Креативные - креативность, способность решать творческие задачи, интуитивно-логический анализ действительности.
Ценностно-мотивационные - нонконформизм, мотивированность, заинтересованность в результатах экспертизы, коллективизм, самокритичность, готовность к открытиям и работе в новых для себя ситуациях, нравственно- гуманитарный взгляд на изучаемый объект или решаемую проблему, социальная ответственность.
Личностные - личностная и нравственная зрелость, порядочность, толерантность, доброжелательность, способность к децентрации, корректность, тактичность, деликатность, независимость, принципиальность, способность не поддаваться давлению других людей; способность противопоставлять предубеждениям и массовым мнениям свое собственное.
Коммуникативные - способность устанавливать контакт, эмпатия, способность адекватно выражать собственную позицию, гибкость и конструктивность в общении, бесконфликтность
Аналитические - способность видеть проблему с различных точек зрения, способность к глубокому вхождению в точку зрения автора; отделение содержания альтернативной точки зрения от эмоциональной формы ее предъявления; способность к выявлению и применению обобщенных ориентиров в ходе экспертизы; предпочтение стратегического мышления в ходе экспертизы над ситуационными и тактическими и др.
Прогностические - способность предсказывать или предчувствовать будущее состояние исследуемого объекта.
Особенностью экспертной деятельности является конкурирование в ходе экспертизы двух способов мышления эксперта - критического и творческого, то есть выявление недостатков, несоответствий, недоработок конкурирует с открытием экспертом в ходе экспертизы оригинальных идей, моделей, способов и т.п. Соответственно, у экспертов должно присутствовать сочетание критического и творческого мышление.
Можно выделить некоторые виды экспертов, по ведущей направленности их экспертной деятельности:
1. Эксперт - системный аналитик.
2. Эксперт - комментатор.
3. Эксперт - проектировщик. Эксперт, основной деятельностью которого является разработка оптимальной модели управляемой системы. Основной продукт деятельности - выработанная модель (идеальное состояние системы);
4. Эксперт - сопровождение проекта.
5. Мастер - эксперт, обладающий всеми четырьмя экспертными технологиями и способен обучать экспертов.
Независимые эксперты - это специалисты, независимые от заказчиков экспертизы и не заинтересованные в результатах экспертизы, обладающие необходимыми знаниями и навыками в определенных областях для проведения экспертиз и представления мотивированного заключения. В своей экспертной деятельности подобные независимые специалисты руководствуются только профессиональными критериями. Это требует от экспертов высокого профессионального мастерства и - определенного мужества, несмотря на то, что, согласно законодательству Р.Ф. оказание влияния на независимого эксперта в процессе его работы уголовно наказуемо.
Эксперт должен быть способен к обобщениям, конкрети-зациям и уточнениям, то есть обладать «экспертным мышлением». Д.А. Иванов1 отмечает, что эксперта от любого другого специалиста отличает то, что он различает и удерживает в своем сознании как минимум 4 мыслительных плана:
Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2008-336с.
1. феноменальный - «смотрю», все, что может быть увидено и описано в процессе наблюдения. Основная сложность этого плана состоит в том, чтобы не допустить замещения реальности видения собственными знаниями об этой реальности, обозначая ее каким-либо общим термином;
2. идеальный - «слушаю» то, что декларируется экспер-тируемой стороной относительно идей, ценностей, целей и результатов своей деятельности. Здесь эксперту требуется услышать и вычленить осознанные и неосознаваемые идеи, которые так или иначе руководят этой деятельностью;
3. план интерпретации - «понимаю» вырабатывается собственное мнение эксперта относительно увиденного и услышанного;
4.рефлексивный - «осознаю», на основе каких идей, ценностей, теорий реализуется деятельность и на достижении какихрезультатов она направлена.
Выбор экспертов в первую очередь предполагает ясное понимание критериев отбора и конкретно сформулированную процедуру отбора. Основными критериями в данном процессе являются:
- уровень компетентности и грамотности эксперта в данной конкретно обозначенной области. Л
Личностно-профессиональные особенности экспертов зависят от вида проводимой экспертизы. Универсальная структура личностно-профессиональных качеств экспертов включает интеллектуальные, креативные; ценностно-моти-вационные; личностные; коммуникативные; аналитические; прогностические качества.
Исходя из сказанного можно предположить их следующую структуру: аутопсихологические, рефлексивные, коммуникативно-рефлексивные и социально-перцептивные, аналитические, прогностические, креативные способности.
УДК 159.9
Федоркина А.П. (РАНХиГС, Москва, Россия)
НОВЫЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ
Fedorkina A.P. (RANEPA, Moscow, Russia)
NEW SCIENTIFIC BACKGROUND STUDY OF PSYCHOLOGICAL PHENOMENA AND PROCESSES
Прежде всего необходимо отметить, что предпосылкой целого ряда новых психологических построений был отказ от некоторых фундаментальных представлений об окружающем мире, считавшихся неопровержимыми многие века. Это было связано с новыми открытиями в области естественно-научного знания, которые повлияли практически на все современные системы научного знания о мире, включая психологические знания. Результатом этого является создание новых моделей объяснения окружающего мира, в том числе выраженных в психологических воззрениях на мир.
Для примера приведем такую отрасль психологического знания как трансперсональная психология. Именно открытия в области физики, математике, биологии, голографии, квантовой механики и в других отраслях науки явились методологической основой объяснений результатов тех психологических опытов, которые были предприняты в лаборатории Станислава Грофа и его учеников. К таким знаниям были отнесены: теория относительности А.Энштейна, принцип дополнительности Н.Бора, волновая теория Фарадея и Максвелла и другие. Методологические основания, сформулированные на основе этих знаний, позволили прийти к целому ряду
принципиальных выводов, касающихся психологии, в том числе к объяснению процессов сознания и бессознательного в психике человека.
Так, например, выводы квантово-релятивисткой физики применительно к теории сознания позволили расширить рамки традиционного толкования этого феномена с точки зрения механистической парадигмы, отстаивающей положение о том, что изучение сознания человека как отдельного материального субъекта, обладающего сознанием, можно рассматривать лишь в контексте протекающих физиологических процессов в мозге.
В новой парадигме теория сознания была соотнесена с воззрениями, опирающимися на выводы ученых, согласно которым сознание человека при некоторых обстоятельствах может функционировать и как полевое образование, как обширное поле сознания. В этом случае для того, чтобы описать человека, мы должны принять тот парадоксальный факт, что он есть одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания. Можно сказать, что на основе новых естественно-научных знаний трансперсональная психология расширила рамки традиционных воззрений. С одной стороны, - используя сумму экспериментальных данных, зафиксировавших множество описаний определенного рода так называемых трансперсональных переживаний как опытных данных. С другой стороны, - накладывая на объяснение эти переживаний открытия новейших естественных наук.
В качестве еще одного примера влияния естественно-научных знаний на современное понимание психологически явлений и процессов можно привести использование выводов синергетики, - методологии объяснения процессов и явлений на основе объяснения современного толкования физических, химических, биологических и других процессов.
Так, сегодня уже очевидно, что исследование причин возникновения и развития различного вида психологических процессов любого уровня общности требует их анализа не только в классическо-детерминистской парадигме, но и использования выводов постнеклассической науки, представленной синергетикой. Остановимся лишь на некоторых характеристиках этой парадигмы.
Основными понятиями синергетики являются: «неравновесность», «неустойчивость», «стохастичность», «нелинейность», «самоорганизация», «сложная детерминированность» и т.д. Применительно к анализу психологических процессов эти понятия имеют методологическое значение, так как помогают определить их функциональную природу, выступить в роли важного средства определения факторов и детерминант их возникновения и развития.
Так, с синергетической точки зрения общим положением, раскрывающим сущность процесса возникновения и развития психологических процессов и явлений, является понимание генезиса их возникновения как процесса самоорганизации. Под самоорганизацией в этом контексте понимаются процессы, происходящие в сложных нелинейных динамических системах, находящиеся в неравновесных состояниях, имеющих особые критические точки, названные точками бифуркации, которые указывают на то, что поведение системы в них является неустойчивым и под воздействием флуктуаций может качественно менять свое состояние.
Идеи синергетики позволяют адекватно отразить сущностные характеристики психологических процессов не только на индивидуальном, но и групповом уровне, то есть анализировать их с точки зрения социальной психологии как социально-психологических особенностей субъектов их представляющих. В частности эти явления и процессы можно анализировать в контексте таких синергетических понятий, как «аттракторы», «ризома» и другие. «Аттракторы» здесь можно толковать как образования, притягивающие образо-
вания - новые по своим психологическим характеристикам. «Ризома» - как древовидный образ новых образований сообществ, в которых отсутствует жесткая детерминированность деятельностных характеристик субъектов и создается возможность ее менять в любом направлении - как по вертикали, так и по горизонтали.
Таким образом, можно сказать, что понимание развития психологических процессов невозможно без учета новых есественно-научных предпосылок в осмыслении новых характеристик социальной и социально-психологической реальности. Это связанно, например, с процессами глобализации, информатизации, развитием новых коммуникационных технологий и т.д., которые создали новое качество социального пространства, названное сетевым обществом», которое изменило конфигурацию развития психологических процессов, в том числе социально-психологические характеристики субъектов, представляющих эти процессы. Именно сеть стала той формой социальной организации, которая начала экспансию, внедряясь и вытесняя, поглощая и порабощая многие другие формы социальной организации. И соответственно все шире к анализу психологических процессов стал применяться сетевой подход, в связи с чем эти процессы стали анализироваться в контексте таких явлений, как информационные сети. С социально-психологической точки зрения важным в связи с этим представляется анализ социально-психологических последствий влияния сетей на развитие психологических процессов.
В связи с этим отметим, что одним из первых, кто сделал теоретическое обобщение природы сетевого общества и ввел новые фундаментальные понятия «информационное общество», «потоки» и т.д. был М.Кастельс, который констатировал факт трансформации социальности в современном обществе. Важным также было введение в контекст научного анализа сетевого общества понятия «сообщества», которые можно рассматривать как совокупность новых групповых субъектов, представляющих сети (Б.Вельман). С социально-психологической точки обратим внимание на то, что сообщества в сетях можно рассматривать как коллективные субъекты, осуществляющие взаимодействия и имеющие особые социально-психологические характеристики. Именно эти сообщества представляют особые межличностные связи, обеспечивающие взаимодействие, поддержку, информацию, чувство принадлежности к группе и социальную идентичность. С социально-психологической точки зрения важно в связи с этим указать на то, что если прежде основу всякого человеческого сообщества составляла привязанность человека к месту жительства и работы, то трендом последнего столетия является ослабление этой привязанности и переход к более слабым социальным связям. В результате возникает новая социально-психологическая ситуация, при которой люди утрачивают связи с локальным сообществом не только в силу новых коммуникационных возможностей, но и в силу того, что они реализуют личные потребности, опираясь на эти новые возможности.
Все это требует анализа и разработки с точки зрения новых научных предпосылок, в том числе естественно-научного характера.