Научная статья на тему 'Новые аспекты стратегии перебалансировки американских военных сил в ЮВА в XXI веке'

Новые аспекты стратегии перебалансировки американских военных сил в ЮВА в XXI веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1128
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / АТР / ЮВА / АСЕАН / ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОЗВРАЩЕНИЕ В АЗИЮ / ПЕРЕБАЛАНСИРОВКА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ / ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / СОГЛАШЕНИЯ / СОВМЕСТНЫЕ ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ / ЭКСПОРТ ВООРУЖЕНИЙ / ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ / КИТАЙ / МЯГКАЯ СИЛА / ЖЕСТКИЕ МЕРЫ / СУВЕРЕНИТЕТ НАД ОСТРОВАМИ / РОССИЯ / КРИЗИС НА УКРАИНЕ / USA / ASIA PACIFIC / SEA / ASEAN / SECURITY PROBLEMS / PIVOT TO ASIA / REBALANCING OF ARMED FORCES / MILITARY STRATEGY / AGREEMENTS / JOINT MILITARY EXERCISES / ARMS EXPORT / MILITARY ASSISTANCE / CHINA / SOFT POWER / DRASTIC MEASURES / SOVEREIGNTY OVER ISLANDS / RUSSIA / CRISIS IN UKRAINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кхань Чан

Доктор Чан Кхань анализирует период с конца 90-х годов ХХ века, то есть после окончания “холодной войны”. Он рассматривает политику США как реакцию на подъем Китая в качестве мировой державы, на его воздействие на положение в АТР, прежде всего в ЮВА. По оценке автора, в основу этой политики на настоящем этапе положены стратегическая концепция «перебалансировки сил» президента США Барака Обамы, а также принципы, содержащиеся в выступлении госсекретаря США Хиллари Клинтон под названием «Тихоокеанский век Америки», изложенные ими на форуме АТЭС на Гавайях в ноябре 2011 г. Эти программы носят, прежде всего, экономический характер и направлены на обеспечение государственных интересов и безопасности США и их партнеров в АТР. Автор в основных чертах показывает военную стратегию США. Констатируется, что политика «поворота», «возвращения в Азию» и стратегия «перебалансировки вооруженных сил» усилились в последние годы с целью осуществления частичного контроля за возрождением Китая и расширения геополитического пространства США. Для реализации данной стратегии США используют комплексную силу, включающую дипломатические, военные и экономические меры, а также распространяют т. наз. демократические ценности. Эта политика учитывает «мягкую силу» Китая в преобразовании мира, его «наступление очарованием», а именно путем создания механизмов стимулирования дружественного двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами АСЕАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Aspects of the American Armed Forces Rebalancing Strategy in Southeast Asia in the 21st century

Doctor Tran Khanh analysis the period since the end of the 1990’s, i.e. after the end of the Cold War. He accesses policy of the USA as a reaction to China’s rise as a new global power, regarding its impact on the situation in Asia Pacific, mainly in SEA. The strategic concept of "rebalancing" presented by the U.S. President Barack Obama, as well as the principles exposed in the speech “America’s Pacific Century” by the former U.S. Secretary of State Hillary Clinton at the APEC forum on Hawaii in November 2011 are the basis for this policy nowadays. These programs are mainly of economic character and are aimed at providing for the state interests and safety of the USA and their partners in the Asia Pacific. The author examines in general military strategy of the USA. He supposes that the policy of "a pivot", of "returning to Asia" and strategy of "rebalancing of armed forces" has been amplified with the aim to partially control China’s revival in recent years and expand geopolitical space for the USA. For realization of this strategy the USA use a complex of forces diplomatic, military, economic, as well as promote the so-called democratic values. This policy takes into consideration China’s Soft Power strategy in transformation of the world, of its "Charm Offensive" realized through stimulating mechanisms for friendly bilateral and multilateral cooperation with the ASEAN countries.

Текст научной работы на тему «Новые аспекты стратегии перебалансировки американских военных сил в ЮВА в XXI веке»

© Чан Кхань

ВАОН

НОВЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ПЕРЕБАЛАНСИРОВКИ АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННЫХ СИЛ в ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ в XXI веке1

В настоящее время Китай обогнал Японию и стал второй экономической державой в мире, продолжая стремительно модернизировать вооруженные силы и предпринимать жесткие шаги на международной арене, особенно в споре о суверенитете над островами в Северо- и Юго-Восточной Азии, что осложняет ситуацию с безопасностью в регионе. Все это быстро меняет геополитическую среду и мировой порядок, бросая вызов статусу США как сверхдержавы и побуждая правительство США сменить внешнеполитическую стратегию. В частности, в рамках стратегии перебалансировки, особенно в военной области, Вашингтон осуществил поворот в сторону Азии, начал перераспределять силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего в Юго-Восточной Азии.

Настоящая статья дает обзор тенденций американского военного вмешательства в сферу безопасности ЮВА с конца XX века, уделяя особое внимание периоду на рубеже первого и второго десятилетий XXI века.

1. Обзор тенденций американского участия в сфере военной безопасности в Юго-Восточной Азии в течение 15 лет после холодной войны

После окончания холодной войны в начале 90-х годов XX века, США взяли на себя обязательство по сокращению вооруженных сил и уменьшению военного присутствия во многих районах мира, в том числе и в ЮВА. С этого времени начался вывод американских войск с таких важных военных баз, как

1 Статья подготовлена в рамках Гранта РГНФ №14-27-09001 «Пути укрепления безопасности и сотрудничества в Восточной Азии».

Субик - бей и Кларк на Филиппинах, Корат и Удон в Таиланде. Тем не менее, США по-прежнему сохраняют определенный уровень военного присутствия в этом регионе. Прежде чем принять решение о выводе войск из Субик-бей и Кларк (1991г.), в 1990 г. с Сингапуром был подписан Меморандум о взаимопонимании (The 1990 US-Singapore Memorandum of Understanding) по использованию американскими войсками военных баз Сингапура. К 1998 г. США и Сингапур подписали приложение к этому меморандуму, по которому американские транспортные самолеты и военные корабли, в том числе подводные лодки, получили право использовать военную базу Чанги, где размещается материально-техническая база 7-го американского флота. Благодаря этой военной базе ВМС США могут контролировать Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря и Индийский океан. В 1998 г. Вашингтон также подписал Соглашение с Филиппинами (US-Philippine Visiting Forces Agreement), согласно которому разрешено временное размещение американских войск в этой стране.

Вероятно, новые моменты в военной политике США были вызваны тем, что Китай в первой половине 1995 г. направил свои военно-морские силы для захвата некоторых рифов (типа Mischief Reef) архипелага Спратли в ЮКМ, в начале 1996 г. провел военные учения в Тайваньском проливе, угрожал правительству Ли Дэнхуэя (Тайвань). АСЕАН заявила о своих опасениях в связи с китайскими действиями в ЮКМ, а США в марте 1995 г. выступили с заявлением, что «право свободного плавания в Южно-Китайском море является национальным интересом США»1. В 1998 г. адмирал ВМС США, Дж. Пруер заявил перед Конгрессом США, что Филиппины занимают «важное геополитическое место в регионе» и предупредил, что «некоторые государства АТР расширили зону своего морского суверенитета, создав тем самым потенциальные вызовы для свободного мореплавания США, что влияет на стабильность в регионе» .

Со второй половины 90-х годов прошлого столетия наряду с поддержкой своего присутствия в ЮВА, особенно на Филиппинах и в Сингапуре, США принимают активные меры в СевероВосточной Азии по укреплению союзнических отношений с Японией, Южной Кореей и Тайванем. Например, в 1996 г. США

и Япония подписали Совместную декларацию по «безопасности американо-японского альянса на XXI век», в которой подтвердили, что союз этих двух стран является краеугольным камнем для поддержания безопасности в Восточной Азии. В 1997 г. они скорректировали «Руководящие принципы военного сотрудничества между США и Японией», принятые в 1978 г. Примечательно, что по итогам этой корректировки их общий сектор совместной обороны охватил весь Азиатско-Тихоокеанский регион, позволяя Силам самообороны Японии переходить от активной самообороны к атаке на противника. Таким образом, США шаг за шагом дали «зеленый свет» возрождению Министерства обороны и модернизации вооруженных сил Японии.

Что касается Тайваня, то США усиливали военную поддержку этого государства, в том числе регулярно посылали авианосцы в Тайваньский пролив, продавали современные самолеты и приглашали Ли Дэнхуэя - президента Тайваня, посетить США. Усиление американского участия в сфере военной безопасности ЮВА лежит в русле общей политики США в отношении Китая, которую президент Б. Клинтон проводил во второй срок своего правления, а президент Дж. Буш продолжал активно осуществлять с начала 2001 г. Эта политика по принципу «интервенция - участие и окружение», «окружение со всех сторон - всестороннее участие» направлена, с одной стороны, на то, чтобы вовлечь Китай в систему мировой демократии, находящуюся под контролем США, а с другой - на сдерживание Китая, в целях обеспечения безопасности союзников США в Северо- и Юго-Восточной Азии. Тем не менее, после событий 11 сентября 2001 г., мобилизуя силы на борьбу с терроризмом, США снизила активность проведения данной политики в отношении Китая. Однако Вашингтон воспользовался угрозой терроризма для закрепления отношений в сфере обороны и безопасности со многими странами ЮВА, в том числе и с теми, кто не являлся традиционными американскими союзниками, например, Индонезия и Вьетнам.

Кроме того, США укрепили двусторонние военные связи с традиционными союзниками, например, подписали с Филиппинами «Соглашение о взаимном материально-техническом обеспечении» (Mutual Logistics Support Agreement) в 2002 г., догово-

рились с Таиландом о создании новой военно-морской базы около Саттахипа и Утапао (Sattahip and Utapao) и антитеррористического центра (Counter Terrorism Intelligence Centers) в 2003 г. В 2002 г. США вернули свои войска на базы в Таиланд и на Филиппины, а с 2003 г. предоставили этим странам статус стратегического союзника вне НАТО, при этом Вашингтон выдвинул новые инициативы в области безопасности, в том числе и по Договору о материально-технической помощи от 2004 r., чтобы бороться с пиратством в Малаккском проливе и ЮКМ. С Сингапуром были подписаны в 2004 г. «Рамочное Соглашение о стратегическом сотрудничестве в сфере обороны и безопасности» и еще одно стратегическое рамочное соглашение в 2005 г. В том же 2005 г. США восстановили комплексные военные связи с Индонезией и приняли решение расширять сотрудничество в области безопасности со странами, которые ранее были враждебными к ним, в частности, с Вьетнамом. Вместе с тем, с этого момента Вашингтон увеличил регулярность и масштаб совместных военных учений со многими странами ЮВА, особенно в Южно-Китайском море3.

Чтобы расширить участие в решении проблем военной безопасности и укрепить связи со стратегическими союзниками в Восточной Азии, в 2005 г. США убедили Японию включить Тайвань в зону общих стратегических интересов двух стран и вместе создали противоракетный щит для зашиты Японии от баллистических ракет (National missile defense, NMD). Одновременно США поощряли Японию играть большую роль в обеспечении безопасности в регионе, в том числе поддерживали воссоздание Министерства обороны Японии.

Обогнав Японию и став второй по величине мировой экономикой, Китай быстро модернизирует вооруженные силы и проводит жесткий курс в решении международных вопросов, бросает вызов положению и стратегическим интересам США в регионе. Настало время регулирования стратегии участия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2. Активизация мер по реализации стратегии перебаланси-

ровки американских военных сил в Юго-Восточной Азии с конца первого десятилетия XXI века

Для сохранения своих позиций в Юго-Восточной Азии перед лицом «наступления очарованием» Китая4, США с конца первого десятилетия XXI века, особенно с 2011 г., усилили стратегическую ставку на Азиатско-Тихоокеанский регион. Они назвали эту политику «поворотом» или «возвращением в Азию»5, затем «перебалансировкой»6, в которой Юго-Восточная Азия занимает главное место, являясь тем регионом можно контролировать возрождение региона и Китая.

Для реализации стратегии «перебалансировки», считая «умную силу» главной, США стремятся использовать синтез сил, т.е. сочетание дипломатических, военных и экономических методов и распространение демократических ценностей. Однако больше всего США уделяют внимание перебалансировке военных сил в ЮВА. В 2010-2012 гг. Х. Клинтон, бывшая в то время госсекретарем, неоднократно напоминала на международных форумах о том, что Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе Юго-Восточная Азия, являются крайне важным регионом для поддержания безопасности и сотрудничества США, и США должны крепить и распространять военное присутствие в этом регионе. Вместе с тем, по случаю основания военной базы в Дарвине в Австралии в ноябре 2011 г. министр обороны США Леон Панетта подчеркивал, что «в определенной нами области Азиатско-Тихоокеанского региона расположены достаточные вооруженные силы, это и есть главное наше обязательство для этого региона». По его словам, «США давно принимают активное участие в делах Азиатско-Тихоокеанского региона, будь то в военное или мирное время..., мы здесь присутствовали раньше, присутствуем сейчас, и будем присутствовать в будущем»7.

Чтобы реализовать стратегию перебалансировки военных сил, с начала второго президентского срока Буша США пришлось корректировать и реорганизовывать вооруженные силы и направлять их в Восточную и Юго-Восточную Азию. Планируется, что к 2020 г. 60% подводного и авианосного флота США будут присутствовать в Азиатско-Тихоокеанском регионе8. Наряду с этим со второй половины первого десятилетия XXI века США усиленно проводят военные учения со своими союзни-

ками в Юго-Восточной Азии и создают механизм стратегического диалога по безопасности с Вьетнамом (в октябре 2008 г.).

Следует отметить, что с этого времени, особенно с 2009 г. США стали больше обращать внимания на Юго-Восточную Азию с целью сдерживания Китая. В это время Китай предпринимает жесткие действия в Южно-Китайском море: препятствует проходу американских кораблей вопреки международному морскому праву; усиливает деятельность в спорных районах, в том числе оказывает давление на многие транснациональные компании, которые сотрудничают в разведке и добыче нефти и газа с Вьетнамом и Филиппинами; создает новую военную базу на острове Хайнань; регулярно проводит масштабные учения в ЮКМ; в одностороннем порядке ежегодно вводит запрет рыбной ловли и мешает вьетнамским рыбакам законно вести здесь промысел. Среди этих акций наиболее серьезная - объявление в мае 2009 г. официального требования суверенитета над 80% акватории ЮКМ вместе со всеми островами по 9-пунктирнной линии в форме «коровьего языка» (^образной формы).

С 2010 г. США стали публично критиковать «дипломатию принуждения», которую Китай прикрывает требованием суверенитета над Южно-Китайским морем. Отношение США к этой проблеме отразилось в комментарии командующего силами США в Тихоокеанском регионе адмирала Р. Уилларда, данном 13 января 2010 г. Конгрессу США. Он заявил, что военные действия Пекина будто бы «бросают вызов праву свободной навигации США в регионе»9. С этого момента США заявили, что свобода судоходства в Южно-Китайском море является «национальным интересом» США10. Более того, США решили направить обсуждение проблемы Южно-Китайского моря со многими странами региона по пути интернационализации, внесли их в повестку дня конференции о безопасности и региональном сотрудничестве, несмотря на возражения Китая11. На самом деле

это всего лишь повторное, четкое и сильное подтверждение

12

стратегических интересов США в Южно-Китайском море .

Можно сказать, что активное участие США в делах ЮКМ есть осуществление их стратегии «возвращения в Азию». В своих выступлениях госсекретарь Х. Клинтон, министр обороны Л. Панетта и президент Б. Обама, особенно во время историче-

ской поездки в Азию и Австралию в ноябре 2011 г., постоянно утверждали, что важнейшей задачей США в следующем десятилетии является увеличение инвестиций в устойчивое развитие дипломатии, экономики, и решение других вопросов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. США тщательно взвесили эти стратегические и политические решения13.

Для осуществления стратегии военного сдерживания Китая США усиленно проводят совместные масштабные военные учения в этом регионе14, укрепляют ось США - Япония - Южная Корея - Австралия, создают новые военные базы поблизости к Южно-Китайскому морю, в том числе военную базу в Дарвине в Австралии. Это была первая военная база, которая находится рядом с ЮКМ и которую США вновь открыли после окончания войны во Вьетнаме. Вместе с тем, США ведут переговоры с Филиппинами об использовании некоторых военных баз вблизи островов Спратли, например, в Устричном заливе на острове Палаван15. Это, наверное, один из новых ответов США на захват Китаем рифа Скарборо в ЮКМ в апреле 2012 г.

С этого времени США усилили сотрудничество в сфере военной безопасности с другими странами Юго-Восточной Азии, такими как Таиланд, Индонезия, Вьетнам и Мьянма. В ноябре 2012 г. США и Таиланд подписали «Декларацию об общей перспективе военного альянса США — Таиланд». Впервые, начиная с 1962 г. эти страны взяли на себя общее обязательство повысить уровень двусторонних отношений, развивать оборонительный союз в XXI веке. Аналогично, в 2010 г. США подняли отношения с Индонезией на новый уровень, в 2013 г. перевели отношения с Вьетнамом на уровень Всеобъемлющего партнерства, предоставили военную помощь обеим этим странам. С 2012 г. США также повысили уровень дипломатических отношений с Мьянмой, где теперь присутствует посол вместо поверенного в делах. Госсекретарь Х. Клинтон в декабре 2011 г. и президент Б. Обама в ноябре 2012 г. совершили исторические визиты в эту страну после более чем полувека холодных отношений.

США также активно улучшают отношения с Камбоджей в сфере военной безопасности, хотя в этой стране преобладает влияние Китая. С 2005 г. США сняли эмбарго на военную помощь Камбодже, а с 2009 г. открыли должность военного атташе

в этой стране. С этого времени многие американские военные корабли посетили порт Сиануквиль, в который не заходили много лет.

Отношения между США и Вьетнамом в военной сфере достигли большого прогресса в первом десятилетии XXI века. С 2008 г. начали действовать механизмы политического диалога по вопросам безопасности и обороны между сторонами. С 2010 г. ведется ежегодный диалог по вопросам оборонной политики на уровне заместителей министров обороны. В конце 2013 г. США представили Вьетнаму новую помощь на 18 млн долл. для увеличения отряда кораблей береговой охраны, в том числе Вьетнам получил 5 высокоскоростных патрульных катеров морской полиции. Вьетнамская сторона рассматривает эти действия как проявление доброй воли со стороны США в отношении Вьетнама, а также как их реакцию на провокационные действия Китая в Южно-Китайском море, в частности, когда Китай спустил на воду свой первый авианосец «Ляонин» и помешал действиям американского ракетного крейсера USS Cowpens в этом регионе в декабре 2013 г.

Одновременно с институционализацией военного сотрудничества и расширением помощи США с 2012 г. стали активизировать двусторонние и многосторонние масштабные совместные военные учения со многими странами АСЕАН в ЮжноКитайском море и рядом с ним, в том числе со странами, которые раньше мало проводили военные учения с США, такими как Камбоджа, Индонезия и Малайзия. Это время отличается от предыдущего десятилетия, когда США отдавали преимущество совместным военным учениям с Филиппинами и Таиландом16. По мнению Вашингтона, усиление военного присутствия делает более эффективными его дипломатические и экономические меры в регионе.

Чтобы поддержать стратегию перебалансировки вооруженных сил в Юго-Восточной Азии, прежде всего в ЮжноКитайском море, США неоднократно подтверждали свое обязательство обеспечить безопасность Тайваня. Об этом свидетельствует тот факт, что США по-прежнему регулярно продают ему большое количество оружия, несмотря на противодействие или сильную критику со стороны Китая. Последняя сделка была со-

вершена в начале 2010 г., когда США решили продать Тайваню оружия на сумму до 6,5 млрд долл. Одновременно США поддерживают растущую роль Японии в вопросах глобальной, региональной безопасности, в том числе выступают за обновление сил самообороны Японии, поощряют ее активное участие в обеспечении военной безопасности Юго-Восточной Азии17.

США также усиливают стратегическое сотрудничество с Индией. Об этом свидетельствует то, что впервые в ноябре 2011 г. США, Япония, Индия создали в Вашингтоне механизм «Диалога по безопасности США - Япония - Индия». В этом диалоге три страны главным образом обсуждают сотрудничество по защите своих интересов, борьбе с растущими угрозами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые исходят от Китая18.

Наряду с этими действиями с 2010 г. Министерство обороны США реализует Концепцию совместного оперативного доступа (Joint Operational Access Concept), включающую такие элементы, как «Воздушно-морской бой» (Air-Sea Battle)19, «Проникновение и поддержание» (английский оригинал) и «Стратегическая сила» (английский оригинал)20. В ней США сочетают военные действия на море и в воздухе, Интернет, координацию действий между ВМС, ВВС, сухопутными и космическими войсками, создавая объединенные современные «умные» силы, приглашая союзников совместно участвовать в борьбе с традиционными и нетрадиционными угрозами безопасности.

Чтобы поддержать этот план, правительство и Конгресс США выделяют значительные средства из бюджета для содержания своих ВМС и ВВС, особенно расположенных в ЮжноКитайском море или на Восточном побережье21. Это одно из звеньев политики США по реализации поворота в Азию, перебалансировки вооруженных сил в ответ на ускоренную модернизацию военно-морских сил Китая и повышение их активности в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях и, особенно, в ответ на стратегию Китая по созданию зоны «Антидоступа и отказа» (Anti-Access and Area Denial, AA/AD или A2/AD) с середины первого десятилетия XXI века.

Одним из проявлений стратегии «совместного оперативного доступа» является поддержка Филиппин со стороны США и их союзников в устранении последствий после шторма Хайянь в

ноябре 2013 г. Впервые в своей истории США направили большое количество военных кораблей, включая авианосец «Джордж Вашингтон», 8 других военно-морских судов и тысячи морских пехотинцев участвовать в оказании этой гуманитарной помощи. Япония и Австралия также поддержали данную операцию, не только оказав помощь на десятки миллионов долларов, но и направив много военно-морских судов и тысячи военнослужащих на Филиппины, чтобы помочь устранить здесь последствия стихийных бедствий. Через гуманитарную помощь США дают понять странам региона, что намерены нести ответственность за безопасность и развитие АТР и хотят укрепить возглавляемый Вашингтоном стратегический альянс с ними для эффективного осуществления «стратегии совместного оперативного доступа», в том числе в области нетрадиционной безопасности22.

В заключение можно сказать, что политика «поворота», «возвращения в Азию» и стратегия «перебалансировки военных сил» в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно развертывается США с конца первого десятилетия XXI века для того, чтобы частично сдерживать возрождение мощи Китая. Перебалансировка военных сил США касается географического пространства и военных возможностей, причем Юго-Восточная Азия является главным регионом в этом регулировании.

В своей стратегии перебалансировки военных сил в Юго-Восточной Азии США уделяют внимание укреплению альянса или традиционного партнерства не только с Филиппинами, Таиландом, Сингапуром и с другими членами АСЕАН, такими как Индонезия, Малайзия, Вьетнам, но также с внерегиональными странами - Японией, Индией, Австралией и Южной Кореей. В реализации этой стратегии стратегический альянс США - Япония - Австралия является ядром, главным фактором в укреплении, объединении и развитии военной мощи США в регионе.

Наряду с укреплением стратегических альянсов США довольно быстро использует инциденты, возникающие проблемы в области безопасности, в том числе споры за острова, особенно споры в Южно-Китайском море, для того чтобы создать дугу стратегического окружения, или, по крайней мере, предотвратить расширение китайских военных действий на морских просторах, в том числе в ЮКМ.

Кроме того, США расширяют военное присутствие и военные возможности, реализуют новый боевой план, в котором сочетают военно-морские и военно-воздушные силы, объединяет США с союзными странами, а также оснащают Тихоокеанское командование более современным оружием.

Вместе с тем, США все больше используют дипломатические и экономические рычаги в Юго-Восточной Азии, чтобы заручиться поддержкой «перебалансировки военных сил» и, главное, осуществить общую цель сохранения доминирующего положения США в мире, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где Китай и ряд других стран укрепляют свои позиции. Кроме того, внутренние проблемы США, такие как бюджетный кризис, долговой кризис, кризис на Украине в начале 2014 г. и усиление противостояния между США и Россией по этому вопросу создают трудности в реализации стратегии США по «повороту», «перебалансировке» сил в Юго-Восточной Азии.

1 Конгресс США выступил с таким заявлением в марте 1995 г. См. Чан Кхань. Роль АСЕАН в предотвращении конфликтов в Южно-Китайском море // Изучение Юго-Восточной Азии (Вьетнам). № 10, 2012. С. 5.

л

Simon Tow. Southeast Asia in the Sino-US Strategic Balance // Contemporary Southeast Asia. Vol. 26, No 3, December 2004. P. 445.

-5

В период 2001-2008 гг. США провели почти 40 совместных военных учений с некоторыми азиатскими странами, в том числе 70% в ЮжноКитайском море.

4 В книге «Наступление очарованием: как китайская мягкая сила меняет мир», изданной в Йельском университете в 2007 г. (Joshua Kurjaiirziek. Charm offensive: how China's soft power is transforming the worlds) ее автор Дж. Курьяржек написал, что «наступление очарованием» Китая на Юго-Восточную Азию происходит в экономической и политико-дипломатической сферах, и том числе усиливается мягкое влияние посредством создания механизмов стимулирования дружественного и всестороннего двустороннего и многостороннего сотрудничества. При этом доля торговли и инвестиций между Китаем и странами АСЕАН в мире быстро развивается, как не было никогда в первом десятилетии XXI века.

5 Словосочетание «США вернулись» было использовано госсекретарем Хилари Клинтон в Таиланде в июле 2009 г. (см.: Hillary Clinton. Remarks with Thai deputy prime minister Korbsak Sabhavasu. US Department of State, 21 July 2009 // littpi/mww.state.gov). А словосочетание «возвращение в

Азию» было применено ею же в выступлении на Гавайях в январе 2010 г. В действительности США никогда не покидали Юго-Восточную Азию. Борьба с терроризмом после событий сентября 2001 г. просто замедлила этот процесс.

6 Концепция перебалансировки была выдвинута американским президентом Б. Обамой на форуме АТЭС на Гавайях в ноябре 2011 г. Эта концепции имеет две главных идеи: (1) экономическую перебалансировку, где главное — реструктуризация отечественной экономики и институциональной системы глобального экономического управления, и (2) перебалансировку международных отношений с акцентом на «возвращение в Азию». Это выражается в военной и экономической сферах.

п

В выступлении под названием «Тихоокеанский век Америки» (America's Pacific century) 10 ноября 2011 г. на Гавайях Хилари Клинтон назвала шесть действий США в Тихоокеанском веке: (1) укрепление двусторонних альянсов безопасности; (2) расширение отношений с быстро развивающимися странами, включая Китай; (3) участие и содействие и региональных и многосторонних организациях; (4) расширение торговли и инвестиций; (5) создание крепкого фундамента военного присутствия; (6) расширение демократии и прав человека.

о

См. также: «Американские военные меры. Стратегический фокус США смещается на Восток. Китайская стратегия // Вьетнамское информационное агентство, № 312 - ТТХ, 17 ноября 2013г. (на вьет. яз.).

9 С 2006 г. Штаб 1-й пехотной дивизии США переместился из Вашингтона в Канагаву (Япония), а Объединенное командование ВВС - на остров Гуам и в Йокоту (Япония). США создали военную морскую и военно-воздушную базы на Гуаме вместо Гавайев, чтобы быть ближе к Китаю.

10 См. также: "Если Китай продолжает вести себя так...// vietnamnet, 20 января 2010.

11 23 июля 2010 г. в Ханое на Региональном форуме АСЕАН госсекретарь США Хилари Клинтон заявила, что свобода судоходства в ЮжноКитайском море является национальным интересом США. На этом форуме США и 11 других государств подвергли критике действия Китая в Южно-Китайском море. Это привело к дипломатической войне с Китаем. На конференции «Диалог Шангри-Ла» в Сингапуре в июне 2011 г. министр обороны Роберт Гейтс подтвердил позицию США по этому вопросу, подчеркнул национальные интересы США в свободе навигации, беспрепятственном развитии экономики и торговли, соблюдении международного права в регионе, и заявил, что США готовы в то же время содействовать проведению переговоров по реализации «Декларации о правилах поведения сторон в ЮКМ (Declaration on Conduct of the Parties in the South China Sea, DOC)» и разработке Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ (Codex on Conduct of the Parties in the South China Sea, СОС).

12

Среди 18 стран, принявших участие в Саммите стран Восточной Азии (ВАС), который проводился на Бали в Индонезии в ноябре 2011 г., 15 стран заявили о своей озабоченности по поводу жестких действий Китая и его претензиях на суверенитет в спорных районах.

13

Во время холодной войны главным двигателем политики США являлся антикоммунизм, а приоритетной целью - борьба против советско-вьетнамского альянса. Тогда США не беспокоили жесткие действия Китая в ЮКМ. Однако после того, как Китай захватил некоторые скалистые участки Филиппин на архипелаге Спратли в Южно-Китайском море, США стали реагировать жестче.

14 См.: Carlyle A. Thayer. The United States, China and Southeast Asia // Southeast Asian Affairs 2011, Singapore: ISEAS, 2011; Hillary Clinton. America's Pacific Century // Foreign Policy, November, 2011 http://www.foreignpolicy.com/articles/2011/10/11/americas pacific century page=full; Чонг Нгиа. Новая стратегия обороны США. США переориентируются на Азию -

http://www.viet.rfi.fr/quoc-te/20120106-chien-luoc-quoc-phona-moi-cua-hoa-ky-chinh-thuc-chuven-trong-tam-ve-chau-a (на вьет. яз.).

15 В декабре 2012 г. в 50-летний юбилей американо-японского альянса США и Япония провели крупнейшие совместные военные учения, в которых участвовали 1 авианосец, 40 военных кораблей и 44 тысяч солдат. В 2012 г. США и Япония многократно проводили совместные военные учения. Впервые после 2006 г. они объявили, что «американо-японский альянс является краеугольным камнем мира, безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

16 Ежегодно происходят совместные военные учения между США и Филиппинами под названием «Плечом к плечу» (The Balikatan). В 2012 и 2013 гг. проводились беспрецедентные по масштабам совместные военные учения на островах Южно-Китайского моря. Также ежегодно имеют место совместные военные учения между США и Таиландом под названием «Золотая кобра» (Со^а Gold). Мьянма, Камбоджа и Вьетнам приняли участие в совместных военных учениях Со^а Gold в 2013 г. в качестве наблюдателей. В 2012 г. ВМС США и Индонезии организовали совместные военные учения под названием «Сотрудничество в подготовке кадров и повышении готовности к реагированию целевой группы в море» (CARAT) в городе Сурабая и Ситубондо Восточной Явы. Были проведены совместные военные учения между ВМС США и ВМС Камбоджи в акватории порта Сиануквилль. Одновременно в августе и сентябре 2012 г. ВМС США вместе с ВМС Филиппин, Брунея, Индонезии, Малайзии и Таиланда организовали совместные военные учения под названием «Обучение кадров и сотрудничество в Юго-Восточной Азии» (SEACAT).

17

При поддержке США с 2005 г. Япония начала участвовать в совместных военных учениях «Золотая кобра» с США, Сингапуром, Филиппинами и Таиландом. С 2007 г. Япония впервые вместе с США, Индией, Австралией и Сингапуром участвовал в военных учениях «Малабар-07» в Бенгальском заливе. Это военное учение было организовано по японской инициативе для укрепления военных связей с Индией и США. В 2010 г. Япония вместе с США, Индонезией, Филиппинами и принимающей страной Камбоджей участвовали в военных учениях под названием «Охранники храма Ангкор». С 2011 г. Япония по программе Официальной помощи развитию (ODA) поставляет Филиппинам 12 военных кораблей, в том числе большой патрульный корабль водоизмещением около 1000 тонн, чтобы помочь этой стране улучшить защиту морского побережья и

т.д.

18

В ходе визита госсекретаря США Хилари Клинтон в Индию в июле

2010 г. принимающая сторона предложила создать «трехсторонний диалог США - Япония - Индия», и США поддержали ее. Уже в апреле

2011 г. в Токио в рамках встреч заместителей министров обороны и иностранных дел США и Индия достигли Соглашения о создании трехстороннего диалога США - Япония - Индия. Второй Трехсторонний диалог в этом формате был проведен в апреле 2012 г. в Токио, третий - в октябре 2012 г. в Нью-Дели. В двух диалогах в 2012 г. главной темой обсуждения был рост напряженности в отношениях между Китаем и окружающими странами, особенно в Восточно-Китайском и ЮжноКитайского морях. Очевидно, что США пытаются собрать силы, чтобы создать и укрепить пояс военной безопасности от Персидского залива до Южной Азии, Юго-Восточной Азии и Японского моря с тем, чтобы сдерживать Китай.

19 Эти понятия США предложили в обзоре оборонной политики за 2010 г. После этого Министерство обороны США сразу же создало Бюро

воздушно-морских сражений.

20

20 Наряду с концепцией «Воздушно-морского боя» сухопутные войска и морская пехота США выдвинули концепцию «Стратегическая сила», развили понятие «Спецоперация силы» и считали их основой действий «Смешанных сил» американской армии. Это позволяет США сократить

количество американских солдат и расходов на оборону.

21

Согласно оборонному бюджету 2014 г., США будут инвестировать 12,9 млрд долл. для создания нового авианосца Дж. Форд (это их самый дорогой военный корабль) и покупки 8 прибрежных боевых кораблей (Littoral Combat Ship), чтобы развернуть эти корабли в акватории Сингапура. Для оснащения ВВС в 2014 г. США купят 29 истребителей F-35, одновременно используют 1,3 млрд долл. на покупку новых самолетов-разведчиков E-2D Hawkeye, и они частично будут использоваться в западной части

Тихого океана. См: Конгресс США позволил ВМС и ВВС повысить потенциал / http://www.viet.rfi.fr/print/88667?print=now, - дата посещения

20.12.201З.

22

См. Гуманитарная помощь Филиппинам - способ защиты интереса США к Азии, http://www.viet.rfi.fr, 14.11.2013; Реальные Военные Морские Силы США и Китая подвергались шторму Хаянь», http: //vnexpress. net, 16.11.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.