ДОКЛАДЫ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН _2016, том 59, №3-4_
ЗООЛОГИЯ
УДК 639.113.4 (575.3)
Х.У.Каримов, А.С.Саидов, З.Г.Амиров, К.Х.Саидов
НОВЫЕ ДАННЫЕ ПО СНЕЖНОМУ БАРСУ (PANTHERA UNCIA SHREBER, 1775) И СОПУТСТВУЮЩИМ ВИДАМ ЖИВОТНЫХ НА ГИССАРСКОМ ХРЕБТЕ
Институт зоологии и паразитологии им. Е.Н.Павловского АН Республики Таджикистан
(Представлено членом-корреспондентом АН Республики Таджикистан Х.А.Абдуллаевым 18.02.2016 г.)
В статье приведены данные по численности снежного барса и сопутствующим видам на Гиссарском хребте Таджикистана. Учеты проводились маршрутным методом и с помощью фотоловушек. Указаны причины сокращения численности и предложены меры по сохранению и восстановлению популяции снежного барса.
Ключевые слова: снежный барс, фотоловушки, оценка численности, факторы воздействия, Гиссар-ский хребет.
Достоверные научные данные о крупных млекопитающих, в частности о снежном барсе, на Гиссарском хребте отсутствовали долгое время. В январе 2014 г. в Узбекистане, на отрогах западной оконечности Гиссарского хребта (Гиссарский горно-арчовый заповедник) были получены первые снимки двух особей снежного барса [1]. Однако данные, подтверждающие распространение снежного барса на Гиссарском хребте в Таджикистане, отсутствовали [2]. В связи с этим нами была поставлена задача провести исследования по снежному барсу и сопутствующим видам на выборочных участках Гиссарского хребта в пределах Таджикистана.
Материал и методы исследований
Полевые исследования были проведены с 1 июня до конца августа 2014 г. на трех выборочных участках Гиссарского хребта: в верховьях Каратагского ущелья, в ущелье Сиёма и окрестностях озера Искандеркуль, включая южные отроги Зеравшанского хребта. Для исследования снежного барса были использованы автоматические фотоловушки марки Reconyx и Panthera-IV, которые были установлены в характерных местах передвижения снежного барса. Выборка ориентировочных мест установки фотоловушек осуществлялась предварительно на топографических картах с учетом максимальной вероятности присутствия снежного барса (высокогорные гребни хребтов, узкие ущелья и перевалы). Выбор окончательных мест установки фотоловушек произведен путем обнаружения признаков жизнедеятельности снежного барса (экскременты, следы, поскрёбы) либо по обнаружению его характерных мест (основание откоса скал, водоразделы). Фотоловушки располагались примерно на расстоянии 5 км друг от друга, чтобы равномерно покрыть всю территорию исследования, а также охватить максимальное количество индивидуальных территориальных участков снежного барса. Всего с 1 июня по 30 августа 2015 г. было установлено 40 фотоловушек
Адрес для корреспонденции: Каримов Хамил Умедович. 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, п/я 70, Институт зоологии и паразитологии АН РТ. E-mail: [email protected]
Маршрутным способом были проведены наблюдения видов добычи снежного барса - сибирских козерогов (Сарга ъгЪтса) [3] и проведен опрос местного населения о присутствии тех или иных видов животных на обследованных участках.
Результаты исследования
Снежный барс (РаМкега ипаа). Полученные с помощью фотоловушек снимки подтвердили присутствие трех особей снежного барса на исследуемой территории. Первая особь снежного барса была заснята в ущелье Каратаг, вторая - в 8 км южнее от оз. Искандеркуль и третья особь - в окрестностях горного массива Казнок и Ганза. Во время полевых исследований были обнаружены экскременты, поскрёбы и следы снежного барса.
По опросным данным, полученным от местного населения, снежный барс в ущельях Каратага и Сиёмы не встречался в течение многих лет. Однако присутствие и случаи нападения снежного барса на отары домашнего скота были отмечены севернее от оз. Искандеркуль, в зоне альпийских и субальпийских лугов во время летнего выпаса мелкого рогатого скота (горный массив Казнок).
Сибирский козерог (Сарга sibirica). Летнее время, как правило, является неподходящим для проведения маршрутного учета горных копытных. В связи с этим результаты визуальных наблюдений получились скудными и нерепрезентативными, так как на всей территории исследования было обнаружено только 6 особей козерога. Однако фотоловушками, с учетом исключения всех вероятных повторных особей, было заснято около 40 особей козерога. По снимкам был определен пол и возраст животных, распределившихся следующим образом: 8 самок, 4 козлят (до 12 месяцев), 6 годовалых, 9 самцов (2-3 лет), 5 самцов старше 3 лет (из них 2 особи старше 8 лет) и 8 - неопределенные особи. Результаты наблюдений, проведенных в период учета, дают основание предполагать, что вероятная численность козерога на исследованных участках составляет около 200 особей (предположение сделано на основе следов).
Тянь-шаньский бурый медведь (Ursus агсО isabellinus). Во время полевых исследований нами было встречено 6 особей медведя и 5 особей медведя были засняты фотоловушками. 6 особей медведя были определены в ущелье Каратаг (самка с двумя детенышами, взрослый самец и 2 неопределенные по полу молодые особи). Одна особь медведя была заснята в ущелье Сиёма и другая особь в окрестности оз. Искандеркуль. Встреченные и заснятые медведи отмечены на высотах от 1500 до 3900 м над ур. м. Обнаружение довольно большого количества экскрементов и следов дает основание предполагать, что на обследованных участках обитает гораздо большее число медведей, чем нами было встречено и заснято фотоловушками. Среди выборочных участков зоной наиболее высокой концентрации медведя является ущелье Каратаг, что, вероятно, объясняется наличием оптимальных местообитаний и достаточных кормовых запасов для этого вида.
Другие виды животных. На исследуемой территории на трёх выборочных участках помимо снежного барса визуальными наблюдениями и фотоловушками было также зарегистрировано 11 видов млекопитающих (табл.) и 23 вида птиц.
Таблица
Виды млекопитающих, отмеченные на территории исследования
№№ Название видов Выборочные участки
Каратаг Сиёма Искандеркуль
1. Снежный барс (Panthera uncia) * (*) / (?) **
2. Медведь (Ursus arctos isabellinus) *** ** *
3. Волк (Canis lupus) - - ?
4. Рысь (Lynx lynx) ? ? *
5. Кабан (Sus scrofa) ** - -
6. Красный сурок (Marmota caudata) * ** ***
7. Заяц-толай (Lepus tolai) - ? *
8. Лисица (Vulpes vulpes) *** *** ***
9. Горностай (Mustela erminae) *** *** ***
10. Ласка (Mustela nivalis) ** *** ***
11. Каменная куница (Martes foina) ** *** ***
Примечание: * - встречаемость низкая; ** - встречаемость средняя; *** - встречаемость высокая; - - вероятное отсутствие; (?) - нет достоверных данных.
Виды птиц, отмеченные на территории исследования: Кеклик (Alectoris chukar) Гималайский улар (Tetraogallus himalayensis) Бородач (Gypaetus barbatus) Черный гриф (Aegypius monachus) Белоголовый сип (Gyps fulvus) Беркут (Aquila chrysaetos) Обыкновенная пустельга (Falco tinnunculus) Индийская кукушка (Cuculus micropterus) Большая горлица (Streptopelia orientalis) Лесной конёк (Anthus trivialis) Овсянка Стюарта (Emberiza stewarti) Желтоголовая трясогузка (Motacilla citreola calcarata) Серая мухоловка (Muscicapa striata) Дрозд деряба (Turdus viscivorus) Краснокрылый стенолаз (Tichodroma muraria) Толстоклювая пеночка (Phylloscopus schwarzi) Горная овсянка (Emberiza cia) Пёстрый каменный дрозд (Monticola saxatilis) Маскированная трясогузка (Motacilla personata) Жёлчная овсянка (Emberiza bruniceps) Горихвостка-чернушка (Phoenicurus ochruros) Водяная горихвостка (Chaimarrornis leucocephalus) Обыкновенная чечевица (Carpodacus erythrinus)
Обсуждение результатов
Обнаруженные следы жизнедеятельности снежного барса, а также полученные фотоснимки 3 особей снежного барса являются доказательством наличия этого вида на Гиссарском и Зеравшанском хребтах. Полученные данные по численности снежного барса отражают минимальное количество животных на обследованных участках. Предполагается, что снежный барс также обитает вдоль вышеперечисленных хребтов, в частности за пределами исследованной территории, в том числе и на Туркестанском хребте. Исходя из этого, необходимо провести дальнейшее исследование снежного барса в пределах Гиссаро-Алая и разработать срочные меры по восстановлению и сохранению популяции этого вида.
Отрицательное воздействие на популяцию снежного барса оказывают антропогенный пресс в виде ухудшения мест обитания и сокращение кормовой базы. Увеличение поголовья домашнего скота и неустойчивое использование пастбищ имеют негативное влияние на популяции козерога. Другим лимитирующим фактором, воздействующим на популяцию снежного барса и объекты его добычи, является браконьерство. Разрушение мест обитания животных в виде вырубки леса, а также изменение климата, таяние ледников с последующим изменением параметров мест обитания отрицательно влияют на экосистемы снежного барса.
По опросным данным, нападение снежного барса на домашний скот в горном массиве Казнок (по информации пастухов) связано с тем, что на этой территории плотность популяции козерога за последние годы стала низкой, а также бесконтрольно добывается красный сурок (Marmota caudata). По словам местных пастухов, пастушьи собаки иногда загрызают снежного барса во время его нападения на отары домашнего скота. С 2013 г. по 2015 г. было зарегистрировано 3 случая нападения на отары с летальным исходом снежного барса. В летнее время существенную роль в кормовом рационе снежного барса играет красный сурок. Пастушьи собаки, охотясь на сурков, существенно сокращают кормовую базу снежного барса в летний период. Это происходит из-за того, что пастухи часто недокармливают собак. На территории исследования в летний период ежегодно пасётся примерно 50 отар мелкого рогатого скота численностью в 35 тысяч голов, охраняемых 200 пастушьих собак. Каждая пастушья собака, по словам пастухов, в среднем поедает 1 сурка за неделю. При таком расчете, за время нахождения скота (5 месяцев) на территории исследования, собаками добывается около 4 тысяч сурков, что составляет примерно 8 тонн живой биомассы (средний вес одного сурка 2 кг).
Судя по опросным данным, туркестанская рысь (Lynx lynx) и серый волк (Canis lupus) на исследованной территории встречаются очень редко. Мы предполагаем, что численность рыси на Гиссарском хребте очень низкая, точно так же, как и основная её добыча - заяц-толай. Волк, по словам местного населения, на территории исследования встречается крайне редко.
Выводы
Результаты исследования показывают, что Гиссарский и Зеравшанский хребты представляют особый интерес для сохранения популяции снежного барса. В связи с этим для сохранения целостности ареала снежного барса необходимо уделить особое внимание усилению природоохранной деятельности по всему Гиссаро-Алаю. Особый упор следует сделать на привлечение местных общин, проживающих на территории обитания снежного барса и видов его добычи. Восстановление и при-
умножение численности популяции козерога и красного сурка на Гиссарском и Зеравшанском хребтах является одним из важнейших подходов по восстановлению численности снежного барса [1].
Поступило 18.02.2016 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Mallon D., Kulikov M. Transboundary Snow Leopard Conservation in Central Asia: Report of the FFI/CMS Workshop, December 2014. Cambridge, UK & Bonn Germany: Fauna & Flora International and Convention on Migratory Species.
2. Сапожников Г.Н., Яковлев Е.П., Неранов И.М. Распространение и численность некоторых редких видов млекопитающих и птиц Таджикистана. - В кн: Природные ресурсы и заповедный фонд Таджикистана. - Душанбе: Дониш, 1984, с. 129-143.
3. Руководство по проведению мониторинга за состоянием популяции горных копытных в Таджикистане. - Душанбе, 2011, 124 с.
Х.У.Каримов, А.С.Саидов, З.Г.Амиров, К.Х.Саидов
МАЪЛУМОТ^ОИ НАВ ОИД БА БАБРИ БАРФЙ (PANTHERA UNCIA SHREBER, 1775) ДАР ЦАТОРКУ^И ^ИСОР
Институти зоология ва паразитологияи ба номи Е.Н.Павловскийи Академияи илм^ои Цум^урии Тоцикистон
Дар макола баъзе маълумотхо оид ба саршумори бабри барфй (Panthera uncia) бо исти-фода аз домхои аксбардорй дар каторкухи Х,исор оварда шуда, тахдидхои асосй ба популятсияи ин намуд ва чорахои хифз ва баркароркунии саршумори он каламдод карда шудааст. Калима^ои калиди: бабри барфй, домауои аскбардорй, бауодиуии саршумор, омилуои таъсирку-нанда, цаторкууи Х,исор.
K.U.Karimov, A.S.Saidov, Z.G.Amirov, K.H.Saidov NEW SNOW LEOPARD (PANTHERA UNCIA SHREBER, 1775) DATA IN THE HISSAR MOUNTAIN RANGE
E.N.Pavlovskii Institute of Zoology and Parasitology, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan
The article presents new camera traps data on the distribution of Snow leopard (Panthera uncia) population in the Hissar mountain range, described threats, and evaluated the potential of Snow leopard conservation.
Key words: snow leopard, camera traps, status assessment, limiting factors, Hissar mountain range.