Научная статья на тему 'Новые данные о птицах полуострова Канин'

Новые данные о птицах полуострова Канин Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
162
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Зубцовский Николай Егорович, Рябицев Вадим Константинович

Второе издание. Первая публикация: Зубцовский Н.Е., Рябицев В.К. 1976. Новые данные о птицах полуострова Канин // Орнитология 12: 228-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые данные о птицах полуострова Канин»

Чуйков Ю.С. 2012. О возможной встрече священных ибисов в дельте Волги и многом другом (из переписки В.А.Хлебникова и М.А.Мензбира) // Рус. орнитол. журн. 21 (731): 391-407.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 844: 313-318

Новые данные о птицах полуострова Канин

Н. Е. Зубцовский, В. К. Рябицев

Второе издание. Первая публикация в 1976*

Е.П.Спангенберг и В.В.Леонович (1960) подвели итог орнитологическим исследованиям, которые проводились на полуострове Канин отечественными и зарубежными зоологами, начиная с экспедиции Ивана Лепехина 1772 года и кончая их собственными исследованиями 1955-1957 годов. Если Беломорское побережье полуострова можно считать относительно хорошо изученным, то сведения о птицах северной части полуострова Канин (побережье Баренцева моря) носят неполный характер и в значительной степени устарели.

С 16 июля по 10 сентября 1968 нами исследован северо-запад полуострова: побережье Белого моря от Шойны до Тарханова и побережье Баренцева моря от мыса Канин Нос до устья реки Мадяхи, а также полоса тундры до 15 км в глубину. С 30 мая по 23 июня 1969 мы проводили наблюдения в окрестностях села Несь. Мы приводим описание только тех видов, сведения о которых существенно отличаются от данных, имевшихся ранее, или дополняют их, а также видов, ранее не встреченных на территории полуострова.

Morus bassanus. Нам довелось увидеть олушу 15 августа 1968 на мысе Лисий Нос. Птица летела в 150-200 м от берега на запад. В литературе самой восточной точкой встречи этого вида указывается Кольский полуостров (Коханов, Скокова 1967).

Anser anser. По опросным сведениям, серый гусь гнездится по реке Сальнице. Весенний пролёт в 1969 году был поздним: у села Несь первые пролётные стаи серых гусей были отмечены 21 июня.

Anser fabalis. Южнее Канинского Камня гуменник гнездится нормально. На Камне и севернее его мы встречали только взрослых линяющих птиц, численность которых на севере полуострова местами довольно высока. Так, на озере Гусиное 8 августа 1968 наблюдали стаю заканчивающих линьку гуменников, насчитывавшую не менее 400 особей. По-видимому, тундра плоскогорья и район полуострова север-

* Зубцовский Н. Е., Рябицев В. К. 1976. Новые данные о птицах полуострова Канин //Орнитология 12: 228-231.

нее его являются лишь местом концентрации линяющих и пролётных гуменников.

Anas platyrhynchos. Севернее Канинского Камня кряква ранее не встречалась. Самец этого вида держался 19 августа 1968 в старице реки Крынкаяхи. На Камне кряква не встречена, южнее гнездится с небольшой плотностью.

Anas acuta. Севернее Камня выводков шилохвости не найдено. Местные охотники-оленеводы тоже отрицают гнездование «вострохвоста» на севере полуострова. В указанном районе встречаются только взрослые, видимо, пролётные особи.

Polysticta stelleri. Сибирских гаг мы часто встречали с третьей декады июля до конца августа 1968 года, причём исключительно вдоль скалистого морского берега северо-запада полуострова. Это обусловлено наличием на каменистой литорали брюхоногих моллюском рода Lit-torina, составляющих в тот период на полуострове основу питания рассматриваемого вида. Сибирские гаги держались преимущественно стаями. Одиночные птицы и мелкие группы наблюдались довольно редко. Число особей в стаях в июле - начале августа доходило до 150. К концу августа количество птиц в стаях возросло до 300-500 особей. В стаях были как молодые, так и взрослые птицы. Все 9 добытых гаг были самцами, причём два из них молодыми. Крупных скоплений сибирской гаги на европейском Севере ранее не наблюдалось. Отмечались только редкие залётные и пролётные особи и некрупные стайки этого вида на побережье Кольского полуострова и острова Вайгач.

Somateria mollissima, S. spectabilis. В третьей декаде июля 1968 года мы наблюдали гаг, преимущественно линных, в прибрежных водах Белого моря севернее устья реки Сальницы. В первых числах августа вдоль северного побережья Канина наблюдался интенсивный пролёт стай на запад. Причём стаи обыкновенных гаг состояли только из самцов (до 40 в стае), а в более крупных стаях гаг-гребенушек были как самцы, так и самки. После 10 августа мы представителей этих двух видов не встречали.

Aythya fuligula. Предполагаемую границу распространения хохлатой чернети на север несколько севернее села Семжа (Спангенберг, Леонович 1960), видимо, следует считать сомнительной, так как во время весеннего пролёта в первой половине июня 1969 года этот вид был обычным в окрестностях села Несь. Чаще всего встречались пары, реже — группы из 3-4 птиц, причём в последнем случае на 2-3 самцов приходилась 1 самка.

Clangula hyemalis. На Камне и севернее его морянки, видимо, собираются только на время линьки. Выводков на севере полуострова мы не встречали.

Bucephala clangula. Ранее гоголь отмечен на гнездовании южнее

Мглы. Залётные особи встречались в тундре по побережью Белого моря (Спангенберг, Леонович 1960). Нами гоголь найден на побережье Баренцева моря летом 1968 года: 19 августа на берегу моря вблизи устья Крынкаяхи встречена одна, а затем стайка из 11 особей, кормившихся на литорали; 20 августа на старице вышеупомянутой реки держалась стайка из 5 птиц; 28 августа на небольшом озере в кустарниковой тундре добыт одиночный взрослый самец. Очевидно, пребывание гоголя на севере полуострова является вполне закономерным: негнез-дящиеся особи и послебрачные самцы прилетают к побережью Баренцева моря на линьку. 13 июня 1969 нами было обнаружено гнездо с насиживающей самкой гоголя в дупле старой лиственницы на окраине островного леса, примыкающего к лайде реки Неси. В гнезде было 10 ненасиженных яиц. Более поздние посещения гнезда показали, что кладка уже закончена.

Mergellus albellus. Считается, что северная граница гнездования лутка проходит близ села Семжа (Спангенберг, Леонович 1960). В первой половине июня 1969 года в окрестностях села Несь брачные пары лутков и отдельные особи (как самцы, так и самки) были обычными, хотя и не частыми. Можно предполагать, что луток в этом районе гнездится.

Mergus merganser. Самые северные встречи большого крохаля на Канине — в окрестностях реки Чижи в июне 1957 года (Спангенберг, Леонович 1960). Нами установлено, что побережье Баренцева моря является местом линьки самцов этого вида. 6 августа 1968 в устье ручья Большой Табуев добыт линный самец; 12 августа на мысе Лисий Нос встречен самец, заканчивающий линьку; 19 августа на маршруте протяжённостью 1 км по берегу моря восточнее устья ручья Большой Та-буев отмечено 19 самцов (из них один ещё не перелинявший, остальные — лётные).

Aquila chrysaetos. Пара беркутов постоянно держалась в июне 1969 года в устье реки Неси. 9 июня в небольшом лесном массиве в указанном районе было найдено гнездо этих орлов на большой лиственнице. В гнезде находилось одно яйцо. Данная находка является самой северной точкой гнездования беркута на полуострове.

Vanellus vanellus. 31 мая 1969 пару чибисов мы наблюдали на берегу реки Неси вблизи одноимённого села. 1 июня на том же месте было 3 птицы, причём две из них токовали. 21 июня здесь обнаружено гнездо чибисов с кладкой из 4 яиц.

Arenaria interpres. Одна камнешарка встречена и добыта 2 сентября

1968 на каменистой литорали Баренцева моря, где она кормилась вместе с тремя морскими песочниками. В 1969 году отмечено три встречи в окрестностях неси: 30 мая — на берегу реки в 12 км от устья, 7 и 12 июня — на лайде; во всех случаях это были одиночные птицы.

Calidris maritima. С 5 августа по 1 сентября 1968 мы наблюдали небольшие стайки пролётных морских песочников на берегу Баренцева моря. 13 июня 1969 в устье реки Неси добыта одиночная самка (диаметр наибольшего фолликула 2.5 мм). Для северо-восточного побережья Белого моря морской песочник указывается впервые.

Calidris alba. На полуострове Канин песчанка появляется только во время миграций. 18, 24, 27 августа и 5 сентября 1968 мы встречали мелкие стайки этих куличков и отдельных особей на литорали Баренцева моря. Песчанка для Канина указывается впервые.

Calidris canutus. Исландский песочник регулярно пролетает вдоль беломорского побережья Канина. В 1969 году первые пролётные стайки этих песочников останавливались на кормёжку на лайде реки Неси 17 июня. 18 июня здесь кормились стаи, насчитывающие до 200-400 особей. На следующий день численность их резко снизилась, а после 20 июня исландские песочники уже не наблюдались. Для полуострова Канин исландский песочник ранее не отмечался.

Lymnocryptes minutus. Взрослая самка гаршнепа была добыта 2 сентября 1968 на открытом моховом болоте в окрестностях ручья Большой Табуев (побережье Баренцева моря). Ранее этот вид встречался только южнее Шойны (Спангенберг, Леонович 1960).

Limosa lapponica. Единичные малые веретенники в послегнездовой период залетают до северной оконечности полуострова. Так, 18 августа

1968 нам довелось встретить одиночного веретенника на берегу Баренцева моря близ устья реки Крынкаяхи. У трёх добытых в июне

1969 года в устье реки Неси особей (2 самца и 1 самка) в желудках содержались наряду с обломками раковин мидий луковички дикого лука, причём в одном из желудков находились только эти луковички.

Larus argentatus sensu lato. По данным Е.П.Спангенберга и В.В. Леоновича (1960), темнокрылая серебристая чайка севернее Торны не встречается. Нами же на Баренцевом и Белом морях она отмечалась как фоновая птица береговой полосы с 16 июля по 10 сентября 1968. Светлокрылая форма на Баренцевом море довольно редка: за весь период работы на северном берегу Канина (со 2 августа по 10 сентября) отмечена всего три раза (1, 3 и 11 особей).

Larus marinus. Большая морская чайка встречена нами только однажды: 21 июня 1969 одиночная особь, вероятно, залётная, пролетела над лайдой реки Неси. Вероятность гнездования этого вида на полуострове, как это предполагают Е.П.Спангенберг и В.В.Леонович (1960), довольно мала.

Larus hyperboreus. Нами обследованы две гнездовые колонии бургомистров. 25 июля 1968 на южном склоне Камня, на крутых скалах по берегам реки Песцовой в 2 км от устья, осмотрена колония, насчитывающая 78 гнёзд, большинство из которых, видимо, старые и в этом году

использованы не были. Было найдено 18 подросших, но ещё нелётных птенцов. В окрестностях колонии держалось около 200 взрослых особей, из которых только 30-40 выражали явное беспокойство и имитировали нападение. Другая колония осмотрена 2 августа на ручье Большой Табуев в 1.5 км от берега Баренцева моря. На скалах нами насчитано 10 гнёзд, уже неплохо летающих молодых было всего 2, взрослых птиц — 20. Подобные колонии бургомистров обследованы и Г.Пирсоном в 1901 году на острове Корга и С.Г.Григорьевым в 1905 году вблизи Канина Носа (Спангенберг, Леонович 1960). Гнездящаяся пара бургомистров обнаружена нами 3 августа 1968 на большой скале в море у устья Большого Тамбуева ручья.

Larus minutus. 4 и 5 июня 1969 малые чайки в довольно большом количестве кормились на лайде реки Неси. В остальное время мы этих птиц не наблюдали. Вероятнее всего, мы были свидетелями массового залёта малых чаек, совершающих весенний пролёт.

Xema sabini. Н.А.Смирнов 17 июня 1901 в Баренцевом море наблюдал одиночную вилохвостую чайку (Спангенберг, Леонович 1960). 31 августа 1968 нам тоже удалось видеть молодую вилохвостую чайку, пролетавшую вдоль берега Баренцева моря на запад над устьем реки Крынкаяхи.

Columba livia. Несколько сизых голубей гнездились в старой церкви в селе Несь, где мы их наблюдали в мае-июне 1969 года. По словам местных жителей, голуби гнездились здесь уже несколько лет.

Bubo bubo. Филин единственный раз встречен нами у села Несь в берёзовом криволесье 14 июня 1969.

Apus apus. Самая северная встреча залётных чёрных стрижей отмечена ранее у посёлка Шойна (Спангенберг, Леонович 1960). Мы зарегистрировали залёты этих птиц до северных берегов полуострова. 16 августа 1969 над устьем ручья Большой Талбуев наблюдали пару птиц (одна из них добыта). 19 августа над устьем ручья Болванский в течение получаса мы насчитали 7 стрижей (2, 4 и 1).

Dendrocopos major. В послегнездовой период большой пёстрый дятел залетает далеко на север и связан, видимо, только с берегом моря, где питается на плавнике, деревянных постройках и собирая корм на земле. Молодой дятел добыт нами 13 августа 1968 в посёлке Канин Нос, где он кормился на деревянных строениях. 15 августа встречены две птицы, также молодые, в устье ручья Косой (Берег Баренцева моря). 16 августа одна птица кормилась на плавнике в устье Большого Табуева. Залёты больших пёстрых дятлов отмечались А.В.Дмоховским у Чижи и Конушина (Дементьев 1935).

Pica pica. Е.П.Спангенбергом и В.В.Леоновичем (1960) сорока прослежена на гнездовании до села Мгла. 31 мая 1969 два гнезда сороки найдены нами у села Несь в берёзовом лесу. В одном из них было 7

яиц, в другом — 4 птенца и 3 яйца.

Muscicapa striata. Одна серая мухоловка встречена на лайде реки Неси 10 июня 1969. Ранее этот вид не встречался по Конушину берегу севернее села Семжа (Спангенберг, Леонович 1960).

Turdus pilaris. Северная граница гнездования этого вида проходит несколько севернее, чем предполагалось раньше. 9 июня 1969 в островном лесу по реке Неси найдено гнездо рябинника с 6 яйцами. Это самая северная известная точка гнездования дрозда-рябинника на полуострове Канин.

★ ★ ★

Список птиц рассматриваемого района в результате наших исследований пополнился 7 новыми видами. Из них чибис и сизый голубь являются гнездящимися и, видимо, проникли на полуостров лишь в последние годы. Песчанка, исландский песочник появляются здесь во время пролётов. Олуша — очень редкий залётный вид. Малую чайку можно считать массовым залётным видом. Особого внимания и более детального изучения, бесспорно, заслуживает сибирская гага, образующая на северо-западе полуострова поистине гигантские скопления.

Не встречены нами на полуострове, вопреки ожиданию, моевка Rissa tridactyla, деревенская Hirundo rustica и береговая Riparia ri-paria ласточки, обыкновенная овсянка Emberiza citrinella, дубровник Ocyris aureolus и снегирь Pyrrhula pyrrhula. Мы не имеем сведений о гнездовании на севере полуострова белой совы Nyctea scandiaca, длиннохвостого Stercorarius longicaudus и короткохвостого S. parasiticus поморников, найдено только одно гнездо зимняка Buteo lagopus с единственным птенцом. В 1968 году совсем не встречался средний поморник Stercorarius pomarinus. Что касается моевок, колонию которых нашёл у Канина Носа в 1903 году Рамзай, то в настоящее время, видимо, следует подвергнуть сомнению гнездование этого вида на северо-западе полуострова, а скорее всего - вообще на полуострове. Не обнаружена нами на полуострове и в его прибрежных водах полярная гагара Gavia adamsii.

Литер атур а

Дементьев Г.П. 1935. Птицы полуострова Канина // Сб. Зоол. музея Моск. ун-та 2: 23-55. Коханов В.Д., Скокова Н.Н. 1967. Фауна птиц Айновых островов // Тр. Кандалакшского заповедника 5: 185-267.

Спангенберг Е.П., Леонович В.В. 1960. Птицы северо-восточного побережья Белого моря // Тр. Кандалакшского заповедника 2: 213-336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.