систематиками в качестве критерия вида (морфология, география, физиология, экология). Как мы указывали ранее, такие нарушения «целостности» вида чаще начинаются с выпадения, нарушения одного из критериев вида.
К сожалению, в биогеографической литературе вопрос о расселении изучен ещё не достаточно. Но во всяком случае можно принять, что описанные нами выше процессы протекают в относительно длинные сроки. Надо ещё прибавить, что обе указанные формы видообразования — «на месте» и при расселении — отнюдь не исключают одна другую.
Из всего сказанного выше, на наш взгляд, следует, что появление новых видов, конечно, представляется скачкообразным процессом. Но длительность таких скачков в биологических явлениях подобного рода требует сама по себе выяснения.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2008, Том 17, Экспресс-выпуск 422: 866-868
Новые адаптации кудрявого Pelecanus crispus и розового P. onocrotalus пеликанов в местах интенсивного рыбного промысла на водоёмах Алаколь-Сасыккольской озёрной системы
Н. Н. Березовиков
Лаборатория орнитологии, Институт зоологии Центра биологических исследований Министерства образования и науки Республики Казахстан, проспект Аль-Фараби, 93, Академгородок, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 14 ноября 2007
Основные места кормёжки кудрявых Pelecanus crispus и розовых P. onocrotalus пеликанов приурочены к дельтовым озёрам Тентека и Урджара, мелководным заливам Сасыкколя, Кошкарколя и Алаколя, где находятся важнейшие нерестилища и места нагула рыбы (сазан Cyprius carpio, серебряный карась Carassius gibelio, балхашский окунь Percus schrenki, лещ Abramis brama, судак Sander lucioperca, плотва Rutillus rutillus). Большинство заливов с весны до осени, за исключением месячного запрета на лов рыбы в нерестовый период (май-июнь), перекрыты сотнями и тысячами сетей, а на Кошкарколе и Сасыкколе, кроме того, акваторию озёр активно тралят неводами. Все они находятся в зоне интенсивного рыбного промысла. Исключение составляют
водоёмы дельты Тентека, входящие в состав Алакольского государственного заповедника, где пеликаны находят относительный покой.
Розовые пеликаны, гнездящиеся на труднодоступных «Тысячных озёрах» восточнее Сасыкколя (около 500 пар) в поисках корма летают за 10-15 км в дельту Тентека, 15-30 км по Сасыкколю, за 40-50 км на Алаколь. Кудрявые пеликаны, живущие на острове Кондарал в западной части Алаколя, нередко улетают на расстояние 15-20 км, тогда как в дельте Тентека их разлёты не превышают 5-10 км. При этом характерно, что на «рыбалку» розовые пеликаны всегда улетают, а затем возвращаются большими стаями, нередко по 50-70 особей.
Частое движение моторных лодок по озёрам создаёт повышенный фактор беспокойства для кормящихся пеликанов. Между тем наблюдается интересный во многих отношениях процесс привыкания кудрявых и розовых пеликанов к движению водного транспорта. В последние годы сидящие на воде птицы всё чаще подпускают лодки на 100150 м и взлетают лишь тогда, когда они идут в их направлении. В этом я многократно убеждался во время фотографирования птиц. Во время проверки рыбаками сетей пеликанов можно видеть сидящими в 100200 м от них, тогда как хохотуньи ЬагиБ сасЫппапБ и черноголовые хохотуны Ь. жЫНуавЬиБ держатся в 10-50 м. Это связано с тем, что проверяющие сети рыбаки отбрасывают в сторону снулую и протухшую рыбу, что особенно привлекает хохотуний, которые с криками начинают кружиться, выхватывая из воды выброшенную мелкую рыбу. К ним сразу же присоединяются хохотуны. В такие моменты пеликаны, привлечённые оживлёнными криками кормящихся чаек, начинают подплывать к ним на расстояние 25-50 м, а когда рыбаки удаляются, они осматривают такие места, ныряют, извлекая крупную рыбу, особенно сазанов и судаков, недоступных чайкам.
В последние два года участились случаи, когда пеликаны стали подплывать к рыбакам ещё ближе. Так, 23 июня 2006 в южной части Сасыкколя взрослый розовый пеликан приблизился к рыбаку, осматривающему сеть, на расстояние 5 м. Он подобрал с воды брошенного ему карася, а затем за полчаса съел ещё 5 карасей (А.Н.Филимонов, устн. сообщ.). 10 июля 2007 кудрявый пеликан следовал за лодкой рыбака на расстоянии 5-10 м, подбирая брошенную в его сторону снулую рыбу. Другие рыбаки также подтверждают случаи проявления в последнее время необычайной доверчивости пеликанов и отмечают, что раньше эти птицы были гораздо более осторожными и избегали подобной близости. По всей видимости, отсутствие прямого преследования пеликанов, доброжелательное отношение к ним со стороны рыбаков и постепенное привыкание к человеку в местах интенсивного промысла рыбы способствует развитию у этих птиц новых адаптивных черт поведения. С другой стороны, это может объясняться катастрофическим
снижением рыбных запасов на Сасыкколе в результате интенсивно ведущегося рыболовства в последнем десятилетии и ухудшением кормовых условий для птиц, которые вынуждены приспосабливаться и к столь необычным для них способам пропитания.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2008, Том 17, Экспресс-выпуск 422: 868-872
Каменный глухарь Tetrao parvirostris kamtschaticus на восточной Камчатке
Ю. В. Аверин
Второе издание. Первая публикация в 1948*
Район моих наблюдений, территория Кроноцкого заповедника, по местному — Кроноки, находится на широте Москвы, в средней части восточного побережья Камчатки, типичной для этой местности полуострова.
Преобладающий рельеф - вулканические долы с конусами вулканов, с отдельными высотами до 2500-3500 м н.у.м., разной высоты хребты и горные склоны, рассечённые долинами многочисленных рек. В нижней и средней части территории от океана до высоты примерно 800 м преобладают берёзовые леса, над ними лежит пояс кустарниковых сланцев - ольхового и кедрового, и субальпийские высокотравные луга. В лесном поясе нередки небольшие кочковатые безлесные шик-шовники и высокотравные луга, разбросанные по террасам широких речных долин, на водоразделах и побережье. Над поясом древесной растительности находится безлесное высокогорье: в нижней его части преобладает растительность суходолов, чередуясь с увлажнёнными альпийскими лугами; в верхней — горные каменистые тундры и ни-вальный пояс, лишённый растительности.
Каменный глухарь Tetrao parvirostris kamtschaticus Kittlitz, 1858 распространён в поясе леса от побережья до средней части кустарниковой полосы, т.е. до последних форпостов каменной берёзы, в пределах от 0 до 800-900 м н.у.м. Выше в горах на альпийских лугах птица не встречается. По численности глухарь уступает белой Lagopus lagopus и тундровой L. mutus куропаткам, хотя в некоторых урочищах довольно обычен. К последним относятся обширные лесные массивы в
* Аверин Ю.В. 1948. Каменный глухарь на восточной Камчатке // Охрана природы 5: 1216.