Научная статья на тему 'Новы направления в управлении проблемой здоровья студентов Южно-Уральского государственного университета'

Новы направления в управлении проблемой здоровья студентов Южно-Уральского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исаев А. П., Гаттаров Р. У., Мкртумян A. M.

Показаны особенности функционального состояния студентов мегаполиса Урала. Предложена комплексная программа оздоровления. Обследовано на полифункциональном аппарате «Этон» 188 студентов 17-18 лет на предмет оценки функции внешнего дыхания. Выявлены фоновые данные. Проведена современная методико-биологическая статистика. Проблема управления здоровьем подростков занимает ключевое место в комплексной программе научных исследований «Профилактика наиболее распространённых заболеваний детей и студентов на 2005-2009 гг.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Исаев А. П., Гаттаров Р. У., Мкртумян A. M.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новы направления в управлении проблемой здоровья студентов Южно-Уральского государственного университета»

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРОБЛЕМОЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

АЛ. Исаев, Р. У. Гаттаров, А.М. Мкртумян

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Показаны особенности функционального состояния студентов мегаполиса Урала. Предложена комплексная программа оздоровления. Обследовано на полифункциональном аппарате «Этон» 188 студентов 17-18 лет на предмет оценки функции внешнего дыхания. Выявлены фоновые данные. Проведена современная методико-биологическая статистика. Проблема управления здоровьем подростков занимает ключевое место в комплексной программе научных исследований «Профилактика наиболее распространённых заболеваний детей и студентов на 2005-2009 гг.».

В стратегии формирования здоровья человека важен принцип интеграции концепций, теорий, методов, технологий, специалистов. Мировая физиология и медицина окончательно признала, что перегрузки на человека глобального спектра действия являются мутагенным фактором, поражающими генотип. Предрасположенность к неврастении, стресс-напряжённость, хроническая усталость, ускоренное патофизиологическое старение закладывается в наших генах [2] и становится ключевой проблемой в современном социуме.

Эффективность оздоровительных технологий прогрессивно возрастает при соблюдении ряда условий:

- при индивидуальном мотивированном воздействии здоровьецентристкой среды в семье, прогрессивных здравостроительных технологий образования, просветительных информационных и эффективных досуговых мероприятий;

- при диагностике телесного развития и здоровья студенчества использование не нормативного подхода, а индивидуальных физиологических изменений с учётом интегральной оценки психофизиологического потенциала;

- при формировании мотиваций и потребности к самореализации и философии поведения, здоровья необходимо расширение индивидуальной двигательной активности, обеспечение функционального питания, повышения знаний о здоровье и ЗОЖ, накопление опыта оздоровительных технологий отечественного и восточного направления, овладение средствами самотренировки и самоконтроля;

- использование функциональных теории ва-леологического сознания, поведения, формирования личности, социума, моторного и общественного интеллекта в условиях физкультурно-оздоровительных комплексов по месту жительства, учёбы, профессиональной деятельности;

- интегрированная витагенная среда, базирующаяся не только на клинических данных, а в

первую очередь, на оценке функционального состояния.

Предметной областью становится интегративная физиология, стратегии здравостроения, психофизиологические особенности поведения. Социальная ответственность человека не врождённое качество, а формирующееся по мере развития социума, познания окружающего мира, созревания и приобретения системных знаний с учётом региональных особенностей.

Завершение подросткового периода связано с уязвимостью средовых воздействий. Основными проблемами для здоровья в этом возрасте являются неблагоприятные факторы поведенческого характера, недостаточное рациональное питание и двигательная активность. Обострённой остаются проблемы экологического и социально-экономического спектра действия, травматизм.

Курение, чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков, ранняя половая жизнь и её последствие, ВИЧ заболевания требуют просветительско-воспитательной, социально-охраняемой и запрети-тельской деятельности государства. Борьба с нездоровыми формами поведения, переедания, которые охватили более 30% молодых людей и являются одним из ключевых факторов избыточной массы тела (индекс тела более 25-30 у.е.). Не решены проблемы психического здоровья, предупреждения опасных форм поведения. Отсутствие системы консультационной службы здравостроения, борьбы с ненадлежащей рекламой СМИ, полная диспансеризация и лечение подростков не позволяют разрешить проблему здоровья студентов.

Возникает проблема получения результатов в отношении здоровья подростков, выяснить ключевые причины, лежащие в основе неблагоприятных факторов в отношении здоровья. Алгоритм здоровья: уровень доходов, региональные и этнические особенности, образовательный уровень, информированность по теории здоровья и ЗОЖ. Существует база данных Европейского региона «Здоровья

для всех». Изучение потребностей в инфраструктуре, упорядочение и контроль информации, демографические и поведенческие данные, составляющие основу анализа мотивов оздоровления, социально-экономические и экологические факторы, детерминантов здоровья и защитных мерах позволяют предпринимать меры превентивного или профилактического характера. Оценочная деятельность на всех этапах оздоровления населения позволяет увидеть воздействие программ и технологии. Было проведено сравнение данных групп обследования и контроля по сезонам года (табл. 1, 2, 3).

Представляем фоновую описательную систему групп обследования и контроля (табл. 1).

Анализируя длинотные характеристики и массу тела следует сказать, что значимых различий в обеих группах не выявлялось. Индекс массы тела соответственно в группах 1 и 2 равнялся: 20,54 уел. ед. и 20,84 уел. ед. Значение ЖЕЛ находились ниже должных величин по Р.Ф. Клементу и составляли 83,12 % от них. Частота дыхательных движений (ЧДД) была в верхнем диапазоне нормы. Дыхательный объём имел значения близкие к нижним границам нормы. Известно (В.Б. Нефёдов, 2001), что уменьшение ДО в сочетании с увеличением ЧДД может возникать при различных рестриктивных процессах в лёгких. В структуре ЖЕЛ параметр ДО составлял 15,78 % (норма 10-15 % от ЖЕЛ). Большое значение при нарушениях функ-

Таблица1

Морфофункциональные показатели студентов в весеннем обследовании (апрель-май)

Параметры Группа Среднее Стандартная ошибка 95% ДИДС нижняя граница 95% ДИДС верхняя граница

Длина тела, см 1 176,848 1,213 174,404 179,292

2 174,542 1,164 172,200 176,884

Масса тела, кг 1 64,087 1,231 61,607 66,567

2 63,375 1,686 59,983 66,767

ЖЕЛ вдоха, л 1 4,019 0,155 3,697 4,323

2 3,829 0,142 3,543 4,115

ЖЕЛ выдоха, л 1 4,148 0,154 3,837 4,458

2 3,975 0,142 3,686 4,263

Частота дыхательных 1 19,471 0,760 17,940 21,002

движений 1/мин 2 19,771 0,801 18,159 21,382

Дыхательный объём, л 1 0,655 0,04 0,584 0,726

2 0,606 0,04 0,533 0,679

Минутный объём дыхания, 1 12,220 0,576 11,059 13,381

л/мин 2 11,402 0,626 10,141 12,662

Резервный объём вдоха, л 1 1,842 0,102 1,636 2,048

2 1,927 0,100 1,732 2,121

Резервный объём выдоха, л 1 1,649 0,08 1,478 1,820

2 1,443 0,08 1,278 1,609

Емкость выдоха, л 1 2,498 0,101 2,295 2,702

2 2,533 0,09 2,345 2,721

Форсированная ЖЕЛ 1 4,076 0,142 3,791 4,361

выдоха, л 2 3,952 0,136 3,677 4,226

Объём форсированного 1 2,130 0,08 1,964 2,297

выдоха за 1-е 0,5 с 2 2,120 0,100 1,928 2,312

Объём форсированного 1 3,647 0,118 3,408 3,886

выдоха за 1 с 2 3,515 0,141 3,230 3,800

Индекс Тиффно, % 1 88,012 1,951 84,075 91,948

2 87,393 1,655 84,056 90,729

Индекс Генслера, % 1 88,213 1,013 86,169 90,257

2 87,977 1,574 84,802 91,151

ДИДС - доверительный интервал для среднего.

Далее представляем скоростные, объёмные характеристики функции внешнего дыхания (ФВД) студентов (табл. 2).

Параметры ФВД объёмного характера представлены в табл. 3.

ции внешнего дыхания (ФВД) имеет сопоставление ДО с МОД. Диагностическое значение имеет сопоставление резервного объёма вдоха (РОвд) и резервного объёма выдоха (РО выд). Уменьшение РО выд с РО вд не наблюдается при нарушениях

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

Таблица 2

Показатели функции внешнего дыхания студентов

Параметры Гр. Среднее Станд. ошибка 95 % ДИДС нижняя граница 95 % ДИДС верхняя граница

Пиковая скорость выдоха, л/с 1 5,822 0,234 5,352 6,293

2 5,773 0,270 5,229 6,317

Максимальная объёмная скорость выдоха 1 5,619 0,226 5,162 6,075

первых 25/10 ФЖЛ, л/с 2 5,541 0,268 5,002 6,080

МОС 50 % 1 4,846 0,163 4,517 1,174

Объём ФЖЕЛ, л/с 2 4,844 0,221 4,399 5,288

МОС 75 % объёма 1 3,157 0,129 2,898 3,416

ФЖЕЛ л/с 2 3,198 0,171 2,855 3,541

Средняя объёмная скорость за 1 с отмечала 1 5,246 0,216 4,811 5,681

форс, выдоха 2 5,087 0,227 4,630 5,544

СОС 25-75, л/с 1 4,516 0,152 4,209 4,822

2 4,516 0,208 4,096 4,936

СОС 75-85, л/с 1 2,675 0,115 2,443 2,907

2 2,442 0,244 2,205 9,711

Объём форсированного выдоха за 1-10 с, л/с 1 1,050 0,06 0,924 1,176

2 1,042 0,06 0,926 1,158

Площадь петли ФЖЕЛ в координатах 1 16,906 1,045 14,800 19,011

расход-объём, л2/с 2 16,585 1,149 14,274 18,896

Общее время для выдоха ФЖЕЛ, с 1 1,560 0,06 1,442 1,678

2 1,561 0,09 1,387 1,734

Время для выдоха, л/с 1 0,303 0,02 0,266 0,340

2 0,310 0,02 0,266 0,353

СПВ форсированного выдоха, с 1 0,562 0,01 0,534 0,591

2 0,565 0,02 0,524 0,600

МОС 50/ФЖЕЛ, % 1 121,223 3,876 113,414 129,030

2 123,391 4,465 114,409 132,372

МОС 50/ЖЕЛ, % 1 120,346 4,206 111,875 128,817

2 122,979 4,517 113,891 133,070

Тау ОМ - моль, с 1 0,722 0,02 0,681 0,763

2 0,734 0,03 0,670 0,798

Тау 1М, один, с 1 1,133 0,04 1,049 1,217

2 1,175 0,06 1,053 1,297

Тау 2М, два, с 1 0,312 0,02 0,276 0,349

2 0,293 0,02 0,251 0,334

Таблица 3

Фоновые показатели ФВД спортсменов групп обследования и сравнения

Показатели Группа Среднее Стандартная ошибка 95 % ДИДС нижняя граница 95 % ДИДС верхняя граница

Форсированная ЖЕЛ 1 4,056 0,150 3,755 4,357

вдоха, л 2 3,844 0,136 3,570 4,119

Объём форсированного 1 2,698 0,183 3,066 3,066

вдоха, л 2 2,675 0,186 2,951 2,951

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объём форсированного 1 91,347 2,112 87,05 95,608

выдоха ЖЕЛ вдоха, % 2 91,166 1,860 87,414 94,917

Пиковая объёмная ско- 1 4,465 0,233 3,997 4,943

рость выдоха, л/с 2 4,864 0,294 4,273 5,455

МОС 50 вдоха, л/с 1 4,239 0,241 3,753 4,725

2 4,661 0,297 4,005 5,198

Максимальная лёгочная 1 116,234 5,195 105,770 126,697

вентиляция л/мин 2 117,191 5,546 106,034 128,348

бронхиальной проходимости, что приводит к перенапряжению дыхательной мускулатуры и снижению её силы. В конечном итоге снижается ЖЕЛ. Емкость выдоха уменьшается при рестриктивных процессах. В настоящем исследовании она находилась в границах нормы. Форсированная ЖЕЛ равнялась 85,68 % от должных величин. Объём форсированного выдоха за первые 0,5 с было в диапазоне контроля, а форсированного выдоха за 1-ю секунду составил 86,89 % от должных. Индекс Тиффно был выше (102,57 %) относительно должных величин. Индекс Генслера входил в границы нормы (верхние). Пиковая скорость выдоха составила 65,57 % от должных величин для мужчин аналогичного возраста и длины тела. Максимальная объёмная скорость выдоха первых 25% ФЖЕЛ от должных величин составила 69,66%, МОС 50 % - 86,27 %, МОС 75 % - 116,97 %. Показатели ПОС, МОС25 отражают состояние проходимости крупных бронхов, которые находились ниже нормальных значений. Средняя объёмная скорость за 1 секунду от начала форсированного выдоха находилась в диапазоне нормы. Средняя объёмная скорость между 25 % и 75 % объёма ФЖЕЛ относительно должной равнялась 92,92 %. Значения МОС 50,75, СОС 75-85 отражают состояние проходимости мелких бронхов, которые были в диапазоне нормы. Объём форсированного выдоха за первую секунду находился, в нижних границах нормы и был значительно ниже студентов, занимающихся повышенной ДА. Площадь петли ФЖЕЛ находилась в границах контроля. Общее время для выдоха ФЖЕЛ было в диапазоне показателей студентов с повышенной ДА. Средне переходное время форсированного выдоха было на уровне студентов, занимающихся активно физическими упражнениями.

Отношение МОС 50 к ФЖЕЛ и МОС 50 к ЖЕЛ было выше в сравниваемых группах и лицами с повышенной ДА.

Параметры, определяющие степень вогнутости кривой форсированного выдоха в координатах «поток - объём» (Тау ОМ) были в верхних границах показателей студентов, занимающихся активно массовым спортом. Аналогично выглядели зна-

чения Тау 1М. Параметры Тау 2М были ниже в настоящем исследовании. Показатели форсированной ЖЕЛ вдоха входили в диапазон показателей, занимающихся ДА повышенного характера. Объём форсированного вдоха был незначительно ниже отношения объёма форсированного выдоха к ЖЕЛ вдоха, которые находились в верхней границе значений у активно занимающихся физическими упражнениями. Пиковая объёмная скорость вдоха и МОС 50 вдоха были ниже, чем в вышеуказанной группе (Р < 0,05). Значительно ниже находились показатели МВЛ (Р < 0,01).

Таким образом, исследование показало, что в условиях неблагополучного Уральского региона система дыхания страдает от экологически неблагоприятных факторов, недостаточной двигательной активности и нерационального питания. Это побудило авторов предложить комплекс мероприятий (целевая комплексная программа оздоровления студентов ЮУрГУ [1], на наш взгляд, позволяющих тактически и теоретически укрепить самое ценное достояние - благополучие студентов. Формирование тактики стратегий охраны здоровья подростков, проведения комплекса мероприятий с учётом регионального компонента.

В конечном итоге, разработка и обеспечение стандартов, принципов политики, стратегий, интегративных воздействий различных служб охраны здоровья, кафедр здоровья, профкомов, центров социальной защиты.

Литература

1 .Гаттаров, Р У. Здравостроение студентов авторский проект / Р. У. Гаттаров. - Челябинск: ЮУрГУ, 2006.-131 с.

2. Исаев, А.П. Информационные технологии в здравостроении, образовании и формировании современного человека / А.П. Исаев, Е.В. Быков // Перспективные информационные технологии и проблемы управления рисками на пороге нового тысячелетия: материалы Междунар. экологического симпозиума в рамках научных чтений междунар. академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности: в 2 т. - СПб.: МАНЭБ, 2000. -Т 1, Ч. 2. - С. 699-702.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.