Научная статья на тему 'Новозеландцы: иная культура, другой образ жизни'

Новозеландцы: иная культура, другой образ жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
245
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новозеландцы: иная культура, другой образ жизни»

собой один из величайших памятников культуры Японии, она сопоставима с такими явлениями мировой культуры, как европейская средневековая полифония, маком народов Ближнего Востока, рага Индии и др.

В заключение позволим себе не согласиться с утверждением В. Сисаури о том, что «в силу ряда исторических причин образцы этой культуры сохранились только в Японии» (3, с. 202). Поскольку и корейская аак, и японская гагаку в основе своей происходит от китайской яюэ, (все эти термины обозначаются одним и теми же иероглифами), хотя, как говорилось выше, между ними имеются существенные различия, постольку представлять гагаку в отрыве от яюэ и аак было бы исторически не совсем справедливым. Отдельные элементы китайской яюэ сохранились в Китае на острове Тайван, а корейская аак в её совершенном виде музыкально-хореографического жанра исполняется и поныне - весной (первое воскресенье мая) каждого года в Сеуле(Республика Корея) на

территории конфуцианской школы «Сенъ-гюнгван» (район Менърюнгдонъ).

Таким образом, классическая (традиционная) музыка Японии неразрывным образом связана с культурой всего дальневосточного региона. Можно утверждать, что музыка Дальнего Востока, при всей специфичности музыки каждой из стран и уникальности музыки Дальнего Востока в целом, не изолирована от всемирной истории. В ее развитии обнаруживается диалектика истории, порождающая родство социальных, духовных и культурных процессов в различных регионах мирового пространства. Музыка Востока и музыка Запада есть составляющие единой системы мировой музыки, где все исторически взаимообусловлено.

Сейчас как никогда актуально воспринимаются слова академика Д.С. Лихачева: «...перед мировой наукой стоит огромная задача - изучить, понять и сохранить памятники культуры Африки и Азии, ввести их в культуру современности» (4, с. 335).

Примечания

1. Сеном Дж.Б. Япония. Краткая история культуры. СПб.: Евразия, 2002.

2. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. М.,1995.

3. Сисаури В. Японская инструментальная музыка гагаку // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. Л., 1975.

4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.

И.И. Дьяченко

НОВОЗЕЛАНДЦЫ: ИНАЯ КУЛЬТУРА, ДРУГОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Современная система вузовской подготовки требует от сегодняшних студентов высококачественных знаний. Помимо внушительного методического багажа будущие специалисты овладевают историко-педаго-гическими и культурологическими сведениями. Этот пласт информации следует рассматривать не только как интересный страноведческий аспект, существенно расширяющий рамки кругозора, но и как реальную возможность воспользоваться удачными зарубежными приобретениями, драгоценными крупицами опыта, который, подобно отечественному, нарабатывался веками. Планируемый переход к бакалавриату и магистрату тем более должен сподвигнуть и студентов, и преподавателей обратиться к культурологическому наследию с удвоенной энергией, поскольку в мировом про-

странстве, членами которого являемся и мы, немыслимо полноценно существовать обособленно, вне общения, вне знаний друг о друге. Культурологический информационный блок способен не только значительно повлиять на границы студенческого кругозора, но и сделать их гражданами мира.

Есть страны, которые благодаря вниманию радиоителевидения нетребуютпред-ставления, о происходящих в них событиях мы осведомлены порой более, чем о новостях в собственном регионе. Но есть и те, о которых говорят не так много и не так часто, что вовсе не означает их «пресности» даже для потенциально пристрастного человека. Благой целью видится создание представления хотя бы об одной из подобных стран не только для путешественников,

Вестник МГУКИ. 5 - 2008

этнографов, журналистов-международников, но и для широкой публики, в том числе и студентов, интересующихся культурологическими проблемами, охватывающими чрезвычайно много аспектов: традиции воспитания, образования, организацию быта и т.д., поскольку культура - «единое целое, состоящее из инструментов производства и предметов потребления, правил взаимодействия между людьми, идей и ремесел, верований и обычаев»(Б.Малиновс-кий), аппарат, частью материальный, частью человеческий и частью духовный.

Население современной Новой Зеландии составляет более 3700000 человек. Среди этнических групп - евроновозелан-дцы («пакеха» - чужой), маори, другие полинезийцы (самоанцы, токелау, тонган-цы, фиджийцы и др.) и представители других рас. Собственно, англоновозеландская нация стала зарождаться в конце IX - начале ХХв. вследствие этнической консолидации потомков выходцев из Англии, Шотландии, Ирландии. Человеку, ранее бывавшему в странах Западной Европы, Новая Зеландия с первого взгляда всегда будет напоминать Англию, а ряд районов Южного острова - Шотландию. И всё же несомненными при более близком знакомстве со страной явятся её своеобразие, уникальность, неповторимость.

В стране существуют две совершенно разные культуры: маорийская и культура потомков британских переселенцев. Каждая сохраняет свою самобытность, несмотря на взаимовлияние. В ещё большей степени, чем для англичан, для новозеландцев свойственно оседать в небольших особнячках с примыкающими к ним садиками. Политические партии страны напоминают английские, широкое распространение получили клубы как форма общественного быта.

Традиционная культура маорийско-го народа изначально отличалась от культуры других полинезийцев, что обусловлено специфическими природными условиями. Дом в Новой Зеландии никогда не отличался «облегчённостью», строился основательно, был прямоугольной формы, с маленькой дверью и узким окном, украшался резьбой. Одежда маори плелась из дикого новозеландского льна. Сегодня древние традиции в сооружении домов всё ещё продолжают существовать, хотя в маорийских деревнях немало и домов европейского типа, одежда же претерпела изменения - современные маори одеваются по-европейски. Племенные различия в рамках коренного

населения в наши дни отсутствуют, должность вождя, правда, не лишена уважительного почитания. Патриархальная община «хапу», также как и «иви» (племена), «вака» (союзы племён) хотя и не представляют собой экономических ячеек, но всё же носят идеологический характер: совместно отмечаются праздники, проводятся похоронные церемонии.

В маорийском прикладном искусстве существует чёткое разделение между мужскими и женскими видами работы. Резьба по дереву - ремесло исключительно мужское, плетение с использованием различных материалов - женское.

На «гуи» (собраниях), проводимых по инициативе маорийских руководителей, исполняются «канораора» (народные песни), «хака» (танцы), «перуперу» (военные пляски). И, безусловно, все новозеландцы (как маори, так и «пакеха») с почитанием относятся к образованию.

Система всеобщего бесплатного образования в Новой Зеландии была введена в 1870г. Дети из семей состоятельных родителей получали частное образование. Изначально классно-урочная система, построенная на авторитаризме, встречала отпор - стали появляться «свободные школы», организованные самими родителями, «свободные классы», открываемые учителями-энтузиастами. Сегодня в Новой Зеландии действуют четыре «свободные школы» - две частные и две государственные. «Тамарики» - одна из таких школ. Среди её основателей в 1966г. были родители, учителя, члены «Общества психологии», заинтересованные в душевном здоровье воспитанников. Основополагающими постулатами школьной программы стали:

- игра - способ обучения всех людей;

- необходимость уважения каждого как полноценной личности;

- осознание рационального использования собственной силы;

- достижение эмоционального и коммуникативного развития в процессе обучения.

Ряд особенностей в значительной степени отличает эту школу от обычных:

- основа познавательного развития - эмоциональный и социальный рост (приём ограничивается до 60 детей для более свободного общения независимо от возраста и пола);

- доверие - основа общения между педагогами и детьми, родителями и педагогами, между самими детьми;

- отказ от наказаний как средства контроля; создание общих правил и разрешение споров - сфера деятельности общешкольных собраний;

- выбор собственного темпа для обучения; свободное посещение классных занятий; отсутствие деления на уровни до тех пор, пока ребёнок не поступит во второй класс;

- отказ от нормативных тестов и экзаменов; достижения ребёнка сравниваются с его же собственными в прошлом;

- игра - работа детей;

- высокий уровень контроля над средой;

- поощрение присутствия родителей и детей дошкольного возраста в школе.

Школьное обучение в Новой Зеландии обязательно для детей в возрасте от 6 до 15 лет. Для дошкольников существуютигро-вые центры (только в Веллингтоне таких центров 78), детские сады. Справив свой 5-й день рождения, новозеландский гражданин идётв школу. Функционируют школы Монтессори, школы маори, школы для мальчиков, для девочек, школы церковные, малокомплектные сельские, платные школы с учётом требований желающих обучаться. Интересно, что до 13 летученики вообще не получаютдомашнихза-даний, как, впрочем, не проводятся и родительские собрания -1 разв год родители получают по почте описание достижений ребёнка. В10 летсдетьми всё ещё занимаются чтением, письмом, счётом, а также изготовлениемдомиков для млекопитающих, рыб, птиц, поскольку главное для педагогов - не привить отвращения к образованию в этот период, научить заботиться о живой природе. Оценки отсутствуют, но есть тесты. Подростковая преступность в стране не заставляет настораживаться: законом запрещается оставлять где бы то ни было детей в возрасте до14 летбез присмотра.

Большинство маорийских детей учится в школах санглоновозеландцами, но существуют и специальные школы для маори, где преподавание ведётся на маорийском языке, таком же государственном, как и английский. Среднее специальное образование маорийцы наряду с «пакеха» могут получить в технических институтах (техникумах).

Высшее образование в Новой Зеландии даютуниверситеты, технологические институты, педагогические колледжи, частные учебные заведения. В стране действуют 8 государ-ственныхуниверситетов.Стандартымирового уровня в образовательной системе поддерживаются контролем со стороныУправления по

квалификации Новой Зеландии.

Независимо от полученного образования, большинство новозеландцев отличает особая благожелательность, трепетное отношение к удивительной земле, где лето - тогда, когда у нас зима, и наоборот, где полотно даже просёлочных дорогатласно.Земля «киви»(такно-возеландцы называют себя по имени редкой птицы) поистине поразительна: имне составило труда сберечь своё богатство, которое составляет более 2 тысячрастений (1,5 тысячи произрастают только в Новой Зеландии), 23 вида птиц, включая экзотических. Сегодня рядом слюдьми находятся лежбища морскихко-тиков, которые для людей неприкосновенны. И вероятно, это потому, что в новозеландс-комсознании незыблема одна истина:оставить возможно лишь следыног, а унести только фотографии. И это знает каждый ребёнок. Аведь когда-то страна была на грани экологической катастрофы. Выжигались и вырубались леса, истреблялась фауна (исчезла 3-х метровая нелетающая птица моа), нарушался травяной покров, ветрами уносилась плодородная почва. Всё было. И их история богата на бедствия. Но катастрофыне случилось. Средства массовой информации учили фермеров правильному землепользованию, и без предоставления фермером документов о правильном ведении хозяйства егопродукция не покупаласьни одной торговой компанией. Инициатива проведения мероприятий по охране природыисходила и ис-ходитотнюдь не только от правительства, но и от бизнесменов, фермеров, учёных.

Собственно, ряд культурологических категорий представляет несомненный интересдля современных исследователей новозеландской культуры.Кпонятиям, нуждающимсяврассмот-рении, относятся как культурные ценности (материальные, художественные, идеологические, нравственные), такикультурные нормы(прави-ла, традиции, стандарты, мораль, культура труда и потребления, быта, досуга, общения, взаимодействия друг сдругоми собственной землёй), культурная среда (материальные продуктыдея-тельности), культурные институты(учреждения культуры, образования), субъектыкультуры(со-циумы). Все эти категории, безусловно, требуют последующегодетального анализа, поскольку ниша, отведённаядлявсестороннегоописания и анализановозеландской культуры, пока остаётся незаполненной.

Примичания

1.Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. Минск, 2007.

2.Малиновский Б. Научная теория культуры. М.,2005. 3.Овчинников В. Вознесение в Шамбалу. Своими глазами. М.,2006.

4.Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. М.;СПб.,2006.

5.Рюмина Т.Д. Там, где живут «антипяты»//Экология и жизнь. 2004. № 4-5. С.65-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.