Научная статья на тему 'Новые акценты в обеспечении информационной безопасности органов внутренних дел'

Новые акценты в обеспечении информационной безопасности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
587
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ / THE BODIES OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / PROTECTION OF INFORMATION / THREATS TO INFORMATION SECURITY / INFORMATION WEAPON / ENSURING INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костюченко Константин Леонидович

Статья раскрывает новые проблемные аспекты обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костюченко Константин Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New emphases in information security of bodies of Ministry of Internal Affairs

The article is devoted to the new problem of ensuring information security of the bodies of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Новые акценты в обеспечении информационной безопасности органов внутренних дел»

вЕстник УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России

УДК 343

Новые акценты в обеспечении информационной безопасности органов внутренних дел

костюченко константин Леонидович, доцент кафедры информационного обеспечения органов внутренних дел Уральского юридического института МвД России, кандидат технических наук, доцент е-mail: [email protected]

Статья раскрывает новые проблемные аспекты обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации.

ключевые слова: органы внутренних дел; обеспечение информационной безопасности; защита информации; угрозы безопасности информации; информационное оружие.

New emphases in information security of bodies of Ministry of Internal Affairs

Kostytchenko Konstantin Leonidovich,

Associate professor of the Department of Information

support of bodies of Ministry of Internal Affairs

of the Ural Law Institute of the Ministry

of the Interior Affairs of the Russian Federation,

Gandidate of technical sciences, Аssistant professor

The article is devoted to the new problem of ensuring information security of the bodies of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Key words: the bodies of Ministry of Internal Affairs; ensuring information security; protection of information; threats to information security; information weapon.

Органы внутренних дел в процессе своей деятельности обрабатывают большие объемы информации, в т. ч. служебной, оперативной, а также персональные данные и сведения, составляющие государственную тайну. Поэтому обеспечение информационной безопасности является одной из актуальнейших проблем.

Для формирования единой политики в области обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел в 2012 г. была разработана Концепция обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации до 2020 г. [1]. Это основной нормативный правовой документ в данной сфере, который имеет стратегическое значение. Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел, а также устанавливает комплекс мер по защите информации, информационных ресурсов и информационных систем

органов внутренних дел, которые реализуются организационно-правовыми, инженерно-техническими, научными, ресурсными и кадровыми мероприятиями.

Согласно Концепции, цель обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел - достижение необходимого уровня защиты от специальных программно-технических воздействий, технических средств разведки, несанкционированного доступа, а также утечки информации по техническим каналам.

основные задачи обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел:

- реализация комплекса организационных (режимных) и технических мероприятий, направленных на обеспечение защиты информации, информационных ресурсов и информационных систем от утечки, хищения, утраты, несанкционированного доступа, уничтожения, искажения, модификации, подделки, копирования, блокирования;

№ 4 • 2014

- создание и развитие системы информационной безопасности органов внутренних дел с учетом реализации технологии «облачных вычислений»;

- формирование и совершенствование системы мониторинга состояния информационной безопасности органов внутренних дел;

- организация и совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел в области обеспечения информационной безопасности.

Для достижения требуемого уровня защиты информации органов внутренних дел в планируемый период необходимо создать эффективную систему информационной безопасности на основе использования административных, технических, аппаратно-программных средств и в первую очередь криптографических.

Выполнить поставленные задачи можно только четко зная угрозы безопасности информации и владея методами и средствами их предотвращения, нейтрализации и снижения ущерба от их осуществления. Для органов внутренних дел характерны угрозы информации криминального характера: несанкционированный доступ (во всех проявлениях), вредоносные программы, съем информации с различных каналов передачи информации, «перехват» электромагнитных излучений (ЭМИ), хищение носителей информации и др. [2, С. 6972]. Есть и естественные угрозы (стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации), и внутренние (отказы техники, ошибки и халатность сотрудников, разглашение и утечка информации). Картину угроз дополняет

информационное оружие - специально подобранная информация, под воздействием которой происходят изменения в информационных системах и процессах (физических, биологических, социальных) в соответствии с замыслом субъекта его применения. структурная схема угроз представлена на рис. 1.

Следует отметить, что большая часть внешних угроз, источники и причины, их вызывающие, отмечены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [3]. Однако в практической деятельности внимания им уделено недостаточно.

Последние события в геополитической, оборонной, экономической и информационной сфере как нашего государства, так и всего мира показали, что информационное противоборство продолжается и появляются новые информационные угрозы и вызовы. Это тотальное «прослушивание» электронных каналов связи иностранными спецслужбами, возникновение «недружелюбных» режимов в соседних государствах, возрождение нацизма и фашизма, продвижение НАТО к границам россии, политические и экономические санкции западных государств, двойные стандарты при принятии решений, неприемлемая риторика политиков, провокации в СМИ, яростные попытки дискредитации власти, вооруженных сил и правоохранительных органов, идеи (и действия) запретить русский язык и кириллицу, «переписывание» истории, «зомбирование» населения и др. Информационное оружие применяется невиданными темпами и «по всему фронту».

Рис. 1. Структурная схема угроз безопасности информации, информационным ресурсам и информационным системам органов внутренних дел

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Новые угрозы обозначены в подписанном Президентом России В. В. Путиным программном документе «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 г.» [4], в котором отмечено, что в области международной информационной безопасности использование информационных и коммуникационных технологий применяется:

- в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву, для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности;

- в террористических целях, в т. ч. для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры, а также для пропаганды терроризма и привлечения к осуществлению террористической деятельности новых сторонников;

- для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию;

- для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ.

Деятельность по реализации данного документа уже началась Минобороны России, МИД России, Минюстом

России и Минкомсвязи России, а также Советом Безопасности РФ как органом, курирующим стратегические вопросы информационной безопасности государства.

В ближайшее время и правоохранительным органам предстоит работа по противодействию всем видам информационной агрессии и кибернетической преступности, чье многообразие расширяется с каждым днем. Органам внутренних дел придется осознать суть, характер и разнообразие применения информационного оружия, отразить в нормативных документах, по-новому расставив акценты в своей деятельности по предотвращению угроз из виртуального (глобального) мира, а также профилактике соответствующих правонарушений и преступлений.

Список литературы

1. Концепция обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации до 2020 г.: утверждена приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 169.

2. Флоря Д. Ф. Средства обнаружения организованного противодействия расследованию / Д. Ф. Флоря // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2010. - Т. 11. - № 1.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утверждены Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.

4. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 г.: утверждены Президентом РФ 24 июля 2013 г. № Пр-1753.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.