Научная статья на тему 'НОВЫЕ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ'

НОВЫЕ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская издательская система / читатель / читательские практики / читателеведение / малотиражное книгоиздание / альтернативное книгоиздание / сервисизация / кастомизация / Russian publishing system / reader / reading practices / reading science / small-circulation book publishing / alternative book publishing / service / customization

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Касьянова Екатерина Петровна

Развитие отечественной книгоиздательской системы происходит в условиях изменения читательских и издательских стратегий, сокращения объема чтения и снижения его качества, вызванного рядом социальных, экономических, технологических и культурных причин. Издатели ориентируются на все более индивидуализирующиеся читательские потребности. Наряду с традиционным печатным многотиражным книгоизданием развивается малотиражное книгоиздание, включающее в себя различные формы альтернативного книгоиздания. Все более широко распространяются аудиокниги, позволяющие совмещать чтение с иными занятиями, а также издания, важнейшей составляющей которых является визуальная. Сокращение тиражей, сервисизация, кастомизация процесса изготовления печатной продукции позволяет издателям адаптироваться к новой социокультурной ситуации. В статье рассматриваются специфические особенности читательских практик последних десятилетий, тенденции их изменения и развития, а также – трансформации отечественного читателеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW READING PRACTICES IN THE CONTEXT OF THE MODERN PUBLISHING SYSTEM

The development of the domestic book publishing system is taking place in the context of changes in reader and publishing strategies, a reduction in the volume of reading and a decrease in its quality. Publishers are catering to increasingly individualized reader needs. Along with the traditional printed large-circulation book publishing, small-circulation book publishing is developing, which includes various forms of alternative book publishing. Audiobooks, which allow you to combine reading with other activities, as well as publications, the most important component of which is visual, are becoming more and more widespread. Reduction of circulation, service, customization of the production process of printed products allows publishers to adapt to the new socio-cultural situation. The article discusses the specific features of the reader’s practices of recent decades, the trends of their change and development, as well as the transformation of Russian readership.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ»



ОВЫЕ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ

УДК 655.5

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-4114-177-183 Е.П. Касьянова

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Российская Федерация e-mail: kasssianova@ya.ru

Аннотация: Развитие отечественной книгоиздательской системы происходит в условиях изменения читательских и издательских стратегий, сокращения объема чтения и снижения его качества, вызванного рядом социальных, экономических, технологических и культурных причин. Издатели ориентируются на все более индивидуализирующиеся читательские потребности. Наряду с традиционным печатным многотиражным книгоизданием развивается малотиражное книгоиздание, включающее в себя различные формы альтернативного книгоиздания. Все более широко распространяются аудиокниги, позволяющие совмещать чтение с иными занятиями, а также издания, важнейшей составляющей которых является визуальная. Сокращение тиражей, сервисизация, кастомизация процесса изготовления печатной продукции позволяет издателям адаптироваться к новой социокультурной ситуации. В статье рассматриваются специфические особенности читательских практик последних десятилетий, тенденции их изменения и развития, а также - трансформации отечественного читателеведения.

Ключевые слова: Российская издательская система; читатель; читательские практики; читателеве-дение; малотиражное книгоиздание; альтернативное книгоиздание; сервисизация; кастомизация.

Для цитирования: Касьянова Е. П. Новые читательские практики в контексте современной издательской системы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №4 (114). С. 177-183. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-4114-177-183

NEW READING PRACTICES IN THE CONTEXT OF THE MODERN PUBLISHING SYSTEM

Ekaterina P. Kasyanova

St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg, Russian Federation e-mail: kasssianova@ya.ru

КАСЬЯНОВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА - Общеобразовательная православная частная школа семьи Шостаковичей, учитель литературы; Санкт-Петербургский государственный институт культуры, кафедра медиалогии и литературы KASYANOVA EKATERINA PETROVNA - General education Orthodox private school of the Shostakovich family, teacher of literature; St. Petersburg State Institute of Culture, Department of Medialogy and Literature

© Касьянова Е. П., 2023

Abstract: The development of the domestic book publishing system is taking place in the context of changes in reader and publishing strategies, a reduction in the volume of reading and a decrease in its quality. Publishers are catering to increasingly individualized reader needs. Along with the traditional printed large-circulation book publishing, small-circulation book publishing is developing, which includes various forms of alternative book publishing. Audiobooks, which allow you to combine reading with other activities, as well as publications, the most important component of which is visual, are becoming more and more widespread. Reduction of circulation, service, customization of the production process of printed products allows publishers to adapt to the new socio-cultural situation. The article discusses the specific features of the reader's practices of recent decades, the trends of their change and development, as well as the transformation of Russian readership.

Keywords: Russian publishing system; reader; reading practices; reading science; small-circulation book publishing; alternative book publishing; service; customization.

For citation: Kasyanova E. P. New reading practices in the context of the modern publishing system. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2023, no. 4 (114), pp. 177-183. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-4114-177-183

Читательские практики, формировавшиеся со времен Гутенберга, в современной социокультурной ситуации цифровизации и многократного увеличения информационного потока неизбежно трансформируются.

В связи с этим книгоиздательское пространство, бывшее ранее обозримым и измеримым, дробится и атомизируется, становится гораздо менее прозрачным и структурированным.

Под действием культурных трансформаций общества чтение художественных, научных и научно-популярных текстов, прошедших редакционно-издательскую подготовку, перестало восприниматься как обязательная составляющая образа жизни образованного человека. По данным исследования, проведенного ВЦИОМ в 2019 г. [4], покупка книг более распространена, чем их чтение; 47% россиян чтение книг не практикуют. Среди 53% респондентов, заявивших о том, что они читают книги, больше всего респондентов старше 60 лет и тех, кто практически не пользуется интернетом. Крупные домашние библиотеки (более 500 книг) имеют 10% опрошенных, в основном это также представители возрастной категории старше 60 лет. Домашние библиотеки 49% россиян содержат менее ста книг, и эта доля растет (с 28% в 1990 году).

По данным опроса Левада-центра, проведенного в мае 2019 года, более половины россиян читают художественную литературу несколько раз в год (27%) или совсем не читают (28%). И хотя доля опрошенных, не читающих вовсе, по отношению к 1994 году незначительно снизилась, то доля россиян, читающих ежедневно или еженедельно, сократилась в два раза (с 23% до 14% и с 26% до 14%) [6].

Авторы исследования 2022 года [5] добавляют: «Ежедневный просмотр телевидения тоже, по всей видимости, оставляет меньше времени на чтение /.../ Интересно, что жанровые предпочтения связаны с телесмотрением. Постоянные телезрители чаще читают художественную литературу (64%) и книги по кулинарии (16%), тогда как те, кто не смотрит телевизор, чаще выбирают книги по специальности (40%), научно-популярную литературу (36%), философскую литературу (19%)».

Издательская система адаптируется к трансформациям современной культуры, технологий и читательских практик. Одной из наиболее актуальных становится проблема падения качества чтения. Появляются новейшие исследования, посвященные этой проблеме. «Кардинально меняющаяся социокультурная и образовательная среда в усло-

виях информатизации общества существенно повлияла на важнейший её ресурс - культуру чтения, уровень которой определяет личностный и профессиональный рост человека. Современное состояние в читательской культуре характеризуется снижением качества чтения, что подтверждается данными ВЦИОМ, PISA (Programme for International Student Assessment) и другими исследованиями» [3]. В то время как информационные технологии стремительно развиваются, количество информации, которое пропускает через себя человек, постоянно увеличивается, психофизиологические возможности человеческого восприятия и понимания не меняются, как не меняется и психолого-педагогическое сопровождение читательского развития. В результате «уменьшается количество взрослых, обладающих высокой читательской культурой и способных передавать её» [3, с. 3]. Общество оказалось перед проблемой деформации культуры чтения, снижения его качества.

Каковы мотивы читающих? В случае добровольного чтения это саморазвитие (66%) и удовольствие (54%). Вынужденным чтением занимается учащаяся молодежь (42%), работники органов власти, управления и др. (35%).

Перестает ли отечественная культура быть логоцентричной? Да, мир уже не текст, но видеоролик. Реагируя на этот процесс, печатное книгоиздание развивается в русле независимого и альтернативного книгоиздания, на первый план выходит уже не информационная, но коммуникативная, эстетическая, мемориальная функции печатной книги.

Информационную функцию успешно выполняет электронная книга. Одновременно с этим актуализируются специфические особенности материальной формы бумажной книги. Формат листа, фактура, плотность, оттенок бумаги, способ скрепления страниц, тип переплета привлекают особенно пристальное внимание издателей.

В ситуации перенасыщенности информацией безусловная ценность печатной книги перестает быть таковой. Невозможно прочесть все, актуализируется вопрос выбора,

читательских ценностей и приоритетов. Это приводит к тому, что особенно активно развиваются рекомендательные сервисы, позволяющие читателю сориентироваться в широчайшем потоке изданий. Крупнейшие книжные магазины и онлайн-библиотеки создают все более специализированные системы навигации. Читательского адреса «для среднего и старшего школьного возраста» в настоящее время совершенно недостаточно, нужна значительно большая специализация.

Меняются не только читательские практики, но и представления о них, которыми традиционно занимается такая область книговедения, как читателеведение. На предшествующем этапе читатель «воспринимался как ведомый, руководимый. Субъект-объектное отношение к нему проявлялось, в частности, в наборе таких понятий как «влиять», «руководить», «воспитывать», «помогать», «натолкнуть», «привлекать», «удержать», «обучать», «вербовать», «пробуждать», «заинтересовать», «вовлечь», «завоевывать» [1]. В последние десятилетия модель массового советского читателя, в едином порыве воспринимающего издаваемые миллионными тиражами книги, исчерпала себя, сошла на нет.

При этом в период перестройки сложилась уникальная ситуация: в социокультурном пространстве находилось самое многочисленное в истории страны поколение образованных людей, читателей, воспитанных на классических текстах. Элитарная литература, для восприятия которой требуется значительный уровень начитанности, насмотрен-ности, а также - внутренний запрос на сложные тексты, впервые была востребована столь широкой читательской аудиторией. Крупные тиражи как классической, так и современной литературы, ранее недоступной по причине цензуры, нашли своего читателя.

Затем, с новыми социальными потрясениями, книга и чтение отошли на второй план, и книгоиздание (равно как и книжная торговля, и библиотечное дело) начало адаптироваться к новой социальной и экономической реальности. Произошел переход

от концепции руководства чтением к концепции удовлетворения потребностей пользователей книжных ресурсов. Значительная часть издательской системы перешла от одной крайности к другой, поставив во главу угла свое представление о читательских потребностях.

Необходимо подчеркнуть, что и поныне не проведено развернутых и фундаментальных исследований читателей и читательских потребностей в постсоветский период. Как отмечает В. А. Бородина, читательские потребности не были исследованы на должном уровне. Изучались отдельные читатели, отдельные регионы, читатели с особыми потребностями. Однако «библиометриче-ский анализ по типо-видовой структуре позволил выявить отсутствие справочной литературы и некоторых видов учебной литературы (например, хрестоматий, задачников, тестов). Не представлена официально-документальная литература, ее аналитика. Нет рецензий на издаваемые сборники, труды и другие виды публикаций. Мало монографий. <...> Практически отсутствует вторичный документальный поток по проблеме читательского интереса. Совершенно отсутствуют прогнозно-аналитические исследовательские работы» [2, с. 182].

Тем не менее исследование читательских потребностей - важнейшая задача для книговедения и, в частности, читателеведения, которая имеет значение не только для своей специализированной области, но и для теории и практики книгоиздания. В 1990-е годы эта задача стала особенно актуальной, но не получила своего решения.

В 2000-е годы отечественная культура вступила в эпоху Web 2.0 - эпоху систем, которые развиваются за счет сетевых взаимодействий и совершенствуются за счет увеличения числа пользователей. Отличительной особенностью Web 2.0 является то, что пользователи привлекаются к наполнению и многократной выверке информационного материала. Это эпоха «массовых сервисов, дающих пользователям возмож-

ность самостоятельно производить контент (дневники, статьи, сборники ссылок и т. д.), позволяющих создавать сообщества, социальные сети, коллективные блоги и т. д.» [13, с. 40]. Появляется все больше авторов-непрофессионалов, «формируется тип "наивного сочинителя". Лавинообразный характер приобрело распространение "народной" поэзии и литературы, народной критики, любительских переводов литературных произведений и т. д.» [13]. Роль новых медиа становится все более значимой: без них текст не может быть включен в публичное поле. Появляется новый тип медиапроизвод-ста - трансмедиа, суть которого заключается в создании многочисленных медиапродуктов на основе популярных базовых текстов.

Через сорок лет после смерти автора начинают говорить о смерти читателя. Помимо развития Web 2.0 этому способствуют продолжающиеся социокультурные процессы: «Чтение перестает декларироваться как престижное и обязательное занятие для достойного человека» [11, с. 69].

В то же время стремительно растет скорость производства и потребления информации, а значит - и количество информационного шума, окружающего человека. В ситуации перегруженности информацией зачастую происходит отказ от чтения или уменьшение его объема, поскольку меняется структура потребления информации: помимо печатных источников все более широко распространяются электронные текстовые, аудио- и видеоматериалы.

Впрочем «эмоциональное восприятие книги современным читателем при этом практически не меняется. Чтение продолжает восприниматься как творческий процесс, катализатор переживаний, условие для интеллектуального и духовного саморазвития» [11, с. 69].

Книгоиздательская система непосредственно зависит от потребителя-читателя и совершаемого им выбора. В ситуации свободы выбора возможно осуществление множества читательских стратегий.

Что выберет читатель, если его выбор - впервые за многие годы - свободен? В. Я. Аскарова полагает, что в такой ситуации «читатель всех времен тянется к литературе, которая удовлетворяет его гедонистические потребности, уводит от реального мира и дает пищу для эмоциональных переживаний; это страшное, умильное, захватывающее, поучительное, чудное, жизненное и обязательно понятное, доступное» [1, с. 28].

Исследование Н. Б. Лезуновой подтверждает это: «На первом месте по значимости оказалась досуговая литература, затем художественная, далее профессиональная и, наконец, учебная» [7, с. 28]. Возникает все больше тревожных размышлений о том, что «невзыскательные вкусы массовых аудиторий будут удовлетворять красочные мультимедийные шоу, многосерийные телефильмы, спортивные передачи, азартные викторины и иные, пока еще неизвестные находки коммерческой массовой культуры» [10, с. 17].

Необходимо отметить, что в 2010-е годы дискуссия о смерти читателя постепенно сходит на нет, предпринимаются попытки анализа не только гедонистических читательских стратегий, но и «вариантов индивидуальной духовной коммуникации, стимулирующей поиски смысла жизни, самопознание, ведущее к самостоятельному выбору дальнейшего развития» [12, с. 19].

По мнению Н. А. Стефановской, читательская стратегия, основой которой является внутренняя свобода, способствует развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала, предполагает свободный выбор целей чтения (нормативное, престижное, профессиональное, рефлексивно-духовное).

Свобода читательского выбора, впрочем, всегда ограничена внутренними и внешними факторами. Читательский и иной опыт, уровень образования непосредственно ограничивают свободу выбора читателя. «Кроме того, свобода выбора - это тяжелый груз, требующий постоянных усилий, принятия решений, и часто личность отказывается от этого, перекладывая выбор на других» [12, с. 19].

Реализация многочисленных читательских стратегий становится возможной на нынешнем этапе развития полиграфических и информационных технологий.

В 2010-е годы среди тенденций развития мирового книгоиздания становятся все более заметными реструктуризация, усиление роли слияний и поглощений, поиск новых рынков. Постепенно отходит на второй план маркетинговая модель крупных книготорговых сетей универсального формата, поскольку единое общественное пространство разделяется, становится совокупностью обособленных локальных обществ, а сами книги и их продажи в большинстве случаев переводятся в электронный формат [9, с. 8-18].

Распространяется кастомизация - видоизменение товаров в соответствии с потребностями и запросами клиентов. Вместе с кастомизацией приходит сервисизация -процесс увеличения роли сферы услуг в экономике и все более глубокого проникновения услуговой деятельности в процесс материального производства. Этот процесс имеет серьезные побочные эффекты для профессионального сообщества и, соответственно, уровня книжной культуры: «Принятие традиционными культурными институтами сервисной модели существования приводит к тому, что профессиональные элиты переводятся в разряд обслуживающего персонала. И мало кому приходит в голову, что это понижает планку профессиональных требований и обесценивает профессионалов в глазах общества. Падение профессионализма - основная проблема нашего общества» [8, с. 82-83].

Постепенно в отечественном книгоиздании начинается отход от стратегии, ставящей во главу угла непогрешимые и практически не исследованные читательские потребности. Вновь распространяются представления о том, что в задачи библиотек входит пропаганда чтения и культуры.

Эта постановка вопроса особенно актуальна в связи с одной заметной тенденций последних десятилетий, заключающейся

в падении интереса к чтению в традиционном смысле этого слова (т. е. к чтению художественных, научных, научно-популярных и других изданий, прошедших редакционно-издательскую подготовку). Это обусловлено как экономическими, так и аксиологическими факторами, а также тем, что книгоиздательская отрасль вынуждена конкурировать с новыми, все более разнообразными информационными носителями.

Итак, развитие отечественной книгоиздательской системы происходит в условиях социокультурной трансформации, изменения читательских и издательских стратегий, сокращения объема чтения и снижения его качества. Трансформация читательской

культуры влияет на изменение культуры издательской. Издатели ориентируются на все более индивидуализирующиеся читательские потребности. Наряду с традиционным печатным многотиражным книгоизданием развивается малотиражное книгоиздание, включающее в себя различные формы альтернативного книгоиздания. Все более широко распространяются аудиокниги, позволяющие совмещать чтение с иными занятиями, а также - издания, важнейшей составляющей которых является визуальная. Дальнейшее изучение трансформаций читательских и издательских практик позволит определить перспективы развития отечественной книгоиздательской системы.

Список литературы

1. Аскарова В. Я. Динамика концепции российского читателя (конец X - начало XXI вв.): автореферат дис. ... доктора филологических. наук. Санкт-Петербург, 42 с.

2. Бородина В. А. Читателеведение: наука, образование, практика: монография. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018. 248 с.

3. Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: автореферат диссертации.доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2007. 42 с.

4. Всероссийский центр изучения общественного мнения: Книголюб-2019 [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/knigolyub-2019

5. Всероссийский центр изучения общественного мнения: Книжная культура-2022: [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/knizhnaja-kultura-2022

6. Досуг и развлечения // Левада-центр [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2019/07/01/ dosug-i-razvlecheniya/

7. Лезунова Н. Б. Состояние книжной отрасли в Санкт-Петербурге - 2009 // Современный читатель: взгляд специалистов книжной культуры: сборник статей. Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2011. С. 26-30.

8. Леншина М. С. Книжная культура и цифровая коммуникация: точка соприкосновения - человек // Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик. Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2013. С. 82-86.

9. Ординарцев И. И. Российское книгоиздание. Тенденции. Стратегии. Перспективы: монография. Москва: Юнити-Дана, 2015. 135 с.

10. Соколов А. В. Чтение в информационном обществе (постановка проблемы) // Современный читатель: взгляд специалистов книжной культуры: сборник статей. Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2011. С 11-19.

11. Степанова А. С. Читательский генотип. Что изменилось? // Современный читатель: взгляд специалистов книжной культуры: сборник статей. Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2011. С. 68-73.

12. Стефановская Н. А. Свобода выбора читателя: возможности и ограничения // Современный читатель: взгляд специалистов книжной культуры: сборник статей. Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2011. С. 20-25.

13. Черняк М. А. Книжные дети «бублимира»: к вопросу об эволюции и мутации современного читателя // Современный читатель: взгляд специалистов книжной культуры: сборник статей. Санкт-

Петербург: Российская национальная библиотека, 2011. С. 39-50.

*

Поступила в редакцию 21.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.