Научная статья на тему 'Новости богословской литературы'

Новости богословской литературы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новости богословской литературы»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Новости

богословской литературы

Опубликовано:

Христианское чтение. 1901. №11. С. 806 - 808.

@ Сканирование и создание алектронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru’>. 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

К. Грассъ, 0 божествѣ Іисуса Христа ').

Эта объемистая книга (въ 208 страницъ) принадлежитъ перу русскаго ученаго, питомца и магистра Юрьевскаго Университета, остающагося старшимъ учителемъ главнаго нѣмецкаго училища ов. Петра въ Спб., хотя его приглашали доцентомъ за границу. Авторъ извѣстенъ въ ученой литературѣ многими почтенными работами и ранѣе больше занимался экзегетическими вопросами по Новому Завѣту, напр. о предназначеніи посланія къ Евреямъ (St.-Petersbnrg 1892,

SS. 68) и о первомъ посланіи св. Іоанна Богоолова (Riga 1897). Теперь онъ беретъ тему догматическую и разсматриваетъ ѳѳ съ исторической стороны. Нельзя не одобрить и самый выборъ и методъ изслѣдованія. Вопросъ о божествѣ Христа Спасителя въ протестантской теологіи выдвигался напередъ не съ безусловною обязательностью своего прямого содержанія, а въ качествѣ объекта для научнаго испытанія и здѣсь получалъ далеко неудовлетворительныя рѣшенія и толкованія. И нынѣ существуетъ весьма авторитетное течете въ сторону совершенно отрицательнаго воззрѣнія, категорически отвергающаго подлинность четвертаго Евангелія. Пожалуй, еще чаще встрѣчаются мнѣнія и направленія, комментирующія божественность въ ограниченномъ смыслѣ. Само собою ясно, что ~ ' *

устойчивость и разнорѣчіе соотвѣтствующимъ образомъ отражались на воззрѣніяхъ касательно опаситѳльнаго достоинства смерти Христовой. Въ этихъ осложненіяхъ открывается неотложная надобность разобраться въ принципіально-догматическихъ предпосылкахъ и выяснить ихъ съ отчетливостію, но въ школьныхъ и партійныхъ спорахъ самый предметъ настолько затемненъ и экзегетическая аргументація такъ ли-

Die Gottheit Jesu Christi in ihrer Bedeutung für das Heilswerk seines Todes von mag. theol. K. Konrad Grass, Gütersloh 1900 у Ct Bertelsmann.

опредѣляется лицомъ

шѳна объективной убѣдительности отъ противныхъ примѣненій, что было и наилучшиыъ и безопаснымъ идти историческимъ путемъ, чтобы расчистить почву отъ наслоеніи и пріобрѣсти прочную опору чрезъ устраненіе исторически случайнаго.

Въ этомъ отношеніи авторъ попадаетъ въ центръ научнаго положенія и выгодно выдѣляѳтоя своею научною зоркостію. Самая работа ведется съ методическою систематичностію и при безпристрастномъ вниманіи къ непосредственному голосу свидѣтельствъ. Въ первой части излагается „восточное воззрѣніе“ по сочиненіямъ важнѣйшихъ представителей церкви восточной (Ириней, Оригенъ, Аѳанасій, Григорій нисскій, Григорій Богословъ и Василій в., Кириллъ іерусалимскій, Златоустъ, Кириллъ александрійскій, Іоаннъ Дамаскинъ в позднѣйшіе писатели) и западной (Августинъ, папа Левъ и Григорій великій), а равно въ средневѣковой схоластикѣ и у Лютера съ замѣткою о латинскихъ взглядахъ на православномъ востокѣ. Затѣмъ особо и послѣдовательно разсматривается западное воззрѣніе (у Анзѳльма, въ позднѣйшей схоластикѣ—Ѳомы Аквината—и мистикѣ, у реформатовъ, въ евангелическихъ исповѣданіяхъ, въ католицизмѣ послѣ реформаціи, въ ортодоксіи лютеранской и реформатской, въ евангелической мистикѣ и піетизмѣ, въ ортодоксіи XVIII в. и въ XIX столѣтіи). Естественнымъ выводомъ является третья часть, гдѣ формулируется „третій взглядъ“ по интересующему вопросу.

Вездѣ господствуетъ тонъ опокойной объективности. Конечно, по мѣстамъ можно не соглашаться съ авторомъ и даже дозволительно сомнѣваться въ необходимости такого рѣшительнаго разграниченія пониманій, располагающихся по гѳгѳліанской схемѣ; не менѣе законно и колебаніе наочѳтъ совершенной полезности примѣненія послѣдней. Но все это не затрогиваѳтъ самыхъ историческихъ справокъ и ближайшаго ихъ комментированія. Тутъ г. Грассъ всюду отличается пунктуальною точностію въ сообщеніи и освѣщеніи матеріала по первоисточникамъ.

Собственное догматическое сужденіе автора проникнуто вѣрностію исконному церковному ученію. Слово „божество“ понимаѳтоя у него въ метафизическомъ смыслѣ, и предположеніемъ всей книги служитъ то убѣжденіе, что Іисусъ Христосъ былъ Богомъ во всей строгости этого термина (стрн. 1). Такое признаніе эссенціальной божественности Господа Искупителя почитается неотлучнымъ отъ вѣры христіанской (стрн. 7), и здѣсь всякое отрицаніе равняется отнятію самой христіанской религіи (стрн. б).

Написанная въ этомъ тонѣ, книга г. Грасса имѣетъ и серьезную научность и высокую поучительность, почему не можемъ не пожелать, чтобы автору удалось успѣшно закончить свой важный трудъ во всей всесторонности. Г.

М. и В. И. Успенскіе. Замѣтки о дрѳвне-русокомъ иконописаніи. Извѣстные иконописцы и ихъ произведенія. Св. Алимпій и Андрей Рублевъ. Спб. 1901 г. Цѣна 2 р.

Въ виду того интереса, которыЗ начинаетъ пробуждаться и въ правительствѣ и обществѣ къ такому важному дѣлу, какъ иконопиоаніе, изданіе гг. Успенскихъ является вполнѣ благовременнымъ. Чтобы надлежащимъ образомъ поставить и организовать дѣло иконописанія, надо знать его исторію и главнѣйшихъ двигателей иконографическаго искусства. Только тщательно изслѣдованная исторія съ подробнымъ жизнеописаніемъ великихъ родоначальниковъ нконописанія можетъ дать правильныя руководящія начала въ этомъ важномъ дѣлѣ. Въ удовлетвореніе этой цѣли гг. Успенскіе додали изящный образецъ того, какъ нужно изучать иоторію иконографіи. Въ названной книгѣ, представляющей собой роскошный выпускъ на хорошей бумагѣ in quarto, дается жизнеописаніе двухъ виднѣйшихъ русскихъ иконописцевъ—св. Алимпія, перваго извѣстнаго иконописца въ Роосіи (его жизнь относится къ концу XI и началу XII вѣка) и вполнѣ уже опредѣлившагося въ своихъ началахъ и пріемахъ иконописца Андрея Рублева (конца ХІУ и начала XV вѣка). Обѣ біографіи составлены обстоятельно, преимущественно по -первоисточникамъ, и даютъ ясное представленіе объ этихъ славныхъ основоположникахъ русскаго иконописанія, обнаруживая вмѣстѣ съ тѣмъ и любовь самихъ авторовъ къ предмету своего изслѣдованія, въ которомъ видимо всякая наималѣйшая частность имѣетъ для нихъ интересъ и получаетъ въ изслѣдованіи свой смыолъ и свое опредѣленное мѣсто. Но главнымъ украшеніемъ книги служатъ довольно многочисленные снимки съ древнихъ иконописныхъ памятниковъ, представляющихъ какъ портреты или образы самихъ иконописцевъ (особенно св. Алимпія), такъ и созданныхъ ихъ трудами произведеній Снимки эти воспроизводятся большею частью съ тѣми рукописными подписями, которыя значатся подъ самыми иконами, и такимъ образомъ даютъ читателю возможность ознакомиться съ произведеніями обоихъ иконописцевъ во всей ихъ наглядности и полнотѣ. Нельзя не обратить вниманія и на отчетливость и красоту воспроизведенія снимковъ фотолитографіей Егорова. Оообенно рукописи воспроизводятся съ неподражаемымъ мастерствомъ, такъ что вполнѣ производятъ иллюзію подлинника. Желая успѣха прекрасному изданію, надѣемся, что этотъ выпускъ есть лишь начало для цѣлой серіи, имѣющей обнять всю исторію нашего русскаго нконописанія.

А. Л.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризаіщи Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академической интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.