Научная статья на тему 'Новые данные к биостратиграфии донных отложений Бакинского архипелага Каспийского моря'

Новые данные к биостратиграфии донных отложений Бакинского архипелага Каспийского моря Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — H И. Супрунова, В А. Вронский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые данные к биостратиграфии донных отложений Бакинского архипелага Каспийского моря»

Уже сейчас можно предположить, что, несмотря на некоторую «ос-редненность» приведенных цифр, они, видимо, достаточно верно отражают общую тенденцию изменения характеристики древних комплексов.

В свете сказанного сходство в изменении соотношения ныне живущих и вымерших форм в стратиграфически сменяющихся комплексах двух биогеографических областей — Атлантики и Тихого океана приобретает определенный интерес. С одной стороны, это соотношение может быть использовано в качестве одного — пусть не главного — критерия при корреляциях, а с другой — для установления закономерностей развития кайнозойских комплексов малакофауны открытых океанических бассейнов, что представляет интерес, в частности, для выявления особенностей развития двух гигантских экосистем — Атлантики и Тихого океана.

Таким образом, выделенные сто методу Деге—Лайеля процентные соотношения не выглядят столь бесполезными, как это многим казалось ранее. Было бы крайне желательно «проверить рабочий потенциал этих соотношений .путем накопления соответствующего статистического материала по различным кайнозойским группам разрезов разных районов и особенно разных широт.

ЛИТЕРАТУРА

Гладенков Ю. Б. Неоген Камчатки —Тр. ГИН АН СССР, вып. 214. М., «Наука», 1972. Гладенков Ю. Б. Палеонтологическая характеристика плио-плейстоцена Северной Атлантики (Исландия).— Изв. АН СССР, сер. геол., 1974, № 7. Гопкинс Д. Четвертичные морские трансгрессии на Аляске.— В сб.: Антропогеновый

период в Арктике и Субарктике. (Тр. НИИГА, т. 143), 1965. Леонов Г. П. Основы стратиграфии, т. I. Изд-во МГУ, 1973.

Heering J. Pelecypoda (and Scaphopoda) of Pliocene and Older-Pleistocene deposits of

the Netherlands.— Meded. geol. sticht., ser. C-IV-I, 1950, N 9. Lyell Ch. Principle of Geology, v. III. London, 1833.

Mayer K. Versuch einer neuen Klassification der Tertiare Bilde Europas.— Verh. Allp.

Schweiz. Ges. f. d. ges. Nature, 1857, Bd. 42. Uozumi S. Neogene molluscan faunas in Hokkaido.— J. Fac. Sei. Hokkaido Univ., ser.

IV, Geol. and Mineral., v. XI, 1962, N 3. Wood S. Monograph of the Crag Mollusca. Pt II. London, 1874.

Н. И. СУПРУНОВ А, В. А. ВРОНСКИЙ

НОВЫЕ ДАННЫЕ К БИОСТРАТИГРАФИИ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ БАКИНСКОГО АРХИПЕЛАГА КАСПИЙСКОГО МОРЯ

В настоящей статье приводятся результаты комплексного изучения палеонтологических остатков, а именно моллюсков, остракод, форами-нифер, пыльцы и спор, встреченных в образцах из керна скв. 9, пробуренной на акватории Бакинского архипелага, севернее устья р. Кура. Скважина имеет глубину 128 м (при глубине моря около 40 м) и вскрыла современные и новокаспийские, верхне- средне- и нижнечетвертичные отложения. Однако, в связи с неполным выходом керна, бакинские и хазарские отложения охарактеризованы по образцам из отдельных интервалов. На фаунистические и палинологические исследования образцы были отобраны из керна из одних и тех же интервалов разреза, при этом проанализировано около 60 проб. Материалы нами были получены из Лаборатории морской геологии Геологического факультета МГУ.

Полученные данные представляют определенный интерес в связи с тем, что в них содержится палеонтологическая характеристика не только новокаспийских и верхнехвалынских осадков, достаточно детально обоснованных в пределах различных частей Каспийского моря (Лебедев, Маев и др., 1973), но хазарских и бакинских отложений, 'биостратиграфия которых слабо освещена в литературе.

Стратиграфическое расчленение разреза исследуемой скважины производилось на основе комплексного изучения всех органических остатков и с учетом литофациальных особенностей отложений. Значительные изменения мощностей осадков, частые перераспределения фаций и комплексов фауны, обусловленные сложностью структурно-тектонического плана района и его тектонической активностью, несколько затрудняли расчленение исследуемого разреза морских отложений. Следует отметить, что район Бакинского архипелага характеризуется тем, что на отдельных участках дна происходит размыв положительных форм рельефа и обнажаются средне- и нижнечетвертичные и даже плиоценовые отложения, в других местах фиксируется значительная мощность морских четвертичных отложений (Путкарадзе, 1958).

Вскрытая скважиной толща осадков по литологическому составу преимущественно глинистая, в различной степени алевритистая, песчанистая и известковистая с подчиненными ей довольно редкими прослоями кластических и ракушечно-обломочных песков. Судя по гранулометрическому, минералогическому составу и карбонатное™ исследуемых отложений (Куприн, Потапова, Шатов и др., 1974), они формировались в основном за счет терригенного материала, поставляемого реками северного и западного побережий Каспийского моря. Далее приводится детальная характеристика исследуемых отложений снизу вверх по разрезу.

НИЖНЕЧЕТВЕРТИЧНЫЕ— БАКИНСКИЕ ОТЛОЖЕНИЯ (Q?)

Они представлены довольно однообразными серыми и буровато-серыми плотными известковистыми глинами, изучаемыми по образцам из интервалов разреза 97—128 м. Фауна моллюсков в них довольно бедная: Didacna cf. parvula Nal., Monodacna caspia Eichw., Dreissena rostrifor-mis distincta (Andrus.) и мелкие каопийские гастроподы. Остракоды до-довольно богатый разнообразны. Количественно преобладают среди них Cyprideis littoralis (Br.), Paracyprideis naphtatscholana (Liv.), а в отдельных прослоях Bacunella dorsoarcuata (Zal.). Они образуют различные комплексы с Leptocythere (L. resupina, L. pauca, L. teñera, L. ac-cret'a, L. caspia) и Loxoconcha (L. endocarpa, L. gibboida, L. abundata, L. unguis).

В составе опорово-пыльцевых спектров пыльца древесных пород составляет 9—14%, пыльца травянистых растений — 82—88%, споры — 3—7%. Как видно на рисунке, среди пыльцы древесных пород несколько преобладает пыльца сосны (2—5%) с участием ели (1—4%) и пихты (до 1 %). Также встречена пыльца березы и ольхи, составляющих в сумме 2—6%. Обнаружена пыльца широколиственных пород (1—3%): дуба, граба, вяза, липы и каштана. В незначительных количествах (0,5— 2%) фиксируется пыльца Pterocarya, Carya, Juglans, а также обнаружены единичные пыльцевые зерна Tsuga, Juniperus.

Среди пыльцы травянистых растений преобладает пыльца маревых (43—50%) с подчиненным участием полыней (7—11%). В значительном количестве (14—20%) представлена пыльца разнотравья, включая сюда часть неопределенных форм, а именно: Rosaceae, Leguminosae, Polygonaceae, Ranunculaceae, Cruciferae, Liliaceae и др. Пыльца водных

м

3

о го ЬО ВО 80 /ООО О О О О 0 0 10 20 30 ЬО О 10 О 10 О О 10%

Спорово-пыльцевая диаграмма четвертичных морских отложений скв. 9 на акватории Бакинского архипелага

1—3 — общий состав: / — пыльца древесных, 2 — пыльца травянистых, 3 — споры мхов и папоротников

Распределение характерных комплексов фауны1

к о с T Р а

Система Основные подразделен; (отложения) i Глубина, м Место взятия образц Количество образдо! из интервала Bacunella dorsoarcuata (Zal.) Caspiolla gracilis (Liv.) Candoniella genialis Schneid. С. novocaspiensls Schneid. Leptocythere accreta Step. L. bacuana (Liv.) L. caspia (Liv.) L. multituberculata (Liv.) > j i CQ E eg J L. referta Step. L. striatocostata (Schw.) L. quinquetuberculata (Schw.) L. transformis Mandelst. L. äff. hilda Schneid. ' L. longa (Neg.) L. laboriosa Step.

V 1 X <v S <v о. о о о X 10 2 2 5 2 2 X X О X X M 0 X X О X X M tM О X ' M X О М

О) X X 3 2 О О 0 X 0 0 X 0 X

tK та 'X X с о со м о ffi о 20 1 2 1 3 О М О м О м X X X X X X 0 0 1 X 0 X X 0 X X О

£ 2 X

3е 30 2 О

S 3 О О X X X X

н а. ai S X 40 2 5 X X м M 0 X M 0 [X О X

OJ X 3 О О X X 0 X

со н ч та а X 50 3 О м M X M M

<х>

3" 60 3 1 X О О X О X X X 0 X

<и s * о о. а 2 X X X X X X

71 2 1 О О О X О 0 0 О X 1 X X X О О

та X 77 3 2 м О О О X X X X X X

<L> S 97 2 О X X X 0

м СJ 102 2 м О X

X X 122 3 м м О 0 X X X

та ю 128 • 2 м м X- X X 0 X

1 х—редко; о—обычно; м—много, массово.

и прибрежно-водных растений составляет 1—2%. Споры представлены папоротниками (1—5%) и зелеными мхами (1,5—3%)- Для полученных спектров бакинских отложений, как и для всего разреза в целом, характерно присутствие в большом количестве (44—60%) переотложенных форм, представленных красно-бурыми спорами древних папоротников и разнообразной пыльцой древесных и травянистых растений, вымытых из более древних пород.

коды

L. postbissinuata (Neg.) L. tumilil Asi. L. notabilis Schneid. L. stepanaitysae Schneid. L. tinulaStep. L. uschkoi Schneid. L. virgata Schneid. L. crispata (Br.) L. lopatici Schorn. L. pediformis Schorn. L. sp. sp. Loxoconcha endocarpa Scharap. L. gibboida Liv. L. lepida Step. L. unodensa Mandelst. L. umbonata Sars Cyprideis littoralis (Br.) Paracyprideis naphtatscholana (Liv.) Cytherissa bogatschovi (Liv.) Tyrrenocythere pseudoconvexa (Liv.) Trachyleberis azerbaidjanica (Liv.) Xestoleberis chanakovi Liv.

X X X X 0 X M M 0 X X 0 X X X M M M M 0 O o o o o 0 0 X X X

X 0 M 0 0 X X

О 0 X X 0 X X M X M 0 X

0 0 0 0

X X X X X X 0 X X X M M 0 M 0 X 0 X

X X X X 0 0 0

X X X 0 X 0 X X X M M 0

0 0

X 0

О X X X X 0 M M 0 0 X 0 0

X 0 X X X

X X 0 X

X 0 X 0 0 0 0 M 0 0 0 X

СРЕДНЕЧЕТВЕРТИЧНЫЕ — ХАЗАРСКИЕ ОТЛОЖЕНИЯ (Q £ )

Они представлены серыми и зеленовато-серыми глинами, более алев-ритистыми в сравнении с бакинскими отложениями, и фиксируются в образцах с глубины 61—77 м. Из моллюсков в них обнаружены Monodac-na caspia Eichw., Dreissena rostriformis distincta (Andrus.) и мелкие единичные раковины гастропод. В большинстве остракодовых комплексов присутствуют те же эвригалинные виды, что и в бакинских отложе-

5—

S *

CL 4)

ч*

о

X 8

Форамини-феры

« eg о. Количество образцо из интервала -J 4» СО л « — 5 <J Dreissena disfincta (Andrus.)

о к £ ь . к m 0 0 1 м о я с о Б В С Elphidiella brotzl Mayer Non i on sp. Didacna cf. parvu Nal. D. protracta Eich' D. parallella Bog D. trigonoides (Pa Monodacna caspia Eichw. Uardium tdule lamí (Reeve)

2 м X X

2 О

5 м М X X

. 2 м м 0 X

2 м О 0 0

3 м О 0 X

2 м м X

1 X X

2 м О X 0 X

1 О О

3 О О X

2 м X 0 0

2 м X X X X

3 м X X X X

5 м X 0

2 О X X

3 м X

3 м О

3 X X

1 м X

2 X

2 О X

1

3 X X

2

2 X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 X X

3 X X

2 X X 0 X

Моллюски

<0 О

-о J1J

•= lo _ I м

I ЬЛГ) 1 . >. UQ

:is|s 'Sfifs

GSiíSs

Qi

<Sl

— с

сл,4> яь a о

J3 „ <A a.

X я

BOO Mr.

5§ y-o £S HJ

10 20

30 40 50

60 71

77 97 102 122 128

QJ

ниях: Cyprideis littoralis (Br.), Paracyprideis naphtatscholana (Liv.). Они образуют разнообразные ассоциации с Leptocythere (L. laboriosa, L. pos-tbissinuata, L. accurata), Loxoconcha (L. lepida, L. liventali). Распределение характерных комплексов фауны 'приводится в таблице. Преобладание здесь комплексов остракод с вышеуказанными лептоцитерами характерно для морских хазарских отложений (Мандельштам, Маркова и др., 1962).

В составе спектров продолжает доминировать пыльца травянистых растений (78—79%), но в отличие от бакинских спектров здесь наблюдается некоторое возрастание роли спор (10—11,5%). Пыльца древесных пород составляет 9,5—12%- Пыльца сосны обнаружена в количест-

ве 2,5—5%, но участие пыльцы ели и пихты в спектрах значительно уменьшается, что хорошо видно на рисунке. Зато фиксируется увеличение количества пыльцы лиственных пород (береза, ольха), составляющих в сумме 5—7%. Отмечается также уменьшение процентного содержания (до 1 %) пыльцы широколиственных пород. Обнаружены единичные пыльцевые зерна лапины.

Среди ¡пыльцы травянистых растений преобладают 'маревые (36— 38%) с участием полыней (9—10%). Обнаружена пыльца злаковых (7—9%), эфедры (3,5—4%). Среди спор доминируют папоротники (4,5—5%) с участием сфагновых (3—4,5%) и зеленых (2—2,5%) мхов. Переотложенные формы составляют 52—55%.

ВЕРХНЕЧЕТВЕРТИЧНЫЕ — ХВАЛЫНСКИЕ ОТЛОЖЕНИЯ (QÍ¡V)

Они встречены в интервале 25—61 м и по литологическим особенностям подразделяются на две части. Нижняя часть сложена темно-бурыми плотными слабо известковистыми глинами. Верхняя — (с постепенным переходом) представлена буровато-серыми со ржаво-бурыми пятнами глинами с гнездами и прослоями невыдержанной мощности песков и алевритов. Моллюски в них встречаются в отдельных прослоях, в основном в нижней части разреза. В их составе наиболее характерны Didacna protracta Eichw., D. cf. parallella Bog., Dreissena rostriformis distincta (Andrus.), Dr. polymorpha (Pall.). В остракодовых комплексах преобладают Leptocythere (L. striatocostata, L. stepanaitysae, L. virgata, L. maltiosa, L. plicatotuberculata), Loxoconcha (L. lepida, L. unodensa). Фораминиферы в отдельных прослоях количественно богаты, но по составу однообразны — Ammonia beccarii (L.), Elphidiella bro-tzkajae Mayer.

На спорово-пыльцевой диаграмме видно, что хвалынские отложения характеризуются незначительным количеством пыльцы и спор, что также отмечалось и для других разрезов скважин на акватории Бакинского архипелага. Эти отложения по сравнению с ниже- и вышележащими осадками характеризуются большей карбонатностью и участием фракций мелкозернистого песка и алеврита, что и приводит к незначительной концентрации пыльцевых зерен.

Полученные спектры характеризуются доминированием в абсолютных числах пыльцы травянистых растений (маревых, полыней, эфедры, сложноцветных). Пыльца древесных пород представлена единичными зернами сосны, березы и ольхи. Полностью отсутствуют пыльцевые зерна широколиственных пород. Во многих образцах не обнаружена пыльца злаковых и разнотравья. В группе спор обнаружены зеленые мхи и папоротники. Преобладание в спорово-пыльцевых спектрах типично ксе-рофитных растений говорит о значительной аридизации климата в этот период, когда на побережье Каспийского моря доминировали полупустынные типы растительности.

НОВОКАСПИЙСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ (Q"k)

Они рассматриваются нами совместно в связи с тем, что их расчленение затруднено из-за близости литологического состава отложений, а также фауны моллюсков, остракод и фораминифер. Граница с хвалын-скими отложениями проводится по появлению в слоях раковин, обломков раковин и личинок Cardium edule lamarcki (Reeve). В составе моллюсков присутствуют также Didacna trigonoides (Pall.), Monodacna caspia Eichw., Dreissena rostriformis distincta (Andrus.). В массовом ко-

личестве в них встречаются Bacunella dorsoarcuata (Zal.) и различные Leptocythere (L. crispata, L. longa, L. bacuana, L. caspia, L. lopatici, L. relicta, L. quinquetuberculata), Loxoconcha (L. unodensa, L. umbona-ta, L. lepida). В отдельных прослоях верхней части толщи в большом количестве присутствуют Xestoleberis chanakovi Liv., Trachyleberis azer-baidjanica (Liv.).

Большое количество фораминифер в отдельных прослоях играет даже породообразующую роль. Однако состав фораминифер исключительно однообразен. Неизменно присутствуют Ammonia beccarii (L.), Elphi-diella brotzkajae Mayer и только в отдельных образцах обнаружены единичные милиолиды.

В спорово-пыльцевых спектрах исследуемых отложений продолжает доминировать пыльца травянистых растений (81—92%), но при значительном участии пыльцы древесных пород (3—11%) и опор (6—10%). Среди пыльцы древесных пород преобладает пыльца сосны (4—10%) с участием березы (1—2%) и ольхи (1—4%). В незначительных количествах (до 1—3%) встречена пыльца широколиственных пород: дуба, граба, липы, вяза. В виде единичных зерен обнаружена пыльца пихты и ели. Как и в хвалынских отложениях, здесь не встречена пыльца семейства ореховых.

Среди пыльцы травянистых растений преобладают маревые (34— 47%) и полыни (14—20%). Встречена также пыльца эфедры (1—3%), злаковых (6—9%), сложноцветных (1,5—4%). В довольно значительных количествах (до 19%) обнаружена разнообразная пыльца представителей разнотравья: гречишных, бобовых, розоцветных, гвоздичных, крестоцветных, губоцветных и др. Пыльца водных и прибрежно-водных растений составляет 2—3,5%. Среди опор преобладают папоротники (4—6 %) и зеленые мхи (1,5—4 %).

Характер спорово-пыльцевых спектров новокаспийских отложений указывает на некоторое увлажнение климата в этот период. Полученные спектры новокаспийских отложений из екв. 9 с акватории Бакинского архипелага сопоставляются со спектрами одновозрастных осадков из колонок Среднего и Южного Каспия (Абрамова, 1972; Вронский, 1974).

Таким образом, комплексные исследования четвертичных морских отложений из керна скв. 9 позволили получить новые данные для биостратиграфической характеристики донных осадков и для палеогеографических реконструкций Каспийского моря в плейстоцене.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Т. А. Результаты палеоботанического исследования четвертичных отложений западного побережья Каспийского моря.— В сб.: Комплексные исследования Каспийского моря, вып. 3. Изд-во МГУ, 1972.

Вронский В. А. Результаты палинологических исследований донных осадков Среднего Каспия.— В сб.: Географические исследования на Северном Кавказе, вып. 2. Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1974.

Куприн П. Н., Потапова Л. И., Шатов А. С. и др. Минеральные и органические новообразования в донных отложениях Каспийского моря.— В сб.: Комплексные исследования Каспийского моря, вып. 4. Изд-во МГУ, 1974.

Лебедев Л. И., Маев Е. Г. и др. Осадки Каспийского моря. М., «Наука», 1973.

Мандельштам М. И., Маркова Л. П. и др. Остракоды плиоценовых и постплиоценовых отложений Туркменистана (справочник). Ашхабад, Изд-во АН ТССР, 1962.

Путкарадзе А. Л. Бакинский архипелаг. Баку, 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.