Научная статья на тему 'Новые данные о работе Б. Ф. Поршнева в государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина'

Новые данные о работе Б. Ф. Поршнева в государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.Ф. ПОРШНЕВ / БИБЛИОТЕКА / ФРАНКОВЕДЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / НАУКА / СИМВОЛИЗМ / ДЕКАДЕНТСТВО / В.С. ПЕЧЕРИН / B.F. PORSHNEV / V.S. PECHYORIN / LIBRARY / FRENCH STUDIES / CLASSIFICATION / SCIENCE / SYMBOLISM / DECADENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кондратьева Т. Н.

Описывается деятельность Б.Ф. Поршнева в 1932-1935 гг., когда он работал в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина. Дается характеристика новейшим исследованиям по проблеме. Детально представлена деятельность Б.Ф. Поршнева по поиску недостающих документов из архива В.С. Печерина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New facts about B.F. Porshnev’s work at V.I. Lenin All-Union Library

The article describes B.F. Porshnev’s work at V.I. Lenin All-Union Library. This work considers the newest researches on the issue. The author displays in details B.F. Porshnev’s activity connected with search of missing documents from V.S. Pechyorin’s archives.

Текст научной работы на тему «Новые данные о работе Б. Ф. Поршнева в государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 147-149.

УДК 94

Т.Н. Кондратьева

НОВЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТЕ Б.Ф. ПОРШНЕВА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ СССР ИМ. В.И. ЛЕНИНА

Описывается деятельность Б.Ф. Поршнева в 1932-1935 гг., когда он работал в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина. Дается характеристика новейшим исследованиям по проблеме. Детально представлена деятельность Б.Ф. Поршнева по поиску недостающих документов из архива В.С. Печерина.

Ключевые слова: Б.Ф. Поршнев, библиотека, франковедение, классификация, наука, символизм, декадентство, В. С. Печерин.

Известный советский историк Борис Федорович Поршнев (19051972) прожил яркую жизнь, полную неожиданных поворотов, шумных дискуссий, исследовательских увлечений. Но его биография, особенно в 1920-1930-е гг., остается не до конца проясненной. В последнее время нам удалось достаточно подробно реконструировать его обучение в МГУ и Институте истории РАНИОН (1922-1930) [1]. В недавно вышедшей содержательной статье А.Ю. Самарина подробно освещена деятельность ученого в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина (ГБЛ), куда молодой историк, возвратившийся после двухлетнего пребывания в Ростове-на-Дону, был принят в 1932 г. «в качестве консультанта в научнобиблиографический сектор по разделу истории социализма и рабочего движения». А.Ю. Самарин, как и ранее я, полагает, что трудоустройству Б.Ф. Поршнева в библиотеку способствовал его учитель по Институту истории РАНИОН и Институту истории Комакадемии В.И. Невский, у которого тот писал диссертацию по истории общественных движений в России XIX века. Работу А.Ю. Самарина выгодно отличает то, что он находит документальные подтверждения этому предположению. Из статьи

A. Ю. Самарина следует, что в 1934 г. Б.Ф. Поршнев являлся уже «главным ученым консультантом научно-библиографического сектора» и был сосредоточен на «переработке систематического каталога» в соответствии с разрабатываемой классификацией. Старая градация наук, видимо, сильно расходилась с представлениями победившей власти и, вероятно, советской моделью марксизма, поэтому разработка новой классификации стала принципиальной задачей сотрудников библиотеки, включая Б.Ф. Поршнева. А.Ю. Самарин детально анализирует вклад будущего франковеда в разработку новой системы по разделу «История». Выделяя разные эпохи, Б.Ф. Поршнев стремился объединить их общей стержневой линией и отразить «единство исторического процесса». Работа Б.Ф. Порш-нева в библиотеке продолжалась до 1935 г. и завершилась после ареста

B. И. Невского [2]. Кроме того, А.Ю. Самарин, так же как и я ранее, склонен считать, что именно в этот период деятельности Б.Ф. Поршнев начинает свои франковедческие штудии [3]. Сегодня мне думается: нельзя исключить того, что поворот к франковедению начался у Б.Ф. Поршнева еще в Ростове-на-Дону, где он работал на кафедре всеобщей истории Северо-Кавказского комвуза. Протокол отчетного собрания преподавателей и сотрудников этого учебного заведения за 29 апреля 1931 г. содержит с упоминанием Франции скупой упрек в его адрес: «Возьмите Вы, - восклицал докладчик, обращаясь к аудитории, - отдельные неверные политические] формулировки т.т. Поршнева и Ефимова в связи с анализом движущих сил Великой франц[узской] революции» [4].

© Т.Н. Кондратьева, 2014

148

Т.Н. Кондратьева

Теперь остановимся на том, что осталось за рамками статьи А.Ю. Самарина. Отметим, что Б.Ф. Поршнев все три года своего пребывания в библиотеке активно печатался, писал предисловия к публикациям, статьи, рецензии и обзоры. Всего за 3 года он опубликовал 10 работ [5]. Кроме того, в фонде его учителя В.И. Невского в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (бывшая ГБЛ) есть машинописный «Краткий обзор об успехах науки в СССР с 1928 по 1933 гг.» (133 л.). Авторство части обзора, озаглавленного «История материальной культуры за 1928-1933 гг.», принадлежит Б.Ф. Поршневу, который описал изыскания и публикации советских археологов [6].

В.И. Невский, помня, по-видимому, о научной специализации Б.Ф. Поршнева в аспирантуре, привлекал его к работе над готовящимися к изданию трудами отечественных общественных деятелей XIX -начала XX в. В 1933 г. в издательстве «Academia» были опубликованы «Литературные воспоминания» известного отечественного критика и поэта-символиста П.П. Перцова с обширным предисловием Б.Ф. Порш-нева, в котором автор стремился передать характеристики символизма вообще и видных деятелей эпохи, приведенные мемуаристом, в контексте экономических и социальных сдвигов. Правда, Б.Ф. Поршнев сплошь и рядом впадал в вульгарную социологию, и социальный контекст заслонял самих героев мемуаров - Н.К. Михайловского, З. Гиппиус, А.А. Философова, Д.М. Мережковского и др., которые рисовались в несколько приниженном виде. «Новая эпоха», по Б.Ф. Поршневу, оказывалась «за гранью декадентов», которые были способны «осознать» приближение конца капитализма и одновременно не видели сил, способных его уничтожить [7].

В 1932 г. под редакцией и с предисловием одного из лидеров большевистской партии Л.Б. Каменева впервые были изданы «Замогильные записки» русского радикала, эмигранта и католического священника В.С. Печерина, копию с которых снял известный литературовед М.О. Гершензон. Он был первым биографом В.С. Печерина [8]. Но уже тогда в издании обнаружились значительные лакуны, ошибки и недостатки [9]. Видимо, ГБЛ решила провести дополнительные изыскания и привлекла к этой работе Б.Ф. Поршнева. 8 февраля 1934 г. Б.Ф. Поршнев писал Я.З. Черняку, известному знатоку творчества Н.П. Огарева и давнему знакомому М.О. Гершензона, что будет стараться найти недостающие части архива В.С. Пе-черина. Из этого же письма следует, что какие-то фрагменты архива В.С. Печерина находились в Пушкинском доме в Ленинграде, но большинство - в архиве М.О. Гер-шензона и И.С. Гагарина, хранящемся в

Государственном литературном музее, или, как писал Б.Ф. Поршнев, «у В.Д. Бонч-Бруевича» (директора музея). Б.Ф. Поршнев здесь же выражал уверенность, что легкого доступа к архивным фондам музея не будет [10]. 11 февраля 1934 г. В.И. Невский направил В.Д. Бонч-Бруевичу полуофициальное письмо, где писал: «...библиотека подготовляет к печати переписку Печерина и некоторые документы о его жизни (в некоторой части неопубликованные), а т. к. мне известно, что у Вас хранится архив Гершензона и Гагарина, где имеются некоторые документы, касающиеся Печерина, то я прошу не отказать мне в любезности допустить к занятию с этими архивами нашего сотрудника т. Б.Ф. Порш-нева» [11]. По-видимому, вскоре подозрения о том, что работе над темой в литературном музее будут чинить препятствия, оправдались. Сохранилось краткое формальное

письмо Б.Ф. Поршнева к В.Д. Бонч-Бруевичу от 21 февраля 1934 г., в котором молодой исследователь упоминал и письмо В.И. Невского, и свой «телефонный разговор» с самим В.Д. Бонч-Бруевичем, после которого он «находится в большой нерешительности относительно возможностей проведения своей исследовательской работы» [12]. Однако через какое-то время документы из архива М.О. Гершензона стали доступны Б.Ф. Порш-неву, но то, в какой степени он сумел воспользоваться этой возможностью, остается неизвестно. 17 августа 1934 г. он кратко замечает Я.З. Черняку, что уезжает в Ленинград, не успев из-за болезни жены переписать письма В.С. Печерина. Обещает сделать это по возвращении, т. е. не позднее 1 сентября 1934 г. [13].

Таким образом, приведенный материал позволяет скорректировать данные А.Ю. Самарина о деятельности Б.Ф. Поршнева в ГБЛ. Как минимум она касалась четырех направлений: разработка новой классификации наук, написание обзоров и рецензий, франковедческие штудии и изучение наследия русских общественных деятелей XIX в., в частности, наследия В.С. Печерина.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кондратьева Т. Н. Б.Ф. Поршнев: студенческие годы // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2010. № 1. С. 127-130 ; Кондратьева Т. Н. Борис Федорович Поршнев: учеба в Институте истории РАНИОН // Европа: международный альманах. Тюмень, 2011. Вып. 10. С. 141-157.

[2] Самарин А. Ю. Б.Ф. Поршнев: научный консультант Всесоюзной библиотеки им. В. И. Ленина // Библиотековедение. 2014. № 2. С. 7785.

[3] Кондратьева Т. Н. Когда Борис Федорович Поршнев стал франковедом // Европа: международный альманах. Тюмень, 2012. Вып. 11.

С. 107-111.

[4] Государственное казенное учреждение Ростовской области «Центр документации Но-

Новые данные о работе Б.Ф. Поршнева в Государственной библиотеке СССР...

149

вейшей истории Ростовской области». Ф. 117. Оп. 1. Д. 41. Л. 2.

[5] Список трудов Б.Ф. Поршнева // Б.Ф. Поршнев. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). СПб., 2007. С. 498.

[6] Кондратьева Т. Н. Б.Ф. Поршнев о результатах деятельности отечественных археологов в конце 1920-х - начале 1930-х гг. // Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 4. С. 181-189.

[7] Поршнев Б. Ф. Предисловие // Перцев П. П. Литературные воспоминания, 1890-1902 гг. М. ; Л., 1933. С. V-XXXVI.

[8] Гершензон М. О. Жизнь В.С. Печерина. М., 1910.

[9] Чернов С. Л. От составителя // Печерин В. С. APOLOGIA PRO VITA MEA. Жизнь и приключения русского католика, рассказанные им самим. СПб., 2011. С. 25.

[10] Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2208. Оп. 2. Д. 414. Л. 1-1 об.

[11] Рукописный отдел Российской государственной библиотеки (РО РГБ). Ф. 369. К. 307. Д. 41. Л. 5.

[12] РО РГБ. Ф. 369. К. 307. Д. 41. Л.1.

[13] РГАЛИ. Ф. 2208. Оп. 2. Д. 414. Л. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.