. akts. obshch. "Brokgauz-Efron" Publ., 1913. pp. 288-297. (in Russian)
4. Berman E.A., Kerzhner A.G. Istoricheskoe i kul'turnoe nasledie kazennogo ravvina Irkutska Solomona Beilina [Historical and Cultural Heritage of the Official Rabbi of Irkutsk Solomon Beilin]. Izvestiya Laboratorii drevnikh tekhnologii [Reports of the Laboratory of Ancient Technologies]. 2019, vol. 15, no. 4, pp. 131-140. (in Russian)
5. Berman E.A., Orekhova N.A. Pisma irkutskogo obshchestvennogo ravvina S.Kh. Beilina G.N. Potaninu (iz fondov Krasnoyarskogo kraevogo kraevedcheskogo muzeya) [Letters from the Irkutsk Official Rabbi S.Kh. Beilin to G.N. Potanin (from the Funds of the Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Tomsk State University Journal of History]. 2020, no. 64, pp. 85-93. (in Russian)
6. Voitinskii V.S., Gornshtein A.Ya. Evrei v Irkutske [Jews in Irkutsk]. Irkutsk, Tipo-litografiya P.I. Makushina i V.M. Posokhina Publ., 1915, 394 p. (in Russian)
7. Katsenel'son L., Gintsburg D.G. Evreiskaya entsiklopediya. Svod znanii o evreistve i ego kul'ture v proshlom i nastoyashchem [Jewish Encyclopedia. Summary of Knowledge about Jewry and its Culture in the Past and Present]. Vol. 4, col. 41-42. Beilin Solomon Khaimovich [Beilin Solomon Haimovich]. Saint Petersburg, Obshch. dlya nauchnykh evreiskikh znanii i "Brokgauz-Efron" Publ., 1909. (in Russian)
8. Kazarkin A.P. Potanin-fol'klorist [Potanin as a Folklorist]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Tomsk State University Journal of History], 2011, no. 2, pp. 19-21. (in Russian)
9. Kirzhnits D.A. Trudy po teoreticheskoi fizike i vospominaniya [Works on Theoretical Physics and Memoirs]. Vol. 1. Moscow, Fizmatlit Publ., 2001, 416 p. (in Russian)
10. Obruchev V.A. Grigorii Nikolaevich Potanin: zhizn i deyatelnost [Grigory Nikolaevich Potanin: Life and Work]. Moscow, Leningrad, USSR Academy of Sciences Publ., 1947, 288 p. (in Russian)
11. Orekhova N.A., Kuznetskii S.S. Iudeistvuyushchie v Sibiri [Judaizing in Siberia]. Evrei v Sibiri i na Dalnem Vostoke: istoriya i sovremennost [Jews in Siberia and the Far East: History and Modernity: Materials of the 4th Regional Scientific-Practical Conference]. Krasnoyarsk, Birobidzhan, Claretianum, 2003, pp. 149-155. (in Russian)
12. Kozlov Yu.P. Pisma G.N. Potanina [Letters of G.N. Potanin]. In 5 vol., vol. 1. Irkutsk, Irkutsk University Publ., 1987, 280 p. (in Russian)
13. Potanin G. Pisma [Letters]. In 4 vol. Irkutsk, East Siberian book publishing house, 1977, vol. 1, 202 p. (in Russian)
14. Potanin G. Bibliografiya. S.Kh. Beilin. Stranstvuyushchie ili vsemirnye povesti i skazaniya v Drevne-ravvinskoi pis'mennosti. Irkutsk, 1907 g. [Bibliography. S.H. Beilin. Wandering or World Stories and Legends in Ancient Rabbinic Writing. Irkutsk, 1907]. Sibirskayazhizn [Siberian Life], 1909, no. 33, April 27, p. 4. (in Russian)
15. Potanin G.N. Vostochnye motivy v srednevekovom evropeiskom epose [Eastern Motives in the Medieval European Epos]. Moscow, Tipo-litografiya Tovarishchestva I.N. Kush-nerev i K Publ., 1899, 893 p. (in Russian)
16. Potanin G.N. Saga o Solomone: vostochnye materialy k voprosu o proiskhozhdenii sagi [Saga of Solomon: Oriental Materials on the Origin of the Saga]. Tomsk, Sib. t-vo pechat. dela Publ., 1912, 186 p. (in Russian)
17. Potanin G.N., Vasil'eva M.G. "Mne khochetsya sluzhit' Vam, odet' Vas svoei lyu-bov'yu": perepiska ["I Want to Serve You, Dress You with My Love": Correspondence]. Tomsk, Tomsk University Publ., 2004, 418 p. (in Russian)
18. Sagalaev A.M., Kryukov V.M. Potanin, poslednii entsiklopedist Sibiri: opyt os-mysleniya lichnosti [Potanin, the Last Encyclopedist of Siberia: the Experience of Understanding Personality]. Tomsk, Nauch.-tekhn. lit-ra Publ., 2004, 208 p. (in Russian)
19. Serebrennikov N.V. Arkhiv V.V. Lavrskogo [Archive of V.V. Lavrsky]. Pamyatniki kul'tury: novye otkrytiya: ezhegodnik 1995 [Cultural Monuments: New Discoveries: Yearbook 1995]. Moscow, Nauka Publ., 1996, pp. 105-108. (in Russian)
20. Shilovskii M.V. Polneishaya samootverzhennaya predannost' nauke. G.N. Potanin: biograf. ocherk [Complete Selfless Devotion to Science. G.N. Potanin: Biographer Feature Article]. Novosibirsk, Sova Publ., 2004, 241 p. (in Russian)
21. Grässe J.G.T. Gesta Romanorum. Das älteste Märchen - und Legendenbuch des christlichen Mittelalters. Leipzig, Löffler, Alicke, 1905, 426 p.
22. Krauss S. Das Leben Jesu nach juedischen Quellen. Berlin, S. Calvary, 1902, 309 p.
23. Liebrecht F. Zur Volkskunde Alte und neue Aufsatze. Heilbronn, Henninger, 1879,
522 p.
24. Oesterley G. Gesta Romanorum. Berlin, Weidmann, 1872, 755 p.
Берман Елена Александровна
кандидат технических наук, доцент, кафедра ювелирного дизайна и технологий Иркутский национальный исследовательский технический университет Россия, 664009, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 е-шаИ: [email protected]
Berman Elena Aleksandrovna
Candidate of Sciences (Technical), Associate Professor, Department of Jewelry Design and Technology Irkutsk National Research Technical University
83, Lermontov st., Irkutsk, 664074,
Russian Federation
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,
Russian Federation
е-mail: [email protected]