Научная статья на тему 'НОВОСИБИРСКИЙ АРХИПАСТЫРЬ АРХИЕПИСКОП ПАВЕЛ (ГОЛЫШЕВ) - УЧАСТНИК СОПРОТИВЛЕНИЯ'

НОВОСИБИРСКИЙ АРХИПАСТЫРЬ АРХИЕПИСКОП ПАВЕЛ (ГОЛЫШЕВ) - УЧАСТНИК СОПРОТИВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИЕПИСКОП ПАВЕЛ (ГОЛЫШЕВ) / АРХИЕРЕЙ / ПАТРИОТ / НОВОСИБИРСКАЯ ЕПАРХИЯ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Четверяков Евгений Николаевич

Статья повествует о жизненном пути архиепископа Павла (Голышева). Этот архиерей близок православным сибирякам, т.к. на протяжении восьми лет, в 1964-1972 гг., он управлял Новосибирской епархией. На примере фактов из биографии владыки Павла показывается, что он был патриотом своей Родины, несмотря на то, что половину жизни провел в эмиграции. Центральное место в статье уделено событиям в жизни будущего Новосибирского архиерея, когда еще он только начинал свое служение в священном сане. Это были тяжелые для нашего Отечества, да и для всего мира годы Второй мировой войны. В это время иеромонах Павел (Голышев) находился на территории Западной Европы, где окормлял военнопленных. За это он подвергался аресту со стороны оккупационных немецких властей. Таким образом, отец Павел тоже внес вклад в победу над общим врагом - фашизмом. После войны будущий архипастырь вернулся на Родину, где продолжил свое священнослужение. В статье приведены цитаты из заметок отца Павла, публиковавшихся в главном печатном органе Русской Православной Церкви - Журнале Московской Патриархии. Они свидетельствуют о любви автора как к Церкви Христовой, так и к Отечеству. В 1957 г. Отец Павел был призван к архиерейскому служению. Он последовательно занимал Пермскую, Астраханскую, Новосибирскую и Вологодскую кафедры и везде запомнился как человек очень ответственно относящийся к исполнению своих архипастырских обязанностей. Его труды были отмечены священноначалием, и в 1964 г. владыка Павел был возведен в сан архиепископа. Последние годы жизни он вновь служил для наших соотечественников, живущих за границей. В статье показано, что архиепископ Павел (Голышев) стремился во всех обстоятельствах своей жизни поступать в соответствии с христианским призванием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVOSIBIRSK ARCHPASTOR ARCHBISHOP PAUL (GOLYSHEV) - MEMBER OF THE RESISTANCE

The article tells about the life of Archbishop Pavel (Golyshev). He is well remembered by the Christian people in Siberia for during 1964-1972 he served as the ruling Bishop of the Novosibirsk diocese. The facts from his life prove that Bishop Pavel remained a patriot of his homeland though he spent half of his life in emigration. The main part of the article describes the life of the future Novosibirsk archbishop during the time when he was only beginning his priesthood. It was during the World War II, hard time not only for our country but for the world as well. At that time Father Pavel (Golyshev) stayed in Western Europe where he nursed prisoners of war. For this, he was subjected to the arrest by the German occupation authorities. So, Father Pavel had made his contribution to the victory over fascism, our mutual enemy. After war the future archbishop came back to his homeland and continued his religious service. The article gives citations from Farther Pavel’s notes which were published in the Journal of the Moscow Patriarchy of the Russian Orthodox Church, and which witness the author’s love for the Church of Christ and for the Homeland. In 1957 Father Pavel was called to the episcopal ministry. He took the Chairs in Perm, Astrakhan, Novosibirsk and Vologda dioceses consecutively, and was known as an exceptionally responsible person in doing his archpastoral duties. His services were highly estimated by the Patriarchy and in 1964 Bishop Pavel was elevated to the rank of archbishop. The last years of his life he again nursed our compatriots abroad. The article shows that archbishop Pavel (Golyshev) did his best to live in full accordance with his Christian vocation in all circumstances of his life.

Текст научной работы на тему «НОВОСИБИРСКИЙ АРХИПАСТЫРЬ АРХИЕПИСКОП ПАВЕЛ (ГОЛЫШЕВ) - УЧАСТНИК СОПРОТИВЛЕНИЯ»

Е.Н. Четверяков*

Новосибирский архипастырь архиепископ Павел (Голышев) -участник Сопротивления

doi:10.31518/2618-9100-2021-3-12 УДК 93/94

Выходные данные для цитирования: Четверяков Е.Н. Новосибирский архипастырь архиепископ Павел (Голышев) - участник Сопротивления // Исторический курьер. 2021. № 3 (17). С. 110-116. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ ISTKURIER-2021-3-12.pdf

E.N. Chetveryakov*

Novosibirsk Archpastor Archbishop Paul (Golyshev) -Member of the Resistance

doi:10.31518/2618-9100-2021-3-12

How to cite:

Chetveryakov E.N. Novosibirsk Archpastor Archbishop Paul (Golyshev) - Member of the Resistance // Historical Courier, 2021, No. 3 (17), pp. 110-116. [Available online:] http://istkurier.ru/ data/2021/ISTKURIER-2021-3-12.pdf

Abstract. The article tells about the life of Archbishop Pavel (Golyshev). He is well remembered by the Christian people in Siberia for during 1964-1972 he served as the ruling Bishop of the Novosibirsk diocese. The facts from his life prove that Bishop Pavel remained a patriot of his homeland though he spent half of his life in emigration. The main part of the article describes the life of the future Novosibirsk archbishop during the time when he was only beginning his priesthood. It was during the World War II, hard time not only for our country but for the world as well. At that time Father Pavel (Golyshev) stayed in Western Europe where he nursed prisoners of war. For this, he was subjected to the arrest by the German occupation authorities. So, Father Pavel had made his contribution to the victory over fascism, our mutual enemy. After war the future archbishop came back to his homeland and continued his religious service. The article gives citations from Farther Pavel's notes which were published in the Journal of the Moscow Patriarchy of the Russian Orthodox Church, and which witness the author's love for the Church of Christ and for the Homeland. In 1957 Father Pavel was called to the episcopal ministry. He took the Chairs in Perm, Astrakhan, Novosibirsk and Vologda dioceses consecutively, and was known as an exceptionally responsible person in doing his archpastoral duties. His services were highly estimated by the Patriarchy and in 1964 Bishop Pavel was elevated to the rank of archbishop. The last years of his life he again nursed our compatriots abroad. The article shows that archbishop Pavel (Golyshev) did his best to live in full accordance with his Christian vocation in all circumstances of his life.

Keywords: Archbishop Pavel (Golyshev); Bishop; patriot; Novosibirsk diocese; World war II; Russian Orthodox Church; Resistance Movement.

The article has been received by the editor on 20.03.2021.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. Статья повествует о жизненном пути архиепископа Павла (Голышева). Этот архиерей близок православным сибирякам, т.к. на протяжении восьми лет, в 19641972 гг., он управлял Новосибирской епархией. На примере фактов из биографии владыки Павла показывается, что он был патриотом своей Родины, несмотря на то, что половину жизни провел в эмиграции. Центральное место в статье уделено событиям в жизни будущего Новосибирского архиерея, когда еще он только начинал свое служение в священном сане. Это были тяжелые для нашего Отечества, да и для всего мира годы Второй мировой войны. В это время иеромонах Павел (Голышев) находился на территории Западной Европы, где окормлял военнопленных. За это он подвергался аресту со стороны оккупационных

* Четверяков Евгений Николаевич, преподаватель, Новосибирская православная духовная семинария, Новосибирск, Россия, e-mail: 4orthodox7486@mail.ru

Chetveryakov Evgeny Nikolaevich, Novosibirsk Orthodox Theological Seminary, Novosibirsk, Russia, e-mail: 4orthodox7486@mail.ru

немецких властей. Таким образом, отец Павел тоже внес вклад в победу над общим врагом -фашизмом. После войны будущий архипастырь вернулся на Родину, где продолжил свое священнослужение. В статье приведены цитаты из заметок отца Павла, публиковавшихся в главном печатном органе Русской Православной Церкви - Журнале Московской Патриархии. Они свидетельствуют о любви автора как к Церкви Христовой, так и к Отечеству. В 1957 г. Отец Павел был призван к архиерейскому служению. Он последовательно занимал Пермскую, Астраханскую, Новосибирскую и Вологодскую кафедры и везде запомнился как человек очень ответственно относящийся к исполнению своих архипастырских обязанностей. Его труды были отмечены священноначалием, и в 1964 г. владыка Павел был возведен в сан архиепископа. Последние годы жизни он вновь служил для наших соотечественников, живущих за границей. В статье показано, что архиепископ Павел (Голышев) стремился во всех обстоятельствах своей жизни поступать в соответствии с христианским призванием.

Ключевые слова: Архиепископ Павел (Голышев); архиерей; патриот; Новосибирская епархия; Вторая Мировая война; Русская Православная Церковь; Движение Сопротивления.

Победа в Великой Отечественной войне является, наверное, самым выдающимся подвигом нашего народа, за более чем тысячелетнюю историю Российского государства. Уже три четверти века отделяют нас от завершения той страшной войны, но память о ее героях не меркнет. Эта великая победа и поныне является важнейшим фактором, способствующим единению нашего народа, а праздник 9 Мая - главный светский праздник в нашей стране.

Дело защиты Родины способствовало преодолению разделения российского народа, произошедшего в результате гражданского войны, когда миллионы наших соотечественников покинули страну. Яркой иллюстрацией этого феномена является жизненный путь архиепископа Павла (Голышева). Он особо близок жителям столицы Сибири, т.к. на протяжении 8 лет, с 1964 по 1972 г., возглавлял Новосибирскую епархию, пределы которой простирались тогда не только на Новосибирскую, но также на Томскую и Кемеровскую области, Красноярский и Алтайский край, Тувинскую АССР.

Евгений, такое имя в миру носил будущий архипастырь, родился 6 сентября 1914 г. в городе Екатеринославле (с 1926 г. - Днепропетровск, сегодня - Днепр) в семье горного инженера и землевладельца Павла Кирилловича Голышева. Уже больше месяца шла Первая мировая война, приведшая к гибели четырех великих империй. В революционное лихолетье, в конце 1918 г., Голышевы эмигрировали. Временным прибежищем семьи была сначала Турция, а затем Франция. В 1919 г. Голышевы окончательно поселились в Бельгии1. Здесь Евгений получил среднее образование, окончив с отличием в 1935 г. колледж в Брюсселе. В чужой среде он не только сохранял приверженность русской культуре, но и оставался верным православию.

О выборе жизненного пути он писал так: «Еще в детстве я был воспитан в страхе Божьем, любви, послушании и преданности Православию, и это воспитание определило во мне стремление к богословскому образованию. Мое поступление в Русский Парижский Богословский институт было произволением Божием обо мне»2. В это непростое время большая часть зарубежных епархий и приходов не только отделились от Русской Церкви, но даже не сохранили единства между собой. В 1927 г. произошел разрыв между Московской патриархией и Карловацким Синодом. В 1930 г. юрисдикцию Московского патриархата покинул и митрополит Евлогий, которому подчинялась большая часть русских приходов в Западной Европе, но примкнул не к карловчанам, а к Константинопольскому патриархату. За митрополитом Евлогием последовала и большая часть его приходов, хотя некоторые предпочли сохранить верность

1 Сухорукое А.Н. Воспоминания А.И. Кузнецова об архиепископе Павле (Голышеве) // Вестник ПСТГУ II. Сер.: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 24 (3). С. 145.

2 Там же.

церковному руководству в Москве, а некоторые предпочли карловчан3. Евгений следовал за митрополитом Евлогием. Следует отметить, что именно митрополит Евлогий оказал огромное влияние на формирование Евгения Голышева как священника4.

В возрасте 22 лет он выбрал монашеский образ жизни. Первого ноября 1936 г. он был пострижен в рясофор, а 16 марта 1937 г. в мантию с именем Павел. Спустя три дня, 19 марта, рукоположен в сан иеродиакона. Через год, 2 июня 1938 г., был рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем храма в Антверпене. Священническое служение отец Павел совмещал с обучением в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже, который и окончил в 1939 г. со степенью кандидата богословия. В 1941 г. отец Павел был возведен в сан игумена.5

Старейший священник новосибирской епархии протоиерей Павел Патрин, бывший одним из ближайших помощников владыки Павла, в книге «Времен связующая нить» так пишет о своем архиерее: «Во время Второй мировой войны принимал участие в движении сопротивления, духовно окормлял советских военнопленных в концлагерях, за что подвергался аресту со стороны немецких оккупационных властей»6.

Вот что об этом писал сам отец Павел в статье «За границей и на Родине» опубликованной в «Журнале Московской Патриархии»: «Я, через гестапо, был выслан из Бельгии, где был в то время настоятелем прихода в г. Антверпене, во Францию, по доносу одного из моих прихожан, не постеснявшегося продать себя врагам своего Отечества. Ибо с самого первого момента войны я стал проповедовать, что мы не можем быть с врагом нашей Родины, а что должны ему всячески вредить, чтобы хоть в какой-то мере облегчить участь наших братьев, которые проливают кровь свою за свободу Отечества. Здесь, во Франции, я встречаюсь с новыми людьми. Удается мне наладить связь с советскими военнопленными»7.

В воспоминаниях астраханского юриста Аркадия Ильича Кузнецова, друга архиепископа Павла, приводится следующий рассказ владыки о грозном военном времени: «Я служил в церкви города Тулона. Там размещались лагеря военнопленных, главных образом русских солдат. Как-то я получил записку с просьбой посетить один из лагерей. Я, конечно, пошел. Без особых затруднений добился разрешения немецкой комендатуры посетить пленных. Узники окружили меня; моя беседа с ними длилась 25 минут и касалась только религиозной темы, о христианском терпении и надежде. При прощании некоторые узники целовали мой священнический крест. И еще раз я посетил этот лагерь, явившись туда с запасными дарами, которыми напутствовал четырех больных пленников. Но кому-то моя связь с лагерем показалась вредной, недопустимой, и я был арестован и доставлен в Париж, но, к счастью, мой арест длился около двух дней, и я был освобожден»8. Отец Павел возглавлял два прихода во Франции, а также нес служение духовника церковно-социальной организации «Православное дело» в Париже.

Победа Советского Союза в войне привела к всплеску патриотических настроений в среде русской эмиграции, в т.ч. и церковной. Многие приходы и даже епархии переходили под юрисдикцию Московского патриархата. Значительная часть епископата стремилась вернуться на Родину. Например, из пяти русских архиереев, служивших в Китае, только Иоанн (Максимович), известный как Иоанн Шанхайский, не переехал в СССР. Правящий архиерей игумена Павла - митрополит Евлогий (Георгиевский) не только сам перешел в юрисдикцию Московского патриархата, но и приложил усилия к тому, чтобы подведомственные ему приходы воссоединились с Русской Церковью. Митрополит Евлогий мечтал вернуться на Родину, но смерть помешала ему это сделать9. Отметим, что после смерти

3 Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994. С. 570.

4 Сухоруков А.Н. Воспоминания. А.И. Кузнецова... С. 145.

5 Наречение и хиротония архимандрита Павла (Голышева) // Журнал Московской Патриархии. 1957. № 7. С. 21.

6 Патрин П., прот. Времен связующая нить. Новосибирск, 2006. С. 171.

7 Павел (Голышев), игумен. За границей и на Родине // Журнал Московской Патриархии. 1948. № 11. С. 30.

8 Сухоруков А.Н. Воспоминания А.И. Кузнецова. С. 148.

9 Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. С. 618.

митрополита большая часть приходов осталась под юрисдикцией Константинопольского патриархата и только сейчас, в наши дни, процесс возращения русских приходов под ведомство Московского Патриарха активизировался.

Игумен Павел разделял взгляды своего правящего архиерея и в ноябре 1947 г. вернулся на Родину. Он был принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, главной обители Русской православной церкви10. Образованному игумену было благословлено нести ряд ответственных послушаний. Он был назначен проповедником и казначеем, а длительное пребывание во Франции обусловило его назначение переводчиком с французского языка при Отделе внешних церковных сношений Московской Патриархии.

Сразу после войны были открыты учебные заведения Русской православной церкви. Отец Павел также занимался преподавательской деятельностью. С сентября 1950 г. он преподавал в Одесской духовной семинарии, а также нес послушание казначея Успенского мужского монастыря в Одессе11. В 1952-1953 гг. игумен Павел служил приходским священником в Пскове12. С октября 1953 г. игумен Павел - преподаватель Ленинградской духовной академии и семинарии. Кроме того, в этот период он исполнял обязанности секретаря Учебного комитета13.

Следующий этап жизни игумена Павла связан со Ставропольским краем. Здесь с ноября 1954 г. он был поочередно настоятелем нескольких церквей, в т.ч. и храма в Кисловодске14. Спустя три года отец Павел был призван к архиерейскому служению. 7 июля 1957 г. он был рукоположен в сан епископа Молотовского (так тогда называлась Пермь) и Соликамского. Возглавил хиротонию (чин рукоположения) выдающийся иерарх Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич)15. В то время переводы епископов с кафедры на кафедру были частым явлением (впрочем, как и в царской России), и в сентябре 1960 г. владыка Павел был переведен на Астраханскую кафедру16. Усердные труды епископа Павла были отмечены священноначалием, и 23 февраля 1964 г. он был возведен в сан архиепископа с правом ношения бриллиантового креста на клобуке17.

23 июня 1964 г. архиепископ Павел получил новое назначение - на Новосибирскую кафедру18. Здесь его архипастырское служение продолжалось почти восемь лет. Он проявил себя как ревностный проповедник, старавшийся посещать все приходы тогдашней обширной епархии, принципиальный защитник Православия19. Старейший священник Новосибирской епархии митрофорный протоиерей Павел Патрин называет архиепископа Павла «борцом за веру»20. Уполномоченный по делам религий в своем отчете за 1964 г. отмечал, что «архиепископ Павел (Голышев) ведет линию на омоложение духовенства и на выдвижение людей, имеющих духовное образование», он «повысил требовательность к духовенству». «Архиепископ Павел чаще выезжает в церковные приходы и сам там проводит службы»21, «пытается через церковные советы и духовенство укрепить церковные хоры»22.

10 Павел (Голышев), игумен. Пять лет на Родине... С. 42.

11 Там же. С. 43.

12 Новосибирская епархия. История и современность. Новосибирск, 2006. С. 35.

13 Киреев А., протод. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2011 годах. М., 2012. С. 610.

14 Сухоруков А.Н. Воспоминания А.И. Кузнецова об архиепископе Павле (Голышеве) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 24 (3). С. 148.

15 Наречение и хиротония архимандрита Павла (Голышева)... С. 21.

16 Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1960. № 10. С. 4.

17 Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1964. № 4. С. 1.

18 Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1964. № 8. С. 1.

19 Редкие фото: полузабытые страницы епархиальной истории // Православие и Образование [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/print:page,1,13414-redkie-foto-poluzabytye-stranicy-eparhialnoj.html (дата обращения: 15.06.2020).

20 Патрин П., прот. Времен связующая нить. С. 175.

21 Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1418-Р. Оп. 1. Д. 80. Л. 42.

22 Там же. Л. 44.

В том же отчете уполномоченный писал: «Архиепископ Павел в беседах с некоторыми лицами стремился доказать прогрессивный характер религии и православной церкви. Так, в беседе с профессором-невропатологом Куимовым, приехавшим к нему на консультацию, Павел заявил: «Я знаю, что Вы атеист, но разрешите сказать Вам, несмотря на кажущуюся противоположность между религией и медициной, в них есть и общее - это любовь к человеку, забота о нем. Вы, врачи-атеисты, исцеляете плоть, мы, священнослужители, лечим душу». Об этом рассказал профессор Куимов в своей статье «Медицина и религия», опубликованной в газете «Советская Сибирь»23.

Примечателен еще один фрагмент отчета за 1964 г.: «Архиепископ Павел, объезжая епархию, специально заехал в село Шушенское и осмотрел там домик-музей Ленина. После этого в беседах с отдельными лицами он говорил: «Владимир Ильич Ленин был вождем революции, но ведь он обвенчался с Надеждой Константиновной Крупской в церкви. Значит, он не был против религиозных обрядов»24.

Предпринимая усилия по оживлению религиозной жизни во вверенной ему епархии, архиепископ Павел проявлял себя как человек патриотически настроенный. Об этом свидетельствуют те же отчеты уполномоченного по делам религий: «архиепископ Павел одобрительно отзывается о внешней и внутренней политике СССР»25. «В 1969 году архиепископ Павел [...] выступил со статьей в газете "За Родину" и по радио для зарубежных слушателей с разоблачением антисоветской группы церковников Карловацкого раскола, и эти выступления имели положительный результат»26.

Несмотря на это, уполномоченный по делам религий не был заинтересован в росте религиозных настроений в области, что не могло не привести к конфликту. Тем более, что архиепископ Павел являлся противником навязанной Церкви реформы приходского управления и выступал за ее отмену27. В итоге в начале 1972 г. владыка Павел был переведен с новосибирской кафедры на вологодскую. В прощальной проповеди архиепископ Павел сказал верующим новосибирцам: «Мне очень жаль с вами расставаться, но мы как воины: куда нас направляют, туда мы и едем»28. Вологодская епархия стала последним местом служения архиепископа Павла в Советском Союзе, он управлял ею несколько месяцев, после чего был отправлен на покой29.

В 1972-1975 гг. архиепископ Павел проживал в Кисловодске, неоднократно обращался к патриарху Пимену с просьбой вновь назначить его на кафедру. Однако такой возможности патриарх не нашел. Можно уверенно, вслед за А.И. Кузнецовым, сказать, что архиепископ Павел - «один из тех немногих архиереев периода 1960-1970-х гг., для которых страх перед Богом превышал страх лишиться земного благополучия»30. Стремясь продолжить полноценное служение Церкви, владыка Павел в октябре 1975 г. выехал во Францию, где проживал его брат. Чтобы продолжить свое архиерейское служение, владыка Павел вступил в клир Константинопольского патриархата.

В то время это было канонически оправданное решение, т.к. в отличие от Русской православной церкви заграницей, фактически находившейся в отрыве от всего мирового православия, Константинопольская православная церковь евхаристическое общение с Русской православной церковью сохранила и отношения между ними были братскими. Владыка управлял русскими приходами во Франции, Голландии, Бельгии, читал лекции в ряде университетов31. Архиепископ Павел отошел ко Господу 21 января 1979 г. (он болел

23 ГАНО. Ф. 1418-Р. Оп. 1. Д. 80. Л. 45.

24 Там же.

25 ГАНО. Ф. 1418-Р. Оп. 1. Д. 103. Л. 11.

26 Там же. Д. 128. Л. 17.

27 Сухоруков А.Н. Ермоген (Голубев), архиепископ // Православная энциклопедия. М. 2008. Т. 18. С. 651.

28 ГАНО. Ф. 1418-Р. Оп. 1, Д. 165. Л. 13.

29 Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 11. С. 2.

30 Сухоруков А.Н. Воспоминания А.И. Кузнецова об архиепископе Павле (Голышеве) // Вестник ПСТГУ II. Сер.: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 24 (3). С. 144.

31 Патрин П., прот. Времен связующая нить. С. 176.

лейкемией), в день празднования своего святого тезки - преподобного Павла Обнорского. Отпевание было совершено 23 января в Брюсселе, а похоронен он на кладбище Буа-Коломб под Парижем.

Жизненный путь владыки Павла демонстрирует не только любовь к Церкви, но и любовь к Родине. Жертвенное служение людям и Богу характеризовало этого выдающегося человека, бывшего в течение почти восьми лет Новосибирским архипастырем. Именно готовность пожертвовать собой ради других, ради ближнего, ради Родины и дала нашему народу силу одержать великую победу в страшной войне. Свой вклад в эту победу внес и Новосибирский архипастырь - архиепископ Павел (Голышев).

Литература

Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М.: Московский рабочий, 1994. 619 с.

Киреев А, протод. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2011 годах. М.: [б.и.], 2012. 726 с.

Наречение и хиротония архимандрита Павла (Голышева) // Журнал Московской Патриархии. 1957. № 7. С. 18-21.

Новосибирская епархия. История и современность. Новосибирск: Новинвест плюс, 2006. 255 с.

Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1960. № 10. С. 4-5. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1964. № 4. С. 1-2. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1964. № 8. С. 1-2. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 11. С. 2. Павел (Голышев), игумен. За границей и на Родине // Журнал Московской Патриархии. 1948. № 11. С. 30-34.

Павел (Голышев), игумен. Пять лет на Родине // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 2. С. 42-44.

Патрин П., прот. Времен связующая нить. Новосибирск: [б. и.], 2006. 420 с. Редкие фото: полузабытые страницы епархиальной истории // Православие и Образование [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/print:page,1,13414-redkie-foto-poluzabytye-stranicy-eparhialnoj.html (дата обращения: 15.06.2020).

Сухоруков А.Н. Воспоминания А.И. Кузнецова об архиепископе Павле (Голышеве) // Вестник ПСТГУ II. Сер.: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 24 (3). С. 143-155.

Сухоруков А.Н. Ермоген (Голубев), архиепископ // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 648-653.

References

Evlogiy (Georgievskiy), mitropolit (1994). Put' moey zhizni [The path of my life]. Moscow, Moskovskiy rabochiy. 619 p.

Kireev, A., protod. (2012). Eparkhii i arkhierei Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v 1943-2011 godakh [Dioceses and bishops of the Russian Orthodox Church in 1943-2011]. Moscow. 726 p.

(1957). Narechenie i khirotoniya arkhimandrita Pavla (Golysheva) [Name and consecration of Archimandrite Paul (Golyshev)]. In Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. No. 7, pp. 18-21.

(2006). Novosibirskaya eparkhiya. Istoriya i sovremennost' [Novosibirsk diocese. History and modernity]. Novosibirsk, Novinvest plyus. 255 p.

(1960). Opredeleniya Svyashchennogo Sinoda [Definitions of the Holy Synod]. In Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. No. 10, pp. 4-5.

(1964). Opredeleniya Svyashchennogo Sinoda [Definitions of the Holy Synod]. In Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. No. 4, pp. 1-2.

(1964). Opredeleniya Svyashchennogo Sinoda [Definitions of the Holy Synod]. In Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. No. 8, pp. 1-2.

(1972). Opredeleniya Svyashchennogo Sinoda [Definitions of the Holy Synod]. In Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. No. 11, p. 2.

(2006). Patrin, P., prot. Vremen svyazuyushchaya nit' [Times a connecting thread]. Novosibirsk [s.n.]. 420 p.

(1953). Pavel (Golyshev), igumen. Pyat' let na Rodine [Pavel (Golyshev), abbot. Abroad and at home]. In Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. No. 2, pp. 42-44.

(1948). Pavel (Golyshev), igumen. Za granitsey i na Rodine [Pavel (Golyshev), abbot. Abroad and at home]. In Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. No. 11, pp. 30-34.

Redkie foto: poluzabytye stranitsy eparkhial'noy istorii [Rare photos: half-forgotten pages of diocesan history]. In Pravoslavie i Obrazovanie. Available at: URL: http://www.orthedu.ru/ kraeved/print:page,1,13414-redkie-foto-poluzabytye-stranicy-eparhialnoj.html (date of access 15.06.2020).

Sukhorukov, A.N. (2007). Vospominaniya, A.I. Kuznetsova ob arkhiepiskope Pavle (Goly-sheve) [Memories of A.I. Kuznetsov about Archbishop Paul (Golyshev)]. In Vestnik PSTGU II. Ser.: Istoriya. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Iss. 24 (3), pp. 143-155.

Sukhorukov, A.N. (2008). Ermogen (Golubev), arhiep. [Ermogen (Golubev), Archbishop]. In Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow. Vol. 18, pp. 648-653.

Статья поступила в редакцию 20.03.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.